Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные

Синтаксис / 12. Типы предложений

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения — наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.

Вопросительные предложения делятся на

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными.

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения.

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,

оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли?;

оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель — побуждение к действию.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу, например;

2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

3) согласие, разрешение, например;

4) призыв, приглашение к совместному действию, например;

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения.

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.

В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени).

В качестве сказуемого — глагол в форме сослагательного наклонения. Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.

Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.

В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр).

Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

повествовательно-восклицательные: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.);

вопросительно-восклицательные: Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.);

побудительно-восклицательные: — О, пощади его. постой! — воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.

2) междометия, например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.

Распространенные и нераспространенные предложения

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными.

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами. Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Простые и сложные предложения

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), они не могут существовать вне сложного предложения, т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложении Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться

как равноправные, грамматически независимые, например: Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.);

и как зависимые, например: С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.).

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение — единица монопредикативная, сложное — полипредикативная.

Вопросительные, побудительные и повествовательные предложения. Примеры

Чем отличаются предложения? Конечно, они могут быть простыми и сложными. Могут состоять даже из одного слова. Каждый раз, складывая слова в единое целое, мы составляем предложение для какой-то определенной цели и вкладываем в него определенный смысл. Таким образом, предложение обретает свою цель высказывания. По этому критерию предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Кроме того, предложения также носят разную эмоциональную окраску. Как цель высказывания связана с эмоциональной окраской? Разберемся со всем по-порядку.

Пример повествовательных предложений в русском языке

Повествовательные предложения используются очень часто в повседневной речи. Они рассказывают о чем-либо, просто констатируют факт. Когда человек делится какими-то произошедшими событиями, в ходе рассказа он составляет повествовательные предложения. На письме обычно они заканчиваются точкой. Но возможны и другие знаки препинания, но об этом в другом пункте. Рассмотрим пример повествовательных предложений:

Мы были в парке. День был солнечный и теплый. Мы купили мороженое и гуляли по тенистым аллеям.

Из этого примера повествовательных предложений видно, что этот тип используется для рассказа о каких-то событиях и фактах. Подобные предложения часто встречаются в повседневной речи и в литературе. Стоит открыть любое художественное произведение, и можно встретить множество примеров повествовательных предложений.

Побудительные

Побудительные предложения используются, когда необходимо попросить о чем-либо или даже приказать. Т. е. побудить слушателя к каким либо действиям. Примеры:

Принеси мне, пожалуйста, воды. Позвони мне, как придешь. Немедленно сделай это!

Вопросительные предложения

Это третий и последний тип предложений по цели высказывания. Уже из названия понятно, что вопросительные предложения используются, когда нужно спросить о чем-то или получить определенную информацию. Примеры:

Сколько это стоит? Когда мне лучше позвонить? Сколько яблок купить?

Этот тип предложений заканчивается вопросительным знаком.

Однако он не всегда выражает прямой вопрос, требующий ответа. К этой категории также относятся и риторические вопросы, которые задаются с долей иронии и не нуждаются в ответе.

Предложения по эмоциональной окраске

По этому критерию предложения делятся на два типа: восклицательные и невосклицательные.

В конце восклицательных предложений на письме ставится восклицательный знак. Он показывает, что при чтении необходимо в голос вложить некие эмоции, большую выразительность и яркость.

Невосклицательные предложения подразумевают, что фраза не обладает какой-либо явной эмоциональной окраской. Такие предложения произносятся достаточно спокойно и нейтрально. А заканчиваются чаще всего точкой.

Стоит отметить, что восклицательными по эмоциональной окраске могут быть все типы предложений по цели высказывания.

Восклицательные

Разные по цели высказывания предложения также могут выражать и разные эмоции. Рассмотрим пример повествовательного восклицательного предложения:

Сегодня был такой хороший день!

В конце этого предложения стоит восклицательный знак. Становится понятно, что при чтении вслух в эту фразу нужно вложить определенные эмоции. А поскольку это предложение рассказывает о каком-то событии, то его необходимо отнести к типу повествовательных. Если бы в конце предложения стояла точка, то оно было бы невосклицательным, и произносилось бы уже с более нейтральной интонацией:

Сегодня был такой хороший день.

