8 признаков воспитанности от чехова - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

8 признаков воспитанности от чехова

8 признаков воспитанности от Чехова

Качества воспитанного человека – это не просто мысли гениального писателя. Ведь Антон Павлович Чехов – один из самых известных драматургов в мире.

А будучи чрезвычайно одаренным человеком, он умел еще и тонко видеть душу. Как непревзойденный художник слова он был не менее гениальным психологом, с ювелирной точностью подмечая те или иные свойства, присущие каждому человеку. Чтобы это понять, следует просто прочесть любой из его рассказов.

Если вы понимаете важность развития личности, тогда наверняка с удовольствием ознакомитесь с кратким перечнем советов, которые великий драматург давал своему брату.

Все интересные факты про Антона Чехова можно прочитать в отдельной статье. Сейчас же предлагаем вам 8 признаков воспитанности от Чехова.

Мы приводим не все послание целиком, а основные выдержки из письма Антона Чехова своему старшему (на два года) брату – Николаю Чехову. Тот, будучи художником, имел много вредных привычек, которые мешали ему нормально жить и работать.

Таким образом, в марте 1886 года было написано письмо брату, в котором Антон Павлович выделил признаки воспитанного человека. Это весьма любопытный текст, который на протяжении всего 20 века переделывался, сокращался и видоизменялся но, так или иначе, внушался молодому поколению советских людей, как идеал воспитанности.

Признаки воспитанного человека

Вначале Антон Павлович пишет о разных вещах, заключая свое предисловие тем, что главная беда его брата – это крайняя невоспитанность, которую «ужасно трудно победить». Но все же он предлагает ему 8 условий, по которым можно определить воспитанного человека.

Приводим выдержки дословно, намерено не изменяя и не осовременивая великолепный чеховский стиль и манеру написания.

Уважение к личности

Первый признак воспитанности заключается в том, что такие люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

Внимательность и сострадание

Воспитанные люди сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

Уважение собственности

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Не лгать, не рисоваться, не болтать

Воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

Не давить на жалость

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом человеке сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

Не суетиться и не хвастать

Воспитанный человек не суетится. Этих людей не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако и т.п.

Они смеются над фразой: «Я представитель печати!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

Уважение к собственному таланту

Если воспитанные имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом.

Эстетичность

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки.

Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. Спать с бабой, дышать ей в рот, выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего!

Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали…

Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не , а матерью…

Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Воспитанные пьют только, когда свободны, при случае, ибо им нужен здоровый дух в здоровом теле.

Заканчивает Антон Чехов письмо брату словами:

«Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!».

Конечно, мы привели только ключевые выдержки из письма. Но этого вполне достаточно для любознательного человека.

Из текста можно взять много полезных советов для развития личности. Надеемся, что вы сможете проверить себя на предмет соответствия чеховским признакам воспитанности.

8 признаков воспитанности от чехова

Антон Павлович Чехов — Николаю Павловичу Чехову

Март 1886, Москва

. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след[ующим] условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и няньчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я [. ]. «, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e. известность по портерным. Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!«, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

Читайте также:  Если не мне, то никому – самые нелепые смерти

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

[. ] выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и все это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, [. ] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать безустали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не [. ], а матерью. Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае. Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час.

Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть. Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать. хотя бы Тургенева, которого ты не читал.

[. ] самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький. 30 лет скоро! Пора!

Воспроизведено по изданию: А.П. Чехов, ПСС, М., Огиз — Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194
Купюры оригинала в этом издании помечены знаком [. ]

8 качеств воспитанного человека по Чехову

Антон Павлович Чехов был не единственным творческим человеком в семье. Его брат Николай был талантливым художником, который, к сожалению, вёл разгульный образ жизни. Антон Павлович очень сильно переживал за него, но обвинял в невоспитанности. В своём письме к брату он перечислил качества, без которых невозможен воспитанный человек. Likeyou разобрался, применимы ли эти правила сейчас.

ru.m.wikipedia.org

1. «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы»

Сегодня это правило можно расценить как лайфхак, который поможет проверить кого-то: посмотрите, как человек ведёт себя с обслуживающим персоналом. Когда человек ставит себя и свой опыт выше чужого, поучает и раздражается на чужие недостатки, это быстро избавляет его от друзей. Любой человек достоин уважения и гуманного отношения, но в письме к брату Чехов, конечно, немного перегибает палку с человечностью.

«Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних».

В стремлении к человечности важно не забывать о своих границах. Если вы позволяете человеку вольности, но чувствуете при этом дискомфорт, нужно тактично сказать об этом. Иначе вы рискуете попасть в токсичные отношения, где ваши границы будут отодвигать до бесконечности.

2. «Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом»

Важно проявлять эмпатию к человеку, который переживает какую-то болезненную ситуацию. Она может быть мелкой и незначительной для вас, но стать абсолютной трагедией для другого. И меньшее, что вы можете сделать, — не обесценивать проблему, а проявить сострадание. Даже из-за сломанного ногтя.

3. «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги»

Ни добавить, ни убавить! Если вы усвоили первое правило, то понимаете: деньги даются нелегко. И физический, и интеллектуальный труд — сложные задачи, которые не всегда оцениваются по достоинству. А если человек при всём этом способен одолжить денег, то это только доказывает его доброту, сострадательность и доверие к вам. Не стоит пользоваться этим, чтобы известная поговорка не подтверждалась.

4. «Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках»

Большинство людей говорят неправду, потому что боятся негативных последствий. Даже когда вы напортачили, поступили неправильно или некрасиво, лучше рассказать честно и извиниться. В некоторых ситуациях ложь может даже ухудшить ваше положение. Антон Павлович считал ложью даже выставление себя в лучшем свете.

«Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии».

Это не означает, что вы ложитесь в кафе на диван, расчёсываетесь у стола и закидываете на него ноги. Это означает, что дома вы приучаетесь к таким манерам, за которые вам не будет стыдно на людях. В это же правило Чехов включает стремление к сдержанности в разговорах.

«Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат».

5. «Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь»

Здесь Антон Павлович призывает нас не быть токсичными. Конечно, у всех случаются сомнения по поводу своего таланта, но с ними нужно бороться. А если вы только ноете и даже не пытаетесь что-то изменить, то людям вокруг вас быстро надоест слушать жалобы.

6. «Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным»

Кажется, уже во времена Чехова были люди, помешанные на вещах и популярности. Сейчас же, когда общество потребления только крепнет, такое поощряется и даже оплачивается. Всегда стоит помнить, что никакая крутая вещь не сделает вас хорошим человеком, если вы таковым не являетесь. А знаменитость в друзьях — не достижение особого характера.

7. «Если они имеют в себе талант, то уважают его»

Чехов считал, что если вы обладаете талантом, то должны жертвовать ради него всем остальным: «покоем, женщинами, вином, суетой…» Развитие таланта требует много времени и сил, в чём-то явно приходится себе отказывать. В современном мире легче балансировать между постоянной работой и творческим хобби. Например, работать на фрилансе, брать подработки в несколько часов и развивать талант с помощью интернета.

8. «Они воспитывают в себе эстетику»

Чехов пишет об опрятном и чистом внешнем виде, доме, красивой подаче еды. «В человеке должно быть всё прекрасно…», помните? Такой подход к жизни пойдёт только на пользу психологическому здоровью, потому что каждый день будет как минимум приятным.

«Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки».

Антон Павлович говорит и о сексуальных потребностях. Он считает, что воспитанный человек стремится укротить и облагородить свою похоть.

«Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность».

Напоследок Антон упоминает и алкоголь, к которому у Николая было пристрастие. Эстетика означает и меру в алкоголе, который не пьют без повода. А если и пьют, то в меру.

«Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano („в здоровом теле здоровый дух“)».

Читайте также:  Все самое-самое в африке интересные факты

Подпишитесь на нашу страницу в фейсбуке, там много веселых видео и добрых открыток.

Подпишитесь на наш инстаграм, и вы первыми узнаете, что вышел новый пост.

Подпишитесь на канал likeyou в Яндекс.Дзене, чтобы читать посты вместе с новостями.

Письмо Чехова. 8 качеств воспитанного человека.

Чехов написал письмо своему брату, талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства.

Антон Павлович Чехов, зная слабости своего брата, всегда и переживал за него, расстраивался из-за наплевательского отношения Николая к своему дару. Он писал: «Гибнет сильный русский талант, гибнет ни за грош».

У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам. Мы, конечно, можем и не быть алкоголиками, прозябающими в клоповниках, но в целом многие из нас, как и Николай Павлович, погрязли в жалости к себе, принижают таланты и стоят в позе «меня никто не понимает». Делая при этом хуже и себе, и близким людям, которым не все равно.

Обязательно прочтите это письмо. Великий классик нашей литературы способен научить нас большему.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000…

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…”

Яркое письмо, на мой взгляд
А начало вообще меткое, даже сохранить захотелось вот таким скрином, чтобы открывать и читать когда кажется, что никто не понимает.

Некто Лукас .

Здесь ничего не продают. Уже необычно, правда?

Письмо Чехова брату, о воспитанности

Со школы я помню «кодекс воспитанного человека» Чехова, и был уверен, что он действительно состоял из красиво сформулированных восьми пунктов. Но недавно наткнулся на почти полный текст письма (все равно с некоторыми купюрами, но другого нет). Очень интересно. Во-первых, письмо сильно сокращено, во-вторых, оно писалось по случаю, и не все так просто, в-третьих… надо читать.

Антон Павлович Чехов — Николаю Павловичу Чехову

Март 1886, Москва

Маленький Забелин!
Мне передавали, что ты оскорблен моими и шехтелевскими насмешками… Способность оскорбляться есть достояние только душ благородных, но тем не менее, если можно смеяться над Иваненко, надо мной, над Мишкой, над Неллой, то почему же нельзя смеяться над тобой? Это несправедливо… Впрочем, если ты не шутишь и в самом деле чувствуешь себя оскорбленным, то спешу извиниться.

Смеются только над тем, что смешно или чего не понимают… Выбирай любое из двух.

Второе, конечно, более лестно, но — увы! — для меня лично ты не составляешь загадки. Нетрудно понять человека, с которым делил сладость татарских шапок, Вучины, латыни и, наконец, московского жития. И к тому же твоя жизнь есть нечто такое психологически несложное, что понятно даже не бывшим в семинарии. Буду из уважения к тебе откровенен. Ты сердишься, оскорблен… но дело не в насмешках и не в благодушно болтающем Долгове… Дело в том, что ты сам, как порядочный человек, чувствуешь себя на ложной почве, а кто мнит себя виноватым, тот всегда ищет себе оправдания извне: пьяница ссылается на горе, Путята на цензуру, убегающий с Якиманки ради блуда ссылается на холод в зале, на насмешки и проч. … Брось я сейчас семью на произвол судьбы, я старался бы найти себе извинение в характере матери, в кровохаркании и проч. Это естественно и извинительно. Такова уж натура человеческая. А что ты чувствуешь себя на ложной почве, это тоже верно, иначе бы я не называл тебя порядочным человеком. Пропадет порядочность, ну тогда другое дело: помиришься и перестанешь чувствовать ложь…

Читайте также:  Зоряна марченко – биография, личная жизнь, фото

Что ты для меня не составляешь загадки, что бываешь иногда варварски смешон, тоже верно. Ведь ты простой смертный, а все мы, смертные, загадочны только тогда, когда глупы, и смешны в течение 48 недель в году… Не правда ли?

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Уверяю тебя, что как брат и близкий к тебе человек я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2000000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae*… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б . », потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво..»

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…

8 ) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Спать с бабой, дышать ей в рот выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не , а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano**.

И т. д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста». Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…
самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!

Жду… Все мы ждем…

Комментарии по изданию: А.П. Чехов, ПСС, М., Огиз — Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194

Маленький Забелин — намек на пагубную страсть Ник. П. Чехова к алкогольным напиткам; фамилия принадлежала звенигородскому помещику, алкоголику, прототипу Борцова в пьесе Чехова «На большой дороге» (1885), являющейся переделкой рассказа «Осенью» (1883).

Якиманка — в доме Клименкова на этой московской улице тогда жил А.П. Чехов, и у него «переводил дух» после загулов беспутный брат.

Вучина Николай Степанович — учитель греческой школы в Таганроге, невежественный и жестокий педагог, у которого первоначально учились Александр, Антон и Николай Чеховы. (О нем см. в статье Ал. П. Чехова «А. П. Чехов в греческой школе»; «Вестник Европы», 1907, кн. 4, подпись: «А. С-ой».)

Долгов Никтополеон Васильевич — пианист, знакомый чеховской семьи.

Veritas magis amicitiae — истина выше дружбы (лат.).

Полеваевы — семейство, по сообщению М. П. Чеховой, сыгравшее отрицательную роль в жизни Николая и Александра Чеховых.

Плевако Федор Никифорович (1843-1908) — знаменитый московский адвокат.

Родзевич и Левенберг — мелкие журналисты.

Mens sana in corpore sano — в здоровом теле — здоровый дух (лат.).

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector