5 элемент – значение и происхождение - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

5 элемент – значение и происхождение

Пятый элемент это, что. 5 элемент

Популярные материалы

Today’s:

Пятый элемент это, что. 5 элемент

Что такое «пятый элемент», и откуда это выражение появилось? Вполне возможно, что некоторые любители умных слов и крылатых выражений скажут, что выражение «5 элемент» появилось после выхода одноименного фильма. Конечно, это не так.

Все началось гораздо раньше, еще в Древней Греции.

Великий древнегреческий философ Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) – воде, земле, огне и воздухе .

Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент – эфир, который он противопоставлял остальным четырём.

5 элемент это

5 элемент – это тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимы: эфир, 5 стихия, пятое тело, пятая сущность.

Аристотель считал 5 элемент (или эфир) сверхвеществом, которое не стареет, не подвержено разложению и обитает в высших слоях атмосферы: там, где живут боги.

Платон также считал пятый элемент важнейшим понятием. По Парацельсу, 5 элемент или 5 стихия является квинтэссенцией всех стихий.

Интересен факт, что в официальной науке понятие эфира или 5 элемента использовалось достаточно долго. И только в первой половине 20 века, после появления в научной среде такого феномена, как Альберт Эйнштейн , эфир раз и навсегда исчез из науки, как средневековый рудимент.

Античные и средневековые философы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а 5 элемент – дух, продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни.

5 элемент простыми словами

Говоря простыми словами, 5 элемент – это нечто совершенное и идеальное, которое обязательно существует, но только никто и никогда его не видел.

Как тут не вспомнить оригинальное определение души:

Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.

Теперь, когда вы понимаете подлинное значение выражения «5 элемент», вы можете гораздо эффектнее выражать свои мысли. Например, кто-то расскажет вам новость, похожую на секрет полишинеля . Вместо намека на изобретение велосипеда остроумно заметьте:

— Тоже мне, открыл пятый элемент!

Эффект должен быть впечатляющий.

Если вам понравилась статья про 5 элемент – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Эфир это. Значение слова &laquoэфир»

1. В древнегреческой мифологии: самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха, местопребывание богов.

2. Высь, воздушное пространство. В пространстве синего эфира Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых. Лермонтов, Демон. нагоняли друг друга, соединялись, вновь расходились и исчезали, словно тая в воздушном эфире. Станюкович, В тропиках.

3. ( обычно в сочетании с прил. „мировой“). Среда, будто бы заполняющая все мировое пространство и все промежутки между веществами (молекулами, атомами и т. д.), при помощи которой в 18—19 вв. объясняли распространение электромагнитных волн и другие физические явления.

4. Обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны. Лев торжественно подал Павлу наушники. В эфире царил хаос звуков. Н. Островский, Как закалялась сталь. Примостившись где-нибудь на гребне высоты или на скате ее, он посылает в эфир приказания батареям, какие отдает подполковник Пименов. В. Кожевников, Кавалер ордена Славы.

5. Органическое соединение, представляющее собой бесцветную летучую жидкость с характерным резким запахом (используется в медицине, парфюмерии, технике). Серный эфир. Этиловый эфир. □ От запаха эфира, карболовой кислоты и разных трав — ему было душно и кружилась голова. Чехов, Володя. 772 ◊ Выйти в эфир — начать передавать что-л. по радио.

Символы стихий 5 элемент. Основные свойства элементов

Каждый элемент имеет свою форму, цвет, направление, вкус, орган тела, на который он оказывает влияние, и время года. Самая сильная стихия – это Огонь, поскольку она воплощает в себе силу энергии. Ей присущ красно-оранжевый цвет с яркими и насыщенными оттенками. Энергию Огня создают угловые формы, это могут быть ромбы, пирамиды, треугольники. Они очень быстро распространяют энергию в разных направлениях. Этот элемент занимается преобразованием и расширением, символизирует свет.

Элемент Земли символизирует поддержку и приземленность, ему присущи коричневые, желтые оттенки, все приглушенные тона, способствующие замедлению энергии. Проявиться в полной мере этой стихии позволяют прямоугольные и квадратные формы. Например, если в доме необходимо увеличить энергию Земли, то окна следует поставить в горизонтальном (приземленном) направлении.

Элемент Воды символизирует обновление и освобождение, ему присущи черные и темно-синие цвета, указывающие на личную мудрость. Поскольку Вода перетекает, то она может принимать любую форму. Ее перемещение возможно в виде ряби или каскада, то есть перемещения энергетических потоков вниз и в стороны. Вода оказывает влияние на духовность человека, олицетворяет созерцание и медитацию. Эта энергия делает людей творческими, гибкими, умиротворенными, но ее избыток иногда приводит к нерешительности, эмоциональности, ранимости.

Элемент Дерева символизирует личностный рост, зарождение новой жизни. Цикл 5 элементов Фен шуя начинается именно с Дерева. Поскольку энергия элемента перемещается по вертикали, то он принимает форму столба, цилиндра. Цвет Дерева зеленый, он символизирует изобилие, активность и рост. Человек, наделенный этой энергией, делает все медленно, неспешно, осторожно, но при этом всегда достигает цели. Он очень силен, во многом полагается на интуицию.

Элемент Металла отвечает за умственные способности. Его цвета: серый, белый, серебристый, поскольку именно они влияют на интеллект. Форма Металла – круг, его энергия движется по кругу, выходит наружу. Этот элемент часто объединяет группы людей в общины, коллективы. Металл повышает ментальную активность человека, стимулирует мыслительные процессы.

Пятый элемент эфир. Эфир (стихия)

Эфи́р ( лат. aether от др.-греч. αἰθήρ «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии , физике и алхимии . Его синонимами были термины «пятая стихия» ( «пятый элемент» ), «пятое тело» ( др.-греч. πέμπτον σῶμα , лат. quintum corpus ; «пятое простое тело» ), «пятая сущность» ( лат. quinta essentia , «квинтэссенция» ). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги .

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор , Эмпедокл .

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях ( элементах ) — воде , земле, огне и воздухе . Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир , совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше ( надлунный мир ), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Квинтэссенция

Символическое изображение основных элементов : эфир на самом верху. Из книги Utriusque cosmi metaphysica, physica atque technica historia Роберта Фладда 1617 г.

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией , их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас , чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной) . Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни . Души умерших в оккультизме называются элементёры , это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья , гунами , индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь» . Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме « Пятый элемент », где пятым элементом была любовь героев , которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович .

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются , подобная магическая система есть в играх Might and Magic , Diablo , Lineage 2 , и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: Свет и Тьма, Добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы ), и т. п. Особенно такая систематика развита в ролевых играх — компьютерных , настольных и коллекционных карточных , также прослеживается в стихиях ( мастях ) карт Таро и в произошедших от них игральных картах .

Юникод

В Юникоде есть алхимический символ эфира ( лат. quinta essentia ).

Пятый элемент

Многие люди смотрят фильмы слушают песни. Пытаются найти значение выражения Пятый элемент. Смысл его попробуем раскрыть в этой статье.

ΠΕΜΠΤΟΥΣΙΑ (греч.) – Пемптусия – Пятый элемент – Quinta essentia.

Древнегреческие философы из Ионии считали, что в природе существуют четыре стихии, или четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Аристотель прибавил к этим четырем пятую стихию, или пятый элемент – эфир.

Этот элемент обладает, согласно Аристотелю, многими отличительными свойствами. Он нерожден, не подвержен старению, росту, нетленен, вечен и неизменен. Кроме того, он пребывает в высоких небесных слоях, в «высшем пространстве”, там где обитает божество.

Позднее философы древнегреческого периода, такие как Александр Афродисийский и Симпликий, византийского периода, такие как Иоанн Филопон, а также многие западные философы истолковали, видоизменили и обогатили теорию Аристотеля.

Читайте также:  Эвристика – значение, примеры и методы

В итоге за понятием «πέμπτη ουσία”, или «пятый элемент” в переводе на русский язык и «quinta essentia” (квинтэссенция) в переводе на латынь, закрепилось значение сути каждой существа, ядра, вокруг которого организовывается его бытие.

Вера – Наука – Культура.

Способность решения различных проблем, возникающих в социальной среде наряду с непрерывным процессом прогрессирования человеческих знаний; наука и технология, развивающиеся соответственно потребностям и требованиям каждой эпохи; искусство, служащее прекрасному; социальные и политические устои, организующиеся для достижения лучшего сотрудничества – все это составляет деятельный стержень, вокруг которого созидаются исторические цивилизации.

Бытие вселенной, природные явления, все творение побуждает человека искать Творца. Движение человеческого духа к Богу создало феномен религий, начиная с момента его появления на земле. Позднее, когда человек начал глубже понимать смыслы, имеющие отношение к его душе, совести, бессмертию, образованию, гуманности, благородству нравов и мудрости, когда он начал глубже чувствовать разницу между понятиями добродетели и порока, здравомыслия и безрассудства, мужества и трусости, правды и несправедливости, стало естественным формирование социальных ценностей, которые определяли основной образ жизни в человеческом обществе и искусстве.

Древние греки, избежавшие благодаря своей социальной организованности забот об утолении голода и обеспечении безопасности, более занимались культурой, искусством и науками. Они выделили в культуре понятие внутреннего, духовного совершенствования. Поиск истины, как абсолютного факта бытия, у них был особенно напряженным, поэтому, среди прочего, они создали алтарь «неведомому Богу”.

Вочеловечение Бога Слова нашло благодатную почву в стремлении человека к прекрасному, благому, истинному, вечному. Православие никогда не существовало как какой-нибудь культ или секта. Оно не было движением человеческого духа к Богу, но было откровением истинного Бога, Иисуса Христа, человеку. Православие не оттеснило человека. Оно чает и может преподнести человеческому роду истинное единство и всеобщность. Оно не поглощает национальности, не делает из людей толпу, но способствует сохранению уникальной культурной идентичности каждой нации.

Православие произвело культуру, содействовало развитию искусств, музыки, живописи, литературы, поэзии и архитектуры в богочеловеческой перспективе.

Православие поддержало развитие наук, оно никогда не входило в противоречие с наукой, так как в православной традиции переживается различение в познании тварного и нетварного. Западные схоластические богословы разработали единую методологию для сближения тварного и нетварного, в то время как восточные Отцы Православия придерживались двойной методологии. Особенно ярко говорит об этом святитель Григорий Палама. Он отвергает диалектический метод богопознания, признавая, однако, его пригодность для наук и формулирования догматов при помощи понятий, которые открывает сама диалектика.

Науки имеют своим предметом познание сути и существования существ. Православное богословие – опытное познание нетварного Бога – Создателя существ и причастие божественных энергий.

Науки занимаются вопросом «Как?”. Православное богословие – «Кто?” и «Зачем?”.

Науки предлагают человеку знания, которые постоянно развиваются и эволюционируют. Православное богословие преподносит человеку аутентичный образ бытия человеческого «есть”, единение его с Богом, опыт переживания божественной Благодати.

Столкновение между наукой и богословием произошло на западе после эпохи Возрождения (XIV век), в большей степени в эпоху Просвещения (XVIII век) и развития наук, потому что западное христианство постепенно утеряло эсхатологические ориентиры, стяжало преобладающий светский характер, откололось от восточной православной традиции и секуляризировалось. Так, вооружившись мирской силой, оно породило Священную Инквизицию, охоту на ведьм, индульгенции, смертные казни через сожжение и множественные запреты, исказив тем самым смысл евангельской любви. Одновременно западное христианство пришло в резкое столкновение со многими учеными, которые по причине вышесказанных перегибов отвергли его, как церковную организацию.

Православие – не религиозная философия и образ мысли, это откровение и жизнь, основанные на божественном опыте, преодолении тварного и сближении с Нетварным. Православное богословие – отеческое и добротолюбивое, это богословие Того, кто «красе?н добро?тою па?че сыно?в челове?ческих”, богословие «Отец наших”.

Мы живем в начале третьего тысячелетия. Стремительное развитие современных наук и технологий, особенно информационной и биотехнологии, создает климат неуверенности и двусмысленности. С одной стороны, открываются перспективы более комфортного проживания человека, новаторских открытий в областях медицины, прогнозирования и лечения неизлечимых до сей поры заболеваний, генетической инженерии, нанотехнологий. С другой стороны, бездумное использование этих технологических достижений угрожает нашей планете экологической и биологической катастрофой.

Совершенно необходимо, чтобы ученый «пришел в себя”, стяжал просветленный ум, дабы служить человеку, а не собственному интересу.

Эпоха традиций уже в прошлом. Рациональное мышление, ученые и политики эпохи модернизма (XIX – начало XX века) передали эстафету эпохе постмодернизма (вторая половина XX века). Постмодернистский человек уже не является человеком святости, познания и мудрости, но человеком благополучия, абсурда, зрелищ и информации.

Эпоха постмодернизма может характеризоваться отсутствием рационализма, раздробленностью, нравственным многообразием, пессимистическим желанием конца света и истории, обмирщением, гомогенизацией образа жизни, но, вместе с тем, мы видим, что после «смерти Бога”, принесенной эпохой модернизма, мы переживаем сейчас «возвращение Бога”. Могут деградировать социальные прототипы, попираться правовые устои, может наблюдаться некое безапелляционное понижение качества жизни, но тем не менее современный человек, живущий в окружении многокультурном и плюралистическом, отчаянно пытается найти свою личность.

Человек современной нам эпохи постмодернизма не знает что такое «человек”. «Пятый элемент”, с характерным для него добротолюбивым духом, своим присутствием в интернет-пространстве будет способствовать лучшему осмыслению человеческой жизни, поиску онтологического содержания человека, осознанию неисчерпаемого таинства человека, таинства апофатически неопределимого, но непрестанно развивающегося эсхатологически во Христе, таинства человека, как иконы божественной красоты. От красоты Триединого Бога берет свое начало человеческая красота. И в конце концов «красота спасет мир”.

Читайте также:  Что можно приготовить из мяса – лучшие рецепты

Название элемента происходит от праславянского *sьrebro, которое является древним заимствованием из какого-то неиндоевропейского языка. По-гречески серебро ἄργυρος, árgyros, от индоевропейского корня, означающего «белый, блистающий». Отсюда происходит латинское название.

Элемент назван по греческому названию руды, из которой в Германии добывали цинк, — καδμεία. В свою очередь, руда получила своё название в честь Кадма, героя древнегреческой мифологии.

Элемент назван по цвету индиго — цвету спектральной линии индия.

Славянское название вместе с родственными балтийскими восходит к пра-индо-европейскому *albh- «белый». Латинское название, скорее всего, имеет кельтский источник.

Русское название произошло от турецкого sürme, им обозначался порошок свинцового блеска, также служивший для чернения бровей. По другим данным, название восходит к персидскому "сурме" — «металл».

От латинского tellus — Земля.

От др.-греч. ἰώδης — «фиалкоподобный», что связано с цветом пара, который наблюдал французский химик Бернар Куртуа, нагревая маточный рассол золы морских водорослей с концентрированной серной кислотой.

Название происходит от древне-греческого ξένος — «чужой».

От латинского caesius — «небесно-голубой» (из-за двух ярких синих линий в эмиссионном спектре).

От древне-греческого βαρύς — «тяжёлый», так как его оксид был охарактеризован как имеющий необычно высокую для таких веществ плотность.

Название химического элемента происходит от древне-греческого λανθάνω — «скрываюсь, таюсь».

Элемент назван в честь самой большой из малых планет, Цереры.

От древне-греческого πράσιος — «светло-зелёный» и δίδυμος — «близнец».

От древне-греческого νέος — «новый» и δίδυμος — «близнец».

Элемент назван в честь мифического героя Прометея, похитившего у Зевса огонь и передавшего его людям.

Элемент назван по минералу самарскиту, из которого был впервые выделен.

Название дано в честь Европы.

Название дано в честь финского химика Юхана Гадолина.

Элемент назван в честь села Иттербю, находящегося на острове Ресарё, входящем в Стокгольмский архипелаг.

От древне-греческого δυσπρόσιτος — «труднодоступный».

Элемент назван по старинному латинскому названию города Стокгольм — Гольмия (Holmia).

Название дано в честь села Иттербю.

Элемент назван в честь расположенного на севере Европы легендарного острова Туле, древнего названия Скандинавии.

Наряду ещё с тремя химическими элементами (иттрий, тербий, эрбий) получил название в честь села Иттербю.

Элемент назван по латинскому названию Парижа — Лютеция (Lutetia).

Элемент назван в честь Копенгагена, по его латинскому названию — Гафния (Hafnia).

Элемент назван в честь героя древнегреческой мифологии Тантала, что связано с трудностями, возникшими при его получении в чистом виде.

От немецкого Wolf Rahm — «волчья пена» (название связано с тем, что вольфрам, сопровождая оловянные руды, мешал выплавке олова, переводя его в пену шлаков).

Элемент назван в честь Рейнской провинции Германии.

От древне-греческого ὀσμή — «запах» (по резко пахнущему летучему оксиду осмия).

От древне-греческого ἶρις — «радуга» (из-за разнообразной окраски солей иридия).

Название было дано испанскими конкистадорами, которые в середине 16 века впервые познакомились в Южной Америке с новым металлом, который был похож на серебро (испанское plata). Название элемента буквально означает «маленькое серебро», что объясняется тем, что платина долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже серебра из-за своей исключительной тугоплавкости.

Праславянское *zolto (русское - золото, старо‑славянское - злато, польское - złoto) родственно литовскому geltonas «жёлтый», латышскому zelts «золото, золотой»; с другим вокализмом: немецкое gold, английское gold; древне-индйское hiraṇyam «золото», от праиндоевропейского корня *ǵʰel- «жёлтый, зелёный, яркий».

Русское название ртути происходит от праславянского причастия *rьtǫtь, родственного с литовским rìsti — «катиться». Латинское — буквенно «жидкое серебро».

От древне-греческого θαλλός — «молодая, зелёная ветвь» (по характерным зелёным линиям спектра и зелёной окраске пламени).

Возможно от пра-индо-европейского ḱṷei- «светиться, блестеть» при помощи суффикса -n- (ср. рус. светиться от пра-и.е. ḱṷei-t-), аналогично немецкому Blei «свинец» от пра-и.е. blei- «блестеть».

Происходит от немецкого weisse Masse — «белая масса».

Элемент назван в честь Польши, по её латинскому названию — Полония (Polonia).

От древне-греческого ἄστατος — «неустойчивый».

Философия природы: алхимия и поиски пятого элемента

Vladislav Razdyakonov

Если наука ассоциируется с рационализмом, порядком, экспериментальным методом, надежностью и эффективностью, то алхимия предполагает наличие не редуцируемой до рационализма составляющей, ассоциирующейся с чудом и загадкой. T&P рассказывают о том, зачем алхимики так хотели получить пятый элемент, какую роль они сыграли в становлении западноевропейской науки и что такое философия природы.

Хотите выяснить, что значит слово «алхимия» для современного человека? Обратитесь к реальной языковой практике употребления слова «алхимия». Вы увидите, что это слово часто используется как прилагательное в различных контекстах — «алхимия чисел», «алхимия счастья» и даже «алхимия финансов» — знаменитый труд Джорджа Сороса. Однако значение у этого слова одно — речь идет о загадочном, недоступном непосвященным процессе, знание которого позволяет понять, как, например, получается итоговое число в статистике, каков секрет счастья или даже как разбогатеть.

Если вы хотите узнать, как так получилось, что современные люди используют слово «алхимия» в указанном значении, вам стоит открыть книги по истории науки. Прежде всего нужно обратиться ко времени расцвета алхимии. XVI–XVII века можно охарактеризовать как «время перехода»: старые системы ценностей и правил уже потеряли свой былой авторитет, а новые системы только создавались в пылу полемики и борьбы. Именно в это время сформировались основы европейской науки, в корне изменившей не только облик Запада, но трансформировавшей впоследствии и облик всего земного шара. Магия, наука, религия — те сферы, которые мы столь привычно и неосознанно различаем, — находились в причудливой амальгаме, создавая неповторимый и уникальный характер того времени.

Алхимия в этом сплаве играла не последнюю роль, прежде всего, потому что интерес к ней проявляли очень разные по своим убеждениям и социальному положению люди. Среди увлекающихся алхимией вы найдете: заносчивого университетского профессора, изучающего по древним арабским книгам сущность и значение алхимии; скромного и бедного ремесленника, стремящегося узнать, как приготовить качественные чернила; богатого торговца, требующего открыть ему секрет превращения железа в золото; дотошного ученого, пытающегося понять свойства камней и металлов; осторожного медика, надеющегося получить новое лекарство; политика, желающего обрести волшебный эликсир вечной молодости. Среди алхимиков были христиане, иудеи, мусульмане — алхимия в общем и целом была одним из магистральных течений в интеллектуальной среде того времени.

Пятому элементу приписывались особые свойства, ведь он, согласно теории Аристотеля, принадлежал не земному миру постоянного изменения, а миру небесному и вечному.

Книги, написанные алхимиками, были посвящены очень широкому кругу вопросов и быстро исчезали с прилавков книжных магазинов. Для современного человека, знающего об алхимии лишь понаслышке и, например, связывающего ее исключительно с поисками мифического «философского камня», не до конца понятно, как умные и рационально мыслящие люди могли быть увлечены подобной нелепицей. Чтобы понять это, необходимо обратиться к тем идеям, которые в то время считались достаточно обоснованными и широко распространенными в научной среде.

Находясь в поисках пятого элемента, алхимики узнали о существовании значительного количества химических процессов, подготавливая почву и накапливая знание для развития химической науки. Совершенно неслучайно труд одного из «дедушек» химии Андреаса Либавия (1555–1616) назывался «Алхимия» (1597), хотя и был посвящен вопросу техники приготовления химических субстанций: он содержал инструкции по использованию инструментов, активно оперировал количественным методом и даже предлагал советы по созданию своеобразной химической лаборатории.

Читайте также:  Интересные факты о русском языке

Книги об алхимии:

Bruce Moran, Distilling Knowledge: Alchemy, Chemistry, and the Scientific Revolution

William Newman, Promethean Ambitions: Alchemy and the Quest to Perfect Nature

William Eamon, Science and the Secrets of Nature

Кроме того, алхимики, узнавая свойства камней и металлов, вносили свой вклад в развитие горного дела. Книги некоторых алхимиков стояли не только на полках ученых, но и непосредственно в кузницах. Алхимия была, прежде всего, практическим занятием, ориентированным на непосредственное применение. И, например, Георгий Агриколы (1494–1555) в своей книге «О горном деле» и Ваноччо Бирингуччо (1480–1539) в «Пиротехнике» высоко оценивали алхимию, но настаивали на ее очищении от неясных и непрактических элементов.

Наконец, алхимики, пытаясь понять, как действуют на человека те или иные вещества, развивали медицину. Весьма популярной была книга Джона Поупа «Химическая медицина» (1617) о том, как использовать в медицинских целях квинтэссенцию, полученную из различных растений и камней. В книге «Лучшая часть искусства дистилляции и медицины» (1623) Конрад Кунрат рассказывал, как при помощи алхимии, созданной, по его мнению, Богом, можно получить лекарство от различных болезней.

Значительное количество практических алхимических сведений сохранилось в сборниках рецептов, которые в научной литературе принято называть «книгами секретов». «Книги секретов» представляют собой причудливое сочетание научных, магических и религиозных советов. Одной из них была знаменитая «Правильное использование алхимии» (1535), содержащая полезную информацию для ювелиров и переписчиков книг. А также не менее знаменитые «Секреты» Изабеллы Кортезе, содержавшие рецепты приготовления мыла и зубной пасты.

История сохранила для нас имена многих алхимиков, но наиболее известны среди них те, кто так или иначе связан со становлением научного знания. Самые важные из них — это Роберт Бойль (1627–1691) и Исаак Ньютон (1642–1727), чьим алхимическим увлечениям посвящено множество исторических книг и статей. Место и роль алхимии в научных исследованиях этих ученых давно являются предметом дебатов и споров среди историков науки.

Первые историки науки относились к алхимии как к своего рода «недохимии», не рассматривая ее как самостоятельный культурный феномен, имеющий отношение к истории естествознания. Для них алхимия была связана с магией, стремилась достичь невозможного и обещала то, что невозможно получить. При подобном подходе увлечение алхимией рационально мыслящих и экспериментально ориентированных ученых XVII века казалось парадоксальным и относилось к своего рода «пережиткам» мифологического мировоззрения, которые эти ученые так и не смогли преодолеть. Стоит отдельно отметить, что именно этот взгляд оказал влияние на формирование современного популярного отношения к алхимии как к занятию, связанному с оккультизмом, магией и тайной. Как самостоятельный культурный феномен алхимия гораздо богаче и интереснее, чем простое «стремление к чуду» в век механистической науки.

Для того чтобы рассматривать труды алхимиков в контексте их времени, современные историки науки предлагают не употреблять слово «наука» применительно к ситуации XVI–XVII веков. Они говорят, что лучше называть деятельность ученых того времени «философией природы», учитывая, что так они сами характеризовали свою деятельность. И алхимические интересы Исаака Ньютона и Роберта Бойля органично находят свое выражение в этой философии, которая включала в себя многие положения и идеи, отвергнутые более поздней наукой. В том пространстве эксперимента и поиска, в котором находились ученые XVI–XVII веков, алхимия, с ее пусть и недостигнутыми идеалами поиска пятого элемента, играла совсем не последнюю роль в становлении научного знания.

Пятый элемент - Квинтэссенция

Квинтэссенция

Все начинается в этом элементе, и все к нему возвращается. Он - сумма четырех сил (Огня, Воды, Земли и Влздуха), но не сводится к ним. Пятый элемент известен под названием «дух».

Дух - не самый прозрачный термин, ведь в некоторых традициях духом именуется огонь, все нефизические сущности или животворящая божественная сила, называемая Дух или Великая душа. В других традициях пятый элемент называется «эфир», «акаша» или «прана», хотя последняя связана также с жизненной энергией воздушного элемента: в индуизме работа дыхания называется «пранаяма». Алхимики именуют пятый элемент «квинтэссенция», то есть самая суть четырех остальных. Если лишить объект энергии первых четырех элементов, все, что в нем останется, - это квинтэссенция, единая живительная сила. В своем основном виде она известна как первовещество, однако на самом деле это не вещество, а пронизывающая его тонкая энергия.

Так как квинтэссенция - фундаментальная сила, незримо присутствующая во всех вещах, объектах и, теоретически, людях, ее можно изменять, играя на свойствах элементов. Все элементы описываются в терминах теплое-холодное и влажное-сухое. Земля холодная и сухая, огонь теплый и сухой, воздух теплый и влажный, вода холодная и влажная.Манипулируя этими свойствами, человек может превратить один элемент в другой, соседний. Перевод элемента в противоположный ему элемент возможен в два этапа. Вода холодная и влажная. Если это морская вода, то, уменьшив уровень влажности путем выпаривания, можно получить соль и другие минеральные вещества, которые символизируют землю, являясь холодными и сухими субстанциями. Взяв холодное и сухое вещество - землю, - например сухое дерево, нагреем его, оно воспламенится и превратится в огонь. Добавим в огонь влагу - и получим водяной пар, теплый и влажный газ, похожий на элемент воздуха. Если же охладить водяной пар, он сконденсируется и превратится в воду. Для практикующего мистика эти образы символизируют изменения энергии, которые порождают превращения.

На мистическом уровне пять элементов воплощают идею гармонии пяти качеств в каждом из нас. Все мы используем свои физические, эмоциональные, мыслительные ресурсы, возможности души и духа. Поддерживая здоровый, функциональный баланс этих сил, мы получим в распоряжение все необходимые условия для счастливой и здоровой жизни.

Пентаграмма из пяти элементов - один из наиболее ложно интерпретируемых мистических символов. У него есть множество смыслов, кроме того, он считается одним из самых древних и совершенных символов. Вообще пентаграмма - это пятиконечная звезда, которую можно начертить непрерывной линией, а пентакль - та же звезда, только внутри круга. Оба символа широко используются мистиками всего мира.

В основе пропорций пентаграммы лежит число П - отношение, которое можно обнаружить в основе всей жизни, развивающейся по спирали, диаметр этой спирали тоже задается числом П. Число я заложено также в пропорциях человеческого тела. Пентаграмма символизирует человеческую природу: две руки, две ноги и голова. Кроме того, она символизирует пять физических чувств, окруженных шестым чувством. В греческой мистической школе она называлась «пентальфа», или пять «альф»: от названия первой буквы греческого алфавита, символизирующей начала. Вот почему пятиконечная звезда ассоциируется с культом Богини, ведь Богиня - это классический источник жизни. Шестое чувство, или психическая интуиция, - тоже дар Богини. С пятиконечной звездой ассоциируются, главным образом, Богиня и планета Венера, потому что цветок с пятью лепестками считается священным цветком Венеры. Каждая вершина пентаграммы связана с определенным элементом, при этом пятый элемент находится наверху.

Большая часть неверных толкований пентаграммы обусловлена ее символической природой. Многие полагают, будто пятиконечная звезда, особенно перевернутая, - символ зла, или дьявола. А некоторые считают, что этот символ означает направленную вниз, в землю энергию, и пользуются им в изгоняющих ритуалах. Перевернутая пентаграмма означает также, что четыре земных элемента доминируют над духом, а не дух управляет ими. В сущности, если вы работаете с перевернутой пентаграммой, смысл вашего спиритического путешествия утрачивается. В некоторых магических орденах новички носят изображение перевернутой пентаграммы, демонстрируя таким образом, что они еще не овладели всеми элементами, и лишь опытные мистики могут носить ее в правильном положении.

В колоде Таро есть карта с изображением дьявола и перевернутой пентаграммы, которая символизирует материализм, то есть жизнь во власти чувств и страстей, а не духа; это эзотерическая интерпретация идеи искушения. Цепи на фигурах, прикованных к образу дьявола, затянуты не слишком туго. Люди могут освободиться в любую минуту, но предпочитают оставаться прикованными к своим желаниям.

Многие мистики не верят в существование первоисточника зла вроде дьявола в силу его социально-политического происхождения и убеждены, что истинный источник зланеумение людей противостоять соблазну и их злоупотребление властью. Несмотря на то что во многих мифах и легендах говорится об искушении и злых духах, в действительности идея первоисточников зла и добра родилась из неразберихи в лоне христианской церкви, где в образе дьявола слиты многие понятия и учения, которые берут свое начало из христианского гностицизма и даже раннего зороастризма. Знакомый нам образ рогатого дьявола заимствован из языческих мифов, где также присутствуют рогатые божки. Это было сделано с целью обратить язычников в христианство, объявив их старых богов дьяволами в свете новой веры.

В нормальном положении, с вершиной, направленной вверх, пентаграмма символизирует духовную силу и власть, используемые для защиты. В картах Таро пентакли или монеты также изображены в виде щита - средства защиты. Они ассоциируются с Землей, ведь чтобы чему-либо проявиться на физическом плане, требуются все пять элементов; с этим символом вы защищены на всех пяти уровнях реальности. Другой широко известный символ - шестиконечная звезда, обычно ее называют звездой Давида. Считается, что этот шестиконечник, изображенный на кольце царя Соломона, использовался, чтобы заставить духов исполнять приказания. Однако очень возможно, что это было не что иное, как изображение пятиконечной звезды, известной также как колдовской узел. Гексаграмма - это еще и символ стихий в их взаимодействии, так как представляет собой комбинацию треугольников четырех элементов.

В индуизме и суфизме тоже можно найти образы стихий. Татва используются в индуизме для изображения стихий подобно тому, как западный спирит использует треугольники. Западные маги занимались скрайингом, вглядывались в символы татва, чтобы войти в контакт со стихиями. Скрайинг (кристаллоскопия) - использование магического кристалла.

Ссылка на основную публикацию