Михаил зощенко – биография, личная жизнь, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Михаил зощенко – биография, личная жизнь, фото

Михаил Зощенко — биография, фото, книги, личная жизнь писателя

Имя: Михаил Зощенко (Mikhail Zoschenko)

Дата рождения: 10 августа 1894 года

Дата смерти: 22 июля 1958 года

Возраст: 63 года

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Санкт-Петербург

Деятельность: писатель, драматург, переводчик

Семейное положение: был женат

Михаил Зощенко — биография

Михаил Михайлович Зощенко известен всем, как русский писатель, драматург, произведения которого включены в школьную программу. Многие рассказы с удовольствием берут для чтения на экзаменах в творческие вузы и на конкурсах чтецов. Его юмор необычен и лаконичен. Произведения учат доброте, ответственности за начатое дело.

Детские годы, семья писателя

Писатель родился в семье художника и актрисы. Родители оба дворянского происхождения. Страсть к сочинительству у Миша от матери, Елена Осиповна печатала рассказы для местной петербургской газеты. Такой факт биографии должен был определённо повлиять на писательскую деятельность Зощенко младшего.

Окончив столичную гимназию, Михаил проучился год в университете на юридическом отделении, но родители не оплатили обучение, и будущий писатель был отчислен. Всё лето Зощенко трудился на железной дороге Кавказа, подрабатывая контролёром.

Учеба и служба Зощенко

Решил стать военным, сначала в Павловском училище его зачислили в юнкерский состав, потом он дослужился до унтер-офицера, окончил курсы прапорщиков. Служил в Киевском военном округе, в Вятке, в Казани, потом был переведён в гренадерский полк офицером в команду пулемётчиков. В 1915 году был ранен в ногу, награждён пятью орденами. Делает успешную военную карьеру вплоть до 1917 года.

По болезни отправлен в резерв, но продолжает службу комендантом в северной столице, а потом адъютантом в Архангельске. Зощенко поступает заманчивое предложение эмигрировать во Францию, от которого он отказывается. Встретил приход советской власти в России и устраивается в различные, не связанные между собой, производства: секретарь в суде, разводит кроликов и кур под Смоленском. Но его по-прежнему притягивает военная дисциплина, и он добровольно уходит в Красную армию.

Зощенко не просто служит, он активно участвует в боевых действиях. В очередной раз попав в госпиталь с сердечным приступом, его демобилизуют, признав негодным к службе. Но и тут он противится тому, что начертано в его биографии. Он поступает в пограничную стражу телефонистом. Уйдя со службы, Михаил Михайлович за два года поменял немало профессий: от работника уголовного розыска до столярных дел мастера и сапожника.

В издательстве «Всемирная литература» была литературная студия, во главе которой стоял Корней Чуковский. Эту студию стал посещать Зощенко, ставший писать свои произведения под влиянием писателей, входивших в его окружение.

Литературная деятельность Зощенко

Сначала Михаил Зощенко оттачивает своё мастерство, создавая рассказы с комическими персонажами, затем прибегает к жанру повести. Книги автора полюбились читателям. Редакции охотно издают его произведения большими тиражами. Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза писатель награждён орденом Трудового Красного Знамени наряду с Вересаевым, Паустовским и Ольгой Форш.

К фронту писатель был не годен по медицинским показаниям, но он активно вёл борьбу с зажигательными бомбами, дежуря на крышах домов. Продолжает свою литературную деятельность, создавая фельетоны на злобу дня. Пишет совместно со Шварцем пьесу о том, как советская армия захватила Берлин. Попадает в эвакуацию в Алма-Ату, пишет сценарии к фильмам, работает в журнале «Крокодил», сочиняет комедии для театральных постановок.

После войны Зощенко награждают медалью за доблестный труд, а в этом же году обвиняют за недостойное поведение во время войны, а все его рассказы и произведения автора отныне представляются, как антисоветчина и выставление советского человека примитивным и глупым представителем общества. Зощенко исключили из Союза писателей и надолго вычеркнули из списка литераторов. Кормиться приходилось переводами и сапожным ремеслом, освоенным ещё в юности.

Михаил Зощенко — Книги, рассказы

Теперь все произведения писатели обнародованы и, как и прежде, любимы читателями. В основном, популярностью пользуются его короткие юмористические рассказы, фельетоны и пьесы. Комедия, поставленная на театральной сцене, «Культурное наследие» нашла своего зрителя. Автор работает в жанре исторической повести, рассказывая о Тарасе Шевченко, Керенском и других.

Работает и для детей, радуя их таким рассказами, как «Умные животные», «Ёлка», «Золотые слова», «Находка», «Бабушкин подарок» и ещё много интересных рассказов.

Михаил Зощенко — биография личной жизни

Когда Михаил вернулся с войны, давняя его знакомая Вера Кербиц-Кербицкая встретила его, как самого родного человека. Молодые люди поженились, и за всем бытом стала смотреть молодая супруга. У пары родился сын Валерий. 8 лет супруги прожили вместе, несмотря на скандалы, измены мужа и размолвки. Вера терпела все выходки мужа — понимала, что виной всему его неизлечимая болезнь.

Только в 50-е годы писателя благосклонно приняли в состав Союза писателей как переводчика, не извинившись и не признав своей ошибки. Через некоторое время гонения вновь возобновились.

Смерть Михаила Зощенко

Учащаются депрессии, приближается пенсионный возраст, но только перед самой смертью удаётся выхлопотать персональную пенсию. Из-за серьёзного отравления никотином нарушается работа мозга. Писатель с трудом говорит, никого не узнаёт. Скончался от сердечной недостаточности.

Михаил Зощенко

Михаил Зощенко – русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы. Его произведения отличались ярко выраженной сатирой, направленной против коварства, жестокости, жадности, гордости и прочих человеческих пороков.

