Интересные факты про перикла афинского - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Интересные факты про перикла афинского

ПЕРИКЛ ВО ГЛАВЕ АФИН

ПЕРИКЛ ВО ГЛАВЕ АФИН

В течение 50-х годов V в. до н. э. в политической жизни Афин непрерывно растет авторитет Перикла. С его именем связана эпоха высшего расцвета Афин – «Периклов век». Перйкл (494—429 до н.э.) по своему происхождению относился к самой верхушке старинной аристократии. Его отцом был Ксантипп, один из героев греко-персидских войн, а мать принадлежала к знаменитому роду Алкмеонидов. Тем не менее Перикл, в отличие от многих других представителей знати, решительно встал на сторону народа, стремясь выражать интересы не какой-либо одной сословной группы, а всего гражданского коллектива, и стал лидером афинской демократии.

После того как в 444 г. до н. э. был изгнан остракизмом последний серьезный противник Перикла – Фукидид[17], Перикл в течение полутора десятилетий являлся практически единовластным правителем не только Афин, но и всей огромной Афинской морской державы, однако все демократические учреждения при нем успешно функционировали. Сограждане ежегодно избирали его на должность стратега. Тонкий политик, прекрасный оратор, широко образованный человек, Перикл был лишен какого-либо стремления к тирании. Власть и влияние Перикла были основаны исключительно на его огромном личном авторитете и на доверии, которое испытывал к нему демос. Народное собрание, как правило, без возражений принимало его предложения, считая их наилучшими.

Внутренняя политика Перикла характеризовалась заботой об укреплении демократии в Афинах. Он стремился обеспечить средствами существования афинскую бедноту. Именно Перикл ввел мистофорию – плату за исполнение должности. Еще одной интересной мерой, принятой по предложению Перикла, была ежегодно производившаяся выдача беднейшим афинянам «театральных денег», чтобы они могли без ущерба для своего бюджета посещать театральные постановки, считавшиеся делом государственной важности. Чтобы обеспечить безземельных и малоземельных граждан достойными земельными наделами, при Перикле основывались клерухии – военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов (например, на полуострове Херсонес Фракийский, на островах Самос, Наксос, Андрос и др.).

Используя огромные суммы фороса, вносимого союзниками, Перикл начал в Афинах грандиозное строительство, в ходе которого беднота была обеспечена стабильной и высокооплачиваемой работой, а на афинском Акрополе был воздвигнут неповторимый архитектурный ансамбль, увенчанный Парфеноном – храмом богини Афины. Это служило возвеличению родного полиса Перикла. Афины превратились в самый красивый город Эллады. А в окружение Перикла вошли многие видные греческие философы, ученые, поэты. Благодаря этому Афины стали, по выражению Перикла, настоящей «школой Эллады».

Внешнеполитическая деятельность Перикла была посвящена одной, но великой цели – укреплению славы, величия и могущества Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира. Опираясь на колоссальную военную мощь Афинской морской державы, на ее, как казалось, неисчерпаемые финансовые ресурсы, Перикл шаг за шагом воплощал в жизнь разработанную им программу.

В 448 г. до н. э., сразу после завершения греко-персидских войн, Перикл выступил инициатором созыва в Афинах общегреческого конгресса по вопросам послевоенного мироустройства. Как пишет Плутарх, на конгрессе должны были рассматриваться вопросы «об эллинских храмах, сожженных варварами, о жертвах, которые следует принести за спасение Эллады по обету, данному богам… о безопасном для всех плавании по морю и о мире». Однако конгресс не состоялся из-за противодействия Спарты, которая отказалась прислать своих представителей и запретила делать это полисам – членам Пелопоннесского союза, где она главенствовала.

После неудачной попытки созвать панэллинский конгресс Перикл решил обеспечить господство Афин в греческом мире другими способами. Он начал интенсивно расширять Афинскую морскую державу, включая в нее все новые и новые города (так, в 437 г. до н. э. в Афинскую архе вошли многие черноморские полисы). Уже находящиеся в составе Афинской морской державы полисы он крепко удерживал в ней, пресекая с помощью военной силы любые попытки их отделения. В 440 г. до н. э. на острове Самос Перикл лично возглавил жестокое подавление восстания против афинского засилья.

