Критическое мышление и методы его развития - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Критическое мышление и методы его развития

Критическое мышление

Решил разобраться с критическим мышлением и понял, что это:

а) сложно,
б) интересно,
в) полезно,
г) надолго,
д) дед Мороз существует.

Материалов слишком много. Есть такие, начав изучать которые невозможно оторваться. Но если одной фразой — чтобы освоить базовые концепты и идеи, нужно потратить много времени для изучения, а потом ещё больше на их внедрение в жизнь. Изучение критического мышления — постоянный труд и работа над собой.

Этот пост — попытка собрать список ресурсов, а затем тщательно проработать его и начать использовать. Если хотите, давайте вместе со мной. Если не хотите, посмотрите короткий клип под говорящим названием «Критика».

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. В узком смысле означает «корректную оценку утверждений». Критическое мышление — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать».

Винсент Руджеро, почётный профессор Нью-Йоркского государственного университета, автор двадцати книг в области социологии, психологии, когнитивной теории мышления и риторики, однажды сказал: «Пусковым механизмом критического мышления является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы».

Как научиться мыслить критически?

Научиться мыслить критически просто (Стойте! Неужели вы поверили? Начинайте сомневаться в каждой фразе, которая вызывает у вас странное ощущение в животе) — нужно следовать правилам логики и:

  • Задаваться вопросами и интересоваться деталями
  • Исследовать факты, доказательства и надежность источников
  • Отличать факты от мнений
  • Анализировать идеи, предложения и предубеждения
  • Распознавать когнитивные искажения, такие близкие каждому из нас
  • Научиться корректно определять проблему, уметь переформулировать её
  • Избегать эмоций в объяснениях
  • Упрощать, сохраняя сущность
  • Учитывать другие объяснения
  • Быть терпимым к неопределенности
  • Мыслить нестандартно, вне шаблонов

Какие навыки пригодятся?

  • Наблюдать — видеть и замечать кого-/что-либо
  • Описывать — говорить как кто-/что-либо выглядит
  • Сравнивать — сопоставлять сходства и различия между предметами и явлениями; оценивать и соизмерять
  • Определять — узнавать кого/что-либо как конкретный предмет/личность/явление
  • Ассоциировать — создавать мысленно связи между разными предметами и явлениями
  • Заключать — делать выводы на основе имеющейся информации
  • Прогнозировать — предполагать, что произойдёт в будущем
  • Применять — использовать в соответствии или извлекать практическую пользу из чего-либо

Как пользоваться?

  1. Описать ситуацию другим
  2. Проверить, есть ли необходимая информация и нет ли предвзятости суждений
  3. Соотнести ситуацию с собственными убеждениями
  4. Выразить эмоции для указания важности, но не предвзятости поведения
  5. Задаться вопросом о возможных результатах
  6. Проанализировать различные способы действий, выявить противоречия, недостатки и ограничения, предположить как они могут быть устранены
  7. Коллективно обсудить способы действий
  8. Решить, какие способы наилучшие и что нужно сделать для получения результата

Два типа людей

Человек с развитым критическим мышлением:

  • видит проблему — исследует свою реакцию, прежде чем принять решение
  • тщательно подбирает факты, необходимые для решения проблемы
  • сомневается в своем суждении, пока факты не подтверждены
  • когда появляется проблема, с которой он уже встречался, противостоит искушению действовать по шаблону

Человек с недоразвитым критическим мышлением:

  • видит проблему — незамедлительно принимает решение, предпочитает решать быстро, не задумываясь
  • отказывается от поиска доказательств, небрежно просматривает или игнорирует факты
  • позволяет чувствам управлять процессом принятия решений
  • не тратит свои силы на размышление

16 качеств, которые помогают сформировать критическое мышление

Развивайте в себе эти стороны, чтобы полностью раскрыть потенциал и взглянуть на мир по-новому.

1. Наблюдательность

Это один из самых первых навыков, получаемых в детстве. В него входит умение подмечать детали и собирать данные с помощью органов чувств. В итоге наши наблюдения приводят к формированию собственного мнения и более глубокому пониманию действительности.

2. Любопытство

Интерес к миру и окружающим людям — черта многих лидеров с развитым критическим мышлением. С возрастом мы перестаём следовать врождённому любопытству, но именно оно помогает быть открытым ко всему новому и побуждает углублять свои знания. Чтобы развить его, не принимайте всё как данность, а постоянно интересуйтесь, почему вещи устроены именно так.

3. Объективность

Невозможно быть стопроцентно объективным, потому что на нас сильно влияет наше мировоззрение и прошлый опыт. Тем не менее всегда старайтесь максимально беспристрастно взглянуть на ситуацию, проанализировать её. Концентрируйтесь на фактах и научной оценке имеющейся информации. Старайтесь, чтобы эмоции окружающих и ваши чувства не влияли на рассуждения.

4. Самоанализ

Это размышления об устройстве ваших мыслительных процессов. Самоанализ даёт представление о ваших возможных заблуждениях, а также том, насколько вы внимательны. Он помогает изучить свои сокровенные мысли, чувства и ощущения.

5. Аналитическое мышление

Способность анализировать информацию важна в любом вопросе: при подписании контракта, составлении отчёта или бизнес-плана, даже в построении отношений с людьми. Для этого нужно разбить информацию на составные части и оценить, как они функционируют вместе и по отдельности. Анализ должен строиться на наблюдении, сборе и оценке доказательств. Только после этого вы можете сделать объективный вывод.

6. Способность выявлять заблуждения

Ищите доказательства своих убеждений и проверяйте, заслуживают ли доверия источники ваших знаний. Это поможет выявить заблуждения, которые часто остаются незамеченными и искажают наше восприятие.

Оценивая какую-то информацию, подумайте, кому она может принести пользу. Нет ли от неё скрытой выгоды для источника? Не замалчиваются ли факты, противоречащие данной информации?

7. Умение определять значимость информации

Одна из главных трудностей — понять, какая информация особенно актуальна и значима в конкретной ситуации. Все поступающие данные сначала кажутся ценными, но это не всегда подтверждается. Подумайте, актуален ли источник информации, является ли он непредвзятым, не отвлекает ли он от более важной точки зрения.

8. Умение делать предположения на основе фактов

Мы не всегда получаем информацию с разъяснением того, что она значит. Её нужно оценить и сделать собственные выводы, основываясь на сырых данных. При этом необходимо учитывать возможные варианты развития событий.

Но не путайте умение строить предположения на базе фактов с простыми догадками. Например, если вы прочитаете, что кто-то весит 118 килограммов, вы можете подумать, что у этого человека лишний вес и плохое здоровье. Хотя чтобы сделать вывод, нужно знать его рост и конституцию.

9. Эмпатия

Сострадание может показаться лишним для критического мышления, ведь сентиментальность и эмоциональность искажают наше восприятие. Но без эмпатии мы рассматриваем всё лишь с точки зрения сухих данных и фактов. Такой взгляд быстро распространяется на все сферы, и мы начинаем сомневаться во всём.

Чтобы эффективно мыслить критически, нужно учитывать человеческий фактор. Не забывайте, что в ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь, важны не только данные, но и люди.

10. Отсутствие заносчивости

Признавайте свои ошибки и не завышайте свои достоинства. Знание собственных недостатков и сильных сторон — важный элемент критического мышления. Так что не отвергайте чужие мнения без размышления. Старайтесь замечать, когда вы неправы, и будьте готовы при необходимости поменять свои взгляды.

11. Готовность бросить вызов существующему положению дел

Не соглашайтесь использовать традиционные методы только потому, что придерживались их раньше. Ищите разумные ответы и способы, учитывающие всю имеющуюся информацию. Такая готовность нарушать статус-кво может показаться провокационной, но именно она лежит в основе инновационных подходов.

12. Открытость всему новому

Не делайте скоропалительных выводов. Подходите к каждой ситуации непредвзято и принимайте чужие взгляды и мнения. Не вставайте на чью-то сторону, пока не знаете всех точек зрения. Это поможет целостно оценить ситуацию.

13. Осознание типичных ошибок мышления

Не позволяйте заблуждениям и иллюзиям сбить вас с толку. Изучите распространённые когнитивные ошибки, которые часто закрадываются в рассуждения и споры. Вот несколько примеров:

  • Объяснение, в котором предпосылка или вывод аргумента используются для обоснования самого аргумента.
  • Ошибка лёгкого пути — когда вы упорно придерживаетесь предпочитаемого взгляда, даже если существуют более вероятные объяснения.
  • Путаница в причинной зависимости и связи между явлениями. Если два события происходят одновременно, кажется, что одно вызвало другое.

14. Творческий подход

Обычно креативность ассоциируется с генерацией идей, а критическое мышление — с их анализом и оценкой. Но творческий подход поможет нестандартно относится к решению любых проблем.

Не цепляйтесь за шаблоны. Заводите новые интересы, чтобы смотреть на дело с разных точек зрения. Экспериментируйте и ставьте себя на чужое место.

Читайте также:  Биография островского – личная жизнь и фото

15. Способность эффективно коммуницировать

Проблемы в общении часто возникают из-за неспособности оценить ситуацию или посмотреть на дело с другой стороны. Для этого и нужно критическое мышление. Оно помогает верно выстраивать собственные суждения и высказывать их, а также следить за ходом мыслей собеседника.

16. Умение слушать

Важно не только донести до других своё мнение, но и уметь выслушать чужое. Активно участвовать в разговоре, а не пассивно слушать человека. Задавайте вопросы, чтобы чётко отделить факты от своих предположений. Старайтесь получить больше информации и понять собеседника, углубляясь в тему беседы и уточняя то, что непонятно.

Критическое мышление: базовые принципы и приёмы

Способы обращения с информацией, которые помогут правильно оценить чужие утверждения и аргументированно отстаивать свою позицию.

Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

Ещё по этой теме :

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы. Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению. Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности — правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» — думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Читайте также :

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Читайте также :

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали.

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически — значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» — именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Читайте также :

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений — это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны — можно просто узнать это в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них. Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов. Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • Цель
    Любой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • Проблема
    Проблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • Допущения
    Это те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.

  • Точка зрения
    Мы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • Данные
    Любое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?
Читайте также:  Сергей комаров – биография, личная жизнь, фото

Читайте также :

  • Концепции и идеи
    Концепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретации
    Это те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • Следствия
    Что будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

Читайте также :

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, — значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

Что такое критическое мышление и как его развить

Вопрос, что такое критическое мышление, чаще всего возникает у родителей, которые знакомятся с новыми стандартами образования, и людей, находящихся в поисках работы. Сегодня навыки критического мышления упоминаются в списке обязательных soft skills (‘гибких навыков’), которыми должен обладать претендент на ту или иную должность. А задача системы образования — научить этим навыкам. Расскажем подробнее о критическом мышлении и его применении в педагогике.

Критическое мышление — это . простыми словами

Принято считать, что термин «критическое мышление» вошел в научный оборот еще в конце 1920-х, но широкое распространение получил позже.

Во второй половине ХХ века образование столкнулось с проблемой увеличения информационной нагрузки, резко вырос объем знаний, необходимый новым поколениям для успешного существования в обществе. Тогда американский педагог Джон Дьюи высказал предложение о том, что именно развитие критического мышления, а не передача знаний должно стать главной задачей образования.

Критическое мышление — это рациональный, скептический и непредвзятый анализ или оценка получаемой информации. Оно имеет три важных составляющих:

  1. Отношение — стремление индивида рассматривать любую возникшую проблему с разных сторон.
  2. Знание о методах, принципах и логике мыслительного процесса.
  3. Навыки применения имеющихся знаний о мышлении на практике.

Психологи утверждают, что существует два способа мышления:

  • Впитывание всей имеющейся информации, накопление фактов, позволяющее сделать мир более осмысленным.

Долгое время система образования использовала подобный тип мышления, заставляя учащихся заучивать информацию, полученную на уроке или в учебнике. Проблема данного способа мышления в том, что аргументы, высказанные автором, переносятся в голову получателя автоматически, не подвергаясь проверке.

  • Активное взаимодействие с получаемой информацией и оцениванием силы высказанных аргументов.

Подобный стиль мышления стал особенно актуален после резкого увеличения информации, производимой человечеством в последние десятилетия.

Кроме того, человеческое мышление подвержено систематическим ошибкам, которые получили название «когнитивные искажения». В «Википедии» им посвящена отдельная статья. В ней только искажения, которые связаны с принятием решений, разбиты на шесть групп, в каждой из которых перечислены от трех до 26 пунктов. Искажения, связанные с ошибками индивидуальной памяти, насчитывают около десятка наименований.

Поэтому навыки критического мышления считаются важными в современном мире. Человек, обладающий ими:

  • способен установить и понять причинно-следственную связь между идеями и фактами;
  • может оценить важность тех или иных идей или аргументов;
  • способен признавать и оценивать точки зрения, отличающиеся от его собственной, и выстраивать собственную аргументацию;
  • выявляет наличие несоответствий в процессе не только чужих, но и собственных рассуждений;
  • умеет последовательно и целенаправленно решать возникающие проблемы.

Человек с критическим мышлением обладает навыками:

  • логически структурировать рассуждения;
  • последовательно и четко аргументировать собственную позицию;
  • эффективно построить речь для изложения собственной позиции.

Истоки критического мышления исследователи находят в сократовском методе. Как известно, философ одним из первых применял метод анализа аргументации оппонента для разбора ее сильных и слабых сторон.

Долгое время после Сократа философия и наука основывались на предположении, что процесс мышления и получаемые в его результате выводы безупречны.

В ХІХ веке Кант предположил, что любое знание строится на двух типах рассуждений: аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих). Последние, по мнению философа, нуждаются в прояснении.

В ХХ веке К. Поппер поставил под сомнение сам научный метод. Исследователь высказал предположение о том, что научные выводы следует подвергать сомнениям. Ни одну теорию, писал Поппер, нельзя доказать, но ее можно попытаться опровергнуть, исследовав аргументы, на которых она основана. Если она выдержит проверку опровержением, ее следует считать научной.

Английский мыслитель Б. Рассел предложил принципы, которые стали основой для формулирования суждений в теории критического мышления:

  1. Не может считаться верным мнение, которое противоречит высказываниям экспертов, которые пришли к согласию.
  2. Ни одно мнение не должно считаться верным, если эксперты по его поводу не пришли к согласию.
  3. Обычному человеку стоит воздержаться от высказывания мнения по вопросам, в которых эксперты не имеют достаточных оснований для формулировки определенного мнения.

Критическое мышление — это способность анализировать и ставить под сомнение получаемую информацию. Теория критического мышления любые данные предлагает рассматривать как текст, содержащий послание. Его рекомендуется оценивать по таким критериям:

  1. Цель, которую ставил создатель информации.
  2. Проблема — вопросы, на которые ищет ответ автор.
  3. Допущения — аргументы, приводимые автором как само собой разумеющиеся.
  4. Точка зрения автора на приводимые аргументы. Насколько он считает их истинными?
  5. Данные — насколько достоверна информация, приводимая в тексте.
  6. Концепции и идеи.
  7. Выводы и их интерпретация автора.
  8. Следствия — призыв к действию, который предлагает автор.

Как развить критическое мышление у детей

Настоящий интеллигент способен мыслить, контролировать собственные эмоции и обладает исследовательскими навыками. Это те важные качества, которые следует развивать у детей.

Психологи уверены, что критическое мышление формируется задолго до того, как ребенок попадет в систему образования. Важным для формирования навыка является возраст почемучки (3–5 лет). Ребенок начинает задавать множество вопросов об устройстве окружающего мира.

Если родители не отмахиваются от ребенка и не дают шаблонные ответы, его желание мыслить самостоятельно увеличивается. Поэтому психологи рекомендуют родителям стимулировать любопытство ребенка, задавать встречные вопросы и предлагать вместе поискать ответ.

В домашних условиях ребенка можно научить:

  • Не принимать ни один факт без проверки. Предлагать каждый раз, когда ребенок что-либо узнал, поискать дополнительную информацию по теме.
  • Формулировать цели на день, неделю и месяц, а также расспрашивать о том, удалось ли ему сделать то, что собирался, как он себя чувствует, достигнув желаемого. Также важно научить его рассуждать о собственных неудачах и их причинах.
  • Сомневаться в собственной правоте. Важно, чтобы ребенок умел оценивать свои действия. Поэтому ему следует предлагать после какого-либо поступка стать на место того, кого этот поступок коснулся. Так ребенок научится принимать другие точки зрения.
  • Разделять любую проблему на несколько простых составляющих. Если ребенку какое-то действие кажется сложным и невыполнимым, стоит предложить ему подумать о проблеме и разделить ее на простые физические действия, несложные шаги, которые помогут решить возникшее затруднение.
Читайте также:  Знакомимся с фразовым глаголом to set

Приемы критического мышления должны сопровождать ребенка и в школе. Независимо от предмета, который изучает ребенок, важно, чтобы педагог:

  • Поощрялгрупповую работу. Среди сверстников у ребенка больше шансов научиться использовать аргументы и оценивать высказывания других.
  • Стимулировалтворческие способности. Поставив задачу, учитель не должен давать готовых инструкций по ее выполнению, но предлагать детям найти способ решения самостоятельно. Также полезным является подведение итогов работы на уроке в виде схем и рисунков, которые дети должны сделать самостоятельно.
  • Привлекалдетей к мозговому штурму для решения важных проблем на уроке. Метод позволяет не только научиться оценивать чужие аргументы, но и быть толерантным к различным точкам зрения.
  • Училсравнивать и сопоставлять различные явления.
  • Задавалвопросы, учил самостоятельно ставить вопросы и искать ответ на них. Так, один из методов развития критического мышления — деление вопросов на «толстые», требующие развернутого ответа, и «тонкие», на которые достаточно ответить однозначно.
  • Поощрялставить собственные образовательные цели к теме. Один из методов развития критического мышления предполагает, что после оглашения темы школьники могут самостоятельно выбрать, что именно в ней интересно и изучить этот аспект.
  • Привлекалк проведению дискуссий и дебатов. Они помогают не только четко сформулировать свое отношение к проблеме, но и аргументированно его высказать.

Ребенок, овладевший навыками критического мышления, не будет никакую информацию воспринимать за чистую монету, способен описать и проанализировать свои чувства и переживания, берет на себя ответственность за последствия, не зависит от постороннего мнения и способен воспринимать абстрактные понятия.

Критическое мышление — это полезный навык, формирование которого зависит от совместных усилий педагогов и родителей.

Что такое критическое мышление и возможно ли его развить?

1. Составляющие 2. Развитие критического мышления 3. Возможные самостоятельные способы развития

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение:

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему». Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей.

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию