Фридрих шиллер – биография, факты, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Фридрих шиллер – биография, факты, фото

Фридрих Шиллер

Фридрих Шиллер – немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач. Вошел в историю литературы, как один из ярчайших представителей гуманизма.

В биографии Шиллера много интересных фактов. Взять хотя бы тот факт, что последние 17 лет жизни он близко дружил с другим великим немецким деятелем – Иоганном Гете. Годы их дружбы и сопутствующая этому литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Итак, перед вами краткая биография Шиллера. И хотя его жизнь трудно описать кратко, мы, все же, попробуем.

Биография Шиллера

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился 10 ноября 1759 года в немецком городе Марбах-на-Неккаре.

Его отец, Иоганн Каспар, был военнослужащим, а мать Элизабет Доротея Кодвайс, являлась домохозяйкой.

Кроме Фридриха, в семействе Шиллеров родилось еще пять девочек.

Детство и юность

С ранних лет будущий поэт воспитывался в строгости и мог быть наказан за малейшие нарушение дисциплины. Таким образом, отец пытался привить единственному сыну послушание и самостоятельность.

Фридрих Шиллер любил учиться. Он с большим рвением изучал разные дисциплины, чем радовал своих преподавателей. В отличие от других детей, он получал огромное удовольствие от чтения книг и познания любой интересной информации.

Мать Шиллера, в противоположность отцу, отличалась мягкостью, сострадательностью и добротой. Она любила собирать возле себя детей и читать им стихи и разную христианскую литературу.

В 1764 г. семейство Шиллеров переехало в город Лорх. В данный период биографии мальчик серьезно заинтересовался историей. Его преподавателем был местный священник, который оказал серьезное влияние на становление личности Шиллера. Был момент, когда будущий поэт даже хотел стать священнослужителем.

Через несколько лет глава семейства получил должность садовника в герцогском замке. Благодаря этому Фридрих мог свободно посещать придворный театр, где ставились разные постановки.

Театр произвел неизгладимое впечатление на Шиллера, в результате чего он вместе с сестрами часто ставил дома спектакли, выступая перед родителями.

Достигнув 14-летнего возраста, Фридрих был отправлен в военную школу. Пребывание в данном учебном заведении стало одним из самых тяжелых периодов в его биографии.

В школе была строжайшая дисциплина, нарушение которой могло обернуться для ученика серьезными последствиями. За малейшую оплошность юношей могли высечь розгами или наложить на них денежный штраф.

Тем не менее, годы, проведенные в школе, не сломили Шиллера, а наоборот – закалили его характер. Они зажгли в нем бунтарский дух, который проявится в будущих произведениях драматурга.

В 1776 г. Фридрих Шиллер перевелся на медицинское отделение. В том же году он опубликовал свой первый стих – «Вечер». В это время биографии он серьезно увлекся творчеством Шекспира.

Произведения английского драматурга вдохновили его создать трагедию «Разбойники», принесшую ему большую популярность.

После окончания учебы в 1780 г. Шиллер работал врачом в Штутгарте. Однако назвать его хорошим специалистом было сложно, поскольку он никогда не испытывал интереса к медицине.

Произведения Шиллера

На следующий год после публикации «Разбойников», из-под пера Шиллера вышло собрание стихотворений «Антология на 1782 год». В скором времени он издал трагедию «Коварство и любовь».

В этот период биографии поэт испытывал материальные трудности, по причине чего он согласился за весьма скромный гонорар напечатать драму «Заговор Фиеско в Генуе».

В середине 1790-х годов Шиллер написал философское произведение «Письма об эстетическом воспитании человека», а также опубликовал баллады «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень» и «Дайвер».

Наибольшую известность Фридриху Шиллеру принесли следующие произведения:

  • «Валленштейн» (трилогия);
  • «Мария Стюарт»;
  • «Орлеанская дева»;
  • «Ода к радости»;
  • «Вильгельм Телль».

Личная жизнь

За свою биографию Шиллер неоднократно влюблялся в женщин, делая им предложения руки и сердца. Однако каждый раз он слышал отказы по причине своей материальной несостоятельности.

Когда Фридриху исполнился 31 год, он познакомился с Шарлоттой фон Ленгефельд. Парень был очарован своей возлюбленной и вскоре решился сделать ей предложение, на что та ответила согласием. Молодые люди сыграли свадьбу в 1790 г.

Портрет Шарлотты фон Ленгефельд

Интересно, что Шиллер неоднократно отзывался о супруге, как об очень умной и мудрой женщине. Однако друзья поэта напротив отмечали, что Шарлотта являлась простой и весьма недалекой девушкой.

