Равновесие тела человека - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Равновесие тела человека

Равновесие тела

Равновесие тела – это то, без чего человек не смог бы жить и развиваться. Однако мы об этом не задумываемся, так как все задачи по сохранению равновесия и положению тела в пространстве выполняет наш мозг в автоматическом режиме. Но на самом деле это сложнейший и невероятно интересный механизм. Об этом мы сейчас и поговорим.

Местонахождение общего центра тяжести тела при различных позах

Для того чтобы мы могли бегать, кувыркаться, прыгать на одной ноге, ездить на велосипеде или даже просто записывать свои мысли на листке бумаги, одного скелета и сокращений мышц недостаточно. Важно еще контролировать положение тела в пространстве и удерживать равновесие.

Вестибулярный аппарат

За координацию движений у нас отвечает отдел мозга – мозжечок. Мышцами управляет нервная система, а вот равновесием «занимается» вестибулярный аппарат, который находится во внутреннем отделе уха.

Вестибулярный аппарат – это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека. Вестибулярный аппарат является частью внутреннего уха.

Внутреннее ухо из-за его замысловатой формы называют лабиринтом. Лабиринт состоит из улитки, преддверия и полукружных каналов. Улитка – это часть органа слуха, а преддверие и полукружные каналы – это органы равновесия и положения тела в пространстве.

Полукружные каналы

Полукружные каналы находятся в трех перпендикулярных друг к другу плоскостях. Они содержат особую вязкую жидкость: когда мы двигаемся в пространстве или меняем положение головы, уровень жидкости смещается, что чувствуют специальные рецепторы, находящиеся в этих каналах.

Они передают сигнал об изменении положения тела вестибулярному нерву, а дальше информация мгновенно поступает в мозг.

Таким образом, мы сохраняем равновесие тела в самых запутанных обстоятельствах.

Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях – например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где – низ.

Даже выполняя очень сложные движения, человек ориентируется в пространстве и может сохранять равновесие тела. Гимнасты, акробаты или спортсмены по прыжкам на батуте выполняют целый комплекс прыжков и переворотов, но при этом не теряют ориентацию и равновесие.

Отолитовый аппарат

Если полукружные каналы реагируют на вращательные движения, то ускорение и замедление, а также изменение силы тяжести воспринимает отолитовый аппарат. Он состоит из двух мешочков с жидкостью.

В этой жидкости есть маленькие кристаллики солей кальция – отолиты. Они постоянно давят на волоски в мешочках, поэтому мы всегда чувствуем силу тяжести.

Когда мы наклоняем голову или тело вниз, отолиты смещаются, тем самым меняется и давление их на волоски.

Эта информация также поступает в мозг по вестибулярному нерву.

Вестибулярный аппарат с особой тщательностью изучает космическая медицина: в состоянии невесомости у космонавтов перестает функционировать отолитовый аппарат.

Поэтому и создают на космических кораблях искусственную силу тяжести, чтобы вестибулярный аппарат мог работать полноценно.

Отличная работа вестибулярного аппарата необходима людям многих важных профессий: летчикам, морякам, спортсменам, – ведь им приходится определять положение своего тела в исключительно сложных условиях.

Умение сохранять равновесие тела – это залог полноценной жизни. Без этого невозможно было бы представить существование нашей цивилизации, да и мира вообще.

Равновесие тела

Равновесие тела — это состояние покоя тела относительно какой-либо системы отсчета, в частном случае — неподвижность тела относительно окружающей его среды. Равновесие тела бывает статическим и динамическим. При статическом равновесии тела проекция общего центра тяжести тела находится внутри площади опоры (рис. 1). При ходьбе, беге, катании на коньках и т. п. динамическое равновесие тела достигается путем балансирования, т. е. подведением площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела (рис. 2).


Рис. 1. Плоскость опоры тела при вольном стоянии: S — точка, соответствующая проекции общего центра тяжести. Рис. 2. Восстановление равновесия тела путем компенсирующего изменения деятельности мышц ног при наклоне туловища вперед. Проекция центра тяжести (вертикальная линия) возвращена в прежнее положение на плоскость опоры.

