Константин бальмонт – биография, факты, фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Константин бальмонт – биография, факты, фото

Интересные факты о Бальмонте

Константин Дмитриевич Бальмонт — критик, переводчик, эссеист и одна из самых заметных фигур Серебряного века русской поэзии. Человек, который всю свою жизнь боролся с черной тоской и меланхолией, но, несмотря на это, писал замечательные стихи о красоте и хрупкости окружающего нас мира.

Современники любили и почитали его, родители — не понимали, власти — презирали и подвергали беспощадной цензуре. Он, словно перелетная птица, метался по миру в поисках душевного покоя и нигде его не находил. Биография Бальмонта трагична и полна интересных фактов. О них и пойдет речь ниже.

Детство

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи во Владимирской губернии. Семья его была пусть из небогатого, но все же дворянского рода. Отец Дмитрий Константинович Бальмонт служил в Шуйском уезде сперва мировым судьей, а затем и председателем земской управы. Мать, Вера Николаевна Лебедева, страстно увлекалась литературой и посвящала ей почти все свое свободное время. Во многом именно она привила сыну любовь к беллетристике — косвенно наставила на путь, которому он будет следовать до конца своих дней.

Читать юный Бальмонт начал рано — уже в 5 лет. Младший ребенок в семье, он часто подглядывал, как мать обучает грамоте братьев, и так потихоньку-помаленьку сам её и освоил. Растроганный и вместе с тем удивленный успехами сына, отец подарил ему первую книгу. К сожалению, выбор он сделал неудачный. Спустя годы, Бальмонт ничего о ней не помнил — говорил только, “что-то о дикарях-океанийцах”.

Мать же, напротив, подошла к вопросу со знанием дела и познакомила мальчика с именитыми классиками народной поэзии: Никитиным, Кольцовым, Некрасовым, Пушкиным и Лермонтовым. “Горные вершины” последнего стали эталоном для Константина — его музой и путеводной звездой. Даже состоявшись как поэт и личность, он все ещё называл их своими любимым стихами.

Когда пришла пора отдавать детей в школу, семья перебралась в городок Шуя, где Бальмонт поступил в подготовительный класс местной гимназии. С учебой у мальчика как-то сразу не сложилось: она быстро наскучила ему, и в итоге досуг он проводил, запоем читая художественную литературу. В возрасте 10 лет Константин и сам делает пробы пера — он сочиняет два своих первых, наивных стиха, один из которых посвящает лету, а другой — зиме.

Окрыленный Бальмонт показывает их матери, но вместо одобрения и поддержки натыкается лишь на жесткую критику и недоумение. Вера Николаевна на корню пресекает дальнейшие попытки сына писать, и в течение последующих 6 лет он — раздавленный родным человеком — больше не задумывается о карьере поэта.

В 1884 году Бальмонта выгоняют из гимназии. Веской причиной для этого служит его членство в нелегальном кружке и агитационная деятельность в поддержку партии революционеров “Народная воля”.

Позже поэт так объяснит свое раннее бунтарское настроение:

“Я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно”.

Благодаря знакомствам и влиянию матери, Бальмонта переводят в гимназию города Владимир. Здесь-то и начинается новая глава в жизни будущего поэта.

Дебют поэта

Переехав во Владимир, Константин оказывается на попечении у своего учителя греческого языка, который номинально выполняет роль его ментора, но по факту лишь следит за тем, чтобы мальчик прилежно посещал занятия и не забивал себе голову всяким вздором. Поэтому, когда в 1885 году в петербургском журнале “Живописное образование” печатают три стихотворения Бальмонта, он снова получает суровый выговор. Ему запрещают писать вплоть до окончания гимназии.

Примерно в то же время тетрадь со стихами Константина каким-то чудом попадает в руки известного общественного деятеля и публициста Владимира Короленко. Тот видит потенциал в молодом поэте и даже адресует ему письмо — серьезное, обстоятельное, где советует не сходить с выбранной тропы и больше полагаться на собственные переживания и чувства, нежели на хладный ум. Заканчивалось послание на доброй ноте — Короленко верил, что когда-нибудь Бальмонт подарит миру нечто незаурядное. Фактически это становится первым признанием для мальчика, доказательством того, что у него действительно есть литературный талант.

Владимир Короленко и Константин Бальмонт

В 1886 Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета, сводит там тесное знакомство с революционерами-шестидесятниками и уже через год с треском вылетает из учебного заведения за участие в беспорядках. Более того, его арестовывают и сажают на трое суток в Бутырскую тюрьму, после чего без суда и следствия отсылают в родную Шую. В 1888 он таки возвращается в лицей, однако история повторяется, и его вновь отчисляют — на этот раз, правда, за банальную неуспеваемость. Уставший от тщетных попыток получить “казенное образование”, юноша решает завязать с ним.

Не проходит и двух лет, как Бальмонт встречает Ларису Михайловну Гарелину — дочь обычного вознесеновского купца. У них завязывается роман, и вскоре, уже через несколько месяцев, они решают пожениться. Родители, особенно мать, противятся этому браку, но Константин идет им наперекор, из-за чего лишается финансовой опеки и последних крох расположения. Разумеется, это приводит к самым печальным последствиям.

Пара живет в нужде и нищете, а все скромные сбережения уходят на то, чтобы издать первый сборник стихотворений Бальмонта, который близкие писателю люди встречают более чем прохладно. Не вызывает он ровным счетом никакого интереса и у широкой российской публики. Несчастный Константин впадает в отчаяние — он сжигает весь оставшийся тираж, ссорится с женой и в марте 1890 выбрасывается из окна третьего этажа, желая покончить с собой. Безуспешно. Юноша получает тяжелые травмы, но остается жив и последующий год проводит прикованным к постели.

Казалось бы, череда ошибок и неудач должна была сломить Константина. Тем не менее случилось с точностью да наоборот. Оправившись от болезни, Бальмонт переживает катарсис — он наконец-то принимает себя как поэта и радикальным образом меняет свой подход к литературе. Если раньше она была для него лишь увлечением, то сейчас становится целью его существования — насущным хлебом.

Благодаря помощи Владимира Короленко и профессора Московского университета Николая Стороженко, Бальмонт кое-как остается на плаву, зарабатывая переводами таких монументальных трудов, как «История скандинавской литературы» Ф. В. Горна и «История итальянской литературы» Гаспари. Попутно, в свободное от работы время, он пишет — пишет активно, страстно, исступленно, чего никогда прежде не делал. Впервые он по-настоящему счастлив и занимается тем, что любит всем сердцем.

В 1894 году выходит новый сборник стихов Бальмонта — “Под северным небом”. В отличие от предыдущей книги, он тут же находит положительный отклик и становится отправной точкой для карьеры поэта. Критики хоть и ворчат на некую вторичность, но все же хвалят молодого дебютанта за одаренность и изящность слога.

Взлеты и падения

Проходит 15 лет. За минувшее время Бальмонт успел издать ещё несколько сборников, один из которых, “Горящие здания”, — принес ему всероссийскую славу, а другой, “Будем как Солнце”, разошелся таким неслыханным тиражом, что закрепил за поэтом репутацию лидера символизма. Константин активно путешествует по стране и за её пределами, печатается в литературных журналах и в целом ведет жизнь солидную, можно сказать, зажиточную. Ему с его новой женой, Екатериной Андреевной, больше не приходится питаться впроголодь и вести счет деньгам. Бальмонт теперь — состоявшийся автор, чьи стихи и эссе на слуху у народа. Он даже ведет переписку со своим кумиром — Львом Николаевичем Толстым.

В этот безоблачный для себя период Бальмонт вдруг возвращается к своему мятежному прошлому и принимает прямое участие в массовой демонстрации у Казанского собора. Основное требование протестующих — отмена указа о зачислении нелояльных к власти студентов в армию. Митинг быстро разгоняют подоспевшие к месту происшествия отряды полиции и казаков. Причем действуют они жестко — с использованием грубой силы и оружия. Однако поэт не сдается. 14 марта 1901 он выступает на литературном вечере в зале Городской думы, где читает свое новое стихотворение — “Маленький султан”. Оно в завуалированной форме обличает режима террора в России и критикует нынешнюю власть, а конкретно — императора Николая II.

Массовая демонстрация студентов у Казанского собора

За считанные дни стих расходится по рукам и становится достоянием гласности. Владимир Ильич Ленин собирается было напечатать его в своей небезызвестной газете “Искра”, но в последний момент идет на попятный. По делу Константина созывают особое собрание, по итогом которого автора высылают из Петербурга, заодно запретив ему проживать в столичных и университетских городках на протяжении 3 лет.

Отчасти именно из-за этих событий Бальмонт превращается из обычного поэта в героя Петербурга. Все вокруг — от Москвы до Владивостока — считают, что он не боится власти и может вольно говорить о наболевших народных проблемах. Меж тем сам писатель не торопится бросаться грудью на амбразуру. Напротив, он покидает страну и 4 года путешествует по миру, возвращаясь обратно только в 1905. В родных краях он опять позиционирует себя как смутьяна: выступает перед студентами и пишет два крамольных стиха о Николае II, уже открыто — не иносказательно — порицая царский режим.

Увы, к 1906 вся увлеченность Бальмонта революцией сходит на нет. Опасаясь ареста, он в который раз бежит из России, чем наносит непоправимый удар по своему авторитету. Новые сборники поэта критики и публика принимали уже не так восторженно, как раньше. После эмиграции их отношение к автору стало более сдержанным и прохладным.

Москва снова увидела Бальмонта только в 1913 году, когда в честь Дня Романовых всем политическим беженцам подарили амнистию. Долгое время он ездил по городам и глубинкам — декламировал стихи, читал лекции, но в 1914 переехал с семьей в Париж, где его и застала Первая мировая война.

Эмиграция и смерть

Дальнейшая судьба Бальмонта сложилась не слишком удачно. После Октябрьской революции он хотел осесть с женой и дочерью в Москве, однако вскоре разочаровался в новом режиме и под предлогом “изучения западного творчества” навсегда покинул страну. Книги его в России продавались слабо, новые тиражи почти не выходили, и поэтому все, что семья Бальмонтов могла себе позволить — это скромная меблированная комната в Париже. При этом поэт оказался меж двух огней. Во Франции его считали советским агитатором, на родине — предателем и трусливым обманщиком.

Всю оставшуюся жизнь, до 24 октября 1972 года, поэт боролся с бедностью и нищетой, которые вновь навалились на него после 25 лет в ореоле почета и славы. Умер Бальмонт в приюте “Русский дом”, в коммуне Нуази-ле-Гран рядом с Парижем. Похоронили его на местном католическом кладбище, под простой надгробной плитой из серого камня — в тишине и забвении.

Творчество

Примечательно, что Бальмонт — первый поэт-символист, получивший всероссийское признание. Публика, которая прежде со скепсисом относилась к символизму в поэзии, была покорена тем, как тонко юный писатель передавал свои чувства на бумаге — его мелодичной техникой повторов и легким, почти воздушным слогом:

«Я мечтою ловил уходящие тени. / Уходящие тени погасавшего дня. / Я на башню всходил, и дрожали ступени, / И дрожали ступени под ногой у меня»

«Но и в час переддремотный, между скал родимых вновь / Я увижу солнце, солнце, солнце — красное, как кровь»

Кроме того, Бальмонт — преданный последователь Пушкина и Гнедича — создал свой собственный, выразительный, стиль. Он не только ввел в литературный обиход такие существительные, как «светы», «сумраки», «дымы», «бездонности», «мимолетности», но и начал использовать срощенные эпитеты для описаний вещей и явлений. Например, «радостно-расширенные реки», «их каждый взгляд рассчитано-правдив», «деревья так сумрачно-странно-безмолвны».

Безусловно, далеко не всем это нравилось. Многие думали, что автор лишь пытается навести лоск на свои сюжеты — скрыть их банальность за пышной и орнаментальной речью. Однако современник Бальмонта, драматург Иннокентий Фёдорович Анненский, с этим не соглашался. Он утверждал, что критики поэта путают «вычурность» с «изысканностью»:

«Редкий поэт так свободно и легко решает самые сложные ритмические задачи и, избегая тривиальности, в такой мере чужд и искусственности, как Бальмонт»

Заглавная тема стихотворений Бальмонта менялась с течением лет: в молодости ей выступала красота и изменчивость мира, в более зрелом возрасте — поиск себя и жгучая жажда перемен. Кстати, когда лирический герой поэта превратился из робкого юноши в беспринципного и аморального мужчину, на защиту писателя снова встал Анненский, отметив при этом «всесторонность» Бальмонта — его желание исследовать самые глубокие и темные закутки бессознательного мира.

Несмотря на поразительную плодотворность автора и десятки изданных книг, его величайшим литературным наследием по праву считают сборники «Горящие здания» (1900) «Будем как Солнце» (1902) и «Только любовь» (1903).» В них с небывалой силой проступают мотивы “солнца” и “огня” — тревожное стремление к изменениям и в то же время иррациональное желание “остановить текущий светлый миг”.

Александр Александрович Блок так писал о поэте:

«Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну»

Скажи мне, кто твой друг. Единомышленники и оппоненты Константина Бальмонта

С имволист Константин Бальмонт был для своих современников «вечной тревожной загадкой». Его последователи объединялись в «бальмонтовские» кружки, подражали его литературному стилю и даже внешности. Свои стихи ему посвящали многие современники — Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Игорь Северянин и Илья Эренбург. Но особое значение в жизни поэта имели несколько человек.

«Первые поэты, которых я читал»

Константин Бальмонт родился в селе Гумнищи Владимирской губернии. Его отец был служащим, мать устраивала любительские спектакли и литературные вечера, выступала в местной печати. Первые книги будущий поэт Константин Бальмонт прочитал уже в пятилетнем возрасте.

Когда старшие дети должны были пойти в школу (Константин был третьим из семи сыновей), семья переехала в Шую. Здесь Бальмонт поступил в гимназию, здесь написал свои первые стихи, не одобренные матерью: «В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете». Здесь же — вступил в нелегальный кружок, который распространял в городке прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля». О своих революционных настроениях поэт писал так: «…я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно».

«Крестный отец» Владимир Короленко

В 1885 году будущего писателя перевели в гимназию во Владимире. Он опубликовал три своих стихотворения в «Живописном обозрении» — популярном тогда журнале Санкт-Петербурга. Литературный дебют Бальмонта прошел практически незамеченным.

В этот период состоялось знакомство Константина Бальмонта с писателем Владимиром Короленко. Позже поэт назвал его своим «крестным отцом». Короленко передали тетрадь, в которой были стихотворения Бальмонта и его переводы австрийского поэта Николауса Ленау.

Писатель подготовил для гимназиста Константина Бальмонта письмо с отзывом на его произведения, отметил «несомненный талант» начинающего поэта и дал несколько советов: сосредоточенно работать над своими текстами, искать собственную индивидуальность, а также «читать, учиться и, что еще важнее, — жить».

В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета. Но через год его исключили за участие в беспорядках и выслали в Шую.

«Русская Сафо» Мирра Лохвицкая

В 1889 году начинающий поэт женился на Ларисе Гарелиной. Спустя год Константин Бальмонт издал свою первую книгу «Сборник стихотворений». Издание не вызвало интереса ни в литературных кругах, ни среди родственников поэта, и он сжег почти весь тираж книги. Родители поэта фактически разорвали с ним отношения после его женитьбы, финансовое положение молодой семьи было неустойчивым. Бальмонт попытался покончить с собой, выбросившись из окна. После этого он почти год провел в постели. В 1892 году он начал заниматься переводами (за полвека литературной деятельности он оставит переводы почти с 30 языков).

Близким другом поэта в 1890-е годы была Мирра (Мария) Лохвицкая, которую называли «русской Сафо». Познакомились они, скорее всего, в 1895 году в Крыму (примерную дату восстановили по книге с дарственной надписью Лохвицкой). Поэтесса была замужем, Константин Бальмонт в это время был женат во второй раз, на Екатерине Андреевой (в 1901 году у них родилась дочь Нина).

Почти десятилетие Лохвицкая и Бальмонт вели поэтический диалог, который часто называют «романом в стихах». В творчестве двух поэтов были популярны стихотворения, которые перекликались — без прямого упоминания адресата — по форме или содержанию. Порой смысл нескольких стихов становился ясен лишь при их сопоставлении.

Вскоре взгляды поэтов стали расходиться. Это сказалось и на творческой переписке, которую Мирра Лохвицкая пыталась остановить. Но литературный роман прервался лишь в 1905 году, когда она умерла. Бальмонт продолжал посвящать ей стихи и восхищаться ее произведениями. Он говорил Анне Ахматовой, что до встречи с ней знал лишь двух поэтесс — Сафо и Мирру Лохвицкую. В честь поэтессы он назовет свою дочь от третьего брака.

«Брат моих мечтаний, поэт и волхв Валерий Брюсов»

В 1894 году вышел сборник стихов Константина Бальмонта «Под северным небом», и в этом же году на заседании Общества любителей западной литературы поэт познакомился с Валерием Брюсовым.

Их знакомство переросло в дружбу: поэты часто встречались, читали друг другу новые произведения, делились впечатлениями от иностранной поэзии. В своих воспоминаниях Валерий Брюсов писал: «Многое, очень многое мне стало понятно, мне открылось только через Бальмонта. Он научил меня понимать других поэтов . Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним».

Оба поэта старались привнести европейские традиции в русскую поэзию, оба были символистами. Однако их общение, длившееся в общей сложности более четверти века, не всегда складывалось гладко: иногда вспыхивавшие конфликты приводили к долгим размолвкам, потом и Бальмонт, и Брюсов снова возобновляли творческие встречи и переписку. Многолетняя «дружба-вражда» сопровождалась множеством стихотворений, которые поэты посвящали друг другу.

«Мещанин Пешков. По псевдониму: Горький»

В середине 1890-х годов Максим Горький интересовался литературными опытами символистов. В этот период началось его заочное общение с Константином Бальмонтом: в 1900–1901 годах они оба публиковались в журнале «Жизнь». Бальмонт посвятил Горькому несколько стихотворений, писал о его творчестве в своих статьях о русской литературе.

Лично писатели познакомились в ноябре 1901 года. В это время Бальмонта снова выслали из Петербурга — за участие в демонстрации и написанное им стихотворение «Маленький султан», в котором содержалась критика на политику Николая II. Поэт поехал в Крым к Максиму Горькому. Вместе они побывали в гостях у Льва Толстого в Гаспре. В письме редактору «Жизни» Владимиру Поссе Горький написал о знакомстве: «Познакомился с Бальмонтом. Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник!»

С 1905 года Константин Бальмонт активно участвовал в политической жизни страны, сотрудничал с антиправительственными изданиями. Через год он, опасаясь ареста, эмигрировал во Францию. В этот период Бальмонт много путешествовал и писал, выпустил книгу «Песни мстителя». Общение поэта с Максимом Горьким практически прекратилось.

Поэт вернулся в Россию в 1913 году, когда была объявлена амнистия в честь 300-летия дома Романовых. Октябрьскую революцию 1917 года поэт не принял, в книге «Революционер я или нет?» (1918) он рассуждал о том, что поэт должен быть вне партий, однако выражал негативное отношение к большевикам. В это время Бальмонт был женат уже в третий раз — на Елене Цветковской.

В 1920 году, когда поэт с женой и дочерью Миррой переехал в Москву, он написал несколько стихотворений, посвященных молодому Союзу. Это позволило выехать за рубеж, якобы в творческую командировку, но семья в СССР не вернулась. В это время отношения с Максимом Горьким выходят на новый виток: Горький пишет письмо Ромену Роллану, в котором осуждает Бальмонта за псевдореволюционные стихи, эмиграцию и осложнившееся положение тех поэтов, которые также хотели выехать за границу. На это поэт отвечает статьей «Мещанин Пешков. По псевдониму: Горький», которую опубликовали в рижской газете «Сегодня».

«Самый ценный писатель» Иван Шмелев

В 1926 году Константин Бальмонт знакомится в эмиграции с Иваном Шмелевым. «Если бы мне сказали лет тридцать тому назад, что придет день, когда я буду приветствовать Бальмонта как друга и собрата, я ни за что бы не поверил. В те времена нас, прозаиков, и их, поэтов-символистов, разделяли необозримые пространства», — вспоминал о знакомстве писатель. Их объединила схожесть политических взглядов и литературных вкусов. Оба любили читать Сергея Аксакова, Николая Гоголя, Федора Достоевского.

Константин Бальмонт и Иван Шмелев участвовали во многих литературных кампаниях первой трети ХХ века: проводили вечера и собрания, готовили обращения и протесты. Бальмонт поддерживал писателя во многих его начинаниях и даже рассорился с редакцией «Последних новостей», опубликовавших пренебрежительный отзыв о романе Шмелева «История любовная».

В 1936 году поэт с женой перебираются в Нуази-ле-Гран под Парижем. Бальмонт много путешествует по Европе. Общение с Иваном Шмелевым постепенно сходит на нет. Во время оккупации Парижа немецкими войсками писатель жил в городе и даже печатался здесь же, однако с Бальмонтом они не виделись. Поэт более не покидал Нуази-ле-Гран и умер здесь в 1942 году.

Константин бальмонт – биография, факты, фото

Поэт-символист, эссетист, переводчик, виднейший из немногих представитель русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 20 книг прозы, 35 поэтических сборников, переводы со многих языков(Э. По, У. Блейк, О. Уайльд, П. Шелли, Ш. Бодлер, Г. Гауптман, Г. Зудерман, словацкий грузинский эпос, испанские песни, болгарская, югославская, мексиканская, литовская, японская поэзия). Автор мемуаров, автобиографической прозы, историко-географических исследований и критических эссе, филологических трактатов.
Константин Бальмонт родился в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 3 июня 1867 года третьим из семерых сыновей. Дед поэта был морским офицером. Отец, Дмитрий Бальмонт, служил коллежским регистратором в уездном суде и земстве, затем мировым судьёй, потом председателем уездной земской управы. Мать , Вера Бальмонт, урождённая Лебедева, родом из семьи полковника, где любили литературу и занимались ею профессионально. Именно она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта. Она научила его постигать красоту женской души, знала хорошо иностранные языки, много читала, не была чужда некоторого вольнодумства. Именно от матери Константин Бальмонт унаследовал страстность и необузданность и весь свой душевный строй.


Первый дебют Бальмонта состоялся в конце 1885 года , в популярном петербургском журнале Живописное обозрение были напечатаны три его стихотворения.
В 1889 году Константин Бальмонт женился на Ларисе Гарелиной, дочери ивано-вознесенского купца. Через год в Ярославле он издал свой первый сборник стихотворений на собственные средства.
В 1890 году у Константина Бальмонта был душевный кризис, он чуть было не погиб, но после болезни он ощутил себя настоящим поэтом. Затем в течение пяти лет была пора неудач, близкие люди(жена и друзья) его не понимали и считали его предателем идеалов общественной борьбы и замкнувшимся в идеалах чистого искусства, также его не печатали.

В это время ему помог профессор Московского института Н. Стороженко, который уговорил издателя К. Солдатёнкова поручить К. Бальмонту перевод двух фундаментальных книг Истории скандинавской литературы Горна-Швейцера и Истории итальянской литературы Гаспари. Эти работы были для поэта хлебом насущным три года и дали возможность осуществить свои поэтические мечты.
Творческая жизнь Константина Бальмонта стала потихоньку налаживаться. Он дружит с В Брюсовым, ставшим впоследствии его другом.
!890-е годы для Константина Бальмонта были периодом активной творческой работы в самых разных областях знаний. Поэт обладал феноменальной работоспособностью и осваивал многие языки один за другим, упиваясь работой словно одержимый, прочитывал огромное количество книг, начинал с трактатов им любимой испанской живописи и заканчивал исследованиями по манускриту и китайскому языку. Он изучал историю России очень увлечённо, книги по народному творчеству и естественным наукам.


В 1896 году Константин Бальмонт женился на переводчице Е. Андреевой и отправился в Западную Европу с супругой. Посетил он Голландию, Францию, Италию, Испанию, много времени проводил в библиотеках. Совершенствовал знание языков. Переписывался с матерью.

В 1906 году Константин Бальмонт обосновался в Париже и считал себя политическим эмигрантом.
В 1913 году по случаю 300-летия Дома Романовых политическим эмигрантам предоставили амнистию и 5 мая этого года Константин Бальмонт возвратился в Москву. По прибытии на Брестский вокзал жандармы запретили Константину Бальмонту выступить с речью перед собравшимся народом и он разбросал в толпу живые ландыши, как свидетельствует пресса.

Поэт категорически Октябрьскую революцию не принял. Он ужаснулся урагану сумасшествия и хаосу смутных времён. Он пересматривал свои прежние взгляды. Он не принимал диктатуру пролетариата, которую считал уздой на свободном слове – он был сторонником абсолютной свободы. Константин Бальмонт характеризовал большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.

Константин Бальмонт 25 мая 1920 года навсегда покинул Россию и добрался до Парижа.
В 1923 году Константин Бальмонт вместе с Максимом Горьким и Иваном Буниным Роменом Ролланом был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.


За границей Константин Бальмонт очень тосковал по России. Он вспоминал бруснику, донник, которые в его душе вызывали большое волнение, от которого его душа рождала моментальные стихи.
В апреле 1936 года русские парижские литераторы отметили 50 лет драмматургической писательской деятельности Константина Бальмонта творческим вечером, на котором были собраны средства в помощь больному поэту. В комитет по организации вечера вошли известные деятели культуры – М. Алданов, И. Шмелёв, Б. Зайцев, И. Бунин, А. Гречанинов, А. Бенуа, С. Рахманинов, П. Милюков.
Умер поэт 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких в Нуази-ле-Гран в Русском доме. Похоронен на местном католическом кладбище. На могиле надгробная плита из серого камня – Константин Бальмонт, русский поэт.

В конце 60-х годов в СССР стихи Константина Бальмонта стали печатать в антологиях. Большой сборник избранных произведений был издан в 1984 году.

Неоднозначные оценки получило творчество Константина Бальмонта в эмиграции. Упадническим считали этот период его современники. Более поздние исследования заметили новые сильные стороны дарования поэта.
Богатый творческий след оставил потомкам Константин Бальмонт.

Ух, ты. Вот, это да. Будьте здоровы.

Константин Бальмонт

Биография

Константин Бальмонт – русский поэт, переводчик, прозаик, критик, эссеист. Яркий представитель Серебряного века. Он издал 35 сборников поэзии, 20 книг с прозой. Перевел большое количество произведений зарубежных писателей. Константин Дмитриевич – автор литературных исследований, филологических трактатов, критических эссе. Его стихи «Снежинка», «Камыши», «Осень», «К зиме», «Фея» и многие другие включены в школьную программу.

Детство и юность

Константин Бальмонт родился и жил до 10 лет в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой, но дворянской семье. Его отец Дмитрий Константинович сначала работал судьей, позже занял пост главы земской управы. Мать Вера Николаевна была родом из семьи, где любили и увлекались литературой. Женщина устраивала литературные вечера, ставила спектакли и печаталась в местной газете.

Портрет Константина Бальмонта

Вера Николаевна знала несколько иностранных языков, и ей была присуща доля «вольнодумства», в их доме частенько гостили «нежелательные» люди. Позже он писал, что мать ему не только привила любовь к литературе, но от нее он унаследовал свой «душевный строй». В семье, помимо Константина, было семеро сыновей. Он был третьим. Наблюдая, как мать учит грамоте старших братьев, мальчик самостоятельно научился читать в 5 лет.

Жила семья в доме, который стоял на берегу реки, в окружении садов. Поэтому, когда пришло время детей отдавать в школу, они переехали в Шую. Таким образом, им пришлось оторваться от природы. Свои первые стихи мальчик написал в 10 лет. Но мама не одобрила этих начинаний, и он ничего не писал следующие 6 лет.

Родители Константина Бальмонта

В 1876 году Бальмонта зачислили в Шуйскую гимназию. Поначалу Костя проявил себя как прилежный ученик, но вскоре ему все это наскучило. Он увлекся чтением, при этом некоторые книги на немецком и французском языках он читал в оригинале. Из гимназии его исключили за плохое обучение и революционные настроения. Уже тогда он состоял в нелегальном кружке, который распространял листовки партии «Народная воля».

Константин переехал во Владимир и учился там вплоть до 1886 года. Еще обучаясь в гимназии, его стихи напечатали в столичном журнале «Живописное обозрение», но это событие осталось незамеченным. После он поступил в Московский университет на юридический факультет. Но и тут долго не задержался.

Константин Бальмонт в детстве

Он сблизился с Петром Николаевым, который был революционером-шестидесятником. Поэтому неудивительно, что через 2 года его отчислили за участие в студенческом беспорядке. Сразу после этого инцидента его выслали из Москвы в Шую.

В 1889 году Бальмонт решил восстановиться в университете, но из-за нервного расстройства вновь не смог доучиться. Эта же участь его постигла и в Демидовском лицее юридических наук, куда он поступил позднее. После этой попытки он решил оставить затею получить «казенное» образование.

Литература

Первый сборник стихов Бальмонт написал, когда был прикован к постели после неудачного самоубийства. Издали книгу в Ярославле в 1890 году, но позднее поэт сам лично уничтожил основную часть тиража.

Поэт Константин Бальмонт

Все же отправной точкой в творчестве поэта считается сборник «Под северным небом». Он был встречен публикой с восхищением, как и последующие его работы – «В безбрежности мрака» и «Тишина». Его охотно стали печатать в современных журналах, Бальмонт стал популярен, его считали самым многообещающим из «декадентов».

В середине 1890-х он начинает близко общаться с Брюсовым, Мережковским, Гиппиус. Вскоре Бальмонт становится наиболее популярным в России поэтом-символистом. В стихах он восторгается явлениями мира, а в некоторых сборниках открыто касается «демонических» тем. Это заметно в «Злых чарах», тираж которого был конфискован властями по соображениям цензуры.

Бальмонт много путешествует, поэтому его творчество пронизано образами экзотических стран и поликультурностью. Читателей это привлекает и восхищает. Поэт придерживается стихийной импровизации – он никогда не вносил правок в тексты, считал, что первый творческий порыв – наиболее верный.

Высоко оценили современники «Фейные сказки», написанные Бальмонтом в 1905 году. Этот сборник сказочных песен поэт посвятил дочери Нине.

Константин Дмитриевич Бальмонт был революционером по духу и по жизни. Отчисление из гимназии и университета не остановило поэта. Однажды он публично прочел стих «Маленький султан», в котором все увидели параллель с Николем II. За это его выдворили из Петербурга и на 2 года запретили жить в университетских городах.

Профиль Константина Бальмонта

Он был противником царизма, поэтому его участие в Первой русской революции было ожидаемо. В то время он подружился с Максимом Горьким и стихи писал такие, которые больше напоминали рифмованные листовки.

Во время декабрьского московского восстания 1905 года Бальмонт выступает перед студентами. Но, опасаясь ареста, вынужден покинуть Россию. С 1906 по 1913 годы живет во Франции в статусе политического эмигранта. Находясь в своеобразной ссылке, он продолжает писать, но критики все чаще стали говорить об упадке творчества Бальмонта. В его последних произведениях они замечали некую шаблонность и самоповторяемость.

Книги Константина Бальмонта

Сам поэт считал своей лучшей книгой «Горящие здания. Лирика современной души». Если до этого сборника его лирика была исполнена тоской и меланхолией, то «Горящие здания» открыли Бальмонта с другой стороны – в творчестве появились «солнечные» и жизнерадостные ноты.

Вернувшись в Россию в 1913 году, он издал 10-томное полное собрание сочинений. Он работает над переводами и читает лекции по стране. Февральскую революцию Бальмонт воспринял восторженно, как и вся русская интеллигенция. Но вскоре пришел в ужас от творившейся анархии в стране.

Константин Бальмонт

Когда началась Октябрьская революция, он был в Петербурге, по его словам, это был «ураган сумасшествия» и «хаос». В 1920 году поэт переехал в Москву, но вскоре из-за слабого здоровья супруги и дочери переехал с ними во Францию. В Россию он больше не вернулся.

В 1923 году Бальмонт издал две автобиографии — «Под новым серпом» и «Воздушный путь». До первой половины 1930-х годов он проехал всю Европу, у публики его выступления имели успех. Но вот у русской диаспоры он уже признанием не пользовался.

Закат его творчества пришелся на 1937 год, тогда он издал свой последний сборник стихов «Светослужение».

Личная жизнь

В 1889 году Константин Бальмонт женился на дочери иваново-вознесенского купца – Ларисе Михайловне Гарелиной. Познакомила их мать, но, когда он объявил о своем намерении жениться, высказалась против этого брака. Константин проявил свою непреклонность и даже пошел ради своей возлюбленной на разрыв с семьей.

Константин Бальмонт и его первая жена Лариса Гарелина

Как оказалось, его молодая супруга была склонна к неоправданной ревности. Они вечно ссорились, женщина не поддерживала его ни в литературных, ни в революционных начинаниях. Некоторые исследователи отмечают, что именно она пристрастила Бальмонта к вину.

13 марта 1890 года поэт решился на самоубийство – выбросился на мостовую с третьего этажа собственной квартиры. Но попытка не удалась – он год пролежал в постели, а от полученных травм на всю жизнь остался хромым.

Константин Бальмонт со второй женой Екатериной Андреевой и дочерью Ниной

В браке с Ларисой у них родилось двое детей. Первый их ребенок умер в младенчестве, второй – сын Николай – был болен нервным расстройством. В итоге Константин и Лариса разошлись, она вышла замуж за журналиста и литератора Энгельгардта.

В 1896 году Бальмонт женился во второй раз. Его супругой стала Екатерина Алексеевна Андреева. Девушка была из состоятельной семьи – умная, образованная и красивая. Сразу после венчания влюбленные уехали во Францию. В 1901 году у них родилась дочь Нина. Во многом их объединяла литературная деятельность, вместе они работали над переводами.

Константин Бальмонт и его третья жена Елена Цветковская

Екатерина Алексеевна не была властной особой, но образ жизни супругов диктовала она. И все бы было прекрасно, если бы не встретил Бальмонт в Париже Елену Константиновну Цветковскую. Девушка была очарована поэтом, смотрела на него будто на бога. Отныне он жил то с семьей, то на пару-тройку месяцев уезжал в заграничные путешествия с Екатериной.

Его семейная жизнь окончательно запуталась, когда Цветковская родила дочь Мирру. Это событие окончательно привязало Константина к Елене, но при этом он не хотел расходиться с Андреевой. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к самоубийству. Он выпрыгнул из окна, но, как и в прошлый раз, остался жив.

Константин Бальмонт и Дагмар Шаховская

В итоге он стал жить в Петербурге с Цветковской и Миррой и изредка наведывался в Москву к Андреевой и дочери Нине. Позднее они иммигрировали во Францию. Там Бальмонт стал встречаться с Дагмар Шаховской. Он не уходил из семьи, но встречался с женщиной регулярно, ежедневно писал ей письма. В итоге она родила ему двух детей – сына Жоржа и дочь Светлану.

Но в самые тяжелые годы его жизни с ним рядом все-таки была Цветковская. Она была настолько ему предана, что и года не прожила после его кончины, ушла вслед за ним.

Смерть

Переехав во Францию, он тосковал по России. Но его здоровье ухудшалось, были финансовые проблемы, поэтому о возвращении не было и речи. Жил он в дешевой квартире с разбитым окном.

Могила Константина Бальмонта

В 1937 году у поэта обнаружили психическое заболевание. С этого момента он уже больше не писал стихов.

23 декабря 1942 года он скончался в приюте «Русский дом», недалеко от Парижа, в Нуази-ле-Гран. Причиной его смерти стало воспаление легких. Умер поэт в нищете и забвении.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942) — биография, жизнь и особенности творчества поэта

Детские годы и юность

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 14 июня 1867 года в маленькой деревушке под названием Гумнище. Необычная фамилия ему досталась от предка моряка, который после долгих странствий причалил к земле Пушкина и Лермонтова.

Родители мальчика были хоть и небогатые, но принадлежали к дворянскому сословию. Папа Дмитрий Константинович занимал должность судьи, а позднее стал главой земской управы. Мама Вера Николаевна была человеком творческим, она увлекалась чтением, поэтому часто в доме устраивались литературные вечера. Кроме того, она сама ставила театральные постановки и занималась написанием культурных новостей, которые печатались в местном газетном издании.

Именно Вера Николаевна развила в сыне страсть к литературе. Как позже вспоминал сам поэт, в их доме часто собирались «нежелательные гости», которым была присуща доля вольнодумства. Все это сформировало его характер и привило «душевный строй».

Кроме Константина в семье было еще семеро детей, грамоте всех обучала мама. Он часто наблюдал за уроками, поэтому уже к 5 годам знал весь алфавит и умел неплохо читать. Когда поэту было 7 лет, все семейство перебралось в Шую, где старшие мальчики смогли посещать школу. В это же время маленький Костя написал свои первые стихи, впрочем, родители это занятие не одобрили, поэтому он бросил увлечение, вернувшись к нему только шесть лет спустя.

Окончив общеобразовательное учреждение, юноша был зачислен в Шуйскую гимназию. Первое время молодой человек показывал хорошие знания и прилежное поведение, но вскоре ему все это наскучило. Удовольствие ему приносило только чтение, при этом читал он произведения в оригинале. В особенности ему нравились книги на немецком и французском языках.

Гимназию он так и не окончил, так как его исключили за неуспеваемость и революционный настрой. Еще во время обучения Константин вступил в нелегальный кружок, по заданию которого занимался распространением агитационных листовок.

Немного позднее юный поэт перебрался во Владимир, поступил в Московский университет. Он выбрал для себя юридическое направление. Впрочем, и его он окончить не смог. В этот же период произошла его встреча с Петром Николаевым — революционером-шестидесятником. Позднее за революционную деятельность обоих выслали из Москвы. Спустя время молодой человек поступил в Демидовское училище, но его постигла та же участь. После этого он оставил мысли о получении диплома.

Литературный дебют

Пожалуй, самый интересный факт из жизни Бальмонта связан с первым сборником. Его известный поэт написал на больничной койке. Он долгое время был прикован к постели. Это случилось после того, как он пытался покончить с собой. В свет книга вышла в 1890 году, хотя стоит добавить, что позднее автор сжег бо́льшую часть тиража.

Практически сразу вышла еще одна серия произведений «Под северным небом». Этот сборник был очень успешным, читатели отзывались о нем с особым восхищением, да и критики высоко оценили вошедшие в него сочинения. Затем писатель представил свету еще две работы:

Часть произведений даже была напечатана в журналах. После этого о творчестве Бальмонта стало известно не только на родине, но и далеко за ее пределами. Многие коллеги отзывались о нем как об одном из самых обещающих декадентов.

В 1890 годах молодой человек начал крутиться в обществе таких же начинающих поэтов-символистов. В число его друзей входили не менее талантливые авторы, среди них можно выделить:

В этот же период Бальмонт продолжал работать над своими произведениями, но все чаще в его сочинениях проскальзывали демонические темы. Это особенно заметно в «Злых чарах». Кстати, весь тираж был изъят из продажи, а впоследствии уничтожен по соображениям цензуры.

В это время писатель много путешествовал, что также отразилось на его стихах. Но публике это очень нравилось, многие буквально зачитывались его рассказами об экзотических странах и политкультурности. При этом автор любил действовать стихийно, он всегда импровизировал и никогда не правил текст, так как был уверен, что именно первый порыв является правильным.

В 1905 году Константин Дмитриевич представил «Фейные сказки». Этот сборник он посвятил своей любимой дочке Нине. Современники также высоко оценили новое творение, поэтому книги были раскуплены сразу.

Впрочем, вскоре известного поэта выдворили из страны, так как в нем вновь проявился дух революционера. На одном из творческих вечеров Бальмонт зачитал стих под названием «Маленький султан». Многие слушатели увидели в нем очевидную параллель с царем Николаем II. Терпеть этого никто не хотел, поэтому гению пришлось покинуть на 2 года Петербург.

Настоящее признание

Во время Первой русской революции Бальмонт также проявил себя как ярый противник царизма. Он совместно с Максимом Горьким занимался написанием стихотворений в виде рифмованных листовок и распространял их.

Дальше в хронологической таблице его жизни следует вынужденный переезд во Францию. Это случилось в 1906 году, на родину он смог вернуться только в 1913. Во время эмиграции он продолжил заниматься поэзией, но многие критики оценивали его деятельность весьма скромно. Большинство из них склонялось к мнению, что творчество поэта находится в упадке, так как все его произведения имели шаблонность и самоповторяемость.

После возвращения лирик издал новое собрание сочинений. В «Горящие здания» входило 10 томов. Эти произведения открыли поэта с совершенно другой стороны, они были наполнены жизнерадостностью, весельем и счастьем. Кроме писательской деятельности Константин Дмитриевич занялся переводами, также он ездил по стране с лекциями.

Позднее он с восторгом отзывался о наступившей Февральской революции, впрочем, как и все остальные. Но спустя время он с ужасом наблюдал, во что превратилась его страна, в которой творилась абсолютная анархия.

В 1920 году состоялось возвращение Бальмонта в Москву, правда, в столице он надолго не задержался. Из-за болезни жены ему пришлось вновь уехать во Францию, где он оставался до конца своих дней. В Россию он больше не вернулся. Спустя три года поэт представил два новых автобиографических проекта:

Он продолжил странствовать и объездил все европейские страны. Его встречали очень тепло, а выступления проходили с большим успехом, однако русские слушатели его воспринимали уже не так хорошо. В этот же период он издал еще несколько книг, в этот список вошли:

В 1937 году вышел последний сборник стихотворений Бальмонта, автор дал ему название «Светослужение». Вскоре самочувствие Константина Дмитриевича началось ухудшаться, на лечение и лекарства денег не было. Писатель практически голодал, он жил в старом разрушенном доме с разбитыми стеклами.

В этот же период русские литераторы, которые также проживали во Франции, создали фонд для сбора средств, чтобы помочь больному лирику. В этот комитет входили:

  • Николай Бруни;
  • Сергей Рахманинов;
  • Иван Шмелев;
  • Иван Бунин.

В 1937 году у известного поэта диагностировали психическое заболевание, поэтому больше он не сочинял стихов и не издавал книг. Вскоре его отправили в приют.

Личная жизнь

Первой супругой знаменитого лирика была купеческая дочь Лариса Михайловна Гарелина. Их бракосочетание произошло в 1889 году. Мать поэта была категорически против этого брачного союза, но молодой человек испытывал сильную любовь к девушке, поэтому ради нее разорвал отношения с родительницей.

Позднее он понял, что совершил ошибку. Его жена была неоправданно ревнива, из-за чего в доме постоянно возникали ссоры. Кроме того, женщина не поддерживала супруга — это касалось и литературной, и революционной деятельности. По воспоминаниям товарищей Константина Дмитриевича, именно Гарелина пристрастила его к вину.

В 1890 году в результате очередной ссоры Бальмонт решил уйти из жизни и прыгнул с окна собственной комнаты, которая находилась на третьем этаже. Попытка вышла неудачной, после этого он в течение года был прикован к кровати. Травмы не прошли бесследно — Константин Дмитриевич до конца жизни хромал на одну ногу. Лариса подарила писателю двух детей, но первый ребёнок умер в младенческом возрасте. У второго также были проблемы со здоровьем, он страдал психическим расстройством. Позднее супруги развелись.

Второй раз к алтарю лирик пошел в 1896 году. Его возлюбленной стала Екатерина Алексеевна Андреева. Девушка отличалась острым умом, красотой и сообразительностью. После обряда венчания молодожены перебрались жить во Францию. Спустя пять лет брака девушка родила дочку, которую назвали Ниной. Супруги много работали вместе, переводили тексты.

Свою следующую любовь поэт встретил в 1900 году. Ею стала Елена Константиновна Цветковская. Девушка была буквально очарована Бальмонтом, внимала каждому его слову и боготворила его. С этого момента он начал жить на две семьи. Все разладилось после того, как Елена забеременела и родила ему дочь Мирру. Литератор вновь решился на самоубийство, но и на этот раз остался жив.

Позднее у писателя был еще один роман с Дагмар Шаховской, она также родила ему наследников. Сына назвали Жоржем, а дочку — Светланой. У женщины сохранились письма любовного содержания, которые писал ей известный поэт. Позднее анализ показал, что их автором действительно является Бальмонт.

Память о поэте

23 декабря 1942 года поэта-символиста не стало, он ушел из жизни в приюте «Русский дом», который находился в окрестностях Парижа. Он умер в нищете и забвении. Единственный человек, который был предан ему до конца, — это Цветковская. Именно она заботилась о нем все последние дни.

Бальмонт внес неоценимый вклад в литературу, его поэзия входит в школьную программу, поэтому любой школьник знает краткую биографию лирика и основной список его литературных произведений.

В последнее время в память о поэте устанавливаются мемориальные доски. В 2011 году состоялось открытие памятника в Вильнюсе, а через три года в Москве появилась надпись на доме, в котором когда-то проживал талантливый прозаик. Его именем названы улицы, ему посвящены песни.

Знаменитый художник Валентин Серов написал его портрет, который в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В 2017 году была выпущена памятная серебряная монета, посвященная 150-летию со дня рождения лирика. В ближайшем будущем планируется открытие музея, в котором будут собраны все книжные сочинения автора.

Ссылка на основную публикацию