Зощенко известен, прежде всего, как невероятно талантливый мастер короткого юмористического рассказа, отличающегося высоким стилем, точностью выражений и тонкой иронией.

Однако в биографии Зощенко было много драматических моментов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Михаила Зощенко (интересные факты о нем читайте здесь).

Биография Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился 29 июля 1894 г. в Санкт-Петербурге. Он рос в интеллигентной дворянской семье.

Его отец, Михаил Иванович, был художником. Мать, Елена Осиповна, являлась актрисой, а также писала для одной газеты рассказы.

Кроме Михаила в семье Зощенко родилось еще семеро детей. Несмотря на дворянское происхождение, семейство едва сводило концы с концами.

Детство и юность

Когда Михаилу исполнилось 8 лет, его отправили учиться в гимназию. Интересно, что у Зощенко была слабая успеваемость, в результате чего он получал низкие оценки по всем предметам. Несмотря на это Михаил с ранних лет мечтал стать писателем.

Окончив гимназию, он поступил в Императорский университет на юридический факультет. Однако уже через год Зощенко отчислили за неуплату обучения.

Зощенко в звании прапорщика в 1915 г.

После этого он некоторое время подрабатывал контролером на железной дороге, чтобы заработать хоть какие-то деньги.

Когда Михаилу Зощенко исполнилось 20 лет, началась Первая мировая война (1914-1918). В своей автобиографии он признавался, что не испытывал никакого «патриотического настроения».

Несмотря на это ему удалось проявить храбрость в сражениях и получить 4 боевых награды.

За время войны Зощенко был неоднократно ранен, а также получил серьезное химическое отравление после газовой атаки. Доктора признали его непригодным для несения военной службы и отправили в запас.

Интересно, что Зощенко отказывался уходить из армии и хотел продолжить воевать. Однако по настоянию врачей его все же отправили в резерв.

После этого он уехал в Архангельск. В данный период биографии он сменил десятки профессий. Он работал в суде, был сапожником, а также занимался разведением кроликов и прочей домашней утвари.

В 1919 г. Зощенко решил вновь вступить в ряды Красной Армии, но продолжить военную карьеру ему так и не удалось. Весной того же года он попал в госпиталь, после чего был демобилизован.

Творческая биография Зощенко

Интересно, что Михаил Зощенко начал сочинять стихи еще в 8-летнем возрасте. Через несколько лет он попробовал писать рассказы. Первым произведением в его биографии можно считать рассказ «Пальто», который юноша сочинил в возрасте 13 лет.

Достигнув совершеннолетия, он начал писать произведения, рассчитанные для детской аудитории, среди которых были «Елка», «Глупая история», «Калоши и мороженое» и др.

В 1919 г. Зощенко впервые познакомился с Корнеем Чуковским, который по достоинству оценил творчество молодого писателя. Интересен факт, что Чуковский очень удивился тому, что человек с таким печальным лицом, может писать такие юмористические произведения.

В скором времени Зощенко вошел в состав литературной группы «Серапионовы братья». Данное объединение стремилось делать все возможное, чтобы освободить литературу от политики.

Тем временем популярность Михаила Зощенко росла с каждым днем. В период биографии 1922-1946 гг. книги Зощенко переиздавались сотни раз, а его саркастические высказывания и афоризмы быстро расходились в народе, становясь крылатыми фразами.

Произведения Зощенко

Самыми популярными рассказами Зощенко были «Беда», «Аристократка», «Баня» и «История болезни». Читатели были в восторге от того насколько просто читались его произведения, наполненное глубоким смыслом и юмором.

Максим Горький, главный пролетарский писатель, также не остался в стороне, высказав в адрес Зощенко множество похвал.

В своих рассказах Михаил Михайлович часто представлял малообразованного героя, делающего все возможное, чтобы «сравняться» с обществом. В результате этого герои Зощенко попадают в разные курьезные ситуации.

Также писатель любил вести рассказ от своего имени. Позже критики скажут о том, что Зощенко ввел в обиход новую внелитературную речь, ставшую понятной для читателя.

В 1930-х годах в творческой биографии прозаика наступает переломный момент. Его, а также некоторых других литераторов, отправляют в поездку по Беломорканалу.

Таким образом, власти рассчитывали на то, что писатели в красках опишут перевоспитание «врагов народа» в «правильных» советских граждан.

Однако после того, как Михаил Зощенко увидел все ужасы, происходящие в лагерях, он испытал настоящий шок. В результате, в 1934 г. из-под его пера вышла повесть «История одной жизни», в которой он поделился с читателями своими мрачными воспоминаниями.

Данное произведение в корне отличалась от его предыдущих работ. В это время он находился в глубокой депрессии.

В последующие годы Зощенко написал несколько интересных повестей в которых уделялось внимание человеческим отношениям и психологии.

В 1935 г. он опубликовал сборник рассказов «Голубая книга». При этом стоит заметить, что его произведения, написанные после поездки по Беломорканалу, были чрезвычайно интересны простому читателю.

Однако в партийной прессе Зощенко подвергся жесткой критике. Это привело к тому, что его книги были запрещены и перестали печататься.

Находясь под сильным давлением со стороны властей, Зощенко принялся писать детские рассказы, которые нравились не только детям, но и взрослым.

Параллельно с этим он трудится над книгой, которую считал главным трудом в своей биографии. Позже она получит название «Перед восходом солнца».

Зощенко продолжал работать над ней даже во время Второй мировой войны. Интересно, что он очередной раз хотел вступить в ряды Красной Армии, однако был признан непригодным к военной службе.

Тогда писатель вступил в группу противопожарной обороны и вместе с сыном сидел на крышах домов, оберегая их от зажигательных смесей.

В скором времени Зощенко эвакуировали в Казахстан. Там он написал сценарии к фильмам «Опавшие листья» и «Солдатское счастье». В 1943 г. Михаил Зощенко вернулся в Москву и устроился на работу в журнал «Крокодил».

В том же году он представил первую часть своего нового труда «Перед восходом солнца», вызвавшего интерес в научной среде. В нем он попытался научно доказать победу над депрессией.

В этой книге Зощенко представил множество фрагментов из своей биографии. Таким образом, писатель пытался помочь читателям избавиться от гнетущих душевных переживаний.

Травля

Когда же Зощенко захотел опубликовать вторую часть данного произведения, он столкнулся с репрессиями. В его адрес была направлена жесткая критика со стороны партийных деятелей и издательств.

Повесть Зощенко раскритиковал и сам Иосиф Сталин, вследствие чего литератор начал подвергаться еще большей травле.

В скором времени его назвали трусом, обвинив в том, что он якобы побоялся пойти на фронт, хотя на самом деле все обстояло как раз наоборот. В это же время подобным образом клеймили и Анну Ахматову.

Оказавшись под запретом, Михаил Зощенко начал заниматься переводческой деятельностью, чтобы заработать хоть какие-то деньги. После смерти вождя народов, его вновь приняли в Союз писателей, но только в качестве переводчика.

В будущем он будет еще неоднократно подвергаться разного рода гонениям. Зощенко часто публично заявлял о том, что никогда не был предателем и врагом народа.

Читайте также:  Константин паустовский – биография и факты

Эти и другие заявления приводили к очередной волне критики в его адрес со стороны действующей власти и коллег по цеху.

Личная жизнь

В 1918 г. Михаил Зощенко познакомился с Верой Кербиц-Кербицкой. После 2-х лет ухаживаний, он решил сделать ей предложение.

В результате, в 1920 г. Михаил и Вера сыграли свадьбу. В этом браке у них родился сын Валерий.

Однако Зощенко было сложно назвать однолюбом. В его биографии было немало девушек с которыми он имел близкие отношения. Долгое время писатель встречался с Лидией Чаловой, которая была младше его на 20 лет.

Их отношения продолжались на протяжении 17 лет, после чего они расстались по инициативе Лиды. Тем не менее, единственной законной женой в его жизни была только Вера.

Смерть

В начале 1958 г. Зощенко получил никотиновое отравление. В результате этого он перестал узнавать близких людей и не мог разговаривать.

Михаил Михайлович Зощенко умер 22 июля 1958 г. в возрасте 63 лет. Официальной причиной его смерти была названа сердечная недостаточность.

Изначально писателя хотели похоронить на Волковском кладбище, но власти не дали на это свое разрешение. В итоге Зощенко похоронили в Сестрорецке, где была его дача.

Газовая атака немцев и личная ненависть Сталина. Рассказываем о Михаиле Зощенко

Детские рассказы — нравоучительные, но без занудства. Смешные рассказы и фельетоны. Южный сочный юмор на мрачной петербургской почве. 125 лет назад, 9 августа 1894 года, родился Михаил Зощенко. Как он попал на фронт, почему стал известным и чем вызвал ненависть Сталина — в нашем материале.

Михаил Зощенко. Фото: wikipedia.org

Фронтовик, который воевал в Беларуси

«Двадцатое июля. Я стою в окопах и с любопытством наблюдаю развалины местечка. Это — Сморгонь. (…). Это знаменитое местечко, откуда бежал Наполеон, передав командование Мюрату… Сняв френч, пишу письма. Уже около часа. Надо ложиться. Я хочу погнать вестового. Но вдруг слышу какой-то шум. Шум нарастает. Я слышу топот ног. И звяканье котелков. Но криков нет. И нет выстрелов. Я выбегаю из землянки. И вдруг сладкая удушливая волна охватывает меня. Я кричу: „Газы! Маски!“. И бросаюсь в землянку. Там у меня на гвозде висит противогаз. Свеча погасла, когда я стремительно вбежал в землянку. Рукой я нащупал противогаз и стал надевать его. Забыл открыть нижнюю пробку. Задыхаюсь. Открыв пробку, вбегаю в окопы. (…).

Мне нехорошо… Я проглотил много газа, когда крикнул: „Маски!“… В бинокль гляжу в сторону немцев. Теперь я вижу, как они из баллонов выпускают газ. Это зрелище отвратительно… Я приказываю открыть огонь по этим мерзавцам… Хотя понимаю, что вреда мы принесем мало, расстояние полторы тысячи шагов… И вдруг я вижу, что многие солдаты лежат мертвые. Их — большинство… Опираясь на палку, я иду в лазарет. На моем платке кровь от ужасной рвоты».

Это фрагмент из повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца», который рассказывает о событиях 1916-го. За два года до этого началась Первая мировая война. Тогда будущий писатель, студент юрфака питерского университета, оставил учебу. Он окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени, был произведен в прапорщики и отправлен на фронт. Последний к тому времени стоял на территории Беларуси.

За день до трагедии Зощенко предупреждал начальство о возможной атаке, но его не услышали. В результате поручик получил сильное отравление и был доставлен в госпиталь. Кстати, заведовала им Александра Толстая, дочь великого русского писателя.

Зощенко в звании прапорщика в 1915 году. Фото: wikipedia.org

После лечения Зощенко был признан больным, но отказался от службы в запасном полку и вернулся на фронт в свой полк.

Службу он был вынужден оставить в феврале 1917 года — в чине штабс-капитана, имея пять орденов. Но при этом являясь нездоровым человеком с пороком сердца.

«Переменил двенадцать городов и десять профессий»

После революции началось время странствий. «За три года я переменил двенадцать городов и десять профессий… Я уехал в Архангельск. Потом на Ледовитый океан — в Мезень. Потом вернулся в Петроград. Уехал в Новгород, во Псков. Затем в Смоленскую губернию, в город Красный. Снова вернулся в Петроград… Я был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. Это было не твёрдое шествие по жизни, это было — замешательство», — писал Зощенко в повести «Перед восходом солнца».

В 1922-м он дебютировал в печати, а вскоре его рассказы стали необыкновенно популярными.

