История из жизни художника уччелло - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

История из жизни художника уччелло

Паоло Уччелло: жизнь и творчество художника

Па́оло Учче́лло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Паоло ди Доно (позже Уччелло) родился в 1397 году во Флоренции. Его отец Доно ди Паоло был врачем, а мать Антония ди Джованни дель Кастелло дель Бечутто, была представительницей знатного флорентийского рода.

Талант живописца проявился у Паоло еще в детстве. Известно, что в возрасте десяти лет он помогал знаменитым скульпторам Гиберти и Брунеллески в проекте скульптурного оформления северных ворот флорентийского Баптистерия. Гиберти создает большую мастерскую, в которой работают, в основном молодые мастера. Вместе с Уччелло там работал художник Мазолино, а также будущий скульптор Донателло. В 1415 году Уччелло вступает в ряды Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев. В 1418 году Паоло много путешествует, посещая Пизу и Сиену, где изучает творчество Сассетта и братьев Лоренцетти. С 1424 года Уччелло вступает в новую организацию — Цех художников Святого Луки. В этом же году он работает над фресками в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции.

В 1425 году Уччелло переезжает в Венецию, где будет работать на протяжении пяти лет. Здесь он знакомится с творчеством Джентиле да Фабриано, а также с творчеством своего современника Пизанелло. Вместе с Гиберти он работает над оформлением венецианской церкви Сан Марко и впервые пробует себя в технике мозаики. В январе 1431 года Уччелло возвращается во Флоренцию. Заказы на оформление церквей и часовен буквально засыпали художника, его финансовое положение считалось стабильным. Однако настоящего признания предстояло ждать еще несколько лет. В 1436 году Паоло получает от Совета заказ по строительству церкви Санта Мария дель Фьоре. Эта работа имеет головокружительный успех. После этой, так сказать, первой работы, снискавшей настоящую славу, Уччелло в период с 1435 по 1440 год работает сразу над тремя картинами на одну и ту же тему: битва при Сан Романо. Когда работа была завершена, восхищенный этими полотнами Казимо Медичи приказал перевести их в свой дворец и разместить в Зале Славы.

В 1445 году Уччелло по приглашению Донателло едет с ним в Падую, где скульптора ждет серьезная работа по заказу местных властей. Уччелло несколько месяцев помагает Донателло, однако находит время и для самостоятельной работы: картина «Великаны», написанная в Падуе, но не дошедшая до наших дней.

В 1447 году по возвращении во Флоренцию, художник работает над оформлением внутреннего дворика монастыря Санта Мария Новелла и расписывает стены фресками «Потоп», «Отступление вод», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя».

В 1452 году Уччелло женится на девятнадцатилетней Томассе ди Бенедетто Малифичи. У них рождается сын Донато и дочь Антония.

В 1465 году Уччелло получает заказ на роспись алтаря церкви Сан Сакраменто в Урбино. Эта работа стала известной под названием «Осквернение остии». В 1470 году Уччелло создает свой последний шедевр, картину «Охота», которую его современники едва могли оценить по достоинству. В этой работе мастер очень близко подошел к разгадке «тайны перспективы».

Паоло Уччелло умер во Флоренции 10 февраля 1475 года.

ТВОРЧЕСТВО

Для многих работ Уччелло характерна сказочность, изысканная декоративность, красочность и фантастичность; ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св. Георгий»).

Его формирование как художника происходило под влиянием поздней готики, господствовавшей в искусстве Флоренции после смерти великого Джотто. Но открытие законов перспективы так увлекло художника, что он с воодушевлением занялся их изучением.

Основное внимание Паоло Уччелло уделял ракурсу, сложным разворотом многочисленных фигур. Перспектива понималась Уччелло не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.

Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450-х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон ), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. Эта картина “Битва при Сан-Романо” является одной из трех работ Учелло, изображающих победу флорентийцев над сиенцами в битве при Сан-Романо в 1432 году. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне. Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Это особенно заметно в том, как показана лежащая на земле фигура в доспехах и сломанные пики, словно упавшие прямо на линии перспективы. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Живописец, мозаичист, декоратор и мастер инкрустации, Учелло был одним из самых искусных и добросовестных мастеров своего времени.