В поддержании состояния равновесия тела принимает участие целый ряд сложных систем. Важная роль принадлежит вестибулярному аппарату. Его рецепторная часть расположена во внутреннем ухе и состоит из мешочков преддверия и трех полукружных каналов. При возбуждении вестибулярного аппарата происходит раздражение волосков чувствительного эпителия. Возникающие импульсы передаются по вестибулярному нерву в мозг. В процессе поддержания равновесия тела вестибулярная система осуществляет тесное взаимодействие со зрительным аппаратом. Оба эти аппарата (вестибулярный и зрительный) имеют обширные двусторонние связи с мозжечком. Мозжечок также является очень важным иннервационным звеном в сохранении равновесия тела. Большую роль играют многочисленные рецепторы мышц, сухожилий, суставов и кожи, и прежде всего механизмы мышечного тонуса, а также проприоцептивные рефлексы. Координация всех этих механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях нервной системы — в спинном мозге, стволе мозга и в коре больших полушарий.

Равновесие тела исследуется многочисленными методами. К их числу принадлежит метод стабилографии — регистрация перемещений проекции общего центра тяжести по площади опоры. Равновесие тела нарушается при самых различных заболеваниях: поражениях вестибулярного аппарата, мозжечка, поражениях спинного мозга и т. п.

Равновесие тела — неподвижность его относительно окружающей среды; в узком смысле — сохранение определенного (например, вертикального) положения.

Согласно положениям статики равновесие тела человека при вертикальной стойке относится к неустойчивому типу, так как общий центр тяжести тела лежит выше площади опоры. При стоянии площадь опоры заключена внутри поверхности, образованной наружными контурами обеих стоп и линиями, соединяющими их переднюю и заднюю крайние точки. Равновесие тела сохраняется до тех пор, пока вертикаль (проекция), опущенная из общего центра тяжести тела, не выходит за пределы площади опоры (статическое равновесие тела). Если проекция общего центра тяжести вышла за пределы площади опоры, то восстановление равновесия тела возможно только путем балансирования, т. е. подведения площади опоры под сместившуюся проекцию общего центра тяжести (динамическое равновесие тела). Такой вид равновесия тела имеет место при всех видах перемещений — ходьбе, беге, катании на коньках, велосипеде и т. д. При спокойном стоянии вертикаль через общий центр тяжести тела (рис. 1, нижняя стрелка) проходит впереди осп голеностопных суставов (на 4—5 см) и оси коленных суставов (на 0,5—1,5 см) и позади оси тазобедренных суставов (на 1—3 см), а вертикаль через центр тяжести верхней половины тела (рис. 1, верхняя стрелка), находящейся над осью тазобедренных суставов, проходит впереди позвоночного столба (на 1—2 см кпереди от IV поясничного позвонка). Таким образом, вес тела создает статические (опрокидывающие) моменты сил относительно ряда суставов: действие силы тяжести тела направлено на разгибание в тазобедренных и коленных суставах, на сгибание в голеностопных суставах и переднее сгибание туловища и т. д.

Читайте также:  Сталин о русских и немцах – уникальное видео

Сохранение статического равновесия тела возможно в том случае, если суммарному опрокидывающему моменту, создаваемому силой тяжести тела и другими внешними силами, противодействует равный по величине и противоположный по направлению уравновешивающий (фиксирующий) момент, создаваемый внутренними (мышечными) силами. Чем больше статический (опрокидывающий) момент действует на данный сустав, тем большее усилие должны развивать мышцы этого сустава для фиксации положения. Как показывает регистрация электрической активности мышц, распределение мышечных усилий при сохранении вертикальной позы соответствует биомеханическим особенностям этого положения тела, т. е. соответствует величинам и направлению моментов сил тяжести, действующих на суставы. Так, наибольшая активность обнаруживается у мышц — разгибателей голеностопных суставов, в которых статический момент силы тяжести имеет наибольшую величину. Вместе с уменьшением статических моментов в более высоко расположенных коленных и тазобедренных суставах убывает и степень электрической активности мышц (рис. 2).


Рис. 2. Уровень электрической активности мышц при удобном стоянии (в порядке убывания обозначен зачернением, штриховкой, точками и крестиками): 1— вид спереди; 2 — вид сзади.

Даже при нарочито неподвижной позе происходят постоянные взаимные смещения звеньев тела относительно друг друга (например, в связи с актом дыхания и другими причинами), изменяющие статические опрокидывающие моменты, что приводит к необходимости непрерывного динамического приспособления соответствующих уравновешивающих мышечных моментов. Этот динамический процесс находит свое отражение в колебаниях тела, которые можно зарегистрировать непосредственно (кефалография) или косвенно по перемещению проекции общего центра тяжести по опорной площадке (стабиллография). Сложный характер стабиллограммы (рис. 3) отражает деятельность многоуровневой системы регуляции вертикальной позы человека, включающей различные отделы нервной системы.


