Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Фаина Раневская

  • Имя: Фаина Георгиевна Раневская
  • Дата рождения: 27 августа 1896 — 19 июля 1984
  • Место рождения: Таганрог, Россия
  • Возраст: умерла в 87 лет
  • Профессия: актриса театра и кино
  • Семейное положение: не замужем
  • Дети: нет

Российская актриса Фаина Раневская — Фильмография

Об этой удивительной женщине сняты десятки документальных фильмов, написано множество биографических книг. Она нашла свое призвание на сцене театра и кино. Актриса родилась в прошлом веке, но до сих пор её имя на слуху у всех россиян, независимо от возраста. Поразительный факт — Раневской практически никогда не давали главных ролей, но второстепенных персонажей она изображала так живо и ярко, что часто затмевала центральных героев своим шармом. Ее острые, насмешливые комментарии стали афоризмами.

Биография и фото

Отец артистки Гирш Фельдман — еврей по национальности, уроженец Минской губернии. Он руководил фабрикой красочной продукции, а также имел в собственности мельницу и корабль. Семья жила в Таганроге до революции. Гирш занимался благотворительностью и управлял синагогой. Доходы от всех предприятий позволяли семье — супруге Милке, самому Гиршу и их пятерым детям Фаине, Якову, Изабелле, Лазарю и Рудольфу — жить безбедно. Они могли позволить себе раз в год путешествовать за рубеж или на крымское побережье.

Отец был строг, редко проявлял чувства к жене и детям. Его изображение отпечаталось в памяти ребенка в виде холодного, чужого мужчины. Зато она всем сердцем прикипела к матери, которая была противоположностью супруга — нежной, легко ранимой женщиной, чуткой к музыке и литературе. Мать передала своей дочери трогательное отношение к искусству. В нем маленькая Фая нашла выход детским эмоциям, и уже в четыре года пародировала знакомых в импровизированном театре. Чуть позже она начала декламировать стихи, устраивала кукольные представления.

Побег из дома

Фаина получила домашнее образование, как и многие девочки в дореволюционной России. Она выучилась французскому языку, музыке, но к точным наукам оказалась не способна. Её часто наказывали за плохую дисциплину. Подростком начала ходить в Таганрогский театр на все спектакли. Больше всего любила Павлу Вульф, которая прославилась на всю Российскую империю ролями Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева, Нины в «Чайке» и Саши в «Иванове» Чехова. Она стала её преподавателем.

Отец не одобрил увлечение дочери. В конце 1915 года она решила сбежать из дома и поступить в актерское училище. Это повлекло за собой полный разрыв с родственниками и одиночество. В столице она сняла комнату недалеко от Кудринской площади. Ей пришлось взять псевдоним — с еврейскими корнями в то время пробиться в свет было очень тяжело. Так Фаина Фельдман превратилась в Фаину Раневскую.

Она не могла похвастаться своей эффектной внешностью, заикалась и вела себя перед зрителями очень скованно. На пробах ей прямо заявили, что шансов нет и не стоит морочить людям голову. Но этот приговор не остановил актрису.

После событий 1917 года Фельдманы переехали в Прагу. Оставшаяся одна в Москве, Фаина записалась на курсы актерского мастерства в студию Ягелло. Там ей подсказали, как можно маскировать дефекты речи. Она стала увереннее держаться перед публикой.

Путешествовала по стране, играя в массовке. Наконец в 1930-х ей удалось пробиться на московские подмостки. Она сменила несколько небольших подмостков, и наконец ее взяли в театр Моссовета — один из лучших в городе. Там она блистала целых 24 года и была одной из прим наравне с Орловой и Марецкой. За ней закрепился негласный авторитет, ей давали определенную свободу и старались не попасть на острый, безжалостный к глупости язык.

Начало карьеры в кино

Когда актрисе было 38 лет, ей поступило предложение от начинающего кинорежиссера Михаила Ромма. Он искал подходящие типажи для дебютной работы «Пышка». Раневская сыграла небольшую комедийную роль госпожи Луазо, жены виноторговца.

Съемки проходили ночью, так как все артисты днем были заняты в театре. Сырое помещение не отапливалось. Фаина даже хотела все бросить и уйти — работать в таких условиях не оставалось сил. Михаил Ильич Ромм убедил остаться — это изменило её дальнейшую жизнь.

Сразу после выхода на экран «Пышки» актрисе позвонил Игорь Савченко, автор «Дума про казака Голоту». На вопрос Раневской о роли режиссер ответил, что персонажа для нее нет, но если она согласится участвовать в картине, он внесет поправки в сценарий. Так появилась героиня попадьи. Текст для нее придумать не успели — пришлось импровизировать. В кадре она была 40 секунд, но её образ стал чуть ли не самым ярким среди ролей второго плана.

Работать с ней было сложно. Это была добрая, широкой души женщина, но очень острая на язык. Её побаивались и старались не вступать в перепалки. Алексей Николаевич Толстой называл её характер терпким, потому что «он впивается, как запах скипидара».

Комедия «Подкидыш» принесла Фаине Раневской славу — благодаря случайно брошенной фразе. Она играла Лялю — властную женщину, которая не дает и шагу ступить супругу-подкаблучнику по прозвищу Муля. Однажды на съемочной площадке, рассердившись на коллегу, она воскликнула: «Муля, не нервируй меня!». Высказывание закрепилось за ней, как прозвище.

Лучшие фильмы с участием Фаины Раневской

Мечта

С Михаилом Роммом актриса сотрудничала неоднократно. Судьба свела их вновь в 1941 — режиссер пригласил ее на роль Розы Скороход в свой новый проект. Сюжет развивается в небольшом городке в 30-х годах, незадолго до присоединения Западной Украины к России. Небогатая деревенская девушка Галка хочет накопить денег на корову и приданое. Она устраивается на работу в санаторий «Мечта» к хозяйке пани Розе.

Эта роль принесла Фаине мировую славу. Президент США Ф.Рузвельт назвал картину самым великим фильмом на планете, а Раневскую — лучшей трагической актрисой в истории кино. Восхищался ею и Чарли Чаплин.

С одной стороны, Скороход — циничная и жадная еврейская мещанка, с другой — несчастная женщина, которую мучает одиночество. Дети ее бросили, но она простила и продолжает любить. Картина вышла в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году, а съемки закончились за три часа до объявления нападения Германии.

Весна

В мюзикле Г. Александрова Раневская играла экономку Маргариту. Её фраза «Красота — это страшная сила!» стала крылатой. Любопытно, что персонажа для себя Фаина Георгиевна придумала сама — его не было в первоначальном сценарии. Съемки проходили в Чехии, куда после революции эмигрировали родители Раневской. Так спустя тридцать лет она, хоть и ненадолго, воссоединилась со своей семьей. Не было только отца — он уже скончался. Во время работы над фильмом она сблизилась с Любовью Орловой, исполнительницей главной роли.

Осторожно, бабушка!

Одна из немногих центральных ролей актрисы. Она играла Елену Тимофеевну, которая помогает внучке, руководителю строительной компании, в ведении дел. Она вдохновляет своей энергией и энтузиазмом. Эта работа, как и предыдущие, подарила миру очередную цитату Фаины Георгиевны: «Сентиментальность — признак склероза». Картина вошла в топ рейтингов советских фильмов, а Раневская получила титул народной артистки.

Золушка

В фильме сказке Евгения Шварца «Золушка» актрисе достался образ Мачехи. Режиссер разрешил менять текст, добавлять что-то от себя — ее поправки всегда приходились к месту. Она умела вытянуть даже самый слабый сценарий. Фаина предъявляла к себе высокие требования, старалась сыграть свой эпизод идеально. За съемки ей заплатили большую сумму, но она почти все деньги раздала коллегам.

