Три педагогические методики – большая тройка - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Три педагогические методики – большая тройка

Большая Тройка

@kindergarten_big3 Частный садик Большая тройка.Сад полного дня.График работы с 08.30-13.00, 08.30-18.00 Тел.(050)529-14-29 г.Киев пр.П.Григоренко,16 #kindergarten_big3

  • 151Posts
  • 839Followers
  • 6871Following

В саду Большая тройка очень много времени уделяется творчеству. Ниже мы приведем небольшой список преимуществ занятий творчеством в дошкольном возрасте, которые позволят определить, чем же они так полезны: ✍️Пожалуй, самое главное, что дает творчество малышу – это развитие его креативности, в дальнейшем это помогает развить способность мыслить нестандартно, смотреть на вещи под другим углом и находить выход из сложной ситуации. ✍️Расширяет кругозор. При помощи творчества для ребенка проходит знакомство с окружающим миром: он рисует то, что видит при этом, проявляя фантазию, тем самым расширяет свой кругозор, узнавая новые вещи, знакомясь с новыми людьми и пробуя что-то новое. ✍️Творческие занятия еще развивают у ребенка дисциплинированность, он учится доводить начатое до конца, быть усидчивым и сосредоточенным. Это связано с тем, что ребенок, если увлечен – он может долгое время проводить за любимым занятием, например, собирать паззл. ✍️В зависимости от типа занятий у ребенка могут развиваться чувство ритма (музыка) или организм в целом (физические занятия). ✍️Если ваш малыш увлеченно решает самые разнообразные логические задачки и ребусы, любит всевозможные интеллектуальные игры на время, то это еще способствует развитию скорости принятия решений. #kindergarten_big3 #урокитворчествадлядетей #творчество

Всемирный день ребенка (Universal Children’s Day) отмечается ежегодно 20 ноября. В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование этой даты, как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. День выбран не случайно, 20 ноября ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребёнка. Особенный сегодня праздник – Сегодня думаем о тех, Кто в доброте, в защите нашей Нуждается сильнее всех. Ведь истинное чудо – дети – Самой природой нам дано! Пускай счастливей всех на свете Растут они, как суждено! Пусть дети радостными будут И не печалятся нисколько, Пускай про беды позабудут, Пусть им ничуть не будет горько! Пусть никогда они не плачут, Смеются весело и звонко, Ведь не должно же быть иначе! Вас поздравляем с Днем ребенка! #kindergarten_big3

Развивающее занятие как рисование по точкам называется графомоторикой. Точечные рисунки подготавливают руку к письму, развивают мелкую моторику. Рисование по точкам – интересное и полезное времяпрепровождение. Чем полезны обводилки? Взрослым кажется, что совсем не сложно обвести линии уже готового рисунка. Многие родители считают, что это просто развлечение для детей. Но малышам нужно потратить много сил, чтобы рисовать точечные фрукты, цифры или буквы. Мозг и руки детей работают несколько иначе, чем у взрослых, поэтому им очень трудно сразу освоить обводилки и рисовать все точно. Но зато потом, в школе такая практика значительно облегчит освоение прописи. Ребенку будет проще писать диктант, потому что его рука уже будет натренирована. #kindergarten_big3 #садбольшаятройка #садпозняки #развитиедетей

Детям очень нравится делать картины из сухих листьев. Работать с сухими листьями очень сложно, ведь они очень хрупкие и могут ломаться. Но детки в этот момент очень стараются. В процессе работы у них развивается воображение, творческие способности, художественный вкус. Результат вы можете посмотреть в ленте. #kindergarten_big3 #большаятройка #осень #развитиедетей

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. В этом смысле отличным игровым материалом могут стать крупы. Знакомясь с различными сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений, развивает фантазию и мелкую моторику. Специалисты утверждают, что игры с крупами способствуют развитию у ребенка: 💫Мелкой моторики; 💫Восприятия; 💫Внимания; 💫Речи; 💫Воображения.