Рис. 3. Стабиллографическая регистрация колебаний общего центра тяжести тела человека в вертикальной позе.

Основным рабочим механизмом сохранения позы является спинальная система проприоцептивного рефлекса на растяжение, обусловливающая позный тонус. Рецепторами этого рефлекса служат расположенные в мышцах мышечные веретена, импульсация которых усиливается при растяжении мышцы. Импульсация от мышечных веретен оказывает рефлекторное возбуждающее действие на мотоневроны как собственной мышцы, так и мышц-синергистов. В рефлекторном позном тонусе можно выделить два компонента: статический, определяющий фоновую активность позных мышц, и динамический, обусловливающий непрерывную коррекцию малейших нарушений позы. В соответствии с этим система рефлекса на растяжение включает два типа рецепторов — первичные (динамические) и вторичные (статические) окончания мышечных веретен и два типа мотоневронов — быстрые (фазические) и медленные (тонические), связанные с быстрыми и медленными мышечными волокнами. Уровень активности системы рефлекса на растяжение и его чувствительность к изменениям позы настраивается и регулируется высшими отделами ЦНС в соответствии с информацией, которую эти отделы получают от двигательного, кожного, вестибулярного, зрительного анализаторов.

В системе двигательного анализатора (см. Движения) для сохранения равновесия тела, помимо афферентации от мышечных рецепторов, существенную роль играет также афферентация от рецепторов суставно-связочного аппарата, сигнализирующая о направлении и скорости изменения суставного угла. Особое значение имеет афферентация от рецепторов суставно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника, влияющая на перераспределение рефлекторного тонуса мышц конечностей и туловища в соответствии с изменениями положения головы [шейно-тонические рефлексы (см. Магнуса—Клейна рефлексы)]. Аналогичную роль играет афферентация от рецепторов вестибулярного аппарата (см.), обеспечивающая анализ положения и перемещения головы в пространстве и осуществление в ответ на действие адекватных раздражителей (ускорение, изменение силы тяжести) тонических рефлексов, в том числе статических, включающих рефлексы позы с лабиринта на конечности, шею и туловище, и статокинетических, а также вегетативных реакций. Нарушения равновесия тела, которые наблюдаются в клинике при поражениях мозжечка (см.), по-видимому, связаны со значением последнего в координации проприоцептивных и вестибулярных позных рефлексов.

Участие зрительного анализатора в сохранении равновесия тела связано, с одной стороны, с обеспечением зрительной ориентировки положения тела по отношению к окружающим предметам, а с другой,— с общим действием света как одного из важнейших факторов, определяющих уровень активности ЦНС. В связи с этим закрывание глаз приводит к возрастанию амплитуды колебаний тела, увеличивающейся также при надевании светонепроницаемых очков или при исследовании в затемненном помещении (В. С. Гурфинкель). Когда испытуемый находится в позе Ромберга (см. Ромберга симптом) — со сдвинутыми стопами, площадь опоры уменьшается, а вытянутые вперед руки создают большой опрокидывающий момент, что предъявляет повышенные требования к системе регуляции позы. В этих условиях закрывание глаз, вызывая дополнительные колебания тела, может приводить к явному нарушению равновесия тела и даже падению.

Равновесие тела

Состояние устойчивого положения тела в пространстве.

Во время стояния, т.е. при вертикальном положении тела, равнодействующая всех сил, направленных на общий центр тяжести (ОЦТ) тела, расположена на уровне второго крестцового позвонка и проецируется на центральный участок площади опоры (подошвы ног). Всякое изменение вертикального положения, вызванное движением головы, туловища или конечностей, приводит к смещению ОЦТ. Сохранение Р. т. в таких условиях достигается рефлекторным сокращением постуральных мышц, т.е. мышц, обеспечивающих сохранение позы.

С помощью специфических постуральных рефлексов осуществляются уравновешивание движущейся массы тела в условиях, когда ОЦТ переносится с одной ноги на другую, и движения при ходьбе и беге. Используя балансирующие движения, а также регулируя опорные усилия, человек способен сохранять равновесие в момент; когда центр тяжести его тела выходит за пределы площади опоры, как, например, у бегуна в момент старта. Биомеханическая особенность движений при ходьбе, беге, езде на велосипеде, хождении по канату заключается в том, что при их выполнении опорная поверхность подводится под проекцию центра тяжести.