Определенную эмоциональную окраску предложение приобретает не только благодаря восклицательному знаку, но и благодаря определенной лексике. Например, больше эмоций добавляет использование междометий, некоторых видов прилагательных и наречий. Сравните:

Сегодня хороший день./Ах, сегодня просто восхитительный день!

Побудительное предложение также может быть восклицательным. Сравните:

Принеси мне, пожалуйста, книгу./Принеси мне воды скорее!

В этому случае определенная лексика также может добавить эмоциональную окраску. Также сам тон высказывания имеет значение. Простая просьба звучит более нейтрально, чем приказ.

Читайте также:  25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

И, конечно, вопросительное предложение также может быть восклицательным. Пример:

Разве я успею?/Ну и как же мне все успеть?!

В этом случае также значительную роль имеет лексика. Причем стоит заметить, что в вопросительных предложениях восклицательный знак ставится после вопросительного, ведь предложение, в первую очередь, выражает некий вопрос.

Подведем короткий итог. Предложения согласно цели высказывания делятся на три типа. По эмоциональной окраске – на два. На примерах повествовательных предложений, побудительных и вопросительных стало понятно, что эмоциональная окраска зависит от выбора лексики и определенных знаков препинания. Все типы предложений согласно своей цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.

Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения — наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были ? );

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил. Что нового может он рассказать? (Бл.).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.); — Так вы дадите мне Гоголя? — спрашивает Иван Матвеич (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.); Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л.).

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? — ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и — можешь себе представить? — ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель — побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: — Молчать. ты! — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); — Поезжай, Петр! — командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий. наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его. (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, — берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание , например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение ( давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.

Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); — Поехали, — сказал он (Казак.).

В качестве сказуемого — глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка. (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа — ни-ни (М. Г.). Такие предложения характеризуют разговорную речь.

Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать!

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом . Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); — Горячей воды! — командовал худенький студентик с красными опухшими веками (М. Г.); Пи-ть! Ой, голубчики! (М. Г.).

Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: — Айда ко мне! — крикнул он (М. Г.).

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например, повествовательно-восклицательные: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.); вопросительно-восклицательные: Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательные: — О, пощади его. постой! — воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (П.);

2) междометия, например: Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Гр.); . И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.); Ух. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.); Куда как мил! (Гр.); То ль дело Киев! Что за край! (П.); Как хороши, как свежи были розы! (Т.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина. Гул (Кат.). Такие предложения представляют структурный минимум и включают в себя лишь предикативную основу.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными , например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной (Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.); В каждом развитом духовно человеке повторяются и живут очертания его Родины (Расп.).

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Ср.: Блестела лаковая зелень тополей (Паст.); Как-то в августе в полдень ножи и тарелки на террасе позеленели, на цветник пали сумерки (Паст.). В первом предложении словоформы лаковая и тополей , будучи определениями, одновременно включаются в словосочетания ( лаковая зелень, зелень тополей ); во втором — компоненты как-то в августе в полдень — характеризуют всю предикативную основу предложения ( ножи и тарелки позеленели ). Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект: Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер (Паст.); В парке было много змей (Паст.); В начале августа наши перебрались из Баварии в Италию (Паст.); Катюше было много дела по дому (Л. Т.); Обер-кондуктору был вагон по душе, и он то и дело в него наведывался (Паст.); У Блока было все, что создает великого поэта (Паст.).

Читайте также:  Фразовый глагол turn: 13 частотных комбинаций и значений с переводом и примерами

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой .

© Центр дистанционного образования МГУП

Повествовательные предложения (Declarative Sentences)

Повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние в англий­ском язы­ке выра­жа­ет мысль о нали­чии или отсут­ствии како­го-либо дей­стви­тель­но­го или пред­по­ла­га­е­мо­го явле­ния. Оно может быть утвер­ди­тель­ны­ми, отри­ца­тель­ны­ми или вопро­си­тель­ны­ми.

Порядок слов в предложении

Пред­ло­же­ние – это отдель­ное выска­зы­ва­ние, име­ю­щее инто­на­ци­он­ную и смыс­ло­вую закон­чен­ность. Пред­ло­же­ни­ем назы­ва­ет­ся сло­во или груп­па слов, орга­ни­зо­ван­ные по пра­ви­лам грам­ма­ти­ки, кото­рые несут опре­де­лён­ное сооб­ще­ние, вопрос, вос­кли­ца­ние или побуж­де­ние к дей­ствию.

Англий­ские и рус­ские пред­ло­же­ния зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся. В англий­ских пред­ло­же­ни­ях соблю­да­ет­ся твер­дый поря­док слов. И исхо­дя из поряд­ка слов мож­но опре­де­лить тип пред­ло­же­ния

Про­из­но­сят­ся повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния с нис­хо­дя­щей инто­на­ци­ей.

В англий­ском язы­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ют пря­мо­му поряд­ку слов (Direct Word Order). Сна­ча­ла идет под­ле­жа­щее, затем ска­зу­е­мое, после них сле­ду­ют допол­не­ния и обсто­я­тель­ства. Обсто­я­тель­ства места и вре­ме­ни могут сто­ять так­же и перед под­ле­жа­щим.

В целом схе­ма поряд­ка слов в повест­во­ва­тель­ном утвер­ди­тель­ном пред­ло­же­нии выгля­дит так:

схе­ма пред­ло­же­ния в англий­ском язы­ке

Глав­ной осо­бен­но­стью повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний англий­ско­го язы­ка явля­ет­ся твер­дый поря­док слов, т. е. каж­дый член пред­ло­же­ния име­ет свое опре­де­лен­ное место.

В рус­ском язы­ке вза­и­мо­связь слов в пред­ло­же­нии выра­жа­ет­ся при помо­щи окон­ча­ний, поэто­му чле­ны пред­ло­же­ния могут сто­ять где угод­но в пред­ло­же­нии, при этом общий смыс­ло­вой посыл сохра­нить­ся. Англий­ские пред­ло­же­ния не свя­за­ны меж­ду собой окон­ча­ни­я­ми, и чле­ны пред­ло­же­ния выде­ля­ют­ся толь­ко по зани­ма­е­мо­му ими месту в пред­ло­же­нии.

Важ­но! Твер­дый поря­док слов может соблю­дать­ся не все­гда. Основ­ным слу­ча­ем отступ­ле­ния счи­та­ет­ся пере­ста­нов­ка под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го места­ми. Такой поря­док слов назы­ва­ет­ся обрат­ным или инвер­си­ей.

Такой поря­док слов упо­треб­ля­ют при эмо­ци­о­наль­ном выде­ле­нии чле­нов пред­ло­же­ния или когда пред­ло­же­ние начи­на­ет­ся обо­ро­том «there is».

Классификация простых предложений

В англий­ском язы­ке пред­ло­же­ния делят­ся на про­стые и слож­ные, в зави­си­мо­сти от того, сколь­ко грам­ма­ти­че­ских основ (соче­та­ний под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го) в пред­ло­же­нии. Точ­но так­же как и в рус­ском язы­ке. Подроб­но рас­смот­рим про­стые пред­ло­же­ния

Simple sentence (про­стое пред­ло­же­ние) – это пред­ло­же­ние, в кото­ром есть толь­ко одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва (одно соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го).

  • There is my cat. – Это мой кот.
  • I have to go to the market. – Я дол­жен пой­ти в мага­зин.
  • Piter likes cake. – Питер любит торт.
  • We go to school every day. – Мы ходим в шко­лу каж­дый день.
  • They didn’t go to school last year. – Они не ходи­ли в шко­лу в про­шлом году.

Простые предложения по цели высказывания

В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния про­стые пред­ло­же­ния могут клас­си­фи­ци­ро­вать­ся на:

  • повест­во­ва­тель­ные,
  • пове­ли­тель­ные,
  • вопро­си­тель­ные,
  • вос­кли­ца­тель­ные.

Повествовательные предложения

Повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние (Declarative sentence)– это пред­ло­же­ние, сооб­ща­ю­щее опре­де­лен­ный факт или инфор­ма­цию в отри­ца­тель­ной или утвер­ди­тель­ной фор­ме. В таком пред­ло­же­нии инто­на­ция в основ­ном нис­хо­дя­щая и исполь­зу­ет­ся под­ле­жа­щее перед ска­зу­е­мым, то есть пря­мой поря­док слов.

  • My name is Can. – Меня зовут Кен.
  • Idontlikecake. – Я не люб­лю торт.
  • Kate is bad at cooking. – Кейт пло­хо гото­вит.
  • George hasn’t finished his work yet. – Джордж еще не закон­чил свою рабо­ту.

В рус­ском язы­ке воз­мож­но двой­ное отри­ца­ние, одна­ко в англий­ском это не исполь­зу­ют.

  • Iknownothing. – Я ниче­го не знаю.
  • Idontknowanything. – Я ниче­го не знаю.
  • Wemetnooneyesterday. – Мы вче­ра нико­го не встре­ча­ли.
  • Wedidntmeetanyoneyesterday. – Мы вче­ра нико­го не встре­ча­ли.

В ред­ких исклю­че­ни­ях мож­но встре­тить и двой­ное отри­ца­ние, но как пра­ви­ло это очень ред­кое явле­ния и исполь­зу­ет­ся толь­ко для того что­бы уси­лить отри­ца­ние.

  • Iaintgotnomoney. – У меня нет ника­ких денег.
  • Wedontneednoeducation,wedontneednothoughtcontrol. – Нам не нуж­но ника­ко­го обра­зо­ва­ния, нам не нуж­но ника­ко­го кон­тро­ля мыс­лей.

Вопросительные предложения

Вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние (Interrogative sentence) – это пред­ло­же­ние, выра­жа­ю­щее вопрос.

Такие пред­ло­же­ния фор­ми­ру­ют­ся при помо­щи инвер­сии, когда ска­зу­е­мое перед под­ле­жа­щим, то есть не пря­мой поря­док слов в пред­ло­же­нии и вопро­си­тель­ных слов.

  • Who is there? – Кто там?
  • What are you wotching now? – Что ты сей­час смот­ришь (ТВ)?
  • Do you like reading books? – Тебе нра­вит­ся читать кни­ги?

Повелительные предложения

Пове­ли­тель­ное пред­ло­же­ние (Imperative sentence) – это пред­ло­же­ние, побуж­да­ю­щее слу­ша­те­ля к дей­ствию. Оно может выра­жать прось­бу, при­каз, коман­ду, при­гла­ше­ние к чему-либо и т.д.

Как пра­ви­ло, в таких слу­ча­ях опус­ка­ет­ся под­ле­жа­щее you (ты, вы), так как оно понят­но из кон­тек­ста. Гла­гол упо­треб­ля­ет­ся без части­цы to в фор­ме инфи­ни­ти­ва.

  • Listen to me. – Послу­шай­те меня.
  • Watchthis! – Посмот­ри-ка на это!
  • Go and buy some bread, please. – Пой­ди купи хле­ба, пожа­луй­ста.

Что­бы эмо­ци­о­наль­но уси­лить при­каз, прось­бу или коман­ду, ино­гда место­име­ние you остав­ля­ют.

  • Yousleepnow. – Ты сей­час же идешь спать.
  • We will rest and you drive. – Мы отдох­нем, а ты пове­дешь маши­ну.
  • I will go to the shop and you stay at home. – Я пой­ду в мага­зин, а ты оста­вай­ся дома.

Что­бы пове­ли­тель­ное пред­ло­же­ние сде­лать отри­ца­тель­ным, упо­треб­ля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол do в отри­ца­тель­ной фор­ме, даже с гла­го­лом to be.

