Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова

При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Это вызвано тем, что Михаил Юрьевич ассоциируется в первую очередь с поэзией, так как эта грань больше всего известна.

Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста. Это означает, что он мог мастерски передать состояние лирического героя не только на листе, но и в картинах. Его образы выглядят живыми, передают эмоции и переживания. Познакомимся с Михаилом Юрьевичем, как с художником, и отобразим связь двух его ипостасей – живописца и поэта. А также рассмотрим, как отображен сам Лермонтов в музыке и живописи других.

Лермонтов как художник

Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.

Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.

После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.

Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

Объем художественного наследия

Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры.

Можно догадаться, что это далеко не все работы, которые были у Лермонтова. Хотя бы потому, что этого недостаточно, дабы достичь такого мастерства, которое было у Михаила Юрьевича. Многие из его работ были розданы или потеряны.

Литература же о Лермонтове-художнике ограничивается несколькими поверхностными записями-заметками. Общее представление о его персоне в живописи дают Б. Мосолова и Н. Врангель. Но эти очерки не имеют ничего общего с научным, профессиональным анализом, который провел бы параллель с поэтическими произведениями.

Стоит отметить альбомы с зарисовками и рукописи произведений, где находим графику Лермонтова. Картины является либо комментарием к записи, либо же сама запись служит для пояснения изображения, порождая тем самым неразрывную связь двух видов искусств, так называемый синкретизм.

Картины Лермонтова

Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.

Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.

В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.

Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.

Акварели Лермонтова

Так как первый учитель Лермонтова был акварелистом, то не удивительно, что к рисунку акварелью пристрастился и сам писатель.

Его акварельные рисунки, как и выполненные маслом, являются графическим отображением происходящего в его произведениях. Так, пребывая на Северном Кавказе, он написал не одно стихотворение под впечатлением пейзажей и жизни кавказских народов. Но сложно установить, если не смотреть на дату, что было написано первым, стихотворение или картина. Так же сложно однозначно сказать, какое из этих произведений искусства более удачно получилось.

Кавказ в живописи Лермонтова

Легендарное стихотворение, которое принесло известность и популярность поэту, посвящено трагической смерти Пушкина. Оно сыграло роковую роль. С одной стороны, он вынужден был покинуть родной дом и отбыть наказание на Кавказе. С другой же, живопись в творчестве Лермонтова обрела новое, вдохновенное направление.

В произведениях появился новый мотив – Северный Кавказ и его напевы. Под напевами стоит подразумевать темы и обычаи туземцев.

Помимо стихотворений, о периоде пребывания поэта там рассказывает живопись Лермонтова. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.

Картины маслом

Живопись М. Ю. Лермонтова с изображениями Кавказа не ограничена акварельными красками. Одной из самых известных картин является «Крестовый перевал», написанный в 1837-1838 гг.

Сам Лермонтов называл этот край «чудным миром», а людей сравнивал со свободными орлами. Немудрено, что и изображения жителей, самого края носят патетический характер. Но большинство картин было написано по памяти, так как она была удивительной у поэта. Но это ничуть не умаляет живопись Лермонтова. Картины чрезвычайно реалистичны.

Рисунки на автографах

Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.

Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.

Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.

Утраченные рисунки

Утраченными навсегда оказались детские рисунки Лермонтова. Об их существовании мы узнаем только из биографических записей и писем современников.

Есть также сведения и о рисунках восковыми мелками. Он не просто рисовал, а делал объемные картины из расплавленного воска. Упоминание о них встречается в нескольких письмах, но поиски картин успехом не увенчались.

Мнимые рисунки Лермонтова

Один из рисунков, которые приписываются кисти Лермонтова, но на самом деле ему не принадлежат – это «Голова воина в шлеме». Главный аргумент, свидетельствующий в пользу ложного автора – почерк, не такой, который имеет остальная живопись Лермонтова.

Вторая такая картина – «Буря на море». Если предыдущее произведение было выполнено с большим мастерством, чем было у поэта на то время, то «Буря», напротив, нарисована неуверенной, вялой рукой. Тогда как Лермонтов в этот период уже обрел свой почерк и рисовал куда лучше.

Читайте также:  Как называются сложные эмоции одним словом

«Два адъютанта» — это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Об этом свидетельствуют характерные особенности построения, выбора и нанесения красок.

Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.

Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях?

Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи.

Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

Картины, акварели и рисунки Лермонтова

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что «рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды». Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

Обложка рукописи романа «Вадим», первого прозаического произведения М.Ю.Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль. Обложка весьма характерна для Лермонтова-рисовальщика и говорит о его несомненной одарённости. С.А.Раевский оставил интересное свидетельство, приоткрывающее некоторые особенности творческой лаборатории поэта-художника: «Соображения Лермонтова сменялись с необычною быстротою, и как бы ни была глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал её кистью или пером изумительно легко, – и я был свидетелем, как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т.п.». Рисунки Лермонтова на обложке «Вадима» связаны с темами и образами незавершённого романа.

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели «просёлочную» деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (ГБЛ). Она примечательна своей поэтичностью. «С отрадой, многим незнакомой», Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, «чету белеющих берёз» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа вызывает в памяти знаменитое лермонтовское стихотворение «Родина», в котором подлинное чувство родины соединяется с любовью к русской природе.

Нетрудно заметить, что все повести, составившие роман «Герой нашего времени», начинаются с точного указания на место действия. «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли» — таков зачин повести «Княжна Мери», действие которой происходит сначала в Пятигорске, а затем в Кисловодске. Пятигорские пейзажи привлекают внимание Лермонтова-писателя и неоднократно воссоздаются в повести. «Живописность» этих словесных пейзажей невольно заставляет вспомнить картина М.Ю.Лермонтова «Вид Пятигорска» (картон, масло; ГЛМ). На полотне запечатлён вид на город со стороны аллеи, ведущей к гроту, в котором произошла описанная в «Княжне Мери» встреча Печорина с Верой. В свои картины, изображающие кавказские виды, Лермонтов в качестве переднего плана обычно вводит изображение человека, животных или какой-либо бытовой сценки, что сообщает его холстам жизненную достоверность

Картина М.Ю.Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» (картон, масло;ИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы «Мцыри», которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» воскрешает места, описанные в поэме «Мцыри». Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, «где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь («из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод. «), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес («Кто близ небес, тот не сражён земным!»). На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы «Мцыри».

Презентация по литературе «Лермонтов-художник»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лермонтов-художник Подготовила Борисова Алёна Хасановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШ

М. Ю. Лермонтову 200 лет О Лермонтов. непостижимо это. Над ним сам дух пророчества витал, Когда поэт в стихах на смерть поэта Свою дуэль и смерть предугадал. Николай Доризо .

Лермонтов – это феномен. Это о нем Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены.

Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек. Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать. «Если бы он профессионально занимался живописью, — писал Ираклий Андроников, — он мог бы стать настоящим художником».

Читайте также:  Анна шепелева – биография, личная жизнь, фото

Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии. Из худож. наследства известны 13 картин маслом

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп: Военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах) При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840 г.

Атака гусар под Варшавой. Масло. 1837

Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840)

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков; среди акварелей их немного); Пейзаж с двумя березами. Акварель. 1828—1832 г

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель 1835 г.

Кавказский вид сакли. Масло. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 1837 г.

Кавказский вид с верблюдами Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Карагач. Масло. 1837—38 г.

Вид Тифлиса Масло. 1837

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838 г.

Вид Пятигорска. Акварель 1837 г.

Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г.

Кавказский вид близ селения Сиони. Масло. 1837 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Масло. 1837—38 г.

Портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках; акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок; Портрет А. Н. Муравьева. Масло. 1836 — нач. 1838 В. А. Лопухина-Бахметева Акварель 1835 г.

А. А. Столыпин (Монго) в костюме курда. Акварель. 1841 г. Автопортрет в бурке. Масло. 1837г.

Черкес. Масло. 1838 г. Неизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?). Акварель

Отец Лермонтова Акварель. 1828 г. Герцог Лерма Масло. 1832-33

Карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей) Карикатуры на офицеров. Карандаш. 1832—34 г. Карикатура. Поспешает на тревогу. Карандаш. 1841

Жанровые сцены (светские сцены, быт, сцены из крестьянской жизни) Благословление молодых». Тушь, перо 1835

* Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838 г.

СВЕТСКАЯ СЦЕНА Рисунок пером Лермонтова 1840—1841 гг.

Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832-1834 г.

Иллюстрации — самая небольшая группа рисунков. Тамань. Домик над морским обрывом. 1837 г.

Автоиллюстрация к «Герою нашего времени» из альбома 1840-1841 годов (карандаш).

Наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, выразительность делают многие из этих рисунков маленькими шедеврами; Автограф стихотворения «Стансы» с портретом Сушковой (1830) Портрет офицера в шинели. Карандаш. 1832-1834 гг.

Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг.

Лист набросков мужских и женских голов, среди которых портрет В. А. Лопухиной Рисунки карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены

«Если бы он профессионально занимался живописью, — писал Ираклий Андроников, — он мог бы стать настоящим художником».

Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека.

Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. От его картин веет духом лермонтовской поэзии.

Презентация будет интересна ученикам, которые откроют для себя М. Ю. Лермонтова с новой стороны.

  • Борисова Алёна ХасановнаНаписать 3696 25.09.2015

Номер материала: ДВ-008269

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    25.09.2015 804
    25.09.2015 811
    25.09.2015 543
    25.09.2015 370
    25.09.2015 395
    25.09.2015 546
    25.09.2015 7803

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Графическое и живописное наследие М.Ю. Лермонтова

Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ.
В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал:
«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».
Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана».
Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин – друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда в замечательной акварели.
Перед нами акварельный портрет, условно названный «Юноша в бурнусе» (еще его называют «Юноша в чалме и восточном костюме»). Портрет подписан и датирован самолично – М. Лермонтов, 1831 год. В портрете заметны демонические черты, свойственные личности автора. В этом нас убеждает существующая лермонтовская иконография. На акварели левая часть лица сумрачна, неприветлива, имеет много общего с обликом отца поэта Ю.П. Лермонтова, а правая, освещенная мягким светом, ближе к образу «ангела земного» – матери поэта Марии Михайловны, на которую, как утверждают современники, он был очень похож. Очевидны контрасты добра и зла, воплощенные в утаенном автопортрете. Удивительно, насколько похож этот портрет и произведение М. Врубеля, изображающее демона.

Читайте также:  Авгиевы конюшни – значение и примеры

Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.
Тайнопись-это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой. Она занималась работами Лермонтова шесть лет, восполняя реальные прообразы, и только потом смогла увидеть вплавленный в рисунки текст. Извилины текста просматривались не более заметно, чем хамелеон в гранитной трещине, — только иногда некоторые редкие штрихи, некоторые линии лермонтовского рисунка оказывались неоправданными, не образовывая, но скрадывая, даже извращая форму. Сами штрихи и линии возникали на листе чрезвычайно искусно, более того, они замечательно камуфлировались автором, и потому совершенно исключалось, что их нерадивость в этом карандашном или чернильном месиве, в абрисе многочисленных человечьих фигур, голов, многочисленных скакунов на галопе – порождение дилетантизма. Наоборот, только виртуоз мог так незаметно включать их в общую ткань своих рисунков. Но у гипотезы «Тайнописей Лермонтова» нет пока притязаний стать абсолютной истиной.

Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»

Лермонтов-художник

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены

«Если бы он профессионально занимался живописью, — писал Ираклий Андроников, — он мог бы стать настоящим художником».

Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека.

Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. От его картин веет духом лермонтовской поэзии.

Презентация будет интересна ученикам, которые откроют для себя М. Ю. Лермонтова с новой стороны.

Просмотр содержимого документа
«Лермонтов-художник »

Подготовила Борисова Алёна Хасановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШ

М. Ю. Лермонтову 200 лет

О Лермонтов. непостижимо это.

Над ним сам дух пророчества витал,

Когда поэт в стихах на смерть поэта

Свою дуэль и смерть предугадал.

Лермонтов – это феномен.

Это о нем Лев Толстой сказал:

«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца.

Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены.

Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек.

Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык.

Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать.

«Если бы он профессионально занимался живописью, — писал Ираклий Андроников, — он мог бы стать настоящим художником» .

Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий.

Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника.

В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии.

Из худож. наследства известны 13 картин маслом

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:

Военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах)

При Валерике. Похороны убитых.

Акварель. 1840 г.

Атака гусар под Варшавой. Масло. 1837

Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840)

Эпизод из сражения при Валерике.

Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков; среди акварелей их немного);

Пейзаж с двумя березами.

Акварель. 1828—1832 г

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель 1835 г.

Кавказский вид сакли. Масло.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 1837 г.

Кавказский вид с верблюдами

Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Карагач.

Вид Тифлиса Масло. 1837

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Воспоминания о Кавказе.

Вид Пятигорска. Акварель 1837 г.

Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г.

Кавказский вид близ селения Сиони. Масло. 1837 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Масло. 1837—38 г.

Портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках; акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок;

Портрет А. Н. Муравьева.

Масло. 1836 — нач. 1838

В. А. Лопухина-Бахметева

Акварель 1835 г.

Автопортрет в бурке. Масло. 1837г.

А. А. Столыпин (Монго) в костюме курда.

Неизвестный молодой человек в синем

(С.А. Раевский?). Акварель

Акварель. 1828 г.

(один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей)

Карикатуры на офицеров.

Поспешает на тревогу. Карандаш. 1841

(светские сцены, быт, сцены из крестьянской жизни)

Благословление молодых». Тушь, перо 1835

Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838 г.

Рисунок пером Лермонтова 1840—1841 гг.

Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832-1834 г.

Иллюстрации — самая небольшая группа рисунков.

Тамань. Домик над морским обрывом. 1837 г.

Автоиллюстрация к «Герою нашего времени»

из альбома 1840-1841 годов (карандаш).

Наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, выразительность делают многие из этих рисунков маленькими шедеврами;

Портрет офицера в шинели. Карандаш. 1832-1834 гг.

Автограф стихотворения «Стансы» с портретом Сушковой (1830)

Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг.

Лист набросков мужских и женских голов, среди которых портрет В. А. Лопухиной

Рисунки карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг.

Ссылка на основную публикацию