Другую группу постуральных рефлексов составляют защитные движения, которые позволяют сохранять равновесие, когда на тело действуют горизонтальные или вращательные силы. Наклоны площади опоры сопровождаются компенсаторными изменениями позы, охватывающими все мышцы тела. В норме восстановление утерянного равновесия достигается с помощью автоматизированных выпрямительных рефлексов, участвующих в осуществлении сложных произвольных движений (Движения).

Сокращение антигравитационных мышц может быть вызвано афферентными импульсами, идущими от тактильных рецепторов подошвы стопы, рецепторов сетчатки и вестибулярного аппарата. В положении стоя эти афферентные системы оказывают стабилизирующее влияние на колебания ОЦТ благодаря активации опорной мускулатуры по α- и γ-эфферентным путям. Механизмы регуляции порога возбудимости проприоцепторов обеспечивают пластичное приспособление мускулатуры к различным двигательным актам. Зрительные и вестибулярные постуральные рефлексы играют особенно важную роль в формировании предвосхищающих моторных команд при ходьбе по неровной поверхности (подъем, спуск). В патологических случаях оптомоторные позные рефлексы компенсируют выпадение проприоцептивной афферентации, в нормальных условиях зрение опосредует взаимодействие систем постурального равновесия и ориентации в ближнем пространстве.

Читайте также:  Что такое аутентичность – значение и примеры

Центральная регуляция Р. т., как предполагают, обеспечивается иерархически построенной функциональной системой, которая интегрирует разномодальную афферентацию, пользуясь обобщенными параметрами, к числу которых относится, по-видимому, положение тела в пространстве. Деятельность этой «следящей» системы, регистрирующей разницу между реальным и заданным положением, обусловливает текущую и опережающую регуляцию позных компонентов произвольных двигательных актов.

Афферентные пути постуральных рефлексов проходят через таламус, а эфферентные центры расположены в базальных ядрах, при поражении которых (например, при паркинсонизме) возникает выпадение постуральных рефлексов. Бульбарный и спинальный центры экстензорных (в т.ч. разгибательных) рефлексов испытывают в норме тормозящее центробежное влияние. Поэтому при нарушении анатомической целостности пирамидных путей возникают спастические Параличи. Расстройство постуральных рефлексов не исключает возможности координации произвольных движений за счет психомоторной системы регуляции двигательных актов. Для оценки различных физиологических и биомеханических характеристик применяют циклограмметрическую съемку движений, регистрацию электрической активности мышц тела (см. Электромиография).

Библиогр.: Батуев А.С. и Таиров О.П. Мозг и организация движений, Л., 1978; Гурфинкель В.С. и др. Стабилизация положения корпуса — основная задача позной регуляции, Физиол. человека, т. 7, № 3, с. 400, 1981.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И РАВНОВЕСИЕ

Центр тяжести — это точка, к которой может быть приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела, т. е. место, где как бы сосредоточен весь вес тела. По отношению к этой точке части тела автоматически располагаются так, чтобы тело сохраняло равновесие. Для художника нахождение центра тяжести приобретает наибольшее значение в стоячей позе, в особенности если модель стоит на одной ноге. На стоящей спокойно фигуре центр тяжести находится в области крестца несколько выше середины роста, но при наклонах он перемещается в направлении наклона (рис. 69).

Площадь опоры для стоящего человека—это площадь, которая лежит между подошвами его ног с прибавлением тех участков площади, на которую они опираются. Равновесие тем устойчивее, чем шире площадь опоры, поэтому если хотят стоять устойчиво, широко расставляют ноги. Чем уже площадь опоры, тем менее устойчиво равновесие, например, у человека, стоящего на одной ноге, вся площадь опоры — это площадь, занимаемая подошвой этой ноги. У сидящей фигуры площадь опоры больше, а у лежащей — еще больше. Тело будет в равновесии, если вертикаль, опущенная из центра тяжести, падает на площадь опоры. Чем ближе к краю опорной площади падает эта вертикаль, тем менее устойчиво равновесие (поэтому у стоящего на одной ноге равновесие мало устойчиво, так как вертикаль эта падает близко к границе опорной площади и при колебаниях легко может выйти за ее границу).

