Пьер абеляр и элоиза – истории из жизни великих людей - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Пьер абеляр и элоиза – истории из жизни великих людей

alindomik

Калейдоскоп

Мечтать не вредно

Париж был крохотным средневековым городком, расположенным посреди Сены на островке Сите. Один мост связывал островок с правым берегом, за которым простирались поля, другой вел на левый берег. В Париже жили несколько тысяч студентов со всех концов Европы. Город уже в ту пору являлся духовным центром цивилизованного мира.

На островке, рядом с римской базиликой Нотр-Дам, и находилась монашеская школа. Новый ученик владел искусством вести диспут, красотой слова и обладал неотразимым личным обаянием. Силой логических рассуждений он загонял в угол своего профессоров. Кончилось тем, что Абеляр школу. Учеников в Абеляре привлекало прежде всего рациональное, без начетничества и излишней схоластики преподавание. Некоторыми это воспринималось чуть ли не как сокрушение церковных догм. Тем больше было желающих прослушать курс теологии у знаменитого учителя.

Вскоре Абеляр стал клириком, то есть посвящен в духовный сан. Ему предписано было носить черные церковные одежды. Но пока он небыл возведён в священники, то мог жениться. И вот тут возникла для Абеляра дилемма. Женишься – забудь о карьере. Не женишься – станешь священником, но тогда уж и чувственность молодую придется скрутить в узел.

Нужно будет принимать правила о целибата, то есть безбрачия. Цель запрета была в том, чтобы духовенство не отвлекалось семейными заботами от борьбы за укрепление авторитета церкви. До некоторых пор Абеляр и не помышлял о женитьбе, хотя женщины его обожали. Он выбрал карьеру. И только достигнув вершин славы как философ и теолог, он решил вкусить мирские радости. Не удалось ему избежать искушения любви. Тираническая власть тела одержала триумфальную победу над разумом.

Мудрость уступила чувству. Его выбор пал на племянницу знакомого ему каноника Фульбера. Девушку звали Элоиза,. Элоизе было ей семнадцать лет, Абеляру под сорок. Элоиза была прекрасно образована, знала латинский, греческий и древнееврейский языки, римских классиков. Как и Абеляр, особенно почитала Овидия, его «Искусство любви» и «Метаморфозы». Она обладала удивительной красотой, несравненной статью и соблазнительными формами, тоже сыграло не последнюю роль в этом выборе.

Вы думаете, что он предложил Луизе руку сердце? Ничего подобного. Недавний духовный наставник страждущих и верующих решил проникнуть в дом каноника и соблазнить его племянницу. И скоро он уже жил у него в доме, бесплатно питался, а взамен занимался образованием и воспитанием чувств Элоизы. А клирику Фульберу предложение показалось не только лестным, но и выгодным. Не стала возражать и девушка. Элоиза с радостью согласилась брать уроки у столь знаменитого и красивого преподавателя. Доволен был и дядюшка Фульбер, отдав племянницу на попечение человека, известного своей целомудренной репутацией. А по сути доверил нежную овечку голодному волку. Даже сам Абеляр поразился. Что было дальше, не трудно представить. Книги лежали раскрытыми на столе, а руки блуждали по груди, глаза отражали любовь. Охваченный сладострастием, Абеляр ни о чем другом не мог думать, как об Элоизе. Учёный ритор растворился в любви. Говорили чувства. Учёные трактаты заменили стихи и музыка.

Жан Виньо. «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»

А Фульбер оставался в неведении. Но днажды он застал любовников врасплох, как говорят французы «en flagrant de’lit», то есть на месте преступления. Они лежали в кровати, обнявшись, словно Венера и Марс. Какое страдание для дядюшки! Какой стыд для влюбленных! Соблазнитель был изгнан. Элоиза осталась беременной.

Однажды ночью, когда Фульбер отсутствовал, Абеляр пробрался в комнату Элоизы, заставил ее нарядиться в мужской костюм и отвез ее в таком виде к своей сестре в Бретань. Здесь она и родила сына, которого назвали Астролябием. Любовник жениться не собирался и как ни в чем не бывало продолжал учить студентов . И только тогда, когда Фульбер решил всё это придать огласке и отомстить, Абеляр умолял каноника о прощении, сетовал на женщин, которые со дня творения мира увлекали самых великих людей. Наконец, чтобы полностью успокоить Фульбера, согласился взять в жены Элоизу с условием, что брак будет сохранен в тайне.

А. Кауфман. «Прощание Абеляра и Элоизы»

Кажется, всё уладилось. Не тут-то было. Браку воспротивилась Элоиза. Она убеждала Абеляра, что брак закроет ему дорогу к публичным выступлениям. Она напомнила слова апостола Павла о том, что супруги подчиняются терзаниям плоти и брак превращается в конце концов в позорное ярмо. Абеляра не убедили ее доводы. Тогда она напомнила ему слова Цицерона. Когда легат Гирций обратился к нему с просьбой о женитьбе, тот ответил отказом, объясняя это тем, что Гирций не сможет в равной степени совмещать заботы о супруге с занятиями философией. Но и тут Абеляр остался при своем мнении.

Невыносимй была мысль, что его Элоиза может принадлежать кому-нибудь другому. Единственным средством навсегда удержать ее был брак. Женившись, он хотел сохранить репутацию и удержать возле себя Элоизу.

И Элоиза подчинилась желанию Абеляра. Они оба возвратились из Бретани в Париж и тайно обвенчались, а Фульбер рассуждал: тайная жена — та же любовница и растрезвонил о браке племянницы с Абеляром. Абеляр отправил Элоизу на время в женский монастырь.Здесь они продолжали встречаться и однажды, сгорая от желания, отдались друг другу прямо на полу в трапезной.

Исчезновение Элоизы еще больше разозлило Фульбера. Он решил, что этот сластолюбец задумал избавиться от Элоизы. У Фульбера родился дьявольский план. Вот как об этом рассказал сам Абеляр: «Однажды ночью, когда я спал в одной из комнат в глубине дома, подкупленный слуга впустил злоумышленников, и те предали меня мести, самой варварской и самой постыдной: они отрезали мне те части моего тела, которыми я совершил то, что они так оплакивали. Затем они бежали из дома».

Двое злоумышленников были схвачены, в том числе и тот самый продажный слуга. Его ослепили и кастрировали — кара, соответствующая преступлению. Был арестован и Фульбер, его осудили, конфисковали имущество, однако довольно скоро освободили.

«Невозможно описать всеобщее удивление и потрясение, — писал Абеляр, — слезы, плач, стенания, которые меня просто убивали. Мои ученики измучили меня своими причитаниями и рыданиями. Их сострадание ко мне было для меня куда более жестоким, чем моя несчастная рана. Я больше страдал от конфуза, чем от боли. «

Стыд и смятение заставили Абеляра постричься в монахи. Ту же участь он уготовил и Элоизе, заставив и ее принять монашеский обет, принудив, в сущности, на добровольное заточение. Она безропотно согласилась. С тех пор на протяжении целых десяти лет разлученные злым роком влюбленные не виделись и не переписывались. Абеляр даже не упомянул Элоизу в своей книге «История моих бедствий». Со временем Абеляр пришел в себя от физической и моральной раны, нанесенной ему, стал даже гордиться этой историей, вернулся к занятиям философией, читал лекции студентам и принял решение стать «философом Божиим», как прежде он был философом «светским».

На этом история не кончается.

Многие годы Абеляр провел в монашестве. Сожгли его написанный богословский трактат. Его заточают в монастырь за теологические взгляды. Подобие тюрьмы. Абеляр писал: «Дьявол обрушил на меня такое гонение, что я не нахожу себе места, где бы я мог успокоиться или даже просто жить; подобно проклятому Каину, я скитаюсь повсюду как беглец и бродяга… Злоба моих врагов, вероятно, не пощадила бы и самого Христа!» . Не раз его пытались накормить отравленной едой, подбрасывали записки с угрозами, оскорбляли, подстерегали в темноте.

Но вернемся к любви Абеляра и Элоизы. Сохранилась ли любовь?

Чувственные желания и любовь умерли в искалеченном теле и ожесточенной душе Абеляра. Он просит Элоизу не тревожить его воспоминаниями о минувшем счастье. Он написал книгу «История моих бедствий», которая разошлась в рукописных копиях.

Прочитав эту книгу, Элоиза написала Абеляру письмо — истинное эхо большой любви, крика души, который вот уже более восьми веков волнует и восхищает потомков.

«Ты знаешь, мой возлюбленный, и знают все, что, теряя тебя, я утратила все. Только ты один можешь заставить меня не грустить, только ты можешь доставить мне радость и облегчение страданий. Ты единственный человек на свете, перед которым я чувствую настойчиво меня зовущий долг: ведь все твои желания я смиренно исполнила. Я не противоречила никогда ни единому твоему слову. Но во мне достало сил, чтобы не утратить и саму себя. Я сделала даже больше этого. Как удивительно! Моя любовь превратилась в истинный восторг. По твоему велению. я выбрала иной наряд и изменила сердце. Я показала тебе, что ты был единственным владыкой как моего сердца, так и плоти. Никогда в жизни, и Богу это известно, я не искала ничего иного в тебе, кроме тебя самого; я желала иметь только тебя, а не то, что принадлежит тебе. Звание супруги всегда считалось более сильным и более святым, но мне всегда было более по сердцу называться любовницей и даже, если тебя это не шокирует, сожительницей или просто девкой. Я думаю, что чем больше я проявляю к тебе покорства, тем сильнее будет для тебя благодать Божия, тем менее я запятнаю твою несравненную репутацию. «

Далее Элоиза предается сладостным воспоминаниям. «Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели. Вспомни о том, что я сделала, на что решилась, не убоявшись проклятия Божьего: пошла в монастырь не из-за любви к Богу, а из-за любви к тебе, Абеляру, знала, что от Бога не дождешься и толики вознаграждения… Если уж я лишена возможности лично видеть тебя, то по крайней мере подари мне сладость твоего образа в твоих высказываниях, которых у тебя такое изобилие. Тогда за любовь ты отплатишь любовью и пусть немногим вознаградишь за многое, хотя бы словами за дела. Я не сохранила ничего, кроме желания быть по-прежнему целиком твоей».

Прочитав письмо Элоизы, Абеляр понял, что монашеская ряса не убила ее земные чувства. Богу она служит лишь по формальной обязанности, а от него, Абеляра, ждет искреннего разговора. Но сам он менее всего расположен вести откровенную беседу.

Свой ответ Абеляр начинает словами: «Элоизе, дорогой сестре во Иисусе Христе; Абеляр, ее брат в Иисусе Христе… Вы можете и в моей смерти сохранить ту пылкую любовь, которую вы испытываете к живому. «. Абеляр рассуждал о Боге, о пользе молений, цитировал Библию.

И снова ответ Элоизы: «Тогда, когда мы предавались прелюбодеянию, жестокость неба нас помиловала, и вот когда мы узаконили эту незаконную любовь и покрыли свадебной фатой грех прелюбодеяния, гнев Господний обрушился на нас двоих с огромной силой … И не есть ли все это проделки дьявола, который попытался «через их брак достичь того, что не смог добиться чрез их прелюбодеяние… Говорят, что я целомудренна. Это только потому, что не замечают, насколько я лицемерна. Люди принимают за добродетель чистоту телесную, тогда как добродетель — свойство не тела, а души. Бог, который читает в сердцах и познает чресла, который зрит и во тьме, он понимает все лучше, видит сокровенное».

Абеляр был потрясен. Он хотел видеть аббатису, а узнал в ней прежнюю Элоизу.

Что пишет Абеляр? Спасает её душу.

Считает, что его кастрация — акт божественной милости. Напоминает ей, как она отдалась ему прямо на полу трапезной — этом столь уважаемом месте. Бог, проявляя свою мудрость и милосердие, воспользовался в лице Фульбера самим злом, чтобы покарать тот орган, который единственный нес ответственность за все, очистив таким образом тело и возвысив дух, исцеляя одновременно обе души. Теперь, благодаря Богу, заразу плотских непристойностей и ярмо похоти удалось преодолеть с помощью милосердия и сострадания. Бог повредил тело, чтобы спасти душу.

Это было ее последнее послание.

Абеляр читал лекции студентам, искал рациональные пути понимания Бога. А церковники обвинили его в том, что он проповедует ересь. Был даже составлен список его прегрешений и издан «Трактат против некоторых заблуждений Пьера Абеляра».

Читайте также:  Проблемы в воспитании детей: ошибки родителей

Папе Иннокентию II предложили осудить ереси Абеляра и отлучить его от церкви.

Больной, разбитый, в шестьдесят лет превратившийся в немощного старика, Абеляр отправился в Рим, чтобы лично оспорить решение собора. По дороге он узнал, что папа формально осудил его на «вечное молчание» и что книги его сожжены на площади Св. Петра. В пути 12 апреля 1142 года Абеляр встретил свою смерть. Похоронив Абеляра, Элоиза прожила еще двадцать один год. Снискала славу «одной из самых великих аббатис Церкви». Все эти годы она; ухаживала за могилой Абеляра и, как и он, скончалась в шестьдесят три года. Случилось это в 1163 или 1164 году. Ее похоронили рядом с супругом. Но потом останки их не раз переносили в разные места, пока не доставили в Париж, на кладбище Пер-Лашез. Здесь и спят вечным сном герои нашей истории.

Самая красивая и трогательная история любви: Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер

История любви умной и очаровательной Элоизы Фульбер и смелого философа Пьера Абеляра достойна внимания. Хотя она весьма печальна, ее трудно забыть и посчитать скучной даже в наши дни. Все события происходят в Париже, который всегда считался городом любви, и вдохновляют на создание новых романтических и проникновенных произведений.

Встреча, переменившая жизнь

Элоиза Фульбер родилась в 1101 году в Париже. Она рано осиротела и осталась на попечении у строгого дядюшки Фульбера, старой закалки, который являлся каноником собора Парижской Богоматери. Он позаботился об образовании девушки, отдав ее на обучение в монастырь, где Элоиза проявила свой острый ум и способность к языкам. Она быстро научилась читать и освоила науку.

В 16 лет девушка вернулась в Париж и встретила там прославленного философа, основоположника концептуализма Пьера Абеляра. Мужчина был старше ее на двадцать лет, считался состоятельным и возглавлял старинную церковную школу. Ему сразу приглянулась хорошенькая Элоиза и он решил ее соблазнить. Под предлогом обучить девушку языкам, Абеляр снял комнату в доме дяди Фульбера, не вызвав у него подозрения.

Философ быстро соблазнил девушку красивыми речами, острым умом, но не заметил сам, как тоже влюбился, вопреки своему каноническому сану. Влюбленные наслаждались друг другом тайно, не теряя ни одной драгоценной минуты.

Тайный брак Элоизы и Пьера

Любая тайна когда-нибудь становится явной. Однажды дядюшка застает любовников в постели и узнает, что его племянница беременна. Он сразу разлучает ее с любимым и отправляет на время к родственникам, где на свет появляется сын Астролябия. Фульбер требует от Абеляра жениться на девушке, не смотря на его сан. Тот соглашается, если брак останется для всех тайной.

На удивление всех Элоиза отказалась быть женой, предпочитая роль любовницы. Потребовалось множество уговоров, прежде чем состоялось венчание в маленькой церквушке на окраине, где было минимум приглашенных. После этого Элоиза и Пьер продолжали жить порознь и встречались ночью, как любовники, что очень не нравилось дяде Фульберу.

Вскоре по городу поползли слухи об их тайной связи. Элоиза публично поклялась, что не имеет никакого отношения к Абеляру, чтобы спасти мужа от позора и сохранить его сан. Затем дядя отправил ее в монастырь, пока не утихнут страсти. С мужем своей племянницы Фульбер поступил очень жестоко. Он подослал к нему разбойников, которые надругались над ним. Как говорил сам Абеляр: «Они отсекли части моего тела, посредством которых я совершил дело, ставшее причиной их огорчения». На следующий день все в городе знали об этом.

Мучительная разлука до конца дней

Абеляр больше не мог жить как прежде, и ушел в монастырь Сен-Дени. По его просьбе Элоиза тоже подстриглась в монахини, хотя в первую очередь служила мужу, а не Богу. Из нее получилась мудрая, умная аббатиса, возглавлявшая монастырь. Ее праведная жизнь была примером для многих, но никто не знал, что происходит в ее душе.

Элоиза и Пьер не виделись более 10 лет, но продолжали любить друг друга. Абеляр написал книгу воспоминаний. Ее прочла его жена и стала посылать мужу страстные письма с признаниями в любви. Она хотела быть рядом с возлюбленным, но это было невозможно по причине принятого обета.

В 1129 году они встретились, и Абеляр попросил больше не писать ему, а предаться размышлениям о Боге. Супруга сделала, как он просит.

В 1142 году Пьер Абеляр скончался от болезни, всеми презираемый и гонимый за свое смелое учение. Элоиза жила еще 22 года. Ее похоронили рядом с мужем в том же монастыре. Их останки переносились неоднократно. Теперь они находятся на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Переписка Элоизы и известного философа до сих пор не может оставить равнодушной читателей, являясь настоящим произведением искусства. Каждая строчка полна искренних чувств, безграничной страсти и истинной любви. Два человека оставались верны друг другу до конца жизни, не смотря на все испытания, выпавшие на их долю.

Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер

Не стоит думать, будто в истории человеческой цивилизации вечно хранятся лишь даты крупных исторических сражений, доказательства теорем и формулы веществ, двигавших прогресс вперед. Чем был бы мир без великих историй любви? И был бы он вообще тем миром, в котором мы живем? Потому как множество великих открытий и, без преувеличения, практически все произведения искусства были сделаны, созданы, написаны, изваяны и спеты с любовью, о любви и во имя ее!

Абеляр и Элоиза. Эдмунд Лейтон

Пьер Абеляр, чье имя неразрывно связано с именем Элоизы Фульбер, родился в маленьком французском городке в провинции Бретань. Домашнего воспитания юному Пьеру было мало, и, с благословения отца, пытливый юноша отправился в Париж, который и тогда, в XI веке, уже был средоточием мысли, наук, искусств и прочих благ цивилизации.

Абеляр быстро выдвинулся – его ум, несомненно, опережал эпоху, а отсутствие ложной скромности лишь помогло добиться желанной цели, и вскоре молодой философ возглавил знаменитую школу при соборе Нотр-Дам-де-Пари.

Пьер был красив, успешен, уверен в своих силах, и, казалось, женщины вовсе не занимали его, хотя при весьма привлекательной внешности и способности поддерживать живую и остроумную беседу вниманием прекрасного пола он не был обделен никогда. Между тем судьба уже приготовила ему тот презент, который он вскоре сочтет самым ценным и восхитительным даром за всю свою жизнь. Движущая сила мира, она же любовь, явилась Пьеру Абеляру в образе молодой девушки, жившей буквально по соседству.

Элоиза была сиротой, жившей в домике для священнослужителей собора. Девушка, в раннем детстве потерявшая обоих родителей, после обучения в монастыре осталась на попечении своего дядюшки, каноника Фульбера. Монастырь Святой Марии, впрочем, как и многие другие монастыри в то время, был средоточием знаний, и Элоиза не преминула этим воспользоваться. В то время как другие девочки перенимали у сестер-монахинь искусство золотого шитья, составления букетов или мыловарения, Элоиза по выходе из стен обители свободно владела древнегреческим, латынью и даже древнееврейским!

Этим двоим суждено было встретиться, да и трудно не знать друг друга, вращаясь в одном кругу. Однажды достопочтенный каноник пригласил Абеляра на ужин. Кроме еды, вниманию гостя также были предложены главные сокровища дома: роскошная библиотека и гордость дядюшки – племянница, девица острого ума, владеющая познаниями столь обширными, что многих ученых они буквально ставили в тупик. Кроме потрясающего воображение интеллекта девушка оказалась еще и на редкость хороша собой! Великий философ был буквально сражен. Ему не хотелось покидать гостеприимный кров, отдаляться от Элоизы, и даже расстояние в двадцать лет не смущало его. Он попросил каноника сдать ему комнату и не получил отказа.

Едва эти двое оказались рядом, поцелуи и объятья целиком вытеснили ученые занятия. Лишь на расстоянии они могли мыслить здраво, читать книги, изучать философию, схоластику, риторику или же другие науки. Влюбленные думали друг о друге, слали полные нежности письма, стоило только им расстаться, пусть даже ненадолго…

Однако долго такую страсть таить невозможно, и вокруг сначала робко, а затем и открыто заговорили о том, что Элоиза Фульбер стала любовницей Абеляра. Но… Элоизу не смутили слухи и сплетни! Девушка гордилась тем, что великий ученый предпочел ее другим. «Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не завидовала бы мне?» – написала она в письме.

Все было настолько явно, что буквально все вокруг знали о романе Элоизы и Пьера, кроме… самого каноника! Но непоправимое все же случилось: однажды ночью он застал Абеляра в спальне племянницы. Потрясенный хозяин тут же указал квартиранту на дверь, однако к тому времени его драгоценная девочка, его Элоиза, уже была беременна…

Видеться после скандального изгнания Пьера из дома каноника они уже не могли, однако и существовать отдельно они также уже не умели! Как-то ночью Абеляр выкрал возлюбленную и увез ее в родную Бретань, под гостеприимный кров дальних родственников. Там и родился их мальчик, плод великой любви, – к сожалению, незаконнорожденный. Ребенка, рожденного незамужней матерью, как тогда было принято, отдали на воспитание, и больше родители его не видели.

Абеляра мучили угрызения совести: ведь это по его вине Элоиза лишилась своего доброго имени, а ее воспитатель был несчастен и лишен общества племянницы. Пьер горько каялся в содеянном, но, как говорится, сделанного не воротишь. Все же он пытался загладить свою вину: попросил у Фульбера руки племянницы, однако при условии, что брак их будет сохранен в великой тайне. Каноник, сердце которого смягчилось при виде столь явного раскаяния, благословил его намерения, но… Элоиза категорически отказалась выходить замуж! Она не желала никакого брака – ни тайного, ни даже явного!

Абеляр был растерян: сначала ему казалось, что Элоиза разлюбила его… Не только в Средние века, но и в любое время и в любом обществе женщины обычно стремились к супружеству, а не избегали его! Лишь затем, когда знаменитый философ услышал рассуждения возлюбленной, сомнения оставили его. Элоиза не хотела обременять великого ученого тем, что неизбежно возникает в браке: хлопотами, связанными с домашним хозяйством, болеющими и вечно кричащими младенцами, которых она исправно будет рожать, стоит только им зажить под одной крышей…

Любимая женщина нарисовала перед внутренним взором Пьера столь устрашающую картину домашней рутины, что он был потрясен. Да, она была права – и несомненно права! Множество великих личностей после женитьбы создали гораздо меньше, чем до того, как трясина брака засосала их. Ставить на ноги детей, добывать хлеб насущный, содержать дом, жену, а зачастую и престарелых родственников жены… Однако после недолгих раздумий Абеляр все-таки настоял на браке. Он был непреклонен: или брак, или конец отношений!

И Элоиза сдалась. Но перед тем, как пойти с любимым к алтарю, она, заливаясь слезами, произнесла пророческие слова: «Нам ничего другого не остается, но подстерегающий рок принесет нам такие страдания, которые по своей мучительности могут сравниться только с пережитой нами страстной любовью…»

После скромного венчания по настоянию Элоизы они с Пьером расстались. Он остался при университете, в котором преподавал, а она поселилась все в том же монастыре Святой Марии, в котором некогда прочла столько ученых книг, что их с лихвой хватило бы не на одну библиотеку.

Однако даже бракосочетание не заткнуло рты слишком рьяных сплетников, кроме того, оно было тайным… И в Париже на всех углах судачили о том, что Абеляр погубил невинную девушку, пользуясь доверием ее попечителя. Злые языки нашептывали в уши каноника все более скабрезные подробности связи Пьера и Элоизы, и однажды достопочтенный Фульбер не выдержал. Ночью он в сопровождении нескольких слуг и медика ворвался в дом своего зятя. Спящего философа схватили, привязали к кровати, и каноник сам сорвал с него одежду. Доктор раскрыл саквояж со зловеще блеснувшими в свете зажженных свечей инструментами, и…

Оскопленный Пьер Абеляр постригся в монахи – подальше от позора, нанесенного им дядей жены, от слухов и сплетен и от счастья, еще совсем недавно казавшегося ему таким близким и достижимым. Элоиза также приняла постриг в монастыре Святой Марии. На тот момент женщине было всего девятнадцать лет.

Читайте также:  Урок 1. глагол “to be” в настоящем времени. упражнения на to be в present simple.

Любя своего мужа сквозь разделяющие их годы и расстояния, Элоиза не забывала и о том, что она теперь монахиня и должна служить Богу. Ее рвение было замечено, и спустя годы она стала аббатисой обители Святой Марии. Однако чего стоили ей вынужденная разлука с любимым, которому она не переставала писать все эти годы, и исполнение строгого монастырского устава, не знает никто.

Да, они изредка виделись: не выдерживая вынужденного расставания, Абеляр отправлялся навестить жену. Разумеется, эти вполне невинные свидания, в целомудрие которых никак не хотели верить его враги, только подливали масла в огонь нечистоплотных слухов, которые всегда клубились вокруг имени ученого. И Абеляр не раз признавался любимой, что уже опасается не только за свои труды, но и за свою жизнь…

12 апреля 1141 года, когда Пьер Абеляр, измученный болезнями и последствиями жуткой операции, совершал нелегкое паломничество к престолу Папы Римского, его шестидесятилетнее сердце не выдержало земных тягот и остановилось. Весть о кончине того, кого она любила всем своим существом, обрушилась на Элоизу, как удар меча… От ее любимого осталось только истерзанное страданиями тело, и она попросила отдать ей хотя бы то, что принадлежит ей по праву! Пьера Абеляра похоронили при монастыре, и Элоиза лила слезы на могиле того, кто был дорог ей, как никто и никогда, еще бесконечные двадцать лет…

Им все же довелось воссоединиться: через семь столетий, в 1814 году, останки тех, кто не переставал любить, были перенесены в Париж – город, где они некогда встретились. Их перезахоронили на кладбище Пер-Лашез в одной могиле – и как прежде был единым их дух, так наконец соединилось в единое целое то, что осталось от их бренных тел…

Физическая любовь Пьера и Элоизы длилась всего два года, но их любовь платоническая, духовная, которой не суждено было умереть, пережила века – она продолжалась до самой смерти. И даже саму смерть она победила – так думаю я, и так думают очень, очень многие…

ЭЛОИЗА И АБЕЛЯР . Легенда.

Никогда не знаешь, какие встречи готовит тебе судьба, — звучит хоть и банально, но правдиво. Пьер Абеляр — философ и богослов, блестящий педагог, воспитавший нескольких римских пап, — никак не предполагал, что знакомство с девушкой, годящейся ему в дочери, изменит всю его жизнь.

Иногда Пьера Абеляра называют «занозой в культуре XII века». Его философско-религиозные сочинения дважды осуждались католической церковью как ереси. Историки-католики и поныне клеймят его как опасного врага церкви, историки-протестанты восхваляют как раннего предвестника будущей реформации. В центре этики Абеляра — вопрос о сущности греха, и, право же, этот философ, теолог и поэт знал толк в том, о чем говорил.
Выбор духовного пути означал безбрачие и целомудренный образ жизни, но это совершенно не пугало Абеляра. До тех пор, пока он не встретил Элоизу.

О, это была непростая девушка. Осиротев в раннем детстве, Элоиза воспитывалась дядей — каноником парижского собора Нотр-Дам Фульбертом. Дядя отдал маленькую Элоизу на воспитание в женский монастырь св. Марии в Аржантейле. Монастырь был одним из самых процветающих во Франции — девочка получила блестящее, небывалое для женщины тех времен образование. Она говорила и читала по-латыни, по-гречески и по-древнееврейски.

В 1117 году 16-летняя племянница гостит у Фульберта, и гордый дядюшка не упускает случая продемонстрировать ее как диковинку. Вскоре об эрудиции юной Элоизы в латинском квартале говорили не меньше, чем о блестящих лекциях Абеляра. Так они встретились заочно, а затем Фульберт пригласил Пьера к себе. Увидев Элоизу, Абеляр «воспылал к ней страстью большей, чем к Богу».

Э. Блейер Лейтон. «Абеляр и его ученица Элоиза»

Философ снял у Фульберта комнату за хорошую плату и обещание давать Элоизе бесплатные уроки. Страсть стала взаимной, и связанный обетом безбрачия богослов и непорочная девушка без рассуждений расстались с невинностью. Элоиза без смущения писала: «Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не завидовала бы тем восторгам, которые я испытывала в постели с ним?»

Абеляр даже во время лекций не в силах был не думать о своей возлюбленной: путался в трех соснах элементарного силлогизма, обрывал недосказанную фразу с мечтательной улыбкой и, как сам впоследствии признавался, часто «повторял на лекциях эхо прежних слов». Ученики знали про его связь с Элоизой и добродушно похихикивали.

Между тем Элоиза почувствовала, что скоро станет матерью. Чтобы скрыть беременность любовницы, Абеляр отвез ее в Бретань к своей сестре. Там Элоиза родила сына, которому родители дали странное имя — Астролябий — и с тех пор никогда не вспоминали о своем чаде.

Фульберт был вне себя. Абеляр пообещал ему обвенчаться с Элоизой, но при условии, что о свадьбе никто не узнает. Каноник согласился. Элоиза сопротивляется венцу (это обесчещенная-то девушка в XII веке!): она предвидит, что этот брак никому из них не принесет ни покоя, ни счастья. Сразу после брачной церемонии новоиспеченные супруги расстаются — Элоиза живет у дяди, Абеляр читает лекции. Ему уже под сорок, ей еще нет восемнадцати.
В Элоизу тычут пальцем, называя ее любовницей Абеляра; она же будто с гордостью носит это унизительное по тем временам звание (еще раз вспомним, что речь идет о женщине времен средневековья!).

Жан Виньо. «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»

Фульберт не держит слово: пытаясь сохранить свое (и племянницы) доброе имя, он всюду рассказывает о тайном венчании. Элоиза вне себя: публично она отрицает «домыслы» Фульберта, а дома устраивает дяде такую бурную сцену, что тот сажает строптивую родственницу под замок. Абеляру пришлось выкрасть жену и срочно увезти в Аржантейль (1119 год) — подальше от толков. Элоиза и не помышляла о пострижении — она думала, что время поможет родственникам принять все как есть, и тогда она вернется.

Абеляр навещает жену, хоть монастырский устав это запрещает. Но ведь Элоиза — гостья, поэтому добросердечные монахини сквозь пальцы смотрят на эти встречи. Влюбленные отдаются страсти прямо в монастырских стенах, на полу трапезной. Абеляр винит себя за такое «бесстыдство», но Элоиза старается убедить его, что никакое проявление любви не может быть постыдным. Знали бы они, что их ждет.

Расчет любовников на то, что без Элоизы Абеляр станет менее уязвимой мишенью, не оправдался. Фульберт рассматривал побег в Аржантейль через призму ярости оскорбленного опекуна. Он решил, что Абеляр упек Элоизу в монастырские стены для подготовки к постригу. Принятие девушкой монашества сведет брак на нет, и коварный Абеляр сможет заниматься философией и преподавать, не запятнав тайным грехом свою богословскую репутацию.

То, на что в отместку решается Фульберт, попахивает сумасшествием (и впоследствии именно им и оборачивается): подкупив слуг, Фульберт с тремя наемниками и врачом-испанцем прокрадываются в спальню Пьера и, накрепко привязав его к кровати, кастрируют. Наутро об этом узнал весь Париж.

Ученики и клирики, причитавшие над своим изувеченным мэтром, измучили его гораздо сильнее, чем физическое страдание и сам факт невосполнимой потери. «Я больше переживал от конфуза, — признается Абеляр. — С каким лицом я покажусь публично?» Но хуже всего для богослова было то, что оскопление ставило крест на церковной карьере (на что, конечно, и рассчитывал Фульберт): ведь по тогдашнему закону евнухи не допускались в храм.
Впрочем, даже ортодоксы были так поражены изуверством, что сделали для Абеляра исключение, хоть он и был для большинства из них идейным противником.

Фульберт был лишен церковных должностей и личного имущества и помещен в сумасшедший дом, где вскоре скончался. Его наемников наказали еще строже: по средневековому «око за око» с ними обошлись так же, как они со своей жертвой, — кастрировали. И вдобавок выкололи глаза.
Абеляр в том же драматическом 1119 году принял постриг. Но, конечно, тяготится своим монашеством. Привыкший к славе, свободе и обеспеченному существованию, он возвращается к тому образу жизни, который был ему свойствен и приятен.

Боль от унижения и сознания собственной неполноценности придает мыслям и речам Абеляра еще большую остроту, словно он черпает темную силу в своей ущербности. Логика, с которой он распутывает самые темные догмы, имеет какой-то дьявольский блеск. Церковный суд завален доносами на Абеляра, позволявшего себе, к примеру, открыто утверждать, что «всякое знание есть благо, даже знание зла; творить зло — грех, но знать его — благо; иначе как Бог может быть свободным от зла?» Суассонский собор 1121 года объявляет Абеляра еретиком. Он должен своими руками принародно сжечь свой трактат «Введение в теологию» и публично отречься от своих взглядов.

Но влечение Абеляра к занятиям философией и повседневному общению с учениками так сильно, что он создает одну школу за другой, невзирая на любые препятствия. В конце концов в 1122 году в местечке Ножан-Сюр-Сен близ Труа на подаренной неизвестным благодетелем земле философ с помощью пары учеников выстроил в глухом лесу небольшую молельню из камыша и нарек ее «Параклет» (по-гречески — утешитель).

Отшельничество было недолгим: часовенка быстро обросла хижинами многочисленных учеников, узнавших, где скрывается их учитель. Колония получилась веселой, шумной, многолюдной и независимой: школяры возделывали окрестные поля, обеспечивая себя и Абеляра всем необходимым, и усердно слушали его лекции. Так прошло два года. Однако слухи о вольной жизни новой обители вызвали неудовольствие властей, и Абеляр ради сохранения колонии вынужден был ее покинуть. К тому же монахи одного из монастырей его родной Бретани попросили знаменитого богослова стать их аббатом; Почтенный 48-летний патер согласился, но так сильно не поладил со своей паствой, что на его жизнь дважды покушались. Абеляр покинул негостеприимный монастырь и начал писать «Историю моих бедствий», стараясь не пропустить подробностей, увековечивающих его славу.

«Прощание Абеляра и Элоизы» Ангелика Мария Кауфман

А что же Элоиза? Сначала воспринимавшая свою монастырскую жизнь как необходимый, но мимолетный маскарад, она навсегда осталась в его стенах: Абеляр настаивал на принятии пострига, и она покорилась. Однако еще много лет ее письма к Пьеру пропитаны отнюдь не монашеским жаром и обожанием: «Ты мой Бог. ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души. если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может».

Но адресат ее — не прежний неистовый любовник, а кающийся грешник и суровый наставник. Абеляр отвечает сдержанно: «Я. озаботился послать тебе псалтырь. По псалтырю ты, конечно, сможешь непрерывно возносить Господу жертву молений за великие и многие наши прегрешения. » Он настойчиво просит Элоизу молиться о спасении его души. Надо сказать, наставления Абеляра принесли некоторые плоды: молодая женщина, насколько это было в ее силах, переадресовала свою страсть к Богу и со временем стала аббатисой приютившего ее монастыря Параклета.

Абеляр умер в 1142 году. Он завещал свое тело той, кому оно по праву принадлежало, — Элоизе, чтобы она распорядилась им «по собственному усмотрению».

Она пережила его, умерла не ранее 1164 года. О смерти Элоизы старая латинская хроника рассказывает так: «Когда умерла она и была принесена к гробнице, ее супруг, который скончался за много дней до нее, поднявши руки, принял ее и заключил в свои объятия».
«Один лишь только Бог отнимет у тебя Элоизу, — заверяла она его. — Да, милый Абеляр! Он дарует моей душе то спокойствие, которое мимолетным напоминанием о нашем несчастье не позволяет мне предаваться наслаждениям. Великий Боже! Какой другой соперник мог бы отнять меня у тебя? Можешь ли ты представить себе, чтобы какому-нибудь смертному оказалось по силам вычеркнуть тебя из моего сердца? Можешь ли ты представить меня повинной в том, что я жертвую благородным и ученым Абеляром ради кого бы то ни было, кроме Бога?»

Читайте также:  35 лучших игр для всесторонне развитых детей!

Семь столетий спустя они были перезахоронены в Париже на кладбище Пер-Лашез, где и по сей день покоятся рядом друг с другом, укрытые могильной плитой с резным орнаментом.
На одном из домиков для священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари до сих пор красуется надпись: «Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118».

Эта история стала символом высокого чувства и основой множества литературных сюжетов. Ж.Ж.Руссо, Дж.Мур, К.Фаррер, Р.Вайан, М.Цветаева, В.Шкловский в разные времена обращались к мифу об Абеляре и Элоизе. Имя Элоизы сделалось синонимом чувственной любви, а ее письма — эталоном, образцом для подражания влюбленных барышень многих последующих веков. Послания Элоизы были не по времени изящны, утонченны и психологичны.

Новое в блогах

«Самая красивая и трогательная история любви: Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер»


Печальная история любви прославленного французского философа Пьера Абеляра (1079–1142) и юной Элоизы Фульбер (1101–1164) была очень популярна среди сентиментальных европейских дам эпохи Возрождения и новых времён и вдохновила многих поэтов на создание трогательных и полных слёз наивных творений.

События происходили в маленьком, но уже широко известном повсюду Париже. Осиротевшая в раннем детстве Элоиза находилась на попечении дядюшки, который служил каноником собора Парижской Богоматери.

Строгий старик Фульбер, согласно принятым в его сословии обычаям, отдал девочку на обучение в монастырь. С первых дней Элоиза удивила монахинь не по годам развитым умом, сообразительностью, способностью к языкам и другим наукам. Вскоре девушка уже свободно читала и беседовала на греческом, латинском и древнееврейском языках, прочитала всех признанных в те времена классических авторов.

Когда обучение было завершено, Элоиза вернулась к дяде в Париж. Ей исполнилось только шестнадцать лет. Но для девицы раннего Средневековья это был весьма зрелый возраст. Вспомните слова синьоры Капулетти из шекспировских «Ромео и Джульетты», обращённые к четырнадцатилетней дочери: «В твои года давно уж матерью твоей была».

И вот почти перезрелая Элоиза встретила однажды Пьера Абеляра, такого же каноника, как её дядя, но, в отличие от Фульбера, знаменитого во Франции, да и не только во Франции, человека, основоположника одного из самых модных философских учений Средневековья — концептуализма. К тому же Абеляр был богат и возглавлял старинную церковную школу Иоанна Росцелина в Париже (учеников в этой школе было очень много, впоследствии из неё вышли несколько епископов, архиепископ и даже один римский папа).

Увидев юную и необычайно хорошенькую девушку, тридцативосьмилетний каноник, придерживавшийся весьма фривольных взглядов, вздумал соблазнить её. Зная корыстную натуру дядюшки Фульбера, Абеляр снял в его доме комнату, а заодно пообещал бесплатно обучить Элоизу нескольким дополнительным иностранным языкам. Коварный план сработал, и уроки начались.

«Поручив мне девушку с просьбой не только учить, но даже строго наказывать её, — признавался впоследствии философ, — он (Фульбер) предоставлял мне удобный случай для исполнения моих желаний и давал возможность склонить к любви Элоизу ласками или же принудить её угрозами и побоями».

Изящным красноречием и тонкими намёками Абеляр быстро покорил юное доверчивое сердце Элоизы, но неожиданно и сам воспылал страстью, позабыв о своём духовном сане. «…Любовь закрыла нам глаза, — вспоминал каноник. — Наслаждение учить её любви превосходило тончайшее благоухание всех прекраснейших ароматов мира». Элоиза была влюблена и счастлива: «Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?!»

Только после того как Элоиза забеременела, да ещё дядюшка Фульбер вдруг застал любовников в постели, до старика дошло, что случилась беда. Абеляр срочно и тайно вывез любовницу в Бретань к родственникам, где она и родила сына, которого нарекли Астролябием. В бешенстве Фульбер потребовал от Абеляра, чтобы тот женился на его племяннице. Абеляр, подумав, согласился, но при условии, что брак будет держаться в строгой тайне и не повредит его духовной карьере каноника. Обе стороны удовлетворились таким решением.

Каково же было их изумление, когда Элоиза наотрез отказалась выходить замуж за возлюбленного, настаивая на том, что хочет по-прежнему оставаться только любовницей Абеляра. Жениху едва удалось уговорить непокорную девицу, и тайное венчание состоялось. На бракосочетании, проходившем в маленькой церквушке на окраине города, присутствовали лишь Фульбер и несколько самых близких друзей.

Жить молодожёны предпочли отдельно, чтобы ничем не выдать странный брак. Встречаясь каждую ночь, подальше от людских глаз, по утрам они возвращались каждый в свой дом и непременно разными дорогами… Эти предосторожности выводили из себя дядюшку Фульбера: он кричал, что женщина в тайном браке — та же любовница, хотя и собственного мужа. А вскоре тайну Абеляра и Элоизы узнал весь город, поползли слухи о том, что у Абеляра есть сын, а женщина, родившая его, якобы состоит в странной связи с известным каноником. Перепуганный Фульбер поспешил публично объявить, что брак состоялся и освещён церковью, а его племянница является законной женой Пьера Абеляра. Каково же было удивление дяди, когда юная Элоиза, оберегая дело жизни любимого мужа, смело встала перед любопытствующей толпой и поклялась, что никогда не венчалась с каноником и всегда была лишь его любовницей.

Раздосадованный Абеляр увёз жену в монастырь, где заставил её облачиться в одеяния монахини. Он просил Элоизу подождать, когда улягутся страсти. А пока каноник тайно навешал супругу, и они предавались любви прямо в монашеской келье.

Тем временем Фульбер, решив, что Абеляр отправил Элоизу в монастырь лишь для того, чтобы наслаждаться свободой и любовью других женщин, поклялся жестоко отомстить за племянницу. Он нанял несколько парижских разбойников и подкупил слугу Абеляра, чтобы тот ночью открыл двери спальни своего хозяина.

Кара была жестокая. «Они отсекли те части моего тела, — жаловался в своих воспоминаниях Абеляр, — посредством которых я совершил дело, ставшее причиной их огорчения».

Весть о случившемся стала известна всему городу на следующее же утро, и женщины, выходя на улицы, рыдали и сообщали друг другу о страшной новости. «Я более страдал от их сострадания, — с горечью рассказывал Абеляр, — чем от своей раны, сильнее чувствовал стыд, чем нанесённые удары, и мучился больше от срама, чем от физической боли». Вскоре разбойники были схвачены, отправлены в тюрьму, а Фульбер лишился всего своего имущества. «Тогда, когда мы предавались прелюбодеянию, жестокость неба нас помиловала, — писала Элоиза, — и вот когда мы узаконили эту незаконную любовь и покрыли свадебной фатой грех прелюбодеяния, гнев Господний обрушился на нас…».

Абеляр, потрясённый случившимся с ним несчастьем, оставил мирскую жизнь и ушёл в монастырь Сен-Дени. Тогда же он принудил и жену постричься в монахини. «Будучи юной девушкой, я обратилась к суровой монашеской жизни не ради благочестивого обета, а лишь по твоей воле, — вспоминала Элоиза в письмах мужу. — Я не могу ожидать за это никакой награды от Бога».

Прошло время, и мудрая талантливая Элоиза стала аббатисой и возглавила монастырь, за праведную жизнь её почитали по всей стране и за её пределами.

Супруги не виделись более десяти лет, и лишь когда у Абеляра вышла книга с воспоминаниями о его жизни и Элоиза прочла её, она сразу же написала мужу и высказала всю боль и чувства, которыми было наполнено её сердце вдали от возлюбленного. «Ты обладал двумя качествами, которыми мог увлечь каких угодно женщин, — писала Элоиза, — а именно: талантами поэта и певца. Этими качествами другие не обладали».

Чем больше посланий писала Элоиза, тем с большей силой вновь разгоралась её любовь, тем жарче желала монахиня вернуть любимого, но священный обет навсегда запретил супругам соединиться. «О мой благородный, как мало пребывали мы в этом супружестве! Преступница, должна ли я была выйти за тебя замуж, чтобы навлечь на тебя несчастье?» Бедная монахиня засыпала любимого письмами, клялась в вечной любви, рассказывала свои самые сокровенные помыслы. «Говорят, что я целомудренна, — делилась с мужем Элоиза. — Но это только потому, что не замечают, насколько я лицемерна. Люди принимают за добродетель чистоту телесную, тогда как добродетель — свойство не тела, а души».

Абеляр был ошеломлён откровениями аббатисы. В ответных письмах он пытался образумить супругу, называл собственное чувство к бывшей любовнице кощунством, говорил только о Боге и ни слова о любви к Элоизе, отчего причинял той невыносимую боль.

В 1129 году Абеляр узнал, что монастырь, в котором пребывала Элоиза, закрыли. Решив помочь бывшей возлюбленной, он приехал к ней с деньгами — чтобы она смогла на них основать другой монастырь. Но злые языки не пощадили бывших супругов. Говорили, что их плотская связь не прервана, что аббатиса с утра до ночи предаётся любви с навестившим её монахом. Однако Абеляр хотел лишь успокоения своей душе и спокойной старости в размышлениях о Боге. Именно тогда он и попросил Элоизу больше не писать ему, не вспоминать о прошлом, а подумать о спасении Божьем и предаться молитвам. Это был уже смиренный и усталый, с искалеченными телом и душой, пятидесятилетний мужчина. Элоизе едва исполнилось двадцать восемь. Аббатиса пообещала больше не возвращаться к теме любви и чувств. Она перестала задавать вопросы, открывать свою душу и интересовалась лишь тем, что было близко Абеляру: теперь она рассуждала только о взглядах на монастырский уклад, религиозные обряды, правила монашеской жизни. В одном из таких писем женщина написала: «Прощай, мой возлюбленный, мой супруг, приветствую тебя, мой духовный учитель». Это оказалось последним письмом монахини в многолетней переписке с бывшим супругом.

В конце жизни богословские книги Абеляра и его смелые идеи были осуждены папским клиром, его принудили сжечь все написанные за годы труды. Неугодный и никому не нужный, он тайно покинул Францию и бежал на родину, в Бретань (в те времена это была другая страна). Став священником аббатства, Абеляр и там нашёл врагов и яростных недоброжелателей. Не раз его пытались отравить, часто подстерегали в темноте за стенами аббатства и избивали, слали письма с угрозами. В одном из своих воспоминаний философ рассказывал, какие варварства творились на его родной земле, где жестокость и разврат были естественны даже для церковников. «Дьявол обрушил на меня такое гонение, — писал Абеляр, — что я не нахожу себе места: подобно проклятому Каину, я скитаюсь повсюду, как бродяга».

Собравшись в Рим к папе, чтобы предстать перед ним и оправдать своё учение, на полпути, 12 апреля 1142 года, Пьер Абеляр скончался от болезни. Он был похоронен Элоизой по его давней просьбе в аббатстве Сен-Марсель, — там, где жила его овдовевшая супруга. До конца жизни каждый день приходила Элоиза на могилу возлюбленного и вспоминала своего первого и последнего в её жизни мужчину, ставшего отцом её ребёнка и единственной любовью, которую она нерушимо хранила в сердце.

Элоиза Фульбер пережила мужа на двадцать два года, она по праву считалась одной из самых мудрых и справедливых аббатис Франции. Её похоронили рядом с Абеляром при том же монастыре. Останки знаменитых влюблённых несколько раз переносились, пока их окончательно не оставили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Переписка влюблённой монахини и всемирно почитаемого философа сохранилась и является одним из величайших шедевров эпистолярного жанра. Она переведена на многие языки мира и потрясает читателей разных народов и традиций мощью и величием человеческих страстей.

«Ты знаешь, мой возлюбленный, — написала однажды Элоиза, — что, теряя тебя, я утратила всё… Как удивительно! Моя любовь превратилась в истинный восторг… Я показала тебе, что ты был единственным владыкой как моего сердца, так и плоти… Звание супруги всегда считалось более сильным и более святым, но мне всегда было более по сердцу называться любовницей и даже, если тебя это не шокирует, сожительницей или просто девкой…»

Ссылка на основную публикацию