Иоганн гете – биография, личная жизнь, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Иоганн гете – биография, личная жизнь, фото

Иоганн Гете

Иоганн Гете – выдающийся немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.

Произведения Гете, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы (см. интересные факты о литературе). Гений мыслителя заключался в его удивительной разносторонности и глубине познания.

В биографии Гете есть много неоднозначных моментов, о которых вы сможете узнать прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Гете.

Биография Гете

Иоганн Вольфганг фон Гете родился 28 августа 1749 г. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Он рос в образованной и обеспеченной семье.

Его отец, Каспар Гете, был юристом и имперским советником. Мать, Катарина Элизабет, являлась дочерью верховного судьи.

Интересно, что девушку выдали замуж за Каспара, когда ей едва исполнилось 17 лет, в то время как ее мужу было уже 38 лет.

У супругов родилось шестеро детей, четверо из которых умерли еще в младенческом возрасте. В результате в живых остались только мальчик Иоганн и девочка Корнелия.

Когда отец Гете получил в наследство огромное состояние, он перестал работать. Ему нравилось путешествовать по разным странам и получать новые знания, поскольку его сильно интересовала литература.

В домашней библиотеке Гете насчитывалось около 2000 книг, благодаря чему Иоганн, много читавший, с раннего детства отличался глубокомыслием.

Детство и юность

Когда Иоганну Гете исполнилось 6 лет, в его биографии произошел переломный момент: он узнал о крупном землетрясении в Лиссабоне, в результате которого погибло множество людей.

Иоганн Гете в юности

После этого Иоганн начал размышлять о Боге. Мальчик не мог понять, как добрый и справедливый Творец мог допустить гибель стольких людей.

В связи с этим он долгое время размышлял над разными религиозными вопросами.

Детство будущего писателя было весьма радостным и беззаботным. При этом, хотя их семья была очень богатой, Иоганн Гете не был избалованным ребенком.

Ему очень нравилось проводить свободное время в библиотеке, читая разные интересные книги. Он был любознательным ребенком и в возрасте 10 лет уже сочинял стихи.

В 1756 г. Гете пошел в школу, но проучившись в ней всего 3 года, перешел на домашнее обучение.

Родители нанимали для него лучших преподавателей, которые только были в Германии.

Интересно, что помимо традиционных предметов, мальчик интересовался рисованием. Кроме этого, Гете обучался езде на лошади, фехтованию, танцам, а также игрой на виолончели и фортепиано.

Достигнув 16-летнего возраста, он успешно сдает экзамены в престижный Лейпцигский университет на юридический факультет. Его отец мечтал, чтобы Иоганн стал юристом. Однако юриспруденция мало интересовала юношу.

Вместо этого он уделял внимание философии, естествознанию и литературе. В данный период биографии он посещал лекции писателя и философа Христиана Геллерта, а также познакомился со знаменитым искусствоведом Винкельманом.

Во время учебы у Гете появилось множество друзей, поскольку он был общительным и открытым человеком. Он ходил на разные светские мероприятия и часто участвовал в дискуссиях об искусстве.

Студент Гете ни в чем не имел нужды, поскольку ежемесячно получал от отца солидную сумму денег.

Однако именно тогда в его биографии происходит серьезная неприятность: у него обнаруживают туберкулез, в результате чего ему приходится вернуться домой, не закончив университет.

Гете-старшего очень расстроило то, что сын не получил диплома об образовании, в связи с чем отношения между ними серьезно натянулись.

Творчество Гете

Приехав домой, Иоганн Гете долгое время лечился от своей болезни. В этот период он написал комедию «Соучастники», ставшую первым серьезным произведением в его биографии.

В 1770 г. он отправляется в Страсбург, чтобы все-таки получить юридическое образование. Там он активно изучает филологию, а также проявляет интерес к химии и медицине.

Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787 г.

Позже Иоганн Гете познакомился с искусствоведом и богословом Иоганном Гердером, который положительно отозвался о перспективном ученике.

Однажды в Страсбурге он встретился с Фридерикой Брион и сразу же в нее влюбился. Писатель начал посвящать ей любовные стихи, признаваясь в своих чувствах.

Однако прошло совсем немного времени, и внезапно вспыхнувшая любовь угасла, а девушка перестала его интересовать, о чем он честно написал ей в своем письме.

Произведения Гете

В 1773 г. Иоганн Гете публикует пьесу «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая приносит ему определенную популярность.

Следующей возлюбленной Гете становится Шарлотта Буфф, которую он увидел на балу. Но девушка не проявляла к нему никакого интереса, в связи с чем он впал в депрессию.

«Страдания юного Вертера»

Однако именно благодаря своему тяжелому душевному состояние, Иоганну Гете удалось написать великолепный роман «Страдания юного Вертера», в котором Буфф была прототипом главной героини.

В сюжете романа повествовалось о молодом человеке, покончившем жизнь самоубийством по причине неразделенной любви.

Это произведение имело большой успех, однако после его публикации в Германии было зафиксировано множество случаев суицида на почве безответной любви.

Интересен факт, что в некоторых немецких городах эта книга была запрещена по причине ее негативного влияния на молодые умы.

«Фауст»

В период 1774-1832 гг. Иоганн Гете писал свою бессмертную философскую драму «Фауст», ставшую одним из самых известных произведений в его биографии.

До сих пор «Фауст» считается вершиной немецкой поэзии. Над этим произведением писатель трудился почти 60 лет, доводя до совершенства каждую фразу.

Первый фрагмент «Фауста» был опубликован в 1808 г., а целиком книгу начали издавать только в 1832 г. Трагедия была переведена на многие языки мира и стала классикой еще при жизни Гете.

Наиболее известный перевод «Фауста» на русский язык был выполнен Борисом Пастернаком.

Интересен факт, что Лев Толстой резко негативно относился к большинству произведений Гете, а вот Владимир Ленин наоборот – называл «Фауст» одной из самых любимых своих книг.

«Лесной царь»

В 1782 г. из-под пера Гете выходит баллада «Лесной царь», написанная в стиле народного эпоса. В ней повествуется о некоем могущественном существе, которое умертвило ребенка.

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это все ему мерещится.

В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они, наконец, приезжают домой, отец обнаруживает, что ребенок мертв.

Баллада «Лесной царь» несколько раз переводилась на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского (см. интересные факты о Жуковском) и Афанасия Фета.

Личная жизнь

Иоганн Гете был гениальным человеком, способным овладевать любыми знаниями. Вместе с этим он был достаточно странной и загадочной личностью.

Ряд биографов считают, что Генрих Фауст из его поэмы, имел многие черты характера, присущие самому Гете.

На протяжении всей жизни Гете пользовался большой популярностью у женщин, в результате чего у него было множество любовных связей.

Однако, несмотря на это, его единственной любовью стала модистка Кристиана Вульпиус, вместе с которой он прожил 30 лет. Интересен факт, что его избранница не обладала особой привлекательностью, хотя и была добродушной и искренней девушкой.

Их встреча произошла совершенно случайно. Однажды Кристиана передала Иоганну Гете письмо. Этой мимолетной встречи оказалось достаточно, чтобы покорить сердце Гете. Он предложил ей поселиться в его усадьбе, на что Вульпиус дала свое согласие.

Бывшие любовницы писателя посчитали оскорблением выбор Иоганна, который вместо них предпочел какую-то крестьянку. Однако ему было абсолютно все равно.

В 1806 г. Иоганн и Кристиана поженились, после чего у них родилось пятеро детей. Дети, родившиеся после старшего сына Августа, не выжили: один ребенок родился мертвым, остальные умерли в течение нескольких недель.

У Гете были разные хобби. Наиболее известное из них – коллекционирование. Также он серьезно увлекался минералами (в его честь назван минерал гётит).

Смерть

Во время одной из прогулок, Иоганн Гете серьезно простудился. С каждым днем болезнь прогрессировала и в конечном итоге стала причиной смерти великого писателя.

Иоганн Вольфганг фон Гете умер 22 марта 1832 г., в возрасте 82 лет. Его последними словами были: «Пожалуйста, закройте окно».

Фото Гете

В конце посмотрите фото Иоганна Гете. Точнее говоря, фото художественных портретов Гете, написанных маслом.

Гравюра работы Иоганна Липса, 1791 г.

Памятник Гёте работы Фрица Шапера в берлинском Тиргартене

Биография Иоганна Вольфганга фон Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте (с 1782 фон Гёте) – немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель – родился 28 августа 1749 года в немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне.

Иоганн – сын юриста и имперского советника Иоганна Каспара Гёте (1710-1782) и дочери городского старшины и верховного судьи Катарины Элизабет Гёте (урожд. Текстор, 1731-1808).

В 1756-1758 мальчик посещал общественную школу, затем его отец наравне с восемью репетиторами обучал дочь Корнелию и сына, предоставив всестороннее домашнее образование: немецкий, французский, латынь, греческий, идиш, иврит, английский, итальянский языки, естественные науки, религия, рисование. В обучающую программу также входили игра на фортепиано и виолончели, верховая езда, фехтование и танцы. Благодаря своей матери, которую Иоганн называл «Frau Aja», дети через сказки на ночь и чтение Библии соприкоснулись с миром литературы. Иоганн Вольфганг и его младшая сестра Корнелия пронесли свою светлую дружбу через всю жизнь.

Семейная библиотека насчитывала около 2000 томов, откуда маленький Иоганн впервые узнал о популярной книге про доктора Фауста. В период Семилетней войны (1756-1763) в 1759-1761 в их доме квартировала труппа графа Франсуа Торана, познакомивший с французской драматической литературой.

По настоянию отца Иоганн отправился осенью 1765 изучать юриспруденцию в Лейпцигский университет. Тогда Лейпциг был развитым в сравнении с Франкфуртом городом и назывался «Маленьким Парижем». Иоганн получал от отца ежемесячное содержание в 100 гульденов, чтобы купить модную одежду, выучиться манерам и не слыть деревенщиной.

Обязательным предметам Иоганн предпочитал лекции Христиана Геллерта, где представали литературные начинания. Бывший учитель рисования Адам Фридрих Эзер открыл в 1764 в университете академию искусств, познакомил Гёте с известным искусствоведом Винкельманом. Позже в своём письме из Франкфурта Гёте признавался своему старому учителю, что узнал от него больше, чем за всё время обучения в университете.

В Лейпциге Гёте влюбляется в дочь трактирщика Кэтхен Шёнкопф, ради которой слагает весёлые стихи в жанре рококо и составляет сборник из 19 анакреонтических стихотворений, проиллюстрированный его другом Эрнстом Вольфгангом Бэришем. В 1769 из-под пера юного Гёте выходит второй сборник с заглавием «Новые песни».

В июле 1768 у Гёте открылось кровотечение вследствие обострения туберкулёза, и потому в августе он вернулся домой во Франкфурт без учёной степени на горе отцу. Сложный, неуживчивый характер главы семейства увеличивал непонимание между отцом и сыном.

Долгое выздоровление обратило мысли юного Гёте к мистике и религии. Именно в этот период происходит первое глубокое осознание личности Фауста. Тогда же появляется его первая комедия «Соучастники» (Die Mitschuldigen).

В апреле 1770 Гёте возвращается к учёбе в Страсбургский университет. Здесь он знакомится с богословом, искусствоведом и литератором Гердером, открывшим своё особое видение. В Страсбурге Гёте находит себя как поэт. Он завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер), интересуется народной поэзией.

В гостях своего сокурсника, в семье пастора Бриона Гёте влюбляется в Фридерику Брион, которой посвящал лирические стихотворения («Здравствуй и прощай», «Майская песня», «Степная розочка»). Фредерика, которую все уже считали невестой Гёте, узнала о разрыве отношений из письма. История любви Гёте и Фридерики Брион легла в основу оперетты Франца Легара «Фридерика» 1928 года.

Летом 1771 Гёте представил к защите свою диссертационную работу (не сохранилась), где осветил вопрос взаимодействия государства и церкви. Богословы Страсбурга оскорбились идеями и назвали Гёте «безумным противником религии», декан настаивал не допускать студента к защите. Университет разрешил Гёте получить степень лиценциата, и Гёте выставил к защите 56 тезисов. В последнем тезисе он рассматривал вопрос допустимости смертной казни для детоубийц. Свои положения позже он развил в драме «Трагедия Гретхен» (Gretchentragödie) 1772 после свидетельства исполнения приговора девушке за умерщвление своего ребёнка.

Последующие 4 года Гёте занимается адвокатской практикой во Франкфурте. Но важным для себя он считал именно публицистическую деятельность. Его пьеса «Götz von Berlichingen» (1773) приносит ему первый литературный успех и становится манифестом для «Бури и натиска». В мае 1772 Гёте по настоянию отца отправился в город Вецлар для прохождения юридической практики. Невеста его знакомого Шарлотта Буфф не ответила на чувства Гёте, и тот покинул город. Спустя 18 месяцев писатель за 4 недели оформил свой опыт в литературное произведение «Страдания юного Вертера». Роман имел оглушительный успех, прославил своего автора на всю Европу и принёс трагический Эффект Вертера.

На Пасху 1775 состоялась помолвка Гёте с дочерью Франкфуртского банкира Лили Шёнеман. По причине религиозных и прочих несогласованностей в октябре помолвку расторгли по инициативе матери невесты. В отчаянии от случившегося Гёте принял приглашение 18-летнего герцога Карла Августа и переехал к веймарскому двору, где и прожил свою жизнь. Прославившегося автора хорошо приняли при дворе, поручили курировать дворцовый театр и служить советником герцога с годовым окладом в 1200 талеров. Проведение реформ, борьба с коррупцией, руководство Йенским университетом позволили Гёте претендовать на дворянский титул, что давало право работать в суде и в госструктурах. Гёте оказался на пике влияния и успеха в 33 года, отчего завистники и недоброжелатели подвергали его «придворной критике» и ругали стихи.

Читайте также:  Группы смерти – что делать родителям?

Работа оставляла совсем немного времени для творчества. В этот период Гёте занимается научными вопросами горнодобывающей и лесной промышленности и сельского хозяйства, геологии и минералогии, ботаники и остеологии.

В середине 1780-х Гёте испытывает творческий и эмоциональный кризис – его тяготит придворная жизнь, тяжек груз от полномочий и ответственности, отношения с Шарлоттой фон Штейн не развиваются, а из-под пера не выходят свежие произведения. Практически тайно от всех Гёте выезжает в Италию инкогнито под именем Иоганна Филиппа Мёллера.

Останавливаясь в Вероне, Виченце и Венеции Гёте приезжает в Рим лишь в ноябре. Отсюда он совершает поездки в Неаполь, Флоренцию, Сиену, Сицилию, Парму, Милан. В Риме Гёте познакомился с художником Йоханном Тишбейном, который написал самый известный портрет писателя, другими немецкими и итальянскими представителями творчества и архитектуры.

В Италии Гёте ощущает «творческий подъём» и завершает «Торквадо Тассо» (Torquato Tasso), «Иффигению» (Iphigenie auf Tauris), «Эгмонт» (Egmont). Основываясь на своих дневниках он описал в 1813–1817 своё «Итальянское путешествие».

Сразу по возвращении к своим обязанностям в Веймаре Гёте, пропитанный итальянским вдохновением, начинает любовный роман с 23-летней модисткой Кристианой Вульпиус. Мать Гёте не одобряла выбора сына. Кристиане не позволялся вход в высшее общество, и она оставалась в тени, исправно рожая Гёте детей. После появления на свет сына Августа писатель Гёте в этот период просил руки 21-летней Генриетты фон Лютвитц, но её отец не дал согласия на брак.

Официально отношения будут оформлены лишь спустя 18 лет – 14 октября 1806.

В 1792 Гёте сопровождал герцога Карла Августа, командовавшего полком в прусской армии, во время австро-прусского похода против революционной Франции.

Гёте, в отличие от многих немецких интеллектуалов не был охвачен патриотическим энтузиазмом во время антифранцузской освободительной войны. Народная масса казалась ему слишком неподготовленной, противника он считал слишком могучим (с Наполеономон свиделся ещё в 1808 в Эрфурте и Веймаре, с любопытством наблюдая в нём, как учёный, всемирно-историческое явление), за подъёмом народного духа он не видел впереди определённой общенациональной программы. В публицистике последних лет Гёте, отвергая национализм и мистические стороны немецкого романтизма, высоко оценивал романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период после наполеоновских войн, Гёте выдвигал идею «мировой литературы».

Иоганн Вольфганг Гёте умер 22 марта 1832 года в Веймаре.

Произведения:
«Клавиго» (1774)
«Страдания юного Вертера» (1774)
«Ифигения в Тавриде» (1779-1788)
«Торквато Тассо» (1780-1789)
«Лесной царь» (1782)
«Эгмонт» (1788)
«Опыт о метаморфозе растений» (1790)
«Рейнеке-лис» (1792)
«Герман и Доротея», (1794)
«Фауст» (1774-1832)
«К теории цвета» (Zur Farbenlehre), (1810)
«Западно-восточный диван» (1819)

Награды:
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (Франция)
Кавалер ордена Святой Анны 1-й ст. (Российская империя)
Кавалер Командорского креста австрийского императорского ордена Леопольда (Австрия)
Кавалер Большого креста ордена «за бдительность» (Саксония)
Кавалер офицерского креста французского Почётного легиона (Франция)
Кавалер Большого креста ордена Гражданских заслуг Баварской короны (1827) (Бавария)

Ключевые слова: Иоганн Вольфганг фон Гёте,Johann Wolfgang von Goethe,эпоха Просвещения,«Буря и натиск»,веймарский классицизм,биография И. В. Гёте,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,немецкая литература 18,начало 19 в,жизнь и творчество И. В. Гёте

Иоганн гете – биография, личная жизнь, фото

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (17651768 гг.) и Страсбурге (17701771 гг.), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гёте дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 году театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (17671769 гг.) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году. Лирика Гёте периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772 г., «Песнь Магомета», 1774 г.). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 17711772 гг.; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773 г.).

Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774 г.) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» (1788 г.), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий — конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 17761785 года — переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 17781781 гг.; «Ильменау», 1783 г.). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782 г.). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма — особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 17801789 гг., изд. 1790 г.).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790 г.), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797 г.) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (17791786 гг., изд. 1787 г.) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии — победа человечности над варварством.

Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790 г., изд. 1796 г.), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793 г.), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (17941795 гг.). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793 г.), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797 г.), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гёте 90-х годов — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (17931796 гг., изд. 17951796 гг.). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности.

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (17651768 гг.) и Страсбурге (17701771 гг.), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гёте дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 году театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (17671769 гг.) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году. Лирика Гёте периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772 г., «Песнь Магомета», 1774 г.). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 17711772 гг.; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773 г.).

Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774 г.) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» (1788 г.), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий — конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 17761785 года — переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 17781781 гг.; «Ильменау», 1783 г.). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782 г.). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма — особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 17801789 гг., изд. 1790 г.).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790 г.), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797 г.) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (17791786 гг., изд. 1787 г.) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии — победа человечности над варварством.

Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790 г., изд. 1796 г.), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793 г.), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (17941795 гг.). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793 г.), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797 г.), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гёте 90-х годов — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (17931796 гг., изд. 17951796 гг.). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности.

Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гёте с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1-4. изд. 18111833 гг.) охватывает ранний период жизни Гёте, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» (т. 1-3, изд. 18161829 гг.) — замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе «Избирательное сродство» (изд. 1809 г.) Гёте поднимает вопрос о свободе чувства, но — под знаком отречения и верности семейным устоям.

Читайте также:  Самые кровожадные нацистские преступники

Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1-3, 18211829 гг.), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (18141819 гг., издан в 1819 году), навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Гёте, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (18061808 гг.), высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гёте выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» (1-я ч. — 1808, 2-я ч. — 18251831 гг.) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века. В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте (1587 г.), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гёте нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение — таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гёте, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста.

Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита — жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия — Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гёте уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гёте сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» — таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте.

Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).

ГЕТЕ Иоганн Вольфганг

Имя латиницей: Goethe Johann Wolfgang

Пол: мужской

Дата рождения: 28.08.1749

Место рождения: Франкфурт-на-Майне, Германия

Дата смерти: 22.03.1832 Возраст (82)

Место смерти: Веймар, Германия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Змея

Ключевой год: 1771

Иоганн Вольфганг ГЕТЕ

немецкий писатель и поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Родился в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание – отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры – сосредотачивали поэта на самом себе и рано подтолкнули к творчеству. В возрасте шестнадцати лет переезжает в Лейпциг, где в университете изучает право, хотя вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. В это период увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 г. выходит первый печатный сборник его стихов «Новые песни». В начале 1770 г. начинающий поэт отправляется в Страсбург, где посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит его знакомство с Фредерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т. н. «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775 г. В сентябре 1770 г. в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. Опираясь на шекспировскую драматическую традицию в 1771 г. Гете создает первую пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774). Гец фон Берлихинген – реальный исторический персонаж, которым писатель заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права XV и XVI вв. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный тип «благородного немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гете принимает участие в написании памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения. В мае 1772 г. он отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний он принимает решение покинуть город. Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга. На Гете это известие произвело сильное впечатление и он много времени размышляет о самоубийстве. Вскоре, однако, он переживает новое увлечение – замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочь его знакомой. Под влиянием этих переживаний, весной 1774 г., пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание ограниченности человека приводит Вертера к самоубийству: в смерти преодолевается ограниченность любви в физическом мире. Опубликованный в 1774 г. «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Летом 1775 г. Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года он переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые десять лет пребывания в Веймаре принимает активное участие в политической жизни герцогства, он управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится его работа над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», а также начало работы над «Фаустом». Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются т. н. «Стихи к Лиде» и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной. В ответ на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (трактат «Опыт метаморфозы растений», 1790) и анатомией. В 1784 г. открывает межчелюстную кость у человека. Осенью 1786 г., устав от обязанностей при дворе и сложных отношений с Шарлоттой фон Штейн, покинул Веймар и направился в Италию. Результатом двухлетнего пребывания в Италии становится перелом в мировоззрении поэта: он приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В Риме он переделывает драмы «Ифигения в Тавриде» (1779-1786), «Торквато Тассо» (1780-1789) и «Эгмонт» (1788) в соответствии со своими новыми художественными принципами. С итальянского путешествия писателя начинается эпоха т. н. «веймарского классицизма» (1786-1805) в немецкой литературе. После того как он с 1788 г. возвращается из Италии в Веймар, Карл-Август освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В том же году Гете берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, которая в 1789 г. родила ему сына. В 1806 г. он официально вступает с ней в брак. Последнее десятилетие XVIII в. и первые годы XIX вв. проходят под знаком его тесного сотрудничества с Ф. Шиллером, которое продолжилось вплоть до смерти Шиллера в 1805 г. В 1808 г. Гете вновь переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало увлечение юной Минной Херцлиб. Он ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа «Избирательное сродство» (1809), который можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы ХХ в. В 1811 г. публикует книгу своих воспоминаний «Поэзия и правда». В 1819 г. на свет появляется «Западно-восточный диван», уникальный поэтический сборник, в котором он предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока, а в 1829 г. выходит вторая часть о романа о Вильгельме Мейстере. Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции «воспитательного романа» К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь, то в романе Годы странствия Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся», главным признается практический вклад отдельной личности в общее развитие цивилизации. Незадолго до смерти в 1831 г. Гете завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы. Заглавный герой его драмы преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству.

Последняя любовь Гёте

28 сентября 1749 года во Франкфурте на Майне родился великий поэт – Иоганн Вольфганг Гёте. А 4 февраля 1804 года в Лобниц в Саску родилась Ульрика фон Левитцов, не знаменитая личность, но тем не менее достойная представительница чешско-немецкой аристократии,которую обессмертил великий поэт.

Что же связывает два этих имени?

Если очень кратко – в августе 1821 года, приехав в Марианске Лазне (Мариенбад), Гёте познакомился с 19-летней баронессой Ульрикой фон Леветцов. Отеческое участие, с которым относился к девушке маститый поэт, перешагнувший уже рубеж 70-летия, очень скоро переросло в несчастную любовь. Он просил руки возлюбленной, но получил отказ. Чувство печали, обуревавшее Гёте, нашло своё выражение в «Мариенбадской эллегии», созданной в 1823 году. После этого Поэт больше никогда не приезжал в Чехию.

А всё началось в далёком 1810 году, кода во время пребывания Гёте в чешских Теплицах, он знакомится с Амалией фон Левитцов – матерью шестилетней Ульрики. По Европе маршируют наполеоновские полки, перекраиваются границы, вершатся судьбы народов. Только в 1812 Гёте приезжает в Теплице и на следующий год вновь появляется в семье фон Левитцов. Потом пять лет перерыва. И лишь в 1818 году Гёте опять посещает Карлсбадский край.

Знакомство с Амалией было не «шапошным» и, разумеется, он знал, что мать Амалии и, следовательно, бабушка Ульрики живёт в Марианских Лазнах, куда и едет Гёте в 1821 году. Именно там, в доме бабушки Ульрики, Гёте встретил свою старую знакомую Амалию фон Левитцов и её старшую дочь Ульрику. Овдовевшая мать и семнадцатилетняя дочь, которая в это время заканчивала учёбу во французском пансионе в Страсбурге, пробудили Иоганна от семилетней депресии, гнетущей его после смерти жены Кристины фон Гёте (Вильпиус). В своем дневнике он писал «. не чувствовал в себе и около себя ничего, кроме пустоты и спокойствия смерти. ». Его одиночество углублялось – и этого не мог изменить даже тот факт, что с ним в доме жил сын Август с любимой снохой Орттилией.

Я держу в руках «Воспоминания о Гёте» — это страницы лукавства стареющей девы, Ульрики. Её «Воспоминания. », написанные в старости, по просьбам любопытных германистов, опровергаются её же письмами, которые в 1824 и 1827 году она написала ко дню рождения Гёте, вспоминая проведённый вместе с ним день 28 августа 1823года: «. тайно рада, — звучит дополнение к письму от 1824 года,- год назад мы имели честь провести с Вами почти целый день на Локте, сегодня всё по-другому, но не лучше, так как нам не хватает счастья быть в Вашем обществе, и поэтому мы можем сказать, что чувствуем в этот день, который нам и всему миру подарил Вас. Желаем Вам от всего сердца счастья и спокойствия и вдалеке вспоминайте иногда о своей верной подруге Ульрике.»

Читайте также:  Сталин о русских и немцах – уникальное видео

В 1827 году Ульрика уверяет, что в день рождения Гёте она выпьет за его здоровье: «Ваша дочка присоединяется к матери со своими пожеланиями всего наилучшего для Вас и пьет из Вашего бокала сегодня за Ваше здоровье.Ульрика.»

Но «верная подруга» пьет из бокала Иоганна спустя четыре года, после того, как отказала Гёте, нанеся глубокую рану его пылкому сердцу. И это заставляет нас заглянуть в предисторию драматического 1823 года. «Воспоминания» Ульрики повествуют о первой встрече с Гёте, которая произошла, как мы уже говорили, в Марианских Лазнях в доме её бабушки. Ульрика пишет: «Бабушка меня позвала к себе и девушка мне сказала, там находится какой-то старый господин, который меня хочет видеть. Когда я вошла в комнату, где также была и моя мать, она представила меня: «Это моя старшая дочь Ульрика.» Гёте меня взял за руку, с улыбкой на меня посмотрел и спросил меня, как мне нравятся Марианки. Последний год я провела в Страсбурге в французском пансионе, мне было только семнадцать лет, о Гёте я не знала вообще ничего, какой это известный человек и знаменитый поэт, поэтому я нисколько не стеснялась этого ласкового господина, не имела никакого стеснения, которое обычно при знакомствах с новыми людьми я испытывала».

Приятный старый господин, который был очарован обаянием молодой девушки, в скором времени стал звать её на совместные прогулки. Он приносил ей красивые цветы и шоколад. Несмотря на частые совместные прогулки отношение Гёте к Ульрике ни у кого, даже у матери, не вызывало подозрения. В нём видели пожилого мужчину, который по возрасту мог бы быть семнадцатилетней девушке не только дедушкой, но прадедушкой. И как-то забывалось, что Иоганн Гёте страстно любил всю свою долгую жизнь многих женщин.

Осенью 1897 года Ульрика рассказывает биографу Гёте Людвигу Стеттенгейм очаровательную историю лета 1823 года: «Гёте нравилось общаться со мной и нашим кругом молодых девушек. . Он обучал нас светским играм.», которые подчас вызывали девичью стыдливость, так как касались интимности женского туалета и прочего в этом духе, «отчего, бывало, — продолжает рассказ Ульрика, — я краснела и не знала что сказать, а Гёте смеялся и разъяснял что и как надо».

У семидесятитрёхлетнего любителя светских игр опыт был богатейший. Назовём имена тех, кому посчастливилось войти в историю, прилепившись к «Великому», но человеку: Фридерика Брионова и Екатерина Шонкопфова, Анна Елизабет (Лили) фон Шонеманова (в замужестве – Тюркхейм) — это им юный Иоганн дарил «очень личную любовную лирику»; Шарлотта фон Стеин — это ей поэт посвятил «совершенно одухотворённую любовную лирику»; Христиана Вулпиусова — это ей он дарит «совершенно чувственные эротические вирши; Минка Херцлиебова и Беттина Брентано фон Арним — это им любовник Гёте дарит «сонеты эротического содержания», Шарлотта Буффова, Марианна Йюнгова (Марианна фон Виллемер в замужестве), Вильгельмина Герцлиебова, Сильвия фон Циегесар («свободная пани»). Я могу включить в этот далеко не полный перечень любовниц Гёте его родную сестру — Корнелию фон Гёте, которую брат любил не только братской любовью. В своей автобиографии он писал: «Должен чистосердечно признаться, что когда я подчас мучался фантазиями о её (Корнелии) особе. я был бесконечно счастлив». Там же Гёте признавался в «безмерной ревности» и когда Корнелия вышла замуж, ревность также терзала его, о чём он писал своей в то время пассии Лотте: «. имел я тайность с сестрой. и если бы не был братом, непременно был бы другом». Замужество Корнелии оказалось несчастливым. Сестра прокляла брата. И видно, было за что.

А разве не он сломал жизнь четырнацатилетней Фрилерике Брионовой? Эту юную красавицу, дочь священника, которой он пел о любви, величал «Звездою», он же предал позору и отрёкся, обвинив её во всех смертных грехах.

Вёл ли Гёте себя «целомудренно» с Шарлотой Кестнеровой, молодой женой его друга? Да нет же! Во время частых командировок мужа Шарлотта с Гёте прекрасно проводят время как в райских окрестностях имения, так и в будуаре супругов Кестнеров.

Похождениям Гёте нет конца, но нас интересует отношения с Ульрикой фон Левитцов. Если летом 1821 года Ульрика в Мариаских Лазнях находилась с овдовевшей матерью, то на следующий год с Гёте встретилась вся семья Левитцов, то есть мать с тремя дочерьми Ульрикой, Бертой, и Амелией, бабушкой и дедушкой: «В то лето Гёте был ко мне очень ласков, при каждой возможности мне уделял знаки внимания,» — правдиво пишет Ульрика.

Шарлотта Шиллерова, Каролина фон Волзоген и Каролина фон Гумболд, «камрадки» Гёте, восхищены, что у Гёте «снова проявляется молодая сила в сердце» в связи с любовью к Ульрике.

Обратимся опять к дневнику Гёте, который даёт хронологию этого чешского лета – в августе 1823 года мать и дочь фон Левитцов уехали из Марианок в Карловы Вары, Гёте следовал за ними. Именно в это время у Ульрики и Гёте самые близкие отношения. 28 августа 1823 года в день рождения поэта Ульрика вместе с Иоганном «. имели счастье провести свидание на Локте (Локет)». Об этом она помнит и в 1827году «. сегодня всё по-другому, но не лучше, так как нам (ей и её матери-прим. автора) не хватает счастья быть с Вами. и вдалеке вспоминайте иногда о своей верной подруге Ульрике. Ваша Ульрика пъет из вашего бокала за ваше здоровье».

Далеко не последнюю роль в истории любви Ульрики и Иоганна играли, разумеется, и мать, и бабушка, и дедушка и конечно же, воевода Карл Август, « который был очень дружен с нами и относился к нам с большой приязнью.» и который взял на себя роль свата. Ульрика так описывает это предложение руки: «. и это был он, воевода Карл Август, кто сказал моим родственникам и мне, чтобы я вышла замуж за Гёте. Иоганн подтвердил это и часто это повторял, он сам мне описывал, как бы это выглядело, если бы я была первой дамой двора в Ваймаре. Моя мать твёрдо стояла на том, что не будет ни одну из своих дочерей уговаривать или заставлять выйти замуж. Со мной она об этом говорила и спросила, нравится ли мне Гёте и его предложение, на что я ей ответила, что если она этого желает, то я так сделаю. Она ответила: «Нет, дитя моё, ты ещё слишком молода для этого, но это предложение является честью. Ты должна решить сама, можешь ли стать женой Гёте. Я сказала: «. если бы он был совсем одиноким, то тогда могла выйти за него замуж. Но у него есть сын, который женат и который живёт у него в доме, у него есть семья, а я не хочу занимать место девятнадцатилетней мачехи. Ему этого не надо, ему надо другое, а для меня уйти от матери, сестёр, дедушки с бабушкой было бы очень тяжело, я ещё вообще не хочу выходить замуж».

Было ли этим всё решено? Однозначно – нет! Гёте не получил окончательный ответ! И это подтверждается обращением к матери, госпоже фон Левитцов накануне нового 1824 года: «Передо мной стоит новый настенный календарь 1824 года, и все 12 месяцев выглядят так чисто. Неизвестно: который день откроется для меня в красный цвет, который в чёрный, всё так чисто, желания и надежды летают туда-сюда. Если бы они могли встретиться с Вашими. Только бы на пути их исполнения ничего! ничего! не стояло. А если моя милая . будет хотеть. потом всё будет проще. При этом я надеюсь, что она не отрицает, что приятно быть любимой, не смотря на то, что любовник может иногда казаться неприемлемым».

Именно в этот после дня рождения период, проведённый с Ульрикой в Локете, рождается «Мариенбадская Эллегия» — вершина любовной лирики Гёте, его лирического творчества. По свидетельству Вильгельма фон Гумболдт «. Ни одна буква «Элегии» не напоминает о старости». В «Эллегии» чувствуется снова пробуждённая радость жизни и любви, которую старый поэт после смерти своей жены считал для себя давно потерянной. Гёте дарит миру откровение:
«. холодным скована покоем, Скуднела кровь – без чувства, без влеченья, Но вдруг могучим налетели роем Мечты, надежды, замыслы, решенья И я узнал в желаньях обновлённых, Как жар любви животворит влюблённых. А всё – она! Под бременем печали Изнемогал я, гас душой и телом.
Пред взором смутным призраки вставали, Как в бездне ночи, в сердце опустелом. Одно окно забрезжило зарёю, И вот она – как солнце предо мною!»

Гёте никогда не терял свою веру в самоисцеляющую силу природы. Расход с Ульрикой Левитцов нанёс ему глубокую рану. Но надолго ли!?

Канцлер Фридрих фон Мюллер после своих разговорах с Гёте 24 октября 1823 года (вы только вдумайтесь – не прошло и двух месяцев после памятного для Ульрики дня рождения Гёте!) констатирует, что Гёте, казалось бы в разгар чувств к Ульрике, посвящает стихи «Эллегии». пианистке Марие Шимановской. Канцлер утверждает это после разговоров с Гёте, а не на голом месте. Выдумывать ему не зачем. Он сообщает художнице Юлии фон Эглоффштейн о симпатиях поэта к пианистке Шимановской следущее: «Видите, что чувства Гёте к Ульрике фон Левитцов не исключены и я прав, когда утверждаю, что на теперешнее его состояние не повлияло взаимоотношение с Ульрикой, а увеличилась потребность его души в понимании, благосклонности и сочувствии . к Юлии».
В этом канцлер прав. Одиночество Гёте после смерти жены Христианы длилось уже семь лет и ему нужны были ласка и понимание. Эти чувства, которых ему не хватало в своём окружении, он перенёс на молоденькую Ульрику и тут же на Юлию. И как подтверждение мысли канцлера звучат слова Каролины фон Волзоген, адресованные Каролине фон Гумболдт: «Так же, как это было всегда, цена предмета заключается только в представлениях поэта, потому что на самом предмете нет ничего выдающегося». В данном случае это относится к Гёте и, разумеется, к несчастной Ульрике.

Да! Гёте получил удар по своему неуёмному мужскому самолюбию, получив отказ юной, уже не девочки, а девушки. Но что Иоганн предал Ульрику, я не сомневаюсь ни на секунду. Именно это предательство повергло девушку и она избрала путь своей предшественницы Фридерики Брионовой – осталась незамужней и умерла в возрасте девяносто пяти лет, как старая дева, принадлежащая к благотворительному заведению «Святого гроба».

Милая Ульрика! . Мне не хочется даже представить тебя, как о тебе пишут: «И уже постаревшая, живя одиноко в поместье своего неродного отца вблизи чешских Теплиц и, (если можно верить германисту Августу Сауер), –«на слишком назойливых изыскателей она могла послать своих собак». Другие источники говорят, что у тебя было очень доброе сердце и ты, сострадания ради, отдала его поэту – старцу просящему, а он, негодник, увлёкся польской пианисткой. Я понимаю – ты не смогла простить блудливому веймарскому министру измены и эта подлость наложила на жизнь твою печать особую – печаль и презрение к мужской половине рода человеческого. С тобой, Ульрика, мне жаль расставаться, как и с Олей Мещерской – такой же жертвой как и ты, но только в России, о которой Иван Бунин писал:
«. Предо мной не плита, не распятье, Предо мной белое платье и пылающий взор.»
Она сердце своё отдала, а он её предал, это не вызывает у меня никакого сомнения.

Скажите, господа, какая ж нормальная женщина станет этим, пусть не похваляться, но рассказывать посторонним о самом интимном, самом таинственном в своей жизни? Именно поэтому в старости в своих письмах Ульрика редко вспоминала о Гёте. Когда в 1899 году, в год её смерти, должен был праздноваться 150-летний юбилей Гёте, она написала Теодоре Рупперт, внучке своего отца от второго брака, раздражённо (казалось, как будто на краю душевных сил): «Ты наверное знаешь, милая Теодора, что 28 августа все сообщества Гёте и его почитатели отмечают его 150-летний день рождения и предполагают, что при этом должна быть я, потому что при посредничестве прессы моё имя вошло в известность».

Ульрике эта гласность совсем не нравилась. Душа её жила всю её долгую жизнь тайной Любовью юности, печалью, разочарованием и одиночеством. Она не хотела делиться тем, что принадлежало ей лично – своей Судьбою.

А что же Гёте на смертном одре думал и повествовал о себе?

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector