Израильское царство – краткая история - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Израильское царство – краткая история

Израильское царство

Израильское государство, по сравнению с империями того времени, было небольшим и просуществовало недолго.

Однако прародина израильского народа стала для евреев мощным духовным и политическим символом, помогла им пережить многовековое изгнание и рассеяние по миру, последовавшее после гибели их царства.

Если вам нравится история, тогда данная статья именно для вас. Перед вами краткая история древнего Израильского царства. О современном Израиле читайте здесь.

Древний Израиль

В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя Иерусалим и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил налоги, а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и Египте, положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Храм Соломона

Согласно описанию в Книге Царств, Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме для хранения ковчега Завета, состоял из трех помещений: притвор, святилище и святая святых, где и находился ковчег.

Первый Храм (Храм Соломона)

Царь Давид распространил свою власть на обширную территорию, но ок. 925 г. до н. э. она разделилась на два государства: Израиль (на севере) со столицей Самарией и Иудею (на юге) со столицей Иерусалимом.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.

Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Кратко об Израильском царстве

Ниже приведена таблица с основными датами древнего Израильского царства.

Краткая история Израиля

При раскопках Месопотамии были найдены артефакты и рукописи, датируемые 2000-1500 г. до н.э. Они являются свидетельством того, что история государства Израиль, описанная в Ветхом Завете, начинается в 17в. до н.э. с описания жизни Авраама-отца, Ицхака-сына, и Яакова — внука, с которых собственно и началась история евреев.

Библейский период

По легенде, патриарх с семьей был призван в Ханаан. Б-г обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя. Но очень скоро эти края постигает голод. Яаков вынужден ради выживания своего рода переселиться в Египет. В пустынные земли мигрировали все двенадцать сыновей Яакова вместе с семьями, где в дальнейшем все их потомки были обращены в рабство. И только когда в истории Израиля появился Моисей, который вывел с египетских земель свой народ, был положен конец четырехсотлетнему игу. В период сорокалетнего скитания по Синайской пустыне, когда народу еврейскому была дарована Тора и появилось целое поколение свободных людей, зародилась религия иудаизм.

Прибыв в Землю Израильскую и преумножив территорию ее в течении следующих 200 лет, израильтяне ушли от кочевого образа жизни. Вступая периодически в междоусобные войны, общины изматывали друг друга, что было выгодно филистимлянам, которые жили на средиземноморском побережье страны. Противостояние филистимлянам отдельными племенами считалось занятием рискованным, в результате этого назрел один из важнейших этапов в зарождении государства Израиль – объединение племен.

Объединенное царство

Первым царем объединенного царства стал Шауль (приблизительно 1020г. до н.э.), царь Давид же расширил страну территориально, прославил и сделал самым сильным государством региона (примерно 1004-965 гг. до н.э.). В период своего правления Давид решил проблему с филистимлянами, расширил границы от берегов Евфрата до Египта и Красного моря, объединил все 12 израилевых колен.

Статуя Царя Давида в Иерусалиме

Сын Давида, Соломон (Шломо, примерно. 965-930 гг. до н.э.) делал все, чтобы за годы его правления богатство, завоеванное его отцом, только приумножалось. Основные направления политики Соломона — развитие экономики, укрепления городов и строительство. При нем был построен Первый Иерусалимский Храм.

Читайте также:  Французский документ 17 века – интересные факты

Но увы, после смерти Соломона, в результате восстания, страна была разделена на два царства. Южное – это Иудея, столица Иерусалим, северное – это Израиль, столица Самария, которое существовало около двухсот лет, пока Ассирия в 722 г. до н.э., набрав военную мощь, не захватила его. Иудея же пала под натиском Вавилона в 586г. до н.э., просуществовав 350 лет в независимости. Результатом завоевания обоих царств было разрушение Первого Иерусалимского Храма и изгнание израильского народа. Иудейский же народ был уведен царем Навуходоносором в плен, который в последствии назвали Вавилонское пленение.

Таким образом был положен конец еврейской государственности. Также именно в этот период возникает еврейская диаспора, т.е. иудаизм развивается как система религии и образ жизни вынесенный за пределы Израильской Земли. Благодаря этому на сегодняшний день разбросанные по всему миру евреи смогли сохранить свою уникальность.

Возвращение, восстановление Храма, очередные завоеватели.

По указу персидского царя Кира, в 538 г. до н.э. захватившего Вавилон, около 50 тысяч евреев с Зерувавелем во главе смогли вернуться на Израильскую землю, что в последствии назвали Первым Возвращением. Второе случилось вскоре, во главе с Эзрой-книжником. В конечном итоге после этого переселения обосновавшимся на исторической родине евреям предоставили частичное самоуправление, сначала под персидским, а затем под греческим (ок. 332-142 гг. до н.э.) владычеством.