Наш детский сад посещают как леди, так и джентельмены 2-4 лет 🙂 В этой возрастной группе дети занимаются ранним развитием, логоритмикой, развитием речи, творчеством, а также изучают английский, этикет и актерское мастерство 👍 В группе 3,5 — 6 лет девочки занимаются подготовкой к школе, творчеством, английским, актерским мастерством и изучают дисциплины Школы леди — балет, этикет, музыка, живопись, искусство быть собой 🌸#kindergarten_big3 #детскийсад #познякидетскийсад #детскаястудия

Одной из важных занятий в саду Большая тройка является Творчество. Это занятие формирует у ребёнка связь между тем, что он делает своими руками сейчас, и какой получает итог. Малыш испытывает гордость за свою работу, ведь результатом можно похвалиться перед воспитателями в детском саду, родителями и знакомыми и услышать в ответ: «Как красиво!» Нехитрая, на первый взгляд, техника поделок развивает в детях усидчивость, аккуратность и внимательность. А также мелкую моторику рук, что благотворно влияет на развитие интеллекта. #kindergarten_big3 #садбольшаятройка #развитиедетей #творчествосдетьми

Как наши детки готовились к празднику 🎃 Хеллоуин 👻 #творчествосдетьми

Хэллоуин – достаточно новый праздник для нашей страны, поэтому мы мало знаем о том как его праздновать. Но обойти его стороной мы не могли😍сегодня творили, веселились, рисовали аквагрим. 🥳🎉🤪

Понятие «методика» и «педагогические технологии», их отличительные особенности и место в преподавании культурологических дисциплин

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм педагогической практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющимся и полипроблемном мире.

Образование может стать мощным стимулом прогрессивных трансформаций в стране при условии владения выпускниками школ функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты.

Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, — это объективная тенденция, которая все более проявляет себя в педагогической практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как преподавателями, так и учениками и их родителями, управленцами и методистами.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике (Я. А. Коменский) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ученик как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

С понятием технологии связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, стандарт и др. может быть еще технология ведения избирательной компании. Совсем необязательно со словом технология ассоциироваться преподаватели, урок, институт, лекция, так как привычно это понятие связывать с производством продукции. Действительно, “технология” — это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технология – термин производственный. Тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Это связано с важнейшей чертой любой технологии: четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, временных и энергетических ресурсов ведет их к технологизации деятельности.

Естественно и понятно желание преподавателей гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации; каждой из них найти место, соотнести с понятиями методика, дидактика. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельности обучаемых, масштаб применения и т. п.

Так, М. В. Кларин на основе анализа практики обучения в зарубежной школе, выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов, б) обучение как дискуссия, в) обучение как игра, г) обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др.

В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы развития образования: 1) традиционные методики, 2) модульно-блочные технологии, 3) цельноблочные и 4) интегральные. Все они представлены в современном образовании, но обнаруживает себя тенденция увеличения удельного веса интегральных технологий.

В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущее тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Г. Д. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Первые из них еще называют знаниевыми или обучения, вторые – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно привести несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – обучение или познание; б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и способности; в) по “продуктам” применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или – способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для собственного выбора.

Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.

  1. концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
  2. системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
  3. управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
  4. эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
  5. воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Для четкого понимания сущности технологического подхода к учебно-воспитательному процессу целесообразно сравнить технологии обучения с традиционной учебной практикой (см. табл. 1).

Можно ли традиционное обучение отнести к технологии? Оно, несомненно, обладает определенными технологическими характеристиками, поскольку осуществляется в рамках классно-урочной системы, во многом напоминающей конвейерное производство. Однако традиционное обучение отвечает не всем критериям технологичности. Оно может быть охарактеризовано концептуальностью, системностью. Три других критерия технологически организованного образовательного процесса – управляемость, эффективность и воспроизводимость — для традиционного обучения, как отражено в таблице 1, характерны в недостаточной степени.

Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие “методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о чем говориться, на то, что она воспроизводима и может без купюр принята другими. Ведь систему В. Ф. Шаталова никто полностью не повторил. У него авторская методика, включающая, вместе с тем, большое количество воспроизводимых, технологичных фрагментов.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии”. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:

  • диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они владеют;
  • наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;
  • наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий;
  • возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;
  • наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов.

Часто в педагогической среде обсуждают вопрос: “Какое понятие шире – технология или методика?”. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках той или иной технологии учитель может использовать локальные авторские методики, например выводу формулы, составления таблицы и т. п. Другой пример имеет противоположный смысл: педагог строит учебный процесс по своей авторской методике, однако, использует в ней технологические вставки.

При преподавании предметов культурологического цикла можно пользоваться как педагогическими технологиями, так и их элементами. К традиционным технологиям, применяемым в преподавании предметов культурологического цикла, относят лекционно-семинарско-зачетную систему обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарских, практических и лабораторных занятиях. И результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Основные методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении.

Педагогические технологии, применяемые в преподавании предметов культурологического цикла, можно поместить в таблицу (см. табл. 2).

Развитие образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться только как инновационный процесс. Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:

    1. банк педтехнологий, информационную базу концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
    2. критерии выбора педтехнологий. Отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
    3. механизмы включения педтехнологии в реальный процесс.

При использовании педтехнологий в образовании необходимо помнить, что они эффективны настолько, насколько с их помощью решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

  • Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  • Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  • Запрудский Н. И. Современные школьные технологии. Мн.: “Сэр-Вит”, 2004.
  • Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: “Университетское”, 2000.
  • Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  • Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., “Институт практической психологии”, 1999.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
  • Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: “Питер”, 2001.
  • Методика Шаталова в начальной школе

    Методика Шаталова, именитого педагога СССР, основывается на утверждении, что любой школьник обучаем, независимо от своих навыков и способностей. Участники учебного процесса равны и взаимодействуют между собой. Виктор Федорович кардинально пересмотрел отношения учителя к ученикам, систему оценивания знаний, домашние задания и структуру урока.

    Кратко об авторе и его достижениях

    В 2017 году Виктор Федорович отметил свой девяностый день рождения. Всю свою жизнь он посвятил преподавательской деятельности. Преподавая математику в школе, Виктор Федорович стремился максимально оптимизировать процесс обучения. Его педагогический стаж составляет шестьдесят три года, и пятьдесят из них он занимается исследованием и усовершенствованием преподавательской деятельности. Первый же эксперимент оказался удачным. Школьная программа была освоена учениками на два года раньше обычного курса.

    Методика педагога Шаталова впервые была представлена широкой аудитории в ноябре 1971 года в «Комсомольской правде». Она имела огромный успех в учительской среде. Однако после развала Советского Союза эксперимент был закрыт.

    В 2000 году в Москве начала работать школа по методике Шаталова, в которой и сегодня проходят обучение дети и взрослые из разных городов. Кроме того, Виктор Павлович является автором более полусотни книг, а его аудио- и видеокурсы пользуются огромным успехом как у педагогов, так и у учеников.

    В настоящее время Виктор Павлович живет и работает в Донецке. Он ведет курс лекций по педагогическому мастерству. Самое большое распространение получила методика Шаталова на уроках математики, однако педагоги-новаторы успешно внедряют методику и для обучения другим дисциплинам. Особую пользу представляют уроки по методике Виктора Федоровича для учеников младших классов.

    Суть методики

    Суть методики Шаталова заключается в поэтапном управлении учебным процессом. Виктор Федорович создал определенный алгоритм, который успешно применим абсолютно для любого изучаемого предмета и не зависит от возрастной группы и уровня подготовки учеников.

    Методика обучения Шаталова основана на нескольких принципах. Во-первых, Виктор Федорович утверждает, что все дети обучаемы. Не существует разделения на слабых и сильных, обучаемых и нет. Во-вторых, обязательным требованием к педагогу является уважительное и доброжелательное отношение к ученику. Согласно методике Шаталова, все ученики равны, хотя это не исключает индивидуального подхода к каждому.

    Кроме того, Виктор Федорович пересмотрел систему выставления оценок. В его методической системе нет плохих отметок. Особо важен этот принцип методики Шаталова в начальной школе. Ребенок учится исправлять свои ошибки и контролировать свою успеваемость. А коллективное познание развивает у первоклассников такие важные качества, как коммуникабельность, отзывчивость и взаимопомощь.

    В разработке своей методической системы Виктор Федорович делает упор на обучение детей младшего возраста, так как основное развитие человек получает именно в первые одиннадцать лет своей жизни.

    Опорные сигналы

    Основная отличительная черта методики Шаталова – применение опорных сигналов. В роли таких сигналов выступают различные символы, вызывающие ассоциации с изученным материалом. Отсюда следует, что основывается методика на развитии и активном использовании ассоциативного мышления и зрительной памяти. При создании опорных сигналов применяют следующие принципы:

    1. Сигнал должен быть предельно лаконичен. Чем проще и понятнее сигнал, тем легче его запомнить и воспроизвести.

