Лилита озолиня – биография, личная жизнь, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лилита озолиня – биография, личная жизнь, фото

Лилита Озолиня

Биография

Для миллионов зрителей бывшего СССР Лилита Озолиня ассоциируется с Мартой из любимой мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Два десятилетия молчаливая, хрупкая на вид, но сильная внутри героиня оставалась кумиром, символом красоты и женственности. Сейчас на родине актрисы о картине говорят как о «лживом и надуманном продукте системы», возможно, потому что слишком приглаженной выглядит история ссылки латышей в Сибирь. Но сама Лилита играла не по указке режиссера, а так, как чувствовала, поскольку знала о депортации не понаслышке.

Детство и юность

Лилита Озолиня появилась на свет в ноябре 1947 года в Риге. Альбертина, мама актрисы, имела отдаленную связь с миром кинематографа. Информацию, что она до войны работала помощником режиссёра, Лилита опровергла, рассказала, что красивую девушку увидели на улицах города сотрудники студии «ДЕФА» и предложили поехать в Германию учиться на артистку. Но Альбертину тогда не отпустила мачеха.

Лилита Озолиня в молодости (кадр из фильма «Когда дождь и ветер стучат в окно»)

Отец Арвид Озолиньш был лётчиком-испытателем. Известно, что после войны он попал под каток репрессий, так как отказался перейти в ряды Красной армии. Старшая сестра Лилиты, Вия, погибла в ссылке, куда отправилась вместе с родителями.

Видимо, мамина любовь к кино передалась дочери, потому что уже в 8 лет Лилита Озолиня сделала первый шаг по этому пути. Она отправилась на пробы фильма «Эхо», где искали исполнительницу на роль пастушки. И хотя первый блин оказался комом и Лилиту не взяли, она не изменила своей мечте стать артисткой.

Девочка под руководством мамы начала постигать основы актёрского ремесла, и в 1965-м её приняли в Народную студию киноактёра, которая действовала при знаменитой Рижской киностудии. Озолиня успешно прошла сложный конкурс, оставив позади немало конкурентов.

Учась в Народной студии, Лилита Озолиня решила совмещать теорию и практику, поэтому через год устроилась в Художественный театр имени Яна Райниса. На этой сцене юная артистка сделала первые шаги в профессии. В 1971 году, после окончания студии, девушка продолжила учиться на актёрском факультете Латвийской консерватории имени Витола.

Фильмы

Кинематографическая биография Лилиты Озолини началась в студенческие годы. Артистка дебютировала в кино, когда училась в Народной студии. Первым режиссёром, доверившим Лилите роль, оказался её преподаватель Алоиз Бренч. В его картине «Когда дождь и ветер стучат в окно», вышедшей на экраны в 1967 году, молодая актриса снялась в роли Велты.

Лилита Озолиня в роли Марты Озолы (кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах»)

Проснуться знаменитой и мегапопулярной во всём Советском Союзе Лилите Озолине удалось после драматической мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Алоиз Бренч снял актрису в том амплуа, в котором её больше всего любили и знали зрители: нежной и женственной Марты Озолс. Героиня, которая, несмотря на кажущуюся беззащитность, сумела не сломаться и не предать, пронеся через всю жизнь верность и любовь.

После выхода мини-сериала в 1980 году в Рижскую киностудию хлынули потоки зрительских писем со всего Союза. Лилиту Озолиню боготворили. Она вмиг превратилась в легенду. Её именем называли дочерей. Фотографии и плакаты с изображениями актрисы раскупались мгновенно. Под героиню стриглись и одевались. За роль Марты артистка получила Государственную премию. Поклонники называли Лилиту не иначе как латышское солнце.

Успех в мелодраме сделал рижскую актрису востребованной у постановщиков. Озолиня появилась в паре десятков картин, самыми яркими из которых считаются мюзикл «Краткое наставление в любви», комедия «Личная жизнь Деда Мороза» и политический детектив «Двойной капкан». В последнем Лилита сыграла мать-одиночку, поверившую в чистоту намерений матерого уголовника в исполнении Альгиса Матулёниса.

Похожий образ женщины, воспитывающей ребенка, у актрисы в мелодраме «Он, она и дети». Лилита и Виталий Соломин сыграли людей, оставшихся без своих вторых половин. Он вдовец, она разведена. Случайная встреча пробуждает позабытые чувства, которые не находят понимания у сына и дочери героев.

Лилита Озолиня и Виталий Соломин (кадр из фильма «Он, она и дети»)

В новом веке актрису пригласили в российско-латвийский проект «Красная капелла», снятый в жанре шпионского триллера. Еще одна историческая лента с участием Озолини — мелодрама «Герой» с Димой Биланом и Светланой Ивановой в главных ролях.

Сериал Валентины Пимановой «Хранимые судьбой» — печальный рассказ о жизни обитателей дома ветеранов. Лилита снялась здесь в компании Армена Джигарханяна, Татьяны Конюховой, Тамары Сёминой в роли практически самой себя — пожилой актрисы. На фоне романтических отношений в фильме разворачиваются экономические: любимый дом у пенсионеров пытаются отобрать.

Лилита Озолиня (кадр из сериала «Хранимые судьбой»)

В 2014 году, когда Лилите Арвидовне исполнилось 67 лет, она сыграла возлюбленную Пабло Пикассо в постановке «Женщины Пикассо». Артистка появилась в образе Ольги Хохловой, бывшей балерины труппы Дягилева и дочери царского генерала. Критики отметили потрясающую и многогранную игру Лилиты Арвидовны, сумевшей передать сложные чувства героини к гениальному художнику — неослабевающую страсть и одновременную ненависть.

Личная жизнь

В «Долгой дороге в дюнах» Лилита на пару минут появляется в кадре в купальнике. Спустя много лет Озолиня такая же неотразимая, стройная и элегантная. Известно, что женщина поддерживает себя в форме с помощью регулярных занятий на тренажерах. Личная жизнь заcлуженной артистки Латвийской ССР — тайна за семью печатями. Актриса, охотно соглашаясь на интервью, сразу оговаривает запретную тему — это семья.

Биография Озолини Лилиты Арвидовны

Биография Озолини Лилиты Арвидовны

Биография, история жизни Озолини Лилиты Арвидовны

Озолиня Лилита Арвидовна – советская и латвийская киноактриса, актриса театра.

Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в столице Латвии городе Рига. В довоенные годы Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, а Арвид, отец девочки, был лётчиком-испытателем. Но с приходом в 40 году в Латвию Красной армии все изменилось. Отца Лилиты, отказавшегося служить новому строю, сослали как врага народа. Мать следовала за ним по лагерям, и их старшая дочь Вия умерла во время переездов. В послевоенные годы, вернувшись на родину, отец переменил профессию, строил прекрасные дома, делал замечательную мебель.

Родители создали крепкую благополучную семью. Несмотря на тяготы послевоенных лет, Лилита занималась изучением английского языка, который ей преподавал польский пан, игрой на рояле и исследованием удивительного окружающего мира.

Как вспоминала сама Лилита:

«У меня, может быть, не было столько платьев и красивой обуви, которые потом я старалась дать своей дочери, но у меня была сила от деревьев, у меня была тяга к природе, я верила в солнце, я верила в луну, в море.

Мир был мне безумно интересен и не представлял никакой угрозы. Родители для того делали все возможное. Хотя воспитывали в строгости. Помню, один раз я плохо помыла посуду и отец властным голосом сказал мне, что я должна ее перемыть и более никогда не халтурить».

Лилита мечтала стать врачом. Параллельно средней школе она окончила школу медсестер и в будущем хотела поступить в академию медицины.

От судьбы не уйдешь

Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо». Съемочной группе нужна была девочка на роль пастушки. Школьница Лилита Озолиня, казалось, подходила по всем статьям, но сниматься ее не взяли. Пухлые щеки никак не связывались в сознании режиссера с обликом девочки батрачки.

Тем бы и закончилась, наверное, ее встреча с прекрасным искусством кино, если бы в 1965 году при Рижской киностудии не открылась Народная студия актера, объявившая поиск способных ребят по всем школам. За компанию с подружкой она пошла на конкурс и была очень удивлена, когда ее приняли.

За первый учебный этюд получила все же тройку. Но зато на «отлично» выдержала пробы к фильму «Когда дождь и ветер стучат в окно», который снимал один из преподавателей студии режиссер Алоиз Бренч.

Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м – актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Bитoлa.

После дебюта последовали работы в фильмах «За поворотом поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов», «В клешнях черного рака», «Олег и Айна». Но роли в этих фильмах были в основном одноплановые. Светлые волосы, женственность всего облика обрекали актрису на образы лирических героинь. Так продолжалось до тех пор, пока актер и режиссер Гунар Цилинский не предложил ей роль Вии в своем фильме «Соната над озером», роль, предполагавшую гораздо более резкие краски, большой драматический накал. Как заметил потом Гунар Цилинский: «Игра Озолини была неожиданностью для меня. Я и не предполагал в Лилите такой взрывной силы, такой глубины в передаче темных страстей».

Следующей совместной работой Гунара Цилинского и Лилиты Озолиня стал фильм «Ночь без птиц». Роль Илзе, жены Яниса, сыгранная лаконично, точно, с внутренним драматизмом, может быть названа среди наиболее удачных работ актрисы. Трагический и одновременно светлый характер Илзе по-настоящему национален.

«Долгая дорога в дюнах»

Этот фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам. Работа Лилиты Озолиня и режиссера Алоиза Бренча над сериалом «Долгая дорога в дюнах» стала звездной для обоих.

Действие фильма «Долгая дорога в дюнах» происходит в Латвии и охватывает период с 39 года до середины 70-х. События этих лет по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь – разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире.

Открывший Лилиту Озолиню как актрису и много значивший в ее судьбе, А. Бренч вспоминал: «Честно говоря, к тому времени я перестал за ней следить. У Лилиты на экране было все нормально, все правильно, но как-то сухо, и мне показалось, что эта актриса больше «от ума», нежели «от сердца». До тех пор, пока Х. Лиепиньш не позвал меня в оперу посмотреть в концертном исполнении «Пера Гюнта» с участием драматических актеров, а главное – посмотреть Лилиту Озолиню. Я сидел в опере и волновался все больше и больше: прекрасный бархатный голос Лилиты завораживал, манил какой-то тайной, которую я раньше в ней не чувствовал. Передо мной была другая актриса и, может быть, даже другой человек, излучающий душевность и тепло мудрой любви. И главное другое – я нашел Марту для фильма «Долгая дорога в дюнах», Марту, которую мы искали уже четыре месяца».

