Писистрат и его обвинитель интересные факты - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Писистрат и его обвинитель интересные факты

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция
Писистрат в Афинах.

ПИСИСТРАТ В АФИНАХ

В Афинах явилось новое зрелище: трагедия. Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в лицах мифы о героях. Например, хор одевался товарищами Геракла и пел тревожную песню, что Геракл ушел на подвиг и неизвестно, жив ли; а потом выходил актер, одетый вестником, и рассказывал стихами, что случилось с Гераклом, и хор отвечал на это новой песней, радостной или скорбной.

Афиняне были в восторге от нового зрелища. Недоволен был только старый Солон. Он спросил Фесписа: «И тебе не стыдно притворяться при всех и лгать, будто ты — Гераклов вестник?» Феспис ответил: «Да ведь это игра!» Солон покачал головой: «Скоро для нас все будет игрою».

У Солона был молодой родственник по имени Писистрат. Когда-то отец Писистрата приносил жертву в Олимпии — и случилось чудо: котел с жертвенным мясом закипел без огня, и вода полилась через край. Мудрец Хилон сказал ему: «Это значит, что сыну твоему тесны будут законы твоего города. Поэтому не заводи сына, а если завел — отрекись!» Но отец не решился отречься от сына. Писистрат вырос, стал хорошим полководцем, народ его любил, и вот законы города стали для него тесны.

Однажды Писистрат изранил сам себя мечом, изранил мулов, запряженных в его повозку, выехал в таком виде на площадь и стал жаловаться народу, что на него напали его враги и он с трудом от них ускользнул. Его стали жалеть. Только Солон мрачно сказал: «Не верьте ему, граждане: это он играет трагедию». Но Солона не послушали.

Писистрат попросил, чтобы ему позволили держать при себе телохранителей. Ему позволили. Правда, не копьеносцев — это было бы слишком похоже на царскую власть, — а только дубиноносцев. Но Писистрату и этого было достаточно. Прошло немного времени, и со своими дубиноносцами он захватил акрополь и стал править как тиран.

Солон сказал афинянам: «Писистрат умнее одних из вас и храбрее других: умнее тех, кто не понял его хитрости, храбрее тех, кто понял, да смолчал. Встаньте на защиту закона!» Но народ остался спокоен: Писистрата любили. Тогда дряхлый Солон надел оружие и сел на своем пороге: «Если вы не хотите уберечь ваш город — я хочу уберечь свой дом». Его спросили: «На что ты надеешься?» Он ответил: «На мою старость».

В этот раз Писистрат недолго был у власти: против него соединились двое знатных соперников, тоже мечтавших о тирании, и изгнали его. Но скоро они поссорились друг с другом, и Писистрат сумел вернуться из изгнания. Возвращение устроили необычное. В деревне близ Афин нашли крестьянку, рослую и красивую, на нее надели шлем и Панцирь, дали копье и щит, поставили на колесницу и повезли в город. Глашатаи кричали: «Богиня Афина сама едет в свой город и ведет за собой Писистрата!» Народ сбегался и преклонялся перед богиней. Если бы это увидел Солон, он сказал бы: «Писистрат опять играет трагедию».

Это был еще не конец. На Писистрата восстал его соперник Мегакл Алкмеонид (внук виновника «килоновой скверны»), и дело дошло до сражения. Но войска Мегакла отказались биться с Писистратом и разбежались, а вслед бегущим поскакали на фракийских конях два сына Писистрата, громким голосом крича, чтобы никто ничего не боялся и каждый возвращался к своему очагу: Писистрат не мстит никому. Уйти в изгнание пришлось теперь Мегаклу с его Алкмеонидами. Вслед за ними собрались было прочь и некоторые другие знатные люди, опасаясь Писистрата. Но Писистрат вышел вслед им сам с мешком за плечами. «Что это значит?» — спросили они его. «Это значит, что или я уговорю вас остаться со мной, или уйду с вами». Они остались.

В Афинах сохранилась добрая память о правлении Писистрата. Он был мягок и щедр, старался угождать народу. Однажды кто-то, обидевшись на него, вызвал его в суд, и Писистрат исправно пришел держать ответ, но обвинитель оробел и сам не явился. А пока был жив Солон, Писистрат оказывал ему великое почтение и во всем спрашивал его совета.

Один юноша влюбился в дочь Писистрата и до того дошел в своей страсти, что поцеловал ее на улице. Жена Писистрата возмутилась и попросила мужа наказать дерзкого. Писистрат ответил: «Если мы будем наказывать тех, кто нас любит, то что же нам делать с теми, кто нас не любит?» —и выдал дочь замуж за этого юношу.

Когда-то мудреца Питтака спросили: «Что на свете самое удивительное?» Он ответил: «Тиран, доживший до старости». Таким удивительным тираном оказался Писистрат. Он дожил до преклонных лет, народ его слушался, и враги его не тревожили. По за него расплатились его сыновья.

ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА И ПИСИСТРАТИДОВ

ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА И ПИСИСТРАТИДОВ

Все значение реформ Солона стало ясным только со временем. Непосредственно же после их проведения гражданские волнения не только не прекратились, но, пожалуй, даже усилились. Случались годы, когда из-за острых внутриполитических конфликтов не удавалось избрать архонтов. А архонт-эпоним Дамасий по истечении годичного срока не пожелал оставить должность и удерживал власть более двух лет, пока не был свергнут силой. Иными словами, в афинском полисе появились все симптомы грядущей тирании – явления, в высшей степени характерного для Греции эпохи архаики.

В течение первой половины VI в. до н. э. политическая борьба имела форму противостояния сильных группировок, базировавшихся в различных регионах Аттики и возглавлявшихся местными аристократами. Источники (Геродот, Аристотель, Плутарх) сообщают о трех такого рода группировках. Одна из них (ее членов называли педиэями) действовала в окрестностях Афин. В этой наиболее богатой естественными ресурсами (в частности, плодородными почвами) области Аттики положение аристократии традиционно было особенно прочным, а сама знать – особенно консервативно настроенной.

Представители другой группировки (их называли паралиями) опирались на население прибрежной части Аттики; во главе этой группировки стоял аристократический род Алкмеонидов. Жители побережья отличались меньшим консерватизмом, большей мобильностью; источниками их богатства были не только земельные владения, но также и торговые операции.

Наконец, третья группировка (входившие в нее граждане называли себя диакриями) базировалась в отдаленной северо-восточной части Аттики, которая была самым бедным регионом афинского полиса. Диакрии были настроены наиболее радикально по отношению к существующим порядкам, во многом еще определявшимися господством знати.

Именно диакриев в 60-х годах VI в. до н. э. возглавил Писистрат (правил в 560—527 II. до н. э.) – наиболее талантливый и амбициозный политический лидер того времени. Представитель древнего аристократического рода и дальний родственник Солона, он завоевал большую популярность у демоса, особенно после того, как проявил незаурядные полководческие способности в войне с Мегарами. Используя популистские лозунги, Писистрат преуспел в борьбе с соперниками и в конце концов получил от народного собрания разрешение обзавестись отрядом телохранителей, вооруженных дубинами. С этим отрядом он захватил в 560 г. до н. э. афинский Акрополь и объявил себя правителем государства. Правда, вскоре после этого аристократы, объединив свои силы, свергли Писистрата. Однако через несколько лет, вступив в соглашение с Алкмеонидами, он сумел вернуться к власти, но и на этот раз ненадолго: был свергнут и изгнан из Аттики. Лишь в 546 г. до н. э. Писистрат во главе сильного войска вторгся на территорию афинского полиса и окончательно утвердился в качестве тирана. Он правил до своей смерти, а умирая, передал власть сыновьям Гиппию и Гиппарху, основав, таким образом, династию Писистратидов.

В отличие от многих представителей Старшей тирании, которые запятнали себя кровавыми злодеяниями, Писистрат, судя по источникам, пользовался репутацией мудрого, умеренного и даже «кроткого» правителя. Он всячески стремился продемонстрировать легитимный характер своей власти, свое уважение к законам. В частности, он не предпринял ни малейшей попытки отменить законодательство Солона и, более того, постоянно подчеркивал, что следует законам точно так же, как и все остальные граждане. При нем в Афинах продолжали функционировать органы полисного управления: избирались архонты (правда, тиран всегда старался обеспечить занятие этой должности своими ставленниками), заседал Совет ареопага (при этом Писистрат, конечно, держал его деятельность под своим контролем), собиралось народное собрание (однако правитель приказал разоружить демос, заявив, что отныне он сам при помощи отрядов наемников из других городов будет заботиться о безопасности граждан). Но над всеми органами полисного управления теперь была власть одного человека.

Правлению Писистрата были чужды террор и репрессии, характерные для господства других тиранов. Правда, род Алкмеонйдов был вынужден покинуть Аттику, но не потому, что эти аристократы боялись за свою судьбу, а потому, что они не желали сотрудничать с новоявленным владыкой. Как и все представители архаической тирании, Писистрат проводил антиаристократическую политику, направленную на ослабление старой знати: конкуренты в борьбе за власть были ему совершенно не нужны. Он, в частности, стремясь освободить крестьян от произвола местных аристократических вождей, учредил разъездные судебные коллегии. Судьи отправлялись в сельскую местность и там разбирали тяжбы между земледельцами (ранее это было прерогативой аристократов). Писистрат во многом покровительствовал крестьянам: выдавал беднякам кредиты на льготных условиях и т. п. Не случайно даже много лет спустя после ликвидации тирании афинские крестьяне вспоминали о времени правления Писистрата как о «золотом веке». И это несмотря на то, что он взимал с земледельцев в свою пользу довольно тяжелый (по античным меркам) налог – десятую часть доходов.

Писистрат стремился превратить Афины в крупнейший экономический, политический и культурный центр Эллады. Для этого он проводил активную внешнюю политику. В его личном владении находились территории на северном побережье Эгейского моря с серебряными рудниками, приносившими тирану значительный доход. Писистрат старался установить контроль над черноморскими проливами, через которые в Аттику доставляли хлеб, и для этого основал на подступах к ним опорные базы. Остров Делос, где находилось святилище Аполлона – главный религиозный центр ионийцев, был также взят афинским тираном под свое покровительство.

Афинский правитель проявил себя умелым дипломатом: ему удавалось одновременно поддерживать дружественные связи со Спартой и Аргосом, а также с Фессалией и рядом островных полисов. Его правление ознаменовалось, пожалуй, только одной крупной внешнеполитической неудачей: резко ухудшились отношения Афин с Дельфами, а находившийся там оракул Аполлона пользовался огромным авторитетом во всем греческом мире.

Религиозная и культурная политика Писистрата также способствовала возвеличению афинского полиса. Тиран не жалел средств для организации пышных общественных празднеств. С необычайным блеском и торжественностью стали отмечаться при нем раз в четыре года. Великие Панафиней праздник в честь богини Афины, превратившийся в главное культовое и общественное мероприятие афинского календаря. Поощрялся Писистратом культ Диониса бога умирающей и воскресающей природы, веселья и вина. Проводившийся весной в Афинах праздник в честь Диониса – Великие Дионисии – получил известность во всем эллинском мире. Именно из ритуалов этого праздника и родился древнегреческий театр.

Писистрата, которому вопросы религии, культов были особенно близки, можно назвать настоящим религиозным реформатором. В окружении афинского тирана мы встречаем видных представителей мистического религиозного движения орфиков. Почти невозможно назвать такого бога, которому Писистрат не постарался бы воздать должное. При нем в Афинах (на Акрополе и в других местах) появились первые каменные храмы, святилище Аполлона, началось сооружение грандиозного храма Зевса Олимпийского[12].

Панафинейское жертвоприношение. Рисунок на вазе

Дионис и силен. Роспись на вазе

«Дионис и менады». Чернофигурная амфора

По распоряжению Писистрата была сделана запись гомеровских поэм, что позволило из различных версий, бытовавших в устной передаче, создать единый канонический текст. Писистратиды поощряли развитие культуры: в Афинах творили знаменитые поэты Анакреонт и Симонид, процветало изобразительное искусство, в частности вазопись.

Старший сын Писистрата Гйппйй, ставший его наследником, на первых порах продолжал достаточно мягкую и корректную политику отца. Он даже попытался примириться со знатными родами, ранее покинувшими Афины. На родину возвратились Алкмеониды, а их глава Юійсфен получил возможность в 525 г. до н. э. занять должность первого архонта.

Ситуация изменилась в 514 г. до н. э., когда два афинских аристократа – Гармодйй и Арйстогйтон, побуждаемые личной обидой, составили заговор с целью свержения Гиппия. В результате их выступления был, однако, убит лишь младший брат тирана – Гиппарх. Заговорщики были схвачены и казнены. Впоследствии, после ликвидации тиранического режима, Гармодий и Аристогитон были провозглашены героями-покровителями афинской демократии, а их имена еще долго были окружены ореолом славы и почета. После раскрытия заговора аристократов Гиппий стал более подозрителен; его режим приобрел черты жестокости и начал постепенно утрачивать популярность. Алкмеониды вновь были изгнаны из Афин. Обосновавшись в Дельфах и приобретя там значительное влияние, они начали плести против тирана интриги. В конце концов Спарта под давлением дельфийских жрецов разорвала дружественные отношения с Гиппием и объявила Афинам войну. В 510 г. до н. э. в город вступило спартанское войско под командованием царя Клеомена І. Гиппий со своими родственниками был осажден на Акрополе, вскоре он вынужден был сдаться и покинуть территорию полиса. Так была свергнута афинская тирания, просуществовавшая с перерывами около полувека.

Критии и Несиот. Гармодий и Аристогитон, или Тираноубийцы (V в. до н. э.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

ЗОЛОТОЙ ВЕК ПИСИСТРАТА

ЗОЛОТОЙ ВЕК ПИСИСТРАТА Тиран… был гуманным и кротким человеком. Аристотель. Политика. Тираны изгнали «лучших людей» и разделили между крестьянами их земли. Над равнинами Аттики снова взошло солнце, и крестьяне мирно пахали свои поля под пение жаворонка. Они говорили, что

Тирания моды

Тирания моды «Дамам – кафтаны [носить] белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папельон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам – кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага

4. Тирания есть тирания

4. Тирания есть тирания

4. Тирания есть тирания

3. Раннегреческая тирания

3. Раннегреческая тирания Большое значение в политическом развитии Греции в VII–VI вв. до н. э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами

3. Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560–510 гг. до н. э.)

3. Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560–510 гг. до н. э.) Революция Солона заложила основы полисной демократии, но в столь короткий срок не могла выкорчевать все остатки родового строя, окончательно сломить господствующее положение знати. Накопленные богатства,

3. Тирания на материке

3. Тирания на материке В государствах, где решить эти проблемы не удавалось, власть нередко оказывалась в руках одного лица. Его незаконное правление называлось «единоличной властью» (monarchia) или лидийским словом tyrannis, вошедшим в широкое употребление. В силу ряда факторов

4. Принципы Солона и правление Писистрата

4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

Тирания чисел

Тирания чисел Несмотря на все свои достижения и огромную пользу, наука, тем не менее, не в состоянии помочь человеку разобраться со всеми без исключения проблемами. Да, наука достигла головокружительных высот, но ее методы зачастую пытаются применить там, где она

Книга вторая Тирания

Книга вторая Тирания Осознание Человек упорно трудится, но приходит время — и он оглядывается на пройденный путь. За кипучей деятельностью он почти перестал размышлять о смысле своей жизни. Теперь до него доходит, что век, прошедший уже одну треть положенного ему

Тирания vs Демократия

Тирания vs Демократия Событие это известнейшее, материалов тьма, посему не стану лишний раз повторять высокие слова о «стремлении граждан английских колоний в Северной Америке к свободе и демократии». Кому интересно, найти легко. Однако слова словами, а реально все, как и

Раннегреческая тирания

Раннегреческая тирания Заметное явление в истории архаической Греции — тирания. Терминология «тиран», «тирания» образована на лингвистической основе лидийского языка. По существу в городе-полисе власть захватывалась узурпатором, который в своей политической

Тирания Писистрата

Тирания Писистрата Следующий этап афинского государства был связан со вспыхнувшей борьбой различных слоев за политическое преобладание в Аттике. Писистрат выражал интересы мелких землевладельцев, демократически настроенной части Аттики. Это были массы жителей

Тирания Писистрата в Афинах

Тирания Писистрата в Афинах Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою

Тирания есть тирания

Тирания есть тирания Около 1776 г. некие важные в английских колониях персоны совершили открытие, которое, как продемонстрировали последующие двести лет, оказалось весьма полезным. Они обнаружили, что, создав нацию, символ, узаконенное объединение под названием

Раннегреческая тирания

Раннегреческая тирания Период VIII–VI вв. до н. э. для многих областей Греции характеризуется захватом политической и экономической власти узурпаторами-тиранами. Однако время раннегреческих тираний длится сравнительно недолго, и в конце концов они сменяются господством,

Писистрат и его обвинитель интересные факты

I. Килонова смута*

1… [Судили их триста судей] из благородных родов, принеся присягу над жертвенными животными, [причем обвинял] Мирон. Когда осуждено было кощунство, преступники были выброшены из могил, а род их изгнан в вечное изгнание. Критянин Эпименид по этому поводу совершил очищение государства.

II. Древнейший государственный строй

2. После этого в течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. (2) Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона. Он первый сделался простатом народа. Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем можно сказать, не имел своей доли.

3. Порядок древнего государственного устройства, существовавшего до Дракона, был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. (2) Важнейшими и первыми по времени из должностей были басилевс, полемарх и архонт. Из них первою была должность басилевса, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона, когда наступили затруднительные обстоятельства. (3) Последней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медонте, а некоторые, что при Акаете. В доказательство последние ссылаются на то, что девять архонтов клянутся давать присягу таким же порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодриды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту. Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается никакими из дел, унаследованных от отцов, как басилевс и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. (4) Что же касается фесмофетов, то они стали избираться много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. (5) Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за другой.

Что же касается местопребывания, то девять архонтов находились не все в одном месте, но басилевс заседал в так называемом Букопии близ Пританея (доказательство: еще и теперь там происходит соединение и брак жены басилевса с Дионисом), архонт — в Пританее, полемарх — в Эпиликии. Это место прежде называлось Полемархием, а когда Эпилик после отправления обязанностей полемарха перестроил его и отделал, оно стало называться Эпиликием. Фесмофеты заседали в фесмофетии, но при Солоне все архонты собрались в фесмофетии.

Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, — производить только предварительное расследование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов.

(6) Наконец, совет ареопагитов, хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты. Вот почему это — единственная из должностей, которая остается пожизненной и теперь.

III. Законодательство Дракона

4. Таково было в основных чертах первоначальное государственное устройство.

После этого, немного времени спустя, при архонте Аристехме, Дракон издал свои законы. Что касается государственного строя, то он имел следующий характер. (2) Гражданские права были предоставлены тем, кто мог приобрести себе тяжелое вооружение. Девятерых архонтов, а также и казначеев выбирали из людей, имевших свободного от долгов состояния не меньше как на десять мин, а на остальные, менее важные, должности- из людей, могущих приобрести себе тяжелое вооружение; на должности же стратегов и гиппархов избирали из людей, которые показывали свободного от долгов имущества не меньше как на сто мин и законных детей от законной жены в возрасте свыше десяти лет. За них до сдачи ими отчета должны были представлять поручительство старые пританы, стратеги и гиппархи, причем сами должны были брать четверых поручителей из того же класса, к какому принадлежат эти стратеги и гиппархи.

Писистрат и его обвинитель интересные факты

Реформы Солона не решили социальных противоречий между демосом и знатью, поэтому вспыхнула гражданская война между тремя группировками, недовольными преобразованиями. Одна – паралиев (прибрежная область), которые добивались среднего образа правления. Другая – педиаков (плодородная равнина), которые стремились к олигархии. И третья – диакрийцев (малоплодородная гористая почва), беднейшее население, которое стремились к демократии. Именно диакриев в 60-х годах VI в. до н. э. возглавил Писистрат наиболее талантливый и амбициозный политический лидер того времени.

После столкновений между группировками верх взял Писистрат, установивший в Аттике тиранию. Тирания Писистрата продолжалась с небольшими перерывами с 560 по 527 гг. до н.э. Основной задачей нового правителя были не оздоровительные реформы, а мероприятия по укреплению собственной власти, которые были направлены на удовлетворение потребностей всех слоев населения.

Сельское хозяйство: введение для сельского населения выездных судов (что подрывало власть эвпатридов на местах) и дешевого 5% кредита (лишение эватридов главного источника наживы в виде ссуживания денег под высокие проценты). Эти меры способствовали развитию оливководства. Однако, тем не менее, именно Писистрат вводит налог в размере 1/10 от доходов, что для многих было весьма обременительно

Ремесло: строительная политика Писистрата (строительство храмов, водопровода) увеличила занятость беднейшего населения и стимулировала развитие ремесла. Активная внешняя политика способствовала развитию кораблестроения и торговли. Расцвет керамического ремесла.

Религия и культура: строительство храмов (Деметры, Афины, Зевса), празднование Панафиней и Великих Дионисий. Эти преобразования в первую очередь культивировали сельских божеств, чтобы сельское население продолжало поддерживать Писистрата, и также было направлено на централизацию государства. Афины были сделаны культурным центром, где появилась первая библиотека, записаны были поэмы Гомера, жили выдающиеся поэты того времени.

Захват острова Саламин, овладение побережьем Фракии, укрепление на островах по пути к Понту Эвксинскому, куда шло оливковое масло, и откуда поступал хлеб. Это сделало Афины крупным торговым центром

Установление дружеских связей с другими полисами (Самос, Наксос)

Начинается политика выведения афинских поселений на ряд островов (клерухия). Беднейшее население переселялось на завоеванные территории, получало землю, работало, а заодно и выполняло функцию военного поселения, укрепления. Первая клерухия появилась на Саламине.

Не смотря на ненависть родовой знати, которой два раза удавалось изгонять Писистрата из Афин, власть его оказалась прочной, так как его активно поддерживал народ, благодаря успешной внешней и внутренней политике, а также близости к народу.

После смерти Писистрата в 527 г.до.н.э. власть в Афинах перешла его сыновьям Гиппию и Гиппарху. Их внешняя политика была менее удачна, а образ жизни не сделал их популярными в народе. В 514 г.до.н.э в результате заговора был убит Гиппарх, и Гиппий ужесточил режим, что вызвало массовое недовольство. Пользуясь ослаблением власти Гиппия, давние враги Писистратов род Алкмеонидов активизировал свою политическую деятельность. Представитель этого рода Клисфен собрал вокруг себя всех недовольных политикой Писистратидов. Стычки между сторонниками и противниками Гиппия продолжались несколько лет, пока на помощь Клисфену не пришло спартанское войско, и Гиппий не был со своими сторонниками изгнан из Афин. Было это в 510 г. до н.э. Тирания в Афинах была свергнута.

Политика тиранов поддерживала государственный порядок и социальное спокойствие, стимулировала экономику. Тираны не отменили законов Солона, благодаря чему продолжалось формирование афинское общество и полисные порядки. При деспотизме, беззаконном по самой своей сути, сформировалась потребность в автономном государственном устройстве, определяемом самими гражданами, которая охватила широкие слои афинского народа. Тирания именно из-за ее беззаконности чем дольше длилась и чем резче проявлялась, тем больше — даже в кругах, которые при ней экономически процветали — будила потребность в свободном государстве с четкими законами. Против своей воли тирания помогла рождению полиса V века, для которого она уже подготовила почву, способствовав нивелированию сословий. Именно в этом, наверное, и кроется причина свержения тирании в Аттике. Она стала неизбежным этапом для формирования демократии, т.к. тирания уничтожила родовые принципы во власти, и тем самым открыла дорогу для развития демократии, поэтому и погибла.

7 пикантных исторических фактов, о которых не расскажут в школе

Это куда интереснее, чем наизусть заучивать, какой король в каком году захватил какой замок.

В учебниках этого не пишут, но именно секс зачастую становился причиной и неотъемлемой частью важных событий. И зря не пишут! Это гораздо интереснее, чем наизусть заучивать, какой король в каком году захватил какой замок.

Генерал Хукер и проститутки

Как любой высококультурный человек, ты наверняка слышал, что проститутки на американском сленге зовутся hookers. Так вот, это в честь героя Гражданской войны генерала Джозефа Хукера, известного двумя вещами: поражением при Чанселорсвилле, где его разгромил генерал Ли с армией, вдвое уступавшей по численности, а также тем, что его фамилия послужила для обозначения дам легкого поведения.

Джозеф Хукер столько времени проводил в компании жриц любви и так горячо ратовал за регулярное посещение солдатами проституток, что последних, постоянно следовавших за армией, стали называть «полк Хукера», а затем и просто hookers.

Моцарт и поэзия

Вольфганг Амадей Моцарт, гениальный композитор, написавший свое первое произведение в пять лет, увлекался и поэзией. Но если симфонии Моцарта возвышенны и многогранны, то стихи не отличаются изощренными рифмами или разнообразием тем. Особенно привлекала Моцарта анально-дефекальная тема. Родственники Моцарта считали его стихосложение забавной шуткой, именно поэтому поэтические творения композитора и дошли до наших дней. Своей двоюродной сестре он писал: «Во имя любви моей кожи, я нагажу вам на нос, чтоб стекало по роже» . А маме:

Желаю же вам спокойной я ночи,

Нагадьте в постель со всей своей мочи;

Крепкого сна и лучших вам благ

И поцелуйте свой собственный зад.

Психиатры объясняют подобное увлечение Моцарта банальным синдромом Туретта. Моцарт даже написал несколько классических канонов с неприличными текстами, самый знаменитый из которых — Lech mich im Arsch («Поцелуй меня в зад»). При публикации текст, впрочем, был изменен на «Возрадуемся».

Наполеон и его «маленький генерал»

Отдельные части тел великих людей зачастую таинственным образом исчезают и появляются в музеях или частных коллекциях спустя десятилетия. Так было и с пенисом Наполеона Бонапарта. В 1821 году врач, делавший вскрытие, отрезал его и передал священнику, который исповедовал императора. После этого пенис провел в семье священника около ста лет и в следующий раз появился на публике в 1924 году. Им завладел английский антиквар, а в 1927 году пенис был выставлен в Музее французского искусства в Нью-Йорке.

После этого несчастный скиталец сменил еще нескольких хозяев и в данный момент находится у американского сексолога Джона Латтимера, который купил его в 1977 году за 3000 долларов. Пенис никогда не был снят на видео или сфотографирован. Однако те, кто видел артефакт, утверждают, что он действительно был небольшого размера — около 3 сантиметров.

Жан-Жак Руссо и порка

Жан-Жак Руссо, автор труда «Общественный договор» и в целом ответственный за идеи просвещения и гуманизма в Европе, как ни парадоксально, очень любил порку. Как он написал в автобиографии, все началось, когда в восьмилетнем (в других источниках — в одиннадцатилетнем) возрасте его отшлепала воспитательница пансиона, в котором он жил. Наказание произвело на мальчика противоположный эффект, и впоследствии Руссо, по его признанию, умышленно нарушал порядки пансиона, чтобы быть наказанным. Вероятно, из-за этого Руссо и выступал так ожесточенно против порки в своих трудах, полагая, что этим наказанием можно развратить ребенка (как, по-видимому, случилось с ним).

Казанова и Китти Фишер

Китти Фишер, известную английскую куртизанку XVIII века, сегодня можно было бы назвать «светской львицей»: она вращалась в высшем обществе, тратила деньги своих покровителей, носила дорогие наряды и украшения и время от времени совершала экстравагантные поступки (например, однажды каталась на лошади без нижнего белья). Также Китти была известной натурщицей: она позировала Джошуа Рейнольдсу, Филиппу Мерсье, Джеймсу Норткотту. А Натаниэль Хоун нарисовал миниатюру, на которой Китти изображена с котенком, пытающимся поймать золотую рыбку, что является анаграммой на ее имя: котенок-рыбак (Kitty Fisher).

По одной из легенд, Казанова, посетивший Лондон, отказался переспать с Китти, так как она не говорила по-итальянски, а он привык во время секса «услаждать все органы чувств».

Публий Клодий Пульхр и Бона Деа

Праздник Благой Богини, покровительницы женщин, проводился в Древнем Риме ежегодно, и на ритуальные церемонии не допускались мужчины. Но в декабре 62 года до н.э. на празднование, переодевшись в женское платье, проник некто Публий Клодий Пульхр, знатный римлянин. Какого лешего ему там понадобилось — неизвестно. По одной из версий, он пытался пробраться к жене Цезаря Помпее Сулле, своей любовнице. Непонятно, правда, зачем было это делать на религиозном сборище, где все женщины все равно были заняты исполнением ритуалов, распитием легкого вина и другими скучными обязанностями. Так или иначе, Публия Клодия опознали. Что тоже в целом неудивительно, ведь к участию в церемонии допускались только знатные жительницы города и вряд ли появление незнакомки могло пройти незамеченным. Его опознала мать Цезаря.

Само собой, разгорелся скандал. Во-первых, Цезарь на следующий же день развелся с женой, несмотря на то, что ее вина не была никак доказана. Именно от этого случая и пошла фраза: «Жена Цезаря должна быть выше подозрений». Во-вторых, все участницы мистерии, оскверненной мужчиной, считались проклятыми. Тем, кто носил ребенка (а таких было немало), пришлось сделать аборт, как того потребовали весталки. Проклятие действовало до тех пор, пока не пришел следующий праздник (он был назначен на январь). Так как зима начиналась только после праздника Бона Деа, Цезарь не мог объявить о смене времени года, сенат не мог подписывать законы, в должность не могли вступить вновь избранные магистраты, пропреторы и прочие древнеримские чиновники не могли разъехаться по своим провинциям для управления, и в Риме чуть было не разразился политический кризис. Незадачливый Публий Клодий был приговорен к казни, но благодаря своему высокому происхождению сумел добиться помилования.

Бордель на Кливленд-стрит

Принц Альберт Виктор, старший внук королевы Виктории и претендент на трон, прожил всего 28 лет, но умудрился быть замешанным в ряде громких скандалов. Первый связывает его имя со знаменитым гомосексуальным борделем на Кливленд-стрит. Несмотря на то что не существует никаких доказательств, что Альберт когда-либо посещал это место, да и его близкие друзья говорили, что ориентация у Альберта была самая традиционная, сплетни широко тиражировались американской и французской прессой. А то, что как раз в это время Альберт стал выбирать себе невесту, лишь усугубило мнение общественности, что королевская семья пытается замять скандал.

Кстати, одной из претенденток на роль супруги была его кузина — принцесса Аликс, ставшая впоследствии женой русского царя Николая II.

Ссылка на основную публикацию