Как шахматы влияют на развитие личности - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как шахматы влияют на развитие личности

Влияние шахмат на развитие детей

«Влияние шахмат на развитие детей, в том числе одаренных».

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в ещё большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. А способность мыслить и действовать – это основа компетентностно–ориентированного подхода в образовании. Эту задачу может решить шахматное обучение.

2. Влияние шахмат на развитие ребенка

Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть игры для детей, есть для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только шахматы являются универсальной развивающей игрой. Научно доказано: если ребенок рано приобщен к загадочному миру шахмат, он лучше успевает в школе, быстрее выполняет домашние задания. К тому же игра в шахматы выполняет несколько функций.

Развивающая функция шахмат:

Хорошо развивают логическое мышление, расширяют кругозор, помогают самостоятельно думать, сравнивать, обобщать явления, анализировать, ориентироваться на плоскости, что важно для школы.

Воспитательная функция шахмат:

Вырабатывают усидчивость, силу воли, внимание, целеустремленность, собранность. Дети, обучающиеся шахматам, учатся самостоятельно принимать решения, правильно воспринимать критику, достигать поставленных целей.

Физическая функция шахмат:

Побуждают заниматься физкультурой, чтобы хватало выносливости долгое время проводить за шахматной доской.

Гиперактивным детям помогают быть уравновешеннее, спокойнее, контролировать эмоции, сосредотачиваться на определенном виде деятельности. Чем раньше ребенок начнет играть в шахматы, тем легче ему будет адаптироваться в школе.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа , в том числе с ограниченными возможностями. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе и к последующей жизни.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, логика, терпение, целеустремленность.

Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и по другим предметам в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развития популярности шахмат.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме , результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.

В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-10 лет, и шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.

Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляют сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни — душевное спокойствие.

Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут препятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.

На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а также мотивация на сохранение и укрепления здоровья.

Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.

Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, формирование таких привычек оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.

Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком к агрессии – внутренней или внешней.

Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальной изоляции.

Государство затрачивает деньги, разрабатывает программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, социальная работа заключается в предоставлении «рыбы», а нужна «удочка» и этой «удочкой» могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего «я», эмоционально обогащает, корректирует стиль поведения в обществе, прививает навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.

Шахматы способствуют развитию и силы воли. А воля — это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а, следовательно, и к самовоспитанию.

Самоконтроль, как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать. И в этом опять помогают шахматы.

Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений.

Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит: «ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев».

Работая с шахматным материалом (фигурами), ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.

А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Ребенок, вкусивший радость творческого процесса, испытавший восторг победы, не пойдет курить и пить, ему это будет уже не нужно.

3. Работа с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Наблюдения о том, что умственные возможности людей разные, старо как мир. Люди древности понимали, сколь существенна разница между гением и простым смертным человеком. Также давно замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем.

Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:

• Высокая любознательность и исследовательская активность, умение задавать вопросы;

• Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;

• Высокий для их возраста уровень игры;

• Быстрый рост мастерства;

• Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию, опираясь на речь.

Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе. Дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы). Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книге «Психология игры»: «Игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень – умственные действия с опорой на речь».

Исследования психологов и педагогов показали, что основными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации. Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.

Одарённость — дело штучное, это всегда индивидуальность. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встаёт проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию?

Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение и усидчивость. Необходима полная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Существуют разные стратегии занятий с одарёнными детьми. К ним относятся ускорение и углубление.

Для одарённых детей необходимо разрабатывать индивидуальные программы, создавать непринужденную, «домашнюю» атмосферу во время занятий. Педагог должен уважать личность ребенка, способствовать формированию положительной самооценки ребёнка. На начальном этапе обучения – установка на успех , никаких поражений! Учитель (тренер) должен поощрять и стимулировать творчество и работу воображения воспитанника, его постоянное стремление к самосовершенствованию.

Соблюсти принцип дифференциации при работе с одаренными детьми и учесть их индивидуальность могут помочь информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Компьютеризация процесса обучения шахматной игре увеличивает эффективность интеллектуального развития обучаемых за счет ряда преимуществ компьютера:

— индивидуальный, дифференцированный подход к скорости восприятия информации каждым учеником;

— повышение мотивации обучения;

— большая экономия времени (быстрота ответа компьютера);

— повышение эффективности процесса обучения;

— создание установки на успех (проигравших нет!);

— создание информационно-аналитической базы каждого ученика.

Кроме того, нужна постоянная прямая и обратная связь с родителями воспитанников для своевременной и эффективной коррекции обучения, развития и воспитания детей.

Работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Обоюдный процесс. Он требует от взрослых личностного и профессионального роста, обновляемых знаний в области психологии одарённых детей.

Читайте также:  Наталья науменко – биография, семья, фото

П.А. Назаров – педагог дополнительного образования по шахматам

МКУ ДО ДЮЦ «Ровесник» г. Вятские Поляны Кировской области.

Как шахматы влияют на развитие личности

С тех пор, как шахматы появились в Индии 1500 лет назад, они неразрывно были связаны с умом. Даже сегодня, венцом искусственного интеллекта является создание компьютера, который может победить гроссмейстера.

Но почему? Есть много теорий. Исторические деятели, такие как Наполеон, Достоевский, и Паскаль знали, что игра в шахматы развивает критические области мозга, оказавшим помощь в реализации многих поступков, которые обеспечили им место в истории.

Итак, чем же помогают шахматы?

Шахматы развивают способности решать поставленные задачи

Шахматы — это бесконечные упражнения для ума, который развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка.

Что такое шахматы? Множество решений одной проблемы? И вы, и ваш противник имеет ту же цель, и те же ресурсы, чтобы сделать это.

Шахматы улучшают детское познание

Были проведены бесчисленные исследования эффекта, который игра в шахматы оказывает на развитие детей. Результаты? Относительно исследований с участием группы 10-летних детей, получивших подробную инструкцию по шахматам, ученые заключили, что дети стали играть лучше.

Шахматы улучшают вербальные навыки

Да, именно вербальные навыки. Доктор Альберт Франк изучал детей, которые занимались в шахматы в течение двух часов в неделю. В результате чего он заключил, что игра, которая в значительной степени не зависит от языка, может улучшать вербальные навыки, поскольку задействует участки мозга, связанные с языком, в том числе, ответственные за логику.

Шахматы развивают навыки критического мышления

Это, кажется почти очевидным, но результаты исследования доктора Роберта Фергюсона показали, что ученики 7-го — 9-го классов, которые начали играть в шахматы, имеют более лучшие показатели, связанные со здравым смыслом и критическим мышлением на 17%, по сравнению со сверстникам не играющими в шахматы.

Шахматы сохраняют умственные способности

Так, что? Все преимущества шахмат предназначены для детей с развивающимся мозгом? Не за что! Было доказано, что шахматы сохраняют умственные способности пожилых игроков и помогают предотвратить развитие симптомов заболеваний, таких как деменция и болезнь Альцгеймера.

Шахматы улучшают эмоциональное состояние

Многие думают, что шахматы, это игра холодного расчета, но важно понимать, что игра по своей сути именно для двух игроков, что в свою очередь улучшает эмоциональное состояние, а также развивает психосоциальное взаимодействие, по словам доктора Роуз Мари Стуттс из Свободной шахматной академии.

Шахматы улучшают математические способности

Математика часто воспринимается как наука, способная решать только абстрактные задачи, и ничего более. Но это не так. Математика связана с распознаванием образов, логикой, а также с возможностью играть с переменной в вашей голове, все это, как известно, улучшают шахматы.

Шахматы обучают логике и эффективности

Шахматы учат логике, потому что вы ограничены доской и фигурами, а действовать нужно эффективно, поскольку вы играете с противником, преследующим такую же цель. Это способствует поиску решений текущих проблем и использованию методов, для решения комплексных проблем.

Шахматные задачи подгоняют отстающих, и учат постановке цели

Отстающие часто теряют мотивацию из-за отсутствия вызова, и шахматы это игра бесконечных задач и поощрений. В конце концов, даже величайший из шахматных гроссмейстеров всегда будет иметь противников, которые могут бросить им вызов, и даже если он лучше всех людей, всегда есть суперкомпьютер .

Шахматы – это одна из самых известных логических игр в мире. Ни для кого не секрет, что они развивают логику, тактику, стратегию и многие другие свойства интеллектуальной личности.

Интуиция

Умение выбирать требуется от нас каждый день. С утра и до вечера мы постоянно сталкиваемся с мелкими и незначительными, а также крупными и чрезвычайно важными ситуациями, когда нужно делать конкретный выбор.

Шахматы развивают интуицию, так как из двух одинаковых по силе ходов, вам нужно избирать только один.

Интересный факт: в шахматах самым очевидным ходом пользуются не 90% игроков, а всего лишь 50%.

Терпение

Если у вас нет терпения – вряд ли вы сможете победить своего соперника. Тщательный анализ расстановки сил на доске, терпеливое выжидание хода соперника и длительная сосредоточенность на своей стратегии – все это развивает в шахматисте терпение. А это одно из ключевых качеств успешного человека.

Аналитическое мышление

Играя в шахматы, вы развиваете аналитическое мышление. И речь идет далеко не только о том, чтобы продумывать свои ходы. Взгляд со стороны – это то, чего так часто не хватает человеку.

Мы очень часто субъективно оцениваем то или иное дело. А исследуя тактику соперника, пытаясь проникнуть в его логику и замыслы, вы будете развивать объективное аналитическое мышление, что наверняка очень сильно пригодится в жизни.

Мышление победителя

Как это ни удивительно, но умение мыслить, как победитель имеет колоссальное значение в любой сфере деятельности. Для успешного достижения поставленной цели верить в победу просто жизненно необходимо.

Трудно себе представить развитую личность, которая не верит в свои силы. Психологическая установка победителя тренируется, как и любое другое интеллектуальное качество.Шахматы – идеальное для этого средство.

Умение проигрывать

На первый взгляд может показаться, что это утверждение противоречит предыдущему. На самом же деле нет. Умение проигрывать также является чрезвычайно важным свойством развитой личности.

Поражения, как и победы, влияют на нас удивительным образом. Мы делаем выводы, о которых раньше не задумывались, воспитываем в себе стойкость, чтобы не опускать рук.

Как шахматы влияют на развитие личности

Результаты научных исследований и данные из прак­тики обучения шахматам убедительно свидетельствуют о полезном влиянии шахмат на развитие интеллектуальных функций (особенно в детском и юношеском возрастах).

Было установлено, что необходимым условием успеш­ной игры является последовательность мыслительных операций. На первых шагах приобщения к шахма­там новичок начинает осознавать, что одного желания выиграть партию, провести эффектную комбинацию недостаточно. Выяс­няется, что сильные ходы возникают не по воле случая, а в результате определенной, продуманной подготовки. Оказывается, что комбинация становится возможной лишь при наличии ряда позиционных преимуществ: например, хорошего взаимодействия между фигурами, перевеса в си­лах на решающем участке борьбы, безопасного положения собственного короля и т. п., а эти преимущества возникают не сами по себе, не по «щучьему велению», а в ходе посте­пенной подготовительной работы.

Тем самым у шахматиста формируется убеждение в том, что шахматам совершенно не свойственны слепые действия и что никакие выгодные акции на доске не могут создаваться без достаточных оснований.

Выбор решения в шахматах требует умения самостоя­тельно использовать имеющиеся знания и навыки. Здесь особое значение приобретает искусство сравнительного мыслительного анализа: умение находить различия в сход­ных игровых ситуациях и сходство в различных. Занятия с детьми 7—8 лет показали, что через 3—4 месяца они в большинстве заданий находили общие идеи в позициях с непохожим расположением фигур и уверенно различали ситуации с незначительными изменениями в позиции.

Умение сравнивать постепенно формирует способность к лучшему обобщению шахматной информации. Про­должая совершенствоваться в игре, шахматист осознает ценность знания способов действия в типичных позициях миттельшпиля, знания типичных технических приемов (например, постановки ладьи позади проходной пешки в окончаниях) и т. д.

Появляется умение правильнее выделять главный мо­мент противостояния в данной конкретной позиции и более обоснованно создавать стратегические планы игры. Исследования показали, что почерпнутые в игре методы логического анализа шахматисты нередко используют в других сферах своей жизни.

Шахматы требуют хорошей памяти и активно стимули­руют ее развитие. Однако бытует ошибочное представление о том, что шахматист опирается на буквальное запоминание вариантов или позиций. Эксперименты, проведенные А. Бинэ (Франция) и П. Рудиком, а также другими учеными, убедительно продемонстрировали, что у шахматистов превалирует не механическое, буквальное запоминание, алогическое, смысловое.

Так, например, в одном из экспериментов испытуемым предлагалось через 15 мин восстановить позицию с нали­чием 20—22 фигур на доске.

Выяснилось, что позиции, в которых фигуры были расположены в логической связи между собой, воспроиз­водились в 6 раз быстрее и с меньшим коли­чеством ошибок.

В борьбе с недостатком, который часто обозначают как вольное отношение со временем, также полезным и эффективным средством являются шахматы. Шахматы на­глядно демонстрируют отрицательные последствия невер­ного планирования временных затрат, несвоевременности действий, запаздывания и т. п.

Излишнее фантазирование и легкомыслие недопусти­мы: необходимо принимать решение, исходя из реальной обстановки. «Ставьте перед собой достижимые цели, не прельщаясь красивыми миражами», — указывал известный русский шахматный педагог П. Романовский.

В жизни нередко приходится встречать людей, которые в новой, уже изменившейся ситуации продолжают остро переживать решения, принятые в прошлом. Они часто ис­пользуют выражение: «Надо было. ».

В шахматах, так же как в исторической науке, приме­нение сослагательного наклонения бесперспективно и чаще всего бессмысленно. Шахматист, играющий партию, понимает, что ход уже сделан, прошлую позицию не вер­нешь и сожаления бесполезны — надо думать о реальной ситуации.

Поэтому шахматы быстро излечивают людей от бес­плодных сетований типа: «Надо было. ».

Шахматист обязан далеко и точно предвидеть возмож­ные изменения событий на доске. Выбор каждого хода опирается на соответствующий прогноз, когда игрок в воображении оперирует передвижением фигур, проводит маневры и комбинации, которые еще не состоялись.

Эффективным средством совершенствования анализа в уме является игра не глядя на доску (или игра «вслепую»). Конечно, речь идет об обычных методах тренировки, а не о рекордных и утомительных сеансах одновременной игры на большом количестве досок.

Среди подобных методов укажем (в порядке возраста­ния трудностей) на игру «вслепую» с ведением записи хо­дов, игру при наличии пустой доски, игру без доски, игру с контролем времени на обдумывание.

Исследования также подтвердили пользу от примене­ния следующих способов тренировки:

1. Решение заданий без передвижения фигур на доске.

2. Чтение шахматной литературы без доски (сначала от диаграммы до диаграммы, затем текста коротких партий до 25 ходов).

3. Решение задач, этюдов и других упражнений без доски.

4. Чтение и последующее воспроизведение текста пар­тий (по 30—40 ходов и без наличия диаграмм в тексте).

Практика показала, что систематическое применение указанных выше способов тренировки резко повышает аналитические способности шахматистов.

К особенностям прогностического анализа в шахма­тах относится необходимость постоянного сопоставления расчетов с возможными ответными действиями со­перника, который стремится обнаружить ошибки в планах другой стороны и дезинформировать относительно собст­венных намерений.

Процесс прогнозирования у шахматиста становится процессом рефлексивным, связанным с имита­цией мыслей противника и анализом собственных рассуж­дений и выводов с учетом результатов имитации.

Читайте также:  Топ-10 матерей, родивших больше всего детей

Приведу пример. Моя партия с Р. Фуксом (Германия) должна была состояться в последнем туре международного турнира в Варне (1960). Я отставал от лидера — чемпиона Болгарии Н. Падевского на пол-очка. Бороться за первое место я мог только в случае выигрыша у сильного немецко­го мастера. Сложность задачи повышало то обстоятельство, что я играл черными.

Конечно, я серьезно отнесся к решающему поединку. Однако в ход подготовки вмешалось непредвиденное. Мы жили с Р. Фуксом в соседних номерах отеля. Лоджия была общей, и мы часто навещали друг друга, проходя через нее.

В то памятное утро я расставил на доске позицию из защиты Грюнфельда. Вдруг в дверях лоджии появилось улыбающееся лицо соседа, который увидел позицию и без сомнения понял, какой дебют я готовлю против него.

Что делать? Сначала превалировало инстинктивное же­лание отказаться от защиты Грюнфельда и выбрать другую дебютную систему.

Однако спустя некоторое время стал рассуждать: «Фукс решит, что-что, а уж защиту Грюнфельда я не сыграю. К ней он не будет готовиться. К тому же «Грюнфельд» станет для него неприятным психологическим сюрпризом. Поэтому решено — играю защиту Грюнфельда!».

Расчет, в котором учитывалась имитация рассуждений Р. Фукса, оказался верным. Уже в начале партии Фукс вы­глядел растерянным. Допустив вскоре серьезную ошибку, он проиграл.

В итоге я догнал Н. Падевского, разделив с ним 1—2-е места. После партии Р. Фукс подтвердил, что выбор мною защиты Грюнфельда оказался для него неприятной неожи­данностью. Он огорчился из-за того, что сделал неверный вывод о моем решении и оказался «обманутым» самим собой. Кроме того, во время партии он, по его словам, пре­увеличил опасность, подумав: «Раз Крогиус все же избрал защиту Грюнфельда, значит, очень эрудирован и уверен в этом дебюте».

До сих пор объектом нашего внимания были преиму­щественно строго логические формы интеллектуальной деятельности. Вместе со многими исследователями — пси­хологами, философами, математиками и специалистами в области информатики мы готовы признать исключитель­ное влияние шахмат на развитие интеллекта.

Влиянием на развитие здравого смысла и строго логи­ческих форм мышления не исчерпывается роль шахмат в сфере интеллекта человека.

Многие позиции, возникающие в процессе игры, носят проблемный характер, не позволяющий выбрать решение, которое путем точного доказательства может быть призна­но единственно верным.

Подобная неопределенность, как и в жизни, возника­ет по двум причинам. Во-первых, из-за невозможности во многих позициях действовать на основе анализа всех вариантов. При обдумывании шахматист, как правило, не перебирает все возможные ходы (их часто необозримое множество), а ограничивает поиски не­большим числом вариантов.

Во-вторых, неопределенность нередко возникает при наличии нескольких заманчивых продолжений. Возникает своеобразный избыток информации, который особенно опасен в ситуациях дефицита времени на обдумывание.

Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, по­лагаясь не на «математически» точную, а на вероятностную оценку ситуации.

Эти качества формируются в процессе шахматной деятельности и, как свидетельствуют данные психологи­ческих исследований, заметно выражены у шахматистов высокой квалификации.

Бесспорно, проявление этих качеств во многом зависит от природного потенциала человека, но было бы неверным полагать, что творческие способности не поддаются целе­направленному процессу формирования и развития, в том числе и при обучении шахматам и в ходе тренировок.

По-видимому, шахматы допустимо рассматривать в каче­стве своеобразного тренажера творческих способностей человека.
©Крогиус

Что развивают шахматы?

Более 1,5 тысяч лет назад в Индии возник прообраз игры, которую сегодня мы называем шахматы. Со временем она проникла в Европу, Россию и стала популярной среди дворянского сословия, особенно в дипломатической среде. Примерно с середины 19 века игра перестала быть привилегией знати и завоевала истинную народную любовь. Начали проводиться международные турниры и матчи, появился первый чемпион мира по шахматам. Им стал немецкий мастер Вильгельм Стейниц.

Уже тогда люди нередко задавались вопросом – что развивают шахматы, какую пользу можно получить для своего развития, регулярно участвуя в сражениях на 64 клетках? Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». Но это общие слова, которые любят цитировать к месту и не к месту, когда разговор заходит об упомянутой игре. Мы же хотим разобраться более конкретно в данной теме.

Под увеличительным стеклом

Для начала попробуем дать определение этому феномену, рождение которого теряется в глубине далеких веков. Шахматы – настольная игра с многослойной логикой и своим игровым миром, живущим по строгим и, казалось бы, незыблемым законам. Однако вся прелесть шахмат заключается в том, что эти законы можно нарушать (мы имеем в виду не правила игры) и очень часто нарушитель оказывается прав.

Партия течет спокойно и неторопливо, и вдруг взрыв, удар молнии – жертвуется одна фигура, вторая… На ровном месте возникает стремительная и сокрушительная матовая атака. Всего несколько ходов, а как изменилось течение игры! Армия противника в панике, и вражеский король вынужден склонить голову. Это и есть высшая логика шахматной игры и ее очарование! Вот что такое шахматы. Конечно, данное определение немного эмоционально и далеко не полно, но в целом отражает одну из самых привлекательных сторон древней игры.

Ну а теперь посмотрим, что, кроме чувства победы над противником и удовлетворения от хорошей игры, дают шахматы человеку.

Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат – анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память – и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии – победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.

Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично – наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто.

В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу. Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Читайте также:  Алексей толстой – биография, личная жизнь, фото

Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Знакомая картина? Это так и называют – муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка – ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

Подводя итоги

Итак, мы детально разобрались, что развивают шахматы у детей и взрослых. Можно смело утверждать, что эта игра полезна в любом возрасте. Ведь, в отличие от физических нагрузок, у шахмат нет противопоказаний. Они доступны и для здорового, и для больного человека. Заниматься ими можно в любом возрасте. Конечно, лучше начинать осваивать столь мудрую игру в раннем детстве. В принципе, это же можно сказать о большинстве видов спорта.

Однако и здесь шахматы стоят особняком. Они, не в пример многим спортивным дисциплинам, полезны почти без ограничений. Поэтому начинайте как можно раньше знакомить своих детей с шахматами, и это однозначно скажется на дальнейшем развитии ребенка в позитивном плане. Если не умеете играть сами – обязательно научитесь. Поверьте, освоив эту королевскую игру, вы ни на минуту не пожалеете о времени, затраченном на ее изучение. Удачи!

Почему шахматы уничтожают наш мозг

Clive Thompson написал для medium.com чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы — это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.

Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя игра.» Данное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы — это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.

Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. ( Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

Ссылка на основную публикацию