Читайте также:  Анастасия савосина – биография, семья, фото

Экранной любовью Лилиты Озолиня стал Юозас Киселюс – бедный рыбак Артур. Он правилен и несгибаем. Но жалостливые телезрительницы больше сопереживали его «моральному противнику» – киношному мужу Марты, фабриканту Рихарду. Его сыграл 29-летний литовец Ромас Раманаускас.

С большой теплотой актриса вспоминала Валентину Талызину, которая озвучивала Лилиту Озолиню в сериале: «Я очень уважаю актеров, которые с уважением относятся к работе других актеров. Валентина Талызина очень бережно перенесла во время озвучивания «Долгой дороги. » некоторые нюансы, и я действительно очень благодарна ей за это».

По ЦТ еще шли последние серии, а на Рижскую киностудию уже хлынул небывалый поток писем. Со всей страны, иногда с совсем коротким адресом: «Латвия. «Долгая дорога в дюнах». Марте». Актрисе удалось воплотить не только драматическую судьбу своей героини, но и судьбу целого народа.

Сразу после премьеры на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Никто не ожидал, что картина будет иметь сокрушительный успех. Благосклонность критики, государственная премия.

Прошло несколько десятков лет после премьеры фильма, а Лилиту продолжали часто называть этим именем – Марта. Люди в лице актрисы трогательно опекают мужественную героиню фильма. Вот что вспоминала Лилита Озолиня: «Я приехала на какие-то пробы и после съемки вечером поздно-поздно шел поезд в Ригу, была зима, уже холодно, снег идет, ветер дует. Стою в помещении, где ожидают. И уборщица, которая вытирает пол, подходит: «Здравствуйте, Марточка. Замерзли? Хотите чаю? Пойдем, Марточка, выпьем». Заходим там, где тряпки, метла стоит, у нее все это стоит. Там у нее чай, мы сидим, баранки с чаем. И говорит: «Ну как Рихард поживает? Ну, как сыночек, в школу уже пошел?» Я думаю: «О, Боже мой, если я скажу, что я актриса, все это если я ей сломаю, меня выгонит опять на этот холод, чай уже не будут давать». И я сидела, сочиняла там разные биографии».

После успеха пришли и многочисленные предложения ролей. Но Лилита выбирала только то,что обещало интересные творческие задачи. Она снималась в мюзикле Раймонда Паулса «Краткое наставление в любви», в грустной комедии «Личная жизнь Деда Мороза», в политическом детективе А. Бренча «Двойной капкан». На «Ленфильме» в ленте В. Соколова «Встретимся у метро» актриса играет русскую женщину Наташу, проживая на наших глазах целую эпоху с предвоенных лет до середины пятидесятых годов. У Сергея Колосова снималась в фильме «Дороги Анны Фирлинг» по пьесе Б. Брехта.

После распада Союза не стало Рижской киностудии, не стало работы в кино, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играла в Рижском театре русской драмы. Именно в этом театре актриса сыграла в спектаклях «Пляски смерти» и «Не боюсь Вирджинии Вульф», которые поставил российский режиссер Роман Козак. С этими спектаклями актриса приезжала на гастроли в Москву и Петербург.

Несколько лет назад в Риге Лилита Озолиня открыла свою студию. В нее мог прийти любой человек, который хочет приобрести опыт в познании себя. В студии работали очень много преподавателей разных направлений. Со студийцами занимались речью, психологией личности, психологией руководства, созданием имиджа, философией. Основной контингент – люди бизнеса, но есть и бухгалтеры, учителя, врачи, политические деятели. Как говорила Лилита Озолиня, «в студии человека учат быть режиссером ситуаций, учат преодолевать различные ситуации, учат тому, как можно общаться с массой людей или с одним человеком». В детских группах обучали мастерству речи, движения, музыке, тому, как нужно вести себя за столом, также учили разбираться в том, где можно аплодировать в опере, и многому другому.

Лилита Озолиня вырастила дочь Лилиану. Она окончила факультет журналистики. Занялась рекламным бизнесом. Кроме того, преподавала у мамы в Студии. Вот что говорила актриса о своем предназначении: «С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле. Кино, театр – это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше. Предназначение женщины – оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась».

В подробности же своей личной жизни Лилита Озолиня всегда предпочитала не вдаваться. И на первый взгляд кажется, что работа поглотила ее целиком, в студии ее даже иногда называют «железной леди». Но на самом деле Лилита – красивая, обаятельная женщина, в жизни которой далеко не последнее место занимает любовь.

Награды и премии

Заслуженная артистка Латвийской CCP (1983).

Лауреат Государственной премии CCCP (1983, за фильм «Долгая дорога в дюнах»).

Лилита Озолиня — биография, личная жизнь, фото, фильмография, слухи и последние новости 2018

Лилита Озолиня: биография

Для миллионов зрителей бывшего СССР Лилита Озолиня ассоциируется с Мартой, героиней любимой мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Многие годы Марта оставалась кумиром, символом красоты и женственности для многих советских женщин. Лилита Озолиня появилась на свет в ноябре 1947 года в Риге.

Актриса Лилита Озолиня

Мама Лилиты – Альбертина, имела непосредственную связь с миром кинематографа: до войны она работала помощником режиссёра. Отец – Арвид Озолиньш, был лётчиком-испытателем. Известно, что после войны он попал под каток репрессий, так как отказался перейти в ряды Красной армии. Старшая сестра Лилиты, Вия, погибла в ссылке, куда отправилась вместе с родителями.

Видимо, мамина любовь к миру кинематографа передалась дочери, потому что уже в 8 лет Лилита Озолиня сделала первый шаг в кино. Она отправилась на пробы фильма «Эхо», где искали девочку на роль пастушки. И хотя «первый блин» оказался «комом» и Лилиту не взяли, она не изменила своей мечте стать актрисой.

Лилита Озолиня в молодости

Девочка под руководством мамы начала постигать основы актёрского ремесла и через несколько лет, в 1965-ом, её приняли в «Народную студию киноактёра», которая работала при знаменитой Рижской киностудии. Озолиня успешно прошла сложный конкурс, оставив позади немало конкурентов.

Учась в «Народной студии», Лилита Озолиня решила совмещать теорию и практику. Поэтому через год она устроилась на работу в Художественный театр имени Яна Райниса. На этой сцене юная артистка сделала свои первые шаги в профессии. В 1971 году после окончания студии Лилита Озолиня продолжила учиться на актёрском факультете Латвийской консерватории имени Витола.

Фильмы

Кинематографическая биография Лилиты Озолини началась в студенческие годы. Артистка дебютировала в кино, когда училась в «Народной студии». Первым режиссёром, доверившим Лилите роль, оказался её преподаватель Алоиз Бренч. Тот самый, который через 13 лет снимет «Долгую дорогу в дюнах». Наверное, символично, что именно у Бренча началось восхождение Лилиты Озолини по карьерной лестнице. В его картине «Когда дождь и ветер стучат в окно», вышедшей на экраны в 1967 году, молодая актриса снялась в роли Велты.

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»

Успешный кинодебют у Бренча открыл новую актрису для других режиссёров. Вскоре Озолиня появилась в картинах «За поворотом – поворот», «Шах королеве бриллантов», «Лучи в стекле» и «Олег и Айна». Нужно заметить, что во всех названных проектах Лилита в основном появлялась в образе женственной и романтичной блондинки. Разрушить этот шаблон и показать рижанку в ином амплуа удалось режисеру Гунару Цилинскому, пригласившему Озолиню в свой проект «Соната над озером».

Лилита Озолиня в фильме «Олег и Айна»

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»Здесь поклонники таланта белокурой актрисы увидели её непривычной и новой. Лилита Озолиня продемонстрировала на экране взрывной темперамент и была вполне органичной в образе негативной героини со всеми пороками и тёмными сторонами характера. Накал страстей, бушевавший в «Сонате над озером», на протяжении всего фильма держал зрителей в напряжении. В этой картине Озолиня сумела убедительно продемонстрировать, что может сниматься в разных жанрах и амплуа.

Лилита Озолиня в фильме «Соната над озером»

Но проснуться знаменитой и мега-популярной во всём Советском Союзе Лолите Озолине удалось всё-таки именно после драматической мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Алоиз Бренч снял актрису в том амплуа, в котором её больше всего любили и знали зрители: нежной и женственной Марты Озолс. Героини, которая, несмотря на свою кажущуюся беззащитность, сумела не сломаться и не предать, пронеся через всю жизнь свою верность и любовь.

Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах»

После выхода мини-сериала в 1980 году зрители со всего Союза завалили Рижскую киностудию письмами. Лилиту Озолиню боготворили. Она вмиг превратилась в легенду. Её именем называли дочерей. Фотографии и плакаты с лицом актрисы раскупались мгновенно. Под её героиню стриглись и одевались. За роль Марты артистка получила Государственную премию. Поклонники называли Лилиту не иначе, как «латышское солнце».

Лилита Озолиня в фильме «Личная жизнь Деда Мороза»

Успех в мелодраме Бренча сделал рижскую актрису ещё более востребованной у режиссёров. Озолиня появилась во множестве картин, самыми яркими из которых можно назвать мюзикл «Краткое наставление в любви», комедию «Личная жизнь Деда Мороза» и политический детектив «Двойной капкан».

Лилита Озолиня в фильме «Двойной капкан»

Все эти проекты вышли на экраны в середине и конце 1990-ых. А дальше на Рижской киностудии, как и на всех других в развалившемся СССР, начался упадок. Лилита Озолиня почти не снималась, играя лишь на театральной сцене. Её можно было увидеть в родном Художественном театре и в Рижском театре русской драмы. Несколько позже Озолиня принимает участие в постановках театра «Дайлес».

