Сергей королев – биография, личная жизнь, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Сергей королев – биография, личная жизнь, фото

Сергей Королев

Сергей Королёв – выдающийся советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик АН СССР, внесший неоценимый вклад в развитие космонавтики.

Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики.

Сергей Королев

Под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина (см. интересные факты про Гагарина).

В биографии Королева много интересных фактов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Королева.

Биография Королева

Сергей Павлович Королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире. Он родился в семье преподавателя Павла Яковлевича и его супруги Марии Николаевны.

Когда будущему ученому едва исполнилось 3 года, отец ушел из семьи. В связи с этим маленький Сережа воспитывался у родителей своей матери.

Детство и юность

Когда Королеву исполнилось 10 лет, он переехал в Одессу, где жил вместе с мамой. К тому времени Мария Николаевна повторно вступила в брак с Григорием Баланиным. В подростковом возрасте мальчик живо увлекался авиацией.

Сергей Королев в молодости

В период биографии 1922-1924 гг. Королев учился в строительной школе, а также посещал разные кружки. Затем он поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. Позже он перевелся в Москву в высшее техническое училище.

Первые шаги советского ракетостроения

В сентябре 1931 г. Сергей Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Цандер добились создания в Москве общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Меньше чем через год она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты.

Королев со своими единомышленниками усиленно работает над созданием ракетного оружия, в котором остро нуждалась страна.

Позже ученый образовал первое КБ из членов ЦГИР. В этот период биографии Королев заложил основание для многих проектов, связанных с ракетостроением.

В скором времени был выполнен успешный запуск жидкостной ракеты ГИРД-09. О своих достижениях и экспериментах Сергей Королев написал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Он подробно описал не только свойства ракет, но и варианты их использования в разных областях.

В 1933 г. 26-летнего Королева утверждают на пост замдиректора Реактивного института. Однако по причине того, что переход к ожидавшимся проектам так и не случился, уже в следующем году ученого снимают с назначенной должности.

Талантливый парень продолжил трудиться в институте в качестве простого инженера. На этом этапе биографии его особенно интересовали крылатые ракеты.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 г. Королев становится ключевым конструктором отдела PHИИ, занимавшимся созданием ракетных летательных аппаратов. Благодаря своим обширным познаниям и природной гениальности, ему первому удалось представить модель ракетного истребителя-перехватчика.

Этот летательный аппарат мог в кротчайшие сроки достигать большой высоты и, в случае необходимости, ликвидировать объекты, представляющие угрозу.

В начале испытаний, в которых Королев хотел участвовать лично, случилась авария. В результате он был ранен в голову и срочно госпитализирован.

Когда в июне 1938 г. Сергея Павловича выписали из больницы, его арестовали по обвинению в сотрудничестве с троцкистами.

Сергей Королев после ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.

Конструктору присудили 10 лет тюрьмы и сослали на Колыму. Это был один из самых сложных и страшных эпизодов в его биографии.

Однако когда советские ученые продолжили разрабатывать новое оружие без своего гениального руководителя, у них ничего не получалось. Без Королева им было не под силу построить сверхскоростной самолет, в котором так нуждался Советский Союз.

Победа и трофеи

Осенью 1940 г., по прошению Туполева, Сергея Королева вернули из ссылки. В связи с этим он смог принять участие в создании нового бомбардировщика. Вскоре самолет Ту-2 был успешно испытан и запущен в массовое производство.

Королев продолжил совершенствовать авиационную ракетную установку в казанском тюремном КБ. За свою роботу он удостоился ордена «Знак Почета» и был выпущен на свободу.

В середине 40-х годов Сергей Павлович создает проекты PДД Д-1 и Д-2 с твердотопливными моторами. Вскоре появляется информация, что в Германии такие проекты уже реализованы. Ученого в срочном порядке отправляют в Германию для ознакомления с техникой.

Позже Королев заявляет, что Советский Союз тоже способен производить подобные ракеты, которые при этом будут иметь еще лучшие показатели.

Весной 1946 г. в СССР начинается крупномасштабное развитие ракетостроения. Неподалеку от столицы основывается Государственный союзный HИИ реактивного вооружения (HИИ-88), где Королев занимает один из ключевых постов.

Затем события развиваются следующим образом:

  • по приказу Сталина разрабатывается точная копия немецкой ракеты;
  • проходят испытания ракет A-4 и P-1.

Конструктор Королев

За свою биографию Сергей Королев показал себя в качестве великолепного ученого и отличного организатора, сумевшего скооперировать работу всех отраслей.

Его ракеты становились более мощными и способными преодолевать все большие расстояния. Ниже представлены ракеты со стремительно увеличивающейся дальностью полета:

  • P-1 – 300 км;
  • P-2 – 600 км;
  • P-5М – 1 200 км;
  • P-7 – 8 000 км;
  • P-7А – 12 000 км.

Интересен факт, что производство твердотопливных ракет на базе МБР РТ-2, разработанных Королевым, продолжается и сегодня.

Космонавтика

Королев был обязан заниматься разработкой военного оружия, поскольку в противном случае, его бы не допустили к освоению космоса. 4 октября 1957 г. СССР произвел успешный запуск первого в мире искусственного спутника. Затем в космос был отправлен 2-й спутник с собакой Лайкой внутри.

Затем, под прямым руководством Королева, 12 апреля 1961 г. в космос полетел Юрий Гагарин. Это был настоящий триумф биографии Королева.

За годы своей жизни ученый сумел реализовать 7 полетов космических кораблей, запустить спутники и образовать космические станции.

Личная жизнь

Первой супругой Королева была Ксения Винцентини, которую он знал еще с детства. Он взял ее в жены в 1931 г., а спустя 4 года у них родилась девочка Наталья. Этот брак просуществовал 17 лет.

Второй женой Королева была Нина Котенкова, работавшая переводчицей в НИИ-88. Детей в этом семейном союзе не было.

Смерть

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года в Москве. Причиной его смерти стала операция, в ходе которой сердце конструктора остановилось.

В официальном заключении указывалось, что ученый болел саркомой прямой кишки, которая и спровоцировала хирургическое вмешательство.

После смерти гениального ученого Королева развитие советской космонавтики существенно затормозилось. В мире так и не появились новые ученые, равные Королеву.

Интересные факты из биографии

  1. Первое изобретение юного Королева – безмоторный самолет K-5, рекомендованный к производству.
  2. В 1929 г. он общался с Константином Циолковским, который лично рекомендовал талантливому ученому заняться космонавтикой.
  3. Королев переболел тифом, в результате чего у него снизился слух и ухудшилась память. До болезни он имел феноменальную память.
  4. Он был профессиональным планеристом.
  5. При жизни имя Королева было засекречено. Оно не произносилось по телевидению и не употреблялось в печатных изданиях. Только после смерти именем конструктора начали называть улицы и города.

Памятник Сергею Павловичу Королеву на Аллее космонавтов в Москве

О выдающемся ученом Королеве снято немало документальных и художественных передач, пытающихся объяснить гениальность и феноменальные достижения великого советского конструктора.

Биография Сергея Королёва

Жены — Нина Ивановна Котенкова (1949-1966 гг.), Ксения Винсентини (1930-1948 гг.)
Родители — Мария Николаевна Москаленко, Павел Яковлевич Королёв
Дети — Наталия

Королёв Сергей Павлович (1907-1966) – крупнейший советский инженер-конструктор в области космического кораблестроения, академик Академии наук СССР, учёный. Занимался практической космонавтикой, разрабатывал, испытывал и внедрял ракетно-космическую технику и ракетное оружие в СССР, был инициатором и руководителем запуска человека в космос и первого искусственного спутника Земли. Герой Социалистического Труда (дважды), Лауреат Ленинской премии.

Детство

Серёжа появился на свет 12 января 1907 года в Житомире (тогда городок принадлежал Российской империи, сейчас это Украина).

Его папа, Королёв Павел Яковлевич, 1877 года рождения, родом был из Могилёва, преподавал русскую словесность. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте, где и встретил свою будущую супругу.

Мама, Москаленко Мария Николаевна, 1888 года рождения, родом была из купеческой семьи города Нежина Черниговской губернии, также занималась преподавательской деятельностью.

Серёже было около трёх лет, когда Королёвы переехали в Киев, но совместная жизнь родителей не сложилась, папа ушёл из семьи. И тогда мама отправила его в Нежин, где за воспитание мальчика взялись дедушка Москаленко Николай Яковлевич и бабушка Мария Матвеевна, они безумно любили внука.

Серёже было четыре года, когда он первый раз наблюдал полёт человека на аэроплане. Это случилось в 1911 году в Нежине, когда в город прилетал русский лётчик Уточкин. Мальчик и так рос впечатлительный, а пилот и аэроплан ещё больше потрясли его.

Когда Сергею было восемь лет, мама снова вышла замуж за инженера Баланина Григория Михайловича, забрала сына у бабушки с дедушкой и увезла в Киев. Здесь в 1915 году мальчик начал обучаться на подготовительных курсах гимназии.

Учёба

В 1917 году семья переехала на родину отчима в Одессу, где Серёжа начал заниматься в первом классе гимназии. К сожалению, вскоре учебное заведение было закрыто, и маленький Королёв около четырёх месяцев посещал единую трудовую школу. Дальнейшее образование он получил дома, занятия с ребёнком проводили мама и отчим, Григорий Михайлович имел не только инженерное образование, но ещё и педагогическое.

Среди всех предметов и наук Сергей отдавал предпочтение техническим, особенно его интересовала авиационная техника. В 1921 году в Одессе был организован отряд гидросамолётов. Королёв мог часами смотреть, как они совершают полёты над морем. Тогда у мальчика зародилась цель – полетать в небе на таком же самолёте.

А потом юный Королёв случайно познакомился с Василием Долгановым, который работал в гидроотряде механиком. Мужчина копошился в моторах, объяснял мальчишке, что к чему, а тот жадно ловил каждое слово. Быстро изучив теорию, Сергей приступил к практике, всё лето с утра до вечера он пропадал в гидроотряде, помогая механикам в предполётной подготовке самолётов. Вскоре для всех лётчиков и механиков Сергей стал безотказным, незаменимым помощником.

В 1922 году Королёв поступил в профессиональную строительную школу, где проучился два года, посещая различные курсы и кружки. Особенно часто он пропадал в школьной столярной мастерской, где ребята изготавливали из дерева различные изделия и модели. Эта школа дала ему огромный опыт, который пригодился Королёву, когда он начал строить не деревянные, а настоящие планеры. Сергей настолько прилежно занимался, что однажды его классная руководительница сказала матери: «Ваш парень с царём в голове».

Читайте также:  Чарльз диккенс – биография, личная жизнь, фото

Авиационное общество

В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.

Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.

Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты». Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.

Институты

В семнадцатилетнем возрасте Сергей разработал проект безмоторного самолёта К-5. Его изобретение официально приняла компетентная комиссия и рекомендовала к постройке. Королёв решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии. Но туда принимали только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Так как ни того, ни другого Сергей не имел, то поехал в Киев, где стал студентом политехнического института. Он поступил на факультет авиационной техники.

Учёбу приходилось совмещать с работой, чтобы можно было сводить концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их на Соломенке, так зарабатывал восемь карбованцев. Приходилось столярничать, снова вспоминать работу кровельщика и грузчиком подрабатывать.

Тем не менее Королёв находил ещё время на существующий в институте планерный кружок. Здесь он трудился увлечённо и часто оставался в мастерской на всю ночь, засыпая под утро на куче стружек. Довольно быстро он прослыл мастером на все руки, многие его разработки участвовали в международных конкурсах.

После двух лет учёбы в Киевском институте Королёв перевёлся в Москву в ВТУ имени Баумана, к этому времени в столицу переехали мать с отчимом. Сергей начал обучение в специальной вечерней группе по аэромеханике, наряду с этим продолжал изобретать, строить, ловить каждое новое веяние в авиации:

  • 1926 год – вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал, осваивая новые планеры. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – начал работать на авиационном заводе в Филях.
  • 1929 год – студент-выпускник Королёв практиковался в Конструкторском бюро Туполева и защитил диплом, в котором разработал двухместный легкомоторный самолёт СК-4. Скрупулёзный и строгий Туполев руководил дипломным проектом и подписал его с первого раза, чего до этого никогда не бывало. Позднее по проекту самолёт СК-4 построили и испытали.

К моменту получения диплома Королёв зарекомендовал себя как авиационный конструктор с незаурядными способностями. Помимо СК-4 он спроектировал ещё летательные аппараты «Красная Звезда» и «Коктебель».

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества».

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Жёны и дети

Со своей первой супругой Ксенией Винцентини Королёв познакомился ещё юношей в Одессе. Он добивался её семь лет, в конце лета 1931 года они поженились. Ксения Максимилиановна была первоклассным хирургом. В 1935 году у них родилась девочка Наташа, которая пошла по стопам матери, став профессором, доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.

К сожалению, Сергей Павлович, так долго мечтавший о любимой Ксении, после нескольких совместно прожитых лет к супруге охладел, в его жизни появились другие женщины. Когда дочери Наташе было 12 лет, она узнала от матери об изменах отца, порвала все его фотографии и вычеркнула из своей жизни. Эта трещина осталась навсегда, Королёв встречался с дочерью очень редко и даже не был приглашён на её свадьбу.

Весной 1947 года он познакомился со своей второй супругой Ниной Ивановной, которая работала в его НИИ переводчицей. Вместе они прожили почти двадцать лет, до самой его смерти.

Сергей Королёв

Биография Сергея Королёва

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Детство

Раннее детство провёл у дедушки и бабушки в г. Нежине Черниговской области.

Здесь в 1911 г. Сережа в первый раз увидел, как летчик управлял аэропланом, который был похож на грохочущую огромную птицу. Впечатлительный мальчик был потрясен этим зрелищем. То, что увидел, стало зародышем будущего призвания Сергея Королева.

Начальное образование получал сначала в Киевской гимназии, позднее в Одесской. После закрытия гимназии в Одессе учился на дому.

Родители

Отец Павел Яковлевич Королёв – учитель русской словесности.

Мать Мария Николаевна – дочь нежинского купца, учительница.

Отчим Григорий Михайлович Баланин имел педагогическое и инженерное образование.

Образование

В 1922 – 1924 гг. обучался в стройпрофшколе. Там сблизился с летчиками Одесского гидроотряда. Юноша трепетно следил за полетом крылатых машин над морем и воображал, как он поднимется на этом чуде в небо. Сергей все летнее время помогал готовить самолеты к полету. Основательно изучив мотор, Королев стал ценным работником, который был готов всегда помочь. Поэтому он понравился всем механикам и летчикам. В 17 лет создал и защитил первый проект безмоторного самолета К-5.

1924 – 1926 гг. обучался в Киевском политехническом институте на факультете авиационной техники.

1926 – 1929 гг. продолжил учиться в Московском высшем техническом училище им. Баумана. В училище спроектировал планеры «Коктебель» и «Жар-птица», проявил себя как способный авиаконструктор. Смело защитил дипломную работу по проекту легкого самолета СК-4. В дальнейшем по проекту Сергея было выпущено несколько самолетов СК-4 и «Красная звезда». На этих самолетах летчик-испытатель В.А.Степанчонок выполнял фигуры высшего пилотажа, мертвую петлю, на VII Всесоюзном планерном слете в Коктебеле в 1930 г.

Семья

Первая жена – Ксения Максимилиановна Винцентини, хирург, подруга детства С. Королева, учились вместе в Одесской стройпрофшколе.

Дочь – Наталия Сергеевна (1935), доктор медицинских наук.

Вторая жена – Котенкова Н.И. (1920-1999)

Деятельность и достижения Сергея Королёва

В 1929 г. проходили VI Всесоюзные планерные состязания в пос. Коктебель. Сергей Королев и его друг, и соратник Сергей Люшин представили планер, который был тяжелее, чем предыдущие. На нем Королев, которому было 22 года, установил рекорд парения – более 4 часов.

Перед С.П. Королевым и его коллегами была поставлена задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Ракета была готова к испытаниям в начале 1957 г. все ждали успеха. Однако при запуске двигателя возник пожар и ракета взорвалась.

Читайте также:  Валерий брюсов – биография, личная жизнь и фото

1931 г. – С.Королев и Ф.А.Цандер в Москве создали Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. В ней были созданы и запущены первейшие советские жидкостно-баллистические ракеты ГИРД-09, ГИРД-10.

1933 г. – образован Реактивный научно-исследовательский институт. В нем С.Королев был назначен руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

С 1935 по 1938 гг. С. Королевым разработаны проекты зенитных, с пороховым двигателем и дальнобойных ракет с жидкостным двигателем.

1938 г. – С. Королева арестовали и осудили. В заключении пробыл до 1940 года. Вернувшись в Москву, был осужден вторично и отправлен в спецтюрьму НКВД, позднее в тюремное конструкторское бюро /ОКБ-16/ при авиазаводе № 16 в г. Казани.

В период заключения С.Королев проектировал и конструировал бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, занимался усовершенствованием ракетных двигателей.

В 1944 г. С.Королев был досрочно освобожден, но не реабилитирован.

1946 – 195 гг. С.П.Королев разрабатывал баллистические ракеты дальнего действия. Спроектированы и сданы на вооружение межконтинентальные ракеты Р-1 дальность – 3000 км., также двухступенчатые баллистические ракеты Р-7 – 8000 км.

Одновременно зрели планы вывода искусственного спутника Земли, с помощью ракеты Р-7. 4 октября 1957 г. спутник был с успехом запушен, что стало грандиозным событием в истории Советского Союза.

На базе ракеты Р-7 созданы трехступенчатые ракеты-носители «Восток» и первый космический корабль с пилотом на борту «Восток 1». 12 апреля 1961 г. «Восток 1» стартовал, пилотируемый Юрием Гагариным.

Интересные факты из жизни Сергея Королёва

  • на первый космический полет претендовал не один Ю.Гагарин. Космонавтов отбирал сам Королев. Важно было многое: и рост, и вес, и здоровье, и… честность ответа С.П.Королеву на его вопрос о самочувствии будущего космонавта.
  • в 1968 г. самолет с Ю.Гагариным разбился, выполняя тренировочный полет. В кармане лётной курточки Ю.Гагарина нашли фотографию Королёва.
  • Чайка – такой позывной придумал для первой женщины-космонавта Валентины Терешковой Сергей Павлович Королёв.
  • до конца жизни имя С.П.Королева было засекречено, и во всех официальных сообщениях использовался псевдоним – Генеральный конструктор.

Любимые книги Сергея Королёва

С.Королев любил математику, но и книги читал с удовольствием. В школьные годы зачитывался Гоголем, Есениным, Пушкиным. «Войну и мир» Л.Толстого перечитывал и не переставал восхищаться.

Награды Сергея Королёва

  1. Дважды Герой Социалистического Труда
  2. Три ордена Ленина и орден «Знак почета»
  3. Лауреат Ленинской премии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Королев Сергей Павлович: биография, личная жизнь, карьера, вклад в развитие космонавтики

Полеты в небо и путешествия в космическом пространстве с самых древних времен являлись заветной мечтой человечества. Про это придумывались красивые сказки, легенды, мифы. Но по-настоящему осуществить свои фантазии людям удалось лишь в прошедшем XX веке. А претворению в жизнь этих грандиозных планов способствовали не только замечательные летчики и космонавты, но и в первую очередь научные деятели и конструкторы. Одним из них был удивительный человек, замечательный ученый Королев Сергей Павлович. Биография этого талантливого академика, фаната космических полетов, механика, изобретателя самолетов и ракет, а также рассказ о его научных изысканиях, устремлениях и личной жизни и станет темой нашей статьи.

Детские грезы

Впервые движение по воздуху аэроплана маленький Сережа наблюдал в четырехлетнем возрасте. Произошло это в 1911 году на Украине, в городе Нежине, где мальчик жил вместе с матерью в доме своего деда. Полет, который наблюдал ребенок, осуществлялся знаменитым спортсменом Уточкиным – его тезкой. То были времена расцвета популярности этого удивительного летчика, слава о котором гремела не только в России, но и за ее пределами. Вид самолета в небе произвел на пылкого мальчика самое яркое впечатление и так потряс его воображение, что врезался в память, не давая покоя долгие годы. Возможно, именно данный эпизод из детства и предопределил его жизненный путь.

Биография Королева Сергея Павловича началась в Житомире, где он появился на свет в 1907 году, 12 января. Далее он жил и воспитывался в разных городах Украины, пока с матерью не переехал в Одессу в дом инженера Баланина – своего отчима. И здесь, будучи четырнадцатилетним подростком, Сергей вновь, наблюдая за полетами над морскими водами членов отряда летчиков гидросамолетов, загорелся прежними своими мечтами, желая подняться в небо сам. Вскоре ему представился случай поближе познакомиться с начальником воздушной эскадрильи, который дал будущему конструктору первые уроки по механике летательных аппаратов.

Образование

Будущая звезда ракетостроения Королев Сергей Павлович, биография юных лет которого с тех самых пор была тесно связана с уже упомянутым гидроавиационным отрядом, с детства стремился учиться и делал это прилежно. Однако возможности для получения образования в его жизни, учитывая тревожные годы его юности, не всегда ему предоставлялись. Даже в общее среднее учебное заведение ему удалось поступить не сразу. Поначалу он окончил всего лишь строительную профессиональную школу, где обучался два года. Но его пытливый юношеский ум и желание преуспеть в познании механики летательных аппаратов все же находили свое применение.

Королев принимал живейшее участие в деятельности гидроавиационного отряда, однажды даже получив шанс подняться в воздух. Он без устали и с увлечением работал в производственной мастерской. И все полученные навыки, безусловно, пригодились, когда Сергей стал сначала строить, а потом и проектировать собственные планеры.

ОАВУК

В 1923 году на землях Украины и Крыма появилось и начало активно действовать Общество авиации и воздухоплавания, которое сокращенно называлось ОАВУК. Данная организация зародилась благодаря призыву правительства и оказалась результатом стремления образовать в указанных регионах собственный Воздушный флот, привлекая в свои ряды передовую молодежь. Не мог оставить без внимания данный проект и Королев. В биографии Сергея Павловича ОАВУК стало заметной вехой, где он продолжил свою деятельность, подходя все ближе к осуществлению заветных мечтаний.

В данном обществе Королев вскоре оказался активным членом планерного кружка. Он делился с рабочими своими знаниями и увлечениями, читая им лекции. В те годы Сергей вдохновенно занимался самообразованием, практически глотая научные книги не только на русском, но и на немецком языке, который выучил довольно прилично.

Вскоре достижения будущего конструктора стали очевидными, и его заметили. Королев принимал участие в конференции планеристов, участвовал в строительстве летательного аппарата для самого знаменитого Арцеулова – военного летчика.

Переезд в Москву

В те годы интерес к авиации и космосу в нашей стране был огромен. А потому биография Королева Сергея Павловича, попавшего по причине своей увлеченности в струю стремительно развивающихся событий, круто изменилась. Сначала он поступил всего лишь в политехнический институт в Киеве. Но благодаря активному участию в деятельности планерного кружка, где строились летательные аппараты, принимавшие участие в международных соревнованиях, а также работе на авиационном заводе и полученным там рекомендациям перевелся учиться в Москву в МВТУ.

В столице Королев многому научился, получив возможность слушать лекции, работать и встречаться с талантливыми и знаменитыми летчиками, конструкторами и учеными тех лет. Среди них был Туполев, Циолковский и другие прославленные в области авиации и космонавтики лица. В 1930 году спроектированный Сергеем Павловичем крайне необычным образом планер «Красная звезда» участвовал в состязаниях на Всесоюзном слете и отличился там благодаря в том числе и искусству летчика В. А. Степанченко.

Жены и дети

Биография и личная жизнь Королева Сергея Павловича тесно переплетаются. С Ксенией Винцентини – своей будущей первой супругой – он познакомился еще в Одессе, до переезда в Киев и Москву. Тогда, еще в юности, Сергей настойчиво за ней ухаживал, но не получил окончательного ответа, а девушка уехала учиться на врача в Харьков.

Но в августе 1931 года Ксения все-таки становится его женой и переезжает к мужу в Москву. Однако по прошествии лет этот брак распался по причине ветрености Королева и его частых измен жене. От этого союза родилась дочь Наташа, но в размолвке родителей она приняла сторону матери и относилась к отцу без симпатии всю свою жизнь.

Позднее сотрудница конструкторского бюро Королева, переводчица Нина Ивановна, стала второй супругой Сергея Павловича. Разница в возрасте у них была значительная. Когда они поженились, Королеву было 40, а его избраннице — всего 27. Возможно, именно поэтому особого взаимопонимания между супругами не было, и знаменитый ученый и конструктор до конца жизни оставался духовно одинок.

Увлечение ракетами

Излагая даже кратко биографию Королева Сергея Павловича, нельзя не упомянуть о важном изменении в направлении его деятельности. С 1931 года будущий знаменитый конструктор космических ракет всерьез увлекся изучением устройства и изобретением реактивных двигателей, толчок к идее которых дал Циолковский еще в 20-х годах прошлого столетия.

Испытание первой ракеты состоялось в 1933 году, в августе. И в этом же году Королев стал начальником ракетного центра. Вскоре за активную работу и яркие достижения оборонным обществом он удостоился высшей его награды, что стало важным признанием его заслуг. Вскоре Королев начинает выпускать первые свои публикации, касающиеся ракет.

Преследования и аресты

Репрессии, захлестнувшие страну в 1937 году, самым печальным образом отображены в биографии Сергея Королева. Тухачевского, по личному приказу которого был создан ракетный центр, расстреляли. Арестованы многие ведущие авиаконструкторы. Но они под тюремным надзором с санкции правительства продолжали свою работу, служа Родине со всей беззаветностью.

В 1938 году в июне Королев по доносу был арестован. Он подвергался пыткам, оскорблениям, избиениям. Вскоре он практически попал в список приговоренных к расстрелу. Но потом только отправлен на лагерные работы. Проведя год в Бутырской тюрьме, Королев попал сначала на Колыму, потом в ГУЛаг. В 1942 году он был вторично осужден и оставлен в Москве в спецтюрьме. Там он, имея все возможности, фанатично отдался работе. И вскоре под его руководством были созданы первые самолеты новой конструкции. Данные летательные устройства, двигатель которых был реактивный, вскоре успешно прошли испытания.

Покорение космоса

Долгие годы до своей реабилитации в 1957-м и после Королев с увлечением занимался созданием баллистических ракет и конструированием космических спутников. Целью проведенных под его руководством испытаний по запуску модифицированных ракет на высоту от 100 км и выше являлось изучение близкого к Земле космического пространства, магнитного поля планеты, галактического и солнечного излучения.

И конечно, даже краткая биография Королева Сергея Павловича просто не может не содержать сведений о том, что в 1957 году, 4 октября, под руководством этого человека на околоземную орбиту был запущен первый в истории нашей цивилизации спутник.

Но разумеется, вершиной его деятельности стал полет в космос Юрия Гагарина на корабле «Восток». Он был запущен в космическое околоземное пространство, как известно, в 1961 году, 12 апреля.

Читайте также:  Алексей серебряков – биография, факты, фото

Отношение к людям

Этот человек был прирожденным лидером, полководцем для своих сослуживцев. Королев отличался смелостью, неистовостью и чрезвычайной увлеченностью. Но вместе с тем люди нередко жаловались на его резкость и вспыльчивость. Однако времени на козни и интриги у Сергея Павловича не было, ведь он полностью отдавался творчеству. Он слыл человеком чрезвычайно проницательным. Некоторым казалось, что, глядя на окружающих, он способен видеть человека с его достоинствами и недостатками буквально насквозь.

Королев никогда не страдал озлобленностью и мстительностью, не проявлял также деспотизма к людям. Но обмана окружающим не прощал, а если уличал кого-то из подчиненных в дезинформации, то отстранял от работы немедленно и без права восстановления.

Заключение

Мало что известно о личной жизни Королева Сергея Павловича. Биография его до определенного момента представляла собой тайну и оказывалась скрытой от общественности. Собственно, при жизни об этом засекреченном человеке мало кто слышал. Все заговорили о нем только после его смерти, которая наступила в 1966 году. Случилось это 14 января, черед двое суток после дня его рождения. В то время Сергею Павловичу исполнилось 59 лет. Но захоронен этот великий человек, столько сделавший для страны и всего мира, все-таки в Кремлевской стене. Именно там покоится урна с его прахом. Ему поставлены памятники в Житомире – на его родине, в Москве и Подмосковье.

Ныне полная биография Королева Сергея Павловича изложена во множестве книг. Этому человеку посвящены художественные фильмы и документальные ленты. Он скончался внезапно на операционном столе, в то время, когда был полон идей, на пике творческой деятельности. Многие считают, что если бы не преждевременная смерть Королева, советская космонавтика достигла бы гораздо больших и впечатляющий успехов.

Космическая любовь. Женщины и ракеты Сергея Королёва

Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя — Сергей Павлович Королёв. Наверное, не было до него на Земле другого такого человека, который бы так любил небо. И женщин.

Любовь и космос

Даже первый поцелуй с девушкой его мечты случился у него на крыше. Он жил тогда в Одессе. У Ксении Винцентини, или у Ляли, как все ее звали, всегда было много поклонников. Сережка Королев — лишь один из них. Но он старался сделать все, чтобы она стала только его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Видимо, все это произвело на Лялю необходимое впечатление. И тут, прямо на крыше, она наконец-то позволила ему впервые себя поцеловать.

Уезжая учиться на авиационном отделении Киевского политехнического института, Сережка сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно.

Получилось так, что он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределяют работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться Лялиного согласия на брак. Она вновь отказывается, ссылаясь на новую причину: какой смысл выходить замуж, если все равно придется два-три года жить врозь, пока отработаешь по распределению. И Королев решает добиться от начальства, чтобы Ксению отпустили досрочно. В конце концов в августе 1931-го она становится его женой, а вскоре он все-таки увозит ее в Москву.

Но вот загадка: как только Королев добивается того, о чем мечтал все эти 7 лет, он быстро теряет интерес к жене и начинает увлекаться другими женщинами. Рассказывали такую историю: «Однажды Ляля чистила пиджак Сергея. И вдруг. из кармана выпали два билета в Большой театр. Королев о них ничего не говорил. Значит, решила Ляля, пойдет с какой-то дамой. А у Ляли был поклонник из высокопоставленных военных. И уговорить его сводить ее в Большой не стоило труда. Столкнулись обе пары в антракте. С Сергеем была красивая брюнетка. Увидев жену, Королев рванул от своей красавицы, словно кот со стола, и сразу стал оправдываться, дескать: «Случайно предложили билеты. Неудобно было отказать. Где мы встретимся после спектакля?» — «А зачем нам встречаться? — спросила Ксения. — Меня проводят». И посмотрела на своего военного. Тут Королев не выдержал: «Нет. Мы поедем вместе!» Куда он дел свою даму — неизвестно. Но жену из театра увез сам. «

Подобные похождения мужа довели Ксению до того, что все свои чувства весной 1948 г. она вылила в письме матери Королева: «Всю историю нашей любви вы знаете хорошо. Много горя еще до 38-го года (год ареста Королева. — Авт.) пришлось мне пережить, и, несмотря на оставшееся чувство привязанности и какой-то любви к С., я твердо решила. оставить его для продолжения им жизни под его любимым лозунгом «Дайте каждому жить, как ему хочется. «

Сергей Королев и Ксения Винцентини встречались и «числились» в браке четверть века, а жили вместе каких-то 8 лет, да и то урывками. Их дочь Наташа, находившаяся под влиянием матери, узнала об «изменах папы» в 12 лет. На мелкие кусочки изорвала она все его фотографии, какие попались под руку, и заявила, что видеть его больше не желает. Трещина между дочерью и отцом осталась на всю жизнь. Встречались они редко, но чаще всего были как чужие. Не было Королева и на ее свадьбе. В свою очередь, по свидетельству известного летописца космической эры Ярослава Голованова, когда Королев звонил ей с Байконура, чтобы поздравить с днем рождения, она бросала трубку. И он сидел и плакал.

Одиночество

Вторая жена, наверное, могла бы подписаться под многими переполненными болью словами первой.

Чтобы получить представление, как он завязывал отношения со слабым полом и как вел себя дальше, воспользуемся воспоминаниями второй жены, Нины. Она рассказала Ярославу Голованову об этом со всеми подробностями. Итак: «Весной 1947 года в НИИ-88 я была единственная «англичанка», остальные переводчицы — «немки». Однажды начальник говорит: «У Королева накопилось много английских журналов. Сходите, он покажет, что перевести. «

Прихожу. Секретарша говорит: «Он занят». Слышу — говорит по телефону. Разговор закончился, и дверь кабинета приоткрылась: «Вы ко мне? Пожалуйста. Садитесь. » Представился: «Королев Сергей Павлович».

— Нина Ивановна, — говорю я. — Безработная переводчица.

— Я так и понял, — улыбнулся Королев и достал кипу английских и американских журналов. — Вот эту статью переведите, пожалуйста.

Я понимала, что сделала плохой перевод, потому что не знала смысла чисто технических терминов. «Да, действительно плохо», — сказал Королев. Дали мне инженера, с которым я могла бы правильно перевести статью. Опять иду к Королеву. И вот он стал меня вызывать все чаще и чаще. Как-то кладу перед ним перевод, он читает, а сам. берет меня за руку. Я руку отвожу. Помолчал. Спрашивает:

— Что вы делаете в воскресенье?

— Пока у меня нет никаких планов.

— Вы не возражаете отдохнуть вместе?

— А что вы имеете в виду?

— Ну. пойдем в ресторанчик. потанцуем.

— Я не люблю рестораны, но пойдемте, — говорю я, — только куда-нибудь подальше от города.

Его шофер отвез нас в Химки. Гуляли по набережной у Речного вокзала. Потом обедали в ресторане. Немного выпили. И вдруг он так откровенно начал мне рассказывать о своей жизни, о Германии, о семье, в которую решил больше не возвращаться. Я даже растерялась: мы ведь познакомились совсем недавно.

Когда возвращались в Подлипки, спросил, куда меня отвезти. Назвала адрес. К огромному нашему удивлению, оказалось, что мы живем не только в одном доме, но и в одном подъезде: квартира моей мамы — на первом этаже, а Королева — на втором. Поднялись к нему. Что теперь лукавить: я осталась у него в тот первый наш вечер. И, как оказалось, на всю жизнь. Мне было 27. Ему — 40″.

Что было дальше?

Жена сменилась, но Королев снова в бессрочных командировках, и его снова мучает одиночество. Не однажды, как бы извиняясь, Сергей Павлович пишет новой жене о своих трудностях и переживаниях. Пишет, что сказать об этом ему больше некому, так как самый близкий друг и подруга — она! Неслучайно он обязательно добавляет слова: «Ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя». Судя по всему, и новой жене начинают надоедать его «душеизлияния» о вечных проблемах на работе и в душе. И с новой женщиной, которую он так любит, чувствует себя одиноким. Вообще гениям чаще всего не везет в личной жизни. Мне вспоминаются слова Наталии Николаевны Гончаровой Пушкину: «И как же ты мне надоел со своими стихами!» А Королев пишет: «Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу. » Вечная трагедия гениев.

Досье

С. Королев родился 12 января 1907 года. Под его руководством Группа изучения реактивного движения (ГИРД) 17 августа 1933 г. запустила первую советскую ракету. Потом был Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), потом — арест. Его обвинили во «вредительстве в составе антисоветской организации». Сначала дали 10 лет. Потом, в 40-м, срок уменьшили на 2 года. Досиживал он, работая в «туполевской шараге» — КБ за колючей проволокой. За работу, имевшую «важное оборонное значение», его — по личному письму Берии в адрес Сталина — освободили досрочно в августе 44-го. В сентябре 1945 года Королев был направлен в Германию для изучения опыта гитлеровских инженеров. Вернувшись в январе 1947-го, он быстро и успешно проводит конструирование и испытание собственных ракет, сразу многократно увеличивших мощь Вооруженных сил СССР.

В 1957 году была успешно испытана ракета «Р-7», при помощи которой вскоре на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года эта же ракета обеспечила полет Гагарина. На ней прорвались во Вселенную и первая женщина-космонавт В. Терешкова, и А. Леонов, совершивший в марте 1965-го первый в истории выход в открытый космос. К сожалению, этот успех стал последним в жизни великого конструктора, в 1966-м он скончался.

Кстати

Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.

Ссылка на основную публикацию