Советы родителям о воспитании – кратко о главном - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Советы родителям о воспитании – кратко о главном

Советы родителям по воспитанию дошкольников

Аксана Ермакова
Советы родителям по воспитанию дошкольников

«10 советов маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом»

1. Пусть папа приобщается к уходу за ребенком с первых дней жизни. Поначалу это выражается в простом уходе: купании, прогулке, кормлении из бутылочки. Каждое действие должно сопровождаться словами и улыбкой, обращенными к ребенку.

2. Папы отличаются от мам еще и тем, что играют с детьми в другие игры — более подвижные и энергичные. И дети просто обожают это! Не реагируйте негативно на игру, если она вам не нравится только потому, что не похожа на ваши игры с ребенком.

3. Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах, таких как зоопарк или цирк. Чаще устраивайте подобные выходы в свет!

4. Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой малыш следует в будущем. Чем активнее такое общение, тем лучше воздействие, оказываемое на психическое состояние ребенка.

5. Одни родители считают, что малыша нельзя ни в чем ограничивать, чтобы не помешать проявлению его творческих способностей. Другие ждут от ребенка абсолютно взрослого поведения, ответственности за все слова и поступки. Безусловно, лучше придерживаться золотой середины: ребенок должен знать о существующих рамках, но любые запреты не должны совсем ограничивать его свободу.

6. Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении: ребенок должен четко знать, чего от него ждут. Проще поддерживать желательное поведение, чем бороться с нежелательным.

7. Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому важно следить за тем, насколько категорично отец высказывается. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте этот вопрос в присутствии ребенка, поговорите наедине.

8. Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу — нельзя оставлять его заслуги и достижения незамеченными.

9. Помните, что ваши супружеские отношения — пример для ребенка, которым он будет руководствоваться в своей будущей семейной жизни.

10. И самый главный совет, который можно дать мамам и папам — любите своего ребенка! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.

«Советы любящему папе»

Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это и единственная возможность пообщаться с ребенком. Расспросите, как малыш провел день, поиграйте с ним.

Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт, и не только с мамой.

Играйте с ребенком в подвижные игры, подтягивайтесь вместе на перекладине, поиграйте в футбол, бадминтон, зимой — в хоккей.

Займитесь «маминой» работой. Заботы, которые традиционно считаются «мамиными», не обязательно должны быть только ее обязанностями. Отец должен участвовать в их выполнении столько, сколько он может. Это отличный шанс продемонстрировать свою привязанность.

Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие, а привычка читать очень пригодится детям в жизни, поэтому важно привить ее как можно раньше. Кроме того, вы хорошо и с пользой проведете время вместе.

Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше отношение — пример для подражания. Будьте одной командой, если вы в чем-то не согласны с супругой, обсудите это наедине.

Повышайте детскую самооценку. Показывайте ребенку, что вы его цените, проводя с ним время, обучая, хваля его результаты и достижения.

Витамин роста.

Сколько малыш может просидеть неподвижно? Наверное, очень и очень немного. Дошколята — великие непоседы. Они всё время в движении. Потребность в движении одна из основных для детей. Её тонко подметила в своём стихотворении «Кому что» Агния Барто:

Старички сидят в тени

Час, другой и третий.

— Как от этой беготни

Не устанут дети?

А мальчишка впопыхах

Говорит о старичках,

— Как они не устают?

Я устану в пять минут,

Неподвижность для детей самое большое наказание. Она негативно сказывается не только на настроении, но и на развитии ребёнка. Так обще-известно, что в коре головного мозга центры движения и речи расположены рядом. Поэтому, чем больше ребёнок двигается, тем лучше развивается его речь. Кроме того, движение напрямую влияет на умение ориентироваться в пространстве, представления об окружающем, творческие способности, навыки общения.

Итак, двигаться ребёнку необходимо. Движение для ребёнка своего рода витамин, витамин роста. И задача взрослого помочь ребёнку это движение организовать. А как? На наш взгляд ещё никто не смог придумать ничего интереснее, полезнее и увлекательнее, чем подвижные игры. Это не пустое времяпровождение, а развивающее общение. Не жалейте времени на игру с ребёнком! А уж если завели игру, то

Ребёнок всегда должен выигрывать у взрослого, поддавайтесь, позвольте обыграть себя, иначе малыш потеряет интерес к игре.