Афинский Акрополь. Фотография

По планам Перикла главный геополитический противник Афин – Пелопоннесский союз – должен был быть постепенно изолирован. С этой целью афиняне более энергично начали проникать в Великую Грецию, которая традиционно считалась сферой влияния Пелопоннесского союза и, в частности, его крупнейшего экономического центра – Коринфа. В 443 г. до н. э. Перикл приступил к реализации невиданного до того в истории Греции мероприятия. В Южной Италии была основана колония панэллинского типа – город Фурии. В ее основании приняли участие выходцы из многих греческих полисов. Перикл надеялся, что афиняне, заняв лидирующее положение в новом государстве, сделают Фурии форпостом влияния Афин на западном направлении.

План афинского Акрополя: 1 – бастион; 2 – Храм Ники Аптерос; 3 – Пинакотека; ( – Пропилеи; 5 – статуя Афины Промахос; 6 – Эрехтейон; + – Парфенон

Но его ожиданиям не суждено было сбыться, так как политическая ситуация начала резко обостряться. Активная западная политика афинян вызывала все большее беспокойство Коринфа, недовольного появлением конкурента. Отношения между Афинами и Коринфом стали откровенно враждебными. Недовольство усилением Афин начинала проявлять и Спарта. Назревал вооруженный конфликт между двумя крупнейшими военно-политическими блоками Греции ? в. до н. э. – Пелопоннесским союзом и Афинской архе.

Историография

В оценке демократического устройства Афин каких-то существенных расхождений в точках зрения между специалистами не существует. Все признают, что созданная Клисфеном на рубеже архаической и классической эпох и просуществовавшая почти два столетия система афинской демократии представляет собой крупнейшее достижение политической практики античного мира и что многие ее принципы были использованы в качестве основополагающих современными демократическими государствами. Но различия в подходах к проблеме все же существуют.

Антиковедов – сторонников «институционального» подхода интересуют в первую очередь политические институты демократии: органы государственной власти (экклесия, Совет пятисот, гелиэя и др.), способы принятия решений в этих органах (в частности, процедура голосования), законодательство, регулировавшее деятельность властных структур. Они стремятся в идеале воссоздать основные положения демократической афинской «конституции» (хотя о конституции, подобной современным, применительно к античным полисам можно говорить лишь условно, поскольку таковой они не имели). Данный подход был особенно популярен на рубеже Х!Х—ХХ вв.

Открытый в 1891 г. трактат Аристотеля «Афинская полития», посвященный именно институциональному аспекту истории Афин, стал основой работ многих известных историков [Г. Бузольт (G. Busolt), К. Белох (K. Beloch), Г. Де Санктис (G. De Sanctis), В. П. Бузескул и др.]. Из них можно узнать о государственном устройстве демократического афинского полиса, его формировании и эволюции. В середине ХХ в. появилась интересная книга Ч. Хигнетта (C. Hignett) об истории афинской конституции до конца V в. до н. э. В работах видного датского историка М. Хансена (M. Hansen) подробно проанализирована деятельность афинского народного собрания, судов присяжных и некоторых других органов.

Однако сегодня более популярен другой подход, при котором углубленно анализируются не политические институты демократии, а различные формы демократической жизни в рамках этих институтов. Исследуются такие проблемы, как деятельность властных элит в демократическом полисе, их состав, взаимоотношения с рядовыми гражданами, механизмы достижения влияния, типы политических группировок, место общественного мнения в политической борьбе, роль личности в истории государства и др. Данный подход проявляется в трудах М. Финли (M. Finley), У. Коннора (W. Connor), Р. Сили (R. Sealey), К. Моссе (C. Mosse), М. Оствальда (M. Ostwald), Дж. Обера (J. Ober), Л. П. Маринович, С. Г. Карпюка и др.

Лишь немногим специалистам [В. Эренберг (V. Ehrenberg), Г. Бенгтсон (H. Bengtson), П.Родс (P. Rhodes)] удавалось сочетать в своих исследованиях интерес к обоим аспектам изучения афинской демократии. Такой комплексный подход позволяет избежать одностороннего освещения того или иного аспекта. Следует подчеркнуть, что крайне важными представляются и политическая структура демократического полиса, и политическая жизнь с ее специфическими особенностями, полный учет которых позволит создать целостную реконструкцию истории Афин эпохи классической демократии.

Читайте также:  Адмирал колчак – биография, личная жизнь, фото

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Как Перикл достиг совершенства и что считал самым главным в своей деятельности?

Перикл прославился мудростью и демократичностью своего правления в Афинах.

При нём рабовладельческая демократия достигла высочайшего расцвета: народное собрание являлось верховным органом государства, его участниками были афинские граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, без учёта материального положения, все государственные должности занимались по результату жребия среди соискателей, общественные работы оплачивались.

Перикл (490 г. до н. э. — 429 г. до н. э.) был знатного происхождения. Его отец, полководец Ксантипп, прославился, добившись победы над персами при мысе Микале у берегов Малой Азии. Мать, Агариста, принадлежала к богатому роду Алкмеонидов, жестоко расправлявшихся со своими противниками, убивая даже тех, кто пытался спастись в храме у алтаря Афины. Сын Агаристы своей сдержанностью и человеколюбием будет всю свою жизнь искупать святотатство родственников матери…

Он родился с огромной головой необычной формы и получил прозвище у недоброжелателей и сочинителей комедий «Луковицеголовый». Перикл учился ораторскому искусству у философа Зенона, умевшего свести мнение спорившего с ним человека, противоположное его собственному, к абсурду. Зенон погиб в борьбе с тиранией, Плутарх писал, что он «…на деле доказал, что великому мужу постыдно быть трусливым». Бюст Перикла
Фото: ru.wikipedia.org

Правильные мужественные черты лица сына Ксантиппа и Агаристы, его великолепные речи глубокого содержания, размеренная походка и удивительная выдержка вызывали восхищение у афинян, и они прозвали его Олимпийцем. О его сдержанности и человеколюбии ходили легенды: он не обращал внимания на ругань и добром отвечал на озлобление. Он не захотел вступать в партию аристократов, несмотря на своё знатное происхождение, и примкнул к демократам.

Перикл в двадцать девять лет стал вождём народа и много сделал для того, чтобы бедняки имели такие же права, как и богатые. При нём на землях Афинского союза стали создаваться поселения, и каждый афинянин мог получить участок для земледелия. По его предложению беднякам за каждый день выполнения общественных работ стали выдавать небольшую плату. Все афиняне знали о бескорыстии Перикла и верили, что он печётся о благе народа, предлагая различные проекты.

Лидер демократов поощрял научную деятельность, развитие культуры, и в Афины стали прибывать учёные, поэты, художники, философы из других государств Греции. В знаменитый «кружок Перикла» входили такие известные учёные, как «отец истории» Геродот, выдающиеся философы Анаксагор, Сократ, а также известные художники, великие архитекторы и скульпторы.

Первый брак Перикла оказался неудачным, он развёлся и женился вторично на знаменитой женщине-философе Аспасии (Аспазии). Он был мудр, осторожен, очень уважал человеческие жизни и никогда не начинал битву, если не был уверен в победе. Перикл говорил самонадеянным афинянам: «Если ты не веришь моим советам, то, во всяком случае, не ошибёшься, избрав мудрейшего из советников — время».

И время не подводило его. Он старался сдерживать воинственных афинян, стремившихся к новым походам, и отговаривал от рискованных авантюр. Иногда ему приходилось действовать хитростью, чтобы спасти мир. Он предлагал воюющим сторонам, участникам Афинского союза, прекратить войны и решать спорные вопросы переговорами.

Перикл использовал мирное время для построения храмов, здания музыкальных состязаний, для украшения афинского кремля — Акрополя — скульптурами, колоннадой и привлёк к строительству великого Фидия, знаменитого своей огромной статуей Зевса для храма в Олимпии.

Аристократы обвинили Перикла в больших расходах на строительные работы и поставили вопрос о его остракизме (изгнании) в народном собрании. Однако народ поддержал лидера демократов и изгнал вождя аристократов Фукидида. В течение пятнадцати лет Перикла каждый год избирали стратегом, доверяя ему управление Афинами.

Враги Перикла, опасаясь выступать против самого стратега, решили преследовать его друзей, и это им удалось: они обвинили Фидия в святотатстве и бросили в тюрьму, где он умер. Затем аристократы предложили наказывать тех, кто не почитает богов, и стали угрожать философу Анаксагору, а также любимой женщине вождя народа — Аспасии. Анаксагору удалось бежать, а жену свою Перикл сам пришёл защищать в суде, и ему удалось добиться для неё оправдания.

В 431 г. до н. э. началась Пелопоннесская война и растоптала счастливую жизнь стратега, достигшего совершенства в управлении государством. Спартанцы с союзниками окружили Афины, и на второй год в городе вспыхнула эпидемия чумы. В 430 г. до н. э. Перикла уже не избрали стратегом, тогда же в его доме поселилось горе: чума забрала жизни его обоих сыновей от первого брака, друзей и родственников.

Афиняне, не найдя достойного преемника, принесли извинения Периклу за несправедливо наложенный штраф и предложили ему опять управлять государством, но было уже поздно: страдания подкосили его здоровье, и вскоре после избрания он заболел. Возле постели умиравшего Перикла, потерявшего сознание, собрались многочисленные друзья, родственники и стали вспоминать, каким мудрым он был стратегом, сколько одержал великолепных побед.

Они думали, что Перикл уже не слышит их, но он вдруг приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, чем я обязан счастью, за то, что совершали и другие, а про самое замечательное из того, что я сделал, не говорите ни слова. За все годы моего правления по моему приказу не был казнён ни один афинский гражданин, ни один афинянин не носил из-за меня траурной одежды». Так, умирая в сентябре 429 г. до н. э., он ещё раз подчеркнул своё беспредельное уважение человеческой жизни.

На третий год Пелопонесской войны, когда в Афинах ещё свирепствовала чума, жители города с волнением следили в трагедии Софокла за судьбой царя Эдипа, сравнивая её с превратностями жизни Перикла.

Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460 г. — 400 г. до н. э.), автор истории Пелопоннесской войны, дал великому стратегу замечательную характеристику: «Перикл был первый из афинян своего времени, сильный словом и делом. Стоя во главе государства в мирное время он правил умеренно и охранял безопасность. Не столько масса руководила им, сколько он — массой, потому что приобрёл власть, не прибегая к недостойным средствам, и не имел, вследствие этого, нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог и резко противоречить ей… По имени это была демократия, на деле же — господство лучшего мужа».

Перикл достиг совершенства в глазах древних греков и считал самым важным для правителя сохранение человеческих жизней.

История — деяния, описанные Геродотом, Фукидидом, Ливием, наводящая на размышления античная мудрость — это поучительная история…

Перикл

Цитаты мудрецов — Рубрика: Биографии

Перикл, годы жизни около 495—429 гг. до н. э., — один из крупнейших афинских политических деятелей, с именем которого связывается наивысший расцвет афинской демократии. Освободив афинский народ, Солон заложил основы древнегреческой демократии. Демократия переводится как «власть народа», «демос» — народ, «кратия» — власть. 100 лет спустя вождем афинской демократии стал другой великий грекПерикл.

Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов.

Несмотря на своё аристократическое происхождение, позиционировал себя как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

У Перикла было прозвище «человек с головой-луковицей», так как его череп был удлиненной формы. Это вызывало насмешки горожан, но они тут же смолкали, когда на народных собраниях Перикл брал слово. Он был прекрасным оратором: современники говорили, что у него с языка слетают громы и молнии. Поэтому его прозвали «Олимпийцем», сравнивая с главным богом Олимпа Зевсом-Громовержцем.