В этот период был восстановлен Иерусалимский Храм. Но после вступления на Израильскую землю войск Александра Македонского (ок. 332 г. до н.э.), страна была подчинена Сирии, а евреям оставили только религиозную независимость, что никак не совпадало с ожиданиями народа. Правившие в Сирии Селевкиды признали автономию Иудеи в результате восстаний, возглавляемых Хасмонеями. И только после их падения появилась возможность возродить независимое еврейское государство. Но именно в этот период возникла Римская империя, провозгласившая землю Израиля своей провинцией, и поставившая Ирода главой государства в 37г.до н.э.

Победа Иегуды Маккавея, Gustave Doré’

Сразу после смерти Ирода был повергнут и полностью разрушен Иерусалим, а также Второй Храм. Иудея перешла напрямую в подчинение Рима, с 73г. переименовалась в Палестину.

Арабы

Завоевав в 636 г Израильскую землю, арабы правили на ней на протяжении почти 500 лет. Был введен дополнительный налог на веру, в результате чего евреям Иерусалима была дарована свобода вероисповедания.

Крестоносцы, Мамлюки, Османы

Однако безопасность евреев арабы не смогли обеспечить. В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, большая часть еврейского населения была уничтожена. В 1291 г. Мамлюки прервали власть крестоносцев. В свою очередь они довели эту землю до полного упадка, и в 1517 году без боев отдали ее Османской империи.

Émile Signol Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. 1847 год.

Зарождение сионизма, конец Османского владычества

В новой стране положение евреев было сносным, в Иерусалиме преобладало еврейское население. Обнесенный городской стеной Иерусалим в середине XIX в. оказался перенаселенным, в результате чего появился первый квартал вне стен города, за которым были построены евреями еще 7, они стали основой Нового города. Иврит был возрожден, начали появляться вспышки сионизма — еврейское движение за национальное освобождение, вследствие которого из Восточной Европы в конце 19— начале 20 в. в страну устремились два больших течения евреев, вдохновленных сионистской идеологией. Еврейское население страны к 1914г составляло 85000 человек, которые освободились от 400 летнего Османского владычества после прихода в декабре 1917 г. британской армии.

Британский мандат

Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной (так называлась в то время страна) в июле 1922 г., в котором признавалась «историческая связь еврейского народа с Палестиной». Великобритания должна была ускорить создание еврейского национального очага в Палестине — Эрец-Исраэль.

Сбор апельсинов в Яффо, 1937 г.

Волна репатриации, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, но с этим не согласились арабы, считавшие исконно своими земли Палестины. Британия предложила разделить страну на два государства в 1937 г., еврейское и арабское, арабы вновь не согласились, и решили отстаивать свой взгляд с помощью оружия.

Вторая мировая война, Холокост

Этот вопрос мог потерять актуальность из-за учиненного фашистами геноцида через два года, когда началась вторая мировая война. Шаг за шагом осуществляя план уничтожения еврейского народа нацисты убили 6 млн. евреев, в том числе более 1,5 млн. детей. После этих ужасных событий, особенно остро стал вопрос о независимом государстве, где могли бы без страха расправы над собой жить все евреи.

Британское правительство, не справилось со своей миротворческой миссией на Ближнем востоке, и в апреле 1947 г. «палестинский вопрос» был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи. От данной организации также поступило предложение о разделении страны на два государства, еврейское и арабское, на период истечения британского мандата 14 мая 1947, евреев в стране было 650 тыс. Они являли собой организованное общество, с весьма развитой социальной системой.

Создание Государства Израиль

14 мая 1948 г. было провозглашено создание Государства Израиль в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, первым президентом стал Давид Бен-Гурион.

Арабо-израильские войны

Не успели израильтяне даже отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как в пределы, только что образованного государства, вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Армия израильтян отразила атаку захватчиков, длившуюся 15 месяцев. В результате пересмотра карты Галилея, весь Негев, прибрежная равнина, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.

Ситуация в регионе еще долго оставалась крайне напряженной, окружившие кольцом Израиль арабские страны не прекращали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что, подписав в 1956 г. трехсторонний военный пакт Египет, Сирия и Иордания практически вынесли смертный приговор Израилю. Решив расправиться с Израилем в кратчайшие сроки Египет, Сирия и Иордания вторглись одновременно на территорию Израиля, который нанес ответный удар по всем трем направлениям 5 июня 1967 г. Эта война вошла в историю под название шестидневная, именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и Голанские высоты; что позволило свободное плавание израильских судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим стал единым городом под израильским суверенитетом после соединения со своей восточной половиной.