Чаще хвалите ребёнка, искренне удивляйтесь его силе, быстроте, выносливости, ловкости, смекалке.

Обращайте внимание ребёнка на то, как меняются его действия, что он сегодня сделал быстрее, точнее, внимательнее, чем вчера, что он придумал и внёс в игру от себя, радуйтесь его успехам, проявлению самостоятельности.

Покажите всем своим видом, что вам очень интересно играть вместе с малышом, что вместе вам весело и хорошо.

Как воспитывать у малыша самостоятельность?

Главное базовое правило, без соблюдения которого воспитательные усилия не дадут ожидаемого результата — это безусловное принятие человека.

Принятие малыша означает любить его не за то, что он красивый, послушный, разумный и т. д., а просто за то, что он есть.

Важно постоянно сообщать ребёнку, что он нужен, важен для вас, что само его существование — радость.

Ваш малыш, взрослея, чему-то учится. Наступает время, когда малыш скажет: «Я сам», но его попытки что-то сделать самостоятельно несовершенны. Вам хочется вмешаться, научить. Вы указываете на ошибки, говорите, как правильно, критикуете (с добрыми интонациями). Дети по-разному реагируют на родительское «не так» — одни смущаются и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют.

Второе правило, которым нужно руководствоваться в тех случаях, когда малыш чем-то занят самостоятельно, звучит так:

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не требует помощи.

Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «Ты, конечно, управишься!» Результатом такого самостоятельного обучения будет тренировка общей способности учиться, эмоциональный след от занятий (удовольствие или разочарование, уверенность или неуверенность). Если малыш в процессе занятий столкнётся с серьёзными трудностями, с которыми он не может управиться, то позиция невмешательства и побуждения самостоятельности неправильна и может лишь принести вред.

В таком случае стоит руководствоваться третьим правилом

Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!»

Важно различать ситуации, в которых надо воспользоваться вторым правилом (ребенок не просит о помощи) и третьим правилом (если ребёнок просит помочь или жалуется, что «не выходит» или вообще оставляет начатое после первых неудач).

Постоянно, неуклонно снимайте с себя заботы и ответственность за личные дела малыша и передавайте ему.

Речь идёт о снятии мелочной опеки — если она затянется, то помешает вашему ребёнку взрослеть. Передача ответственности за дела, поступки малыша ему самому — самая большая забота о нём.

Пятое правило вытекает из предыдущего:

Вашему ребёнку встречаться как с позитивными, так и с негативными последствиями его действия (или бездеятельности) — только тогда малыш будет взрослеть и становиться самостоятельным.

Как приучить ребенка к труду? Советы родителям по трудовому воспитанию детей Как приучить ребенка к труду? Советы родителям о трудовом воспитании детей Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит.

Консультация для родителей «Советы родителям как преодолеть сопротивление воспитанию у детей дошкольного возраста» Практика семейного воспитания свидетельствует об усилении тенденции сопротивления воспитанию у детей дошкольного возраста. Родители часто.

Маленькие советы родителям Витаминотерапия и профилактика дефицита микроэлементов позволяет повысить устойчивость детей к различным инфекциям, ускоряет сроки выздоровления,.

Рекомендации родителям по гендерному воспитанию дошкольников Рекомендации родителям по гендерному воспитанию дошкольников. Здравствуйте уважаемые родители! Вашему вниманию хочу предложить воспользоваться.

Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников Чистоплотность – это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с 3 лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать.

Советы родителям Ваш ребенок уже знает буквы и пытается читать. Как ему помочь? Существует много разных способов. Главное, не допустить механического натаскивания.

Советы родителям дошкольников Лучший друг. Добрые советы родителям дошкольников. Многие психологи уверены: чтение вслух поможет привить ребенку любовь к книге. Уделяйте.

Советы логопеда родителям Советы логопеда родителям Речью ребёнок овладевает постепенно, путём подражания взрослым. Сразу правильно произносить большинство звуков.

Советы родителям на тему «Психическое здоровье дошкольников и телевидение» • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив ребенка перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика.

Советы воспитателям детских садов и родителям по развитию творческих способностей у дошкольников Уважаемые родители, педагоги детских садов!Вы прекрасно знаете, что в начальной школе детям придется очень много писать. Нагрузка на руку.

10 хороших советов родителям, которые облегчат воспитание детей

В списке намеченных покупок на Амазоне у меня всегда не меньше четырех книг о воспитании детей, еще несколько книг лежат на тумбочке, а электронная почта забита полезными ссылками и заметками про разные педагогические теории и подходы.

Конечно, в моем случае все это нужно для работы, но и многие мои знакомые родители подвержены той же болезни — в наш век обилия информации и часто противоречащих друг другу идей о правильном воспитании детей, легко растеряться и утратить ориентиры.

За 12 лет работы в качестве семейного терапевта я часто видела, как родители с самыми благими намерениями применяли воспитательные стратегии, совершенно не соответствующие эмоциональным или возрастным потребностям их детей. В то же время я с радостью отмечаю, что все больше родителей успешно нащупывает путь здорового воспитания детей.

Читайте также:  Краткая биография ксении собчак

Изложенные здесь выводы — плод опыта и знаний, накопленных за долгое время, они базируются на современных исследованиях о способах воспитания, способствующих здоровому развитию детей.

№ 1. Дети ведут себя как дети, примите это.

Родители почему-то часто забывают, что путь познания мира их ребенком вначале извилист и тернист. Через ошибки. Через незрелые поступки. «Магия» начинается, когда в дело вступает хороший воспитатель и помогает ребенку идти верным путем. Мы расстраиваемся, становимся нетерпеливыми, раздражительными и грубыми, а ведь это просто этапы становления наших детей.

Часть мозга, отвечающая за рассудочное мышление, логику и самоконтроль, полноценно формируется к 20-ти годам. Незрелое поведение нормально для незрелого человека с незрелым мозгом. Это просто научная данность — просто осознаем это, запасемся терпением и будем помогать нашим детям пройти непростой путь взросления.

№ 2. Устанавливайте границы, опираясь на уважение, а не критику.

Поскольку наши дети буквально все о мире узнают от нас, без установки границ не обойтись. Без них дети будут чувствовать тревогу и беспокойство.

Можно устанавливать границы, используя критику и стыд, а можно в твердой, но уважительной форме. Подумайте, как бы вы сами предпочли, чтобы с вами разговаривали на работе, и действуйте исходя из этого.

№ 3. Изучите особенности этапов развития ребенка.

Наверняка вам случалось задаваться вопросом, куда подевался ваш веселый и послушный малыш, когда вы привели его в садик, а он вдруг начинал орать как резаный. Привет, сепарационная тревога (тревога ребенка, возникающая от разлуки с близким взрослым — прим. ред.)!

И таких вполне нормальных, вполне здоровых примеров детского поведения в период взросления — буквально сотни. Зная об этом, вы не будете считать поведение своего ребенка странным и сможете правильно и участливо на него реагировать.

№ 4. Учитывайте темперамент и личностные особенности вашего ребенка.

Это кажется банальностью, но если мы осознаем, какие именно уникальные черты присущи нашему ребенку и принимаем это, мы сможем вовремя понять, когда ему нужна помощь и поддержка, и в каких условиях он сможет расцвести.

Если вы знаете «пунктики» вашего ребенка, вам будет гораздо легче ориентироваться в разных сферах его жизни и помогать ему управляться с разными делами и ситуациями. Например, вы сможете определить наилучшие время и место для выполнения домашних заданий или понять, почему ваша дочь, уехав в летний лагерь, уже назавтра хочет вернуться домой.

№ 5. Предоставьте вашему ребенку время для свободной игры.

Играя, дети учатся всему на свете и развивают все необходимые им навыки. А значит, вам нужно каждый день предоставлять ребенку время для свободных, без вмешательства взрослых, игр с другими детьми.

№ 6. Чувствуйте, когда следует говорить, а когда — слушать.

Дети прекрасно умеют справляться с проблемами, если только мы им это позволим. Мы же безумно обожаем их и хотим, чтобы у них все получалось, и поэтому нам довольно трудно не вмешиваться и не решать проблемы за них, параллельно читая им лекции, как это надо правильно делать.

Если родители почаще будут брать паузу и не вмешиваться, они будут просто в шоке от того, как успешно их дети сами находят выход из трудных ситуаций. Умение слушать имеет мощный терапевтический эффект, позволяя нам добраться до сути и найти верное решение.

Дети хотят и нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли. Как и все мы.

№ 7. Не зацикливайтесь на своем ребенке.

Мы любим говорить, что наши дети — это наше все. И, конечно, это чистая правда. Но в повседневной жизни родителям нужно быть более открытыми внешнему миру. Мы должны поддерживать дружеские связи, иметь увлечения и хобби — все, что делает нас яркими индивидуальностями.

Нелегко разрешить себе это, ведь наши защитные страхи пытаются убедить нас, что дети не смогут обойтись без нас, а мы — без них. Но мы можем и должны обходиться друг без друга, чтобы остаться в здравом уме и не нагружать наших детей непосильной для них задачей удовлетворения всех наших взрослых эмоциональных потребностей.

№ 8. Знайте, что дела говорят громче, чем слова.

Быстрее всего ребенок учится, наблюдая, как вы живете и взаимодействуете с ним и окружающим миром. Дети невероятно внимательны и обладают намного более тонкой интуицией, чем мы предполагаем. Они постоянно наблюдают.

При всем кажущемся неудобстве этого факта для родителей, если мы будем постоянно помнить о том, что наши дети наблюдают за нашими действиями, мы не только научим их правильно вести себя, но и сами станем намного лучше.

№ 9. Запомните, что совместное времяпрепровождение, развлечения и творчество — лучшие способы формирования позитивного поведения и доброжелательного отношения.

Воспитание посредством страха и контроля в долгосрочной перспективе совершенно не эффективно. Эти методы могут оказать положительный краткосрочный эффект, но они не помогут сформировать у наших детей сильный внутренний нравственный стержень и не обучат их навыкам эффективного решения проблем.

Если при общении с вами ребенок чувствует, что его ценят как человека, он естественным образом сам научится ценить других и принимать правильные решения.

№ 10. Пусть вашей целью будет сформировать душу ребенка, а не только его влиять на его поведение.

Мир хочет убедить нас, что цель воспитания — в создании послушного и хорошо выдрессированного ребенка. Но эти, безусловно, весьма желательные качества для большинства родителей отнюдь не являются теми качествами, которые сделают из вашего ребенка счастливого и здорового человека.

Помогите детям понять, что их мысли и эмоции необычайно важны, и вы обучите их навыкам общения с людьми, умению управления собой и справляться со сложными ситуациями. Навыкам, которые будут поддерживать и направлять их на протяжении всей жизни.

Менять способы и стиль воспитания всегда нелегко, но если это по-настоящему важно для наших детей, это стоит того.

Перевод с английского Марии Строгановой

Лучшие советы и полезные рекомендации родителям по воспитанию детей


Каждые мама и папа, даже только задумавшиеся о ребенке, мечтают воспитать свое чадо счастливым и успешным. В процессе развития детей возникает много трудностей и сложностей, с которыми, порой, сами родители справится не в состоянии. Чтобы избежать некоторых ошибок, предлагаем рекомендации родителям по воспитанию детей.

15 советов по воспитанию детей

  • Поддержка родителей. Замечайте даже любую маленькую победу своего карапуза, начиная от первых шагов и не заканчивая никогда. Подбадривая любого человека (что говорить о детях) у него рождается желание делать все больше и лучше. Рекомендации по воспитанию детей объединялись педагогами и психологами, и не зря этот пункт стоит на первом месте.
  • Принимайте детей такими, какие они есть и любите просто так. Каждый человек индивидуален и не стоит “примерять свою рубашку” на малыша. Возможно Ваша дочь не захочет заниматься балетом (как мама мечтала), но полюбит футбол или шашки. А сынок будет спокойным и будет красиво рисовать, вместо занятий боксом, который так хотел освоить отец.
  • Позвольте малышу выбрать свою дорогу в жизни. Ваша задача, как родителей, выслушать, предостеречь и порадоваться или подбодрить (в случае неудачи). Не мешайте процессу развития личности, приобретения опыта, выявления талантов.
  • Малышу просто необходимы испытывать тактильные ощущения. Обнимайте кроху не менее 9 раз в день, ходите за руки, просто прикасайтесь друг к другу это только укрепит близкие отношения между Вами.
  • С малых лет приучайте кроху к разнице между добром и злом. Не стоит воспитывать детей в розовых очках. Беря во внимание советы по воспитанию детей, быть может, Вы исключите нежелательные ситуации. Конечно не стоит рассказывать в красках о преступлениях, однако суть должна быть донесена.
  • Стимулируйте проявление любознательности. Правильно когда ребенок интересуется разными вещами, книгами. Из него вырастет разносторонне развитая личность. Какие же советы родителям детей дошкольного возраста можно предложить, если сын или дочь мало интересуются чем-то масштабным, неизвестным? Начинайте с малого, начинайте образование с занимательных рассказов и обрывайте его на самом интересном. Любопытство возьмет верх над детьми и Вы получите желаемый результат.
  • Режим и дисциплина, как ни странно, очень помогают маленькому человеку чувствовать себя уверенно. Ведь он точно знает что за чем следует и готов к выполнению задачи. Малыш, который ложится спать в разное время и встает когда захочет, капризен и недружелюбен.
  • Не запрещайте слишком многое, а лучше поставьте рамки дозволенного и позвольте малышу выполнять желаемые действия опираясь на них. Если любит дочь рисовать на обоях, ну что ж, выделите ей часть стены для художества. И Вы спокойны и девочка занята полезным делом.
  • Не забывайте, что дети развиваются через игру. Позволяйте играть столько, сколько им необходимо. Любая мама, посмотрев на свое чадо, поймет когда можно прерывать игру чтобы заняться обучающим процессом.
  • Общаясь со сверстниками дошкольник сравнивает их с собой, но играя с детьми постарше мальчишки и девчонки учатся коммуникации.
  • Если Вы хотите что-то донести до ушей дошкольника, не нужно кричать (тем более с другой комнаты). Установите зрительный контакт с крохой, опуститесь на колено, чтобы вы были одного роста, тогда слова достигнут адресата. Очень важно слушать ребенка, когда он Вам что-нибудь говорит.
  • Приучайте с раннего возраста к самостоятельности. Маленькие дети очень любят помогать маме по дому, возложите несложные задачи на сына или дочь. Хвалите за проявление инициативы в любом деле.
  • Научитесь говорить “нет”, твердое “нет”, без всяких колебаний. Если раз выстоите под натиском капризов и слез, то в следующий раз будет проще. В конце концов дите поймет, что Вас не сломить.
  • Не скрывайте свои чувства. Пусть то будет любовь или гнев, страх или спокойствие Вы вправе испытывать и высказывать свои ощущения. Тем самым родители показывают, что чувства скрывать не нужно, ими можно делиться с близкими.
  • Почаще читайте. Лучше читайте каждый день, сделайте свой ритуал в одно и то же время, в том же месте. Чтение книг сближает, особенно когда после прочтения следует обсуждение.
Читайте также:  Анна астраханцева – биография, семья, фото

Следуя этим рекомендациям родители могут стать ближе с детьми и избежать многих конфликтных ситуаций. Воспитание дошкольников отличается от подросткового, но важность участия обоих родителей в росте и развитии тех и других велико. Установив теплые, дружеские отношения в раннем возрасте, подросток может быть уверен в поддержке со стороны мамы и папы.

Самый главный фактор, который поможет Вам в воспитании счастливого ребенка, это родительская любовь. Любите сыночка и дочку просто так, за то что они есть на свете, уважайте его мнение, точку зрения, прислушивайтесь и советуйтесь. Будьте счастливы.

Советы родителям капризных детей

Я несколько раз участвовал в разных передачах – телевизионных и радио, в которых ставился вопрос о воспитании детей. И в одном случае вопрос, предлагаемый к обсуждению, звучал совсем кардинально: бить или не бить, если ребёнок не слушается.

Я решил посоветоваться с папой (протоиереем Александром Ильяшенко, вырастившим 12 детей), и он мне сказал: «Имей в виду, что битье само по себе никого ничему не научило, детей нужно любить».

Помню, что и мой духовник – отец Владимир Воробьёв – неоднократно говорил и говорит, что если родитель в «процессе воспитания» теряет самообладание, позволяет себе кричать на детей, а тем более – поколачивать их, то эффект от этого будет, причём заметный не сразу. Но эффект этот окажется противоположный родительским ожиданиям.

Ребенок начнёт бояться, станет стараться избежать родительского гнева, и, не имея ни физических, ни моральных сил, противостоять авторитету взрослого, воспользуется тем, что для него доступно – начнёт обманывать.

И напротив, если воспитание детей основывается на любви, если дети эту любовь чувствуют, то нежелание огорчить любящего человека будет столь велико, что взрослому не потребуется ни кричать, ни выходить из себя.

Это основной общий принцип, без которого, мне кажется, вообще бесполезно говорить о воспитании.

Что же касается конкретных случаев непослушания, здесь всё работает в зависимости от конкретной ситуации.

Вот я сижу, говорю по мобильному телефону, а мой старший, 15-летний сын принёс мне городской телефон и говорит: «Тебя спрашивают». Понятно, что я проявлю строгость: предполагаю, что в 15 лет ребенок в состоянии понять, что если взрослый человек говорит по телефону, то не надо ему мешать, предлагая поговорить параллельно по другому телефону. Также он в состоянии ответить, что папа сейчас разговаривает по мобильному и предложить перезвонить попозже.

А вот другая ситуация, уже с малышом: ребенок сует пальцы в розетку. Понятно, что не стоит читать ему в это время нотацию, наблюдая, как его стукнет током. Достаточно дать ему по руке, и он лучше всяких слов и нотаций в этом возрасте поймет, что так делать нельзя.

Это, кстати, не относится к категории «бить». Просто в данной экстренной ситуации надо действовать быстро и четко. Как раз если для ребёнка такое поведение родителя – экстраординарное, а не привычное, он поймет, что сделал что-то, выходящее из ряда вон.

Спокойствие, только спокойствие

Как я уже сказал, принципиальный момент для родителей – сохранять внутреннее спокойствие. Это то, чему меня учили в детстве родители собственным примером и то, чего я всё-таки не умею по-настоящему достичь.

Нельзя набрасываться на ребёнка с криками: «Не смей больше так делать!», – он не услышит ничего, кроме нашей агрессии.

Любовь, как некая основа, последовательность требований, непреклонность их исполнения – основные принципы воспитания.

А ещё – уважение. Мои родители к детям всегда относились с большим уважением, с большим доверием. В многодетной семье, как правило, жить тесно, с личным физическим пространством сложно, и тем ценнее, как мне кажется, уважение к внутреннему личному пространству, к свободе.

Больше всего в детском, подростковом возрасте я ценил то доверие, которым пользовался у родителей. Я не был образцовым в своем поведении ребенком, но боясь потерять родительское доверие, предоставляемую мне внутреннюю свободу, сумел не совершить каких-то необратимых поступков.

Но заслуга в этом не моя, а духовника и родителей, которые умели не вмешиваться, оставить свободу выбора там, где это было полезно, то есть, в большинстве случаев, и сказать жесткое, определенное «нет» там, где это нужно было сделать.

Не обладая кротким характером своего отца, смирением своего духовника, будучи человеком взрывающимся, гордым и резким, я стараюсь именно распорядительно-командное свое участие в жизни детей минимизировать.

Но в этом смысле Господь меня спасает тем, что все эти мои недостатки компенсируются достоинствами моей жены, которая умеет быть мягкой, спокойной, терпеливой со всеми этими детьми: и с пятью школьниками, одним старшим дошкольником, тремя малышами, включая грудничка.

Она с каждым умеет разобраться, встретить, проводить, правильно сделать уроки, отправить помогать на кухню, сводить на занятие одного, встретить другого, быть диспетчером, воспитателем, педагогом группы продленного дня, учителем, помочь еще раз повторить, пройти заново тот материал, который они не поняли.

Но, тем не менее, я стараюсь придерживаться с детьми принципа уважения, внутренней свободы. Особенно это важно, когда ребёнок достигает подросткового и предподросткового возраста. Я вижу, как ребёнку важно, чтобы я доверял ему, считал ответственным, и он старается, как я когда-то, оправдать это доверие.

Каникулы – самое тяжёлое

Учебный год – непростое время, но самый тяжелый для многодетной семьи – период каникул. Собравшись вместе в достаточно ограниченном пространстве, дети превращаются в некую такую гранату, которая может взорваться в любой момент. Потому что энергичные личности вдруг остаются без какого-то такого жизнеопределяющего дела: без походов в школу, на музыкальные и спортивные занятия.

Так что детей, особенно если их много, нужно занимать и на каникулах, и во время учебного года. Чтобы эта детская энергия уходила с пользой и в нужном направлении.

Чтобы дети усваивали, осваивали информацию, умения, навыки, которые необходимы в данном конкретном возрасте. Чтобы потом, когда они сделают первый шаг во взрослую жизнь, окончат школу и будут получать высшее образование или выберут иной для себя путь, они имели бы самый важный багаж. Не просто эрудицию, которая неплоха, а именно умение работать, понимание, что в жизни часто главным является понятие «должен», а не «хочу».

С самого раннего возраста ребёнка нужно учить, что есть не только «я хочу», но и я «должен», и «нельзя».

Если мне маленький ребёнок требовательно говорит, например: «Хочу машинку!», объясняю, что не понимаю слова «я хочу», зато понимаю «можно, пожалуйста».

Пока ребёнок маленький, все его гукания, первые слова, то, как он захныкал и все к нему бросились – это вызывает умиление. Но одно дело таскать на руках кроху, другое – уже подросшего ребёнка – тогда ты сорвёшь себе спину.

Так что в воспитании детей важна некоторая трезвость: что позволено «гукающему» младенчику, уже не позволено ребёнку постарше, который ходит, говорит, в известных пределах за себя отвечает.

Здесь ему можно объяснять и требовать что-то. Например: «Так нельзя разговаривать, и я не буду тебя слушать, пока ты не заговоришь нормально. Выйди за дверь, когда успокоишься, тогда вернись». То есть апелляция к некому ограниченному выбору: или ты остаешься здесь и мы с тобой общаемся спокойно, или ты кричишь, но за дверью. Когда надоест, возвращайся.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке. Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо». Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства. Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца. Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Читайте также:  Как джулио медичи стал римским папой

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Горячие новости

26.12
Начал работу детский оздоровительный лагерь «Дружба», смена «Снеговичок».

24.12.2019
С наступающими праздниками!

24.12.2019
Новогодние утренники 1-х классов

23.12.2019
Новогодние утренники

21.12.2019
Продолжается регистрация на 2 этап репетиционного тестирования

Анкета по теме «Оздоровление детей»

Контактная информация

Телефон для справок

Cтатистика посещений

Советы родителям

Советы родителям на каждый день

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Если ребенок раз за разом совершает похожие ошибки, и объяснения ему не помогают, рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

Если Вы узнали свою ситуацию в одной из описанных, Вы можете попробовать решить проблему самостоятельно, используя наши рекомендации. Однако это не всегда удается. Если Вы чувствуете, что не справляетесь (за несколько недель не наступает заметных изменений), целесообразно обратиться за помощью специалиста-психолога.

3. СЕМЕЙНЫЕ ПРИЧИНЫ

Если при выявлении психологических причин многие семьи могут справиться своими силами, используя стандартные рекомендации, то подозрение на то, что сложности ребенка связаны с более широкими семейными проблемами, является серьезным поводом для психологического консультирования. Такого рода проблемы очень сложно не только решить, но и точно диагностировать самостоятельно. Для адекватной диагностики и коррекции нужен и взгляд извне, и ряд специальных знаний. Гармонизация семейных отношений всегда благотворно сказывается на состоянии ребенка. При благоприятном психологическом климате в семье дети лучше себя чувствуют и достигают больших успехов.

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.
  4. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
  5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
  7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
  8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

Как нельзя наказывать

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

  1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
  2. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание – движение содержания мира детства в мир взрослости.
  3. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не ненавязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб не одной стороне.
  4. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
  5. Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактуализации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс).
  6. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
  7. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.
  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей.
  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.
  3. Оценивайте уровень развития ребенка.
  4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке.
  6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
  1. Семья- это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт .
  2. Родители трудоустроены, имеют желание и способность обеспечивать права ребенка:
  1. Отсутствие привязанности между родителями и детьми, членами семьи и детьми, или искажение связей такого рода.
  2. Отсутствие восприятия семьи как базы, где дети могут уверенно приобретать новый опыт
  3. Отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует
  4. Отсутствие или сильное нарушение взаимоотношений между родителями.
  5. Наличие дисфункциональных способов борьбы со стрессом.
  6. Отсутствие необходимого или соответствующего жизненного опыта (культура питания, беседа, теплота взаимоотношений и т.д.)
  7. Неспособность родителей в полной мере обеспечить жизненно необходимыми средствами и условиями существования.
  8. Неспособность родителей обеспечить безопасность ребенка.
  9. Отсутствие или избыток воспитательных методов.
  10. Отсутствие или искажение системы взаимодействия (внутри семьи, между семьей и внешним миром).
  11. Отсутствие или пренебрежение соответствующими нормами санитарно- гигиенических условий жилья.

— другие причины, по которым ребенок не может находиться в семье.

Обычно поведение подростка, у которого развивается пристрастие к спиртному, меняется. Родители, как правило, быстро замечают, что ребенок стал вести себя иначе, но обычно не связывают эти изменения с употреблением слабоалкогольных напитков. А если и связывают, то не придают этому большого значения. Они не понимают, что сегодняшний литр пива завтра или послезавтра желаемого эмоционального подъема их ребенку уже не даст. Рано или поздно ему придется либо увеличивать дозу, либо переходить к более сильным допингам. Многие подростки именно так и поступают.

Как же уберечь ребенка? Дать универсальный совет невозможно. Но хочется обратить внимание на то, что значительную роль в развитии болезни играют установка родителей, их личный пример. Поэтому, уважаемые родители, начинать надо с себя. Ведь культура пития, как и стиль поведения дома и на людях, прививаются в семье. Важно выработать у ребенка правильные жизненные установки. У него не должно сложиться ложное убеждение, что алкоголь помогает решать проблемы, что это безобидный способ улучшить настроение и непременный атрибут любого праздника.

Чтобы ребенок понимал, чем опасен алкоголь, ему надо об этом рассказать. 7— 10-летним детям надо знать, что спиртное в их возрасте может вызвать рвоту, расстройство желудка, головную боль, снизить внимание, ухудшить память. Подростки 11 — 14 лет должны понимать, что алкоголь, проникая в клетку живого организма, нарушает процессы, которые происходят у них в период взросления. К 15—18 годам в организме, как правило, наступает биологическое и психическое равновесие, но оно настолько хрупкое, что регулярное употребление алкоголя может вызвать хронические заболевания печени, сердца, желудка, поджелудочной железы.

Обратите внимание своего сына или дочери на то, что молодые люди, которые частенько расслабляются с бутылочкой пивка, выглядят старше своего возраста: лица у них отекают, кожа грубеет, под глазами проступают «синяки».

Если вы хотите, чтобы ваши дети не попали в неприятную историю, старайтесь больше общаться с ними: внимательно выслушивайте, обсуждайте их проблемы, расспрашивайте о друзьях. Когда ребенок приходит домой, интересуйтесь, где он был, что видел, с кем провел время, что ему понравилось. Чтобы у ребенка не оставалось времени на безделье, постарайтесь увлечь его спортом, танцами, музыкой, театром, туризмом и т.п. Выезжайте всей семьей на природу. Заведите домашнее животное. Пусть подросток, заботясь о нем, поймет, что такое ответственность.

Если у вас появились подозрения, что с ребенком не все ладно, понаблюдайте за тем, в каком состоянии он приходит домой. Плохое настроение, тоска, тревога или раздражительность, чувства вины и собственной неполноценности, потеря интереса к учебе говорят о том, что нужно срочно обратиться за советом к психологу или психиатру-наркологу. Только ни в коем случае не угрожайте ребенку, не унижайте его. К встрече со специалистами подростка необходимо подготовить, убедив его в том, что вы желаете ему только добра, любите его, готовы ему помочь, а вместе будет легче преодолеть полосу неудач.

Ссылка на основную публикацию
Адрес: 231778
ул. Михайлина, 2
г.п. Большая Берестовица
Гродненская обл.
Телефон/факс:
+375 (1511) 70530
Электронная почта:
bolshe@berestovica.edu.by