Легкая жизнь

В сатирической комедии Вениамина Дормана Раневская сыграла спекулянтку Марго, которая зарабатывает на заказах для нелегальной домашней химчистки. Фраза «Здравствуйте! Я ваша тетя. Я буду у вас жить» разлетелась по стране. Это была одна из любимых ролей актрисы — ей нравилось играть преступниц. Ей выделили немного экранного времени, но образ, как всегда, получился харизматичным и колоритным. Она любую эпизодическую роль могла превратить в главную.

Семья, муж и дети Фаины Раневской

Харизматичная актриса, безусловно, привлекала внимание многих мужчин. Но до романа дело не доходило. В дневниках, которые были опубликованы после смерти, женщина говорила про одиночество. Женщина до конца своих дней не смогла найти родственную душу.

Первой любовью девушки стал знаменитый актер Владимир Качалов. Она писала ему открытки с признаниями в чувствах, но никогда не отправляла их. Собирала газетные вырезки, фотографии, не пропускала ни одного выступления в театре. Но великий мастер не ответил наивной и восторженной привязанности поклонницы.

«Уже все ушли, а я все еще живу» — жаловалась Фаина Фельдман. Эта женщина до конца жизни относилась к себе с самоиронией. Жизнь она считала глупой — в ней присутствовали только театр, кино, сигареты и отвращение ко всему, что её окружало. Единственной любовью этой печальной женщины была подобранный дворовый пес, которому она дала кров и свое чуткое доброе сердце. Она назвала его Мальчик. Она умерла от воспаления легких и ишемической болезни сердца в Московской городской клинической больнице №71, за месяц до 88-го дня рождения.

Читайте также:  Что значит аффилированный – значение и примеры

В память об этой многогранной, несомненно талантливой артистке в 1984 — спустя несколько месяцев после ее кончины — появились мемориальные доски. Их установили на стенах театров, где ей довелось играть: театре Моссовета, в Симферополе и Тюмени, Крымском театре. А летом 2019-го в одном из петербургских парков появилась скульптура Ляли — одного из самых известных персонажей актрисы. На ней увековечена знаменитая цитата “Муля, не нервируй меня!”.

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская.

1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.

Читайте также:  Чайные церемонии – как нужно пить чай

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская.

1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.

Фаина Раневская в молодости и старости

Мудрая, остроумная и харизматичная — именно такой была великая актриса Фаина Раневская. Её высказывания по-прежнему актуальны и не зря разобраны на цитаты. В любой жизненной ситуации она была находчивой, но до самой смерти оставалась одна. Многие считают, что таким образом она заплатила за свой гениальный актёрский талант.

Фанни Гиршевна Фельдман родилась в богатой еврейской семье: мама занималась домашним хозяйством, папа был влиятельным человеком.

Во владениях семьи имелись фабрика по изготовлению красок, несколько жилых домов, магазин со строительными материалами и даже пароход. Кроме Фанни, в семье было четыре ребёнка: три брата и сестра.

Читайте также:  7 книг о психологии отношений


С братом

Девочка чувствовала себя дома одиноко. Братья задирали её за то, что она заикается. Сама Фаечка завидовала красоте старшей сестры, а окружающие часто указывали на её непривлекательность. Из-за этих высказываний, она стала стесняться собственной внешности. Сначала Фаина училась в женской гимназии, но позже перешла на домашнее обучение. Ей наняли преподавателей пения, иностранных языков и музыки. В 14 лет Фаина ходила на занятия в театральную студию, где увлеклась актёрским мастерством.

В 19 лет Фанни Фельдман наперекор отцу вырвалась от своей семьи в Москву, где поселилась в невзрачной комнатке.


Фаина (справа) с сестрой

Здесь она познакомилась с многими известными личностями, в числе которых были Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и многие другие. Конечно же, ей захотелось поступить в театральный вуз, но приёмная комиссия вынесла отрицательный вердикт.

Такая ситуация Фаину в корни не устроила и она решила добиваться своего, устроившись в Малаховский дачный театр по настоянию её подруги Екатерины Гельцер – примы-балерины Большого театра. Параллельно с этим она стала учиться в частной театральной студии. Но продлилось это недолго, из-за недостатка финансов, хотя мать ей и посылала деньги втайне от отца.

Для неё это был тяжёлый период жизни, потому что после революции вся семья на пароходе отправилась в Прагу. В это время ей существенно помогла Павла Вульф, её учитель. Они жили вместе продолжительное время и очень сдружились.

Однажды, получая перевод от мамы, она вышла из банка и выронила деньги. Спутник, сопровождавший её, сказал:

Так и взяла она псевдоним от одноимённой героини из пьесы Чехова «Вишневый Сад».

Ей доводилось играть во многих театрах России, но последним пристанищем стал Театр им. Моссовета.

Впервые в кино Фаина Раневская появилась в 1934 году в фильме «Пышка».


«Пышка» 1934

За всю карьеру она приняла участие более чем 20 фильмах. Самой запоминающейся, наверное, стала картина «Подкидыш», где она произнесла знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня!», которую вспомнил Брежнев при их личной встрече.


«Подкидыш» 1939

Легендарная актриса на это ответила: «Так меня называют только хулиганы!»


«Осторожно, бабушка!» 1960


Последний фильм с участием Фаины Раневской «Сегодня — новый аттракцион» 1966


Фильм-спектакль «Дальше — тишина» 1978

Личная жизнь Раневской

По приезду в Москву Фаина встретила актёра Кочалова в кондитерской и безответно влюбилась. У него была жена и множество любовниц, в число которых актриса не хотела входить и не думала об интрижке. Несмотря на это, они стали замечательными друзьями.

О её личной жизни известно немногое. Например, то, что она ни разу не была замужем и, к сожалению, не имела наследников. Единственный друг, который был с ней до самой смерти, это пёс по кличке Мальчик.

Всю свою жизнь она посвятила работе и до последнего играла в Театре им. Моссовета.

Последнее интервью Фаины Раневской о её жизни:

Фаина Раневская и её сестра Изабелла: 3 года одиночества двух сестёр в одной квартире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Две сестры

Они всегда были очень разными, Изабелла и Фанни Фельдман. Изабелла была на четыре года старше своей сестры, а ещё красива и общительна. Фанни была не столь хороша собой, да ещё и чувствовала себя менее любимой родителями. К тому же старшая сестра была примерной девочкой, в особом озорстве замечена не была. Зато Фанни вполне могла вместе с братом Яковом забраться в отцовский кабинет, да утащить оттуда коньяк или папиросы.

Изабелла, ожидаемо, довольно быстро вышла замуж и уехала с супругом во Францию. Фаина примерно в это же время отправилась в Москву, чтобы исполнить свою главную мечту: стать актрисой. Казалось, пути двух сестёр разошлись навсегда. После революции вся семья Фаины Раневской эмигрировала за границу. Фаина же категорически отказалась покидать Россию. Позже Раневская упоминала, что удержала её любовь к русскому театру. Правда, Изабелла при этом добавляла: помимо театра был ещё некий Максимилиан.

Как бы там ни было, но в России Фаина Раневская осталась совершенно одна. Она училась мастерству у Павлы Леонтьевны Вульф, которую впоследствии называла своей второй матерью. Фаине Георгиевне прошлось пройти множество испытаний на своём пути к славе и признанию. Были голодные военные годы, били периоды полного безденежья. Она не роптала и старалась ко всему относиться со свойственной ей иронией.

Прошло много лет и в 1961 году старшая сестра Фаины Раневской приняла решение перебраться к младшей в Москву. Изабелла представляла себе: её знаменитая сестра живёт примерно так же, как зарубежные звёзды. Шикарный дом, прислуга, всеобщее почитание и желание угодить от всего обслуживающего персонала.

Воссоединение

Чтобы получить разрешение на прописку сестры в Москве, Фаине Раневской пришлось вспомнить все свои высокие знакомства и связи. К счастью, это как раз был период кратковременной оттепели. Знаменитой актрисе позволили поселить у себя сестру.

Изабелла долго не могла привыкнуть к реалиям советского быта. Её удивляла небольшая квартира сестры и очереди в магазинах, отсутствие самых простых продуктов и элементарной службы доставки, хамство продавцов и невозможность приобрести мало-мальски приличную вещь.

Она постоянно попадала в смешные ситуации и совершенно не понимала, почему продавщица в соседней булочной нахамила ей в ответ на вежливые расспросы, а домработница Раневской, разбив банку с мёдом, не извинилась, а высказала недовольство по поводу поставленной неправильно той же банки.

Со всем этим Изабелла Аллен могла бы смириться. Но тяжелее всего ей давалось принятие собственного одиночества в обществе родной сестры. Несомненно, они любили друг друга и при этом обижались по мелочам.

Изабелла не могла никак привыкнуть к грубоватой манере общения Фаины, а когда та перестала с ней общаться после появления в их доме друга юности старшей сестры, то и вовсе загрустила, а потом написала в своём дневнике настоящий ультиматум. Дневник она оставила на видном месте, чтобы сестра смогла прочесть. К счастью, вскоре ссора была забыта, а после смерти Павлы Вульф Изабелла вдруг поняла, насколько одинока её Фанни, горько оплакивавшая свою наставницу и подругу.

Голос сердца

Возможно, именно тогда наступил лучший период в жизни обеих сестёр. Кажется, между сёстрами настало время глубокого взаимопонимания. Они с удовольствием общались, вместе хохотали над смешными ситуациями, в которые всё так же продолжала попадать Изабелла, не в силах привыкнуть к советским реалиям. Её обсчитывали в магазине, а сестра готова была тут же устроить скандал. Правда, разницу всё равно никто не возвращал, но хотя би приносили извинения.

Благодаря Фаине Георгиевне её сестра перезнакомилась со многими знаменитостями, принимала историю каждого близко к сердцу и жалела всех тех, у кого судьбы оказались изломанными. Изабелла скучала по своей юности и по их общим знакомым в Таганроге, где обе сестры родились и выросли. Но Фаина Раневская не склонна была возобновлять старые знакомства. Раневская утверждала, что сама стала другой, жизнь у неё теперь совсем не та, что была в Таганроге, соответственно, поменялся и круг общения.

Они очень изменились, Изабелла и Фанни, словно поменявшись местами. Тихая и незаметная Фанни стала любимицей миллионов, теперь она была остра на язык и никогда не спускала шуток, отпущенных в её адрес. Изабелла из бойкой красавицы превратилась в тихую даму, как она сама писала о себе в дневнике, «со следами былой красоты на лице».

В 1962 году Изабелла Георгиевна заболела. Сестра и врачи скрывали от неё истинное положение вещей и не говорили об онкологии. Однако она сама догадалась: поправиться ей уже не удастся.
Сестры таились друг от друга: Фаина Раневская делала вид, что дела Изабеллы не так уж плохи, а та, боясь доставить лишние переживания Фанни, старательно скрывала своё знание о приближающейся смерти. Она угасла очень быстро, успев пожить рядом с сестрой всего три года.

Фаина Раневская ещё долго винила себя в том, что была слишком увлечена театром и не уделяла сестре больше внимания.

Фаина Раневская прославилась не только благодаря несомненному актерскому таланту, но и неординарному чувству юмора, из-за чего ее имя часто вспоминают в контексте анекдотичных ситуаций, в которые она часто попадала, а нередко и сама их провоцировала. Но на самом деле ее жизнь давала мало поводов для смеха: отведенные ей 87 лет она провела почти в полном одиночестве, и причину этого видела в себе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию