Санкт-петербург 200 лет назад – уникальные фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Санкт-петербург 200 лет назад – уникальные фото

Санкт-Петербург 200 лет назад — уникальные фото

Бенжамен Патерсен (1750-1815) – известный шведский художник-портретист, бо́льшую часть жизни проработавший в Санкт-Петербурге.

Ниже представлены фото его картин, которые он создал, живя в Российской империи. Причем здесь собраны только пейзажи города Петра Великого.

Не только любителям искусства, но и всем, кто увлекается историей, будет интересно посмотреть, как выглядел Петербург более чем 200 лет назад. Фотоаппаратов в ту пору еще не было, поэтому для того, чтобы посмотреть в прошлое глазами современников, нужно довольствоваться работами художников.

Санкт-Петербург 200 лет назад

Итак, перед вами городские пейзажи Санкт-Петербурга в работах Бенжамина Паттерсона. Приятного просмотра!

Вид Английской набережной и Галерного двора с Васильевского острова

Вид Английской набережной с Васильевского острова

Вид набережной Васильевского острова у Академии Художеств в Петербурге

Дворцовая набережная Зимнего дворца и Эрмитажа. Вид с Васильевского острова

Дворцовая площадь и Зимний дворец (начало Невского проспекта)

Казанский собор со стороны Невского

Каменный остров с дворцом Александра I

Ледяная горка в Санкт-Петербурге, 1788 г.

Марсово поле и Румянцевский обелиск

Михайловский замок со стороны набережной Фонтанки, 1801 г.

Мраморный дворец и окрестности

Мраморный дворец со стороны Петропавловской крепости

Набережная Васильевского острова у Академии искусств

Набережная Невы у Сената, 1801 г.

Невские ворота Петропавловской крепости

Окраины Петербурга у фарфорового завода

Петербург в день празднования 100-летия города

Полицейский мост на Невском проспекте

Сенатская площадь и конная статуя Петра I, 1799 г.

Сенная площадь в Петербурге

Смольный монастырь со стороны Охты

Стрелка Васильевского острова

Таврический дворец со стороны сада

К слову, вас могут заинтересовать уникальные фото старой Москвы.

Великий потоп 200 лет назад, плюс Термоядерная война. Уничтожившая единую империи Земли.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Дата потопа не точна! Попробуйте определить сами, цифры дико разняться. Вероятнее всего 1815г, год без лета. Это великое событие почему-то скрыли. Академик Давыденко отсылает начало этого события на 1350 год.

Все наверное слышали про 200 летний лес, про следы ядерных ударов на земле, ну и про великий потоп. Тут я покажу только часть того, что нарыли Исследователи за несколько лет.

Единая империя земли. Это стиль архитектуры, который прослеживается по всему миру. Весь Питер застроен в этом стиле.

Плюс большинство из нас не знает своих дальних предков. ^_^ Верить или нет, решать Вам.

Кто устроил всё это безобразие. Я описал тут: http://cont.ws/post/157372

ВЕЛИКИЙ ПОТОП — только факты.

Упоминание слово plumage(потоп) в гугл книгах.

Археологические раскопки возле Никольского собора смотрим уровень земли и наноса сели.

Архангельский собор. Земля в подвале. Как она там оказалась? Селевой поток занёс грязь в подвал. Под ней отлично видно каменный пол.

В ЦЕНТРЕ ВОРОНЕЖА РАСКОПАЛИ УНИКАЛЬНЫЙ КИРПИЧНЫЙ МОСТ

Ставрополь :)Интересно так затопило. Видно что был ровный проспект и его селью накрыло.

Юрьев монастырь, смотрим уровень окон

Утопленные полы этого монастыря

Арка Септемия Севера РИМ утопленная селью

del Castello dell’acqua Giulia

Тоже занесло метров на 5 Италия

Казань, раскопки квадратной церкви 1708 года. Норм так затопило :DD

Археологические раскопки около церкви Козьмы и Дамиана Петропавловского собора

Кремль занесло, в некоторых местах слой сели до 9 метров.

В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всем пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 2.28 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоев земли. Толщина снятых пластов четко отмечена темной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землей, оказалась на виду, ее закрасили темной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых пойдет речь.

Под раскопом обнаружили могилу 1699, то есть потоп был позже учтём.

Даев переулок Москва.

Как видно на монете 1735г, найдена на месте раскопок. То есть потоп был позже 1735 года.

Владимир. +скрываемая имперская архитектура.

Турция. Селевой поток и старая гравюра памятника.

Вторая мостовая в Питере

Архангельская крепость. На ней видно, как покосило здание от ударной волны. И засыпанный слой сели.

Утопленный квартал Солянка в Москве.

Аксонометрический план Санкт-Петербурга на нём хорошо видно в центре окна, ниже чем снаружи. А по сторонам здания, окна закрыты селью.

Раскопки в Израиле. Как говорят нам учёные мозайку покрыл культурный слой ^_^ Как Вы себе представляете, чтобы люди не убирали такую красоту. Логично же? Что была площадь, её накрыло волной.

Ещё больше информации тут, присоединяйтесь. В каждом городе есть следы селевого потока, прошедшего по всей территории Русской равнины:

Губерния, оставшаяся только на фото. Окрестности Санкт-Петербурга сто лет назад и сейчас

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    В Строгановском дворце представили архивные снимки Санкт-Петербургской губернии. Сегодня это два разных региона: город Санкт-Петербург и Ленинградская область. Большинство фотографий раньше были доступны только ученым.

    Это почти 200 снимков и 200 открытых писем из собрания Русского музея. На них изображения северной столицы, ее пригородов и интерьеры отдельных зданий.

    Русская служба Би-би-си сравнила прошлое и настоящее. Причем, чтобы сделать некоторые фото с той же самой точки сегодня, надо пересечь государственную границу с Эстонией.

    Дворец «Бельведер»

    Кликните Старый Петергоф

    Дворец «Бельведер« (на итальянском «прекрасный вид»; арх. А.И. Штакеншнейдер, 1856) расположен на Бабигонском холме в южной части Лугового (Озеркового) парка Петергофа.

    Парк — любимое место для прогулок, а во дворце императорская семья устраивала пикники. После революции во дворце был организован Дом отдыха. Во время войны дворец серьезно пострадал, скульптуры исчезли. В 1953-1956 гг. в нем были проведены реставрационные работы.

    Сегодня дворец опечатан и окружен забором. Впрочем, не очень надежным, а охранники любезно пускают редких туристов (бесплатно).

    Вокзал в Стрельне

    Кликните Стрельна

    Здание вокзала в Стрельне (арх. Л.Н. Бенуа, 1857) во время войны было повреждено. Его восстановили, но не полностью. Поэтому сейчас вокзал выглядит намного проще, чем в начале ХХ века.

    Но и роль самого здания сегодня куда менее важна. Состоятельные люди больше не ездят в Стрельну на электричках, предпочитая машины или даже катера, а железнодорожная ветка от Балтийского вокзала скорее просто заменяет линию метро, которого в Петродворцовом районе Петербурга нет.

    Спасская церковь в 1-м Парголово

    Кликните Петербургская губерния

    Храм Спаса Нерукотворного Образа (арх., инж. К.А. Кузьмин, 1880) был построен для местных крестьян и дачников на Шуваловском кладбище.

    После завершения строительства новой церкви старый деревянный храм XVIII в. разобрали и из его материала возвели небольшой храм в честь св. благоверного князя Александра Невского (слева на старом снимке).

    После революции церкви не закрывались. В годы войны на разросшемся кладбище были образованы братские и одиночные могилы.

    Сегодня увидеть храм Спаса Нерукотворного Образа с дороги в конце мая и летом — невозможно. Фотограф Фелиш сделал свой снимок 150 лет назад, и с тех пор кладбище стало значительно больше и заросло деревьями.

    Дворец в Ораниенбауме

    Кликните Ораниенбаум

    В XIX в. дворец принадлежал великому князю Михаилу Павловичу, потом им владела его дочь Екатерина Михайловна. Затем внуки — герцоги Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие.

    Ораниенбаум (нем. «Oranienbaum» — «померанцевое дерево») — последняя станция Петергофской дороги и пункт паромной переправы в Кронштадт. Большой дворец (арх. Ф. Фонтана и др.; 1711-1727) построен на территории, подаренной Петром I князю А.Д. Меншикову. В 1743-1762 гг. это была резиденция великого князя Петра Федоровича — императора Петра III.

    Поскольку дворец постоянно менял владельцев, интерьеры в нем неоднократно переделывались, но внешний облик здания почти не изменился. Нижний сад — один из первых регулярных российских парков — был заложен в 1713 г.

    Верхний — пейзажный — включает Петровский парк с крепостью Петерштадт и ансамбль Собственной дачи: павильон Катальной горки и Китайский дворец.

    Парк перед дворцом заметно изменился. А вот реставраторы, судя по снимкам, очень точно повторили все детали дворца, запечатленные фотографом в начале ХХ века.

    Египетские ворота

    Кликните Царское cело

    1890-е. Альбуминовый отпечаток

    Египетские (Кузьминские) ворота (арх. А.А. Менелас, 1827-1830) стоят при въезде в Царское Село со стороны бывшей суздальской слободы Большое Кузьмино. В 1902-1917 гг. у ворот проходила одна из веток Царскосельской железной дороги.

    Ныне дорога проходит вокруг ворот. В годы войны получили значительные повреждения, реставрировались, и после последней реставрации до 1985 г. в одной из башен была квартира — с отоплением, но не без водопровода.

    Мариентальский пруд

    Кликните Павловск

    Мариентальский пруд (инж. И. Герард, 1793-1795) создан в запруде реки Славянки. В 1837 г. начинается застройка приобретенных архитектором А.П. Брюлловым дачных участков вблизи крепости Мариенталь (Бип).

    На фото видны здания нескольких дач, в том числе вице-адмирала А.И. Панфилова, а также обелиск в память основания Павловска. После войны местность пришла в запустение.

    Вернуть Мариентальскому пруду исторический вид пока не удалось. Интересная деталь: именно здесь Николай Гоголь писал «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Царскосельский манеж

    Кликните Царское село. Манеж

    В архиве этот снимок значился как «Царскосельское дворцовое управление», но это не так. Скорее всего, ошибку допустили еще в далеком прошлом и, скорее всего, случайно.

    На самом деле на фото изображен бывший царскосельский манеж. Он находится в нескольких перекрестках от дворцового управления. Видимо, в XX веке кто-то просто перепутал соседние карточки.

    Ивангородская крепость

    Кликните Нарва

    Крепость расположена на правом берегу реки Нарвы напротив ныне эстонского города Нарва.

    Она была заложена на Девичьей горе в 1492 г. по указу царя Ивана III, имела мощные стены и десять оборонительных башен (на фото видны Новая Водяная, Широкая, Провиантная, Колодезная, Пороховая), спасавшие северо-западные территории России от многочисленных нападений.

    В ходе Северной войны крепость утратила оборонительную функцию, а город стал Ивановской стороной города Нарвы.

    Введенное Петром I новое административное деление вернуло крепости статус самостоятельного города, который, как и Нарва вошел с 1710 г. в состав Санкт-Петербургской губернии. Развивался как центр текстильной промышленности.

    Пятипролетный мост через реку Нарву, построенный по проекту инженера К. Бульмеринга, во время войны был взорван. Потом на его месте построили новый. Справа на снимке видна лютеранская церковь памяти императора Александра II (арх. О. фон Гиппиус, 1881-1884).

    Сейчас чтобы сделать такой снимок, надо отправиться в другую страну. Это фото сделано в Эстонии. Через одноименную реку в Россию можно попасть по «мосту Дружбы». Причем, не только на машине или автобусе, но и пешком.

    Железнодорожная станция Лигово

    Кликните Лигово

    Станция была основана в 1857 году, а деревянный навес на первой платформе (арх. С.Н. Лазарев-Станищев) появился лишь в самом конце века, в 1899 году. Во время войны все станционные сооружения были уничтожены и построены заново.

    Сегодня отсюда можно уехать в сторону Петергофа, Красного Села или Балтийского вокзала Санкт-Петербурга.

    Дача великого князя Бориса Владимировича

    Кликните Царское село

    С 1878 г. этим участком земли владела княгиня М.М. Мещерская, в 1896 г. его выкупил великий князь Владимир Александрович для обустройства дачи и парка к совершеннолетию сына Бориса (1877-1943).

    Здание коттеджа, подаренное королевой Англии, привезли в разобранном виде. В усадьбе также построены Запасной дом, Конюшенный корпус, Оранжерейный корпус, два Служебных корпуса, павильон Чайный домик (сгорел в 1970 г.). Был разбит парк.

    После революции 1917 г. дачу национализировали и до переезда в Москву усадьбу занимал А.В. Луначарский. С 1922 г. дача и все хозяйственные постройки переданы «Опытной станции» (НИИ Растениеводства), которой руководил Н.И. Вавилов.

    Сейчас увидеть этот особняк можно, только когда на деревьях нет листьев и только через забор. Он находится на закрытой территории.

    Но охранники не очень бдительно следят за входом в парк, чем постоянно пользуются жители Пушкина и поклонники Шерлока Холмса. Дело в том, что в усадьбе были сняты несколько сцен из фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» («Охота на тигра», 1980).

    Малый (Железный) Китайский мост

    Кликните Царское село

    Рядом с Китайской деревней в Александровском парке архитектор Ч. Камерон построил четыре Китайских моста: Большой, два Малых и Крестовый. Два Малых (Железных) моста через Крестовый канал сначала были деревянные.

    В 1786 г. по приказу Екатерины II их разобрали и установили металлические. (арх. К. Шпекле). В годы войны Малые мосты были сильно разрушены, их отреставрировали в 2011 г.

    Екатерининский парк

    Кликните Адмиралтейство

    В архиве было указано, что на этом снимке изображен Арсенал в Александровском парке Царского Села. На самом деле это здание Адмиралтейства из соседнего Екатерининского парка.

    Орловские (Гатчинские) ворота

    Кликните Царское cело

    Орловские ворота (арх. А. Ринальди) установили по указу Екатерины II на границе Екатерининского парка при выезде в Гатчину. Их возвели в честь графа Г.Г. Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы (1771).

    На аттике ворот, стороне, обращенной к Гатчинской дороге, есть строка из стихотворения А.Н. Майкова: «Орловым от беды избавлена Москва». В 1781 г., чтобы предотвратить свободный въезд в парк, в арочном пролете установили металлические ворота, а в 1784-1786 гг. с двух сторон от ворот установили железную ограду.

    Сегодня Орловские ворота выполняют только декоративную функцию. И туристы, которые приезжают со стороны Гатчины, чтобы попасть в парк, должны воспользоваться куда более скромной калиткой, чем этот монументальный вход. Но есть и плюс: припаркованные перед воротами машины не эвакуируют.

    Вокзал Ораниенбаума

    Кликните Ораниенбаум

    Здание вокзала (арх. Ф.Л. Миллер, 1862-1864) сгорело во время войны, но его реконструировали, сохранив исторический облик.

    Сейчас вокзал Ораниенбаума работает: сюда приходят электрички из Санкт-Петербурга. Но только те, которые уходят с Балтийского вокзала.

    Арсенал в Царском Селе

    Кликните Царское село

    Парковый павильон (арх. А.А. Менелас, А.А. Тон, 1819-1834) построен по образцу павильона в Виндзорском парке во время благоустройства Александровского парка на месте обветшавшего охотничьего павильона «Монбижу» (франц. «моя драгоценность») в Зверинце (рядом с Белой башней и Шапелью).

    Он использовался для хранения и показа коллекции оружия Николая I. Это был один из первых императорских музеев оружия.

    В 1885 г. Александр III передал коллекцию в императорский Эрмитаж. В Арсенале оставалась коллекция посуды и собрание небольших конных моделей офицеров и нижних чинов.

    Сегодня в арсенале снова выставляют оружие. Здание выглядит в точности, как на снимке конца XIX века.

    Архивные фотографии и описания к ним предоставлены Русским музеем.

    С чего начинался Исаакиевский собор

    Посетители выставки «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», открытой в Российском этнографическом музее, смогут увидеть, как первоначально выглядели иконы этого храма

    Фото: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

    Исаакиевский собор, возведенный в центре столицы Российской империи в первой половине XIX века, стал крупнейшим православным храмом в Петербурге. В последние десятилетия он вошел в тройку самых посещаемых музеев Северной столицы наряду с Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Петергоф». Уникальные сокровища музейного фонда Исаакия и представлены сейчас на выставке. Несомненно, интерес к юбилейной экспозиции подогрет еще и прошлогодними страстями, когда многие петербуржцы неодобрительно отзывались о перспективах передачи собора в ведение Русской православной церкви.

    Экспозицию, развернутую в Императорском зале Российского этнографического музея, условно можно разделить на несколько частей. Первая посвящена собственно строительству Исаакиевского собора, которое продолжалось фактически 40 лет. На конструкциях, стилизованных под строительные леса, представлены чертежи, проекты будущего собора, личные документы автора замысла — архитектора Огюста Монферрана. Здесь, в частности, можно увидеть вид на жительство, или, как это называлось в Российской империи, билет, дававший иностранцу право жить в Петербурге.

    Современный Исаакиевский собор стал третьей по счету церковью, построенной во имя святого Исаакия Далматского. Петр I считал его своим небесным покровителем: один из дней памяти святого — 30 мая, в этот день в 1672 году родился будущий император. Первая Исаакиевская церковь в Петербурге была возведена в 1706 году для адмиралтейских верфей, в ней 19 февраля (1 марта) 1712 года Петр I обвенчался с Екатериной Алексеевной. Вторая Исаакиевская церковь появилась в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала; царь собственноручно заложил первый камень в основание нового храма во имя Исаакия Далматского. Третий Исаакиевский собор планировали строить еще во второй половине XVIII века, но только в 1809 году император Александр I объявил конкурс на возведение нового храма, строительство которого по проекту Монферрана и началось 200 лет назад.

    Голубя из-под купола Исаакиевского собора впервые покажут публике вблизи. Фото: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

    Еще одна часть экспозиции рассказывает историю освящения храма. Впервые появилась возможность увидеть вблизи скульптуру голубя, что парит под куполом. «Это тот самый голубь, который виден в просвете плафона, — пояснила корреспонденту TANR Юлия Ушкова, куратор выставки, научный сотрудник музея «Исаакиевский собор». — Но посетители собора смотрят на него снизу, откуда он кажется маленьким, а здесь видно, что он огромный, что размах его крыльев — 2 м. В середине XIX века он был отлит по модели мастера Ивана Дылева на заводе Чарльза Берда, русского инженера и предпринимателя шотландского происхождения, методом гальванопластики из меди. И это уникальная возможность посмотреть на скульптуру вблизи. Сейчас идет реставрация фонаря собора, поэтому голубь снят».

    Впервые здесь можно увидеть и то, как первоначально выглядели иконы этого храма, нетрадиционного для русского церковного строительства. Сначала это были живописные полотна кисти художника Тимолеона (Тимофея Андреевича) Неффа — три огромные, более 10 кв. м, иконы первого яруса главного иконостаса. Потом их переводили в мозаику, которая и представлена сейчас в соборе. А живописные оригиналы хранятся в фондах, их за эти столетия никто, кроме специалистов, не видел. Сейчас на них могут полюбоваться все желающие. Особенно обращает на себя внимание необычный фон этих полотен: рисунок на них выполнен с использованием промытого речного песка с последующим золочением.

    «С одной стороны, идея выставки очень проста: мы отмечаем дату 200-летия начала строительства, — говорит Юлия Ушкова. — Но, с другой стороны, понятно, что 40 лет не уместить в одной экспозиции, и мы крупными мазками представили самые главные этапы строительства собора и те редкие экспонаты из фондов, которые обычно не видят посетители».

    Как строился Исаакиевский собор. Фото: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

    Например, в музее «Исаакиевский собор» хранятся эскизы и рабочие варианты росписей, выполненные в конце 1940-х — начале 1950-х годов, накануне первой послевоенной реставрации. Собор выстоял в блокаду, спасая не только свои фонды. Именно здесь, в подвалах Исаакия, пережили бомбежки и артобстрелы экспонаты многих ленинградских музеев, которые не успели уехать в эвакуацию. Но, поскольку в самом соборе тогда не было вентиляции и отопления, храмовая живопись серьезно пострадала. Перед началом реставрации ленинградские художники, чтобы почувствовать манеру старых мастеров и точнее подобрать тона, фиксировали состояние живописи, тренировали руку. Эти работы тоже никогда раньше не экспонировались, на выставке им целиком отведена галерея второго этажа.

    Весь минувший год в Петербурге бушевали страсти вокруг сохранения Исаакиевского собора в качестве музея, петербуржцы выходили на митинги протеста против передачи его РПЦ. В последние месяцы эти бури поутихли, но вопрос пока не решен окончательно. Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, на вопрос корреспондента TANR, продолжит ли церковь настаивать на передаче ей собора, ответил, что не видит причин для конфронтации. «Моя позиция как члена экспертного совета заключается в том, чтобы все это было сделано без ущерба для уникального коллектива и для уникальной коллекции, — пояснил Леонид Калинин. — Смещение акцента в сторону храма без ущерба для музея на сегодня возможно, но необходимо искать новые формы управления. Если мы все вместе придумаем, как превратить собор в русский Ватикан, в северную столицу православия, тогда можно серьезно говорить об изменении статуса. Но пока эти формы не найдены».

    Выставка в Российском этнографическом музее продлится до 1 апреля.

    Как праздновали День города, когда Петербургу исполнялось 100, 200 и 250 лет? Фотографии и воспоминания петербуржцев

    В 2018 году Петербург отметил свое 315-летие. В тот День города канатоходец прошел по разведенному Дворцовому мосту, а по Невскому проспекту шли настоящие слоны. К празднику открылись станции метро «Новокрестовская» и «Беговая».

    «Бумага» собрала архивные фотографии с празднования Дня города в 1903 и 1953 годах, а также воспоминания петербуржцев из записей проекта «Прожито», которые восхищались убранством Петербурга и критиковали власти за слишком большие траты на праздник.

    К 100-летию Петербурга отчеканили памятные медали с Петром I

    На 200-летие Петербурга многие здания украсили, по городу шли парады и гуляния

    Константин Романов

    Член Российского Императорского дома, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук

    — 16 мая (по старому стилю День города отмечали в эту дату, — прим. «Бумаги»). Пятница. Пишу утром 17-го. Вчерашнее празднование 200-летия существования Петербурга прошло очень торжественно, при жаркой, восхитительной погоде. Еще с вечера накануне развели плавучие мосты старый Троицкий и Дворцовый, и вся Нева запестрела множеством пароходов, военных и частных яхт. На набережной густые толпы народа. В 8 утра с крепости раздался салют в 21 выстрел.

    К 11-ти на красиво разубранной местами для публики, мачтами и флагами Суворовской площади, к устроенному посредине шатру, собрались высшие чины: ждали Их Величеств к открытию нового Троицкого моста, который был еще разведен. Прибыла вдовствующая Императрица с Наследником, а за ними Царь с Царицей. Перед иконой Казанской Божией Матери викарный архиерей отслужил молебен с водосвятием.

    Потом Императрице Марии Федоровне поднесли на бархатной подушке электрический привод, и как только она надавила его пуговку, разводная часть моста стала медленно повертываться и соединила постоянный мост с берегом. Тогда Ее Величество ножницами перерезала пеструю ленту, загораживавшую мост, и все за иконой и духовенством направились пешком по великолепному новому мосту на правый берег.

    Оттуда в экипажах вернулись на левый берег и поехали на Сенатскую площадь, где у памятника Петру Великому митрополит Антоний служил молебен. Потом войска прошли церемониальным маршем. — Весь день и до поздней ночи на набережной и на новом мосту толпились сплошной массой гуляющие и катающиеся.

    Сергей Минцлов

    — Утро чудесное! Пошел по Невскому пр. пешком к собору Исаакия. Пестреют флаги и драпировки, магазины закрыты. Против Невского у Николаевского вокзала стоит арка с тремя картинами: средняя изображает бурю на море и Петра, спасающего тонущих; левая — вид Петербурга, правая — вид Невы до основания города. Народ лился по обеим сторонам густой и спокойной волной; много было простонародья, все приодеты, чистенькие, трезвые: винные лавки были закрыты еще накануне.

    Некоторые дома украсились художественно. Всероссийски известный пройдоха — Генрих Блок весь футляр, закрывающий новостроющийся дом его, завесил гигантским полотном с цифрою 200 среди нарисованных цветных гирлянд. Дурацкие шесты обвили ельником; на панели против Гостиного двора устроен сквозной зеленый трельяж, тоже перевитый ельником. Это место — лучшее в Петербурге.

    Против средних ворот устроен дикий уголок первобытной Невы: скалы, ели, и среди них с топором в руке стоит Петр, как бы озирая простор перед собой. Задумана декорация и выполнена художественно. Несколько наискосок, со стен Пассажа, выдвигается нос оснащенного белого корабля с надписью «Россия»; на нем опять Петр.

    Дума украшена безвкусно: перед какой-то размазанной по полотну яичницей, долженствующей изображать лучи восходящего солнца, вычурно и напыщенно стоит Петр, опираясь на трость; боковые картины тоже аховые, не выше работ домовых маляров; одна представляет иллюстрацию к стихотворению о починке Петром разбитой ядрами лодки рыбака; Петру сделали такую физиономию, точно он не лодку чинил, а стрельцов рубил!

    По окончании церемонии освящения нового Троицкого моста — долгонько строили его, сердешного! — через Машков переулок я пробрался к Неве, как раз в момент открытия пальбы. Вся река вдоль левого берега была покрыта разнокалиберными судами, увешанными гирляндами флагов; ясный день, многочисленные суда, флаги на домах — все давало красивую картину. Белые дымки, то и дело взлетавшие над крепостью и с бортов судов, делали ее еще более величественной; громы орудий не смолкали.

    Виктор Жирмунский

    Лингвист и литературовед

    — Сегодня утром, написав несколько ярлыков, я пошел с папой и сестрой гулять по городу. Погода стояла чудесная. Весь город оделся флагами. Народ толпой валил по улицам. Балкончики покрылись полотном красного, синего и белого цвета. На иных виднеются статуи императоров Петра I и Николая II среди темной зелени карликовых пальм. На площадях, как, например, на Исаакиевской, стоят обелиски и колонны с орлами или штандартами. Вокруг них устроили сиденья из веток ели. Столбы украшены большими и маленькими флажками. Вход в Почтамтскую улицу украшен множеством флагов.

    Два штандарта украшают вход на Б. Морскую, которая тоже украшена множеством флагов и столбами на перекрестках. Она имеет очень праздничный вид. На многих флагах напечатано: 1703, 1903, 200 лет и герб Петербурга. На углу Б. Морской и Невского, кроме вышеописанных украшений, поставлены гербы русских городов.

    На Невском Дума украшена деревянным сооружением. В середине этого сооружения стоит статуя Петра I, находящаяся на колонне. У ног его совещаются фельдмаршалы. Направо масляными красками нарисована сцена из «Кто он?» Пушкина, картина изображает Петра, говорящего с рыбаком. Налево — Петр I объявляет народу о Ништадтском мире. Вход с Невского на Михайловскую улицу отчасти загорожен деревянным пьедесталом соштандартом, вокруг которого бьют два фонтана.

    Два фонтана бьют и вокруг Думы и в Казанском сквере. Бульвар, идущий параллельно фасаду Гостиного двора, обсажен деревьями, замкнут с одной стороны зеленой деревянной решеткой и украшен на концах колоннами. На зеленой решетке укреплены вензели Петра I и гербы Петербурга. По углам Гостиного двора стоят маленькие статуи Петра. У главного входа стоит огромная, изображающая Петра на скале с топором в руке на берегах Невы. Над воротами, ведущими в Пассаж, укреплен нос лодки «Россия» с парусом, трапом и статуей Петра в середине.

    Долго строящийся дом, на углу Невского и Екатерининской, покрылся к юбилею красной деревянной крышей и навесил на себя множество маленьких флагов. Улицы переполнены торговцами, выкрикивающими достоинства своих жетонов, флагов, книжек, кусков полотна с изображением видов Петербурга и продающими «доброе слово Государя к русскому народу». Раздаются возгласы на разный лад, даже такие: «десять копеек жетон, десять копеек жетон!», будто бы покупатели не верят, что так дешево, или «флаги копейка, флаги копейка». В 12¼ ч. мы вернулись домой. В 12½ ч. в Исаакиевской церкви вдруг загудел колокол, и загремели пушки одна за другой.

    Николай II

    — В 10 ¼ сели в поезд Мама и поехали в город на празднование 200-летнего юбилея Петербурга. На Суворовской площади был молебен и освящение нового моста имени Папа; при нас его разводную часть навели, и мы все прошли пешком до конца. Там сели в коляски и отправились к памятнику Петра Великого. Митроп[олит] Антоний отслужил еще молебен.

    Старые Петровские знамена стояли вокруг помоста. Войска были выстроены по набережной и вдоль Сената до Исаакия. Солнце жгло немилосердно, потому что мы стояли без навеса. После молебна только вошли в шатер, из кот. довольно плохо слышали кантату, исполненную военными певчими. Затем войска прошли церемон. маршем, и мы уехали в Зимний. У нас происходил фамильный завтрак.

    Сергей Минцлов

    — Авторы подметных писем могут-таки поздравить себя с достижением цели: верхи терроризованы, и для широкого доказательства этого отменили иллюминацию. Беспорядки, как оказалось, все-таки были. В Народном доме какие-то карманники крикнули: «тигры вырвались», и бросились в толпу. Произошла паника, и в результате, как говорят, — девять убитых и несколько раненых.

    Передавали, что Клейгельс, узнав о творящемся в Народном доме, с перепугу принял это за начало настоящих беспорядков и приказал не зажигать иллюминацию. У страха глава велики, хотя и то сказать: здорово у него должны были быть напряжены нервы за эти дни! Все украшения — шесты, флаги и т. д. все, кроме громоздких арок, исчезло за ночь… Город выглядит ободранным…

    Позорно мы отпраздновали предполагавшуюся «неделю» Петра! Газеты полны восхвалений и восхищений насчет удачи праздника. Может быть, он и очень удался в Думе за обеденными столами, но на улицах, там, где был весь Петербург, в публичных местах… Нет, не удался наш праздник и не удался, благодаря неуместной и позорной трусости! «Все врут календари», сказал еще Фамусов; «все врут газеты», скажу и я вместе со всеми очевидцами этого торжества, на которое убили сотни тысяч!

    В день 200-летия Петербурга открылся Троицкий мост

    В 1953 году празднование Дня города прошло менее торжественно, чем в 1903-м

    Сергей Дмитриев

    — Сегодня 250-летие со дня основания Петербурга Петром Великим. В газетах — ни слова, по радио — тоже. Полное молчание. Только один листок отрывного календаря напомнил об этом великом в истории нашей страны событии. Да и то потому, что календарь был отпечатан и распродан еще в конце прошлого года. Что же такое обмалчивание истории — тоже борьба против крайностей персонификации, на которые так щедры были до 5 марта 1953 г.?

    Ссылка на основную публикацию