Эксперимент третья волна - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Эксперимент третья волна

Эксперимент Третья Волна

Данная статья будет особенно интересна тем, кто увлекается историей и психологией. Мы рассмотрим вопрос о том, почему во время Второй Мировой войны (1933-1945 гг.) народ Третьего Рейха, так фанатично поддерживал нацистский режим во главе с Гитлером.

Почему немцы лояльно относились к строительству концлагерей, массовым убийствам, антисемитизму, экспериментам над людьми и многим другим ужасающим вещам.

Парадокс тех страшных событий заключается как раз в том, что сами немцы не понимали, какие последствия имеет нацизм.

Однако после падения Третьего Рейха, народ Германии осознал свои чудовищные ошибки и испытал настоящий стыд за все то зло, которое они совершили. Чтобы понять поведение немцев, в 1967 г. в США был проведен необычный эксперимент, который получил название «Третья волна».

Идея эксперимента «Третья волна»

Этот уникальный эксперимент был проведен весной 1967 г. в обычный школе Пало-Альто, что в Калифорнии. Участниками эксперимента стали ученики 10 класса, то есть школьникам было приблизительно по 16 лет.

Инициатором самой идеи был простой школьный преподаватель по истории Рон Джонс. Ему хотелось понять причины человеконенавистнического поведения немцев в годы национал-социализма. Эксперимент должен был длиться одну неделю.

С первого же дня Рон Джонс поставил перед учениками жесткие правила, а сам стал главой неформальной молодежной группировки. Удивительно, но никто из учеников, в том числе и взрослые, не препятствовали ему в его действиях.

Рон Джонс

В силу некоторых причин, о которых мы скажем позже, эксперимент был прекращен на пятый день. Однако и этого хватило, чтобы педагог продемонстрировал ученикам то, насколько легко и просто они поддались его влиянию.

По его мнению, их беспрекословное подчинение ему в течение всех 5 дней совершенно ничем не отличалось от поведения немецких граждан в отношении их фюрера.

Как проводился эксперимент «Третья волна»

Все началось с того, что однажды Рону Джонсу, один из его учеников задал вопрос, посвященный Второй Мировой войне. Школьник хотел понять, почему жители Германии делали вид будто ничего не происходит, хотя они прекрасно знали о концлагерях, пытках, издевательствах и многих других вещах. В итоге преподаватель решил детально разобрать эту проблему, посвятив ей целую неделю.

Понедельник

В понедельник Рон объяснил своим ученикам «силу дисциплины». Затем он приказал им принять смирное положение, так как это способствует лучшему усвоению знаний. После этого он неоднократно заставлял их вставать и садиться в новом положении, а также выходить из класса, а затем сразу заходить обратно, но уже тихо и смирно.

Удивительно, но ученики с немалым удовольствием выполняли требования Рона. Когда Джонс стал заставлять старшеклассников давать четкие и лаконичные ответы на свои вопросы, он снова не увидел никакого сопротивления.

Мало того, даже самые пассивные и малозаметные ученики стали проявлять инициативу в этом плане. Так закончился первый день эксперимента.

Вторник

Во вторник ученики уже заходили в класс по новым правилам, в чем и проявлялось их так называемая «сила единства». По команде преподавателя все дружно скандировали лозунг: «Сила в единстве, сила в общности».

В эмоциональном плане у участников эксперимента наблюдалось воодушевление, особенно когда они стали замечать, как сплочена и сильна их группа.

После завершения уроков Рон Джонсон показал своим подопечным новое приветствие, которым они с этого момента должны были приветствовать друг друга. Для этого нужно было изогнуть правую руку и поднять ее к плечу.

Данный жест они назвали «Салютом Третьей Волны». Теперь все ученики приветствовали друг друга только таким образом.

Среда

В среду к школьникам добровольно присоединились еще 13 человек. Тогда Рон Джонс объявил о выдаче членских билетов.

На занятиях учитель рассказал о силе действия. То есть о том, что если соперничать индивидуально, то это часто может приводить к низкой продуктивности, но если заниматься работой всей группой, то качество обучения будет намного выше.

