Импринтинг – значение и примеры - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Импринтинг – значение и примеры

Импринтинг

Вылупившиеся из яйца утята, гусята, цыплята, выйдя из гнезда вместе с наседкой,

неотступно следуют за ней. Причем, если самку подменить каким-нибудь движущимся предметом, они будут также следовать и за ним. Поведение птенцов в этом случае вызвано импринтингом (запечатлением).

Под запечатлением понимают реакции, образующиеся у животных в самый ранний, так называемый чувствительный период жизни (сразу после рождения). Запечатление представляет собой чрезвычайно собой чрезвычайно важную способность организмов к раннему обучению и заключается в установлении связи с объектами внешней среды. Эта связь может проявиться в следовании за движущимся объектом, приближении к этому объекту и вступлении к этому объекту и вступлении с ним в контакт

Импринтинг (от англ. imprinting, — запечатлевать) – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей (выступающих одновременно как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных-жертв) и др. Импринтинг происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможен лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Результат импринтинга, как правило, необратим. Импринтинг обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др.

Признаки и возраст запечатления

Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это неточное мнение связано с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки).

Так, критический период (или так называемый «чувствительный возраст») для цыплят и гусят длится всего один день, иногда лишь несколько часов с момента появления животного на свет.

У тех видов, в которых новорожденные появляются на свет в беспомощном состоянии (воробьи, голуби, кошки, собаки, кенгуру, и особенно — приматы) критический период сильно растянут, и сдвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощнные, подчас слепые новорожденные этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью. Они не в состоянии к самостоятельному существованию в естественных условиях, их обучение и различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания).

К таким поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша, например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша. Запечатление она получает также через вомероназальный орган, облизывая и обнюхивая новорожденного. Критический период в этом случае очень ограничен во времени — достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.

Известно также сверхраннее голосовое запечатление у птиц, например крякв (вид уток) дуплах деревьев поблизости от водоемов. Самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны узнать зов утки, и не следуют за ней в воду.

В американской психологии Е. Хесс сформулировал «закон усилия»: сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период запечатления.

Важно, однако, сказать, что запечатление происходит лишь в первые дни или недели после рождения животного. У лосей, например, этот период длится до трехдневного возраста, у диких кабанов – 2-3 недели, у кур и уток – 13-16 часов. А у человеческого младенца – от 6 недель до 6 месяцев.

Импринтинг

В психологии существует один интересный термин, который называется «импринтинг». В буквальном смысле это понятие переводится как «запечатлеть», «оставить след», «отметить».

Подобное явление встречается не только у людей, но и у животных. Однако в отличие от животных, которые руководствуется инстинктами, для людей импринтинг имеет более серьезное значение.

Что такое импринтинг в психологии

Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) – это специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

По сути, это серьезный психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы.

Импринтинг имеет общие черты, как у людей, так и у животных:

  1. Он появляется строго в определенное время, когда наступает какой-либо критический период, в процессе которого живой организм проявляет чувственную способность и восприимчивость к чему-то неизвестному и новому.
  2. Достаточно лишь одного контакта с объектом для того, чтобы надолго запечатлеть его в памяти.
  3. Для появления импринтинга, существо не нуждается в каком-либо дополнительном подкреплении (эмоциональном, речевом или любом другом)
  4. Действие импринтинга очень эффективно, а его результат способен оставаться в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Чтобы лучше понять принцип импринтинга, достаточно рассмотреть поведение птиц и животных. Импринтинг начинает развиваться с первых минут жизни родившегося детеныша.

Как только новорожденный увидел и услышал голос своей матери, он пытается приблизиться к ней, и начинает имитировать ее движения.

Посредством подобного взаимодействия, родителям птенцов или детенышей животных, удается показать им ареал их обитания, а также приспособить к условиям жизни.

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Читайте также:  Дропшиппинг – что это, и как на этом зарабатывать

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни.

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой.

Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.

Реимпринт

Кстати, в противовес термину «импринт» существует «реимпринт». Это когда вы, условно говоря, перепрограммируете те установки, которые были запечатлены вами в соответствующем возрасте.

Реимпринт успешно используют психотерапевты и психологи в разных странах мира. Однако это довольно серьезная вещь, которая сама по себе не происходит, а требует немалых усилий.

Тем не менее, когда вам захочется опустить руки и сказать, что все беды в вашей жизни происходят потому, что виноват во всем импринтинг, — обязательно вспомните, что реимпринт никто не отменял. Стоит только взяться за себя!

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое импринтинг, и можете смело использовать его в благих целях.

