Ссср глазами художника – уникальные картины - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ссср глазами художника – уникальные картины

Страшный СССР в картинках художника (18+)

Так, друзья, сегодня будет интересный пост про невероятно крутые работы художника Василия Шульженко, на которых в гротескной форме изображена жизнь в СССР — в основном, в период шестидесятых-восьмидесятых годов. Думаю, вы неоднократно видели эти картины на просторах интернета, но скорее всего ничего не знали об авторе — и вот в сегодняшнем посте я собрал все наиболее известные картины художника, пишет известный белорусский блогер Максим Мирович в Facebook..

Несколько слов об авторе. Василий Шульженко родился в Москве в 1949 году. В 1973 году художник окончил Московский полирафический институт, стал членом Союза художников в 1978 году. Стиль художника определяют как «свободная фантазия» — он вобрал в себя многие стили XX века, от сюрреализма до соцреализма. Разумеется, большинство своих работ, посвященных СССР, художник нарисовал уже после конца советской власти — в СССР за такие картины можно было угодить в тюрьму или в сумасшедший дом.

Итак, в сегодняшнем посте — страшный СССР на картинах художника Василия Шульженко. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)

1. «Ленин и крестьяне». Пожалуй, одна их самых известных работ Василия, на которой изображено общение Ленина с «элекоратом». Ленин на ней предстаёт не в образе «доброго дедушки», а в виде какого-то жуткого существа-зомби. Да и «электорат» вокруг Ленина своими пьяными рожами мало напоминает нормальных людей.

02.«Дудочка». Неприглядный полуразрушенный город с запущенными зданиями дореволюционной эпохи, вышедшая из берегов река. Посреди всего этого в лодке сидит человек и с отрешенным взглядом играет на дудочке. Сложно сказать, что именно имел в виду художник — может быть, это картина о послереволюционной разрухе, а может быть на ней изображен бывший узник ГУЛАГа, который не может найти себе места в жизни.

03. «Продавцы картофеля». Картина, изображающая быт в советской глубинке — на мешке картофеля сидит побитый жизнью и потерявший ногу дедушка, рядом стоит девочка — вероятнее всего, его внучка. Пронзительная картина.

04. «Драка пастухов». Те самые «колхозные будни», которых никогда не показывали в советских фильмах — там все колхозники изображены как красивые и подтянутые товарищи, что постоянно работают, время от времени цитируют Ленина и постоянно думают о повышении надоев.

05. «Ночь в городе». Наверное, моя любимая работа Шульженко, которая очень точно показывает быт городских советских алкашей семидесятых-восьмидесятых годов. Поздний вечер, грязный снег, типовой советский микрорайон с магазином-«стекляшкой», возле магазина собрался «пролетариат» и стреляет мелочь «на пузырь». На переднем плане изображено нечто бесполое, с той самой заветной бутылкой в руках.

05. «Фавн». Картина названа в честь древнеримского божества — покровителя лесов, полей, стад и вообще дикой природы. В мифологии фавн изображался со звериной нижней половиной тела, и тут Василий Шульженко не отошел от канонов. В руках у советского фавна баян, а рядышком сидят два товарища-«заместителя»)

06. «Диоген». Ещё одно обращение к античной мифологии и истории — как известно, Диоген был древнегреческим философом и по преданию, жил в глиняной бочке. Советский диоген живет в каком-то ржавом секторе большой трубы на заброшенном пустые посреди трухлявого города. По лицу героя угадывается, что это образованный и некогда интеллигентный человек, ныне ставший «бичом», в СССР такие случаи были нередки — умные и интеллигентные люди спивались от безысходности и невозможности себя реализовать в советской системе.

07. «Завтрак на траве». Ну, тут собственно всё понятно и без слов.

08. «Катание на кентавре». Картина изображает «любовный треугольник» — жена обнимает и целует кентавра, тогда как на крупе того же кентавра едет её пьющий и ко всему безучастный муж.

09. «Гроссмейстер». В СССР у людей часто бывало множество бесполезных хобби, вроде игр в шашки, шахматы, домино и карты — в которых они часто достигали больших высот. Считалось, что некоторые из этих хобби (например, шахматы) помогают развивать мышление, но это были абсолютно бесполезные навыки в советской системе — они никак не помогали человеку улучшить своё материальное положение. Если в капиалистической системе вы могли что-то изобрести и в итоге стать миллионером, то в СССР у вас был «потолок зарплаты», выйти за который было невозможно.

10. «Сквер». Показана жизнь центральной части провинциального советского городка. В центре композиции установлен бюст Ленина, вокруг него одни какие-то алкаши. Да и сам Ленин на бюсте лицом сильно смахивает на местное население.

11. «Пивная». Как любят рассказывать поклонники СССР — «после работы советские люди собирались дружными компаниями и ходили посидеть в уютные кафе за кружечкой пива». Выглядели эти пивные вот так, как на картине Василия. Там было постоянно накурено, на полу валялись головы и хвосты сушеной рыбы, а пили пиво часто не из бокалов, а просто из поллитровых банок, принесённых с собой из дома. Ну что, уже хочется к ним в компанию?

12. «Дедушка, поедем домой!». Картина, изображающая быт, скорее всего, какой-то промзоны на окраине советского моногорода. Дедушку окружают страшные и фантасмагоричные персонажи, и внук-подросток с рюкзачком на плече упрашивает его поскорее уехать из этого места.

13. «Пастырь и стадо». Пожилой мужчина с кнутом и собакой у ног — видимо и есть пастырь. Что интересно, кроме как банды каких-то мутных личностей на заднем плане, никакого другого «стада» на картине нет.

14. «Упавший». Декорации всё те же — грязные окраины старого города, поперек реки лежит огромная и гротескная фигура человека — «пьяному море по колено».

15. «Ночь на вокзале». Очень страшная работа, на которой иностранец, не знакомый с советскими реалиями, мало что поймёт, а бывший советский гражданин вспомнит, что гостиниц в СССР толком не было, устроиться туда можно было часто только по блату, и путешествующим людям часто приходилось ночевать прямо на вокзале или поблизости. При этом компания на холсте не вызывает сочувствия — это какие-то мутные личности, явно горланящие непристойные песни, а справа к ним пристроилась какая-то призрачная фигура в шляпе и с пустыми глазами — возможно, милицейский «осведомитель», подслушивающий разговоры на вокзалах.

16. «Пастух». На картине изображена сельская советская жизнь с главным героем-пастухом — морщинистым беззубым человеком в ватнике. Любители СССР пытаются нас убедить, что вот так должно выглядеть счасте:

17. «Мойка». Полузаброшенные исторические кварталы Петербурга, во многих квартирах которого сделали коммуналки. Отношение советской власти к историческому наследию, а также отношение людей к тому пространству, в котором они живут — хорошо видно на картине.

18. «Картошечка». Несмотря на то, что фанаты СССР рассказывают о 200 сортах колбасы, что можно было купить за две копейки в любом магазине, стандартный советский ужин часто выглядел вот так — три картошечки в эмалированной миске. Во взгляде героя картины прямо читается — «и это всё, что я заработал за жизнь». Очень сильная работа.

19. «Ряженые». Советский вариант колядующих.

20. «Спящие». Хорошая картина и не менее хорошее название — то ли художник называет «спящими» только тех, кто в кадре, то ли имеет в виду всех, кто спит и не видит, что происходит вокруг.

21. «Сортир». И на закуску — наверное самая известная работа Василия под названием «сортир». Вопрос, почему в СССР на вокзалах и других местах общественного пользования не было нормальных туалетов, а были вот такие «сортиры» — я оставляю для вас.

В интернете работы Василия Шульженко неизменно вызывают ожесточенные дискуссии. Одни называют художника «пророком» и «истинным лицом соцреализма», другие же ругают его и обзывают «русофбом», «совкофобом» и «клеветником на великую страну».

А что вы думаете про картины Василия? Его герои и ситуации похожи на реальный СССР, или же это всё выдумка?

Напишите в комментариях, интересно.

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

7 картин знаменитых художников, которые запретили к показу

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Искусство никогда не шло на поводу у власть имущих. И даже у самых ярых приверженцев идеи «искусства ради искусства» нет-нет да и проскальзывает сюжет, неугодный тем, кто имеет возможность вершить судьбы. Одни картины удается быстро реабилитировать, а другие произведения могут ждать «выхода в свет» годами. И это притом, что мастерство художника может быть на высоте. Но кого это волнует, если сюжет на злобу дня?

Мы в AdMe.ru собрали самые выразительные примеры цензуры, чтобы вы могли поближе познакомиться с шедеврами «запрещенного искусства».

1. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин, 1885 г.

Мир знает это произведение искусства под именем «Иван Грозный убивает своего сына». Но мало кто знает, что, когда художник закончил свое полотно, Александру III и его окружению очень не понравился сюжет картины. Поэтому 1 апреля 1885 г. она была запрещена к показу, став первой картиной, которую подвергли цензуре в Российской империи. И только через 3 месяца, 11 июля 1885 г., по ходатайству близкого ко двору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

2. «Раздача продовольствия», Иван Айвазовский, 1892 г.

Необычная картина посвящена событиям 1891–1892 гг., когда Америка послала в Россию гуманитарную помощь в момент экономического и эпидемического кризиса, охватившего основную часть Черноземья и Среднего Поволжья. Положение людей было бедственным, и император Николай II лично поблагодарил Америку за существенный финансовый вклад. Но одно дело быть благодарным, и совсем другое — выставлять данный период истории на всеобщее обозрение. Неугодную правительству картину Айвазовский во время своего визита в США подарил вашингтонской Corcoran Gallery of Art (вместе с картиной «Корабль помощи» с тем же сюжетом).

3. «Что есть истина?», Николай Ге, 1890 г.

Написал картину русский живописец Николай Ге (1831–1894). И хотя сейчас она находится в Третьяковской галерее (по просьбе самого Льва Толстого), но на момент своего создания картина навлекла на себя много критики как со стороны Священного Синода, так и со стороны государственных мужей, и в итоге ее сняли с выставки Товарищества передвижников в 1890 г. Все дело в том, что художник подобрал необычное световое решение для своих персонажей: если обычно Иисуса изображали в сиянии солнечного света, то тут он стоит в тени, явно контрастируя с залитой солнцем фигурой Пилата. А ведь свет по традиции отождествляется с добром, а тьма — со злом. Немаловажным фактором негативной реакции на данное произведение было еще и то, как именно здесь изображен Иисус: на картине он тщедушный и жалкий, лишенный значительности. Неудивительно, что ее убрали с выставки.

4. «Мистерия XX века», Илья Глазунов, 1978 г. и 1999 г.

Довольно необычная картина современного художника произвела невероятный фурор, поскольку на ней наиболее значительные фигуры эпохи были изображены совсем не в том свете, в каком их обычно представляли художники того времени. Глазунова чуть не сослали в Сибирь (ему чудом удалось этого избежать), а все из-за того, что он отказался менять изображение Солженицына (известного врага власти) на Брежнева. Картина надолго пропала из виду, но в 1999 г., когда режим пал и появилась возможность выставить полотно, художник представил 2-й вариант «Мистерии ХХ века» с добавленными историческими лицами и постперестроечными эпохальными событиями.

5. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие», Николай Неврев, 1866 г.

И хотя нет прямых указаний на существование запрета на эту картину, все же данное полотно вызывало неудовольствие тем, что служитель церкви изображен здесь в явно нетрезвом виде. Да и сама атмосфера картины говорит о том, что происходящее на ней далеко от общепринятого идеала. Художник Николай Неврев написал множество полотен на исторические и бытовые темы, причем некоторые из них были очень близки к журнальным карикатурам.

Картины советских художников-реалистов, которые вам наверняка понравятся

Александр Пелевин снабжает каждое произведение своим комментарием и поэтому знакомиться с ними становится еще увлекательнее. Например, вот три картины работы Юрия Пименова о Москве, созданные художником на протяжении 23 лет.

А здесь мы видим уже советский Ленинград.

Обещанные девушки — легкая, приятная картина известного советского художника с необычным именем.

Есть в твиттере Пелевина и очень необычные картины, например такие как эта работа Василия Купцова. «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства», 1932-1933 гг. Кстати, автор этого полотна покончил с собой после обыска в 1935 году.

Многие картины той эпохи посвящены бурно развивающейся советской науке.

Разумеется, не обходится и без поездов, призванных везти советских людей в светлое будущее.

Кое-где блогер находит интересные аналогии между стилями, направлениями и даже эпохами.

Кто сказал, что секса в Союзе не было? Тот же самый Самохвалов с вполне эротичным сюжетом. На картине изображена строительница метрополитена. А вот еще две вполне подходящие по сюжету картины.

Девушки на работе и после. Разве они не сексуальны?

А это снова работа о войне с очень сильной эмоциональной составляющей.

Жуткая картина, символизирующая стойкость советского солдата. Но В СССР кроме трагедий всегда находилось место и празднику, разумеется, социалистическому.

Люди умели не только хорошо трудиться, но и со вкусом отдыхать.

Посмотрите только на эти одухотворенные и просветленные лица. Разве они не прекрасны?

К сожалению, если наша жизнь когда-то и была похожа на сюжеты этих прекрасных картин, то это давно осталось в прошлом. Современность можно проиллюстрировать вот такими картинами и из-за этого становится немного неудобно перед потомками.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Советская реалистическая живопись — 3

В культурном пространстве Москвы есть места, которые не столь широко известны и популярны: это музеи-квартиры, музеи-мастерские художников. А между тем в этих музеях можно обнаружить интересные и редкие экспонаты, произведения искусства, документы, относящиеся к жизни и творчеству известных мастеров, отражающие время, в которое они жили. К числу таковых относится «Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна», расположенная на 9 этаже известного московского дома в самом центре города – на Тверской улице, д. 8, корп. 2., прямо напротив памятника Юрию Долгорукову.

В конце 1992 года Д.А. Налбандян, фигура эпохальная в искусстве ХХ века, передал в дар городу Москве часть коллекции своих произведений. Правительство Москвы постановило создать на базе коллекции авторских живописных работ «Музей-мастерскую народного художника СССР Д.А. Налбандяна». Впоследствии эта коллекция пополнилась многочисленными рисунками, живописными этюдами, которые подарила музею сестра Дмитрия Аркадьевича – Маргарита Аркадьевна Налбандян.

Творчество Налбандяна относится к классике отечественной художественной культуры. Оно масштабно и многопланово. При упоминании об этом художнике в воображении чаще всего встают большие тематические полотна на историко-революционную, ленинскую тему, образы видных государственных и партийных деятелей, крупных военачальников. К этому мастеру укоренилось отношение как к одному из самых ярких представителей официального искусства советской эпохи, искусства социалистического реализма. Его называли «первой кистью Политбюро», он был единственный, кто писал портрет «вождя всех народов» с натуры, ему заказывали портреты зарубежные политические лидеры. Многие произведения Налбандяна, посвященные отображению исторических событий нашей страны, не потеряли своей значимости и сегодня: они являются частью нашей истории, в них передана атмосфера времени.

В экспозиции, представленной в музее-мастерской на Тверской, зритель не увидит больших тематических полотен (они являются собственностью крупнейших музеев страны и представлены здесь в фотографиях). Москвичи и гости столицы смогут познакомиться с более камерной стороной творчества художника, увидеть живописные произведения – пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины, созданные автором на разных этапах творческого пути. В музее-мастерской представлены также материалы из домашнего архива, фотографии, книги, образцы мебели, декоративно-прикладного искусства.

Прекрасный мастер пейзажа, Налбандян умел передать все красочное богатство природы в своих пейзажных картинах. Где бы ни был художник, он везде увлеченно работал на пленэре, стараясь передать изменчивый, причудливый характер природы. Писал все времена года – сияние солнечных лучей, белизну снега, золотое пламя осенней листвы, яркие голубые тени первых мартовских дней. В пейзажных работах ярко проявился характер мастера, увлеченного своей живописной задачей, но не теряющего главного – поэтического содержания.

Очень часто автор выступает как жанрист и пейзажист одновременно, умеющий выразить гармоническое единство человека и окружающего мира. В экспозиции представлены работы, отражающие широту видения, колористический дар художника – «Крымский уголок», «Ишачий мост. Тбилиси», «Гурзуф. Крым», «Материнство. Армения», «Бахчисарай», «Церковь в Уборах» и др.

На протяжении всей жизни Налбандян самозабвенно писал натюрморты. Его темпераментная кисть мастерски передавала и пышное цветение роз, и приветливую красоту полевых ромашек, и утреннюю свежесть густой сирени. В музее представлен целый ряд запоминающихся натюрмортов – «Ромашки», «Гвоздики», «Натюрморт с грушами. Изобилие», «Цветы на синей скатерти» и многие другие. Показывая пластическое и красочное богатство окружающих предметов, Налбандян давал возможность почувствовать красоту предметного мира, утверждая полнокровную радость бытия.

Комсомолка Терехова (портрет Валентины Михайловны). 1934 г.
Портрет жены художника В.М. Тереховой, сидящей с книгой в руках

Обширной областью творческой деятельности художника являлся портрет. Портреты, созданные Налбандяном, разнообразны как по внутреннему содержанию, так и по художественному решению. Наряду с известными портретами политических и государственных деятелей, видных полководцев и маршалов Налбандяну охотно позировали коллеги по искусству, музыканты, артисты, писатели, ученые, простые люди. Экспозиция музея включила несколько автопортретов художника, созданных в разные годы, портреты близких и родных. Портреты Валентины Михайловны, жены художника и сына Аркадия отмечены особой теплотой, тонким лиризмом и задушевностью. Как известно, «Автопортрет» Налбандяна 1982 г. находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции.

Интересен раздел экспозиции, где представлены рисунки Налбандяна. Он был превосходным мастером рисунка, который носил для него как самостоятельный, так и вспомогательный характер. Одни из них вполне закончены, другие – эскизны. При создании рисунков Налбандян пользовался различными техниками – сангиной, карандашом, фломастером, пером. Начиная с 1930-х годов художник выполнил с натуры сотни портретных зарисовок, которые обладают сегодня большой документальной ценностью. Это портреты участников партийных съездов, государственных, политических деятелей. В музее есть карандашные портреты Сталина, Калинина, Кирова, Ворошилова, Хрущева, Брежнева, Мао Дзе Дуна, которые отличаются остро схваченным сходством, умением передать главные черты характера.

В экспозиции представлены также дружеские шаржи, изображающие художников, коллег. Созданные во время заседаний Президиума Академии художеств СССР, творческих вечеров, научных конференций, сессий эти быстрые, мгновенные зарисовки поражают выразительностью и меткостью индивидуальных характеристик. Зритель увидит портреты замечательных мастеров изобразительного искусства – Н. Рындина, З. Виленского, Б. Иогансона, А. Герасимова, Н. Соколова, Т. Залькалнса, др.

Нельзя не отметить работы, выполненные во время многочисленных зарубежных поездок. Это рисунки, этюды, эскизы. В них запечатлена своеобразная природа разных стран, люди, их повседневная жизнь. Вот некоторые из работ зарубежной серии, представленные в музее: «Ткачиха из Джайпура. Индия», «Сбор винограда. Болгария», «Площадь Абовяна. Армения», «Железнодорожный комплекс. Болгария. Варна», «Вид Севильи. Испания», привлекают внимание также жанровые зарисовки тбилисской жизни.

Несомненный интерес представляет фотографический материал, раскрывающий яркие эпизоды и события из жизни художника, запечатлевший его встречи с известными людьми ХХ века.

Мы будем рады видеть каждого, кто захочет познакомиться с частью творческого наследия крупнейшего живописца ХХ столетия Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, увидеть мир глазами большого художника.
Справки ежедневно с 10 до 17.30 час., кроме понедельника и воскресения по тел.: 629-28-72 – тел.-факс музея мастерской Д.А. Налбандяна, Галина Викторовна Зайкина

НАЛБАНДЯН Дмитрий Аркадьевич (1906 – 1993)

Сов. живописец, нар. худ. СССР (1969), д. ч. АХ СССР (1953), Герой Соц. Труда (1976). Чл. КПСС с 1948. Картины на ист.-рев. темы («Власть Советам – мир народам», с соавторами, 1950; «Вернатун» – групповой портрет выдающихся деятелей арм. культуры, 1974–76); портреты, пейзажи. Лен. пр. (1982), Гос. пр. СССР (1946, 1951).

Большой энцикл. словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1991

ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. 1950-e
12 февраля 2011, Аукцион «Русское искусство», ЛOT 77
1 200 000 — 1 500 000 р.

Документальный фильм
«Двойная экспозиция Дмитрия Налбандяна»

из серии «Легенды времени»
© Первый канал. Всемирная Сеть 2009

Новый фильм из цикла «Легенды времени» посвящен жизни и творчеству Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, одного из самых именитых художников советской эпохи.

Режиссер и сценарист попытались понять, кем был этот интереснейший человек, певец КПСС и придворный портретист вождей: талантливым мастером, наследником импрессионистического стиля Константина Коровина, или гениальным царедворцем, умевшим оказаться в нужное время в нужном месте.

В фильме принимают участие друзья художника, в том числе и Леонид Шишкин, ставший близким человеком для Дмитрия Налбандяна в последние годы жизни мастера.

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (2.9.1906, Тифлис — 1993), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Образование получил в Тбилисской академии художеств (1929). В качестве дипломной работы выбрал тему «Молодой Сталин с матерью в Гори». В 1931 переехал в Москву. Его работы «Выступление С.М. Кирова на XVII съезде партии» (1935) и портрет И.В. Сталина (1944-1945) были высоко оценены партийной прессой, назвавшей портрет: «отличающийся простотой и душевностью образа». Во время Великой Отечественной войны работал в Окнах ТАСС. Автор огромного числа портретов руководителей партии и страны. В 1948 вступил в ВКП(б). В 1946-47 создал грандиозное полотно «В Кремлевском дворце 24 мая 1945». Его другие известные картины: «Юный Сталин» («Мальчик из Гори»; 1951), портрет Мао Цзэдуна (1952) и т.д. После смерти И.В. Сталина неизменно пользовался благоволением властей, продолжая рисовать парадные портреты всех партбонз до Л.И. Брежнева. По собственному заявлению, всегда считал, что портрет наиболее полно отображает дух эпохи и его долг создать образы всех руководителей страны (причем не обязательно с натуры). После начала перестройки говорил о своем желании продолжить создание портретов новых руководителей страны.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (р. 1906 г.). Живописец. Один из наиболее именитых художников сталинской эпохи. Действительный член Академии художеств (1953); народный художник СССР (1969). Родился в Тифлисе, там же окончил Академию художеств (1929). В качестве дипломной работы написал картину «Юноша Сталин с матерью в Гори». С 1931 г. живет в Москве. В годы Великой Отечественной войны сотрудничал в «Окнах ТАСС». Автор картин на историко-революционные темы и портретов многих советских партийных и государственных деятелей от Сталина до Брежнева, а также деятелей международного коммунистического движения. В 1951 г. в автобиографии писал, что главной темой его творчества является образ Сталина.

Налбандян — автор картин «Сталин, Ворошилов и Киров на Беломорканале» (картина первоначально называлась «Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода на Беломорканале», но после ареста Ягоды изображение последнего пришлось убрать), «Сталин и Мао-Цзэдун», «Выступление СМ. Кирова на XVII съезде партии», «Ленин и Крупская в деревне Кашино с народом», «Брежнев на Малой Земле» и др. Стоял у истоков создания Академии художеств СССР (1947). Дважды лауреат Сталинской премии (1946 г., за портрет Сталина; 1951 г.).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Советский живописец. Родился в Тифлисе, где учился в 1924 — 1929 гг в Академии художеств у Е.М.Лансере. В творчестве Налбандяна преобладает историко-революционная тема и так называемый «официальный» портрет. За свою многолетнюю творческую жизнь художник создал портреты многих партийных функционеров (в том числе Сталина, Хрущева, Брежнева), за что получил в художнической среде неофициальное звание «придворного портретиста». Кисти Налбандяна (в соавторстве с другими художниками) принадлежат также монументальные многофигурные композиции: «В Кремлевском дворце 24 мая 1945 года» (1947), «Власть Советам — мир народам» (1950), «Великая дружба» (1951).

Д. Налбандян. Портрет Н. Хрущева. 1964-1993 гг.
Оценочная стоимость: 2 300 000 — 4 000 000 руб

Яковлев В.Н. Портрет. И.В. Сталин изображен в форме генералиссимуса Советского Союза. 1945 год
Артиллерийский музей, Петербург
Альбом-каталог выставки. «Победа. Стиль эпохи». 2010

Выставка «Победа. Стиль эпохи», проведенная в этом году в Центральном музее Великой Отечественной войны, была посвящена 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, которая справедливо считается сегодня важнейшим событием в новейшей истории России, основой национальной идентичности. Впервые в музейно-выставочном пространстве было масштабно и ярко представлено послевоенное искусство как уникальный феномен отечественной культуры — как с точки зрения отраженного в нем уникального времени — времени победителей, так и в плане стилеобразования, как апофеоз самобытного «сталинского ампира». Выставочный проект был осуществлен Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе. На выставке было показано около 1000 экспонатов.

Приложение к книге «Сталин: искусство управлять миром»
Сталин и его жизнь в картинах советских художников, фотографии, плакаты, памятники и т.д.

Дудник, К. Максимов, Гоголева (?), В.П. Ефанов, В.Г. Цыплаков (Из семейного архива Цыплаковых)

Шостакович о Сталине
Сталин очень придирчиво относился к своим изображениям. Есть замечательная восточная притча: некий хан велел привести к себе художника, чтоб сделал его портрет. Казалось бы, простое дело. Но загвоздка в том, что хан-то был хромой. И на один глаз — кривой. Художник таким его и изобразил. И немедленно был казнен. Хан: «Не надо мне понимаешь, клеветников». Привели второго художника. Он решил, что будет умным. И изобразил хана: «Орлиные очи и обе ножки одинаковые». Второго художника тоже немедленно казнили. Хан: «Не надо мне, понимаешь, лакировщиков». Самым мудрым, как и полагается в притче, оказался третий художник. Он изобразил хана на охоте. На картине хан стрелял по оленю из лука. Кривой глаз был прищурен. Хромая нога была поставлена на камень. Этот художник получил премию.

Я подозреваю, что притча была сочинена не на востоке, а поближе. Хан этот списан прямо со Сталина. Сталин расстрелял несколько художников. Их сначала вызывали в Кремль, чтобы увековечили вождя и учителя. И, как видно, не угодили они вождю. Сталин хотел быть высоким. Ручки чтоб одинаковые. Всех перехитрил художник Налбандян. На его портрете Сталин, сложив руки где-то в районе живота, идет прямо на зрителя. Ракурс взят снизу. При таком ракурсе даже лилипут покажется великаном. Налбандян последовал совету Маяковского: художник должен смотреть на модель, как утка на балкон. Вот с этой позиции утки Налбандян и написал портрет Сталина. Сталин остался очень доволен. Репродукции портрета висели во всех учреждениях. Даже в парикмахерских и в банях. А Налбандян на деньги, полученные за портрет, построил роскошную дачу под Москвой, огромную, с куполами. Ее один мой ученик остроумно назвал Спасом на Усах.

Человек вождя
Ретроспектива Дмитрия Налбандяна в Новом Манеже. 30.08.2006
В московском Новом Манеже открылась выставка, посвященная столетию со дня рождения художника Дмитрия Налбандяна – автора канонических портретов советских вождей и создателя официальной живописной сталинианы.

7 самых дорогих русских картин

З а последние 10 лет работы известных русских художников побили многие рекорды мировых художественных аукционов. «Культура.РФ» рассказывает о самых дорогих отечественных картинах по сведениям этого года.

Марк Ротко. «Оранжевый, красный, желтый», 1969

86,9 млн долларов (Christie’s, 2012)

Маркус Яковлевич Роткович, родившийся в 1903 году в Витебской губернии, традиционно из года в год возглавляет все рейтинги продаж «русского искусства». В возрасте 10 лет он эмигрировал с родителями и вырос в США, где укоротил имя до Марк Ротко и стал знаменитым художником-абстракционистом. Ротко прославился как мастер «живописи цветового поля» — беспредметных абстракций, где главным выразительным средством был эффектный, энергичный цвет. А полотно Ротко «Оранжевый, красный, желтый» входит и в десятку самых дорогих картин в мире — после шедевров Пабло Пикассо, Густава Климта и Энди Уорхола.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция», 1916

60 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Абстракции Малевича попадают в свободную продажу крайне редко и обычно весьма сложными путями. Например, «Супрематическая композиция» отправилась на аукцион прямо из государственного музея. Дело в том, что в 1927 году Малевич, стремительно уезжая из Германии, оставил на хранение архитектору Гуго Герингу много работ, привезенных на выставку. В 1958 году наследники Геринга, веря в железный занавес, продали их в амстердамский музей Стеделик. А в 2008 году потомки Малевича отсудили у музея несколько шедевров, поскольку сделка была незаконной.

Хаим Сутин. «Бычья туша», около 1923

28 млн долларов (Christie’s, 2015)

Уроженец Смоленской губернии 20-летний Хаим Сутин переехал в Париж в 1913 году и стал признанным мастером парижской школы, объединившей живописцев из многих стран. Эта картина входит в серию с изображением подвешенных бычьих туш. Сутин писал мясо с натуры, покупая его на бойне, туши висели в мастерской по несколько дней, и он поливал их свежей кровью — для яркости. Соседи жаловались на запах и мух в полицию. Современные искусствоведы считают серию знаковой для современного искусства благодаря натуралистичности живописи и эмоциональному посылу.

Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями», 1913

41,8 млн долл. (Sotheby’s, 2017)

Василий Кандинский написал эту абстрактную композицию в 1913 году для выставки в Германии, однако картина там так и не побывала — началась Первая мировая война. После Октябрьской революции 1917 года картина хранилась в фонде Музея живописной культуры на Волхонке, затем в Пензе, позже — в Третьяковской галерее. В 1974 году полотно оказалось у коллекционера Вильгельма Хака — он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма Владимира Ленина. В 1970-х годах для своей коллекции Хак построил музей, там и хранилась «Картина с белыми лилиями» до самых торгов Sotheby’s.

Василий Кандинский. «Негнущееся и согнутое», 1910

23,3 млн долл. (Christie’s, 2016)

Картина относится к парижскому периоду творчества Кандинского, когда после переезда из Германии он глобально изменил палитру и добавил в нее нежные оттенки и серые тона. Кандинский писал, что его вдохновила атмосфера Парижа, которая напоминала о дождливых днях на родине, в Москве. Фигура в правой части картины, возможно, изображает сюжет похищения Европы быком-Юпитером. Сторонники этой теории даже опознают в фигуре в самом углу резвящегося морского конька.

Алексей Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)», около 1910

16,5 млн долларов (Sotheby’s, 2008)

Соратник Кандинского по берлинскому художественному обществу «Синий всадник» Алексей Явленский, покинувший Россию в 1896 году, считается одним из создателей немецкого экспрессионизма. На картине изображена девушка из деревеньки под Мюнхеном, чье настоящее имя неизвестно. Прозвище Schokko она заработала, каждый раз прося чашку горячего шоколада во время позирования в холодной студии. Картина была написана на доске, на обороте которой когда-то находился второй портрет девушки — «Шокко в красной шляпе». Художник сумел разделить доску, и «Шокко в красной шляпе» сегодня находится в нью-йоркской частной коллекции.

Валентин Серов. «Портрет Марии Цетлиной», 1910

14,5 млн долларов (Christie’s, 2014)

Произведения Серова так редко появляются в продаже, что покупатели за них едва ли не дерутся. Это полотно попало на аукцион при печальных обстоятельствах. Мария Цетлина, которая также была коллекционером, в 1959 году завещала свое собрание израильскому городу Рамат-Ган с тем условием, что новый музей русского искусства будет назван в честь нее и мужа. Хорошего здания у этого музея с годами так и не появилось, и в 2014 году муниципалитет города отдал портрет — самую дорогую картину унаследованной коллекции — на аукцион. Причем сделал это втайне и от горожан, и от местных депутатов. Однако картина Серова все же была продана за 14,5 миллиона долларов.

Ссылка на основную публикацию