После этого он стал говорить о том, что молодым людям следует создать проект знамени «Третьей волны» и рассказать о нем другим ученикам. Еще школьники должны были назвать имя какого-нибудь другого учащегося, которого бы им хотелось видеть в своих рядах.

Рон приказал трем старшеклассникам докладывать ему о тех, кто будет нарушать устав «Третьей волны» или даже просто критиковать его. Удивительно, но на призыв откликнулось около 20 человек, которые добровольно «стучали» на своих приятелей.

Один из учеников, имеющий низкие способности к обучению, но крепкое телосложение, сказал своему лидеру о том, что с сегодняшнего дня он будет его телохранителем. В результате, этот школьник стал ходить за Джонсом по всей школе, куда бы тот ни пошел.

Казалось бы, эксперимент проходил вполне успешно. Но три ученицы-отличницы, знания которых оказались невостребованными в странном эксперименте, рассказали о «Третьей волне» своим родителям.

В итоге к Рону позвонил один раввин, которого в целом успокоил ответ относительно того, что школьники просто занимаются изучением немецкого типа личности. Раввин даже сказал, что постарается объяснить ситуацию родителям пожаловавшихся учениц.

Учителя невольно смущало то, что ему никто не оказывает никакого противодействия даже среди взрослых. К тому же сам директор школы при встрече с Джонсом стал приветствовать его «Салютом Третьей Волны».

Четверг

Когда в четверг утром Рон пришел на работу, он обнаружил возле класса отца одного из учеников. Тот был вне себя от ярости, когда узнал от сына о том, что за эксперимент затеял экстравагантный учитель. Как выяснилось позже, этот мужчина был во время Второй Мировой войны узником одного из немецких лагерей.

Дело принимало серьезный оборот, что не могло не беспокоить Джонса. Поэтому он решил как можно быстрее закончить эксперимент. Для этого он пояснил ученикам силу гордости.

К этому дню в аудитории уже собиралось 80 школьников. Рон сказал им о том, что все они являются частью общенациональной молодежной программы, целью которой было проведение новых политических преобразований во имя народа.

Далее педагог отдал приказ 4 «конвоирам» выгнать из аудитории и отправить в библиотеку 3 учениц, которые критически относились к «Третьей волне», ведь их преданность важному для всех эксперименту была под большим сомнением.

После этого он рассказал школьникам о том, что в других регионах государства также существует множество подразделений «Третьей волны». Затем он добавил, что в пятницу по телевидению выступит лидер их общего движения и сделает важное заявление о баллотировании на пост президента США.

Пятница

В пятницу ровно в 12 часов дня в зале собралось около 200 школьников, среди которых были и представители других молодежных субкультур. Единомышленники Джонса бегали по коридорам и аудиториям, изображая из себя журналистов и репортеров.

Когда телевизор был включен на экране не оказалось никакого изображения, что привело учеников в недоумение. Наблюдая за волнениями, Рон Джонс объявил о том, что не существует никакого общественного движения, а сами они оказались жертвами манипуляции, лишившись собственного мнения:

«Вы думали, что выизбранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от собственных убеждений и принять волю группы… Но к чему вы шли? Давайте я покажу вам ваше будущее!».

С этими словами он включил фильм о нацистской Германии, лагерях смерти и судебных процессах. Завершил он урок следующей мыслью:

«Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе «Третьей волны». Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».

Учитель дал им понять, что точно так вели себя и немцы во время существования Третьего Рейха. Когда школьники осознали все сказанное Джонсом, они стали покидать зал в полной подавленности. Некоторые из учеников плакали.

Последствия эксперимента

О «Третьей волне» достаточно долго ничего не говорилось во многом из-за того, что ученики испытывали стыд из-за своих поступков в отношении друг к другу.

Интересен факт, что Рона Джонса через два года уволили с работы, отказавшись продлевать с ним трудовой контракт. Дело в том, что администрация школы не разделяла антивоенных взглядов своего коллеги.

В 70-х г. Рой Джонс подробно описал свой эксперимент в книге. В 1981 году появилась кинолента «Волна», а также был опубликован одноименный роман, в котором за основу были взяты реальные события эксперимента.

Читайте также:  Фото алексея серебрякова – его жена и дети

В 2008 году по мотивам этих событий, была снята кинокартина «Эксперимент 2: Волна». В 2011 году в Америке вышел документальный фильм «Lesson Plan», в котором интервью давали бывшие участники эксперимента «Третья волна».

Если вам понравилась статья про психологический эксперимент «Третья Волна» — поделитесь ею в социальных сетях.

«Третья волна»

В 1967-м преподаватель Рон Джонс на неделю превратил свой класс в маленький аналог гитлерюгенда.

О результатах эксперимента сам Джонс и его ученики молчали долгие годы. Только в 1976-м году профессор решил опубликовать свои воспоминания. До этого момента опыт описывался только в местной школьной газете. Широким массам об эксперименте стало известно из эссе Джонса, которое вызвало большой интерес у читателей и телевизионных продюсеров.

Рон Джонс был преподавателем истории старших классов школы в Пало-Альто, Калифорния. Однажды, во время урока, посвященного Второй мировой и Нацистской Германии, один из студентов задал вопрос: почему обычное население так долго закрывало глаза на ужасы политики Рейха, как простые немцы оправдывали свое бездействие, объясняя это впоследствии незнанием реального положения вещей? У Джонса не было ответа на этот вопрос. Вместо того, чтобы пуститься в пространные рассуждения о сложностях людской психологии, он предложил ребятам поучаствовать в эксперименте, на который была отведена одна учебная неделя. Опыт стартовал в понедельник и был завершен в пятницу.

В первый же день профессор продемонстрировал, какую силу имеет понятие «дисциплина». Он командным тоном приказал всем ученикам сесть в новой позиции — руки заведены за спину и согнуты в районе пояснице, ступни стоят ровно на полу, лодыжки вместе, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая, подбородок опущен вниз. Затем Джонс заставил класс выучить эту позицию и занимать ее сразу же, присев за парту. Они повторили упражнение несколько раз, учитель делал замечания отдельным студентам, корректируя осанку и положение рук и ног.

Затем Джонс огласил новые правила поведения в классе: все ученики должны занять свои места до того, как прозвенит последний звонок, на каждый урок в обязательном порядке требовалось приносить карандаши и бумагу, желающий задать вопрос должен был встать и обратиться к преподавателю «Мистер Джонс», на любой вопрос следовало отвечать предельно кратко — не более трех слов. За правильные ответы и релевантные вопросы профессор хвалил студентов. К концу урока в дискуссии участвовали все ученики — ситуация совершенно не характерная для класса Джонса, где всегда было несколько лидеров и аморфное большинство. По словам учителя, он был поражен энтузиазмом подростков и их готовностью следовать всем его указаниям.

На следующий день Джонс, войдя в класс, обнаружил всех студентов сидящими за своими столами в той самой позиции, которую они разучивали накануне. Он написал на доске две фразы: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности». Затем Джонс прочитал студентам лекцию о том, как важно быть единым организмом, сплоченным коллективом, где каждый чувствует плечо и поддержку другого участника.

После профессор поднял двух учеников и заставил их скандировать формулировки, записанные им на доске. К первым двум он присоединил еще одну пару студентов и так по очереди был задействован весь класс. В конце урока Джонс показал студентам жест, которым они могли приветствовать друг друга. Правая рука согнута в локте параллельно линии плеч и изогнута волнообразно. Жест получил название «Третья волна» — по словам учителя, в цепочке волн именно последняя, третья, — самая значительная по величине. Приветствие это могло использоваться только среди «своих», и в тот же день студенты группы Джонса начали салютовать друг другу на перемене в коридоре, за обедом в столовой, библиотеке и спортивном зале. Вскоре другие ученики начали интересоваться жестом и спросили, могут ли они присоединиться. На следующий день группа увеличилась с 30 человек до 43 за счет новых студентов.

В среду профессор объяснил ученикам важность действия. Сами по себе единение и дисциплина без действия не имеют смысла. Джонс раздал всем студентам так называемым членские карточки. На трех из них стояла буква X — это означало, что ученики, получившие такую карточку, должны следить за порядком и докладывать преподавателю обо всех нарушениях. Джонс потребовал от подростков следить за тем, чтобы в его класс не мог зайти ни один студент, не принадлежавший к «волне». Им также предстояло убедить как минимум 20 детишек из младших классов в том, что та самая позиция посадки за партой — необходимое условие для лучшего обучения. Кроме того, каждый студент должен был написать на бумажке имя и адрес надежного друга, который мог бы присоединиться к их движению, и передать записочку профессору. Нововведения были приняты с большим энтузиазмом. Напоследок Джонс дал задание совместно разработать символику — нарисовать «логотип» Третьей волны.

Для новых членов, желавших вступить в клуб избранных, была разработана отдельная процедура. Каждый из них мог быть приглашен в группу уже действующим членом и получить от Джонса карточку участника. Затем вновь прибывшему предстояло продемонстрировать знание устава и внутренних правил, а также готовность им подчиняться.

Новость об эксперименте разлетелась по всей школе. Как вспоминал Джонс, в среду к нему подошел директор и поприветствовал «волной». К концу третьего дня опыта в рядах движения было уже более 200 студентов. Из них двадцать занялись откровенным стукачеством, хотя право на «донос» было дано только троим. Один ученик, Роберт, который, по словам профессора, не блистал ни умом, ни атлетическими достижениями и вообще всегда ощущал себя в школе потерянным и одиноким, взял на себя роль личного охранника Джонса. Он сопровождал его на протяжении всего дня, открывал двери и просто находился рядом, так как опасался, что с учителем «что-нибудь случится».

Несколько девочек из класса, которых Джонс относил к числу выдающихся учеников, рассказали об эксперименте своим родителям. По мнению профессора, у наиболее одаренных студентов опыт вызвал некую фрустрацию — блестящие знания больше не выделяли их на фоне остальных, так как принципы оценки стали несколько иными.

Вечером в среду Джонсу позвонил раввин, которому поступил тревожный сигнал от родителей одной из учениц. Он вежливо поинтересовался, что именно происходит на уроках. Профессор объяснил цель эксперимента, и, к своему удивлению, не встретил от раввина никакого сопротивления. Тот пообещал успокоить родителей девочки и выразил одобрение методике учителя.

Сам Джонс испытывал большое беспокойство. Эксперимент принимал угрожающие масштабы: ученики сбегали с других уроков, чтобы присоединиться к группе профессора, устраивали допрос с пристрастием своим однокашникам, проверяя их на верность идеологии. Джонс не был уверен, стоит ли вообще доводить опыт до конца. Однако счел, что прерывание эксперимента в данном случае нанесет больше вреда психике учеников.

Следующим уроком профессора стала «сила в гордости». Утром в четверг количество учеников в классе превысило 80 человек. Помещение было забито до отказа. Джонс выступил перед ними с речью. Он убедил студентов в том, что «Третья волна» — это не просто школьный эксперимент, но часть общенациональной программы по поиску талантливой молодежи, способной в будущем взять на себя управление страной. «Вы — избранные», «гордость — это то, что никто не сможет у вас отнять», «именно вы можете изменить будущее нации», «ваша цель — привнести порядок, используя те знания, которые вы получили за прошедшие дни», — такие слова Джонс адресовал аудитории.

Затем он обратился к тем трем ученицам, которые поставили эксперимент под сомнение и рассказали о нем родителям. Джонс приказал девушкам покинуть его класс в сопровождении «охраны», состоявшей из нескольких студентов. Учитель анонсировал, что в пятницу по телевизору выступит новый кандидат на пост президента и объявит о национальной программе «Молодежной Третьей волны». По его словам, в ней приняли участие более 1000 учеников американских школ. Он спросил класс, готовы ли они появиться перед журналистами и показать себя во всей красе? Никаких возражений не последовало — студенты согласно закивали. Им предстояло собраться в школьном зале без 10 минут пополудни пятницы и продемонстрировать, как хорошо они усвоили уроки Джонса: дисциплина, общность и гордость.

В последний день эксперимента более 200 студентов пришли в аудиторию послушать выступление. Джонс пригласил нескольких друзей, которые должны были изображать фотографов и журналистов. Он объявил, что пресс-конференция начнется через пять минут, а пока стоит продемонстрировать репортерам, чему они научились. Он произнес фразу «сила в дисциплине», и ее повторил хор голосов. После Джонс погасил свет в комнате и включил телевизор. Две сотни глаз замерли в ожидании начала трансляции. Две минуты они пялились в экран, где не было ничего, кроме белой заставки. Несколько студентов поднялись со своих мест, послышались выкрики. Джонс выключил телевизор и взял слово. В аудитории была гробовая тишина.

Читайте также:  Марк твен – биография, произведения, фото

«[…] Нет никакого лидера, нет никакой национальной молодежной организации «Третья волна». Вас использовали. Вами манипулировали. Вы ничем не отличаетесь от жителей Германии времен Рейха, вы не лучше и не хуже. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого сейчас нет в этой комнате […] Как далеко вы могли бы зайти? Я покажу вам ваше будущее», — с такой речью Джонс обратился к присутствующим.

После этого он зажег проектор, и на большом экране появились кадры из кинохроники Третьего Рейха. Военные парады, съемки из концлагерей, заседания суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу». Показ закончился кадром с надписью «Все должны осознать вину. Никто не может заявить, что в той или иной мере не принимал участия». Аудитория, хранившая молчание на протяжении еще нескольких минут после окончания показа, постепенно пробудилась.

Джонс ответил на несколько вопросов, а затем еще раз взял слово, чтобы объяснить значение последнего и самого главного урока — «сила через осознание», осознание своей ответственности и вины за то, что происходит вокруг. Несколько человек, в том числе, Роберт, исполнявший роль телохранителя, плакали навзрыд, другие молча покинули аудиторию, третьи остались сидеть на своих местах, сконфузившись.

По словам Джонса, многие из его бывших учеников хранили молчание об этом инциденте на протяжении множества лет, вероятно, из чувства неловкости за свое поведение. После публикации эссе в 1976-м году многие телевизионщики заинтересовались сюжетом — профессора приглашали принять участие в шоу, было снято несколько фильмов, художественных и документальных, написана книга и даже поставлен мюзикл.

Психологический эксперимент «Третья волна»

Третья волна — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил студентам силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В полдень пятницы 200 учеников набились в кабинет, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что движения не существует, а ученики отказались от собственного мнения и легко поддались манипуляции. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия. В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге. В 1981 году вышли роман и телефильм «Волна», основанные на эксперименте. В 2008 году вышел сильно драматизированный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна».

Психологический эксперимент «Третья волна»

Третья волна — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил студентам силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Читайте также:  Сент-экзюпери – биография, личная жизнь, фото

Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В полдень пятницы 200 учеников набились в кабинет, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что движения не существует, а ученики отказались от собственного мнения и легко поддались манипуляции. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия. В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге. В 1981 году вышли роман и телефильм «Волна», основанные на эксперименте. В 2008 году вышел сильно драматизированный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна».

Третья волна (эксперимент)

«Третья волна» (англ. The Third Wave ) — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом [en] над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Содержание

Эксперимент [ править ]

Рон Джонс преподавал историю в школе старших классов Эллвуда Кабберле [en] в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил учащимся силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек , а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В полдень пятницы 200 учеников набились в кабинет, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что движения не существует, а ученики отказались от собственного мнения и легко поддались манипуляции. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Последствия [ править ]

Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия. В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано школьной газетой [1] . В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на эксперименте. В 2008 году вышел немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна». В 2011 году в США вышел документальный фильм Lesson Plan , включающий интервью с участниками эксперимента.

Ссылка на основную публикацию