Поздняя работа художника — Святой Георгий, принцесса и дракон — маленькое камерное произведение. Оно датируется примерно 1460 годом. Фоновая часть картины представляется декорацией, в окружении которой разворачивается некое театральное действо. Святой Георгий изображен закованным в доспехи рыцарем на вздыбленном белом коне. Фигура дракона почти не видна в проеме пещеры, служащей ему убежищем, силуэтом на светлом фоне смотрится лишь голова чудовища. Схематически изображенная красавица принцесса в знак победы над дьявольским воплощением похоти надевает на шею героя свой пояс, олицетворяющий ее невинность.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В музеях России произведения Уччелло отсутствуют.

Паоло Уччелло (1397–1475)

Познавая законы перспективы, Уччелло мог неделями не выходить из дома. Его талант делал художника довольно популярным, но из-за своего поведения он был еще более бедным. Вместо того чтобы выполнять крупные и хорошо оплачиваемые заказы, которые он регулярно получал, Уччелло до бесконечности рассматривал шары с семьюдесятью двумя гранями и другие необычные предметы. Его друг, скульптор Донателло, приходя к художнику, глядел на его причуды и говорил: «Эх, Паоло, из-за этой твоей перспективы ты верное меняешь на неверное…»

Итальянский художник Паоло Уччелло (настоящее имя Паоло Доно) родился во Флоренции. Учиться ремеслу художника он начал очень рано — уже в возрасте десяти лет Паоло поступил помощником в мастерскую скульптора Л. Гиберти. Но мальчика больше интересовала не скульптура, а живопись. Через восемь лет он покинул мастер-скую и был принят в цех живописцев.

К этому же времени относится его первая живописная работа, сохранившаяся до наших дней, — картина, выполненная в технике фрески, «Табернакля Липпи и Мачо» (1416, Уффици, Флоренция). Остальные известные произведения мастера относятся к более позднему, зрелому периоду его творчества.

П. Уччелло. «Битва при Сан-Романо», 1456, Уффици, Флоренция

В 1425 году Уччелло переехал в Венецию, где жил и работал в течение пяти лет. По всей видимости, в эти годы он не прекращал писать, однако ни одна из работ того периода не сохранилась. Есть сведения, что он принимал участие в выполнении мозаичных картин, украшавших фасад собора Сан-Марко.

Вернувшись во Флоренцию, Уччелло практически сразу получил заказы. В частности, им были выполнены росписи двора Кьостро Верде («История Адама и Евы», ок. 1430, монастырь Санта-Мария Новелла, Флоренция).

После возвращения в родной город Уччелло присоединился к кругу выдающегося архитектора периода Возрождения — Филиппо Брунеллески — и вместе с ним увлекся идеей перспективы, которая стала его самой большой страстью на долгие годы. Создавая свои картины, он уделял перспективе наибольшее внимание, и от этого немного проигрывали сами предметы, которые он с такой старательностью размещал на полотне.

В жизни мастера бывали периоды, когда он по нескольку дней или недель не выходил из дома, изучая законы перспективы. Таким образом он в совершенстве овладел способом изображения зданий по планам и разрезам, нанося на бумагу или полотно линии, расстояние между которыми постепенно сокращалось, в результате чего линии сходились в одной точке. Непрерывно практикуясь, Уччелло научился правильно размещать человеческие фигуры, животных и другие элементы композиции, сильно опередив в этом отношении других художников того времени.

В 30-х годах XV столетия Уччелло получил крупный заказ на выполнение нескольких фресок для украшения собора Санта-Мария дель Фьоре. В 1436 году он закончил фреску «Кондотьер Джованни Акуто».

Она была посвящена англичанину Джону Хоквуду, который в XIV веке командовал армией флорентийцев в войне против Милана. Фреска украшала фасад собора, а позднее была перенесена на его внутреннюю стену. Художник изобразил военачальника в профиль, верхом на коне. При выполнении этого заказа он использовал технику кьяроскуро, благодаря чему при взгляде на фреску зрителям казалось, что фигура объемна.

В 1440 году Уччелло создал фресковый цикл «История святых» для украшения двора и церкви Сан-Миньято, а через три года расписал циферблат церковных часов собора Санта-Мария дель Фьоре. В том же 1443 году мастер превосходно выполнил необычный заказ — два больших витража, также для собора Санта-Мария дель Фьоре. На стенах госпиталя Сан-Мартино алла Скала сохранились фрагменты фрески «Рождество» (1446).

Художник часто общался с Донателло, который являлся его другом. В 1445–1446 годах Уччелло даже жил в Падуе в мастерской скульптора и помогал ему в работе над конной статуей Гаттамелаты. В это же время он выполнил большую фреску «Гиганты» в Каза Виталиани, которая до наших дней не сохранилась.

В начале 50-х годов, когда художнику было уже за пятьдесят, направление его творчества изменилось. Он перестал выполнять заказы на фрески и начал создавать картины на светские сюжеты, предназначенные для украшения не церквей, а дворцов. Для некоторых картин Уччелло выбирал религиозные или мифологические сюжеты («Битва св. Георгия с драконом», ок. 1456, Национальная галерея, Лондон; вариант — ок. 1456–1460, Музей Жакмар-Андре, Париж). На картине «Охота» (ок. 1460, Музей Ашмолеан, Оксфорд) показана чисто светская сценка.

Самой известной и интересной из работ этого периода является триптих «Битва при Сан-Романо» (1456, Уффици, Флоренция). Его заказал Козимо Медичи для украшения своего дворца. Эту картину с полным правом можно отнести к историческим, несмотря на то что первым художником, работавшим в этом жанре, официально считается Веласкес.

Уччелло изобразил на полотне один из последних эпизодов войны Флоренции и Милана, произошедший 1 июля 1432 года. На рассвете кондотьер Никколо да Толентино опередил основное войско с отрядом, состоящим всего из двадцати всадников. Думая, что дорога свободна, воины быстро мчались вперед и неожиданно столкнулись с многочисленным войском города Сиены, который воевал на стороне Миланского герцогства. Битва произошла в долине реки Арно около укрепления Сан-Романо. Кондотьер и его воины мужественно сражались с сиенцами в течение восьми часов, после чего подоспела основная армия Флоренции, ударила с тыла и разгромила врагов.

Не стремясь показать всю битву, художник выбрал три сцены, которые посчитал самыми интересными и важными. Во дворце Медичи картины висели на одной стене, разделенные только узкими пилястрами (вертикальными выступами на поверхности стены). Они не составляли единого изображения, но тем не менее смотрелись гармонично.

На центральной картине изображен самый захватывающий момент битвы — схватка воинов да Толентино с врагами. В центральной части полотна мастер поместил кондотьера на белом коне, за ним — пажа со знаменем и воинов в латах, с копьями в руках. Один из латников, уже поверженный, лежит на земле. Справа наступают, размахивая оружием, сиенцы. На заднем плане, в перспективе, виднеется пейзаж — поля и люди в ярких разноцветных одеждах с копьями, больше похожие не на воинов, а на участников турнира.

«Битва при Сан-Романо» считается одним из самых лучших произведений мастера. Среди остальных его работ имеются истории с животными, выполненные художником по заказу Медичи. Известно, что из всех животных художник наиболее любил птиц и прилагал очень много усилий, чтобы изобразить их как можно лучше. Благодаря этому он и получил свое прозвище, Уччелло, что в переводе с итальянского означает «птица».

Паоло Уччелло умер во Флоренции. Сегодня его картины выставляются в самых знаменитых музеях мира: в парижском Лувре, Лондонской национальной галерее, флорентийской Уффици и т. д.

Паоло
Уччелло

Художника Раннего Ренессанса Паоло Уччелло ( итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono; 1397, Флоренция — 10 декабря 1475, Флоренция ) более всего в подлунном мире интересовала перспектива. Она была его отрадой и его проклятием.

Отрадой – потому что ничто в жизни не доставляло Уччелло такого счастья, как ночи напролёт распутывать сложнейшие задачи на построение перспективы. И не Брунеллески, открывший линейную перспективу, а именно он, Паоло ди Доно по прозванию Уччелло из Флоренции, придумал уникальную технику перспективного сокращения фигур. До него размещение физических тел на разных планах представлялось художникам задачей непосильной.

А почему проклятием?

На этот счёт многословно и запальчиво бранится Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…» Он говорит, что Уччелло изучал перспективу, не зная меры и изнуряя себя. Что « слишком уж неистовыми занятиями он совершил насилие над природой» и «загромоздил свой талант трудностями» , а себя «обрёк на одиночество и одичание» . Что одержимость перспективой сделала его манеру сухой и перегруженной мельтешащими мелкими деталями. Да и вообще, подытоживает Вазари, тот, кто одержим изучением перспективы, «часто становится нелюдимым, странным, мрачным и бедным» . Посмотрите, мол, хотя бы на Уччелло!

…Отец художника Доно ди Паоло за много лет до его рождения переехал во Флоренцию из Прато. Одни называли его цирюльником, другие врачевателем, а скорее, он был и тем и другим. Благодаря этим умениям Доно ди Паоло стал очень популярной в городе личностью. Настолько популярной, что даже женился на знатной флорентийке Антонии ди Джованни дель Кастелло. Их сын Паоло ди Доно, получивший позже прозвище Уччелло, родился около 1397 года.

О детстве Паоло известно лишь то, что еще мальчиком его взяли помогать при декорировании северных ворот Флорентийского баптистерия знаменитые скульпторы — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. В мастерской последнего Уччелло будет учиться азам мастерства и познакомится со своим будущим другом Донателло.

В 18 лет Уччелло принимают во флорентийский Цех докторов, аптекарей и живописцев. Такое диковинное, на нынешний взгляд, объединение профессий вполне логично для позднего Средневековья. Во-первых, фармацевты нередко готовили свои снадобья из тех же растений и минералов, что живописцы – краски. Во-вторых, у докторов и художников даже небесный покровитель был один – евангелист Лука.

В биографии Уччелло немало пробелов, целых пятилетий, о которых не известно, где он в это время находился и чем был занят. Известно, что художник много путешествовал. В Сиене он изучал искусство Сассетты (Стефано ди Джованни) и братьев Лоренцетти, побывал в Пизе, работал в Венеции на росписях и мозаиках собора Сан Марко, по протекции Донателло ездил на заработки в Падую, на родине своего отца, в Прато, расписал капеллу Ассунта в Кафедральном соборе (особенно известны его псевдоготические фрески «Рождение Марии» и «Введение Марии во храм»).

В своём профессиональном развитии Уччелло проделал парадоксальный круг. Он как бы пошёл вспять, в направлении, прямо противоположном мейнстриму кватроченто. Около 1425 года он уедет из Флоренции в Венецию, чтобы изучать милую его сердцу готику, хорошо прижившуюся в городе на воде благодаря северным влияниям и контактам с Византией. А в это же время в оставленной им на время Флоренции вовсю развивается новое искусство, отказывающееся в первую очередь от средневекового наследия и готических наработок.

Говорят, когда Уччелло через несколько лет вернулся во Флоренцию, то не узнал ее – настолько изменилось искусство, росписи соборов, само восприятие мира. Он оказался на распутье – продолжать работать в духе увлекавшей его готики или гнаться за стремительно меняющимся трендами с установкой на всё более достоверную передачу реальности.

Уччелло выбрал третий путь. С одной стороны, он примкнул к кругу ученых-гуманистов и до фанатизма увлёкся учением о перспективе. С другой стороны, жизнеподобие и подражание природе, которое декларировал архитектор и теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти, оставляло Уччелло совершенно равнодушным.

Если мы посмотрим на самые известные его работы – «Битву св. Георгия с драконом», три «Битвы при Сан Романо» (1, 2, 3) и его последнюю картину «Охота», то увидим, что их отличает странная фантастичность, некая загадочная сказочность, только кажущаяся наивность. Это делало Уччелло ни на кого не похожим. На несколько веков он был почти забыт как живописец, не вписавшийся в динамику своего выдающегося времени. Зато в ХХ веке его будут чрезвычайно высоко ценить кубисты и сюрреалисты. Первые – за то, что все объемы в его картинах (особенно в трёх «Битвах) легко раскладываются на геометрические фигуры. Вторые – за ирреальность и гнетущую тревожность его картин и фресок.

Чтобы увидеть, насколько разительно манера Уччелло не похожа ни на кого другого, достаточно сопоставить ряд типичных флорентийских изображений Девы Марии и его «Мадонну» из Национальной галереи Ирландии (Дублин). И мать, и дитя столь чужды привычного благообразия, что по ассоциации скорее способны напомнить героев Рабле, чем Пресвятую Деву и Младенца Христа. Во всяком случае, эту «Мадонну» точно ни с кем не спутаешь.

Что двигало Уччелло в его творческом нонконформизме? Его современник и друг Донателло прокомментировал это так: «Уччелло отказался от уверенности ради неуверенности» .

Первое из дошедших произведений, о котором достоверно известно, что его написал Уччелло, – огромная фреска в соборе Санта Мария дель Фьоре «Памятник кондотьеру Джону Хоквуду» (подробнее о нём можно прочитать здесь). Там же впервые зафиксировано прозвище, под которым Паоло ди Доно вошёл в историю искусства. Мы видим надпись «Паоло Уччелло сделал меня».

Что это за странное имя «Уччелло»? По-итальянски оно значит «птичка» . Может быть, внешне он был похож на красивую внимательную птицу – автопортрет с фрески, где Уччелло изобразил себя между Джотто и Донателло, этого не опровергает. Есть и более простое объяснение: Паоло ди Доно много изучал и очень любил животных, а более всего – птиц, за что и получил такое прозвище.

О личной жизни художника известно совсем немного. В 1446-м году, незадолго до того как ему исполнилось 50, Уччелло вернулся в Венецию, приобрел жильё рядом с церковью Всех Святых и женился. Вазари сплетничает, что и женатый Уччелло продолжал по многу часов просиживать в чулане над своими перспективными чертежами, а когда жена Томмаза требовала, чтобы он шел спать, двусмысленно восклицал: «О, сколь же сладостна эта перспектива!»

Через 10 лет Томмаза умерла от послеродовой горячки. Поздняя дочка Уччелло Антония не только выжила, но даже, по информации все того же Вазари, стала художницей. Уччелло пережил жену почти на два десятилетия, которые провёл в бедности и относительной изоляции, все более погружаясь в геометрические штудии.

В поздний период для церкви в Урбино Уччелло написал цикл из шести фресок «Осквернение остии» («Легенда о причастии»), основанный на антисемитских легендах. Они рассказывают о том, как евреи оскверняют облатку (остию) – хлеб, использующийся церковью для таинства причастия. Еврей выманивает у христиан облатку, колет ножом, а из неё течёт кровь или проступает лик Христа. Впоследствии такого рода апокрифы служили основанием для еврейских погромов и казней. Трактовка этой темы (и смысловая, и чисто живописная) намекает, что в напряженном состязании между Ренессансом и Средневековьем, которое происходило в сознании Уччелло, окончательно победило Средневековье.

Художник умер 78-летним стариком (в его время мало кто доживал до такого возраста) и похоронен рядом со своим отцом в церкви Святого Духа во Флоренции.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОИСКИ УЧЧЕЛЛО

Поиски совершенного перспективного построения

Паоло Уччелло-Паоло ди Доно (итал. PaoloUccello) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Паоло Уччелло родился в 1397 году — или чуть раньше или чуть позже- и, скорее всего, во Флоренции. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно. Происхождение прозвища Уччело («птичка») неизвестно, по мнению Вазари — так Паоло прозвали за любовь к животным и к птицам в особенности.

С легкой руки Вазари именно этого художника будут вспоминать, и помнить о его страстной любвик «перспективе». Вплоть до начала XX века Паоло Уччелло считался математиком, «помешавшимся на перспективе», которому картины нужны были лишь для того, чтобы проверять на них свои математические выкладки.

Испытывая влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти, он находит в себе страстное увлечение проблемами нового реалистического искусства, впоследствии, которое сочеталось в творчестве Уччелло с позднеготическими чертами. Органически сочетая свою любовь к искусству, растениям, животным, птицам и научным исследованиям, строил пространство по законам математической перспективы. Замыслы и идеи художника имеют вполне простые формы, ограниченную, минималистичную, даже, цветовую гамму. Скульптурная очерченность контуров в его композициях отражает влияние Донателло. Произведениям Уччелло присущи динамика, смелые перспективные построения и вместе с тем уравновешенность композиции, черты поэтической сказочности, звучность нарядного, изысканного колорита. Такие качества обнаруживаются в цикле фресок «История Ноя» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Именно в этот период Уччелло обратился в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы.

Как складывалась жизнь Паоло Уччелло с 1415 по 1425 год, ученые не знают. Но в 1425 году мы обнаруживаем живописца уже в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, единственная мозаика, о которой с уверенностью можно было бы сказать, что она создана по рисункам Уччелло (фигура святого Петра на фасаде собора), не сохранилась. Что касается остальных мозаик, то здесь авторство Уччелло представляется весьма спорным.

В родную Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, о чем говорит дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои «услуги» по оформлению кафедрального собора. Власти не сразу доверились ему, а 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду (Рис. 9), английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии, — первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.

В 1443 году мастер получил еще один заказ — на роспись циферблата часов (Рис. 10) на западной стороне все того же кафедрального собора. Несколько позже он создал три витража для восьмигранного «барабана», венчающего купол собора. Один из этих витражей был разрушен в 1828 году, а два других и циферблат сохранились до нашего времени.

В 1445-46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Увы, сегодня невозможно отыскать и следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни. В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на Виаделла Скала, рядом с церковью «Всех Святых». В этом же году он женился, хотя мы не располагаем сведениями о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены). В 1456 году жена Уччелло, умерла после неудачных родов. Девочка, появившаяся на свет, выжила, и ее нарекли Антонией.

Недолгая семейная жизнь художника была, по всей видимости, довольно благополучной. Об этом нам позволяет судить «анекдот», рассказанный Вазари в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев». Однажды Уччелло до поздней ночи засиделся над изучением перспективы. Когда, наконец, жена позвала его идти спать, мастер улыбнулся и воскликнул: «Пожалуй, такая перспектива мне нравится больше всего». О своеобразном юморе художника свидетельствует и такая история. Работая над фресками для флорентийского монастыря Сан-Миниато аль Монте, Уччелло питался изо дня в день одним только сухим хлебом и козьим сыром — поскольку ничего другого скупой настоятель монастыря не предлагал живописцу. Такой рацион вскоре надоел ему, и он ушел из монастыря, оставив фрески недописанными. Настоятель послал за художником монахов, чтобы они вернули его. Уччелло, однако, отказался возвращаться в монастырь, сказав, что настолько пропитался сыром, что боится, как бы у него не склеились внутренности. Монахи расхохотались и, вернувшись к настоятелю, объяснили ему суть недоразумения. Через какое-то время Уччелло продолжил работу над фресками.

Настенные росписи монастыря Сан-Миниато сохранились до наших дней, хотя и пребывают в самом жалком состоянии. В несколько лучшем состоянии находятся принадлежащие кисти Уччелло фрески во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (среди них искусствоведы обыкновенно выделяют фреску «Всемирный потоп» (Рис. 11)). Джорджа Вазари был склонен считать «Всемирный потоп» величайшей из работ Уччелло, и многие современные искусствоведы присоединяются к его точке зрения. Фреска действительно поражает своей величественностью, хотя и находится в самом плачевном состоянии.

Над росписью церкви Санта-Мария Новелла трудились несколько художников, имена которых, к сожалению, история для нас не сохранила. Достоверно известно лишь то, что Паоло Уччелло был одним из этих нескольких художников. Особенного внимания в церкви Санта-Мария Новелла заслуживает так называемая «Зеленая Аркада», названная так потому, что в большинстве фресок, украшающих ее, преобладает зеленый цвет (порою они даже кажутся монохромными, несмотря на то, что в них присутствуют и красно-коричневые тона). В «Жизнеописаниях знаменитых живописцев» Вазари так отзывается о ней: «Он (Уччелло) написал мертвые тела, бурю, неистовый ветер, вспышки молний, вывороченные с корнем деревья и объявший людей ужас так, словно видел все это своими глазами». Паоло Уччелло объединил здесь два библейских сюжета, связанных с историей потопа, — собственно потоп и окончание его, когда Ной выпускает из ковчега голубя. Мастерски выстроена во «Всемирном потопе» перспектива, создающая эффект воронки, водоворота, засасывающего пытающихся спастись людей. До сих пор не идентифицирована фигура величественного старца, помещенная живописцем почти в центре композиции. Некоторые исследователи утверждают, что это — Ной. Однако фигура Ноя изображена правее и выше, прямо под сводом арки.

Следует отметить также превосходные геометрические рисунки Уччелло, где художник изучает предметы в перспективе. Примером может служить его рисунок «Перспектива чаши» (Рис. 12). Кстати, у Вазари, который был известным собирателем рисунков, говорят, хранилось несколько работ Паоло Уччелло, включая «удивительно тонкие рисунки птиц и животных». Они, как и те рисунки, что лежали в сундуках самого мастера, бесследно исчезли.

Наиболее значительной из поздних работ Паоло Уччелло представляется серия из трех больших панелей, где изображена битва приСан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые «Битва при Сан-Романо» (Рис. 13) упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.

Следующая, из дошедших до нас работ мастера относится к середине 1460-х годов. Это часть алтарного образа, находящегося в церкви Тела Христова (Рис. 14) в Урбино. Уччелло трудился над образом с февраля 1467 года по октябрь 1469 года. В документах не раскрывается причина, по которой он был отстранен заказчиками от дальнейшей работы над алтарным образом. Возможно, художник сам отказался от нее.

Судя по всему, алтарный образ для церкви Тела Христова стал последней работой Паоло Уччелло. Со слов Джордже Вазари мы знаем о том, что мастер провел свои последние годы «в бедности и одиночестве, закрывшись у себя в доме и с головой уйдя в изучение перспективы». 10 декабря 1475, Паоло Уччелло скончался в больнице, ему было 78 лет. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца, во флорентийской церкви Святого Духа.

Выводы к главе 2

Паоло Уччелло, живописец и один из создателей научной теории перспективы, принадлежал к поколению новаторов и экспериментаторов флорентийского Раннего Возрождения. Своеобразие творческого облика Уччелло выразилось в восприимчивости к самым разнородным тенденциям современной ему художественной жизни — от тяготения к монументальности, лаконизму и мощи изобразительного языка до увлечения деталями изображаемого события, мотивами современной художнику жизни, от экспериментов в области перспективы до элементов готической стилизации и вкуса к сказочности.

Отсюда появляется новая стилистика картин: сохраняя вкус к обобщенной, укрупненной трактовке форм, увлечение перспективными построениями и ракурсами, он вносит в них множество живых, выразительных подробностей, оттенок сказочности или рыцарской романтики, элементы условности и стилизации, красочной зрелищности. Эта стилистика в равной степени свойственна его картинам, связанным с религиозной тематикой. Органически сочетая любовь к живописи и к науке, он изучал строение растений и животных, законы построения пространства по правилам математической перспективы.

Замыслы и идеи художника имеют вполне простые формы, ограниченную, минималистичную, даже, цветовую гамму. Его работам присущи динамика, смелые перспективные построения и вместе с тем уравновешенность композиции, звучность нарядного и изысканного колорита.

Следует отметить также превосходные геометрические рисунки Уччелло, где художник изучает предметы в перспективе. Основное внимание Паоло Уччелло уделял ракурсу, сложным разворотом многочисленных фигур. Перспектива понималась Уччелло не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.

Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм, а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Живописец, мозаичист, декоратор и мастер инкрустации. Учелло был одним из самых искусных и добросовестных мастеров своего времени.

С середины 1450-х ориентация творчества Уччелло существенно меняется. Теперь он работает преимущественно в области станковой живописи, он создает тип станковой картины, сугубо светской и по назначению, и по сюжету, опираясь на опыт решения светской тематики в искусстве Северной Европы, что даёт нам право сделать определённые выводы. Паоло Уччелло можно по праву считать новатором и знатоком своего дела.

Кто такой Паоло Уччелло?

Паоло Уччелло родился приблизительно в 1397 году, скорее всего — во Флоренции. По крайней мере, его отец, цирюльник Доно ди Паоло, был флорентийцем. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно (Паоло, сын Доно). С какого момента и почему художника стали называть Паоло Уччелло — неизвестно. Любопытную версию происхождения этого имени приводит в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев» Джордже Вазари. Он утверждает, что Паоло Уччелло назвали так за его любовь к животным, и прежде всего, к птицам («уччелло» по-итальянски — маленькая птичка).

В 1415 году Уччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и… художников. Этот курьез историки искусства объясняют тем, что живописцы в ту пору приготовляли краски из тех же материалов, из которых фармацевты готовили свои лекарства. Другие же искусствоведы склоняются к тому, что медицина и живопись «объединялись по небесному признаку» — ведь покровителем как врачей, так и художников считался святой Лука. Одно объяснение, впрочем, не противоречит другому.

Как складывалась жизнь Паоло Уччелло с 1415 по 1425 год, мы не знаем. Но в 1425 году мы обнаруживаем живописца уже в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, единственная мозаика, о которой с уверенностью можно было бы сказать, что она создана по рисункам Уччелло (фигура святого Петра на фасаде собора), не сохранилась. Что касается остальных мозаик, то здесь авторство Уччелло представляется весьма спорным.

В родную Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, о чем говорит дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои «услуги» по оформлению кафедрального собора. Власти не сразу доверились ему, а 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии, — первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.

В 1445−46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Увы, сегодня невозможно отыскать и следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни. Более того, не осталось даже письменных источников, где хоть сколько-нибудь подробно описывались бы эти фрески. О них упоминает лишь Вазари, и то мельком.

В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на виа делла Скала, рядом с церковью Всех Святых. В этом же году он женился, хотя мы не располагаем сведениями о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены). В 1453 году жена Уччелло, Томмаза, разрешилась от бремени сыном Донато, а в 1456 году умерла после неудачных родов. Девочка, появившаяся на свет, выжила, и ее нарекли Антонией.

Недолгая семейная жизнь художника была, по всей видимости, довольно благополучной. Об этом нам позволяет судить «анекдот», рассказанный Вазари в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев». Однажды Уччелло до поздней ночи засиделся над изучением перспективы. Когда, наконец, жена позвала его идти спать, мастер улыбнулся и воскликнул: «Пожалуй, такая перспектива мне нравится больше всего». О своеобразном юморе художника свидетельствует и такая история (ее тоже поведал потомкам Вазари). Работая над фресками для флорентийского монастыря Сан-Миниато аль Монте, Уччелло питался изо дня в день одним только сухим хлебом и козьим сыром — поскольку ничего другого скупой настоятель монастыря не предлагал живописцу. Такой рацион вскоре надоел ему, и он ушел из монастыря, оставив фрески недописанными.

Настоятель послал за художником монахов, чтобы они вернули его. Уччелло, однако, отказался возвращаться в монастырь, сказав, что настолько пропитался сыром, что боится, как бы у него не склеились внутренности. Монахи расхохотались и, вернувшись к настоятелю, объяснили ему суть недоразумения. Через какое-то время Уччелло продолжил работу над фресками, но кормили его теперь не в пример разнообразнее прежнего.

Наиболее значительной из поздних работ Паоло Уччелло представляется серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые «Битва при Сан-Романо» упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году. Заказана же она была, по всей видимости, герцогом Козимо I Медичи, являвшимся товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при Сан-Романо. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.

Судя по всему, алтарный образ для церкви Тела Христова стал последней работой Паоло Уччелло. Со слов Джордже Вазари мы знаем о том, что мастер провел свои последние годы «в бедности и одиночестве, закрывшись у себя в доме и с головой уйдя в изучение перспективы». Однако 11 ноября 1475 года Уччелло написал завещание, из которого следует, что живописец был вовсе не так беден, как сообщает Вазари. Спустя месяц, 10 декабря, Паоло Уччелло скончался в больнице. В одном из источников XVI века утверждается, что в это время живописцу исполнилось 78 лет. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца, во флорентийской церкви Святого Духа.

Ссылка на основную публикацию