Читайте также:  Доказательства бытия бога – фома аквинский

Мир с Иорданией и Египтом

Несмотря ни на что, арабские страны этот самый израильский суверенитет признавать не очень-то и спешили. Президент Египта Анвар Садат первым решился разорвать этот замкнутый круг, подписав 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, положил конец тридцатилетней войне между двумя странами.

26 октября 1994 г был подписан иордано-израильского мирный договор. Статус Западного берега не определен по сей день. Переговоры с Палестиной все еще продолжаются вызывая недовольство, то одной, то другой стороны.
Перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, которые в сложившихся условиях направлены на продолжение мирного процесса, и, соответственно, расширение дипломатических связей, обеспечения безопасности страны, которые в целом должны помочь развитию и укреплению Израиля в последующих столетиях.

Израильское царство

Полное названиеממלכת ישראל
СтолицаИерусалим
Форма правлениямонархия
Государственный языкиврит
Этнические группыевреи
Религияиудаизм

Содержание

[править] Общие сведения

В период расцвета при Давиде и Соломоне Израильское царство владело территорией части Синайского полуострова, всей Палестиной (точнее, Ханаан-Эрец-Исраэль) и современной Иорданией, Ливаном и Сирией. Также Библия указывает на заморские колонии Израиля в Таршише (по-видимому, Гадес [2] ) и в Офире (неустановленная страна в акватории Индийского океана).

Название Израиль (Исраэ́ль, на иврите ישראל‎) этимологически объясняет «Книга Бытия», в которой патриарх Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль: «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» [3] . В имени «Израиль», кроме патриарха и страны, также называется и народ. Первое (небиблейское )в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец 13 в. до н. э.); оно относится к народу [4] .

[править] Правительство

Рядом с царём стояло правительство из нескольких человек. В древних фрагментах упоминается о существовании особой должности главного военачальника, שר צכא, начальника корпуса телохранителей, вербовавшихся из иноземцев, פלתי и כרתי, надзирателя за налогами, על המס, государственного секретаря, заведовавшего направлением всех дел, מזכיר, и заведовавшего архивом, и официального историографа, סופר. Провинциями правили наместники.

[править] История

До царей, евреями правили суффеты.

Израильское царство было основано возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Затем, царём Израиля стал Давид. Это период наивысшего территориального, политического и военного развития Израильского царства. Около 1010 г. до н. э. Давид перенёс столицу государства в Иерусалим.

Соломон (1010 г. до н. э. — 970 г. до н. э.) — вошёл в историю как строитель Иерусалимского Храма. Правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Давид и Соломон были в дружбе и в союзе с финикийским городом-государством Тир.

После смерти Соломона в 930 г. до н. э. Израильское царство распалось. Сын Соломона Ровоам проводил чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство (ממלכת ישראל‎).

Колена же Иуды и Вениамина остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное как Иудейское царство.

Цари северного Израильского царства отступили от монотеистического служения Яхве, воздвигали храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем поклонялись божествам финикийского культа.

В этом Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя).

В 722 г. до н. э. Северное Израильское царство было захвачено ассирийской армией. Все десять колен, населявшие Северное Израильское царство, были уведены в плен и дальнейшая судьба их неизвестна.

Краткий обзор истории царства Израильского

(930-721 гг. до н.э.)

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в Единого Бога — Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы.

Но не так думал Иеровоам — первый царь Израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12, 28).

Читайте также:  Фото полины гагариной

Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религию, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Так говорит Господь Бог Израилев: … и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14, 7, 10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля – Самарии. 24* Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году до н.э. опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, и хотя приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 гг. до н.э. и имело девятнадцать царей. 25* 29*

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10628 — | 8005 — или читать все.

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО -древнее государство в Северной Палестине.

Гео­гра­фическим ядром Израильского царства был гор­ный ре­ги­он, про­тя­нув­ший­ся от северных под­сту­пов к Ие­ру­са­ли­му до Из­ре­ель­ской до­ли­ны; главными го­ро­да­ми это­го ре­гио­на бы­ли Си­хем (еврейский Ше­хем; современный На­блус; по-ви­ди­мо­му, пер­вая сто­ли­ца Израильского царства), Фир­ца (еврейский Тир­ца; сто­ли­ца Израильского царства в начале IX века), Са­ма­рия (еврейский Шом­рон; сто­ли­ца Израильского царства со 2-й четверти IX века и до кон­ца его су­ще­ст­во­ва­ния) и Ве­филь (евр. Бет-Эль). В пе­рио­ды уси­ле­ния Израильского царства под его кон­тро­лем на­хо­ди­лась вся Северная Па­ле­сти­на (вплоть до города Дан вклю­чи­тель­но, т. е. прак­ти­че­ски до современной из­ра­иль­ско-ли­ван­ской гра­ни­цы), а так­же Заи­ор­да­нье (тер­ри­то­рии, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щие с вос­то­ка к реке Иор­дан и Мёрт­во­му мо­рю).

Со­глас­но Биб­лии, к X веку на тер­ри­то­рии Па­ле­сти­ны сло­жи­лось мо­гу­ще­ст­вен­ное еврейское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме, од­на­ко по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (ко­то­рая мо­жет быть от­не­се­на к 920-м или 930-м годам) это цар­ст­во рас­ко­ло­лось на Се­вер­ное (Израильское царство) и Юж­ное (Иу­дей­ское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме). Не­взи­рая на поч­ти по­сто­ян­ные вой­ны друг с дру­гом, два еврейских го­су­дар­ст­ва на­хо­ди­лись в тес­ной свя­зи. Зем­ли Израильского царства бы­ли бо­лее пло­до­род­ны­ми, чем зем­ли Иу­дей­ско­го цар­ст­ва; ре­мёс­ла и городская жизнь так­же бы­ли бо­лее раз­ви­ты, чем на юге. В пе­рио­ды военного уси­ле­ния Израильское царство стре­ми­лось пре­вра­тить Иу­дей­ское цар­ст­во в сво­его вас­са­ла. Ис­то­рия Израильского царства до начала IX века вклю­чи­тель­но из­вест­на нам толь­ко из биб­лей­ских пре­да­ний. На 2-ю треть — середину IX века при­хо­дит­ся рас­цвет Израильского царства. Это вре­мя прав­ле­ния ца­ря Ом­ри (ко­то­рый, со­глас­но Биб­лии, был ос­но­ва­те­лем Са­ма­рии) и его сы­на Аха­ва. Ко вре­ме­ни Аха­ва от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние Израильского царства в др. ис­точ­ни­ках (кро­ме Биб­лии) — в рас­ска­зе ас­сирийского ца­ря Сал­ма­на­са­ра III о бит­ве при Кар­ка­ре в 853 году. За пе­рио­дом по­ли­тической сла­бо­сти (2-я половина IX — начало VIII веков) по­сле­до­вал но­вый рас­цвет Израильского царства при Ие­ро­воа­ме II (786-746 годы).

В хо­де во­енных кам­па­ний 734-732 годов ас­сирийский царь Тиг­лат­па­ла­сар III пре­вра­тил Израильское царство в сво­его дан­ни­ка и зна­чи­тель­но умень­шил его тер­ри­то­рию. Со­бы­тия по­след­них лет су­ще­ст­во­ва­ния Израильского царства не­яс­ны. Со­глас­но од­ной из над­пи­сей ас­сирийского ца­ря Сар­го­на II, в пер­вый год сво­его прав­ле­ния (722 год) он раз­ру­шил Са­ма­рию и по­ло­жил ко­нец не­за­ви­си­мо­сти Израильского царства, но многие учё­ные счи­та­ют, что это про­изо­ш­ло ещё при его пред­ше­ст­вен­ни­ке Сал­ма­на­са­ре V. Так или ина­че, зна­чительная часть жи­те­лей Израильского царства бы­ла де­пор­ти­ро­ва­на Сар­го­ном II в от­да­лён­ные про­вин­ции Ас­си­рии, а на тер­ри­то­рии бывшего Израильского царства пе­ре­се­ле­ны лю­ди из др. стран. Од­на­ко в це­лом ме­ст­ное на­се­ле­ние со­хра­ни­ло многие тра­ди­ции древнееврейского язы­ка, куль­ту­ры и ре­ли­гии; сфор­ми­ро­вав­ший­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го Израильского царства свое­об­раз­ный эт­нос (са­ма­ри­тя­не) хо­ро­шо из­вес­тен по ан­тич­ным и средневековым ис­точ­ни­кам, не­боль­шие об­щи­ны са­ма­ри­тян со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Со­глас­но Биб­лии, по­стро­ен­ный Со­ло­мо­ном в Ие­ру­са­ли­ме Храм яв­лял­ся един­ст­вен­ным ме­стом, где мож­но бы­ло со­вер­шать бо­го­слу­же­ние. Ца­ри же, ес­те­ст­вен­но, по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли свя­ти­ли­щам, на­хо­дя­щим­ся на тер­ри­то­рии Израильского царства (Ве­филь, Дан, Са­ма­рия). По­это­му они (и пре­ж­де все­го ос­но­ва­тель Израильского царства Ие­ро­во­ам I) трак­ту­ют­ся в Биб­лии как от­ступ­ни­ки, вся ис­то­рия Израильского царства пред­ста­ёт как гре­хов­ная, а ко­нец его — как за­слу­жен­ная ка­ра. На тер­ри­то­рии Израильского царства про­по­ве­до­ва­ли про­ро­ки биб­лей­ские (Илия, Ели­сей, Амос и Осия).

Ссылка на основную публикацию