При Перикле Афинами управляли ее жителиграждане Афин. Но гражданами могли быть не все, а только те горожане, у кого родители издавна жили в Афинах. Иногда гражданство давалось чужакам за особые заслуги перед афинским народом. Такая система делала демократию — народоправство — очень ограниченной. Из многих тысяч человек, населявших Афины, меньше половины были граждане. Остальные были бесправны, не могли участвовать в управлении городом. По этим законам даже дети самого Перикла, он был женат на женщине из Милета, не могли считаться афинскими гражданами. Афинская демократия была демократией для избранных.

Перикл хотел объединить всех греков. В то время они жили каждый в своем городе-государстве, они назывались полисами. Полисы враждовали друг с другом, а враги этим пользовались и разбивали греков поодиночке. Перикл добился объединения всей Греции под властью Афин. Все остальные города платили Афинам дань. Но подвластным городам это совсем не нравилось. Они взбунтовались против Афин и начали с ними войну. Она складывалась для афинян неудачно. Это вызывало недовольство Периклом. В Афинах появилась страшная болезнь — чума. Афиняне стали вымирать и обвинили в этом Перикла. Они считали его виновником всех своих бедствий. В 429 году Перикл и сам умер от чумы, поразившей Афины.

Перикл не смог построить сильную афинскую державу. Но при нем расцвела афинская демократия, правление народа. Недаром на главном храме Афин — Парфеноне, построенном при Перикле, впервые простые люди были изображены вровень с богами.

Источник «Всемирная история в лицах для детей» — Изд-во.: Воронеж «Центр.-Чернозем.», 1996 г.

Афинская демократия при Перикле

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как изменилось управление афинского полиса в годы правления Перикла.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. урок «Зарождение демократии в Афинах»).

Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах в V в. до н.э. Любой мужчина, достигший 20-летнего возраста мог участвовать в управлении государством (при этом не могли участвовать в управлении государством женщины и рабы).

Возвышение Афин началось после победы над персами (см. урок «Нашествие греков на Элладу»).

Законодательная власть

  • Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.
  • Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. – Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431–404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Перикл – афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов. Семь дней Истории. «Греция. Перикл – расцвет Афинской демократии».

Анаксагор – философ, учитель Перикла. Был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в безбожии.

Фидий – скульптор, руководил работами по скульптурному оформлению Парфенона на Акрополе.

Граждане – коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Переселенцы (метеки) – чужеземцы, живущие не в том полисе, в котором родились. Они платили налог за право жить в Афинах, не имели политических прав.

Рабы – жители, не имевшие никаких прав.

Заключение

Окончание Пелопоннесской войны и победа Спарты принесли мир ненадолго. В связи с недовольством по поводу главенства Спарты между греческими полисами вновь начались междоусобные войны, которые привели к ослаблению греческих городов.

Между тем Македонское царство – государство на севере Балканского полуострова – становилось все сильнее (см. урок «Греция подчиняется Македонии»).

Конспект

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов (рис. 2). Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор – человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» – спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» – раздались голоса. «Раз так, – продолжал Перикл, – то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» – зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Рис. 2. Народное собрание (Источник)

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка – стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы – плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна – это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии – одной из образованнейших женщин Эллады (рис. 3).

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Каковы различия в управлении в Афинах при Солоне и при Перикле?
  2. Какой орган власти играл главную роль в управлении Афинского полиса?
  3. Мог ли бедный афинянин занять должность судьи?
  4. Какие формы голосования использовались в афинском Народном собрании?
  5. Кто был недоволен правлением Перикла? Почему?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Перикл: биография

В Спарте состоялся конгресс Пелопоннесского союза. Там было принято решение направить афинянам ультимативные требования, а в случае отказа их выполнить — начать военные действия. После этого в Афины несколько раз прибывали спартанские послы и предлагали афинянам разорвать союз с Керкирой, снять осаду Потидеи и отменить санкции против Мегар. Причём более всего они настаивали на отмене санкций против Мегар. Перикл предлагал не уступать требованиям спартанцев и занял жёсткую позицию. По его инициативе народное собрание Афин ответило решительным отказом на требования Спарты.

Перикл считал, что Афины уже готовы к решающей схватке за гегемонию. Также на его непримиримую позицию повлияли внутриполитический и личностный факторы. К концу 30-х годов V в. до н. э. положение Перикла несколько пошатнулось. В демосе нарастало недовольство его властью. Возвысился политик Клеон, радикальный демократ, и начал нападки на Перикла.

Противники Перикла смогли договориться, но не решались нанести удар по самому Периклу. Вместо этого они начали ряд судебных процессов против друзей Перикла. Анаксагор был обвинён в нечестии и покинул город, Фидий при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме, Аспасия была обвинена в нечестии, но оправдана после прошения Перикла.

Перикл решил ускорить начало войны, чтобы в условиях военных действий заставить народ сплотиться вокруг своего испытанного лидера. После провала дипломатических миссий Пелопоннесский союз на новом конгрессе, заручившись поддержкой Дельфийского оракула, объявил Афинам войну. Весной 431 года до н. э. фиванцы напали на дружественные Афинам Платеи. Это событие стало началом Пелопоннесской войны.

Начало Пелопоннесской войны и смерть Перикла

Пелопоннесская война стала самым длительным и кровопролитным конфликтом в Древней Греции. В войну оказались втянуты почти все греческие государства, так как каждое из них тяготело либо к Афинам, либо к Спарте. Демократические полисы обычно были на стороне Афин, полисы с олигархическим устройством — на стороне Спарты. Имелись и исключения из этого правила.

Весной 431 г. до н. э. большое пелопоннесское войско под командованием спартанского царя Архидама вторглось в Аттику и начало разорять окрестности Афин. Всё сельское население Аттики было заблаговременно эвакуировано в Афины под надёжную защиту стен. Перикл понимал, что не следует отвечать на провокации спартанцев и начинать генеральное сражение. Пока пелопоннесцы стояли в Аттике, афинская эскадра из 100 кораблей вышла в море и курсировала вокруг Пелопоннеса, нанося неожиданные удары по прибрежным поселениям пелопоннесцев. Спартанцы и их союзники, не добившись генерального сражения, осенью отступили обратно. Сразу же после этого афинская армия вторглась в Мегариду и опустошила территорию. На похоронах афинских воинов, погибших в первый год войны, Перикл произнёс «Надгробную речь», которая дошла до нашего времени в пересказе Фукидида.

В следующем году пелопоннесцы вновь вторглись в Аттику. Афинский флот под командованием самого Перикла совершил экспедицию к восточным берегам Пелопоннеса. Начавшаяся эпидемия спутала все планы Перикла. В религиозных представлениях афинян чума была расценена как очередная кара богов за родовое проклятие Алкмеонидов. Это привело к новой атаке на Перикла и окончательной утрате им былого влияния. Он был досрочно отстранён от должности стратега. Затем его обвинили в финансовых злоупотреблениях. Перикл был приговорён к уплате крупного денежного штрафа.

От эпидемии умер старший сын Перикла — Ксантипп, который уже давно не ладил с отцом. Тем не менее, эта утрата была большим горем для Перикла. Затем умер его второй сын — Парал. Теперь у Перикла не было законного потомства, и ему пришлось ходатайствовать перед народным собранием о присвоении гражданских прав его младшему сыну от Аспасии — Периклу Младшему. Просьба была удовлетворена.

В 429 году до н. э. Перикла вновь избрали стратегом. Правда, это была уже просто милость демоса, посчитавшего, что Перикл искупил свою вину. В том же году Перикл заболел и осенью умер. Неизвестно, что стало причиной его гибели — чума или горе. Согласно Фукидиду и Плутарху, у него не наблюдалось симптомов, от которых страдали другие афиняне. Плутарх так писал о его смерти:

Читайте также:  Сталинградская битва – краткая история, числа и факты
Ссылка на основную публикацию