Импринтинг и его значение для жизни

Импринтинг — особая форма запоминания (запечатления) образов и поведенческих принципов в кризисные периоды жизни животных и людей, которая характеризуется тем, что происходит мгновенно, не подлежит изменению и имеет необратимые последствия для дальнейшего мировосприятия. Явление импринтинга у животных впервые выявил зоолог Конрад Лоренц. В его эксперименте недавно появившиеся на свет утята признали своим родителем ученого вместо высидевшей их птицы, потому что именно он находился рядом в первое время после вылупления. Позднее термин импринтинга стал применяться и для человека.

Когда происходит импринтинг?
Моменты, когда происходит запечатление, называются сенсибильными. Как правило, это сильная стрессовая ситуация, сопровождающаяся мощными переживаниями и нервным напряжением, поведение в которой записывается в подсознание как нормальное. В качестве примера импринтинга можно назвать случаи, когда осиротевшие детеныши одного вида «усыновляются» самкой другого. Так, кошки нередко выращивают других домашних питомцев наравне со своими. Также формой запечатления является реакция следования у животных, когда выводок всюду двигается за родителями.

У человеческих детей тоже есть период (ориентировочно от года до трех лет), когда они активно следуют за матерью, как «хвостики», — это тоже результат импринтинга. Кроме того, случаи запечатления часто встречаются в детском и подростковом возрасте, так как именно в это время со многими ситуациями человек сталкивается впервые, и чаще всего они сопровождаются яркими эмоциональными волнениями. В этом смысле значение импринтинга, происходящего у новорожденного малыша по отношению к матери, трудно переоценить.

Импринтинг у новорожденных
Правильное течение процесса импринтинга между матерью и младенцем сразу после родов, а также некоторое время после них, оказывает огромное влияние на всю жизнь малыша. Запечатление проходит в несколько этапов:

• Импринтинг до 6–7-месячного возраста.

Первичный импринтинг происходит в первые 2 часа жизни ребенка. Только родившись, малыш должен успокоиться и восстановить силы на животе у мамы. Большое значение для этого имеет позднее пресечение пуповины — делать это лучше только после того, как она перестала пульсировать и поставлять кровь к новорожденному. Кроме того, чрезвычайно важен зрительный контакт младенца с матерью — он запоминает ее образ и формирует позитивное отношение к ней на всю жизнь. В этот первый час после родов необходимо дождаться, когда у новорожденного включится рефлекс поиска груди и впервые покормить его.

Если условия для благополучного первичного импринтинга будут соблюдены и сотрудники роддома не поспешат забрать ребенка у матери, то он почувствует себя защищенным и переймет навыки любви и доверия к людям. Став взрослым, такой малыш будет уверенным в себе и сможет смело смотреть в глаза окружающим. Дети, которых забрали у матери в первые часы и сутки после рождения из-за проведения кесарева сечения или по другим причинам, в будущем рискуют вырасти слабыми и робкими. Для родильницы перечисленные этапы первичного импринтинга также имеют значение — выработка соответствующих гормонов пробуждает материнский инстинкт, обеспечивает наличие нежных чувств к ребенку, способствует успешному становлению лактации.

Читайте также:  Матрица эйзенхауэра – что нужно знать

Вторичный импринтинг происходит после отдыха матери и ребенка. Проснувшись, малышу важно снова увидеть и почувствовать маму, убедиться, что она никуда не делась и еда доступна так же, как прежде — это дает младенцу ощущение спокойствия и безопасности, он понимает, что окружен заботой и может доверять матери, рассчитывать на нее.

Первые два этапа импринтинга влияют на формирование тесных отношений между мамой и малышом, а нарушение их близости и лишение тактильного контакта может привести к психической травме у ребенка, исправить которую в будущем довольно сложно.

Процесс импринтинга у детей продолжается вплоть до шести-семи месяцев, когда между ними и родителями устанавливаются прочные взаимоотношения доверия и привязанности. В это время малыш, как губка, впитывает в себя модели того, как нужно вести себя родителю в разных ситуациях. Поэтому доброжелательная атмосфера и хорошие отношения в семье помогут ему вырасти цельной благополучной личностью.

Импринтинг – значение и примеры

Популярные Фобии

  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Мания величия — это тип поведения или самосознания личности, выражающееся в край.
  • Мания преследования – это психическая дисфункция, которая также может именоватьс.
  • Консультации

    • Светлана к записи Алкогольный абстинентный синдром
    • Ведмеш Н.А к записи Потеря памяти
    • Елизавета к записи Потеря памяти
    • Виктор к записи Насилие в семье
    • Гала к записи Ангедония
  • Пройдите наш опрос

    Импринтинг

    Импринтинг – это специфическая форма обучения, мгновенное подкорковое обучение. От англ. «Imprinting» – «впечатывание» – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Объектами обычно выступают родительские особи, сиблинги, пищевые объекты, природные враги. В животной среде служит механизмом выживания. Некоторые образы, в том числе природных врагов, действия не являются врожденными, генетически наследуемыми и механизм импринтинга обеспечивает моментальное обучение или узнавание.

    Широко известный пример ипринтинга – восприятие гусятами первого движущегося объекта увиденного после вылупления как мать объясняется тем, что у гусей нет врожденного узнавания своих, например, посредством запаха, поэтому запечатление первого объекта берет на себя эту функцию. При этом гусята не отличают живые объекты и искусственные модели, единственная требуемая характеристика – движение. Критический момент восприятия – импринтной уязвимости (в случае гусят, сразу после рождения) и требуемая характеристика, которая может быть единственной (в примере – движение) обеспечивают возникновение импринтинга. При этом все другие характеристики и ситуация не имеют значения, т.е. гусята поддадутся механизму как в неволе, так и в полевых условиях, например.

    Существует теория, которая предполагает, что существует врождённый механизм запечатления, реагирующий на специфический для данного вида раздражитель. Так же существует понятие «геномный импринтинг» – вариант наследования генов, когда ДНК – основная структура гена – не изменяется.

    Импринтинг в психологии

    Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

    Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

    Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

    Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

    Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

    Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

    Импринтинг – примеры у человека

    На каком этапе достаточна нервно-психическая активность для возможности возникновения импринтинга – вопрос, связанный с общими знаниями о сознании у человека. Современные исследования во многом сосредоточены на перинатальной психологии и пока изучен импринтинг, связанный с первыми критическими периодами после рождения. Согласно Фрейду рождение является травмирующим процессом, иногда говорят о рождении как о своеобразном катарсисе (по Аристотелю это трагедия, которая вызывая гнев и страх, приводит к выплеску эмоции и очищению души). Данное определение включено в Энциклопедический словарь медицинских терминов, изучение направлено на выяснение ситуация и объектов импринтинга у человека.

    Импринтинг в психологии, что это такое? Импринтинг это в психологии личности способ формирования социально важных паттернов поведения, дополнительно к природным паттернам поведения, который предполагает наличие следующих видов свойственных человеку.

    Оральный – первичный, поскольку материнское молоко служит единственным для новорожденного источником питания, а значит выживания. Ощущение безопасности, которое обеспечивается с контактом, ассоциируют материнские объятия с требуемым ощущением защиты.

    Читайте также:  Кто такой люмпен интересные факты

    Связанный с освоением окружающей территории или территориально-эмоциональный импринтинг объясняет, почему человек стремится определить свое пространство, что выражается в выборе любимого места для игр в детстве и оформления документов частной собственности во взрослом возрасте.

    Вербальный вид, возможно, обеспечивает реакцию на человеческую речь, выделение ее из остальных окружающих шумов и звуков, таким образом стимулирует актуализацию и развитие речи, как специфического способа коммуникации людей. По механизму импринтинга также формируется паттерн поведения, свойственный определенному полу, называемый половой идентификацией.

    Так, знания о важности образования связи между матерью и ребенком, и первичным импринтингом, были аргументами для создания современных рекомендаций ВООЗ клинических протоколов ухода за новорожденными (в Украине обновлен приказом №438 от 2015 года), где одним из обязательных пунктов обозначено не разлучать мать и ребенка первые два часа после рождения, если нет медицинских противопоказаний.

    Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности.

    Говоря о влиянии на выбор полового партнера, существуют две противоположные теории. Антрополог Э. Вестемарк указывал на определенный десенсибилизирующий эффект, возникающий у разнополых особей воспитывавшихся вместе в ранние годы жизни и приводящий, в норме, к отсутствию взаимного интимного влечения. Противоположная версия озвучена Д. Майнарди, которым предположено, что именно ранний импринтинг родителей и сиблингов обеспечивает развитие внутривидового полового влечения. З. Фрейд полагал, что биологические представители одной семьи ощущают интимное влечение, что приводит к запечатлению для дальнейшего выбора полового партнера, ориентируясь на близкородственные модели поведения и внешние признаки, именно потому общество налагает табу на инцест, и на данном этапе психоаналитическое общество придерживается этой концепции.

    Интимное запечатление в отношении неодушевленных объектов допускается как возможное объяснений фетишизма.

    Философские словари дополнительно определяют импринтинг как способность индивидуума принять новую идею, элемент содержания культуры от референтной группы, на рациональном и эмоциональном уровне.

    Импринтинг: что это такое и как он работает

    Человеческая психика представляет собой феномен, который еще недостаточно изучен учеными. То же самое с памятью и эмоциями. А если эти три вещи объединить и заставить человека пережить сильное потрясение или переживание, возникнет еще один феномен, называемый импринтингом.

    У термина «импринтинг» (или «запечатление») два определения, не противоречащих друг другу.

    Импринтинг — фиксация определенной информации в памяти и зависимость от нее.

    Импринтинг — специфическая форма обучения, закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов.

    Этот феномен открыл австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц, когда наблюдал за поведением серых гусей. Он заметил, что животные наследуют поведение своих родителей. Особенно важны первые дни их жизни. Если вылупившимся цыплятам вместо родной мамы подсунуть резиновый мячик, то они будут воспринимать этот предмет как своего родителя. Лоренц сделал вывод, что с человеческими особями происходит то же самое — какое-либо сильное переживание накладывает такой отпечаток на психику человека, что становится необратимым и влияет на всю последующую жизнь, реакции и поведение.

    Существует теория, согласно которой в психике человека имеется механизм высвобождения. Чтобы он пришел в действие, необходимы обонятельные, тактильные, зрительные и прочие раздражители, которые строго индивидуальны для каждого человека и запрограммированы генетически. Если все элементы сходятся в строго определенные, критические моменты формирования личности, срабатывает механизм высвобождения: манера поведения или цепочка реакций быстро запечатлевается в психике, приобретая необыкновенную стойкость.

    Импринтингом может быть:

    • Первая любовь;
    • Эффект первого впечатления;
    • Эффект первого успеха/неудачи;
    • Этапы формирования фобий;
    • Впечатывание образа матери и отца в первые месяцы жизни ребенка.

    Признаки импринтинга

    Наиболее сильное влияние закрепления признаков объектов происходит в раннем возрасте, однако история знает много случаев того, когда это случается и в более зрелом возрасте (об этих случаях мы поговорим позже). Результаты импринтинга с очень большим трудом поддаются дальнейшему изменению (так называемая «необратимость результатов запечатления»).

    Вот характерные признаки импринтинга:

    • Совершается очень быстро по результатам единственной встречи с объектом запечатления.
    • Происходит без пищевого и иного подкрепления.
    • Возможно в достаточно ограниченный (критический, сенсибильный) период времени.
    • Характеризуется необратимостью.

    Социальный импринтинг

    Социальный импринтинг проявляется в наборе импринтов — встречающихся у людей базовых принципов, ценностях и этнических стереотипах, которые регламентируют отношение к вере, любви, дисциплине, лидерству и так далее.

    Социальный импринтинг играет не последнюю роль в инновациях и их неприятии. Даже если инновационный товар лучше и дешевле обычного, его может ждать большой провал.

    Признаки импринтинга можно увидеть и в рекламе. Скажите, как давно у вас Новый год стал ассоциироваться не только с оливье и мандаринами, но и кока-колой? В конце концов, если что-то рекламировать достаточно часто, рано или поздно оно совпадет с сенсибильным, критическим периодом времени и отложится в памяти.

    Какой вывод можно сделать?

    Если просто, то ваш ребенок неосознанно запечатлевает ваши шаблоны поведения, некоторые из которых могут настолько сильно въесться в его личность, что станут его частью. Возможно, последствия не будут заметны здесь и сейчас, однако спустя пару месяцев (а может и лет), они обязательно проявятся и останется только гадать, откуда все это появилось. На что в своем поведении следует обратить внимание?

    • Речевые обороты;
    • Эмоциональные реакции;
    • Вредные привычки: курение и алкоголь;
    • Пищевые привычки.

    Как уже было сказано, невозможно точно предсказать, когда сработает механизм высвобождения. Однако, когда это случится, последствий не избежать. И, как правило, они будут негативными.

    Но есть и позитивные последствия, которые можно развить, если знать об импринтинге. Психолог Жо Годфруа пишет: «Если выбрать 141 язык, на каждом из которых говорит не менее миллиона человек, то окажется, что эти языки содержат от 15 до 85 фонем. Как выяснилось, в первый год жизни почти каждый младенец способен без труда произносить до 75 различных фонем, с одинаковым успехом воспроизводя английское th, щелкающие звуки языка бушменов и арабские гортанные звуки. Другое дело, что не все его звуки получают подкрепление со стороны окружающих. Некоторые просто не замечаются, а другие, наоборот, — встречают бурное одобрение».

    Ученым еще предстоит многое узнать об импринтинге, чтобы появилась возможность использовать эти знания для всеобщего блага. Например, можно будет привить правильную, позитивную реакцию на ошибки и провалы, с вызовом реагировать на страх или прекратить бояться отказов.

    Импринтинг еще называют мгновенным обучением и неспроста. При полном понимании того, как работает этот механизм, можно совершить революцию в сфере обучения и саморазвития. Он позволит развивать мышление в максимально короткий срок.

    Также в интернете появляются люди, желающие экспериментировать с импринтингом: они искусственно вводят себя в особое состояние, а затем формируют в себе быстрое переживание. Цель — избавиться от фобии или привить себе хорошую привычку. Но мы не рекомендуем заниматься подобным, потому что можно очень легко навредить себе и приобрести новую фобию вместо или даже вместе со старой.

  • Ссылка на основную публикацию