Что такое стрит-арт: 12 фотографий - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое стрит-арт: 12 фотографий

TOP-20 примеров впечатляющего стрит-арта с использованием городских объектов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Одна из новых андеграундных достопримечательностей Берлина.

Остроумный стрит-арт по мотивам комиксов из Франкфурта, Германия.

Павел Пухов из России оригинально украсил школьный двор.

Фанатская культура в стрит-арте москвича Павла Пухова.

Мимишный инопланетный стрит-арт от David Zinn.

Маленький кусочек Италии в стрит-арте из Филадельфии в США.

Сложная уличная инсталляция от Just Cobe из Фрайбурга, Германия.

Веселые филиппинские студенты не могли пройти мимо уродливых канализационных труб.

Серые коробки типовых домов от Evol Farringdon из Лондона (Великобритания).

Российский Симпсон в телефонном графити.

Игральные кубики на мостовой в Вене, Австрия.

Благодаря уличным художникам сказочные звездочеты поселились на стене одного из домов Бирмингема в Великобритании.

Любви покорны не только все возрасты, но и вообще все живое. Стрит-арт из Лейпцига, Германия.

Забавные столбики-монстры в Париже, Франция.

Прыжки в высоту в уличном арте из Испании.

Музыкальный арт из Вальпараисо, Чили.

Детский труд в стрит-арте великого и ужасного Бэнкси в Лондоне, Великобритания.

Российская действительность в стрит-арте Алексея Меньшикова из Пензы.

Телефонное граффити из Детройта, США.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: участинкам блога, зарегистрированным пользователям, модераторам

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

Мне так понравилось, на сколько это все таки красиво, если с умом сделано.Музыкальный арт из Вальпараисисо меня просто поразил.

Да. остроумие, находчивость не занимать авторам работ. Очень все здорово и оригинально. Понравилось. В Белгороде недавно тоже был выкрашен один мост частично, отдекорирован в стиле Street art, как на картинке парижской в статье.

Это действительно очень интересно. К сожалению лично не встречал ничего подобного, а иногда так хочется увидеть что-то эдакое своими глазами, а не на картинке.

Отличные идеи! Думаю, если давать молодёжи простор для такого рода искусства, меньше будет неприкаянных подростков.
Особенно понравилась лестница в виде клавишей.

Да, кто бы у нас такими вот рисунками скрыл все строительные недостатки в нашем городе. Может быть, тогда городские власти сами стали задумываться об улучшении внешнего вида нашего города.

Мне понравилась идея с ящичками в Польше. Такие убогие, но поддерживающие друг друга в трудную минуту. Очень мило.

Ох, как же это все приходит людям в голову, как же они красят города. Но жаль что не все ценят и считают это как хулиганство.

Очень забавно. Хорошо, когда уличные рисунки не портят людям настроение, а наоборот, улучшают его. Можно только приветствовать такое веселье, если оно не портит архитектуру.

Я такого еще не видел. Очень впечатляет! Я считаю, что люди, которые этим занимаются, очень талантливы, и еще больше — они очень нужны нашему обществу, чтобы спасти город от обыденности и разрухи домов, столбов, стен, заборов и т.д. с помощью своих навыков!

Да, в наших городах такое не встретиш, граффити было в диковинку, которое пришло из запада. Может и это исскуство скоро дойдет.

Стрит-арт это здорово и восхитительно. Казалось бы, скучные и неприглядные объекты вдруг заметно преображаются, их интересно рассматривать. Недавно недалеко от моего дома так искусно разрисовали обычный забор из плит,- забавно и весело, на смену серой скуке.

Это выглядит красиво и элегантно такое еще мне не встречалось, думаю это бы порадовало унылого человека.

Унылые серые бетонные города прямо таки созданы чтоб их разукрашивать)
Меня впечатлили две будки из Польши. Такие трогательно-милые.

Способность вызвать улыбку, создать хорошее настроение и вообще настроить на позитив – это и есть основное достоинство, которое я вижу в творчестве уличных художников разных стран. Чувство юмора в творчестве – это здорово!

Сейчас направление уличного искусства активно развивается. Появляются новые техники и авторы. Подробнее: стрит-арт

Стрит-арт

Стрит-арт (street art) – это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Но, несмотря на это, не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие люди считают, что стрит-арт – это акт вандализма. Но, так ли это? Окунемся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться – что это такое на самом деле.

Что такое уличное искусство и каким оно бывает?

Стрит-арт в переводе с английского языка означает “уличное искусство”. Под этим направлением подразумеваются:

  • Настенные рисунки;
  • Изображения в общественных местах и на различных объектах;
  • Уличные инсталляции;
  • Стикеры;
  • Постеры и др.

К этому направлению можно отнести всё, что является урбанистическим стилем изобразительного искусства. Бытует широкое заблуждение, что граффити является единственным проявлением street-art. Однако, это не так. Граффити является лишь одним из видов уличного искусства, но далеко не единственным.

История стрит-арта с момента появления и до наших дней

Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.

Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.

Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.

Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Известные представители направления

В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:

  • Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
  • Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
  • Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
  • Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
  • C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
  • Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.

Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.

Стрит-арт: история развития и лучшие примеры уличного искусства

За последние десятилетия уличное искусство кардинально изменилось. Раньше города «украшали» хаотичные надписи, состряпанные на скорую руку, а сейчас все чаще можно увидеть величественные муралы, которые рассказывают удивительные истории о жизни и культуре общества. В работах стрит-арт-художников идея главенствует над формой: вместо простого посыла «я есть», в них просматривается «я так думаю». Уличное искусство привлекает инвестиции, способствует развитию туризма, превращает опасные и бедные кварталы в дорогие и престижные. Стрит-арт – это мощный инструмент социальных перемен и города стали для него полноценными полотнами. Давайте поговорим о появлении и развитии этого феномена. Пора научиться замечать прекрасное в повседневности!

Содержание

История стрит-арта: жизнь до Бэнкси
Вокруг света: лучшие примеры уличного искусства
Украинский стрит-арт: сильно, трогательно и красиво
Завершение

Стрит-арт – это направление изобразительного искусства, которое отличается урбанистическим характером. К нему относят граффити, трафареты, постеры, муралы, скульптурные инсталляции и т. д. Его задача состоит не в присвоении территории, а в том, чтобы показать зрителю задуманный автором сюжет и вовлечь его в диалог.

Уличная живопись появилась в древние времена. Наскальные рисунки можно назвать первыми ее примерами (и отнюдь не самыми плохими). Родиной более современных проявлений стрит-арта считается США. Именно здесь в 1930-х годах на стенах и вагонах хулиганы начали рисовать первые граффити.

До 70-х годов стрит-арт был представлен одиночными надписями. Так, Дэррил Маккрэй под псевдонимом Cornbread в 1967 году исписал признаниями кучу домов в Филадельфии, чтобы завоевать сердце любимой девушки. Правда, вскоре она переехала и роман тинейджеров закончился. Однажды Дэррил даже оставил надпись на слоне.

Не менее известная личность – райтер Taki. Парень работал курьером и при каждом удобном случае украшал стены Нью-Йорка автографом TAKI 183 (цифры – это номер его родной улицы). В 1971 году историю Taki опубликовали в The New York Times и город «захлебнулся» волной однотипных тегов. Каждый уважающий себя граффитчик хотел «забомбить» ими все районы города.

Затем любители стрит-арта облюбовали метро и стали разрисовывать вагоны и целые составы. Когда надписей стало слишком много, власти Нью-Йорка предложили райтерам работать на специально предназначенных площадках. «Хаотичное творчество» объявили незаконным. В 70-х открылась первая выставка граффити. Коммерческие организации и модные дома начали предлагать урбан-мастерам взаимовыгодное сотрудничество. В это время рисунки становятся более замысловатыми: увеличивается толщина линий, добавляется контур и помимо надписей используются изображения мультяшных героев.

После прихода в субкультуру профессиональных художников и людей с профильным образованием стрит-арт обрел посыл, эстетичность и смысловую нагрузку. На улицах появились работы Ли Киньонеса и Жана-Мишеля Баския. Стоимость творений последнего сейчас стартует от 14 млн долларов. В начале 90-х стрит-арт стали активно использовать для рекламы. К услугам райтеров прибегали такие гиганты, как IBM и Sony.

В Европе уличное искусство активно развивается с 80-х годов. Одним из грандиозных граффити-полотен была западная сторона Берлинской стены (наверняка все видели изображение целующихся Хoнeккeрa и Брежнева). После сноса ее остатки предоставили 118 художникам, чтобы создать галерею под открытым небом.

Помимо немецкой столицы, урбан-творцов манил Париж. На его домах красовались трафаретные женщины с поэтическими надписями от Miss.Tic и ироничное «издевательство над логотипами» от Зевса. Здесь же Blek le Rat оставлял своих знаменитых крыс, которых считал единственными по-настоящему свободными существами. Этого француза Бэнкси называет своим главным вдохновителем.

Творческий путь андеграундного английского художника Бэнкси начался в 90-е годы. Каждый его шедевр несет сильное послание и будоражит сознание обывателей. Он вытаскивает на свет пороки общества: говорит о войне, загрязнении экологии, глобальной технологизации, злоупотреблении полномочиями и т.д. В 2010 году Бэнкси вошел в список ста самых влиятельных деятелей мира. Его работы уникальны, талантливы и востребованы.

Еще одним успешным граффером можно назвать Шепарда Фейри. Известность ему принесли постер Hope для предвыборной кампании Обамы (2008 год) и работа OBEY с изображением борца Андре Гиганта.

О стрит-арте пишут в журналах, снимают фильмы и создают игры. Он лишен избыточности, синтетических смыслов и отвечает современным тенденциям, делая искусство общим и ничьим одновременно. Его качество определяется только вкусом зрителя. Стрит-арт доказывает, что искусству не нужны посредники в виде изданий, галерей, критиков и музеев. Он олицетворяет свободу и обладает художественной ценностью.

Самая заметная и обсуждаемая форма уличного искусства – это муралы. Мы собрали подборку шикарных работ, среди которых есть шедевры украинских мастеров.

Это город с особой энергетикой и культурой. Здесь можно найти множество стрит-арт- композиций: от наивных рисунков до реалистичных и трогательных портретов.

В этом городе очень лояльно относятся к урбан-художникам и его стены заполнены яркими и сложными муралами.

Мы можем гордиться плеядой киевских мастеров, среди которых почетное место занимают Interesni Kazki, Александр Гребенюк, Александр Бритцев и Сергей Радкевич.

Муралы давно стали частью культуры чешских улиц. Прага – обширное полотно для молодых талантов.

Этот город всегда был колоритным, но художники группы «All City Canvas» сделали его еще интереснее!

Шесть лет назад в столице Португалии запустили проект «Crono Project», целью которого стало преображение заброшенных зданий. За дело взялись лучшие мастера и Лиссабон ожил!

В этом городе искусств даже старые стены способны удивить и привлечь внимание прохожих. Здесь «умные» черно-белые картины Чарльза Леваля уживаются рядом с грандиозными портретами JR и сотнями ярких сюжетов неизвестных мастеров.

Австралийцы вдохновились примером Нью-Йорка и совершили свою стрит-арт-революцию еще в 80-е годы. Сегодня Мельбурн поражает воображение туристов.

Стрит-арт здесь повсюду. Особенно хороши работы команды Mentalgassi.

Почти в каждом крупном городе Польши есть муралы, нарисованные известными иностранными и местными художниками. Так и хочется их сфотографировать!

Темпераментные испанцы рисуют с фантазией и страстью. Уличные картины у них получаются сказочными, откровенными и жизнерадостными.

Муралы обладают огромным коммерческим потенциалом. Они скрывают дефекты зданий, актуализируют социальные проблемы и доносят до целевой аудитории ключевые посылы брендов. При этом муралы остаются в плоскости искусства и не превращаются в дешевую рекламу.

Украина потихоньку привыкает к стрит-арт-проектам и становится желанным полотном для именитых урбан-художников. В Киеве уже отметились Финтан Маги, Гвидо ван Хелтен, Okuda и Kenor, Vhils, Nunca и другие. При этом украинские мастера рисуют не хуже мировых звезд.

Визиткой Киева можно назвать муралы Владимира Манжоса и Алексея Бордусова (Interesni Kazki). Раньше ребята были граффитчиками, но однажды поняли, что рисовать сюжеты и необычных героев гораздо интереснее. Их вдохновляют мифы, природа и культура разных стран. Дуэт подчеркивает контраст между современным обществом и погибшими цивилизациями. Владимир и Алексей много путешествуют и работают в разных странах мира.

Стены Львова и западноукраинских сел своими композициями украшает Сергей Радкевич. Его работы цепляют новой трактовкой библейских сюжетов и обращением к иконописи. Сергей известен во Франции, Польше и других странах.

В Харькове орудует группа «Kailas-V». Ребят привлекают сложности и они рисуют целые серии настенных картин. Помимо Украины, их работы можно увидеть в Болгарии, Эстонии, Польше и Белоруссии.

Яркими красками встречают прохожих Одесские дворики. Сразу бросается в глаза огромная фреска с выдающимися городскими персонажами на стене гостиницы «Geneva City» от группы «Peach».

В Каменец-Подольском завораживает мурал «Сеятели снов» от коллектива «Добрые люди». А в Хмельницком «Девочка с шариками» группы «М97».

Удивительная «настенная живопись» есть во всех уголках Украины. Наши муралы яркие, искренние, злободневные, нежные, сильные, очаровательные…Они очень разные, но всегда о жизни и во имя нее! Будем рады, если вы поделитесь фотографиями стрит-арт-объектов вашего города в комментариях.

Завершение

Рано или поздно искусство должно было выйти за пределы галерей и оказаться в открытом доступе. Каждый имеет право внести лепту в трансформацию окружающего пространства. Сегодня муралы используют, как часть кампаний по борьбе с голодом, войнами и человеческими пороками. Стрит-арт заставляет нас думать, делать выводы и меняться. Где поставить запятую в выражении «рисовать нельзя закрасить», решайте сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Стрит-арт. Есть ли будущее у уличного искусства?

Стрит-арт — в чем суть уличного искусства сегодня, какими жанрами оно представлено? Что за идеи хотят донести людям свободные художники, есть ли будущее у этого вида самовыражения?

А еще вы узнаете, как меняется стиль городского декора в сторону коммерциализации, и как он связан с рекламой.

Что такое стрит-арт?

Стрит-арт, или уличное искусство, вовсю завоевывает сегодня большие города.

А зародился стрит-арт в Нью-Йорке, городе, ставшем символом урбанизации. В 60-е граффити было в основном представлено специальными знаками, с помощью которых уличные банды метили свою территорию.

Позже на городских стенах оставляли свои послания к кумирам преданные музыкальные фанаты.

В 90-е прославился один из самых известных сегодня художников в стиле стрит-арт Шепард Фейри. Его тэг Obey («подчиняйся») знает каждый, кто хоть чуть-чуть знаком с уличным искусством.

В те же годы мир узнал имя легендарного ныне Бэнкси. Он известен своими граффити, трафаретами, скульптурами. Людей привлекает его антивоенное и остросоциальное творчество, смелость и вызов власти.

Уличное искусство — особенности творчества

Чтобы увидеть творения художников в стиле стрит-арт, не нужно идти на выставку или в музей. Полотна творцов — все городское пространство: стены, заборы, промзоны, заброшенные дома и руины зданий.
Мы часто считаем: стрит-арт — это, в основном, граффитти. Но это только одно из направлений.

Художники украшают среду мегаполиса с помощью постеров, трафаретов, стикеров, огромных настенных росписей (муралей), инсталляций, проецирования видео на здания или пустыри. Все это тоже уличное искусство.

Жанровое разнообразие стрит-арта практически безгранично, каждый выражает себя, как может. В этом и есть свобода уличных художников. Творить может любой желающий, не имея специального художественного образования.

Трудно втиснуть это искусство в какие-то рамки, к стрит-арту некоторые относят и творчество уличных музыкантов, и различные городские перфомансы, и флэш-мобы. Но больше всего в стрит-арте, конечно, художников.

Уличное искусство разнообразно и по своему идейному наполнению.

Существуют бунтарские направления, протестные — против рамок закона, условностей, классового разделения, войны. Есть творения, выражающие идеи экстремальных молодежных субкультур (скинхэдов, эмо, панков, рэперов), и использующие их символику, часто засекреченную.

Кто-то творит просто с целью выразить себя, используя всю свою фантазию, воображение, нестандартное видение мира.

Немало среди уличных художников и любителей экстрима, которых привлекает азарт тайных ночных приключений — быстро оставить свой след в городском ландшафте, избежав преследования полиции или даже устроив побег от представителей закона.

Стрит-арт отличается от других видов творчества своей публичностью, доступностью массам. Встаешь утром, а во дворе на асфальте красочное панно, едешь на работу — унылый заводской забор засиял всеми цветами радуги, вышел в сквер на перерыв — а там забавная инсталляция.

Уличное искусство — для людей большого города, а не с целью украшения музейных залов, оценки критиков, массового тиражирования.

Стрит-арт — искусство эмоциональное. Мало кого оставят равнодушным творения художников: кто-то возмущается — опять эта мазня, куда только власти смотрят, кто-то с интересом рассматривает картины, пытаясь понять смысл послания автора. Некоторые восхищаются оригинальностью, нестандартным подходом, юмором, буйством красок.

Противостояние власти сегодня по-прежнему присутствует в стрит-арте, как и на заре его зарождения. В общем-то, бунтарская суть всегда будет присутствовать, иначе такое творчество просто перестанет быть уличным, свободным от рамок и стереотипов.

Уличное искусство сегодня и его развитие

Сегодня даже самые ярые пропагандисты свободного уличного искусства понимают — в мире рыночных отношений стрит-арт все равно будет видоизменяться.

Тот же талантливый уличный художник может продавать свои работы коллекционерам, выставляться в галереях и находить возможность бесплатно творить в городском пространстве.

Авторы стрит-арта сегодня востребованы — их приглашают заниматься оформлением помещений и ландшафта, осуществлять коммерческие проекты для различных компаний.

В одном из районов Гонконга открыт ресторан изысканной французской кухни. Но оформлен он вовсе не в классических традициях, акцент в интерьере сделан на стрит-арте.

Идею доступности роскоши там попытались воплотить с помощью оформления шикарного ресторана демократичными работами уличных художников. Интерьер меняется постоянно, ведь в проекте участвуют авторы со всего мира.

На крупных международных арт-выставках уже присутствуют работы уличных художников. Есть шанс, что стрит-арт закрепится как некий культурный пласт и спустя какое-то время он может стать классикой для будущих поколений.

Рекламисты давно поняли преимущества работ в стиле стрит-арт и стали привлекать свободных художников к раскрутке своих брэндов, продвижению линий молодежной одежды, аксессуаров, продуктов питания.

Во многих мегаполисах муниципальные власти используют уличное искусство в качестве инструмента декора городской среды.

Можно получить официальное разрешение на оформление определенных объектов, если проект заинтересует руководство города.

Используют стрит-арт и в качестве средства социальной рекламы. Выбрать профессию полицейского новозеландскую молодежь призывают с помощью работ уличного художника.

Призыв звучит так: «Ты тоже можешь сделать что-нибудь экстраординарное. Стань полицейским».

Проводятся фестивали стрит-арта с массовым расписыванием стен, оформлением промзон и парковых территорий. Такое сотрудничество уличных художников и властей выгодно обеим сторонам. К чему бороться с граффити, когда с его помощью можно украсить городские улицы?

Работы уличных художников даже могут претендовать на защиту по закону об авторских правах. Но чтобы творить на законных основания, автору нужно получить разрешение от собственников недвижимости и у административных инстанций. Любое несанкционированное творчество могут отнести к административным правонарушениям или даже к уголовно наказуемым деяниям.

Стрит-арт сегодня — жанровое разнообразие

Особенно ценится умение мастера обыграть уличный контекст, добавив, порой, незначительную деталь. Но эта инъекция автора способна полностью преобраховать локальный городской пейзаж.

Трафареты и постеры

Многие жители Санкт-Петербурга часто видят на улицах города постеры и трафареты. Они не такие масштабные и яркие, как граффити, мурали и панно. Питерцы даже считают — этот стиль стрит-арта придает городу некое очарование.

Трафареты часто содержат протестные девизы, призывы к обществу. Но социальный контекст присутствует не всегда. Есть и такие примеры:

Появились на питерских улицах и бумажные постеры, приклеенные на стены клеем ПВА. Выполнены надписи нетрадиционным для стрит-арта каллиграфическим почерком, без знаков препинания. Самые знаменитые фразы — про девушку Леру.

Но есть и послания, похожие на объявления или на размышления в собственном дневнике. Автором их оказался молодой дизайнер Агон-Нога, ведущий таким образом свой диалог с любимым городом.

Стикеры

Стикеры — популярный сегодня инструмент уличных художников. Потребуется время на их изготовление, но зато потом наносить рисунки можно быстро, оставляя свои метки на улицах города.

Стикеры часто используются в коммерческих целях — фонарные столбы, дорожные знаки, входные двери оклеивают рекламой кафе, табачных магазинчиков, пабов, концертов местных музыкальных групп.

Но стикер еще и средство коммуникации — автор может оставить народу любое послание, донести свою мысль или призыв к каким-то действиям.

Мурал

Мурал — такая техника в уличном искусстве, которая охватывает достаточно обширные пространства.

Крупные панно, покрывающие целые здания, большие участки промзон требуют времени на реализацию, большого количества расходных материалов, подъемной техники и прочих приспособлений.

Чтобы создать такую грандиозную работу, потребуются финансовые затраты (в идеале — спонсорские) и разрешение городских властей.

Не поддающееся классификации

Удивляет своими идеями голландец Стефан де Кроок, использующий в качестве материала для работ выброшенные двери.

Автору не нужна краска, ведь двери уже имеют свой цвет, остается только подобрать подходящие фрагменты и сотворить очередной шедевр уличного искусства.

Уличный художник из Австралии Буфф Дисс творит свои произведения с помощью клейкой ленты. Стартовал он на улицах родного Мельбурна, затем география работ расширилась. Работы из скотча не наносят вреда окружающей среде и выглядят весьма оригинально.

Некоторые проекты художника живут уже по несколько лет, другие могут продержаться всего пару дней. Но вдохновению автора нет предела.

Уличное искусство сегодня стало важной частью городской культуры. Работы таких культовых художников, как Бэнкси, выставляются даже на аукционе Sotheby’s.

Будущее у этого вида творчества, безусловно, есть. Специалисты полагают, что будут параллельно развиваться два пласта — маргинальный, с его протестом и вызовом обществу и закону, и вполне легальный стрит-арт, многожанровый, украшающий городское пространство и арт-галереи.

Лекция Арсения Сергеева «Стрит арт — искусства героев»:

Что было до Бэнкси: история мирового стрит-арта за 10 минут

Родиной уличного искусства по праву считают США. Одними из первых проявлений стрит-арта стали граффити, которые местные хулиганы рисовали на вагонах и стенах домов в США. Как правило, это были названия уличных банд, распределенных по районам. Оставив надпись, они обозначали свою территорию. Прародители граффити начали появляться в 1920-х – 30-х годах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Затем наступило временное затишье.

Kilroy was here

Во время Второй мировой распространился особый вид настенных надписей – человек с длинным носом (одинаковый на всех рисунках) с надписью “Kilroy was here”. Это означало, что некий солдат Килрой, имя которого впоследствии стало нарицательным, уже побывал в месте, куда приходили американские солдаты. Сами военнослужащие позже начали рисовать такого же человечка везде, где оказывались, чтобы разыграть других солдат и выдать свои надписи за рисунки реального Килроя. Этот полулегендарный персонаж до сих пор время от времени всплывает в современном стрит-арте.

Творчество, близкое к современному стилю, начало повсеместно появляться в США только в 70-х годах. В 60-х – 70-х было несколько громких историй, связанных с граффити.

Cornbread

В 1967 году подросток Дэррил Маккрэй влюбился в девушку Синтию и, чтобы завоевать ее сердце, оставлял надпись со своим псевдонимом и признанием “Cornbread loves Cynthia” на улицах Филадельфии, где они оба жили. Это сработало: Синтия ответила творческому другу взаимностью и они начали встречаться. Тинейджеры возраста Ромео и Джульетты были вместе, пока «Джульетта» не переехала в другой город. Случай стал знаковым потому, что впервые граффити использовали не для того, что обозначить подконтрольную уличной банде территорию, а чтобы привлечь внимание девушки. Но на этом дело не закончилось: однажды Дэрррил увидел в газете собственный некролог – как оказалось, журналисты перепутали имя убитого парня и подписали его Cornbread. Чтобы доказать всем, что он жив и привлечь к этому внимание, Маккрэй оставил надпись «Корнбрэд жив» на слоне в зоопарке. Перед этим он три дня наблюдал за движениями работников зоопарка, которые кормили пятитонное животное, и, выбрав удачный момент, осуществил свой план. За это он даже получил тюремный срок, но зато стал известен во всем мире.

Еще один граффитчик, о котором помнят до сих пор, — парень греческого происхождения Деметриус под псевдонимом Taki из Нью-Йорка. Примерно в то же время, что и влюбленный Дэррил, он начал разрисовывать стены родного города, но с банальной целью заявить о себе. Он, как и Cornbread, отличался от других тем, что смело вышел за пределы своего района и оставил напоминания о себе с номером улицы, на которой жил – TAKI 183 – по всему Нью-Йорку. Это было удобно – он работал курьером и бывал во всех районах, а писал обычным черным маркером. Все прошло успешно: в 1971 году о нем написали в The New York Times. Сразу после этого Таки провозгласили своим кумиром местные мальчишки, жаждущие уличной славы, и город захлестнула волна однотипных граффити с никнеймами и цифрами.

В следующие пару лет граффитчики начали разделять основные шрифты – среди прочих, появился применяемый до сих пор «дутый» стиль бабл, а бруклинский мастер Pistol впервые нарисовал трехмерные буквы – эффект достигался за счет окантовки букв. Тогда же у райтеров (так они себя называли) появился собственный сленг. Кроме того, они вплелись в культуру хип-хопа, которая как раз активно развивалась.

Граффити в метро

Они облюбовали метро Нью-Йорка как место для творчества и обсуждений – считалось особенно большим достижением разрисовать не часть вагона, а весь вагон целиком, а потом и целый состав. Но никакой особой художественной ценности раскрашивание не представляло – это все еще были просто хаотично разбросанные по стенам теги, но написанные усовершенствованными шрифтами.

Граффитчики собирались на условленных станциях метро, садились на скамейку на платформе и наблюдали за разрисованными поездами. Этот процесс назывался «бенчингом» (от английского «bench» – скамейка). Самой популярной локацией для этого была станция метро «149-я улица». Но это неконтролируемое властями использование подземки продолжалось недолго – уже в 1980-х краску стали смывать с вагонов метро, установив специальные пункты мойки, а ответственность за рисование на стенах и продажу краски ужесточили. Кульминационным моментом во всей этой истории стал трагический случай с граффитчиком Майклом Стюартом, которого полицейские, застав за незаконным рисованием, забили до смерти.

Ссылка на основную публикацию