  • Dontgivemeorders! – Не при­ка­зы­вай мне!
  • Dontbesosilly! – Не будь такой глу­пой!
  • Donttouchit,please. – Не тро­гай это, пожа­луй­ста.
  • Oh,comeon,dontbemad. – О, ну же, не злись.

Что­бы соста­вить при­каз или коман­ду для тре­тье­го лица, исполь­зу­ет­ся гла­гол to let (раз­ре­шать). Так­же его исполь­зу­ют, когда хотят пред­ло­жить помощь или хотят попро­сить раз­ре­ше­ния:

  • Lethergo. – Пусть она идет. (Отпу­сти ее.)
  • Letmehelpyou. – Давай я тебе помо­гу.
  • Let him do whatever he wants. – Пусть он дела­ет все, что хочет.
  • Let the children play with our dog. – Пусть дети поиг­ра­ют с нашей соба­кой.
  • Letusdothis. – Поз­воль нам это сде­лать.

Восклицательные предложения

Вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние (Exclamatory sentence) – это пред­ло­же­ние, кото­рое выра­жа­ет опре­де­лен­ные чув­ства или эмо­ции. Как пра­ви­ло дан­ные пред­ло­же­ния начи­на­ют­ся со слов what и how и закан­чи­ва­ют­ся вос­кли­ца­тель­ным зна­ком.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях может быть исполь­зо­ван толь­ко пря­мой поря­док слов. При этом пред­ло­же­ние может состо­ять все­го лишь из одно­го-или двух слов. Такое быва­ет часто.

  • Marvelous! – Чудес­но! (так­же с оттен­ком сар­каз­ма)
  • How wonderful! – Как заме­ча­тель­но!
  • What a lovely day it is. – Какой же заме­ча­тель­ный день сего­дня.
  • It’s such a beautiful life! – Как же пре­крас­на жизнь!

Простые предложения по структуре

Про­стые пред­ло­же­ния по сво­ей струк­ту­ре (нали­чию или отсут­ствию неко­то­рых чле­нов пред­ло­же­ния) под­раз­де­ля­ют­ся на дву­со­став­ные и одно­со­став­ные, а так­же на нерас­про­стра­нен­ные и рас­про­стра­нен­ные.

Двусоставное предложение

Дву­со­став­ное пред­ло­же­ние (Two-member sentence) – пред­ло­же­ние, где есть оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое), или один из них опус­ка­ет­ся, так как поня­тен из кон­тек­ста или преды­ду­ще­го пред­ло­же­ния.

  • Idontlikethisbook. – Мне не нра­вит­ся эта кни­га.
  • We had a lot of fun in Brazil! Swimming in the ocean, drinking cocktails, dancing. – Нам было очень весе­ло в Бра­зи­лии! Мы пла­ва­ли в оке­ане, пили кок­тей­ли, тан­це­ва­ли.

Дву­со­став­ные пред­ло­же­ния, в свою оче­редь, делят­ся на пол­ные и непол­ные.

Complete sentence (пол­ное пред­ло­же­ние) – дву­со­став­ное пред­ло­же­ние, в кото­ром есть и под­ле­жа­щее, и ска­зу­е­мое.

  • The baby was smiling to us. – Ребе­нок улы­бал­ся нам.
  • We’ve bought a lot of candies for you. – Мы купи­ли тебе мно­го кон­фет.

Incomplete sentence (непол­ное пред­ло­же­ние) – пред­ло­же­ние, в кото­ром отсут­ству­ет один из глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния или они оба, так как они понят­ны из кон­тек­ста. Такие пред­ло­же­ния часто встре­ча­ют­ся в раз­го­вор­ной речи, диа­ло­гах.

  • Who d >

Одно­со­став­ное пред­ло­же­ние (One-member sentence) – осо­бый тип пред­ло­же­ния, где есть толь­ко один глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый нель­зя опре­де­лить одно­знач­но как суще­стви­тель­ное или ска­зу­е­мое.

Ино­гда такие пред­ло­же­ния назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми-фра­за­ми.

Одно­со­став­ные пред­ло­же­ния могут быть выра­же­ны с помо­щью суще­стви­тель­но­го или инфи­ни­ти­ва гла­го­ла.

  • To be or not to be? – Быть или не быть?
  • To stay here – alone, forgotten by everyone. – Остать­ся тут – в оди­но­че­стве, забы­тым все­ми.

Нераспространенные и распространенные предложения

Нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние (Unextended sentence) – это пред­ло­же­ние, в кото­ром нет вто­ро­сте­пен­ных чле­нов, а есть толь­ко грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

  • Spring. – Вес­на.
  • To live! – Жить!
  • Don’t talk! – Не бол­тай!
  • She is sleeping. – Она спит.
  • Matt is a student. – Мэтт – сту­дент.

Рас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние (Extended sentence) – это пред­ло­же­ние, где есть один или несколь­ко вто­ро­сте­пен­ных чле­нов, зави­ся­щих от под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го.

  • Beautifulspring! – Пре­крас­ная вес­на!
  • Donttalktomenow! – Не раз­го­ва­ри­вай со мной сей­час!
  • My little sister is sleeping upstairs. – Моя малень­кая сест­ра спит навер­ху.
  • Matt is not really a good student. – Мэтт – не очень хоро­ший сту­дент.

В отли­чии от слож­ных пред­ло­же­ний, орга­ни­зо­вать про­стое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние в англий­ском язы­ке доста­точ­но лег­ко. Нуж­но немно­го попрак­ти­ко­вать­ся, что­бы запом­нить общую схе­му постро­е­ния пред­ло­же­ния, поэто­му состав­ляй­те как мож­но боль­ше диа­ло­гов и пред­ло­же­ний.

Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения — наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были ? );

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил. Что нового может он рассказать? (Бл.).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.); — Так вы дадите мне Гоголя? — спрашивает Иван Матвеич (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.); Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л.).

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? — ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и — можешь себе представить? — ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель — побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: — Молчать. ты! — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); — Поезжай, Петр! — командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий. наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его. (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, — берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание , например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение ( давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.

Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); — Поехали, — сказал он (Казак.).

В качестве сказуемого — глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка. (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа — ни-ни (М. Г.). Такие предложения характеризуют разговорную речь.

Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать!

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом . Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); — Горячей воды! — командовал худенький студентик с красными опухшими веками (М. Г.); Пи-ть! Ой, голубчики! (М. Г.).

Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: — Айда ко мне! — крикнул он (М. Г.).

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например, повествовательно-восклицательные: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.); вопросительно-восклицательные: Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательные: — О, пощади его. постой! — воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (П.);

2) междометия, например: Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Гр.); . И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.); Ух. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.); Куда как мил! (Гр.); То ль дело Киев! Что за край! (П.); Как хороши, как свежи были розы! (Т.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина. Гул (Кат.). Такие предложения представляют структурный минимум и включают в себя лишь предикативную основу.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными , например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной (Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.); В каждом развитом духовно человеке повторяются и живут очертания его Родины (Расп.).

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Ср.: Блестела лаковая зелень тополей (Паст.); Как-то в августе в полдень ножи и тарелки на террасе позеленели, на цветник пали сумерки (Паст.). В первом предложении словоформы лаковая и тополей , будучи определениями, одновременно включаются в словосочетания ( лаковая зелень, зелень тополей ); во втором — компоненты как-то в августе в полдень — характеризуют всю предикативную основу предложения ( ножи и тарелки позеленели ). Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект: Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер (Паст.); В парке было много змей (Паст.); В начале августа наши перебрались из Баварии в Италию (Паст.); Катюше было много дела по дому (Л. Т.); Обер-кондуктору был вагон по душе, и он то и дело в него наведывался (Паст.); У Блока было все, что создает великого поэта (Паст.).

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой .

© Центр дистанционного образования МГУП

Читайте также:  Даниэль дефо – биография, личная жизнь, фото
Ссылка на основную публикацию