Лилита Озолиня в фильме «Герой»

В 2014 году, когда Лилите Арвидовне Озолине исполнилось 67 лет, она сыграла возлюбленную Пабло Пикассо в постановке «Женщины Пикассо». Артистка появилась в образе Ольги Хохловой, бывшей балерины труппы Дягилева и дочери царского генерала.

Критики отметили потрясающую и многогранную игру Лилиты Арвидовны, сумевшей передать сложные чувства своей героини к гениальному художнику – неослабевающую страсть и одновременную ненависть. Сейчас Лилита Озолиня живёт в Риге и продолжает работать на театральной сцене. Её рабочий день расписан по часам.

Личная жизнь

Лилита Озолиня в свои без малого 70 лет остаётся красивой, стройной и элегантной женщиной. Известно, что актриса поддерживает себя в хорошей форме с помощью регулярных занятий на тренажерах. Личная жизнь Лилиты Озолини – тайна за семью печатями. Актриса, охотно соглашаясь на интервью, сразу же оговаривает «запретную» тему – это семья.

Читайте также:  Андрей макаревич – биография, личная жизнь, фото

Лилита Озолиня сейчас

Из некоторых источников СМИ известно, что актриса была замужем не один раз. Неизвестно, по каким причинам браки были расторгнуты, но никто и никогда не слышал от актрисы плохих слов о бывших мужьях. В одном из браков у рижской актрисы родилась единственная дочь Лилиана. По специальности она журналист, некоторое время была директором латвийского телеканала MTV. Сейчас занимается бизнесом.

Лилиана, дочь Лилиты Озолини

Вопрос, который всегда интересовал зрителей, смотревших «Долгую дорогу в дюнах», – с кем из киногероев у Лолиты Озолини был роман. Как призналась актриса, на самом деле служебного романа не было ни с Ромасом Раманаускасом, сыгравшим Рихарда Лозберга, ни с Юозасом Киселюсом, которого зрители знают как Артура Бангу. Героев связывали исключительно дружеские чувства.

Лилита озолиня – биография, личная жизнь, фото

Заслуженный артист РСФСР (1988).

В НАШЕМ АРХИВЕ

Персон934587
Биографий934587
Интервью934587
Фотографий934587
Событий934587
Цитат934587

НАШИ ПАРТНЕРЫ

ИскусствоВоенныеНаукаСпортГосударствоБизнес

Главная | АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ | О |

Озолиня Лилита Арвидовна

Заслуженная артистка Латвийской CCP (1983), лауреат Государственной премии CCCP (1983, за фильм «Долгая дорога в дюнах»).

Родилась 19.11.1947, Рига, Латвия

Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в столице Латвии — городе Рига. В довоенные годы Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, а Арвид был лётчиком-испытателем. Но с приходом в 40 году в Латвию Красной армии все изменилось. Отца Лилиты, отказавшегося служить новому строю, сослали как врага народа. Мать следовала за ним по лагерям, и их старшая дочь Вия умерла во время переездов. В послевоенные годы, вернувшись на родину, отец переменил профессию, строил прекрасные дома, делал замечательную мебель.

Родители создали крепкую благополучную семью. Не смотря на тяготы послевоенных лет, Лилита занималась изучением английского языка, который ей преподавал польский пан, игрой на рояле и исследованием удивительного окружающего мира.

Как вспоминает сама Лилита: «У меня, может быть, не было столько платьев и красивых обуви, как потом я старалась дать своей дочери, но у меня была сила от деревьев, у меня была тяга к природе, я верила в солнце, я верила в луну, в море.

Мир был мне безумно интересен и не представлял никакой угрозы. Родители для того делали все возможное. Хотя воспитывали в строгости. Помню, один раз я плохо помыла посуду и отец властным голосом сказал мне, что я должна ее перемыть и более никогда не халтурить».

Лилита мечтала стать врачом. Параллельно средней школе, она окончила школу медсестер, и в будущем хотела поступить в академию медицины.

От судьбы не уйдешь

Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо». Съемочной группе нужна была девочка на роль пастушки. Школьница Лилита Озолиня, казалось, подходила по всем статьям, но сниматься ее не взяли. Пухлые щеки никак не связывались в сознании режиссера с обликом девочки батрачки.

Тем бы и закончилась, наверное, ее встреча с прекрасным искусством кино, если бы в 1965 году при Рижской киностудии не открылась Народная студия актера, объявившая поиск способных ребят по всем школам. За компанию с подружкой она пошла на конкурс и была очень удивлена, когда ее приняли.

За первый учебный этюд получила все же тройку. Но зато на «отлично» выдержала пробы к фильму «Когда дождь и ветер стучат в окно», который снимал один из преподавателей студии, режиссер Алоиз Бренч.

Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м — актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Bитoлa.

После дебюта последовали работы в фильмах: «За поворотом поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов», «В клешнях черного рака», «Олег и Айна». Но роли в этих фильмах были в основном одноплановые. Светлые волосы, женственность всего облика обрекали актрису на образы лирических героинь. Так продолжалось до тех пор, пока актер и режиссер Гунар Цилинский не предложил ей роль Вии в своем фильме «Соната над озером», роль, предполагавшую гораздо более резкие краски, большой драматический накал. Как заметил потом Гунар Цилинский: «Игра Озолини была неожиданностью для меня. Я и не предполагал в Лилите такой взрывной силы, такой глубины в передаче темных страстей».