Смерть

За 3 года до своей кончины Фридрих был удостоен дворянского титула, что стало для него полной неожиданностью. Он скептически относился к этому титулу, однако все же принял его исключительно для того, чтобы жена и дети могли безбедно существовать после его смерти.

В скором времени у Шиллера обнаружили туберкулез, в связи с чем состояние его здоровья с каждым днем все больше ухудшалось.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер умер 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет.

Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

Изначально поэта похоронили в склепе Кассенгевельбе, но спустя 20 лет его решили перезахоронить. Стоит заметить, что идентифицировать прах Шиллера было очень сложно.

По этой причине археологи наугад выбрали одни из останков, находившихся в склепе, объявив, что именно они принадлежат драматургу. Затем их вновь похоронили в княжеской усыпальнице рядом с могилой его друга Иоганна Гете.

На этом история с захоронением Фридриха Шиллера не закончилась. Позже биографы начали спорить о подлинности тела писателя. В итоге, в 2008 г. ученые провели эксгумацию, которая показала, что останки Шиллера принадлежат трем разным людям.

На сегодняшний день найти подлинный прах поэта практически невозможно, поэтому его могила остается пустой.

Иоганн Фридрих Шиллер

Фото Все

Видео Все

Фридрих Шиллер Романтический бунтарь 2005

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР. «Ода к Радости». Библейский сюжет

Простые истории. Поэт, философ Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер

Фридрих Шиллер — биография

Иоганн Фридрих Шиллер – поэт, философ, драматург, военврач и профессор истории, один из ярких представителей направления «Буря и натиск», близкий друг Иоганна Гете. Ему принадлежит авторство «Оды к радости», которая стала основой для гимна Евросоюза.

Земной путь Иоганна Фридриха Шиллера был очень коротким, но достаточно ярким и насыщенным. Ему хватило времени, чтобы оставить нетленную память о себе в произведениях, ставших классикой мировой культуры и литературы. Одни видели в нем лирика и певца свободы, другие – проповедника нравственных ценностей буржуазии. Его сочинения вызывали разные эмоции – от восторга до полного непринятия, однако это не помешало им завоевать бессмертие.

Детство

Родился Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер 10 ноября 1759 года в немецком городе Марбах-на-Неккаре. Предками его отца – Иоганна Каспара, были крестьяне и ремесленники, почти две сотни лет трудившиеся в Вюртембергском герцогстве. А вот сам Иоганн Шиллер пошел по военной линии, стал офицером и попал на службу к вюртембергскому герцогу. Он женился на дочери местного трактирщика Элизабет-Доротее Кодвайс, и в этом браке родилось шестеро ребятишек. Фридрих был единственным мальчиком в семье, и отцу очень хотелось вырастить из него образованного и достойного человека.

По этой причине воспитание мальчика было строгим, его могли наказать за малейшую провинность. Жили Шиллеры небогато, много чего семья позволить себе просто не могла. А тут еще отец решил воспитать сына аскетом, он лишал его многих радостей. Особенно это касалось еды.

Портрет Шиллера в юности

По мнению Шиллера-старшего, добропорядочный гражданин должен быть аккуратным, послушным и порядочным, и именно эти качества он воспитывал в сыне. Но ему можно было особо не напрягаться, мальчик и так никогда не стремился нарушить правила. В отличие от своих друзей, он рос болезненным и худеньким, у него не было сил и желания искать приключения и попадать в неприятные истории.

Больше всего Фридриху нравилось познавать что-то новое. Он проводил за учебниками дни напролет, усердно осваивая новые знания. Преподаватели хвалили его за прилежание, за невероятную тягу к познаниям и поразительное трудолюбие.

В отличие от своего замкнутого мужа, Элизабет отличалась легкостью характера, живостью ума, добротой и набожностью. Она старалась дать детям как можно больше любви и ласки, то, чего они не видели от строгого отца. Зачастую Элизабет развлекала детей христианскими стихами.

В 1764-м Шиллеры переселились в город Лорх. Старинный городок, с интересной историей, вызвал у Фридриха небывалый интерес. И нужно отметить, что это произошло не без помощи отца. Это увлечение в дальнейшем сыграло большую роль в судьбе Шиллера. Первым учителем истории для мальчика стал местный священнослужитель. Он сумел поразить его до такой степени, что Фридрих даже решил, что тоже будет священником.

А если еще учесть их незавидное материальное положение, то это был единственно верный способ получить место в обществе. Родители не возражали, наоборот, всеми силами поддерживали сына в его решении. В 1766-м Иоганн получил место герцогского садовника, и семья переезжает в окрестности Штутгарта, где расположен замок.

Фридриху очень нравилось их новое место жительства, он восторгался замком и придворным театром, куда разрешалось приходить обслуживающему персоналу. На его сцене он впервые увидел лучших европейских актеров. Воодушевленный мальчик придумывал домашние постановки, в которых участвовали все дети. По вечерам эти импровизированные спектакли смотрели родители, роль главного героя, естественно, исполнял сам Фридрих. Однако родители считали увлечение сына блажью, и не видели для него другого будущего, чем сан священника.

В возрасте четырнадцати лет Фридрих начал обучение в военной академии герцога Карла Евгения. Такова воля отца, и перечить ему не представлялось возможным. Обучение в академии было бесплатным, сыновей малообеспеченных офицеров готовили на роль снабженцев, призванных обеспечивать герцогский двор и армию всем необходимым.

Для утонченного юноши наступил кошмарный период. Мало того, что нужно было соблюдать казарменную дисциплину, так еще запрещались встречи с родными, и применялась система штрафов.

Если курсант купил себе еду, его били палкой 12 раз, если попался в неопрятном виде или проявил невнимательность, облагался денежным взысканием.

Шиллер держался только благодаря своим новым друзьям. Они как будто вдохнули в него силы, дали тот эликсир жизни, благодаря которому он выдержал все испытания и пошел дальше. Стоит отметить, что годы казарменного положения не превратили Фридриха в раба, скорее, наоборот, в нем проснулся бунтарский дух, он вооружился силой духа и выдержкой, которые никто не мог сломить.

Читайте также:  Священный жук скарабей – описание и фото

Шиллер и Гете

В это время он открыл для себя произведения Иоганна Гете, узнал о существовании литературного направления «Буря и натиск», и активно его поддержал.

Осенью 1776-го Фридрих добился перевода, и вместо юриспруденции начал изучать медицину, которая ему нравилась больше. В это время он печатает свое первое произведение – стих «Вечер». Кроме основных занятий, молодой человек посещает и другие лекции. Больше всего ему импонировало заниматься у профессора Абеля, преподававшего философию. Именно он порекомендовал Фридриху познакомиться с творчеством Уильяма Шекспира, пробудившего в нем тягу к сочинительству. Впоследствии Гете назовет этот период «пробуждением шиллеровского гения».

Впечатленный произведениями Шекспира, Шиллер создает трагедию под названием «Разбойники». С нее и началась творческая биография всемирно известного драматурга.

В 1780-м Фридрих наконец-то покинул стены ненавистной военной академии, но должен был продолжить службу. Согласно приказу Карла Евгения он отбыл в Штутгарт, куда его направили в качестве полкового доктора. Однако эта свобода не принесла ему никакой радости. Полноценного лекаря из него не получилось – Фридрих учился спустя рукава, да и практикой абсолютно не интересовался.

В эти годы Шиллер находит утешение в плохом вине, скверном табаке и падших женщинах, иначе рисковал сойти с ума.

Литература

В 1781-м литератор завершил работу над драмой «Разбойники». После того, как рукопись отредактировали, выяснилось, что никто не берется ее издавать. Тогда Шиллер напечатал произведение за свои деньги. Параллельно с этим поэт занялся подготовкой сборника стихов «Антология на 1782 год», увидевшего свет в начале 1782 года.

Фридрих Шиллер

Осенью того же года Шиллер начинает работу над трагедией «Коварство и любовь», которую в начале планировал назвать «Луиза Миллер». В тот год вышла из печати его драма «Заговор Фиеско в Генуе», за которую он получил свой первый, но очень небольшой гонорар.

В 1793-1794-м годах автор трудится над созданием философско-эстетического произведения «Письма об эстетическом воспитании человека», спустя три года публикует несколько баллад – «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Дайвер».

В 1799 году Фридрих закончил работу над трилогией «Валленштейн». В 1800 году представил свои новые творения – «Орлеанская дева» и «Мария Стюарт». Через четыре года поэт публикует драму «Вильгельм Тель», в основу которой легла швейцарская легенда о мастерском стрелке Вильгельме Теле.

Личная жизнь

Творчески одаренному человеку просто необходимо присутствие женщины – музы, пробуждающей творческое вдохновение и желание создавать новые шедевры. Шиллер тоже нуждался в любви и понимании, он предлагал руку и сердце несколько раз, но каждая из его избранниц ответила отказом. Причина банальна – материальная несостоятельность гениального поэта.

Фридрих Шиллер и его жена Шарлотта фон Ленгефельд

Первый раз Фридрих серьезно влюбился в девушку Шарлотту, дочь Генриетты фон Вальцоген, благоволившей к поэту. Женщина преклонялась перед талантливым юношей, но все равно ответила отказом, когда он пришел сватать ее любимую доченьку.

После в личной жизни писателя появилась еще одна Шарлотта – вдова фон Клаб. Она влюбилась в Шиллера до безумия, и всячески проявляла свою привязанность. Однако Фридриху такая назойливость вскоре надоела, ему расхотелось вступать с ней в брак. После этого Шиллер некоторое время питал нежные чувства к дочери книготорговца по имени Маргарита.

Фридрих начал задумываться о семейной жизни и рождении детей, а Маргарита в это время предпочитала веселиться с другими мужчинами. Оказывается, она не воспринимала его всерьез, и даже не собиралась замуж за нищего литератора. Когда Фридрих предложил ей руку и сердце, девушка сквозь смех ответила отказом, она призналась, что с ее стороны это была просто игра.

Вскоре состоялось знакомство Шиллера и Шарлотты фон Ленгефельд. И снова поэт безумно влюблен и готов ради любимой на подвиг. Дама оказалась предусмотрительной, она не посмотрела на скудное материальное положение поэта, увидела в нем мощный потенциал, и согласилась стать его женой. Фридриху удалось получить место преподавателя Йенского университета, скопить небольшую сумму и только после того повести любимую под венец. В сентябре 1793 года Шарлотта родила ему первенца — сына Эрнеста.

Шиллер всегда восторгался умом и прозорливостью своей супруги. А вот близкое окружение пары отмечало ее верность и хозяйственность, но при этом считало ее недалекой.

Смерть

В 1802 году Фридрих Шиллер неожиданно для всех, да и самого себя, удостаивается дворянского титула. Для самого поэта это событие не представляло особого интереса и ценности, но он согласился принять титул, чтобы семья ни в чем не нуждалась после его смерти. У Фридриха уже давно диагностировали туберкулез, с каждым годом болезнь прогрессировала, поэт буквально угасал у всех на глазах. Шиллера не стало 9 мая 1805 года, на тот момент ему было всего 45. Пьеса под названием «Димитрий», над которой он трудился в последнее время, так и осталась незавершенной.

Жизненный путь Фридриха Шиллера был очень коротким, но зато продуктивным. Помимо «Оды радости», ставшей впоследствии гимном Европейского союза, он создал десяток пьес, две исторические монографии, философские труды и стихотворения. Однако разбогатеть с помощью литературного творчества ему так и не удалось. Это и послужило причиной захоронения его в склепе Кассенгевельбе, где покоятся дворяне, не сумевшие приобрести собственную семейную усыпальницу.

Спустя двадцать лет останки легендарного литератора решили перезахоронить. Однако поиски их оказались проблематичными. Археологи не стали заниматься длительными поисками и выбрали первый попавшийся им скелет. При этом они уверили общественность, что это останки Шиллера, перенесли их в княжескую усыпальницу на новое кладбище и предали земле. Теперь Фридрих покоился недалеко от своего друга – Иоганна Гете.

Уже в новом веке литераторы и биографы всерьез усомнились в подлинности перезахороненных останков, и в 2008-м приняли решение о проведении эксгумации. После оказалось, что так называемые останки поэта собраны из частей тел трех разных людей. Тело Шиллера так и не нашлось, по этой причине могилу поэта решили оставить пустой.

Пьесы

  • 1781 — «Разбойники»
  • 1783 — «Заговор Фиеско в Генуе»
  • 1784 — «Коварство и любовь»
  • 1787 — «Дон Карлос, инфант испанский»
  • 1797—1799 — драматическая трилогия «Валленштейн»:
  • 1800 — «Мария Стюарт»
  • 1801 — «Орлеанская дева»
  • 1803 — «Мессинская невеста»
  • 1804 — «Вильгельм Телль»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Фридриха Шиллера

Детство и юность

Йоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его родителями были Йоганн Каспар Шиллер — военный фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс.

В 1763 году его отца назначили вербовщиком в немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх.

В Лорхе Шиллер посещал начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником, они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и греческому языкам.

В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, куда перевели его отца. В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл Евгений Вюртембергский. А через несколько лет Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии — «Высшей школе Карла».

