Краткая биография римского-корсакова - Oxford44.ru

Краткая биография римского-корсакова

Краткая биография Римского-Корсакова

Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.

Краткие биографии тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть. Кстати, интересные факты о Римском-Корсакове читайте здесь.

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.

Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.

Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского (см. интересные факты об Островском).

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Семья Римского-Корсакова

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.

У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.

Читайте также:  Маргарет тэтчер – биография, личная жизнь, фото

Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.

Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова, обязательно поделитесь ею в социальных сетях.

Николай Римский-Корсаков: биография и творчество композитора

Римский-Корсаков – выдающийся русский музыкант, который известен по всему миру. Он написал многочисленные симфонические и лирические произведения, а также 15 опер. Его вклад в развитие музыки сложно недооценить. 18 марта – это день рождения великого композитора. В честь знаменательной даты хочется рассказать побольше о выдающемся музыканте.

Детские годы

Появился на свет Николай Андреевич в семье потомственных дворян в Новгородской губернии. Его отец хорошо играл на фортепиано. Маленький Николай подыгрывал отцу на барабане в три года. Мама мальчика была из рода помещиков, но рождена от крестьянки. Отец же носил звание статского советника.

Когда Николаю исполнилось шесть лет, ему наняли учителя музыки. Но занимался мальчик очень неохотно. Музыка ему не нравилась. Ему удалось выучить лишь музыкальную грамоту. Ни история, ни композиторы его не интересовали. С ранних лет Николая начали готовить к службе на флоте. В семье был еще старший сын, который стал в дальнейшем контр-адмиралом.

Первое вокальное произведение мальчик сочинил в девять лет. В подростковом возрасте его отправили в кадетский корпус. Переехав в Санкт-Петербург, Николай полностью погрузился в культурную жизнь города. Он стал активно посещать оперный театр. Здесь состоялось его знакомство с произведениями великих композиторов. Вскоре юноша начал брать уроки у педагога Улиха, чтобы научиться играть на виолончели. Не обошел он вниманием и занятия с пианистом Канилле.

В 1862 году Николай закончил морское училище. В том же году случилось несчастье в семье, умер отец. После этого старший брат и мама перебрались тоже в Санкт-Петербург.

Музыка

Римский-Корсаков должен был стать моряком. К этому его готовили с детства, чтобы он смог продолжить династию. Но знакомство с известными музыкантами изменило его жизнь. В 1961 году Николай впервые встретился с Балакиревым, который основал содружество «Могучая кучка». Дружба с музыкантами сильно повлияла на жизнь будущего композитора. В содружество входил Мусоргский и Кюи, позднее присоединился Бородин.

Николай под влиянием друзей создал Первую симфонию. К моменту окончания училища были завершены три части произведения. После этого композитор отплыл в кругосветное путешествие. На борту корабля он не переставал работать. Домой он вернулся через три года. Вскоре состоялась премьера его Первой русской симфонии.

Творчество

Римский-Корсаков в дальнейшем увлекся изучением фольклора, после чего он создал симфоническую картину «Садко». Кстати, его музыкальный материал позднее был использован для создания одноименной оперы. Талантливый композитор использовал свои новаторские подходы, благодаря чему музыка звучала фантастически.

Современники считают, что от природы композитор был наделен цветным слухом, что позволило ему создавать потрясающие произведения. Из-под пера талантливого музыканта появилась сюита «Антар». Постепенно Николай начинает осваивать оперный жанр. Первая полноценная опера была написана им в 1872 году. Она получила название «Псковитянка». Премьера произведения состоялась в Мариинском театре.

Преподавательская деятельность

В начале семидесятых годов Николаю Андреевичу пришло приглашение от ректора консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков становится преподавателем, а точнее профессором вуза, несмотря на то, что не имел законченного музыкального образования. За 35 лет своей преподавательской деятельности он воспитал множество талантливых музыкантов. Среди них был Антон Аренский, Михаил Гнесин, Александр Глазунов, Анатолий Лядов и другие.

Вместе со своими учениками композитор совершенствовал свое профессиональное мастерство. В первые годы преподавания музыкант занимался написанием вокальных и полифонических произведений. Он создал концерты для кларнета, фортепиано, тромбона. В 1873 году в свет вышла Третья симфония автора. А еще через год Андрей Николаевич сам встал за дирижерский пульт. Через шесть лет он выступал в Москве и в Париже с оркестром. А далее был Брюссель.

Читайте также:  Интересные факты о воде

Новые произведения

В восьмидесятые годы вышли симфонические произведения, благодаря которым композитор снискал мировую славу: увертюра «Светлый праздник», оркестровая сюита «Испанское каприччио» и «Шахерезада», а также оперы «Снегурочка», «Майская ночь» и «Млада». В эти годы Римский-Корсаков стал активно сотрудничать с Придворной певческой капеллой. Он также продолжал руководить кружком Беляева и «Русскими Симфоническими Концертами».

В девяностых годах наметился спад в творчестве композитора. В это время он работал над философскими трудами. А уже в середине девяностых появился сразу целый ряд новых опер: «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».

А в начале двадцатого века композитор сочинил свои последние сказки-оперы: «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже…». Очень популярной стала «Сказка о царе Салтане».

С приходом революции Римский-Корсаков поддерживал бастующих студентов, из-за чего был уволен из консерватории. Но вскоре он вновь вернулся в нее.

Личная жизнь

Семейная жизнь композитора сложилась очень удачно. На одном из творческих вечеров он познакомился с Надеждой Пургольд. В то время ему нужен был помощник для работы над оперой «Псковитянка». Он предложил сотрудничать Надежде Николаевне. Их совместное творчество постепенно переросло в нечто большее. В 1872 году пара поженилась. Через три года родилась дочь София, которой было суждено стать оперной певицей. Позднее в семье родился сын Андрей, который стал музыковедом, и дочь Надежда. У пары было еще двое детей, но они умерли в раннем возрасте.

Супруга Андрея Николаевича пережила его на 11 лет. Она умерла от оспы. После революции квартира Римских-Корсаковых была заселена чужими людьми. И только в 1971 году в доме был основан музей великого композитора. В доме были оставлены те интерьеры, которые были при жизни Николая Андреевича.

Композитор умер в 1908 году от инфаркта. Его поразило известие о том, что его оперу запретили ставить. Это настолько поразило Андрея Николаевича, что он не выдержал удара. Похоронили выдающегося человека в загородном имении в Любенске.

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество композитора

Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. — 21 июня 1908 г.) — русский композитор, член «Могучей кучки». Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова — «Испанское каприччио», увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита «Шехерезада» — образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии — сначала в качестве офицера, потом — гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в «Летописи моей музыкальной жизни») писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это «Садко» (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и «Шехерезада». Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах — это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков — биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл «беспечно, безалаберно. плохо выдерживая ритм». Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор «даже ни разу его не видел». Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским — все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Читайте также:  Биография василия шукшина

Наставничество Балакирева. «Могучая кучка»

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений «Садко» и «Антар», которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами «Могучей кучки», они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка «изумляла» его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого «возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала». Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч «Могучей кучки» в доме невесты. В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский. Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации — революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы. Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: «Снегурочка» и «Садко». Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции «Могучей кучки». В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в «Испанском каприччио») и ориентализм (в «Шехерезаде»). Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, «Антар» и «Садко», Римский-Корсаков исправлял несколько раз. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков — оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» — автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: «Псковитянка», «Моцарт и Сальери», «Пан воевода», «Царская невеста».
  2. Народные оперы: «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством».
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее — программное. Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория — академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков). Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...