Картины ильи репина - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Картины ильи репина

Картины — Репин, Илья Ефимович

Илья Ефимович Репин картины с описанием.

05.08.1844, Чугуев, Харьковская губерния — 29.09.1930, Куоккала, Финляндия

Илья Ефимович Репин — русский живописец. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далёкого от жизни академического искусства. Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества.

Биография: Репин Илья Ефимович

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

62 x 97 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея
Вариант картины ‘Бурлаки на Волге’

131,5 x 281
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

131,5 x 281
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

131,5 x 281
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

131,5 x 281
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

131,5 x 281
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

131,5 x 281
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

74 x 50 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Иркутск. Иркутский художественный музей

78 x 63 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

117 x 90 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Саратов. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

80 x 65 (овал) см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

64 x 75,5 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

48 x 59 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея
Картина по мотивам стихотворения Н. Минского ‘Последняя исповедь’

87 x 68 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

116 x 186 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

80 x 62,3 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея
Заказчик — П.М. Третьяков

82 x 64 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

69 x 57 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

69 x 57 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

107,7 x 86 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

98 x 75,8 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

74 x 60 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

74 x 60 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

111 x 84,4 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

124 x 88 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

119 x 90,5 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

98 x 117 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

75 x 62,2 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

215 x 196 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

215 x 196 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

60 x 50 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

111 x 65 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

111 x 65 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

102 x 71,5 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

210 x 107 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

94,3 x 67 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

94,3 x 67 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

106,5 x 71,5 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

89 x 62,5 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

68,5 x 53 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

116 x 76 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Саратов. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

66 x 54 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Саратов. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

38 х 44,8
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

133 х 199
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

229 х 382
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

229 х 382
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

229 х 382
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

322,5 х 230
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

30,8 x 22,2
Бумага, акварель, графитный карандаш
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Холст, масло; 167,5 x 160,5 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Москва.
Россия.

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

35 х 29,8
Картон, акварель, гуашь, графитный карандаш
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

196 x 71 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

196 x 71 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

196 x 71 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

217 x 361 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

32,5 x 23,9
Бумага на картоне, графитный карандаш
Реализм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Бумага, графитный карандаш
Реализм
Россия

Холст, масло; 26 х 37 см.
Самарский областной художественный музей.
Самара.
Россия.

Холст, масло; 65 х 54 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Нижний Новгород.
Россия.

Холст, масло; 34 х 26 см.
Самарский областной художественный музей.
Самара.
Россия.

Холст, масло; 40,3 х 47,7 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Москва.
Россия.

Холст, масло; 124 х 106 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Казань.
Россия.

Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург.
Россия.

Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург.
Россия.

Бумага, карандаш; 35,5 х 22,1 см.
Частное собрание.
Москва.
Россия.

Холст, масло; 216 х 136 см.
Самарский областной художественный музей.
Самара.
Россия.

Холст, масло; 125 х 93 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Казань.
Россия.

Всё, что вы хотели знать о Репине, но боялись спросить. Энциклопедия Репина

Обновление на сайте:

10 августа 2012 г. — Наш читатель Сергей Типисев пролил свет на знаменитую картину Репина «Приплыли», о которой все слышали, но еще никто не видел.

15 марта 2011 г. — хорошая новость — теперь все картины Репина выложены на сайте в высоком разрешении. Наслаждаемся.

18 ноября 2010 г. — наш читатель Алмас Чхамалия прислал нам статью о пребывании Репина в Абхазии.

Читайте также:  Зачем нужен маленький карман на джинсах?

26 июня 2010 г. — книга Галины Исааковны Прибульской «Репин в Петербурге».

23 марта 2010 г. — статья Германа Недошивина «Образ революционера у Репина».

Приветствуем тебя, очередной посетитель. Значит, имя Репина знакомо и тебе. Это не удивительно — ведь с творчеством Репина связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, Репин достоен занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. О Льве Толстом кто-то сказал однажды: «Толстой — это целый мир». С тем же правом мы можем сказать и о Репине — картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Это и масштабные многофигурные композиции, такие как Арест пропагандиста, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Крестный ход в Курской губернии, Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. Это и остросоциальные произведения в духе заветов Общества передвижных художников во главе с другом Репина Иваном Крамским: Бурлаки на Волге, Отказ от исповеди, Протодиакон, Не ждали. Это и религиозные картины: Тайная вечеря, Искушение Христа, Христос в Гефсиманском саду, Моление о чаше. Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилсь с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством — таковы легендарные Портрет композитора Мусоргского, Портрет писателя Писемского, Портрет Льва Толстого, Портрет Пелагеи Стрепетовой, Портрет Мясоедова, Мужичок из робких, Портрет Леонида Андреева и др. И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то, все же, по своему колоссальному таланту Репин достоен занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе. Число же всевозможных психологических конфликтов и человеческих взаимоотношений, затронутых художником в своих картинах, вообще, не поддается учету. Подлинный гражданский пафос (хотя, временами, и не глубокий), демократизм, выражающийся не только в знании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство (правда, с некоторыми оговорками), правдивость и жизненность характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности — вот залог непреходящей ценности искусства Репина.

