Семь чудес света: храм артемиды эфесской - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Семь чудес света: храм артемиды эфесской

Путешествия от А до Я

Храм Артемиды в Эфесе — античный храм, построенный в древнем греческом городе Эфес (в наши дни — город Сельчук в Турции). Храм был настолько большим и красивым, что современники стали называть его чудом света, таким образом Храм Артемиды Эфесской попал в классический список «Семь чудес света».

Храм появился именно в Эфесе неслучайно: испокон веков в этой местности поклонялись богине плодородия, которую называли «Великая Мать». Еще до появления греков здесь было сооружено святилище для древней богини. Когда греки-ионийцы пришли в эти земли, они решили, что Великая Мать — это Артемида, и в VI веке до нашей эры начали строительство огромного храма в честь своей богини на месте древнего святилища. Средства на строительство храма пожертвовал лидийский царь Крез, славившийся своим богатством. Проект храма разработал архитектор Херсифрон, под его руководством были построены стены здания и установлена колоннада. После смерти Херсифрона возведение храма продолжил его сын — Метаген, а заканчивали строительство архитекторы Пеоний и Деметрий. К художественному оформлению храма приложили руку самые талантливые мастера Древней Греции. Внутри была установлена огромная статуя Артемиды, украшенная золотом и драгоценными камнями. Около века длилось строительство храма, но результат впечатлял. Храм Артемиды в Эфесе стал самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла примерно 105 метров, а ширина — 52 метра. Крышу храма поддерживали 127 восемнадцатиметровых колонн.

Эфесский Храм Артемиды использовался не только как святилище — вскоре он стал финансовым и деловым центром греческого мегаполиса. При этом храм был полностью независим от городских властей и управлялся жрецами.

В 356 году до нашей эры Храм Артемиды в Эфесе сгорел в пожаре. Поджег совершил житель Эфеса Герострат. По легенде это случилось в ночь, когда в столице Македонии родился Александр Великий. Позже современники Александра Македонского рассказывали:

«Нет ничего удивительного в том, что Храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет.»

После пожара Герострата поймали, и во время пыток он признался, что сжег храм, чтобы увековечить свое имя в истории. Поджигателя казнили, а жителям Эфеса запретили упоминать его имя. Однако имя Герострат все же вошло в историю и даже стало нарицательным. В наши дни фразеологизм «геростратова слава» обозначает постыдную известность, связанную с вечным позором. Также часто используют крылатое выражение «стяжать лавры Герострата» — обрести дурную славу путем разрушения чего-то, созданного другими.

После пожара в храме белоснежные стены и колонны настолько почернели, что жители Эфеса приняли решение полностью разобрать святилище и построить его заново. К началу III века до нашей эры Храм Артемиды был полностью восстановлен в прежнем виде. Средства на восстановление храма пожертвовал Александр Великий. Архитектор Хейрократ, руководивший строительством, сохранил прежний вид храма, однако поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Внутри храм был украшен великолепными статуями работы Праксителя и барельефами знаменитого Скопаса, приложившего руку к созданию еще одного чуда света под названием «Галикарнасский мавзолей».

Таким образом одно из чудес света было восстановлено, но уже в III веке нашей эры Храм Артемиды разграбили готы, а в конце IV века святилище закрыли по распоряжению Феодосия I в связи с запретом всех языческих культов. Некоторые элементы заброшенного храма использовали для других построек, в итоге Храм Артемиды Эфесской разрушился, а руины святилища со временем поглотило болото.

И даже место, где когда-то находилось великое чудо света, постепенно забылось.

Руины Эфесского Храма Артемиды на карте Турции

И лишь в 1869 году археологи обнаружили останки легендарного храма.

Полностью фундамент Храма Артемиды был вскрыт только в ХХ веке. Под фундаментом обнаружились следы святилища, сожженного Геростратом.

В наши дни на месте, где когда-то стоял легендарный Храм Артемиды Эфесской, можно увидеть лишь руины и одну, восстановленную из обломков, колонну.

