Амбивалентность – значение и примеры - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Амбивалентность – значение и примеры

Амбивалентность: проявление, причины, лечение

Амбивалентность – это неоднозначное отношение к человеку или объекту, постоянно меняющиеся идеи и настроение. Сталкивались ли вы с таким состоянием? Скорее всего, да. Многие люди могут сказать о том, что испытывали одновременно любовь и ненависть, привязанность и желание как можно быстрее уехать. Нормально ли это? Или пришло время обращаться за помощью?

Что такое амбивалентность

Амбивалентность в психологии – это двойственное отношение к предмету или человеку, противоречащие друг другу чувства или переживания. Объект вызывает две совершенно противоположные эмоции.

Впервые термин «амбивалентность» был открыт швейцарским психиатром Эйгеном Блейером в начале 20 столетия. По его мнению, это состояние является признаком шизофрении.

В отличие от Блейера, Зигмунд Фрейд считал, что амбивалентность – это мирное сосуществование в человеческой душе противоположных друг другу побуждений. Эти побуждения возникают в двух сферах (жизнь и смерть) и считаются фундаментом личности. Ученый указал на тот факт, что человек рождается с двойственными эмоциями. При этом положительные находятся на сознательном уровне, а негативные спрятаны в глубине подсознания. В благоприятных условиях они «всплывают», провоцируя человека на непредсказуемые и порой неадекватные поступки.

Всемирно известный Карл Юнг расширил понятие. По его словам, сознательное и бессознательное гармонично уживаются в механизме действия человеческой психики. Что же тогда такое амбивалентность простыми словами? Это существование в сознании и подсознании двух противоположных или конфликтующих чувств, желаний, эмоций или намерений в отношении одного и того же человека, явления, объекта.

Интересно! Ф. Скотт Фицжеральд говорил, что амбивалентность усиливает умственные способности каждого человека.

Амбивалентность бывает трех видов:

  1. Эмоциональная амбивалентность. Чаще всего появляется в романтических отношениях. Индивид испытывает к объекту обожания два разных чувства.
  2. Волевая. По-другому называется амбитенденцией. Что это значит? Человек имеет две противоположные цели и, соответственно, ждет два результата. Ему сложно сделать между ними выбор, из-за чего он откладывает принятие решения.
  3. Интеллектуальная амбивалентность. Принцип такой же, как и в двух предыдущих случаях. Только здесь дело касается противоречащих идей.

Есть еще четвертый вид – социальная амбивалентность. Примером является человек, живущий одновременно по общепринятым законам и ревностно посещающий церковь. Сюда же относится распространенный термин – православный атеист. Двойственность налицо.

Амбивалентность в психологии и психиатрии

До начала 20 века значение слова амбивалентность рассматривалось лишь в медицинской практике. Но после, как сказано выше, ее стали изучать в психологии. Психологи считают, что это состояние – норма. Поэтому не нужно пытаться от него избавиться. Главное – следить за его проявлениями.
Однако стоит помнить, что в некоторых случаях хрупкая человеческая психика «ломается». В результате развиваются неврозы и другие серьезные проблемы. К таким случаям относятся:

  • употребление психотропных препаратов, алкогольсодержащих напитков, наркотических веществ;
  • сильный стресс или психологическое потрясение;
  • травмирующие ситуации, которые оставили в сознании неизгладимый след.

Сюда же относится использование техник изменения или расширения сознания. Речь идет о нейролингвистическом программировании.
В психиатрии амбивалентность считается симптомом многих серьезных заболеваний. Ее не рассматривают как самостоятельную патологию.
Обычно амбивалентность связывают с психическими расстройствами. Как сказано выше, одно из них – шизофрения. Есть и другие:

  • депрессии в хронической стадии;
  • психоз;
  • панический страх;
  • различные страхи;
  • неврозы;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Амбивалентность при таких патологиях – это одновременное существование нескольких чувств, эмоций, ощущений. Они не смешиваются между собой.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Амбивалентное состояние — симптом психических расстройств. Причинами их развития считаются частые стрессовые ситуации, конфликты, сильные переживания. Как только ситуация стабилизируется, двойственность пропадает сама по себе.
Иногда амбивалентность является следствием сложных взаимоотношений:

  • У детей амбивалентность развивается в том случае, когда им не хватает родительской заботы или тепла. Другой вариант – чрезмерная опека, когда мама и папа позволяют себе вторгаться в личное пространство ребенка.
  • Амбивалентность между мужчиной и женщиной появляется, если кто-то из них не уверен в своем партнере, постоянно создает конфликтные ситуации. Также причиной является нестабильность в отношениях.

Примеры амбивалентности

Амбивалентное состояние имеет множество граней и особенностей. Некоторые примеры могут вас удивить:

  • Любовь к родителям и сильное желание съехать от них, жить отдельно. В особо тяжелых случаях им даже желают смерти.
  • Любовь к ребенку вперемешку с желанием хотя бы на пару дней избавиться от него, отправив к бабушкам и дедушкам на воспитание.
  • Желание жить в одном доме с родителями, но при этом не слышать их нравоучений, советов.
  • Ностальгические воспоминания о прошлом, в котором были потери чего-то важного.
  • Страх и любопытство. В темной пустой комнате раздаются странные звуки. Человек боится, но все равно идет посмотреть, что же там происходит.
  • Садомазохизм. Речь идет не только о сексуальных отношениях. Вспомните случаи, когда женщина мучается с мужем-алкоголиком или наркоманом, но никак не решится уйти от него.

Другим примером амбивалентности может стать необходимость выбрать из двух кандидатов. У каждого есть хорошие и плохие качества. Но выбрать кого-то одного невозможно. Для получения идеального варианта хочется объединить их в единое целое.

Как проявляются амбивалентные чувства

Что означает понятие амбивалентность чувств? По определению амбивалентность – это двойственность эмоций, желаний и идей. Это полностью противоположное отношение к одному и тому же объекту. Человек не может сделать выбор в пользу одного из решений. Его поведение и эмоциональное состояние постоянно меняются. Утром он мог быть спокойным, дружелюбным. А к вечеру вдруг стал истеричным, агрессивным, провоцирует на ссоры. Или другой пример, «больной» — обычно осторожный, трусливый человек. В амбивалентном состоянии он становится безрассудным. После он вновь превращается в самого себя.

Такие изменения не несут ничего, кроме разочарования, паники, дискомфорта. Они приводят к развитию стресса, неврозов и депрессии.
Яркий наглядный пример проявления амбивалентности чувств в психологии – произведение Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой очень хочет совершить преступление. Но вспомните, как он боится решительных действий. Двойственность в действии. Но в этом случае она является симптомом психического расстройства.

Читайте также:  Иван тургенев – краткая биография и факты

В наше время амбивалентность (особенно социальная) проявляется у некоторых народов. Взять, например, Турцию. Местные жители часто не могут определиться с тем, какая культура им по нраву: европейская или азиатская. Они не хотят нарушать свои религиозные законы. Но в то же время боятся показаться слишком набожными перед иностранными туристами. Иногда женщины оправдываются за ношение головного убора. Они говорят, что это удобно и красиво. Хотя на самом деле таким внешним видом соблюдают исламские предписания.

Многие люди зачастую не имеют своего мнения, слепо следуя за пропагандой. С одной стороны, они стремятся к тому, что им навязывают окружающие. С другой же, порой считают это глупостью и пытаются жить в согласии со своим мнением. Так проявляется амбивалентность поведения.

Амбивалентность в отношениях

Амбивалентность в отношениях встречается часто. Вспомните хотя бы распространенную фразу о том, что от ненависти до любви один шаг. «Люблю и ненавижу» — наверняка вы слышали (и не один раз) эти слова.
Для наглядности приведем примеры:

  • Жена любит мужа. Но испытывает массу негативных эмоций из-за сильной ревности.
  • Женщина обожает своего сына или дочь. Но от усталости ей порой хочется вылить на них все свое раздражение, злость, обиду.
  • Ребенок любит родителей, старается проводить с ними как можно больше времени. Но в этот же момент мечтает о том, чтобы они не вмешивались в его жизнь.
  • Девушка любит избранника. Но ее раздражают некоторые его качества. Да и близкие друзья провоцируют пересмотреть отношения.

Если амбивалентность эмоций в отношениях появляется на короткий промежуток времени, волноваться не стоит. Кратковременные эмоции не принесут вреда. В противном же случае можно судить о серьезных расстройствах психики.

Диагностика и лечение амбивалентности

Не нужно пытаться самостоятельно поставить себе диагноз амбивалентность. Это должен делать специалист: психолог, психотерапевт или психиатр.

Диагностика

Диагностика амбивалентности предполагает проведение ряда тестов:

  • тест Каплана для определения биполярного расстройства;
  • тест Пристера, выявляющий наличие конфликтов;
  • конфликтологический тест Ричарда Петти.

Но обычно наличие амбивалентности определяется по ответам на такие вопросы:

  • Открываю ли я другим свою душу?
  • Готов ли обсудить проблемы с посторонними?
  • Не испытываю ли дискомфорт, ведя с собеседником откровенные разговоры?
  • Боюсь ли я, что со мной перестанут общаться?
  • Испытываю ли я волнение, если окружающим я неинтересен?
  • Несет ли зависимость от других отрицательные эмоции?

Ответить нужно оценкой от 1 до 5. 1 – полностью не согласен, 5 – полностью согласен.

Лечение

Терапия должна быть комплексной. Для начала нужно выявить причину амбивалентности. Выше говорилось о том, что она не является отдельной болезнью. Обычно это симптом расстройств психики. Осталось выявить, каких.
Для стабилизации личности врач назначает прием медикаментозных препаратов нескольких групп:

  • нормотимики – помогают в борьбе с резкими изменениями настроения;
  • антидепрессанты – лечат нарушения в работе головного мозга, провоцирующие развитие депрессивных состояний;
  • транквилизаторы – помогают избавиться от тревожности, панических атак, проблем со сном, успокаивают, расслабляют;
  • нейролептики – улучшают концентрацию, которая снижается в амбивалентном состоянии;
  • ноотропы – нормализуют кровообращение в головном мозге, улучшают его активность при психических расстройствах;
  • снотворные – улучшают сон;
  • седативные средства – устраняют нервное напряжение, помогают справиться с паническими атаками и неврозами;
  • витамины группы B – нормализуют работу нервной системы, эффективно борются с депрессией.

Дозировку препаратов и длительность курса лечения определяет врач. В случае с амбивалентностью самолечение тоже опасно.
Одновременно с приемом медикаментов было бы хорошо записаться на прием к психологу. Он поможет найти свои слабые стороны, разобраться в ощущениях, найти причину развития амбивалентности. Это могут быть личные беседы, занятия с группой, специальные тренинги по личностному росту.

Если вышеописанные способы не помогают, значит, амбивалентное состояние переросло в патологическое. Здесь понадобится психиатра. Иначе появятся серьезные проблемы в общении, неожиданная негативная реакция на людей и происходящее вокруг.

Заключение

Итак, значение амбивалентности – двойственность. Не стоит беспокоиться, если иногда у вас возникают противоречивые чувства в отношении человека, события или объекта. Это нормально. Бить тревогу нужно, если такое состояние мешает вашей привычной жизни, портит отношения с окружающими, сказывается на эмоциональном здоровье. С помощью специалиста, например, психолога или психотерапевта, найдите причину происходящего. После можно начинать ее устранение. Назначенные врачом препараты и правильно подобранная терапия помогут вам изменить взгляд на вещи, научиться контролировать проявление чувств и, как следствие, стать счастливее.

Амбивалентность личности

Амбивалентность личности – это симбиоз полярных переживаний, мыслей, мотивов, связанных с одним и тем же объектом. Причем имеются в виду не смешанные эмоции, идеи, побуждения, а именно антагонистические, причем возникающие практически одновременно.

Яркое описание подобного состояния раздвоенности можно найти в «Этике» Спинозы. Нидерландский философ тонко подметил, что человек, раздираемый противоречивыми влечениями, оказывается в положении Буриданова осла, который стоит между двумя равно привлекательными стогами сена.

Амбивалентность личности: патология или норма?

Швейцарский врач-психиатр Эйген Блейер, который ввел в научную терминологию понятие «амбивалентность», трактовал взаимоисключающие реакции как основной симптом шизофрении. Однако позже ученый признал, что человек со здоровой психикой порой тоже ощущает в себе «две души»: он может одновременно чего-то желать и бояться, к примеру, хирургического вмешательства или занятия высокой должности.

Двойственные переживания, по мнению Блейера, зачастую порождаются объектом сексуального влечения. Это связано с укоренившимся представлением о половой жизни как о запретном плоде: традиционно чувство стыда сопутствует эмоциям интимного характера.

Правда, резкое выражение амбивалентности личности, являющейся психически здоровой, — это, скорее, исключение. Обычно нормальный человек удерживает в равновесии противоположные оценки. Негативные качества гасят его любовь, а положительные смягчают ненависть.

К тому же душевно здоровая личность всегда отдает себе отчет в происхождении своих эмоций. Если к хорошему отношению добавляется плохое, то обычно это означает всего лишь снижение симпатии. Во всяком случае, нормальный индивид, испытывающий эти противоположные эмоции, анализирует их и знает, как владеть собой .

Читайте также:  Надежда крупская – биография, факты, фото

Больному же человеку гармонизировать оба влечения очень сложно. Если амбивалентность личности – основной атрибут шизофрении, полярные реакции сменяются абсолютно беспричинно и довольно быстро.

При устойчивой интенсивности амбивалентность может привести к расстройству личности, либо к таким патологиям, как маниакально-депрессивный психоз, невроз навязчивых состояний, эндогенная депрессия в усугубленной форме.

Разновидности личностной амбивалентности по Блейеру:

• эмоциональная: переживание несовместимых чувств, относящихся к одному и тому же предмету, лицу или событию; самым ярким примером чувственного дуализма может служить состояние ревности, подпитывающейся двумя страстями – любовью и ненавистью ;

• умственная: единовременное сосуществование в сознании альтернативных идей, к примеру, «я подобен другим» и «я другой»;

• мотивационная: двойственность намерений и действий, скажем, стремление подкрепиться и нежелание принимать пищу.

Личностная амбивалентность с точки зрения психоанализа

Подробное описание это понятие получило в трудах Зигмунда Фрейда. Он считал, что амбивалентность – врожденное качество личности. Причины ее – в самой противоречивой природе человеческой психики. Душой каждого индивида управляют два разнонаправленных вектора: влечение к жизни и стремление к смерти. При этом второй позыв появляется позже, чем первый, так же, как в интимных отношениях нежные чувства рождаются раньше, чем враждебные

Анализируя фобии детей, Фрейд указывал на наличие чувств-антагонизмов в их эмоциональной сфере. К примеру, ребенок может любить своего отца и в то же время желать его смерти. Фрейд объяснял обитание столь полярных чувств в душе малыша неоднозначной ролью в его жизни самого главного человека. Разрешается подобный конфликт переносом одного из душевных порывов на другого индивида.

Амбивалентность личности и наша повседневность

Данное понятие широко используется в практической психологии и обыденной жизни. Часто говорят об амбивалентном отношении к работе, детям, супругу. С этим связывают и важные советы по укреплению брака. В то же время однополярные переживания – только плюсовые либо исключительно минусовые – являются проявлением идеализации или обесценивания кого- или чего-либо.

Однако порой использование термина «амбивалентность личности» не соответствует его значению. Нередко он, например, употребляется при анализе отношения к деньгам человека, который объявляет их злом, но не готов ни с кем ими делиться. Здесь допускается явная подмена понятий. Речь идет не об одновременном присутствии в сознании индивида неоднозначных установок, а о маскировке материальных притязаний морализаторской декларацией.

Не стоит путать амбивалентность личности с равнодушием. Находящийся в состоянии «расщепленного» сознания человек испытывает избыток идей и чувств, а не полное их отсутствие. Более того, подобная раздвоенность вызывает у индивида очень сильные переживания.

Катализаторы личностной амбивалентности

Усилителями эмоциональной противоречивости у нормальных людей чаще всего являются острые стрессовые ситуации, конфликты, яркие впечатления. Подтверждением этому может служить психологический эксперимент, в ходе которого исследовали эмоции зрителей фильма «Жизнь прекрасна».

В картине с теплым юмором была показана трагическая обстановка в фашистском концлагере. После просмотра фильма 44 % участников эксперимента признались в том, что переживали амбивалентную пару чувств «счастье-грусть». До киносеанса этот показатель составлял всего лишь 10 %.

Некоторые эмоциональные состояния, например ностальгия, априори вызывают полярные переживания. Иммигранты ощущают теплую привязанность к родному краю в сочетании с горьким чувством утраты.

Амбивалентность и креативность

Психотерапевт Эрни Ларсен провел исследование, которое показало, что способность судить о противоречивости чувств появляется у человека только к 10-11 годам. Таким образом, амбивалентность можно считать признаком зрелости личности.

По мнению ученых, полярность размышлений и переживаний существенно увеличивает интеллектуальный потенциал индивида. Взаимоисключающие эмоции и идеи гарантирует ему значительное расширение спектра воспоминаний и повышение гибкости мыслительного процесса. Иными словами, амбивалентность является оптимальным условием для развития творчества.

амбивалентность

Значение слова амбивалентность

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. ambo оба и valentia сила)

термин, обозначающий внутреннюю двойственность и противоречивость политического явления, обусловленные наличием противоположных начал в его внутренней структуре; двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. ambo — оба и valenta — сила) — двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях, например любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии; одно из чувств иногда вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему обществу, в противоречивости принятой или культивируемой системы ценностей.

Словарь лингвистических терминов

(лат.: ambo – два, оба; valens, valentis – значимый, важный, ценный)

Совмещение в семантической структуре слова значений, противоречащих друг другу: одолжить – 1. взять в долг; 2. дать в долг.

Этнографический Словарь

(от лат. amphi- кругом, с обеих сторон + valentia — сила) -сложное противоречивое состояние личности, двойственность ее переживаний, обычно принимающие характер внутреннего конфликта и выражающиеся в том, что одни и те же явления или объект (напр. образ кого-то) вызывают у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие — неудовольствие, солидаризм — антагонизм, симпатию- антипатию, эталитаризм — иерархизм и т. п.

А. нередко сопровождает сложный процесс включения личности в новую этническую среду, взаимодействия национально-психологических особенностей этнической группы с моральными и социальными ценностями и установками личности, врожденными или приобретаемыми по мере накопления опыта межнационального общения и взаимодействия. Так, в национальной культуре и этнопсихологии некоторых стран Азии и Ближнего Востока отражены стремление к равенству, справедливости, традиция богатых делиться с бедными, приверженность к аскетизму. Однако проникновение в эти страны духа наживы, накопительства, утверждение капиталистических рыночных отношений приводят к деформации устоявшихся нравственных норм, заставляют людей менять свои национальные установки, представления и ориентироваться на нормы-ценности, принятые в международном бизнесе. Этот процесс проходит сложно, внутренне противоречиво и вызывает при столкновении различных моральных установок амбивалентность национальных чувств.

Читайте также:  Случай с императором веспасианом интересные факты

А. — одна из предпосылок подготовки и последующего незамедлительного начала процесса трансформации национально-психологических особенностей в масштабе нации.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Дефектология. Словарь-справочник

(от лат. ambo — оба и valentis — имеющий силу)

один из многих психоаналитических терминов, получивших широкое распространение в психологической науке. Существует несколько перекликающихся определений этого понятия, на основе которых можно сформулировать следующее, обобщенное. А. есть двойственное, противоречивое отношение человека к какому-либо объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Некоторые психологи, стремясь обогатить свой профессиональный лексикон, подчас используют этот термин неоправданно расширительно — для обозначения всякого рода неоднозначных чувств и побуждений. Следует подчеркнуть, что данным термином определяются не просто смешанные чувства и побуждения, а противоречивые, которые испытываются не попеременно, а практически одновременно.

Явление, описываемое данным термином, издавна отмечалось в житейских наблюдениях, а также в художественной литературе. В научный лексикон термин введен в 1911 г. Э.Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении. Вот что он пишет по этому поводу: «Благодаря шизофреническому дефекту ассоциационных путей становится возможным сосуществование в психике противоречий, которые вообще говоря исключают друг друга. Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и его не хочет (амбивалентность воли, двойственная тенденция — амбитенденция); он в одно и то же время думает: «я такой же человек, как вы» и «я не такой человек, как вы». Бог и черт, здравствуй и прощай для него равноценны и сливаются в одно понятие (умственная амбивалентность). И в бредовых идеях довольно часто наблюдается смесь экспансивных и депрессивных идей». (E.Bleuler. Руководство по психиатрии. — Берлин, 1920, с. 312 — 313).

В то же время Блейлер допускал и несколько расширительную трактовку данного понятия — применительно к норме. «Уже в норме человек иногда чувствует в себе две души, он боится чего-то и в то же время желает этого, например, операции, занятия новой должности. Чаще и резче всего мы видим такой двойственный аффект по отношению к представлениям о лицах, которых мы ненавидим или боимся и в то же время любим, особенно, если при этом задета сексуальность, которая в себе самой заключает могучий положительный и почти столь же могучий отрицательный фактор; последний между прочим обусловливает чувство стыда, все половые задерживающие влияния, отрицательную оценку половой жизни как греха и признание целомудрия высокой добродетелью. У здорового человека однако подобные двойственные чувства составляют исключение; в общем, он обычно держится равнодействующей противоположных оценок — плохие качества уменьшают его любовь, хорошие уменьшают ненависть. Больному часто бывает трудно свести оба влечения… Из всех комплексов именно амбивалентные имеют преимущественное влияние на патологию (и на многие явления нормальной психики, сны, поэзию и т. д.). Очень часто они отчетливо наблюдаются при шизофрении, где мы можем непосредственно видеть двойственность аффекта; в неврозах суть многих симптомов кроется в этой же двойственности» (там же, с. 102 — 103).

Здесь следует особо подчеркнуть — и на это указывает сам Блейлер — выраженность А. в болезненных, по крайней мере — пограничных состояниях. Здоровый человек, как правило, отдает себе отчет в источниках своих чувств, и если к позитивному отношению примешивается негативное, то это обычно означает просто снижение позитивного отношения. Или, например, человек может ощущать, что ему симпатичен некто, обладающий неприятными, отрицательными чертами, но при этом эмоциональное отношение существует вопреки рассудочному. В то же время некто, обладающий объективными достоинствами, которые нельзя не признать, может вызывать неприязнь. Такое раздвоение аффективного и рационального отношения с давних пор служило предметом многих психоаналитических изысканий.

Именно в психоанализе, к которому Блейлер был во многом идейно близок, понятие А. получило наиболее подробное развитие. З.Фрейд рассматривал его как удачное обозначение Блейлером противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд писал о противоположных влечениях, объединяющихся в пару и относящихся к сексуальной активности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» он также отмечал, что эмоциональная жизнь людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который, как выявилось в результате психоанализа, одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из противоречивых переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из душевных движений на другое лицо.

Понятие А. использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациента. Во многих работах Фрейд подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни, но опубликованной уже после его смерти работе «Очерк о психоанализе» Фрейд подчеркивал: «Перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позицию в отношении психоаналитика».

В дальнейшем понятие А. получило в психологии чрезвычайно широкое распространение. Нередко приходится слышать об амбивалентном отношении к супругу, к детям, к работе и т. п. Очевидно, что в большинстве случаев такое использование термина не вполне адекватно.

Термины Киносемиотики

(от греч. amphi — приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — понятие, обозначающее двойственность взаимосвязанных противоположностей (любовь – ненависть, левое – правое и т.д.).

Ссылка на основную публикацию