— Вспомним, как действовал Зощенко на современников. Это был гомерический хохот, цитирование наизусть, вырывание свежего номера «Смехача» или «Бегемота» из рук счастливца-подписчика, — писал Дмитрий Быков.

Зощенко нашел собственную необычную манеру: он отказался от авторского голоса и дал слово своим героям — полупролетариям, мещанам, которые вышли на первый план и стали новыми читателями.

Литературная группа «Серапионовы братья». Слева направо: К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин. Фото: wikipedia.org

По мнению Дмитрия Быкова, основу словаря Зощенко «составляет вовсе не канцелярит первых лет советской власти», а «речь мещанина — это прежде всего ложные красивости, усвоенные из паралитературы, кинематографических титров и рекламы, из душераздирающей бульварщины и газетных отчетов о происшествиях». И в этой лексике, как считает Быков, одна из причин невероятной популярности писателя в довоенные годы:

— Разгадка, видимо, в том, что Зощенко был по-настоящему понятен только читателю — хотя бы и самому непросвещенному, — который помнил прежнее время или по крайней мере прежнее словоупотребление; только тому, для кого его знаменитый сказ (…) был не только замечательной имитацией новой речи, но и свидетельством разложения старой. Обыватель, который зачитывался рассказами Зощенко, воспринимал подтекст, нам уже недоступный: для нас эта речь — норма, (…). Зощенко вызывал восторг у интеллигентного читателя и ненависть у властей именно тем, что каждым своим словом свидетельствовал о прежних временах, напоминал о них, (…).

«Звезда» и «Ленинград»

Впрочем ненависть властей пришла не сразу. В 1939-м он попал в список 172 писателей, удостоенных ордена Трудового Красного Знамени (выше был лишь 21 счастливчик, получивших орден Ленина). В годы репрессий это была своеобразная охранная грамота. Жаль, действовала она недолго.

В 1943 году журнал «Октябрь» начал публиковать уже упомянутую повесть Зощенко «Перед восходом солнца». В ней он окончательно заговорил «своим» языком. Писатель поставил перед собой цель — понять причины и истоки собственных неврозов. А для этого — обратиться к молодости, юности и детству.

— Зощенко изумительно писал о себе, своих отношениях с женщинами и о женщинах вообще. В этом он был правдив до конца. Трудно представить, что кто-то мог бы писать откровеннее. (…). «Перед восходом солнца» Зощенко печатал во время войны и его «самокопание» привело Сталина в бешенство. Он полагал, что в военное время мы должны кричать только «Ура!», «Долой!» и «Да здравствует!»… Так Зощенко был объявлен гнусным, похотливым животным, у которого нет ни стыда, ни совести, — вспоминал композитор Дмитрий Шостакович.

Эту мысль подтверждает и Дмитрий Быков.

— Личного негодования Сталина удостаивались считаные единицы. Прорабатывали всех, но только Платонова Сталин назвал сволочью (в заметках на полях хроники «Впрок»), а про Зощенко сказал: «Пусть катится ко всем чертям».

Но во время войны Зощенко еще «легко» отделался. Повесть «просто» разгромили в печати.

Вскоре стало понятно, что Великая Отечественная война вызвала в обществе надежды на идеологические послабления. В ответ власти стали незамедлительно закручивать гайки, и объектом критики был выбран именно наш герой.

В августе 1946 года секретарь ЦК ВКП (Б) и член Политбюро Андрей Жданов, один из ближайших соратников Сталина, выступил с докладом «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“».

— Наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой. Я думаю, что мне нет нужды цитировать здесь «произведение» Зощенко «Приключения обезьяны». (…). Смысл этого «произведения» (…) заключается в том, что он изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества. Эта тема вовсе у него отсутствует. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Это копание в мелочах быта не случайно. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым относится и Зощенко, — заявил Жданов.

Доклад партийного идеолога лег в основу партийного постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Журнал «Ленинград» был закрыт, прошла кадровая чистка (как в литературных изданиях, так и в сфере идеологии). Но объектами кампании были выбраны только два человека.

Памятник Зощенко у библиотеки города Сестрорецка. Фото: wikipedia.org

— Вся кампания по уничтожению журналов «Звезда» и «Ленинград» в конце концов вылилась в дискредитацию Ахматовой и Зощенко — по ним, как говорила Ахматова, страна-победительница проехала танками. И не то чтобы в это время было не из кого выбирать — кое-кто уцелел в тридцатые, да и новая поросль добавилась после войны; но для показательной гражданской казни — с полным запретом на любые литературные заработки, длившимся по крайней мере год, — выбраны были эти двое, — писал Дмитрий Быков.

В постановлении ЦК указывалось, что «предоставление страниц „Звезды“ таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции „Звезда“ хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь, как „Перед восходом солнца“».

Почему же Зощенко попал под каток истории?

— В его автобиографических рассказах увидели ту самую человечность, с которой железный век боролся наиболее бескомпромиссно. И пошлость увидели — и правильно сделали, потому что в гимназических попытках самоубийства, в бесчисленных увлечениях, в любовании собой, штабс-капитаном, — эта пошлость есть. Но она человечна, жива, убедительна, — это-то и не прощается, — предполагал Дмитрий Быков. — В его книге увидели, разумеется, манифест борьбы — но не с болезнью, а со всем живым, что в нем было; и пусть бессознательно — но разозлились именно на это. Идет война народная, священная война, а он пишет совершенно не про то! Нужны сверхлюди — а он вытаскивает на поверхность и с великолепным мастерством, с нескрываемой силой описывает все то, что делает людей людьми! Топтать немедленно.

«Я был бы против того, чтобы восстанавливать Зощенко. Мы в свое время исключили его из союза правильно»

В начале 1950-х перед Зощенко забрезжила надежда на реабилитацию. Ранее в Союзе писателей была восстановлена Ахматова, и он обратился к коллегам с той же просьбой. За него заступились Вениамин Каверин и Всеволод Иванов. Но литературные функционеры отложили рассмотрение этого вопроса и вернулись к нему только после смерти Сталина.

Вождь всех народов умер, но страшная гнетущая атмосфера осталась. Лучше всего ее передает стенограмма, которая зафиксировала обсуждение дела Зощенко в Союзе писателей. Вопрос был в следующем: восстанавливать ли его или принимать заново.

«Я был бы против того, чтобы восстанавливать Зощенко. Мы в своё время исключили его из союза правильно, исключили за серьезные ошибки. (…). Я бы Зощенко принял в союз на основании произведений, написанных им за эти годы, с 1946 г. по 1953 г., среди них и партизанские рассказы (это первое, что он опубликовал). Это не очень сильно художественно, но это очень честная попытка стать на правильные позиции, — говорил Константин Симонов.

«Мы его исключили из Союза. Прошел какой-то срок, он поработал, показал себя как человек не бесполезный, и мы считаем возможным, чтобы он был в нашей организации, не восстанавливая его, а вновь принимая на общих основаниях, как старого литератора», — утверждал Анатолий Сафронов.

Напомним, речь шла о живом классике русской литературы, которого читают до сих пор. Симонова еще помнят как автора лирического шедевра «Жди меня». А вот Сафронов давно и окончательно забыт.

Читайте также:  Что такое литосферные плиты. карта литосферных плит

Точка зрения Симонова и Сафронова победила. Зощенко приняли в Союз писателей как новичка.

«Теперь это труп, заколоченный в гроб. Даже странно, что он говорит»

Но уже в следующем году в СССР приехали английские туристы, и власти отправили на встречу Зощенко и Ахматову. Прозвучал вопрос: как они относятся к постановлению 1946 года. Поэтесса ответила, что согласна с ним (ее сын, будущий знаменитый историк Лев Гумилев находился в заключении).

Существует легенда, что ответ Зощенко был следующий: мол, он русский офицер, имеющий боевые награды, не может согласиться с критикой. Лидия Чуковская написала по горячим следам в дневнике: «Михаил Михайлович ответил, что сначала постановление поразило его своей несправедливостью и он написал в этом смысле письмо Иосифу Виссарионовичу, а потом он понял, что многое в этом документе справедливо…».

Как бы то ни было, начался новый этап травли, в которой приняли участие многие коллеги Зощенко. Он отказался каяться и заявил на собрании писателей:

— Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения (…), ни вашей брани и криков. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею.

Из журналов стали возвращать его рассказы, которые больше не хотели печатать.

— Выглядит он просто страшно, худой, изможденный, сердце сдает до того, что по утрам страшно опухают ноги, ходит еле-еле, медленно, с трудом…, — писала в письме его жена Вера Зощенко.

В последние годы Корней Чуковский всячески пытался поддержать Зощенко и пригласил его на один из вечеров, где собиралась советская культурная элита. Запись в его дневнике от 30 марта 1958 года показывает, что сделала советская система с человеком, которого, казалось бы, еще недавно читал весь СССР:

«В столовой накрыты три длинных стола и (поперек) два коротких, и за ними в хороших одеждах, сытые, веселые лауреаты, с женами, с дочерьми, сливки московской знати, и среди них — он — с потухшими глазами, со страдальческим выражением лица, отрезанный от всего мира, растоптанный.

Ни одной прежней черты. Прежде он был красивый меланхолик, избалованный славой и женщинами, щедро наделенный лирическим украинским юмором, человеком большой судьбы. Помню его вместе с двумя другими юмористами: Женей Шварцем и Юрием Тыняновым в Доме искусств, среди молодежи, когда стены дрожали от хохота, когда Зощенко был недосягаемым мастером сатиры и юмора, — и все глаза зажигались улыбками всюду, где он появлялся.

Теперь это труп, заколоченный в гроб. Даже странно, что он говорит. Говорит он нудно, тягуче, длиннейшими предложениями, словно в труп вставили говорильную машину — через минуту такого разговора вам становится жутко, хочется бежать, заткнув уши».

Лишь в июле 1958 года после долгих хлопот Зощенко назначили персональную пенсию республиканского значения. Но успел получить ее лишь один раз. 22 июля 1958 писатель умер от острой сердечной недостаточности.

Михаил Зощенко: жизнь, творчество. Рассказы для детей

Зощенко Михаил Михайлович, знаменитый русский писатель и драматург, родился в 1894 году, 29 июля (по некоторым сведениям, в 1895 году), в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвижником, а мать — актрисой. Сначала мы расскажем о том, как сложилась жизнь у такого писателя, как Михаил Зощенко. Биография, представленная ниже, описывает основные события его жизненного пути. Рассказав о них, мы перейдем к описанию творчества Михаила Михайловича.

Обучение в гимназии и в Петербургском институте

Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8. Михаил Зощенко, биография которого может быть воссоздана в том числе и на основе его собственных воспоминаний и произведений, рассказывая об этих годах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку. За сочинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович отмечает, что уже в то время хотел быть писателем. Пока еще только для себя создавал Михаил Зощенко рассказы и стихи.

Жизнь порой парадоксальна. Начавший сочинять в девять лет будущий известный писатель — самый отстающий в классе ученик по русскому языку! Неуспеваемость его казалась ему странной. Зощенко Михаил Михайлович отмечает, что в это время даже хотел покончить с собой. Однако судьба его хранила.

После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти работать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером.

Военное время

Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил поступить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправился в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.

Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отличился. Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина — последствия отравления газами). Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги.

Возвращение в Петроград

Михаил Михайлович, вернувшись в Петроград, познакомился с В. В. Кербиц-Кербицкой, своей будущей супругой. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была командировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда.

Служба в Красной Армии

Однако мирная жизнь снова прерывается — теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он поступает в Красную Армию (в январе 1919 года). Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича. После сердечного приступа Михаилу Михайловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.

Зощенко в период с 1918 по 1921 год сменил множество занятий. Впоследствии он писал, что попробовал себя примерно в 10-12 профессиях. Он работал и милиционером, и столяром, и сапожником, и агентом уголовного розыска.

Жизнь в мирные годы

Писатель в январе 1920 г. переживает смерть матери. К этому же году относится его женитьба на Кербиц-Кербицкой. Вместе с ней он переезжает на ул. Б. Зеленина. В семье Зощенко в мае 1922 года рождается сын Валерий. Михаила Михайловича в 1930 году командируют вместе с бригадой писателей на Балтийский судостроительный завод.

Годы Великой Отечественной войны

Михаил Зощенко в начале войны пишет заявление, в котором просит зачислить его в Красную Армию. Однако он получает отказ — его признают негодным к военной службе. Зощенко приходится вести антифашистскую деятельность не на поле боя. Он создает антивоенные фельетоны и публикует их в газетах, посылает в Радиокомитет. В 1941 году, в октябре, его эвакуируют в Алма-Ату, а через месяц он становится сотрудником «Мосфильма», работает в сценарном отделе студии.

Гонения

Зощенко в 1943 году вызывают в Москву. Здесь ему предлагают занять должность редактора «Крокодила». Однако Михаил Михайлович отказывается от этого предложения. Тем не менее он входит в состав редколлегии «Крокодила». Внешне все выглядит благополучно. Однако через некоторое время над головой Михаила Михайловича начинают все сильнее сгущаться тучи: его выводят из редколлегии, выселяют из гостиницы, лишают продуктового пайка. Продолжаются гонения. Тихонов Н. С. на пленуме ССП даже нападает на повесть Зощенко «Перед восходом солнца». Писателя практически не печатают, но все-таки вводят в 1946 году в состав редколлегии «Звезды».

14 августа 1946 года — апофеоз всех его перипетий. Именно тогда выходит постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Ленинград» и «Звезда». После этого Зощенко исключают из Союза писателей, а также лишают продуктовой карточки. На этот раз повод для нападок был уже совсем ничтожный — детский рассказ Зощенко под названием «Приключения обезьяны». Все журналы, издательства и театры вслед за постановлением расторгают договоры, заключенные ими ранее, требуя возвратить выданные авансы. Семья Зощенко бедствует. Она вынуждена существовать на вырученные от продажи личных вещей деньги. Писатель пробует зарабатывать в артели сапожников. Продовольственную карточку ему в конце концов возвращают. Кроме того, публикует Михаил Зощенко рассказы и фельетоны (конечно, далеко не все). Однако на жизнь зарабатывать в это время приходится в основном переводческой работой.

Михаилу Зощенко удается восстановиться в Союзе писателей только после смерти Сталина. Знаменательное событие происходит 23 июня 1953 года — писателя вновь принимают в Союз. Однако это еще не конец. Михаилу Михайловичу недолго удалось на этот раз пробыть его членом.

5 мая 1954 года произошло роковое событие. Анну Ахматову и его пригласили в этот день в Дом писателя, где должна была состояться встреча с группой английских студентов. Писатель на ней заявил во всеуслышание о несогласии с обвинениями, пущенными в его адрес. Новый этап травли начинается после этого. Все эти перипетии сказались на его подорванном здоровье. Опубликованная 7 сентября 1953 г. статья «Факты разоблачают правду» стала последней каплей. Имя писателя после этого вовсе перестало упоминаться. Около двух месяцев продолжалось это забвение. Однако Михаилу Михайловичу уже в ноябре предлагают сотрудничество два журнала — «Ленинградский альманах» и «Крокодил». Целая группа писателей встает на его защиту: Чуковский, Каверин, Вс. Иванов, Н. Тихонов. В 1957 году, в декабре, он выпускает «Избранные рассказы и повести 1923-1956 гг.». Однако психическое и физическое состояние писателя все ухудшается. Резкий спад его сил происходит к весне 1958 г. Зощенко теряет интерес к жизни.

Смерть Зощенко

22 июля 1958 года умер Михаил Зощенко. Даже тело его после смерти подвергалось опале: не было дано разрешения похоронить его в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.

Михаил Зощенко, истории жизни которого была посвящена первая часть нашей статьи, оставил большое творческое наследие. Путь его как писателя был непростым. Предлагаем поближе познакомиться с тем, как складывалась его творческая судьба. Кроме того, вы узнаете, какие создал Михаил Зощенко рассказы для детей и каковы их особенности.

Творческий путь

Зощенко активно начал писать после того, как был демобилизован в 1919 году. Его первые опыты представляли собой литературно-критические статьи. В «Петербургском альманахе» в 1921 году появляется первый его рассказ.

Серапионовы братья

В группу под названием «Серапионовы братья» Зощенко привело в 1921 году желание стать профессиональным писателем. К этой группе опасливо относились критики, однако отмечали, что среди них Зощенко — «наиболее сильная» фигура. Михаил Михайлович входил вместе со Слонимским в центральную фракцию, которая придерживалась убеждения о том, что учиться следует у русской традиции — Лермонтова, Гоголя, Пушкина. Зощенко опасался в литературе «дворянской реставрации», считал А. Блока «рыцарем печального образа» и возлагал надежды на литературу, имеющую героический пафос. В «Алконосте» в мае 1922 г. появился первый альманах серапионов, в котором был опубликован рассказ Михаила Михайловича. А «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» — книга, ставшая первым его самостоятельным изданием.

Характеристика раннего творчества

Школа А. П. Чехова была ощутима в ранних произведениях Зощенко. Это, например, такие рассказы, как «Рыбья самка», «Война», «Любовь» и др. Однако вскоре он ее отринул. Зощенко посчитал не соответствующей потребностям современного читателя большую форму рассказов Чехова. Он хотел воспроизводить в языке «синтаксис улицы. народа». Зощенко считал себя человеком, который временно замещает писателя пролетарского.

Большая группа литераторов в 1927 году создала коллективную декларацию. В ней была освещена новая литературно-эстетическая позиция. М. Зощенко был среди тех, кто подписал ее. Он печатался в это время в периодике (главным образом в сатирических журналах «Смехач», «Бегемот», «Чудак», «Бузотер», «Мухомор», «Ревизор» и др.). Однако не все было гладко. Из-за рассказа «Неприятная история» М. Зощенко, якобы «политически вредного», конфисковывают в июне 1927 г. номер журнала «Бегемот». Постепенно осуществляется ликвидация подобного рода изданий. В Ленинграде в 1930 году закрывают и «Ревизор», последний сатирический журнал. Однако Михаил Михайлович не отчаивается и решает продолжать работать.

Читайте также:  Олег меньшиков – биография, личная жизнь, фото

Две стороны известности

С журналом «Крокодил» он сотрудничает с 1932 года. В это время Михаил Зощенко собирает материал для своей повести под названием «Возвращенная молодость», а также изучает литературу по медицине, психоанализу и физиологии. Произведения его уже хорошо известны даже на Западе. Однако у известности этой была и обратная сторона. В Германии в 1933 году книги Зощенко подвергаются в соответствии с черным списком Гитлера публичному аутодафе.

Новые произведения

В СССР в это же время печатается и ставится на сцене комедия Михаила Зощенко «Культурное наследие». «Голубая книга», одна из наиболее известных его книг, начинает публиковаться в 1934 году. Кроме повестей, рассказов и пьес Зощенко пишет также фельетоны и исторические повести («Тарас Шевченко», «Керенский», «Возмездие», «Черный принц» и др.). Кроме того, он создает рассказы для детей («Умные животные», «Бабушкин подарок», «Елка» и др.).

Детские рассказы Зощенко

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл «Леля и Минька» пользуется наибольшей известностью.

В 1939-м — 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: «Золотые слова», «Великие путешественники», «Находка», «Через тридцать лет», «Не надо врать», «Галоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Елка». Не случайно их объединил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений позволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы главных героев. Это маленький Минька и Леля, его сестра.

От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом. Он был в особенности актуален в литературе СССР 20-30-х годов. В это время вся культура отличалась тягой к стилистическим и языковым экспериментам.

В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений («Не надо врать»). Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия.

Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век — сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, кратко изложенная нами, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Михаил Зощенко

10 августа 1895 года в Санкт-Петербурге появился на свет мальчик Миша – один из восьмерых детей в небогатой дворянской семье Зощенко. Отец его, Михаил Иванович, был художником передвижником и служил при Академии художеств. Некоторые из картин старшего Зощенко хранятся в Третьяковской галерее и в Музее революции. Мать Миши, Елена Осиповна, когда-то играла на сцене, а после замужества писала рассказы и публиковала их в столичном журнале «Копейка».

Миша унаследовал материнский талант – лет с восьми сочинял стихи, а в тринадцать написал свой первый рассказ, называвшийся «Пальто». Правда, литературные способности не отразились на его учебе. В девять лет Мишу отдали в восьмую петербургскую гимназию, и учился он очень посредственно, а самые плохие оценки имел, как ни странно, по русскому языку. Впоследствии Зощенко сам немало этому удивлялся, ведь он с детства мечтал стать писателем. Но факт остается фактом: на выпускном экзамене Михаил получил за сочинение единицу. Для семнадцатилетнего юноши такая оценка стала огромным ударом, и он даже попытался покончить с собой – по его словам, не столько от отчаяния, сколько от бешенства.

Отец Зощенко умер в 1907 году, оставив семью практически без средств к существованию, но Елена Осиповна все нашла возможность платить за гимназию, а в 1913 году Михаил Зощенко стал студентом юридического факультета. Однако через полгода Михаила отчислили из университета – в семье не было денег, чтобы оплачивать его образование. И весной 1914 года Зощенко отправился на Кавказ, где стал контролером на железнодорожной линии «Кисловодск – Минводы», а заодно подрабатывал частными уроками. Осенью он вернулся в Санкт-Петербург, но вместо университета решил сделать военную карьеру.

Михаил стал юнкером Павловского военного училища (вольноопределяющийся 1 разряда), но учиться все же не захотел – прошел ускоренные военные курсы и в феврале 1915 года уехал на фронт в звании прапорщика. Никаких патриотических настроений по поводу начавшейся войны Зощенко не испытывал – скорее, хотел каких-то перемен, борясь таким образом со своей склонностью к меланхолии и ипохондрии. Однако воевал будущий писатель вполне успешно, и никакой меланхолии боевые товарищи за ним не заметили, по крайней мере, в сражениях.

Попал Зощенко в Кавказскую гренадерскую дивизию, уже в ноябре получил осколочное ранение, а в декабре – звание подпоручика. Летом 1916 года он был отравлен газами и после госпиталя отчислен в резерв. Но в запасном полку Зощенко служить не пожелал и осенью вернулся на фронт. В ноябре он стал командиром роты и штабс-капитаном, почти сразу стал исполнять обязанности командира батальона. За войну он получил четыре ордена и был представлен к пятому, но ни орден Святого Владимира, ни чин капитана получить не успел – в России грянула Февральская революция. В том же месяце у Михаила обнаружилось следствие отравления – порок сердца, и его все же демобилизовали. Летом 1917 года Зощенко назначили комендантом Петроградского почтамта, но в октябре Михаил эту должность оставил и уехал служить в Архангельск – адъютантом 14-й Архангельской дружины и секретарем полевого суда. Кстати, здесь ему предложили эмигрировать в Париж, но Михаил отказался – после Октябрьской революции он без раздумий принял Советскую власть.

В Архангельске Михаил встретил свою первую любовь, но Лада, мать троих сыновей, ждавшая пропавшего в море мужа, ему отказала, боясь, что провинциальная обыденность столичному офицеру очень быстро надоест. Возможно, в ее словах была доля истины – Зощенко обладал внешностью, весьма интересной для женщин. По-старомодному красивый и деликатный, он вызывал любопытство своим внешним высокомерием, причиной которого были на самом деле замкнутость характера и неторопливость движений.

В 1918 году Зощенко вернулся в Петроград и сразу записался в Красную Армию – сначала служил пограничником в Кронштадте, потом уехал на фронт. Весной 1919 года болезнь снова дала о себе знать, и Михаилу пришлось демобилизоваться. В Петрограде его ждала тогда невеста, Вера Владимировна Кербиц-Кербицкая, и в следующем году они поженились – ровно через полгода после смерти матери Михаила. А еще через год Вера родила сына Валерия, ставшего впоследствии театральным критиком.

После фронта Зощенко сменил больше десятка профессий, побывав и столяром, и агентом угрозыска, и делопроизводителем, и даже инструктором по разведению кур и кроликов. И все это время он занимался литературой, все больше уверяясь, что его истинное призвание – писательство. С 1919 года он посещал литстудию, организованную при издательстве «Всемирная литература» под руководством Корнея Чуковского. В 1921 году Зощенко вошел в литературную группу «Серапионовы братья» и состоял во фракции, приверженцы которой утверждали, что учиться писать нужно у русских классиков.

В августе 1922 года издательство «Алконост» выпустило первый альманах группы «Серапионовы братья», в котором был и рассказ Зощенко. В том же году вышла и его первая книга, названная «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Этот сборник новелл стал настоящей литературной сенсацией. Максим Горький, впечатленный талантом Михаила, называл его «тонким писателем» и «чудесным юмористом». Интересно, что первый перевод советской прозы на Западе – «Виктория Казимировна», рассказ Зощенко, который опубликовал бельгийский журнал «Le disque vert».

За последующие несколько лет Михаил Зощенко обрел невероятную популярность, а фразы из его рассказов становились крылатыми выражениями. К середине двадцатых годов он считался едва ли не самым знаменитым советским писателем, причем его творчество любили люди, принадлежащие к разным социальным слоям общества. В основном, слава Зощенко основывалась на том, что он создал новый тип литературного героя – советского обывателя, не имеющего ни образования, ни культурного багажа, примитивного и с убогой моралью. Рассказы были написаны несомненно художественным и при этом обычным, внелитературным, бытовым языком.

В 1927 году в Советском Союзе началась постепенная ликвидация сатирических журналов, а некоторые рассказы самого писателя признали «идеологически вредными». В 1929-м вышла его книга «Письма к писателю», составленная из читательских писем и комментариев к ним. Книга была очень похожа на социологическое исследование и у многих вызвала большое недоумение, ведь от Зощенко по привычке ожидали только смешных историй.

Разумеется, подобные перемены не могли не сказаться на писателе, который и так был с детства склонен к депрессиям. Особенно угнетающее впечатление на него произвела в тридцатые годы поездка группы писателей по Беломорканалу. Там Михаил Михайлович встретил в одном из лагерей свою архангельскую любовь, не имевшую представления, где теперь ее сыновья. После этой поездки писать о «перевоспитании» преступников оказалось просто невыносимым. В 1933 году Зощенко издал повесть под названием «Возвращенная молодость», попытавшись избавиться от депрессии и хоть как-то скорректировать свою психику. Эту книгу, посвященную проблемам психического здоровья, рецензировали научные издания и обсуждали в Академии наук.

Его творческая судьба складывалась очень странно: публикации, популярность, материальное благополучие, известность за границей, в 1939 году – орден Трудового Красного Знамени, но при всем этом – постоянные нападки критики.

В первые дни Великой Отечественной войны Зощенко попытался уйти на фронт, но ему отказали из-за здоровья. В октябре писатель эвакуировался в Алма-Ату, в ноябре стал сотрудником отдела сценаристов «Мосфильма», а в 1943 году его вызвали в Москву и предложили пост ответственного редактора сатирического журнала «Крокодил». Эту должность Михаил Михайлович не принял, но вошел в состав редколлегии «Крокодила». В конце года были приняты два правительственных постановления – одно требовало повышения ответственности секретарей литературных журналов, второе ужесточало контроль над этими журналами. Повесть Зощенко «Перед восходом солнца» объявили «политически вредной и антихудожественной», а ее автора вывели из редколлегии «Крокодила» и лишили продуктового пайка.

С 1944 года года Зощенко писал для театров, и одна из его комедий, «Парусиновый портфель», выдержала за год двести представлений. Но печатать его произведения практически прекратили. И все же Михаил Михайлович получил медаль «За доблестный труд», а в 1946 году стал одним из редакторов журнала «Звезда». Но в августе 1946-го после печально известного постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», Зощенко исключили из Союза писателей и вновь лишили продуктовой карточки. Все договоры, заключенные с издательствами, журналами и театрами, были расторгнуты. Зощенко пытался подработать в сапожной артели, а Вера Владимировна распродавала их вещи… Основным заработком Зощенко стали тогда переводы, причем фамилия переводчика в книгах отсутствовала.

Михаила Михайловича восстановили в Союзе писателей после смерти Сталина, но всего лишь на год – в 1954 году травля продолжилась. На его защиту встали известные литераторы – Чуковский, Каверин, Тихонов. В конце 1957 года удалось выпустить книгу избранных произведений, но здоровье и психика Зощенко были безвозвратно подорваны.

22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался от сердечного приступа на даче в городе Сестрорецке. Опала не прекратилась и после смерти: хоронить писателя в Ленинграде не разрешили. Его могила находится на городском кладбище Сестрорецка. Говорят, что в гробу Михаил Михайлович, отличавшийся в жизни мрачностью, улыбался…

Ссылка на основную публикацию