При наклонах фигуры вертикаль приближается к краю опорной площади, а при сильных наклонах выходит за ее черту, поэтому при сильных наклонах надо перемещать центр тяжести обратно, а для этого переносить часть туловища в противоположную сторону. Например, при наклонах вперед таз переносится назад (попробуйте наклониться вперед, став вплотную пятками к стене; это не удастся: туловище будет падать, так как таз нельзя перенести кзади). Если нести в одной руке тяжесть, например ведро с водой, то туловище надо отклонить в противоположную сторону, а если воды много, даже вытянуть свободную руку. Нельзя встать со стула, не наклонив туловище вперед. Таких примеров при явной потере равновесия множество. Но тело стремится к наиболее устойчивому спокойному положению даже тогда, когда равновесие явно не теряется. Человек инстинктивно стремится принять та-

Рис. 69. Различное положение тела человека:

/ — неустойчивое положение (слева), устойчивое положение (справа); II— незначительное перенесение тяжести вперед, способствующее поступательному движению при ходьбе; III — значительное перемещение тяжести тела вперед — способствующее быстрому бегу; IV — равномерное распределение тяжести тела при подъеме и опускании на корточки; V — перенесение тяжести тела и груза вперед для подъема на лестницу; VI — если ступни нельзя поместить

под сиденьем, необходимо при подъеме переместить часть тяжести тела вперед; VII — при перемещении ступней под сиденье можно подниматься плавно; VIII — стоя вплотную к стене, нагнуться нельзя — можно упасть; /X — необходимо отступить от стены, чтобы перенести часть тела назад, выгнув таз; X — использование потери равновесия при нанесении удара

— в боксе, б — при рубке дров)

кую позу, т. е. взаимно расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры так, чтобы поза была более устойчива (чтобы меньше всего была подвержена потере равновесия при наименьшей затрате мышечной силы).

Это стремление к устойчивости и покою легче всего увидеть, если поставить натурщика в свободную позу, опирающимся на одну ногу и с другой отставленной ногой, не поправлять его и дать самому принять удобное положение. В этой позе таз будет отнесен в сторону опорной ноги и наклонен в сторону отставленной, грудная клетка тоже отнесена в сторону опорной ноги. Остальные части фигуры: шея, голова, плечевой пояс, руки — тоже займут положение, наиболее благоприятствующее полному сохранению равновесия, т. е. наиболее удобное. Если проверить это на себе, став самому в ту же позу (желательно перед зеркалом) и, приняв наиболее покойное удобное положение, затем нарочно переместить какую-нибудь часть тела — переменить наклон головы, переместить руку, приподнять плечо, то можно заметить или небольшое колебание всей фигуры, или незначительное перемещение ее частей — руки, лопатки, головы, шеи; тело автоматически компенсирует даже малую потерю устойчивости, которую вызвало нарочитое движение.

Взаимодействие частей тела для сохранения гармонического равновесия и является основой пластичности фигуры.

Нарушения равновесия и связанные с этим наклон, падения или бросок тела автоматически используются человеком при движениях. Если человек поднимается со стула, он нарушает равновесие наклоном туловища вперед, и это помогает ему подняться. Наклон вперед при подъеме на лестницу или в гору помогает подъему. При беге и прыжках наклон и падение туловища вперед усиливают движение. При рубке дров, метании копья умелый рывок туловища дает больший эффект, чем мышечная работа рук. Если в рукопашном бою (боксе) боец с размахом всего туловища, т. е., использовав потерю равновесия, нанесет удар противнику, он должен для восстановления равновесия попасть в него, т. е. встретить сопротивление. Если же он не попал в противника, то упадет, или для сохранения равновесия должен быстро переступить ногами в направлении удара.

Читайте также:  Александр макендоский и буцефал интересные факты

Конечно, художник не может точно определять местоположение и перемещение центра тяжести. Надо лишь иметь ясное представление об этом и, наблюдая и работая над натурой, вырабатывать в себе ощущение соразмерности и пластичности фигуры.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И РАВНОВЕСИЕ

Центр тяжести — это точка, к которой может быть приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела, т. е. место, где как бы сосредоточен весь вес тела. По отношению к этой точке части тела автоматически располагаются так, чтобы тело сохраняло равновесие. Для художника нахождение центра тяжести приобретает наибольшее значение в стоячей позе, в особенности если модель стоит на одной ноге. На стоящей спокойно фигуре центр тяжести находится в области крестца несколько выше середины роста, но при наклонах он перемещается в направлении наклона (рис. 69).