Рады представить вам лучший и наиболее серьезный интернет-ресурс, посвященный жизни и творчеству большого мастера. На нашем сайте вы можете ознакомиться с более чем двумястами основными произведениями художниками — как широкоизвестными картинами, так и малоизвестными этюдами, портретами и рисунками карандашом. Увидеть их можно в разделах «Живопись» и «Графика». В разделе «Биография» вы прочтете подробную биографию Ильи Репина и историю создания его главных шедевров. Отдельные материалы посвящены нескольким самым известным произведениям Репина — «Иван Грозный», «Запорожцы», и пр. Также отдельный рассказ о дружбе Ильи Репина с писателем Львом Толстым. «Воспоминания» — огромный раздел, где почти на ста страницах опубликованы уникальные материалы, написанные друзьями, учениками и просто знакомыми Репина. Крайне интересный раздел для знатоков и ценителей. Нельзя обойти стороной и «Пенаты» — усадьбу, в которой Репин прожил последние тридцать лето своей жизни — отдельный рассказ о «Пенатах». Глава «Репин и ТПХВ» рассматривает не всегда простые отношения художника с самой значительной художественной организацией России последней трети XIX века. «Письма Репина» — неплохая подборка избранных, наиболее интересных писем художника. «Статьи Репина», «Публикации», «Хронология» и «Арт критика» дополнят панорамную картину миров Репина. В специальном «Фото разделе» вашему вниманию предлагается уникальная подборка редких прижизненных фотографий Репина. Особенно интересны фотографии, запечатлевшие художника вместе с писателем Львом Толстым, певцом Федором Шаляпиным, кровавым писателем Максом Горьким, а также своими коллегами по цеху — Серовым, Коровиным, Суриковым. Все ваши впечатления, замечания и пожелания вы можете оставить в «Гостевой книге» нашего сайта. Надеемся, что знакомство с ним, равно как и с произведениями самого художника, доставит вам много приятных минут и даже часов.

Несколько вводных замечаний по биографии Репина. Репин родился в селе Чугуеве Харьковской губернии. Первоначальные навыки живописного ремесла получил у местных украинских иконописцев. Формирование Репина как художника происходило под влиянием т.н. передовой демократической эстетики и критики. Особое (и далеко не всегда положительное) влияние на него оказали основатель Товарищества Передвижных Выставок И.Н.Крамской и знаменитый искусствовед, несчастный «таран русской критики» В.В.Стасов. В становлении и развитии Репина последний сыграл особенно негативную роль, сбив художника с пути чистого искусства на скользкий и непонятый для Репина путь идей и узких догм и трагических заблуждений.

Произведением, сразу показавшим грандиозный талант молодого Репина и выдвинувшим его в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ). Картина пробуждала не только сострадание к угнетенному рабским трудом народу, но и веру в его силы, способность к борьбе против угнетения. «Бурлаков на Волге» можно смело отнести одновременно к жанровой и исторической живописи. Репин показал пример того, как остросоциальный сюжет может стать предметом большой картины. Жанровая картина, каждый из героев которой наделен индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как политическую силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.

В 1871 г. за картину Воскрешение дочери Иаира художник получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. В качестве пенсионера Репин побывал в Италии и Франции (1873-1876), откуда, однако не вынес ничего нового и светлого, что тогда творилось в европейской живописи (мы имеем ввиду импрессионистов и барбизонцев). Это странное невнимание к передовым идеям современного искусства, а также безвольное увлечение идеями Стасова, еще немало навредит Репину в будущем. Опомнится он тогда, когда уже будет поздно, когда талант его станет безвоззвратно угасать (конец 19 — начало 20 века). По возвращении в Россию в 1876 г. начинается период высшего расцвета его творчества. Репин выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и Горбун (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось редкое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения. Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. В знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), которая доставила художнику много мук, показана бездуховность совершаемого ритуала, превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества. Толпе противопоставлено порывистое движение самозабвенно религиозного калеки. В цикле работ, посвященных революционному движению народников, выделяется картина «Не ждали» (1884-1888). Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Репину всегда были интересны крайние эмоциональные переживания человека: горе, радость, удивление. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891) посвящена смеху. Друзья Репина были восхищены картиной. Ее ощущение создано новой, по сравнению с другими репинскими композициями, организацией пространства.

Вслед за В.Г.Перовым и И.Н.Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах — писателя Л.Н.Толстого, композитора М.П.Мусоргского, писателя Л.Н.Андреева, А.Ф.Писемского, художника В.И.Сурикова, композитора А.Г.Рубинштейна, писателя Н.В.Гоголя, ученого Д.И.Менделеева Репин достигает потрясающей жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица.

Одна из главных тем жанровых полотен Репина — типичные моменты жизни русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 1880 — 1892; «Отказ от исповеди», 1879 — 1885 и «Не ждали», 1884 — 888, все в ГТГ). В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Герой картины, отрекшись от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение.

Читайте также:  Генерал власов – биография, предательство, фото

Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной напряженности. Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878- 1891, ГРМ) — иная мысль, свзанная с поисками жизнеутверждающего идеала, героических характеров, олицетворения образа России.

В 1890-х годах Репин переживал творческий кризис, вызванный угасанием таланта, и временно порвал с передвижниками. Стал ратовать за «чистое» искусство, отказываясь при этом от принципов идейности в живописи. К концу 1890-х гг. Репин вернулся на прежние позиции, так и не найдя себя на том поприще, в котором уже сияли своими талантами Серов, Врубель и Коровин. В поздний период при отдельных удачах художник уже не создал картин, равных произведениям 1870-1880-х годов.

Лучшие работы этого периода — это графические портреты, модели которых — обычные люди с ярко выраженным творческим артистическим началом («Э. Дузе», 1891). Впечатляют остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету под названием «Торжественное заседание Государственного Совета. » (выполнен совместно с его учениками, художниками Б.М.Кустодиевым и И.С.Куликовым в 1901-1903).

Последний высокий взлет репинского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901 — 1903, ГРМ), выполнив серию этюдов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой. вся биография.

Реклама:
» Интернет-магазин репродукций Репина. Любые размеры, холст, бумага, доставка без предоплаты! — наша реклама;
» Интернет-магазин оригинальных часов Original-watch.com.ua. Наручные часы.

«Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами «просятся» на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение.» (Репин И.Е.)

Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом

Поселок Репино , называвшийся когда-то Куоккалой, и музей-усадьба «Пенаты» находятся в черте Петербурга . А сто лет назад они не только были за пределами города, но и оказались в другой стране. В конце 1917 года Финляндия обрела независимость и установила границу с Советской Россией . Не по своему желанию, не покидая собственного дома, великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом…

ФЛАГ ВАМ В ПОМОЩЬ

«Вне национальности нет искусства», — эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо. Две трети своей жизни он странствовал по России, благодаря чему появились такие всемирно известные полотна, как, например, «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»…

На рубеже XIX и ХХ веков Репин женился на писательнице Наталье Нордман и купил старый финский дом недалеко от Петербурга на Карельском перешейке. Формально тогда это считалась Финляндией, но кто ж всерьез брал это в расчет.

Илья Репин с семьёй. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Усадьбу Илья Ефимович перестроил по своему вкусу. Появились светлые веранды, мансарды со стеклянными крышами. Фасады украсил декор в древнерусском стиле. Аскетичный крестьянский домик превратился в терем, где было удобно и картины писать, и чай с друзьями пить.

Новое место обитания Репин окрестил «Пенаты» — так древние римляне называли богов-хранителей и покровителей домашнего очага.

Наталья Нордман, Стасов, Репин и Горький. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Репинская усадьба стала центром притяжения художников, поэтов, многочисленных учеников мастера. По средам устраивался день приемов. О том, что дом открыт для гостей, извещал флаг, который вывешивали на башенке.

На «репинских средах» бывали писатели Горький , Чуковский , Короленко , Куприн , поэты Маяковский , Есенин , композиторы Лядов, Глазунов и многие другие.

ШАЛЯПИНСКИЙ ДИВАН

Многие годы нежная дружба связывала Илью Ефимовича и Шаляпина . Федор Иванович признался, что картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» помогла ему создать один из лучших образов в его карьере — Ивана Грозного в «Псковитянке»: «Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее… и под толщей деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви».

Репин рисует Шаляпина. 1914 год. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Репин давно мечтал написать портрет Федора Ивановича. И однажды весной 1914 года в «Пенаты» пришла телеграмма, в которой певец извещал о своем приезде и добавлял: «Может быть, пораскинете по полотну красочками».

Илья Ефимович ответил, что с нетерпением ждет Шаляпина: «Ликуем… Не сон ли…»

Портрет художник создал за три дня, что привело соседа по поселку Корнея Чуковского в настоящий шок: как можно было так скоро успеть?

Репин небрежно бросил, что написал уже давно, по памяти. А потом «с натуры только проверил».

Впрочем, судьба портрета оказалась печальной. Через три года Илья Репин показывал Чуковскому свои новые картины. Среди них была какая-то несуразная обнаженная женщина. Что-то знакомое угадывалось в ее позе. «Да-да… это был портрет Шаляпина… Не удался…» — подтвердил догадку Репин. Оказалось, он замазал свою дивную работу. О несостоявшемся портрете в «Пенатах» напоминает только диван, на котором великому художнику позировал великий бас. Его так и называли — шаляпинский диван.

БЕДСТВУЮЩИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ

Веселые, полные гостей среды ушли в прошлое с началом Первой мировой войны, а затем и революции. Очень быстро обозначилась граница. В Финляндии началась своя гражданская война.

Невольными заложниками новой геополитической ситуации оказались многие русские, имевшие дачи в Финляндии. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев . В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают, испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. Общественность начала сбор пожертвований. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.

Инициативная группа даже обратилась к датскому посланнику, чтобы его страна повлияла на финские власти. К счастью, финляндское правительство прислушалось. Репин был не только всемирной знаменитостью, но и учителем многих известных финских художников.

1. Художник Илья Репин читает газетное сообщение о смерти Льва Толстого. Слева писатель Корней Чуковский. Справа их жёны Наталья и Мария. Ноябрь 1910. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

В 1919 году Илья Ефимович подарил художественному музею в Хельсинки коллекцию полотен русских художников. Оказалось, здесь не было работ русских мастеров. Дар Репина оценили по достоинству. Его избрали почетным членом Общества художников Финляндии, наградили орденом Белой Розы. Финский поэт на приеме в честь Ильи Ефимовича прочитал стихи: «Репин, мы любим тебя, как Россия — Волгу!»

Окрыленный художник решил создать эпическое полотно, аналогичное «Заседанию Государственного совета». Картина под названием «Знаменитости Финляндии» получила противоречивые отклики.

Всю свою жизнь Репин много работал, и с возрастом парализовало его правую руку. Он научился писать левой, но критики считали, что художник утратил былое мастерство.

БОРЬБА ЗА ХУДОЖНИКА

Последние годы жизни Репина за него шла борьба. Советская власть хотела вернуть художника в СССР . К нему один за другим приезжали ходоки, от имени Сталина предлагали вернуться, сулили разные блага. Но Репин не спешил, ссылаясь на старческую немощь. Он так и не принял финское гражданство, но и советским гражданином не стал. Он все еще оставался подданным Российской империи. По сути, в его возрасте и при его статусе в мире искусства ему уже не были особо важны ни царь, ни президент, ни генсек.

Читайте также:  7 популярных мифов – интересные факты

После революции Репин больше ни разу не был в России. «Пенаты» стали его малой родиной. Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина . А чтобы ямы траншеи наполнились чистой водой, пробурили артезианскую скважину глубиной 72 метра. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Источник назвали «Колодец Посейдона ».

Дом Репина сгорел во время войны в 1944 году. Его восстановили по многочисленным фотографиям и воспоминаниям. Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

В «Пенатах» Репин создал собственный мир. Когда Илья Ефимович умер, его согласно завещанию похоронили в усадьбе.

Картины Репина с названиями, история создания, сюжет

Содержание статьи

  • Картины Репина с названиями, история создания, сюжет
  • История создания фрески «Тайная Вечеря»
  • Образ Ивана Сусанина в искусстве

Кто такой Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин (5 августа 1844 — 29 сентября 1930) – талантливый российский художник. Он создал множество картин исторического, бытового направления. В своих работах художник всегда придерживался реалистического жанра. Особое направление в его творчестве занимают портреты известных людей той эпохи. Репин занимался иллюстрацией к произведениям Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и других известных русских писателей. Воспитал целую плеяду учеников, таких как Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин, В.А. Серов. Его знаменитые картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,«Крестный ход в курской губернии», «Иван Грозный убивает своего сына», «Нищая. Девочка-рыбачка», «Проводы новобранца», «Садко», «Тайная вечеря» широко известны во всем мире.

Картина И.Е. Репина «Нищая. Девочка-рыбачка»

Полотно, написанное в 1874 году, считается одним из лучших творений 30-летнего молодого художника. Репин в это время проживал с семьей во французском городе Вель. Многие искусствоведы сходятся в едином мнении, что это первое произведение, положившее начало становления художника-портретиста.

Илья Репин много времени проводил за мольбертом на свежем воздухе и писал с натуры. Бедные французские дети соглашались за маленькую плату позировать художникам, чтобы помочь своей семье. Такова и история написания картины «Нищая». Позднее, в письмах к приятелю, художник упоминает тот факт, что девочка позировала из рук вон плохо, безобразничала, не слушалась. Репин, одухотворенный идеей, закончил работу в короткие сроки, несмотря на поведение ребенка.

Описание картины

На полотне изображена девочка с рыбацкой сетью в руках. Ее светловолосые короткие волосы не ухожены, лицо, брови и ресницы выгорели от солнца, сильные недетские руки обветрены. Платье, настолько старое и заношенное, покрыто латками. Все мелкие детали прорисованы четко. Краски выбраны приглушенные, темные. Взгляд девочки отведен в сторону, глаза грустные, но в тоже время живые.

Полотно находится в Областном художественном музее города Иркутска.

Картина И.Е. Репина «Садко»

Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.

Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.

Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.

Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.

Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.

Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.

Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.

И.Е. Репин и его портреты

Илья Ефимович Репин – один из великих мастеров мирового искусства в портретной живописи. Он создал огромную галерею портретов своих современников. Его творчество в портретной живописи несравнимо ни с одним из крупнейших художников в мире. Среди портретов художника исторические и государственные личности, генералы и военные чины, графы и графини, актрисы, поэты и писатели, композиторы, ученые, родные и близкие ему люди. Многие картины написаны маслом, другие – карандашом. Но каждый из его портретов с точностью отражает время. В каждом портрете художник раскрывает характер своего героя, его эмоции. О творчестве портретного жанра Репина так восхищенно говорил великий русский художественный критик В.В. Стасов: «С дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никто и нигде, кажется, еще не пробовал — это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».

Среди известных портретов И.Е. Репина есть автопортреты, написанные маслом в 1878 г, 1887 г, 1894 г, 1903 г, 1920 г, 1923 годах и карандашом в 1879 г и 1899 г.

В коллекции великого русского художника большое количество работ, посвящено друзьям-художникам.

В 1876 году Илья Репин создает портрет своего современника, друга, выдающегося русского художника И.И. Шишкина (1832-1898).

История написания картины Портрет И.И. Шишкина кисти И.Е. Репина

Год 1873 в жизни Ивана Шишкина был самым счастливым. Он стал признанным и знаменитым художником, рядом была любимая семья. Лето он проводил в гостях у друга, художника И.Н. Крамского, где тот написал его портрет безмятежного, полного счастья человека. В этом же году у Шишкина умирает отец, затем его двухлетний сын. Умирает брат его жены, художник Ф.А. Васильев, затем жена Ивана Шишкина. Спустя год умирает его маленький сын. И.Шишкин остается один, с маленькой дочкой на руках. Жизнь надломила его, но не сломала, и Иван Шишкин отчаянно борется с обрушившимися на него невзгодами. Именно в этот момент Илья Репин берется написать портрет своего друга, чтобы поддержать его.

Репин изображает его сидящим на стуле, сгорбившимся от невзгод и бед, с опущенной головой. Тяжелые душевные переживания сильно надломили, но не сломали его. Об этом говорят глаза, полные жизни и сил. Есть надежда, что счастье еще будет, что надо жить дальше. Во всем облике И.Шишкина присутствует сила духа несломленного человека.

Судьба жестоко обошлась с Иваном Шишкиным. В дальнейшем он снова женился на своей ученице, молодой художнице. У них родится дочь, но вскоре семейное счастье вновь закончится. У него умрет жена, оставив на его руках маленькую дочь. Вновь искушать судьбу больше он не будет. До конца жизни Иван Шишкин больше не будет пытаться создать вновь семью. Всю свою жизнь художник посвятит только искусству.

Эта картина пользуется большой популярностью. Репин реалистично изобразил трагическую судьбу И.Шишкина. Копии картины, репродукции на холсте, гобеленах, футболках хорошо продаются.

Размер полотна 106х88 см. Масло.

Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ссылка на основную публикацию