Его первое произведение, драма «Разбойники», была написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме рассказывалось о конфликте двух братьев.

Карьера

В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. Он не был рад этому назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть на первую постановку своей пьесы «Разбойники».

В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско в Генуе».

В 1784 году в театре «Schauspiel Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский.

В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости».

В 1786 году он представил новеллу «Преступление из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта.

В 1787 году в Гамбурге была представлена его драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт о конфликте между Доном Карлосом и его отцом — испанским королём Филиппом II.

В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические работы, одна из которых — «История отпадения Нидерландов».

В 1794 году выходит его произведение «Письма об эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во время Французской революции.

В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».

В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы «Карло Гоции, Турандот» и «Турандот, принцесса Китая».

В 1803 году Шиллер представил свою драматическую работу «Мессинская невеста», которая впервые была показана в Веймаре, Германия.

В 1804 году он представил драматическую работу «Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

Основные работы

Пьеса Шиллера с названием «Разбойники» считается одной из первых европейских мелодрам. В пьесе зрителю показывается перспектива на порочность общества и предлагается взгляд на классовые, религиозные и экономические различия между людьми.

Награды и достижения

В 1802 году Шиллеру был жалован дворянский статус герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку «фон» свидетельствующую о его дворянском статусе.

Личная жизнь и наследие

В 1790 году Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд. У пары родилось четверо детей.

В возрасте 45 лет Шиллер умер от туберкулёза.

Читайте также:  Вундеркинд уильям сидис – интересные факты

В 1839 году в Штутгарте был установлен памятник в его честь. Площадь, на которой он был установлен назвали в честь Шиллера.
Существует мнение, что Фридрих Шиллер был франкмасоном.

Интересные факты

В 2008 году учёные провели тест ДНК, который показал, что находящийся в гробу Фридриха Шиллера череп ему не принадлежит и поэтому сейчас его могила пуста.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Фридрих Шиллер – биография, фото, личная жизнь, книги, стихи

Фридрих Шиллер: биография

Творчество романтического бунтаря, поэта XVIII века Фридриха Шиллера не оставляло равнодушным никого. Одни считали драматурга властителем дум лириков и певцом свободы, а вторые называли философа оплотом буржуазной нравственности. Благодаря вызывающим неоднозначные эмоции произведениям классик и сумел вписать свое имя в историю мировой литературы.

Детство и юность

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре (Германия). Будущий писатель был вторым из шести детей в семье офицера Иоганна Каспара, состоящего на службе у вюртембергского герцога и домохозяйки Элизабет Доротеи Кодвайс. Глава семейства хотел, чтобы его единственный сын получил образование и вырос достойным человеком.

Портрет Фридриха Шиллера

Именно поэтому отец воспитывал Фридриха в строгости, наказывая мальчика за малейшие прегрешения. Ко всему прочему Иоганн с юных лет приучал наследника к лишениям. Так во время обеда или ужина, глава семейства намеренно не давал сыну то, что ему хотелось отведать.

Высшими человеческими добродетелями Шиллер — старший считал любовь к порядку, аккуратность и неукоснительное послушание. Однако, нужды в отцовской строгости не было. Худенький и болезненный Фридрих разительно отличался от своих сверстников-друзей, жаждущих приключений и постоянно попадавших в неприятные ситуации.

Будущему драматургу нравилось учиться. Мальчик мог сутками корпеть над учебниками, изучая те или иные дисциплины. Преподаватели отмечали его прилежание, тягу к наукам и невероятную работоспособность, которую он сохранил до конца жизни.

Дом, где родился Фридрих Шиллер

Стоит отметить, что Элизабет была полной противоположностью скупого на эмоциональные проявления мужа. Умная, добрая, набожная женщина изо всех сил пыталась смягчить пуританскую строгость супруга и часто читала детям христианские стихи.

В 1764 году семья Шиллеров переехала в Лорх. В этом старинном городке отец разбудил в сыне интерес к истории. Эта страсть в итоге и определила дальнейшую судьбу поэта. Первые уроки истории будущему драматургу преподал местный священник, который оказал на ученика такое сильное влияние, что Фридрих в один момент даже всерьез задумался о том, чтобы посвятить жизнь богослужению.

К тому же, для мальчика из небогатой семьи это был единственный способ выбиться в люди, поэтому родители поощряли желание сына. В 1766 году глава семейства получает повышение и становится герцогским садовником замке, расположенном в окрестностях Штутгарта.

Фридрих Шиллер в молодости

Замок, а самое главное, придворный театр, который бесплатно посещал работавший в замке персонал, произвел на Фридриха впечатление. В обители богини Мельпомены выступали лучшие актеры со всей Европы. Игра лицедеев воодушевила будущего поэта, и он вместе с сестрами вечерами стал часто показывать родителям домашние спектакли, в которых главная роль всегда доставалась ему. Правда, новое увлечение отпрыска ни отец, ни мать всерьез не восприняли. Они видели сына только на церковной кафедре с библией в руках.

Когда Фридриху исполнилось 14 лет отец отдал горячо любимое чадо в военную школу герцога Карла Евгения, в которой отпрыски небогатых офицеров бесплатно постигали тонкости обеспечения всем необходимым герцогского двора и армии.

Пребывания в этом учебном заведении стали для Шиллера – младшего кошмаром наяву. В школе царила казарменная дисциплина, учением запрещалось встречаться с родителями. Ко всему прочему, существовала система штрафов. Так за незапланированную покупку еды полагалось 12 ударов палкой, а за невнимательность и неопрятность — денежное взыскание.

Портрет Фридриха Шиллера

В то время утешением для автора баллады «Перчатка» стали его новые друзья. Дружба стала Фридриха своеобразным эликсиром жизни, который давал писателю силы для того, чтобы двигаться дальше. Примечательно, что годы, проведенные в этом заведении не сделали из Шиллер
а раба, наоборот они превратили писателя в бунтаря, чье оружие — выдержку и силу духа у него никто не мог отобрать.

К тому же там Автор драмы «Коварство и любовь» благодаря молодому профессору философии познакомился с литературным направлением «Буря и натиск» представителями эпохи Просвещения, а также произведениями Иоганна Гете.

В октябре 1776 года Шиллер перевелся на медицинское отделение было опубликовано его первое стихотворение «Вечер», а после того преподаватель философии дал талантливому ученику прочитать творения Уильяма Шекспира, произошло, как потом скажет Гете, «пробуждение шиллеровского гения».

Памятник Фридриху Шиллеру и Иоганну Гете

Тогда под впечатлением от работ Шекспира Фридрих и написал свою первую трагедию «Разбойники», ставшей отправной точкой в его карьере драматурга. В этот же момент поэт загорелся желанием написать книгу, которая заслужила бы участи быть сожженной.

В 1780 году Шиллер окончил медицинский факультет и покинул ненавистную военную академию. Затем по приказу Карла Евгения поэт отправился полковым лекарем в Штутгарт. Правда, долгожданная свобода не радовала Фридриха. Как врач он никуда не годился, ведь практическая сторона профессии никогда его не интересовала.

Скверное вино, отвратительный табак и дурные женщины – вот что отвлекало не сумевшего реализовать себя писателя от дурных мыслей.

Литература

В 1781 году драма «Разбойники» была завершена. После редактирования рукописи оказалось, что ни один штутгартский издатель не хочет ее печатать, и Шиллеру пришлось издать произведение за свой счет. Одновременно с Разбойниками Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений, которое было выпущено в свет в феврале 1782-го под названием «Антология на 1782 год»

Книги Фридриха Шиллера

Осенью 1782 этого же года Фридрих сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь», которая в черновом варианте называлась «Луиза Миллер». В это время Шиллер за мизерный гонорар также напечатал драму «Заговор Фиеско в Генуе»

В период с 1793 по 1794 год поэт закончил философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека», в а 1797-ом написал баллады «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

Книга Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль»

В 1799-ом Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна», а через год опубликовал работы «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева». В 1804 году свет увидела драма «Вильгельм Телль», основанная на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

Личная жизнь

Как и любой творчески одаренный человек, Шиллер искал вдохновения в женщинах. Писателю была необходима муза, которая воодушевляла бы его на написание новых шедевров. Известно, что за свою жизнь писатель намеривался жениться 4 раза, но избранницы всегда отвергали драматурга из-за его материальной несостоятельности.

Первой дамой, завладевшей мыслями поэта, была девушка по имени Шарлотта. Барышня являлась дочкой его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, мать избранницы отказала драматургу, когда он посватался к ее горячо любимому чаду.

Фридрих Шиллер

Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в стихотворца. Правда, в этом случае сам Шиллер не горел желанием создавать семью с крайне назойливой особой. После нее Фридрих непродолжительное время ухаживал за юной дочерью торговца книгами – Маргаритой.

Пока философ думал о свадьбе и о детях, его благоверная развлекалась в компании других мужчин и даже не намеривалась связывать свою жизнь с писателем с дыркой в кармане. Когда Шиллер предложил Маргарите стать его женой, барышня, едва сдерживая смех, призналась, что просто игралась с ним.

Фридрих Шиллер и его жена Шарлотта фон Ленгефельд

Третьей женщиной, ради ко
торой писатель был готов достать звезду с неба, была Шарлотта фон Ленгефельд. Эта дама, рассмотрела в поэте потенциал и ответила на его чувства взаимностью. После того как Шиллер устроился преподавателем философии в Йенский университет, драматургу удалось скопить денег, которых хватило на свадьбу. В этом браке у писателя родился сын Эрнест.

Стоит отметить, что несмотря на то что Шиллер хвалил ум жены, окружающие отмечали, что Шарлотта,была дамой хозяйственной и верной, но очень недалекой.

Смерть

За три года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам Шиллер скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены. С каждым годом драматургу, болеющим туберкулезом, становилось все хуже и он, в буквальном смысле, угасал на глазах у семьи и друзей. Умер писатель в 45 лет 9 мая 1805 года, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».

Памятник Фридриху Шиллеру

За непродолжительную, но продуктивную жизнь автор произведения «Ода к радости» создал 10 пьес, две исторических монографии, а также пару философских трудов и ряд стихотворений. Однако заработать литературным трудом у Шиллера так и не получилось. Именно поэтому после смерти писателя похоронили в склепе Кассенгевельбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы.

Через 20 лет было принято решение перезахоронить останки великого писателя. Правда, найти их оказалось проблематично. Тогда археологи, ткнув пальцем в небо, выбрали один из раскопанных ими скелетов, заявив общественности, что найденные останки принадлежат Шиллеру. После этого их вновь предали земле в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой близкого друга философа, поэта Иоганна Вольфганга фон Гете.

Усыпальница с пустым гробом Фридриха Шиллера

Спустя пару лет у биографов и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга, и в 2008 году была проведена эксгумация, которая выявила интересный факт: останки поэта принадлежали трем разным людям. Сейчас найти тело Фридриха невозможно, поэтому могила философа пустует.

Цитаты

«Свободен лишь тот, кто владеет собой»

«Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»

«Человек вырастает по мере того, как растут его цели»

«Лучше страшный конец, чем бесконечный страх»

«Великие души переносят страдания молча»

«Человек отражается в своих поступках»

Фридрих Шиллер биография

Биография добавлена: 22 Октября 2013г.

Иоганн Фридрих Шиллер (Schiller) (1759-1805) — немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения; наряду с Готхольдом Эфраимом Лессингом и Иоганном Вольфгангом Гете основоположник немецкой классической литературы.

Читайте также:  Лера кудрявцева – биография, личная жизнь, фото

Мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам выражены уже в юношеских драмах периода «Бури и натиска»: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784). Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера («Дон Карлос», 1783-87; «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе 1801, и др.), народные драмы «Вильгельм Телль» (1804), обусловили создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства.

Иоганн Шиллер родился 10 ноября 1759, Марбах на Неккаре.

Горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.

Детство и годы в военной академии

Иоганн родился в семье полкового фельдшера, состоявшего на службе у вюртембергского герцога Карла Евгения.

В 1773 по высочайшему приказу 14-летний Фридрих был направлен на обучение в только что созданную герцогом военно-медицинскую академию, а его отец вынужден был дать подписку, что Фридрих «совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения». В академии Шиллер изучал право и медицину, которые не вызывали у него интереса. В 1779 диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он вынужден был остаться на второй год. Наконец, в конце 1780 года Шиллер покинул стены академии и получает место полкового фельдшера в Штутгарте.

Голос следовало бы взвешивать, а не считать.

Ранние Шиллеровские драмы

Еще в академии И. Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запреты преподавателей, штудировал Фридриха Готлиба Клопштока, Альбрехта фон Галлера, И. В. Гете, писателей «Бури и натиска», Жан Жака Руссо. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер стал членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776-1777 годах несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер нашел и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург взял новеллу Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

Иоганн Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей «Бури и натиска»: Карл, главный герой драмы, старший сын графа фон Моора, эмоциональная, «стихийная, естественная натура», не может примириться с размеренной городской жизнью и участвует вместе со своими друзьями в проказах, не всегда безобидных. Вскоре, однако, он раскаивается и в письме к отцу обещает исправиться. Письмо перехватывает его младший брат, Франц, который завидует Карлу — любимцу отца. Франц замышляет лишить брата наследства и читает отцу другое, сочиненное им самим, письмо, после чего фон Моор проклинает старшего сына, а Франц пишет ответ брату от имени отца. Карл, потрясенный несправедливостью отца, вместе со своими друзьями уходит разбойничать в Богемские леса, а Франц обманом заточает отца в подземелье, обрекая его на гибель. Карл проникает домой под видом чужеземного графа, узнает о гибели отца и хочет отомстить брату, но тот в страхе перед разбойниками уже покончил с собой.

В первой драме Шиллера виртуозно соединились шекспировская мощь в изображении характеров, правдоподобные картины немецкой повседневности, элементы библейского стиля (характерно, что первоначально автор хотел озаглавить драму «Блудный сын»), личные переживания поэта: его сложные отношения с отцом. Шиллеру удалось уловить бунтарские вольнолюбивые настроения, царившие в обществе в первые годы после Великой французской революции и выразить их в образе Карла Моора. Первая постановка «Разбойников» в Мангейме в январе 1782 произвела фурор: «незнакомые люди бросались друг другу в объятия, женщины в полуобморочном состоянии покидали зал». Автор, которого тут же окрестили «немецким Шекспиром», тайком присутствовал на премьере.

Глупец тот, кто бросает дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет.

Однако по возвращении в Штутгарт Иоганн Шиллер был арестован и по приказу герцога посажен на гауптвахту. Летом 1782 года драматург бежал из владений Карла Евгения, взяв с собой рукопись своего второго значительного драматического произведения — драмы «Заговор Фиеско в Генуе» (поставлена в 1783). На несколько лет Шиллер обосновался в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре».

В апреле 1784 на сцене этого театра состоялась премьера мещанской трагедии Шиллера «Коварство и любовь». В отличие от первых драм здесь центральным персонажем является девушка: Луиза Миллер (по ее имени Иоганн Шиллер первоначально предполагал назвать пьесу), дочь бедного музыканта. Она влюблена в Фердинанда, сына аристократа, однако сословные предрассудки не дают им соединиться. Мещанская гордость отца Луизы и карьеристские планы Президента, отца Фердинанда, столкновение жестоких законов абсолютистского общества и человеческих чувств, приводят к трагической развязке: попавшись в сеть интриг, Фердинанд из ревности убивает Луизу.

До Шиллера никто не решался трактовать обычную для сентиментальной литературы того времени тему любви представителей различных сословий с такой социальной тенденциозностью. Даже Г. Э. Лессинг в бюргерской трагедии «Эмилия Галотти», с которой очевидно перекликается пьеса Шиллера, предпочел перенести действие своего произведения в Италию, дабы избежать конфликта с властями. Благодаря своему гражданскому пафосу пьеса «Коварство и любовь» имела огромный успех у публики.

«Дон Карлос»

Враг повергнутый может ещё оправиться, примирённый же вполне побеждён.

В 1785 в виду финансовых затруднений Иоганн Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переехал в Дрезден, где, не имея постоянного дома, жил у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работал: он пробовал себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789, фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершил «Философские письма», писал «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787).

В произведениях дрезденского периода наметился отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Иоганн считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта произошел как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отразила этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга заглавного героя).

После «Дон Карлоса» Иоганн Шиллер все больше погрузился в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно Иоганну Иоахиму Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выразил в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (оба — 1788).

Годы в Веймаре. Большие исторические драмы

В 1787 Иоганн Шиллер переехал в Веймар, где общался с философом Иоганном Готфридом Гердером и и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему «История отпадения Нидерландов», которое начал еще во время работы над «Дон Карлосом». Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» (оба — 1795) и т. д.

Отталкиваясь от теории Иммануила Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создал свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795-1798 годов («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый «балладный год»): «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Геро и Леандр» и др.

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Последние годы жизни Иоганна Шиллера

Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работал над трилогией «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», 1798, «Пикколомини», «Смерть Валленштейна», обе — 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете). В «Валленштейне» драматург обращатился к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах И. Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе — 1801, трагедия рока — «Мессинская невеста», 1803).

В драме «Вильгельм Телль» (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (в начале Телль показан покладистым крестьянином, в конце же — политически сознательным бунтарем), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением». В 1805 Иоганн начал работу над драмой «Дмитрий», посвященной «смутному времени» русской истории, но она осталась незавершенной.

Иоганн Шиллер скончался 9 мая 1805 года, в Веймаре.

Ссылка на основную публикацию