Площадь опоры для стоящего человека—это площадь, которая лежит между подошвами его ног с прибавлением тех участков площади, на которую они опираются. Равновесие тем устойчивее, чем шире площадь опоры, поэтому если хотят стоять устойчиво, широко расставляют ноги. Чем уже площадь опоры, тем менее устойчиво равновесие, например, у человека, стоящего на одной ноге, вся площадь опоры — это площадь, занимаемая подошвой этой ноги. У сидящей фигуры площадь опоры больше, а у лежащей — еще больше. Тело будет в равновесии, если вертикаль, опущенная из центра тяжести, падает на площадь опоры. Чем ближе к краю опорной площади падает эта вертикаль, тем менее устойчиво равновесие (поэтому у стоящего на одной ноге равновесие мало устойчиво, так как вертикаль эта падает близко к границе опорной площади и при колебаниях легко может выйти за ее границу).

При наклонах фигуры вертикаль приближается к краю опорной площади, а при сильных наклонах выходит за ее черту, поэтому при сильных наклонах надо перемещать центр тяжести обратно, а для этого переносить часть туловища в противоположную сторону. Например, при наклонах вперед таз переносится назад (попробуйте наклониться вперед, став вплотную пятками к стене; это не удастся: туловище будет падать, так как таз нельзя перенести кзади). Если нести в одной руке тяжесть, например ведро с водой, то туловище надо отклонить в противоположную сторону, а если воды много, даже вытянуть свободную руку. Нельзя встать со стула, не наклонив туловище вперед. Таких примеров при явной потере равновесия множество. Но тело стремится к наиболее устойчивому спокойному положению даже тогда, когда равновесие явно не теряется. Человек инстинктивно стремится принять та-

Рис. 69. Различное положение тела человека:

/ — неустойчивое положение (слева), устойчивое положение (справа); II— незначительное перенесение тяжести вперед, способствующее поступательному движению при ходьбе; III — значительное перемещение тяжести тела вперед — способствующее быстрому бегу; IV — равномерное распределение тяжести тела при подъеме и опускании на корточки; V — перенесение тяжести тела и груза вперед для подъема на лестницу; VI — если ступни нельзя поместить

под сиденьем, необходимо при подъеме переместить часть тяжести тела вперед; VII — при перемещении ступней под сиденье можно подниматься плавно; VIII — стоя вплотную к стене, нагнуться нельзя — можно упасть; /X — необходимо отступить от стены, чтобы перенести часть тела назад, выгнув таз; X — использование потери равновесия при нанесении удара

— в боксе, б — при рубке дров)

кую позу, т. е. взаимно расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры так, чтобы поза была более устойчива (чтобы меньше всего была подвержена потере равновесия при наименьшей затрате мышечной силы).

Это стремление к устойчивости и покою легче всего увидеть, если поставить натурщика в свободную позу, опирающимся на одну ногу и с другой отставленной ногой, не поправлять его и дать самому принять удобное положение. В этой позе таз будет отнесен в сторону опорной ноги и наклонен в сторону отставленной, грудная клетка тоже отнесена в сторону опорной ноги. Остальные части фигуры: шея, голова, плечевой пояс, руки — тоже займут положение, наиболее благоприятствующее полному сохранению равновесия, т. е. наиболее удобное. Если проверить это на себе, став самому в ту же позу (желательно перед зеркалом) и, приняв наиболее покойное удобное положение, затем нарочно переместить какую-нибудь часть тела — переменить наклон головы, переместить руку, приподнять плечо, то можно заметить или небольшое колебание всей фигуры, или незначительное перемещение ее частей — руки, лопатки, головы, шеи; тело автоматически компенсирует даже малую потерю устойчивости, которую вызвало нарочитое движение.

Взаимодействие частей тела для сохранения гармонического равновесия и является основой пластичности фигуры.

Нарушения равновесия и связанные с этим наклон, падения или бросок тела автоматически используются человеком при движениях. Если человек поднимается со стула, он нарушает равновесие наклоном туловища вперед, и это помогает ему подняться. Наклон вперед при подъеме на лестницу или в гору помогает подъему. При беге и прыжках наклон и падение туловища вперед усиливают движение. При рубке дров, метании копья умелый рывок туловища дает больший эффект, чем мышечная работа рук. Если в рукопашном бою (боксе) боец с размахом всего туловища, т. е., использовав потерю равновесия, нанесет удар противнику, он должен для восстановления равновесия попасть в него, т. е. встретить сопротивление. Если же он не попал в противника, то упадет, или для сохранения равновесия должен быстро переступить ногами в направлении удара.

Конечно, художник не может точно определять местоположение и перемещение центра тяжести. Надо лишь иметь ясное представление об этом и, наблюдая и работая над натурой, вырабатывать в себе ощущение соразмерности и пластичности фигуры.

Ссылка на основную публикацию