Видео Эфесский Храм Артемиды

Путешествия от А до Я

Храм Артемиды в Эфесе — античный храм, построенный в древнем греческом городе Эфес (в наши дни — город Сельчук в Турции). Храм был настолько большим и красивым, что современники стали называть его чудом света, таким образом Храм Артемиды Эфесской попал в классический список «Семь чудес света».

Храм появился именно в Эфесе неслучайно: испокон веков в этой местности поклонялись богине плодородия, которую называли «Великая Мать». Еще до появления греков здесь было сооружено святилище для древней богини. Когда греки-ионийцы пришли в эти земли, они решили, что Великая Мать — это Артемида, и в VI веке до нашей эры начали строительство огромного храма в честь своей богини на месте древнего святилища. Средства на строительство храма пожертвовал лидийский царь Крез, славившийся своим богатством. Проект храма разработал архитектор Херсифрон, под его руководством были построены стены здания и установлена колоннада. После смерти Херсифрона возведение храма продолжил его сын — Метаген, а заканчивали строительство архитекторы Пеоний и Деметрий. К художественному оформлению храма приложили руку самые талантливые мастера Древней Греции. Внутри была установлена огромная статуя Артемиды, украшенная золотом и драгоценными камнями. Около века длилось строительство храма, но результат впечатлял. Храм Артемиды в Эфесе стал самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла примерно 105 метров, а ширина — 52 метра. Крышу храма поддерживали 127 восемнадцатиметровых колонн.

Эфесский Храм Артемиды использовался не только как святилище — вскоре он стал финансовым и деловым центром греческого мегаполиса. При этом храм был полностью независим от городских властей и управлялся жрецами.

В 356 году до нашей эры Храм Артемиды в Эфесе сгорел в пожаре. Поджег совершил житель Эфеса Герострат. По легенде это случилось в ночь, когда в столице Македонии родился Александр Великий. Позже современники Александра Македонского рассказывали:

«Нет ничего удивительного в том, что Храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет.»

После пожара Герострата поймали, и во время пыток он признался, что сжег храм, чтобы увековечить свое имя в истории. Поджигателя казнили, а жителям Эфеса запретили упоминать его имя. Однако имя Герострат все же вошло в историю и даже стало нарицательным. В наши дни фразеологизм «геростратова слава» обозначает постыдную известность, связанную с вечным позором. Также часто используют крылатое выражение «стяжать лавры Герострата» — обрести дурную славу путем разрушения чего-то, созданного другими.

После пожара в храме белоснежные стены и колонны настолько почернели, что жители Эфеса приняли решение полностью разобрать святилище и построить его заново. К началу III века до нашей эры Храм Артемиды был полностью восстановлен в прежнем виде. Средства на восстановление храма пожертвовал Александр Великий. Архитектор Хейрократ, руководивший строительством, сохранил прежний вид храма, однако поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Внутри храм был украшен великолепными статуями работы Праксителя и барельефами знаменитого Скопаса, приложившего руку к созданию еще одного чуда света под названием «Галикарнасский мавзолей».

Таким образом одно из чудес света было восстановлено, но уже в III веке нашей эры Храм Артемиды разграбили готы, а в конце IV века святилище закрыли по распоряжению Феодосия I в связи с запретом всех языческих культов. Некоторые элементы заброшенного храма использовали для других построек, в итоге Храм Артемиды Эфесской разрушился, а руины святилища со временем поглотило болото.

И даже место, где когда-то находилось великое чудо света, постепенно забылось.

Руины Эфесского Храма Артемиды на карте Турции

И лишь в 1869 году археологи обнаружили останки легендарного храма.

Полностью фундамент Храма Артемиды был вскрыт только в ХХ веке. Под фундаментом обнаружились следы святилища, сожженного Геростратом.

В наши дни на месте, где когда-то стоял легендарный Храм Артемиды Эфесской, можно увидеть лишь руины и одну, восстановленную из обломков, колонну.

Видео Эфесский Храм Артемиды

Одно из чудес света древнего мира — храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе

На турецкой земле располагаются два из семи чудес света древнего мира. Одним из них является грандиозный Храм Артемиды, простоявший свой недолгий век на территории античного города Эфеса (в настоящее время – Сельчук) в западной части страны.

К большому сожалению, до настоящего времени от грандиозной постройки сохранилась только лишь несущая конструкция и одна из 127 колонн. Считается, что каждая из колонн была подарена для возведения святыни царями.

Справка! В мифологии Артемида – богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, внебрачная дочь громовержца Зевса и титаниды Лето.

Храмовая постройка служила не только в качестве духовного и культурного центра Эфеса, но и являлась по своей сути значимым деловым и финансовым центром. Именно тут располагался местный банк, в результате переговоров горожан решались актуальные вопросы и совершались сделки.

Краткое описание

Храм был крупнейшим святилищем древнего мира и его размеры действительно впечатляют: в длину сооружения составляло 110 метров, а в ширину – 55. Крыша постройки подпиралась 127 массивными 18-метровыми колоннами. Стены и крыша храма, возведённого в честь юной богини, были оформлены плитами из мрамора.

Для возведения святыни было выбрано довольно странное место – на болоте. Это объясняется тем, что в ту пору здания часто разрушались в результате мощные землетрясений, в связи с чем архитектором было принято решение строить храм в болотистой местности в надежде, что в случае подземных толчков храм останется невредимым. Однако такое предположение было ошибочным. Почти все остатки грандиозного сооружения ушли на дно. Не помогло даже то, что вырытая на болоте яма была наполнена шерстью и углем.

Внутренние стены храма были украшены скульптурами и рельефами. В его центральной части располагалась 15-метровая скульптура Артемиды, выполненная из слоновой кости и чёрного дерева, на одежде богини изображались животные.

Интересные факты

  • История гласит, что первый храм в честь богини охоты был возведён в середине VI в. до н.э. Гигантские колонны были насажены на колёса и были доставлены к месту возведения с помощью упряжек быков.
  • В 356 г. до н.э. случился пожар, устроенный «одним безумцем», гражданином Эфеса Геростратом, с целью прославиться как величайший разрушитель. Поскольку в храме существовало много деревянных элементов, его внутренние помещения выгорели полностью, остались лишь свод с почерневшими колоннами.
  • К III в. до н.э. на денежные средства, выделенные легендарным полководцем Александром Македонским, храм был успешно восстановлен по первоначальному плану, а само здание было приподнято на высоком ступенчатом основании.
  • Одна из колонн была выполнена известным в ту пору скульптором Скопасом, а алтарь – Праксителем, над росписью и фресками трудился Апеллес. В благодарность Александру Македонскому, в храме был размещён портрет завоевателя с молнией в руке. Работа выполнялась Апеллесом и необычайно реалистичной.

Интересно! По одной из легенд, Македонский был рождён во время сожжения храма Артемиды Эфесской. Считается, что богиня не могла спасти своё святилище от разрушения огнём, поскольку была занята безопасным рождением будущего великого полководца и завоевателя.

  • В 263 г. храм, как и другие постройки поселения, был разграблен готами (германцами), однако вновь был восстановлен жителями Эфеса. После, во времена правления Феодосия I, провозгласившего православие государственной религией, языческие культы были категорически запрещены, поэтому святилище было закрыто и пришло в упадок.
  • Местные жители, не долго думая, начали разбирать мраморную облицовку храма и его черепицу для своих построек, часть плит была вывезена в Стамбул для строительства Айя-Софии.
  • В результате подобных действий колонны, теряя устойчивость, начали падать, а их обломки постепенно засасывало болото, на котором святыня была возведена. После падения Римской империи Эфес стал подчиняться турецким султанам и постепенно к XV в. богатый и цветущий полис полностью исчез. Спустя 300 лет город возродился под другим названием.
  • В 1869 г. следы постройки были обнаружены английским археологом Джоном Вудом, а вскрыть фундамент удалось лишь в XX в. Под ним были найдены следы первого храма, уничтоженного безумцем Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, находятся в Лондоне, в Британском музее, другая часть экспонатов была перенесена в турецкий археологический музей.
Читайте также:  Дарья белоусова – биография, семья, фото

Где находится?

Руины храмовой постройки находятся на юге провинции Измир близ города Сельчук, где тысячелетия назад находился античный Эфес.

Местоположение: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

На карте

Фото храма Богини Артемиды Эфесской

Как добраться самостоятельно?

Чтобы увидеть руины храма, необходимо добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, недалеко от которой расположен нижний вход в античный город. Из Кушадасы каждые полчаса курсируют долмуши (маршрутные такси). Расстояние до храма от Кушадасы составляет порядка 20 км.

График работы

Побывать в месте, где расположена достопримечательность, можно в любое время.

Стоимость посещения

За посещение достопримечательности плата не взимается.

Лучше ехать с экскурсией или самостоятельно?

Добраться до храма путешественники могут самостоятельно. Время осмотра занимает не больше 15 минут, поэтому приобретение экскурсионного тура в этом случае просто нецелесообразно. Однако некоторые туристические агентства предлагают экскурсии, в программу которых включено посещение Эфеса и храма Артемиды. Экскурсии проводятся ежедневно и привлекают большое число любителей истории и мифологии.

Увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников в 350 городах мира: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут интересно и увлекательно рассказать о самом интересном в своих городах.

Отзывы туристов

Мнения туристов о посещении достопримечательности расходится. Кто-то утверждает, что целенаправленно отправляться к остаткам храма не стоит, а для кого-то очень интересно увидеть что же осталось от постройки и представить, как святилище выглядело много лет назад, оценить масштабы античного строительства, прикоснуться к истории. Высота колонны, сохранившейся до наших дней, составляет 14 м, что ниже оригинальной колонны на целых 4 метра.

Полезная информация для посетителей

Увидеть уменьшенную в 600 раз копию храма Артемиды, воссозданную по описаниям античных авторов, а также другие исторические экспонаты, находившиеся на территории турецкого государства, можно увидеть в парке «Миниатюр» в Стамбуле.

Туристы, желающие посетить храм Артемиды, могут увидеть и другие исторические достопримечательности, расположенные поблизости. Помимо остатков храма в Эфесе располагается дом Девы Марии, представляющий собой небольшую постройку с подвальным помещением. В середине прошлого века дом был отремонтирован, также была возведена часовня, к которой приезжают с молитвами паломники со всего мира.

Справка! По одной из версий считается, что после вознесения Христа почти 10 лет своей жизни Дева Мария прожила в Эфесе. Католической церковью такая версия отвергается, однако за последние 50 лет достопримечательность посетили три папы Римских.

Также на территории античного Эфеса путешественники могут увидеть:

  • Большой театр, представляющий собой величественное сооружение с тремя ярусами, выполненное в виде древнеримского амфитеатра,
  • чуть менее скромный по размерам, на не менее интересный для туристов, двухъярусный театр Одеон,
  • руины библиотеки Цельса (II в.), служившей хранилищем для более чем 12000 свитков,
  • руины храма римского императора Домициана,
  • храм римского императора Адриана,
  • Базилику Святого Иоанна Богослова,
  • руины торговой площади,
  • знаменитую улицу Куретов,
  • бывшие жилища местных зажиточных горожан – террасные дома, во многих из которых сохранились фрески и мозаичные полы.

Turist.im

Редакция интернет-журнала о путешествиях

Рекомендуем веб-сайты для путешествий

  • Туры и путёвки по лучшим ценам — Travelata и Level.Travel
  • Экскурсии от местных гидов — Tripster
  • Дешёвые авиабилеты — Aviasales
  • Выплаты компенсаций за задержку рейсa — AirHelp
  • Аренда жилья на безопасных сайтах — Booking и Airbnb
  • Квартиры и частный сектор — Суточно.ру
  • Круизы по самым выгодным ценам — Dreamlines
  • Аренда автомобиля — Rentalcars
  • Билеты на автобусы, паромы и поезда по Азии — 12go.asia
  • ЖД билеты по РФ и странам СНГ — Tutu.ru
  • Такси из аэропортов и отелей — Kiwitaxi
  • Туристические страховки — Cherehapa
  • Банковская карта для путешествий — ALL Airlines
  • Сим-карта с интернетом для путешествий — Drimsim

Reader Interactions

Добавить комментарий Отменить ответ

Все права сохранены © 2019 · Журнал путешественника «Турист.им»

Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион)

Автор: Светлана Сухова 1 280Опубликовано 30.9.2018

Третее классическое чудо света древнего мира. Древнегреческий город Эфис располагался в Карии, на Западном побережье Малой Азии. Согласно легенде, он был основан Амазонками – бесстрашными воительницами – в конце 12 века до н. э. Покровительницей своего города они избрали богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии – это богиня плодородия, покровительница лесов, животных и охоты.

Дочь верховного Бога Зевса и Богини Лето (дочери титана Кея). Согласно одному предположению, она родилась на острове Гелос, другому – в Ортигии, в роще, расположенной вблизи города Эяиса. Одновременно с ней на свет появился и ее брат – златокудрый Аполлон – самый красивый из всех богов – Бог света и солнца, прекрасный стрелок, покровитель муз.

К 6 в. д. н. э. Эфес стал одним из самых богатых городов Малой Азии. Эфесцы вели крупные финансовые операции, давали взаймы под большие проценты деньги другим городам, что значительно обогащало город. И они решили построить храм покровительнице своего города – Артемиде, считая, что подобное сооружение увеличит их прибыль.

Проектирование и строительство храма было поручено выполнить известному архитектору их Кносса – Харсифрону. Он предложил возвести ионийский диптер-храм из мрамора, вокруг которого располагался бы двойной ряд мраморных колонн. Эфесцы были озадачены (писал Витрувий) – откуда привозить мрамор: с Пароса или Приконнеса, из Гераклеи или с Фасоса?

А тем временем пастух Пиксадор пас стада овец в 12 км от Эфеса. два барана подрались, один из них рогами ударился о скалу, от которой откололся кусок белого красивого камня. Пксадор бросил свое стадо и побежал в Эфес показать свою находку.

Так, случайно было найдено месторождение мрамора вблизи Эфеса. Благодарные Эфесцы щедро вознаградили пастуха. Они подарили ему дорогие одежды и изменили его имя. Теперь его стали называть Евангелом, что означало «добрый вестник».

Расположение и общий вид храма

Известно, что в Эфесе, как и по всему побережью Малой Азии, часто случались землетрясения. Поэтому, Харсифрон решил построить храм Артемиды в 7 км восточнее Эфеса, вблизи устья реки Каистры, на болотистой почве. Именно болотистая почва способна пружинить и смягчать колебания земли во время землетрясений. И они менее разрушительны. По предложению Харсифрона, котлован под фундаментом храма был заполнен толстым слоем хорошо утрамбованной смеси древесного угля с шерстью.

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Причем диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами. Он состоял из трех частей:

  • переднюю часть – пронаос – поддерживали 8 колонн;
  • главный зал – наос или целлу – 16 колонн;
  • заднее помещение – опистодом – 4 колонны.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы, созданные известными скульпторами. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф (кстати, голова Артемиды из этой скульптурной группы сейчас храниться в Стамбульском музее).

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

Читайте также:  Света букина – биография героини, цитаты, фото

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Завершение строительства храма

Храм Артемиды строили в течении 120 лет. При жизни Харсифрона были выполнены работы по возведению храма и установке колоннады. Далее, строительство продолжил архитектор Метаген (сын Харсифрона). Ему предстояло закончить именно верхнюю часть храма. На высоту храма нужно было поднять балки (архитрав). Для этого, по наклонной плоскости насыпи (описание приведено в статье «Древнеегипетские Пирамиды в Гизе»), канатами тащили эти балки.

Далее, самым трудным оказалась установка балок на высоту колонны. Ведь их нужно было установить так, чтобы не повредить капитель колонны. И Метаген (как и в прошлом его отец Харсифрон) решил гениально и просто эту задачу. На вершину колонны укладывали мешки с песком. На них осторожно опускали балки. Песок под их тяжестью медленно высыпался, и балки плавно опускались на место.

Но и Метаген не успел закончить строительство этого храма. Отделку храма закончили архитекторы Деметрий и Пеоний Эфесский. И в 550 г д. н. э., перед изумленными современниками, предстал беломраморный, изящный храм Артемиды.

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие ионического и дорического ордера, приведено в статье «Античный стиль в архитектуре».

Архитектурные элементыДорический ордерИонический ордер
массивнеестройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранямиимеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой)есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колоннгладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифамиразделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Возрождение храма

Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.

Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.

С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.

Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.

Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.

Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.

К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».

После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.

Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

7 чудеса света: семь и другие

Когда кто-то, увидев нечто его поразившее, привычно произносит: «Это же восьмое чудо света!», — окружающие прекрасно понимают: в смысле, что замечательно и потрясающе. То есть всем ясно: предыдущие семь — настоящие чудеса, а, значит, восьмое — не хуже.

Но попроси любого и каждого назвать эти семь предыдущих. В девяти из десяти случаев (а может, и в девяносто девяти из ста) он будет некоторое время думать, а потом скажет примерно так: «Ну пирамида Хеопса… а дальше я не помню». Не помнить — извинительно. Не знать вообще — стыдно, потому что есть в мировой культуре вещи, о которых всякий интеллигентный человек, начиная с 12—13-летнего возраста или даже раньше, знать просто обязан.

Для начала чудеса света перечислим.

1. Египетские пирамиды.

2. Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона).

3. Храм Артемиды Эфесской.

4. Статуя Зевса Олимпийского.

5. Галикарнасский мавзолей.

6. Колосс Родосский.

7. Александрийский (Фаросский) маяк.

Но почему же именно семь, а не десять или пять, или сколько-то там ещё?

Из древности к нам пришло особое отношение к некоторым числам. Число 7 — одно из них. Кто-то говорит, что 7 — число дней смены фаз лунного месяца (четверть, половина, полная и новолуние — а все вместе 28). Другие утверждают, что 7 — это число видимых на небосклоне планет (Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера плюс Солнце и Луна). Третьи убеждены, что всё намного проще, поскольку почти каждое земное млекопитающее имеет 7 шейных позвонков, о чём уже сотни тысяч лет назад прекрасно знали древние люди, которым приходилось делить добытую пищу среди членов своего племени.

Читайте также:  Секреты долгожителей планеты – интересные факты

Кто был автором идеи назвать чудесами света именно эти семь творений рук человеческих, тоже точно не известно (хотя на этот счёт существует несколько предположений), но начиная с IV века нашей эры с ним никто не пытался спорить. Мы тоже не станем этим заниматься. Итак, первое чудо —

Пирамиды — единственное чудо из заветной семёрки, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее: возраст трёх великих пирамид, которыми восхищались греки и продолжаем поражаться мы, — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — около пяти тысяч лет. Эти колоссальные сооружения пока неподвластны влиянию времени. Самая громадная — пирамида Хеопса — высотой 147метров сложена из 2 300 000 глыб известняка, каждая из них весом около двух тонн.

Пирамиды служили усыпальницами царям Египта и строились задолго до их смерти в течение десятков лет. Как это происходило в точности — неизвестно. Одни историки говорят, что строителями были бесправные рабы, другие — что на возведении пирамид за кормление трудились египетские крестьяне, сменявшие друг друга каждые три месяца. До сих пор неизвестно также в точности, каким способом втаскивали гигантские глыбы наверх по мере роста пирамиды. Какой-либо техникой, кроме блоков и рычагов, строители в то время не располагали. Кто-то из исследователей предположил даже, что затаскивали блоки по специальным насыпям из песка — и если это действительно было так, то общий объём проделанных работ колоссально возрастает… Как бы то ни было, работа гигантская и удивительно точная: блоки сложены так, что между соседними не втиснется лезвие ножа. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато величественны, прекрасны и совершенны. Поэтому и сегодня они неизменно поражают всех, кто их видит.

Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона)

Легенда гласит, что царь Вавилона Навуходоносор II, правивший в VIвеке до нашей эры, решил подарить своей любимой жене Амитис, родившейся в зелёных просторах Мидии (древнее государство на западе современного Ирана), оазис — точную копию её родины.

Согласно другой легенде, сады построила царица Семирамида, и назвали их её именем. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы засыпали толстым слоем плодородной земли, в которую посадили диковинные растения, причём не только цветы, но и высокие пальмы, и деревья разных пород. Для полива этих садов сотни рабов качали воду из Евфрата.

Триста лет спустя великий завоеватель Александр Македонский был настолько восхищён красотой садов, что решил сделать Вавилон столицей своего государства. Но шли годы и столетия, город приходил в упадок, наводнения разрушали строения из плохо обожжённой глины, и прекрасные висячие сады рассыпались в прах.

Храм Артемиды Эфесской

Древнегреческий город Эфес на полуострове Малая Азия (территория современной Турции) его жители посвятили богине Артемиде. В VI веке до нашей эры они решили построить своей покровительнице величественный храм — Артемиссион, превосходящий красотой все известные святилища. Строительство поручили архитектору Херсифрону, который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько огромной и сложной, что до завершения работ Херсифрон не дожил. Дело продолжил его сын Метаген, но тоже не сумел довести до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий. Всего, как гласит история, строительство заняло 120 лет. И всё же прекрасный храм — гигантское строение площадью более 6000 квадратных метров, опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты, — был построен. Увы, простоял он не более ста лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат поджёг храм, решив таким образом увековечить своё имя.

Эфесцы не смирились с утратой. Собрав деньги, они восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но и в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени. По сути, храм Артемиды стал самым знаменитым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет.

В 263 году нашей эры готские племена захватили Эфес и разграбили храм. В византийский период его мраморную облицовку разобрали, чтобы использовать как строительный материал, а речные наносы похоронили остатки фундамента, и лишь в XIX веке английские археологи на шестиметровой глубине открыли вновь следы некогда великого сооружения.

Статуя Зевса Олимпийского

V век до нашей эры. Город Олимпия считался во всей Древней Греции священным. Здесь располагались храмы и святилища богов, именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия.

Высота сидящего на троне бога достигала 17 метров. Основа статуи вырезалась из дерева, потом на неё накладывали искусно выточенные из слоновой кости пластинки и чеканное золото. Существует легенда о том, что когда Фидий закончил свой труд, то подошёл к статуе и спросил: «Ну что, Зевс, ты доволен?» В этот момент раздался удар грома, и по мраморному полу перед троном пробежала трещина.

Текли века. Частые в Греции землетрясения разрушили большин-ство храмов Олимпии, однако статуя Зевса пережила многие из них. Византийские императоры перевезли её со всеми предосторожностями в Константинополь, хотя религия языческих богов уже сменилась христианством и изображения прежних кумиров были не в чести. В Vвеке нашей эры пожар уничтожил дворец императора Феодосия, где находилась статуя. Деревянный колосс стал добычей огня. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти тысячелетие.

Не только египетские фараоны заранее заботились о своих гробницах. Царь Мавсол, правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. Мавсол пригласил лучших архитекторов, и примерно в 360 году до нашей эры строительство началось. Сам Мавсол до его завершения не дожил, возведение мавзолея продолжила его вдова, царица Артемисия. Но и ей не удалось увидеть мавзолей построенным. Полностью усыпальница была закончена лишь при внуке Мавсола. Это было большое прямоугольное здание шириной 66 метров, длиной 77 и высотой 46 метров. Мраморные колонны и статуи, выложенные белым мрамором ступени, поднимающиеся в зал для жертвоприношений в честь царя… Историки и писатели древности единодушно описывали гробницу Мавсола как необыкновенно прекрасное сооружение.

Мавзолей простоял около 1800 лет, хотя частые землетрясения его изрядно повредили. Разрушили же чудо света окончательно не силы природы, а крестоносцы, захватившие в XV веке побережье Малой Азии. О великом творении древних ваятелей сегодня напоминают лишь плиты с античными барельефами да фрагменты статуй, хранящиеся в Британском музее, куда они были перевезены с раскопок.

В 305 году до нашей эры остров (и город) Родос вознамерился захватить полководец Деметрий. Как он ни старался, ничего у него не получилось. В честь одержанной победы родосцы решили возвести гигантскую статую бога Гелиоса, которого считали покровителем острова.

Проект был уникален тем, что статую решили делать из бронзы. Существовавшая до тех пор технология бронзового литья шедеврами похвастаться не могла. Но родосский скульптор Харес сумел сделать невероятное. Он отлил частями, а потом собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором мгновенно (со скоростью передвижения парусных и вёсельных кораблей) разнеслась по всему Средиземноморью.

К сожалению, простоял Колосс совсем недолго. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около тысячи лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу.

Как именно выглядела бронзовая скульптура, ныне точно неизвестно. Предположений много. Сейчас на острове Родос туристам предлагают массу вариантов изображений. В принципе, каждое из них выглядит впечатляюще.

Александрийский (Фаросский) маяк

Маяк на острове Фарос, открывавший вход в порт основанного Александром Македонским города Александрии (современный Египет), был построен в 280 году до нашей эры. Каменную башню высотой 120 метров возвели всего за пять лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между Фаросом и «большой землёй» насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы.

Маяк не только указывал путь судам. Одновременно он был и крепостью, где размещались немалый гарнизон, запасы воды и пищи. На башне античные инженеры установили систему увеличивающих зеркал, с помощью которой наблюдатели обнаруживали вражеские корабли задолго до того, как они появлялись в пределах порта. Но эта сторожевая башня была к тому же и прекрасна, потому и попала в список чудес.

Уходили в историю сменяющие друг друга империи и государства, ветшал и маяк. Окончательно он был разрушен в XIV веке нашей эры. К сожалению, и в этом случае мы можем только предполагать, как именно выглядело это чудо света. Кроме словесных описаний современников иных свидетельств не сохранилось.

В те далёкие времена Земля казалась немыслимо огромной. Каждая цивилизация полагала себя единственной в мире. Древние греки и римляне ничего не знали о великих цивилизациях Китая, Индии, Японии. И ни те, ни другие не представляли себе, что на планете существует громадный континент, названный потом Америкой.

Недавно через интернет провели всемирное голосование по определению новых «семи чудес», сохранившихся и поныне. В голосовании приняли участие около 100 миллионов пользователей Cети. Вот что они решили:

1. Великая Китайская стена.

2. Город Мачу-Пикчу в Перу.

3. Город Петра в Иордании.

4. Город Чичен-Итца на полуострове Юкатан в Мексике.

5. Римский Колизей.

6. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро.

7. Мавзолей Тадж-Махал в Индии.

Ну что ж! Каждое из этих творений достойно преклонения перед их создателями и заслуживает отдельного описания, поэтому и говорить о них следует отдельно.

Интересно бы знать, что войдёт в следующую «семёрку чудес» из нашего времени лет через пятьсот. Атомная бомба? Первый спутник? Компьютер? Интернет? Суэцкий и Панамский каналы? Насыпные острова в океане из обыкновенного бытового мусора?

Или нечто иное, замысел чего только зреет в мозгу нового гения?

Ссылка на основную публикацию