    2. Структурирование сигнала помогает систематизировать материал и выделить главный элемент. Структуры можно добиться использованием символов: стрелок, блоков, линий.

    3. Смысловые акценты. Важное выделяется цветом, шрифтом и другими способами.

    4. Сигналы объединяются в автономные блоки.

    5. Сигнал ассоциативен и способен вызывать понятные образы.

    6. Сигнал прост, его легко воспроизвести.

    7. Сигнал является наглядным, возможно цветовое выделение.

    Для разработки группы сигналов необходимо тщательно изучить преподаваемый материал, выделить ключевые моменты, то есть избавиться от «воды». Ключевые моменты нужно законспектировать, соблюдая порядок и связи между ними. Далее следует преобразовать их в символы-сигналы, соблюдая вышеперечисленные требования. Сигналы объединяются в блоки, связи между ними указываются при помощи графических и цветовых приемов.

    Опорные конспекты

    После создания сигналов преподаватель разрабатывает опорный конспект. Опорные сигналы – это ключевые моменты изучаемой темы. Они формулируются в конспект, представляющий собой наглядную структурированную схему или модель.

    Существуют подробные инструкции по созданию опорных сигналов и конспектов, использование которых помогает применять методику Шаталова на уроках русского языка и литературы, в творчестве и в естественных науках.

    Конспект выступает в роли своеобразной «шпаргалки». На листе конспекта при помощи символов, аббревиатур, графических изображений и знаков представлен объемный материал. Логично предположить, что запоминание интересной красочной схемы проходит гораздо проще, чем запоминание целого учебника. Для преподавателя использование конспектов также является очень удобным. В проверку знаний входит повторение конспекта учеником. Причем учитель не исправляет найденные в конспекте ученика ошибки, а лишь проставляет оценку. В задачу ученика входит самому отыскать ошибку. В данном случае используется игровой аспект, что, несомненно, повышает интерес к учебе.

    Объяснить и изложить

    Это первые три этапа в методике преподавания Шаталова. Вначале преподаватель развернуто излагает тему. В задачу педагога входит не только подробно объяснить материал, но и заинтересовать учеников. То есть преподнести изучаемый материал требуется с использованием образов, вызывая эмоциональные ассоциации. Задача педагога на этом этапе — вызвать у учеников вопросы, помогающие раскрыть изучаемую тему.

    На втором этапе изучаемый материал предлагается учащимся в виде конспекта. Для лучшего запоминания объемного материала преподаватель его сокращает до информационного плаката.

    Плакат представляет собой опорный конспект, состоящий из структурированных опорных сигналов. Преподаватель разъясняет значение того или иного опорного сигнала и их связь между собой. В изучении и запоминании учениками опорных сигналов заключается третий этап методики Шаталова на уроках.

    Следует в очередной раз отметить важность применения правильно сформулированных опорных сигналов. Практика показывает, что наиболее эффективными являются сигналы, разработанные преподавателем непосредственно для данной темы и для данной группы учеников, а не позаимствованные из прошлого опыта. Только так можно учесть индивидуальные особенности учащихся.

    Для учеников начальных классов наиболее важными являются именно первые три этапа. На этих этапах преподавателем закладывается базис запоминания и усвоения темы. Поэтому так важно создать максимально запоминающиеся опорные сигналы. Чтобы их запомнить, ученик должен ими заинтересоваться.

    Усвоение темы

    На четвертом этапе ученики в домашних условиях самостоятельно исследуют конспект. Интересно, что для методики преподавания Шаталова в школе не характерен термин «домашнее задание». Преподаватель предлагает сделать ученику домашнюю работу. В этом есть принципиальная разница. Домашняя работа является набором определенных упражнений, которые необходимо самостоятельно сделать в течение изучения темы. Ученик сам решает, сделать ее в один день или растянуть на весь период изучения материала, начать ее в последний момент или сделать еще до начала урока. При использовании этого приема методики Шаталова в начальной школе у детей с раннего возраста развивается способность к самоорганизации.

    После самостоятельного изучения материала ученик на следующем занятии воспроизводит опорный конспект и отвечает на вопросы учителя по опорным сигналам. Это пятый и шестой этапы и очередное существенное отличие школы по методике Шаталова. В данной ситуации у учеников нет страха перед неопределенностью: «Спросят, не спросят?». Каждый ученик на каждом занятии отвечает на вопросы по изученному материалу. И именно ученик определяет степень своей подготовки. Причем остальные учащиеся активно участвуют в этом процессе. Таким образом, ответ у доски превращается в коллективное обсуждение. Для ученика это снижает страх одному отвечать по изучаемой теме, так как он знает, что при необходимости ему помогут одноклассники. Но в то же время ученик пытается справиться с ответом у доски самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи.

    Многократное повторение

    В своей методической системе Шаталов активно использует всевозможные методы повторения на разных уровнях. Без многократного повторения невозможно добиться четкого понимания и усвоения изучаемого материала. Причем, как отмечает Виктор Павлович, обязательно нужно использовать различные техники повторения, чтобы избежать механического заучивания.

    На уроках, проводимых по программе Шаталова, информация дается не параграфами, а большими блоками. Это позволяет экономить достаточно много времени. Значительная часть этого времени расходуется на повторение. На каждом занятии учитель предлагает ученикам вспомнить пройденный ранее материал. Это происходит с использованием творческих, продуктивных и репродуктивных видов учебной деятельности.

    Для репродуктивного повторения характерна актуализация теоретических знаний. При продуктивном повторении происходит обобщение изученного материала. Творческие уроки – это уроки открытых мыслей, которые подразумевают творческое осмысление пройденного материала. Повторение основано на опорных конспектах. Преподаватель ведет учет по повторенным темам, таким образом систематизируя этот процесс.

    «Куда и как исчезли тройки»

    За свою педагогическую и научную деятельность Виктор Федорович написал более шестидесяти книг. Одна из них – книга «Куда и как исчезли двойки». В ней рассматриваются вопросы оптимизации времени урока, взаимоотношений между учителем и учеником, контроля знаний. Система оценки знаний по методике Шаталова кардинальным образом отличается от привычной школьной системы. Самый важный принцип его системы – открытая перспектива. Это значит, что ученик всегда может исправить свою плохую отметку. Двойки, считает Шаталов, не мотивируют, а наоборот угнетают ученика, лишая его желания учиться. Эту аксиому лучше всего понимают учителя младших классов. Они имеют дело с тонкой детской психикой, которую легко могут ранить плохие оценки. Ребенок должен не бояться делать ошибки и всегда иметь возможность их исправить.

    Учет знаний ведется посредством открытой ведомости. Это большой лист, к которому имеет свободный доступ каждый ученик. Низкие оценки проставляются карандашом. Когда ученик исправляет свои ошибки, повышает уровень знаний, повышается и его отметка в ведомости. Это важнейший фактор в методике Шаталова. Когда ученик получил двойку или тройку, и учитель отметил это в журнале и дневнике, ученик расстроен и угнетен, но не может ничего исправить. Полученная отметка – свершившийся факт. Это существенно снижает стремление к знаниям.

    «Учиться победно!»

    В 1956 году прошли первые практические исследования методики Шаталова на уроках математики, физики и астрономии. С тех пор методика совершенствовалась и развивалась. Но основные принципы обучения по Шаталову остались незыблемы. Главный из них – открытость. Преподаватель открыто и уважительно общается с учениками, их отношения можно сравнить с отношениями между коллегами. Учитель начальных классов является для ученика одновременно и покровителем, и другом. Ученик в данном случае чувствует себя спокойно и уверенно. Он не боится совершить ошибку, не боится показаться глупым.

    Равные отношения складываются и между учениками. Нет отличников и двоечников. Каждый способен получать только хорошие отметки. У учеников формируется чувство товарищества. В учебном процессе постоянно задействованы все ученики. Когда один из них отвечает, другие слушают и готовы помочь своему товарищу в случае необходимости. Кроме того, учитель создает атмосферу дружелюбия. Между учениками не существует конкурентности. Проведя в такой атмосфере первые свои учебные годы, ребенок не станет в будущем зазнайкой или эгоистом.

    Родители также участвуют в процессе обучения. Учитель должен донести до родителей важность создания дома благоприятной и спокойной обстановки. Родители не ругают за плохую оценку, они подбадривают и поддерживают ребенка, мотивируя на получение более высокого балла. Ребенку доверяют, верят в его способности, что повышает у него уровень самооценки и уверенности в собственных силах.

    Преимущества использования методики

    Очевидно, что методика Шаталова, применяемая как в начальной школе, так и в старших классах, имеет ряд преимуществ. Во-первых, это существенная экономия времени. За счет использования конспектов большой объем информации возможно изучить за меньший промежуток времени. Причем качество полученных знаний от этого сокращения абсолютно не страдает.

    Во-вторых, новая система оценивания знаний позволяет ученику самостоятельно контролировать свою успеваемость, развивая самостоятельность. А благоприятная обстановка дома и в школе значительно способствует росту интереса к учебе. Использование опорных сигналов и конспектов облегчает процесс обучения для ученика и учителя.

    EduNeo

    актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

    Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе

    Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

    Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.

    Приём «Рюкзак»

    Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

    Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

    Приём « Причина – Факт – Следствие».

    Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
    Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

    Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).

    Урок литературного чтения
    Тема урока С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» по мотивам русской народной сказки «Кому горшок мыть».

    Стратегия «Идеал»

    Это стратегия технологии развития критического мышления.
    Стратегия позволяет формировать:
    • умения определять проблему;
    • умение находить и формулировать пути решения проблемы;
    • умение выбирать сильное решение.

    Пример на уроке русского языка.
    Вниманию обучающихся учитель предлагает слово В..да
    • Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать?
    • Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву нужно написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
    -Посмотреть в словарь
    -Спросить у взрослых
    -Найти такие слова, где это буква будет в сильной позиции: водичка, водный, водоворот, водяной, воды, реки, водовоз, водица,
    • Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
    • А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. В этом случае единственного решения нет
    • Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

    Приём «Идеал» можно вводить в уроки, начиная со 2 класса, а подготовительной работой к нему будет приём «Маша-растеряша».

    Приём «Маша-растеряша»

    Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
    Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить.

    Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
    Или пример на уроке математики.
    Ученик.
    -Что с тобой?
    Маша-растеряша.
    -Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 15 на 5?
    Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

    Приём «Я беру тебя с собой»

    Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация.
    Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

    Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

    Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

    Приём «Хорошо – плохо»

    Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умеий: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
    Кроме этого формируются:
    • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
    • умение разрешать противоречия;
    • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

    Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.
    Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
    Задание: для учителя – участника или ведущего – мастер-класс это хорошо или плохо?

    Приём «Нестандартный вход в урок»

    Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
    Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

    Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
    Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?)

    Приём «Цепочка признаков»

    Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Направлен на формирование познавательных умений(сравнение, анализ и синтез), регулятивных (составление плана действий).
    Формирует:
    • умение описывать объект через имена и значения признаков;
    • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
    • умение составлять внутренний план действий.

    Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты.
    1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.

    Приём «Жокей и лошадь»

    Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.
    Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.

    Самая неприятная черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

    Пример (урок “Окружающий мир”)

    Приём «ПОПС-формула»

    Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения.
    Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста.
    П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
    О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
    П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Этот пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
    С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

    Пример, урок русского языка. Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому что в слабой позиции слышим другой звук. Например: в слове вода слышим безударный гласный звук [а], а если я поставлю гласный под ударение воды, то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что безударный гласный в корне слова надо проверять ударением.

    Приём «Шаг за шагом»

    Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
    Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

    Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.

    Приём «Цветные поля»

    Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

    Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.

    Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

    зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,

    синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

    Данный прием в своей работе изменила. Убрала черные поля, но добавила желтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

    Пример работы ученика

    Этот прием удобен и детям, и учителю.
    Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
    Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

    Считаю, что систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.

    Большая тройка: McKinsey, BCG и Bain — что выбрать?

    Три лидера списка консалтинговых компаний неизменны с момента его создания: McKinsey, BCG и Bain. Но что их отличает? Чтобы понять, какая компания группы Большая тройка консалтинг подходит именно вам, следует учесть несколько факторов, в том числе, некоторые из них могут быть субъективными. В этой статье мы собрали факты, которые помогут вам составить впечатление о карьере в компаниях Большой тройки и выбрать одну из них.

    Оплата труда

    Согласно информации из открытых источников, доход в каждой из трех фирм почти не отличается и в среднем, на должности консультанта в США составляет $100,000 в год. Зарплата в Mckinse считается одной из самых высоких.

    Уровень удовлетворенности сотрудников

    Исследователями Vault был проведен опрос среди сотрудников компаний входящих в грппу Большоая тройка, в ходе которого требовалось оценить нынешнюю работу по таким критериям, как:

    1) капитализация потенциала сотрудника,

    2) время, проводимое в офисе,

    3) длительность и частота отпусков и т.д.

    Опрос показал, что BCG обладает более тонким подходом к сотрудникам, более полно задействует имеющиеся у них навыки и знания, при этом хорошо их оплачивая, что ставит ее на шаг впереди.

    Однако такой параметр как life-work balance не зависит от компании, в которой вы работаете, а от вашего отношения к карьере и личной жизни. Большая тройка — это не только комфортные условия труда, но и множество вызовов, которые вам предстоит преодолеть.

    Карьерные перспективы в компании группы Большая Тройка

    Если вы интересовались этим вопросом, то наверняка слышали истории о консультантах, добравшихся до управляющих позиций всего за пару лет. И стоит признать, что эти истории правдивы — компании Большой тройки действительно не передерживают своих сотрудников на одной должности. Иными словами, если в вас заметят потенциал, то через два года следует ожидать серьезного повышения. Если же нет, то руководитель «порекомендует» покинуть ряды компании. Для компаний столь высокого уровня такая практика вполне приемлема.

    В целом же карьерные пути во всех компаниях Тройки похожи: junior-позиция (выпускник), средний уровень корпоративной иерархии (MBA), руководитель проекта, партнер. На каждой из этих ступеней сотрудник проводит до 2-3 лет.

    География

    Распространение в новые регионы открывает компаниям дополнительные рынки и клиентуру, позволяя повторить успешные проекты на новой территории и с меньшими издержками, при этом получая внушительную прибыль.

    • Mckinsey: 120+ отделений в 60+ странах, 30 000 сотрудников
    • BCG: 90+ отделений в 50 странах, 20 000 сотрудников
    • Bain: 56 отделений в 36 странах, 13 000 сотрудников

    Приведенная выше данные говорят сами за себя. Вне зависимости от того, ищете вы ближайший офис компании, или стремитесь работать в других странах, именно Mckinsey предоставляет для этого наиболее широкий спектр возможностей.

    Рабочая нагрузка

    В Mckinsey консультанты работают как в долговременных, так и в краткосрочных проектах, длительностью от месяца до года. Сотрудники также могут выбирать, где, как и с кем им предстоит работать. Чем больше надежд на вас возлагает руководство, тем больше свободы вам будет предоставлено. Bain и BCG придерживаются более жесткой схемы, включая молодых сотрудников лишь в проекты длительностью от полугода. Какой из вариантов предпочтительнее, решать вам.

    Специализация

    У каждой компании, входящих в список Большая тройка, огромный опыт работы в различных отраслях, однако, можно условно выделить области специализации для каждой из них. McKinsey больше других специализируется на госсекторе, логистике, инфраструктуре, технологиях и здравоохранении, Bain — финансы, медиа, индустрия развлечений и сельское хозяйство, BCG — ритейл, авиации и государственно-частное партнерство (ГЧП).

    Большая тройка и корпоративная культура

    По их мнению бывших и текущих сотрудников, внутренняя культура Mckinsey является наиболее требовательной и консервативной с жестким контролем вышестоящих сотрудников за работой и поведением своих подчиненных. Напротив, BCG предоставляет консультантам большую самостоятельность и свободу в продвижении новых идей. Bain известна как компания, поощряющая творческий подход и индивидуальность, основным ее принципом признается «кто хорошо работает, хорошо отдыхает».

    Несмотря на то, что внешне компании группы Большая тройка очень похожи друг на друга, у каждой свой стиль, свой характер. Что-то есть в их сравнении с тройкой немецких автоконцернов: AUDI, BMW и Mercedes Benz. Все хороши, но если нужно выбрать что-то одно, нет единого мнения. И дело не в лошадях, расходе или отделочных материалах, а в характере, который складывается из деталей. Также и с Большая Тройка консалтинговых компаний, если у Вас на руках сразу 2 или 3 оффера – выбирайте душой, так как работа – это не только оклад, бонус и соцпакет, но и люди, стиль/имидж/репутация организации. Также в этой компании вы сможете найти ИТ вакансии. Перед тем, как сделать окончательный выбор, посмотрите на закрытые проекты каждой компании, на профили бывших и нынешних руководителей, почитайте о самых громких скандалах и достижениях, просмотрите последние новости. Нет людей без истории, как и нет без нее крупных компаний.

    Читайте также:  Половая система человека
    Ссылка на основную публикацию