Следующей совместной работой Гунара Цилинского и Лилиты Озолиня стал фильм «Ночь без птиц». Роль Илзе, жены Яниса, сыгранная лаконично, точно, с внутренним драматизмом, может быть названа среди наиболее удачных работ актрисы. Трагический и одновременно светлый характер Илзе по настоящему национален.

«Долгая дорога в дюнах»

Этот фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам. Работа Лилиты Озолиня и режиссера Алоиза Бренча над сериалом «Долгая дорога в дюнах» стала звездной для обоих.

Действие фильма «Долгая дорога в дюнах» происходит в Латвии и охватывает период с 39 года до середины 70-х. События этих лет по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь — разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире.

Открывший Лилиту Озолиню как актрису и много значивший в ее судьбе А.Бренч вспоминает: «Честно говоря, к тому времени я перестал за ней следить. У Лилиты на экране было все нормально, все правильно, но как-то сухо, и мне показалось, что эта актриса больше «от ума», нежели «от сердца». До тех пор, пока Х Лиепиньш не позвал меня в Оперу — посмотреть в концертном исполнении «Пера Гюнта» с участием драматических актеров, а главное посмотреть Лилиту Озолиню. Я сидел в Опере и волновался все больше и больше: прекрасный бархатный голос Лилиты завораживал, манил какой-то тайной, которую я раньше в ней не чувствовал. Передо мной была другая актриса и, может быть, даже другой человек, излучающий душевность и тепло мудрой любви. И главное другое — я нашел Марту для фильма «Долгая дорога в дюнах», Марту, которую мы искали уже четыре месяца».

Экранной любовью Лилиты Озолиня стал Юозас Киселюс — бедный рыбак Артур. Он правилен и несгибаем. Но жалостливые телезрительницы больше сопереживали его «моральному противнику» — киношному мужу Марты, фабриканту Рихарду. Его сыграл 29-летний литовец Ромас Романаускас.

С большой теплотой актриса вспоминает Валентину Талызину, которая озвучивала Лилиту Озолиню в сериале: «Я очень уважаю актеров, которые с уважением относятся к работе других актеров. Валентина Талызина очень бережно перенесла во время озвучивания «Долгой дороги. » некоторые нюансы, и я действительно очень благодарна ей за это».

По ЦТ еще шли последние серии, а на Рижскую киностудию уже хлынул небывалый поток писем. Со всей страны, иногда с совсем коротким адресом: «Латвия. «Долгая дорога в дюнах». Марте». Актрисе удалось воплотить не только драматическую судьбу своей героини, но и судьбу целого народа.

Сразу после премьеры, на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Никто не ожидал, что картина будет иметь сокрушительный успех. Благосклонность критики, государственная премия.

Прошло более 25-ти лет после премьеры фильма , а Лилиту до сих пор часто называют этим именем – Марта. Люди, в лице актрисы, трогательно опекают мужественную героиню фильма. Вот что вспоминает Лилита Озолиня: «Я приехала на какие-то пробы и после съемки вечером поздно-поздно шел поезд в Ригу, была зима, уже холодно, снег идет, ветер дует. Стою, в помещении, где ожидают. И уборщица, которая вытирает пол подходит: «Здравствуйте, Марточка. Замерзли? Хотите чаю? Пойдем, Марточка, выпьем». Заходим там, где тряпки, метла стоит, у нее все это стоит. Там у нее чай, мы сидим, баранки с чаем. И говорит: «Ну как Рихард поживает? Ну, как сыночек, в школу уже пошел?». Я думаю: «О, Боже мой, если я скажу, что я актриса, все это если я ей сломаю, меня выгонит опять на этот холод, чай уже не будут давать. И я сидела, сочиняла там разные биографии».

После успеха пришли и многочисленные предложения ролей. Но Лилита выбирает только то,что обещает интересные творческие задачи. Она снимается в мюзикле Раймонда Паулса «Краткое наставление в любви», в грустной комедии «Личная жизнь Деда Мороза», в политическом детективе А Бренча «Двойной капкан». На «Ленфильме» в ленте В.Соколова «Встретимся у метро» актриса играет русскую женщину Наташу, проживая на наших глазах целую эпоху-с предвоенных лет до середины пятидесятых годов. У Сергея Колосова снималась в фильме «Дороги Анны Фирлинг» по пьесе Б. Брехта.

После распада Союза не стало Рижской киностудии, не стало работы в кино, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играет в Рижском театре русской драмы. Именно в этом театре актриса сыграла в спектаклях «Пляски смерти» и «Не боюсь Вирджинии Вульф», которые поставил российский режиссер Роман Козак. С этими спектаклями актриса приезжала на гастроли в Москву и Петербург.

Несколько лет назад в Риге Лилита Озолиня открыла свою студию. В нее может прийти любой человек, который хочет приобрести опыт в познании себя. В студии работает очень много преподавателей разных направлений. Со студийцами занимаются речью, психологией личности, психологией руководства, созданием имиджа, философией. Основной контингент — люди бизнеса, но есть и бухгалтеры, учителя, врачи, политические деятели. Как говорит Лилита Озолиня, «в студии человека учат быть режиссером ситуаций, учат преодолевать различные ситуации, учат тому, как можно общаться с массой людей или с одним человеком». В детских группах обучают мастерству речи, движения, музыке, тому, как нужно вести себя за столом, также учат разбираться в том, где можно аплодировать в опере, и многому другому.

Лилита Озолиня вырастила дочь Лилиану, которой сейчас 30. Она окончила факультет журналистики. Занялась рекламным бизнесом. Кроме того, преподает у мамы в Студии. Вот что говорит актриса о своем предназначении: «С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле. Кино, театр — это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше. Предназначение женщины — оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась».

В подробности же своей личной жизни Лилита Озолиня предпочитает не вдаваться. И на первый взгляд кажется, что работа поглощает ее целиком, в студии ее даже иногда называют «железной леди». Но на самом деле Лилита была и остается красивой, обаятельной женщиной, в жизни которой далеко не последнее место занимает любовь.

1967 Когда дождь и ветер стучат в окно
1968 За поворотом — поворот
1969 Лучи в стекле
1970 Насыпь
1971 Прогулка
1971 Клав — сын Мартина
1972 Петерс
1972 Наследники военной дороги
1973 Шах королеве бриллиантов
1973 Афера Цеплиса
1973 Олег и Айна
1975 В клешнях черного рака
1976 Не бойся, не отдам!
1976 Сын председателя
1976 Соната над озером
1978 Ночь без птиц
1980 Долгая дорога в дюнах
1982 Личная жизнь Деда Мороза
1985 Двойной капкан
1985 Встретимся в метро
1985 Дороги Анны Фирлинг
1985 Фронт в отчем доме
1986 Двойник
1986 Он, она и дети
1990 Майя и Пайя
1996 Анна

Лилита Озолиня

Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в столице Латвии — городе Рига. В довоенные годы Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, а Арвид был лётчиком-испытателем. Но с приходом в 40 году в Латвию Красной армии все изменилось. Отца Лилиты, отказавшегося служить новому строю, сослали как врага народа. Мать следовала за ним по лагерям, и их старшая дочь Вия умерла во время переездов. В послевоенные годы, вернувшись на родину, отец переменил профессию, строил прекрасные дома, делал замечательную мебель.

Родители создали крепкую благополучную семью. Не смотря на тяготы послевоенных лет, Лилита занималась изучением английского языка, который ей преподавал польский пан, игрой на рояле и исследованием удивительного окружающего мира.

Как вспоминает сама Лилита: «У меня, может быть, не было столько платьев и красивых обуви, как потом я старалась дать своей дочери, но у меня была сила от деревьев, у меня была тяга к природе, я верила в солнце, я верила в луну, в море…

Мир был мне безумно интересен и не представлял никакой угрозы. Родители для того делали все возможное. Хотя воспитывали в строгости. Помню, один раз я плохо помыла посуду и отец властным голосом сказал мне, что я должна ее перемыть и более никогда не халтурить».

Лилита мечтала стать врачом. Параллельно средней школе, она окончила школу медсестер, и в будущем хотела поступить в академию медицины.
Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо». Съемочной группе нужна была девочка на роль пастушки. Школьница Лилита Озолиня, казалось, подходила по всем статьям, но сниматься ее не взяли. Пухлые щеки никак не связывались в сознании режиссера с обликом девочки батрачки.

Тем бы и закончилась, наверное, ее встреча с прекрасным искусством кино, если бы в 1965 году при Рижской киностудии не открылась Народная студия актера, объявившая поиск способных ребят по всем школам. За компанию с подружкой она пошла на конкурс и была очень удивлена, когда ее приняли.

За первый учебный этюд получила все же тройку. Но зато на «отлично» выдержала пробы к фильму «Когда дождь и ветер стучат в окно», который снимал один из преподавателей студии, режиссер Алоиз Бренч.

Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м — актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Bитoлa.

После дебюта последовали работы в фильмах: «За поворотом поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов», «В клешнях черного рака», «Олег и Айна». Но роли в этих фильмах были в основном одноплановые. Светлые волосы, женственность всего облика обрекали актрису на образы лирических героинь. Так продолжалось до тех пор, пока актер и режиссер Гунар Цилинский не предложил ей роль Вии в своем фильме «Соната над озером», роль, предполагавшую гораздо более резкие краски, большой драматический накал. Как заметил потом Гунар Цилинский: «Игра Озолини была неожиданностью для меня. Я и не предполагал в Лилите такой взрывной силы, такой глубины в передаче темных страстей».

Действие фильма «Долгая дорога в дюнах» происходит в Латвии и охватывает период с 39 года до середины 70-х. События этих лет по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь — разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире.

Открывший Лилиту Озолиню как актрису и много значивший в ее судьбе А.Бренч вспоминает: «Честно говоря, к тому времени я перестал за ней следить. У Лилиты на экране было все нормально, все правильно, но как-то сухо, и мне показалось, что эта актриса больше «от ума», нежели «от сердца»… До тех пор, пока Х Лиепиньш не позвал меня в Оперу — посмотреть в концертном исполнении «Пера Гюнта» с участием драматических актеров, а главное посмотреть Лилиту Озолиню.

Я сидел в Опере и волновался все больше и больше: прекрасный бархатный голос Лилиты завораживал, манил какой-то тайной, которую я раньше в ней не чувствовал. Передо мной была другая актриса и, может быть, даже другой человек, излучающий душевность и тепло мудрой любви. И главное другое — я нашел Марту для фильма «Долгая дорога в дюнах», Марту, которую мы искали уже четыре месяца».

«Долгая дорога в дюнах»

Экранной любовью Лилиты Озолиня стал Юозас Киселюс — бедный рыбак Артур. Он правилен и несгибаем. Но жалостливые телезрительницы больше сопереживали его «моральному противнику» — киношному мужу Марты, фабриканту Рихарду. Его сыграл 29-летний литовец Ромас Романаускас.
С большой теплотой актриса вспоминает Валентину Талызину, которая озвучивала Лилиту Озолиню в сериале: «Я очень уважаю актеров, которые с уважением относятся к работе других актеров. Валентина Талызина очень бережно перенесла во время озвучивания «Долгой дороги…» некоторые нюансы, и я действительно очень благодарна ей за это».

По ЦТ еще шли последние серии, а на Рижскую киностудию уже хлынул небывалый поток писем. Со всей страны, иногда с совсем коротким адресом: «Латвия. «Долгая дорога в дюнах». Марте». Актрисе удалось воплотить не только драматическую судьбу своей героини, но и судьбу целого народа.

Сразу после премьеры, на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Никто не ожидал, что картина будет иметь сокрушительный успех. Благосклонность критики, государственная премия…

Прошло более 25-ти лет после премьеры фильма , а Лилиту до сих пор часто называют этим именем – Марта. Люди, в лице актрисы, трогательно опекают мужественную героиню фильма. Вот что вспоминает Лилита Озолиня: «Я приехала на какие-то пробы и после съемки вечером поздно-поздно шел поезд в Ригу, была зима, уже холодно, снег идет, ветер дует. Стою, в помещении, где ожидают.

И уборщица, которая вытирает пол подходит: «Здравствуйте, Марточка. Замерзли? Хотите чаю? Пойдем, Марточка, выпьем». Заходим там, где тряпки, метла стоит, у нее все это стоит. Там у нее чай, мы сидим, баранки с чаем. И говорит: «Ну как Рихард поживает? Ну, как сыночек, в школу уже пошел?». Я думаю: «О, Боже мой, если я скажу, что я актриса, все это если я ей сломаю, меня выгонит опять на этот холод, чай уже не будут давать. И я сидела, сочиняла там разные биографии».

После успеха пришли и многочисленные предложения ролей. Но Лилита выбирает только то,что обещает интересные творческие задачи. Она снимается в мюзикле Раймонда Паулса «Краткое наставление в любви», в грустной комедии «Личная жизнь Деда Мороза», в политическом детективе А Бренча «Двойной капкан». На «Ленфильме» в ленте В.Соколова «Встретимся у метро» актриса играет русскую женщину Наташу, проживая на наших глазах целую эпоху-с предвоенных лет до середины пятидесятых годов. У Сергея Колосова снималась в фильме «Дороги Анны Фирлинг» по пьесе Б. Брехта.

После распада Союза не стало Рижской киностудии, не стало работы в кино, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играет в Рижском театре русской драмы. Именно в этом театре актриса сыграла в спектаклях «Пляски смерти» и «Не боюсь Вирджинии Вульф», которые поставил российский режиссер Роман Козак. С этими спектаклями актриса приезжала на гастроли в Москву и Петербург.

Несколько лет назад в Риге Лилита Озолиня открыла свою студию. В нее может прийти любой человек, который хочет приобрести опыт в познании себя. В студии работает очень много преподавателей разных направлений. Со студийцами занимаются речью, психологией личности, психологией руководства, созданием имиджа, философией. Основной контингент — люди бизнеса, но есть и бухгалтеры, учителя, врачи, политические деятели.

Как говорит Лилита Озолиня, «в студии человека учат быть режиссером ситуаций, учат преодолевать различные ситуации, учат тому, как можно общаться с массой людей или с одним человеком». В детских группах обучают мастерству речи, движения, музыке, тому, как нужно вести себя за столом, также учат разбираться в том, где можно аплодировать в опере, и многому другому.

Лилита Озолиня вырастила дочь Лилиану, которой сейчас 30. Она окончила факультет журналистики. Занялась рекламным бизнесом. Кроме того, преподает у мамы в Студии. Вот что говорит актриса о своем предназначении: «С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле.

Кино, театр — это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше… Предназначение женщины — оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась».

В подробности же своей личной жизни Лилита Озолиня предпочитает не вдаваться. И на первый взгляд кажется, что работа поглощает ее целиком, в студии ее даже иногда называют «железной леди». Но на самом деле Лилита была и остается красивой, обаятельной женщиной, в жизни которой далеко не последнее место занимает любовь.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector