Игры для расширения словарного запаса - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Игры для расширения словарного запаса

15 игр для развития словарного запаса

Игра №1: «Ручка-ножка», или одним словом

Мы уже привыкли к тому, что одно и то же слово может означать совершенно разные предметы и явления — взрослые знают не понаслышке, что такое контекст. И теперь пришло время познакомить с этим детей.
Предложите своему чаду перечислить те предметы, у которых есть ручка: кружка, дверь и так далее. А потом задайте вопрос: «А что можно сделать с помощью ручки?». И ответ будет не столь однозначным: «И держаться за неё, и открывать, и писать!».

Находите в обычной жизни слова с «двойным смыслом», когда гуляете, идёте в поликлинику, ждёте общественный транспорт. Так малыш будет максимально включён в изучение окружающего мира.

Игра №2: «Такой же, как…»

Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку расширить словарный запас. Предложите малышу находить сравнения окружающих его предметов. Например, этот мяч красный, как помидор. Или вон тот стол круглый, как монета. Это упражнение также помогает развивать память и воображение. Не бойтесь задавать крохе одни и те же предметы для сравнения, так ребёнок научится не повторяться.

Игра №3: «Словарное домино»

Хорошо, чтобы в игре принимало участие несколько человек, но в принципе и пары «папа/мама + ребёнок» тоже будет достаточно. Суть игры в том, чтобы продолжить фразу своего партнёра, но начать нужно обязательно с того слова, на которое было закончено предыдущее предложение. Получаются очень смешные рассказы.

Игра №4: «Рассказы»

Игра позволит малышу ближе познакомиться с разными частями речи и словесными конструкциями. Выглядит это так: вы предлагаете ребёнку рассказать всё, что он знает (что-нибудь придумать от себя тоже не запрещается) о заданном объекте. Например, вот стол, он квадратный, у него четыре ноги, на столе лежит скатерть, он деревянный и так далее.

Одним из лучших способов расширить словарный запас всегда будет чтение. Но во-первых, далеко не все дети сразу начинают любить книги. А во-вторых, до того момента, когда ребёнок сможет складывать буквы в слова, можно легко расширять его словарный запас. Главное – превратить эти занятия в увлекательную игру.

Игра №5: «Поправь меня!»

Малышей приводит в восторг, когда им удаётся в чем-то превзойти взрослого. Используйте эту особенность и предложите ребёнку поиграть в исправления. Ваша роль – рассеянный с улицы Бассейной. Вы говорите: «Вот нарисован слон, он зелёный и у него 3 ноги». Ребёнок, в свою очередь, должен найти допущенные вами ошибки и построить фразы правильно.

Игра №6: «От частного к общему»

Как и во многих описанных здесь играх, участвовать могут как двое, так и гораздо больше людей. Эта игра помогает ребёнку разбираться в частном и общем. Вы называете объект (например — кот, дом, машина), а малыш должен перечислить из чего он состоит. Разберём на примере машины: дверь, крыша, сидения, руль и другие «составляющие».

Игра №7: «Угадай, кто это»

Вы со своим чадом уже неоднократно описывали его игрушки? Он знает, из чего они состоят, какого цвета и размера? Тогда самое время угадывать, какого мишку или зайца вы загадали! Описываете малышу игрушку, не называя её напрямую. А он должен угадать.

Игра №8: «Скажи наоборот»

Каждый ребёнок пройдёт через этап отрицания. Вы ему: «Холодно», он вам в ответ: «Тепло!». Почему бы не использовать это в качестве игры? Пусть малыш называет антонимы к словам, которые вы ему перечисляете.

Игра №9: «Закончи вместо меня»

Начинаете фразу вы, а ребёнок должен закончить её на своё усмотрение. Полёт фантазии не нужно ограничивать, но следите за тем, чтобы в истории юного рассказчика была, пусть и своя, но логика, и части речи подходили друг к другу.

Игра № 10: Придуманная история

Мама или пап начинает рассказывать историю, а когда она делает паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.

Игра № 11: Поводырь

Гуляя на улице, закройте глаза, и пусть малыш опишет, что вас окружает.

Игра № 12: Что может быть?

Кто-нибудь из взрослых называет прилагательное, а кроха к нему — существительные. Например, «чёрное». Что может быть черным? Малыш перечисляет: земля, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные.

Игра № 13: Маленький писатель

Предложите своему чаду 5-7 слов, из которых ему нужно составить рассказ. Если ребёнку сложно «на слух» запомнить слова, то можно использовать цветые картинки. Сначала выбирайте несложный набор: например, лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. А потом, когда кроха привыкнет, усложните задание: возьмите мишку, ракету, дверь, цветок, радугу.

Игра № 14: Мини-путешествие

Превратите прогулку по обычному маршруту — в магазин или детский сад, в приключение. Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. А для этого — обсудите с ребёнком все детали: на каком виде транспорта вы будете путешествовать, что нужно взять с собой, какие опасности могут встретиться по дороге и так далее. И не забывайте делиться впечатлениями!

Игра № 15: Невидимые фигуры

Обратите внимание малыша на проплывающие облака. Что напоминают эти воздушно-небесные «корабли»? А на что похожа крона дерева? Сугроб во дворе? Или вон та лужа, которая встречает вас у выхода из подъезда? Пусть кроха фантазирует от души.

Как развивать словарный запас ребенка?

Развить словарный запас ребенка не сложно. Для этого необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить его новым словам, новым понятиям, расширить кругозор ребенка. Игровая форма усвоения знаний наиболее доступна и увлекательна во всех возрастах.

К сожалению, в жизни современных родителей не всегда есть место и время для игр со своими детьми. Работа, домашняя суета отнимают очень много времени, сил и внимания не позволяя погрузиться в волшебный мир игры.

Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Я расскажу вам, как можно провести полезно время по дороге в садик, в очереди к кассе магазина, в поезде метро. Эти игры для расширения, обогащения словарного запаса ребенка не требуют инвентаря и не занимают дополнительного времени.

Помните, что все хорошо в меру, если внимание ребенка переключается на что-то другое, не стоит настаивать, отложите игру на другое время.

v Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

v Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. » — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья. «

v Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Белое». Что может быть белым? Ребенок перечисляет: снег, краска, потолок, мороженое… Затем игра наоборот. Называется предмет, что угодно и к нему подбираются прилагательные. «Банан, какой?» Желтый, вкусный, сладкий, большой…

v Что бывает круглым?Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Можно предложить ребенку поиграть в эту игру таким образом, перечислять по очереди:

Читайте также:  Эрих ремарк – биография, личная жизнь, фото

— Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня. )
— Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур. )
— Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф. )
— Что бывает зеленым? (Трава, кусты, кузнечики, машина, платье. )
— Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь. )
— Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко. )
— Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли. )
— Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка. )
— Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока. )
— Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок. )
— Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…)

v Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

v «Назови ласково». На прогулке мы часто встречаем собачек, кошек, птичек….Все это можно так же использовать для расширения словарного запаса слов и получения навыка образования относительных прилагательных:

— Назови ласково птиц (соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.

v Игра «Один — много»
Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
«Мы — волшебники немного: был один, а станет много».
Примеры: Стол — столы, двор – дворы, нос – носы, гора – горы, нора – норы, мост – мосты, дом – дома, глаз – глаза, провод – провода, холод – холода, день – дни, лоб – лбы, ухо – уши, стул – стулья, лист – листья, дерево – деревья и т.п.

v Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

v Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

v Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

v Игра «Чья голова?»
Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова».
Мама говорит: «У вороны голова. », а ребенок заканчивает: «. воронья».
Примеры: у рыси голова рысья , у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца — заячья , у кролика – кроличья, у верблюда – верблюжья, у лошади – лошадиная, у утки – утиная, у лебедя – лебединая, у оленя – оленья, у лисы – лисья, у собаки – собачья и т.д
Если вы на улице с мячом, то можно бросать мяч ребенку, а ребенок отвечая бросает мяч вам.

v Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

v Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

v Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

v Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

v Игра «Посылка». Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Ребенок и родители получает «посылку» (коробку с предметом внутри, так же это может быть мамина сумка, где всегда есть много чего интересного). Первый игрок берет что то из сумки и прячет за спиной, начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

v Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

v Игра «Я собрал в огороде…». Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

v Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Фотографии являются собственностью автора.

Как увеличить словарный запас

Живя в социуме, неотъемлемой частью которого является общение, мы каждый день сталкиваемся с необходимостью разговаривать с другими людьми. Нам нравится беседовать с людьми, чей лексикон богат и красочен — это побуждает расширить свой собственный словарный запас. Красивая и богатая речь поможет в любой сфере деятельности : на учебе — получить отличную оценку, а в работе способствует карьерному продвижению. Русский язык обладает немалым запасом слов, которые смогут обогатить повседневную речь любого взрослого человека.

Читайте также:  ТОП-20 развивающих игр для мальчишек в возрасте 5 лет!

Лексикон: виды

Лексикон или словарный запас — это набор слов, которыми владеет конкретный человек. Выделяют два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас содержит слова, которые человек постоянно использует в повседневной устной речи и письме. Пассивный запас включает в себя слова, которые человек изучает при чтении или на слух, но не использует их сам. У большинства людей он больше активного в несколько раз.

Согласно исследованиям, русский литературный язык насчитывает около 500 тысяч корней и десятки производных от них слов. Согласно толковому словарю В. И. Даля — около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными являются около 30 тысяч, а наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов.

Что следует сперва сделать

Люди, цепляющиеся за слова-паразиты или шаблонные фразы, обычно не создают у слушателя положительное впечатление о себе.

Большинство прибегает к помощи лишних слов, когда мысль не поспевает за речью.

Самое ходовое среди филологов определение слов-паразитов: звуки и слова, засоряющие устную речь. В основном это слова со слабым лексическим значением:

  • местоимения — это самое, как его;
  • частицы — да, ну, как бы, пожалуй, так, вот;
  • вводные слова — короче, так сказать, слушай, собственно говоря, понимаешь, в общем-то, допустим, наверное, вообще и пр.

Чтобы начать развитие словарного запаса, следует сперва избавиться от лишних слов и звуков, сделав свою речь чистой. Процесс изъятия слов-паразитов из лексикона может занять несколько месяцев. Для начала запишите свою речь на диктофон или видеокамеру, а затем проанализируйте.

Если есть возможность, попросите людей вокруг выполнять некое условленное действие (например, хлопок) каждый раз, когда вы употребляете лишнее слово. Такой способ более показателен, поскольку человек обычно использует слова-паразиты при глубоком погружении в мыслительный процесс, а при самостоятельной записи мы немного контролируем себя.

Не стоит полностью избавляться от лишних слов, достаточно выбросить из лексикона около 90%. Остальная часть поможет вам поддерживать неформальную беседу с друзьями или коллегами.

Как правильно пополнять словарный запас

Не существует единого верного способа, как увеличивать свой лексический запас, — у каждого человека он индивидуален. Одни люди любят читать бумажные книги, другие — смотреть обучающие видео или прослушивать аудио варианты интересных изданий. Для интенсивного развития используйте одновременно несколько вариантов. Главное — ежедневно уделять занятиям хотя бы 10-15 минут .

Больше общайтесь с умными людьми

Навыки общения помогают во многих делах, включая пополнение личного словарного запаса. Однако не всякая беседа может вас обогатить. Старайтесь разговаривать с умными и образованными людьми из разных сфер деятельности.

При возможности, отсейте из круга близкого общения людей, чей лексикон беден и содержит множество слов-паразитов.

Мы неосознанно копируем манеры и речь людей, находящихся вблизи нас длительное время. Поэтому следите за своим окружением, если хотите расширить словарный запас.

Пользуйтесь аудио материалами

Если у вас не хватает времени на просмотр видео или чтение книг, воспользуйтесь их аудио вариантами. Сейчас несложно найти ресурсы, содержащие аудио подборки известных печатных изданий. Замените привычное прослушивание музыки по дороге на работу или домой, во время занятий спортом, на интересную лекцию или рассказ. Основное правило выбора аудио материала — он должен быть качественный, речь лектора четкая и понятная, а сам материал полезен для развития.

Смотрите стоящие видео

Просмотр любимых сериалов никак вас не обогащает, в большинстве случаев наоборот — в вашем лексиконе появляются жаргонные и лишние слова. Старайтесь смотреть научные передачи (Discovery, BBC), выступления успешных людей и познавательные видео (TED). Избегайте посредственных фильмов , передач, TV-шоу или сведите их просмотр к минимуму.

Используйте незнакомые слова

Слова, которые вы узнаете, необходимо использовать. Читайте толковые словари и старайтесь заменять привычные фразы на нечто новое. Постепенно ваш мозг привыкнет к обновлению и будет сам искать способы заменить ненужные слова.

Изучайте иностранные языки — это развивает умственные способности и увеличивает лексический запас.

Кроме этого, существует много слов и выражений, которые присутствуют только в определенном языке. Использование непривычного для вас лексикона стимулирует мозг к дальнейшему развитию.

Читайте книги

Чтение книг является самым старым и проверенным способом обогащения речи. Читайте разнообразную литературу, избегая книг типа бульварных романов. В каждом жанре можно найти несколько авторов, чей стиль изложения приятен для вас, а произведения содержат умные слова и фразы. Старайтесь читать каждый день. Таким способом вы легко осилите издание средней толщины за 1-2 недели, за год это будет около 20-40 книг, плюс обширный запас новых слов.

Читайте вслух

Старайтесь читать в голос, таким образом вы будете внимательнее воспринимать поступающую информацию. Чтение вслух позволяет уловить неточности в речи («проглатывание» окончаний), осознать свои речевые ошибки, настроить голос на четкое изложение материала. Читая вслух, мы «убиваем двух зайцев» — обогащаем речь новыми выражениями и исправляем погрешности собственного произношения.

Разгадывайте кроссворды

Кроссворд — отличное упражнение для развития мозга. Это может быть страница из утренней газеты, сборник кроссвордов или приложение для смартфона. Благодаря простому развлечению, мы одновременно узнаем новую информацию, развиваем аналитические способности и расширяем свой словарный запас.

Учите стихи

Заучивание текстов на память всесторонне развивает мозги . В отличие от варианта с чтением книги, стихи позволяют легко запоминать не только отдельные слова, а целые словосочетания и фразы. В процессе заучивания мы тренируем память и активируем большинство процессов мозговой деятельности. Стихи учат нас грамотно выражаться, четко излагать свои мысли, используя разнообразные лексические обороты.

Займитесь писательской деятельностью

Попытайтесь написать рассказ или целую книгу, не обязательно для издания, просто для себя. Если готовы делиться своими творениями — заведите блог. В процессе написания вы будете учиться чему-то новому.

Если все вышеперечисленное для вас невозможно — используйте простые записки. Даже такая мелочь способна постепенно корректировать лексикон.

Каждый день изучайте новое слово или слова

Игры для развития словарного запаса

Самым популярным представителем среди игр, развивающих словарный запас, является Эрудит. Эта настольная игра известна и любима во всем мире многие десятилетия. Сегодня на ее основе создано множество онлайн вариантов и приложений для телефонов, поэтому вы можете играть и учиться в любом месте. Играть желательно в компании, но и самому будет не менее интересно придумывать новые слова.

Для расширения словарного запаса ребенка используйте методику описания предметов. В процессе игры просите детей подробно описывать все, что находится вокруг. Интереснее всего играть на улице, в процессе движения, когда появляются новые объекты для описания.

Если вы хотите увеличить словарный запас ребенка, скачайте приложения « Юный эрудит », « Первые слова для детей », « Загадки для детей ».

Игра «Я вижу» будет интересна в любом возрасте. Предложите ребенку выбрать любой из объектов в поле зрения и постараться описать его так, чтобы вы смогли догадаться, о чем идет речь. Затем поменяйтесь ролями. Игра заставляет мозг искать новые слова для описания предметов или явлений, увеличивая лексический запас.

Читайте также:  10 лучших советов желающим научиться ходить на руках!

Для развития маленьких детей используйте упражнение «Как сказать еще». Назовите слово, а затем попросите ребенка подобрать синонимы, параллельно помогая ему, поскольку дети черпают новую информацию в первую очередь от родителей.

Настольная игра ЯиГрушка «Слововед», — отзыв

Играем и расширяем словарный запас вместе с настольной игрой ЯиГрушка «Слововед».

Всем привет!

Год назад я купила развивающую настольную игру «Слововед» от ЯиГрушка —

Эта игра подходит детям от 5 лет и старше, но мы начали играть с 4 лет.

Играть могут от 2 до 10 человек.

ОПИСАНИЕ —

Настольная игра «Слововед» придётся по вкусу и детям, и взрослым.

В этом забавном интеллектуальном развлечении можно проявить себя, блеснув своими знаниями слов, а также научиться у других.

Идеально подходит для игр дома и в детском саду.

Место покупки — ИМ Wildberries прямая ссылка.

Покупала за 600 руб.

РАССМОТРИМ ПОБЛИЖЕ —

Эта игра продаётся в деревянной коробке с выдвижной крышкой —

Внутри коробки находятся:

игровое поле —

Игровое поле выполнено из толстого прочного картона.

штрафные фишки — 50 шт. —

Фишки также выполнены из прочного толстого картона с милым изображением грушки —

кубики — 3 шт. —

Здесь три кубика — два классических кубика (один — жёлтого цвета, другой — зелёного цвета) —

  • грань «ЛОСЬ» — обозначает тему «ЖИВОТНЫЕ»;
  • грань «КЛОУНСКАЯ ШЛЯПА» — обозначает тему «ДЖОКЕР»;
  • грань с изображением «ИМЯ» — обозначает тему «ИМЕНА»;

  • грань «ДЕРЕВО» — обозначает тему «РАСТЕНИЯ»;
  • грань «ГЛОБУС» — обозначает тему «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ»;
  • грань «СТУЛ» — обозначает тему «НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ».

✔ правила игры —

В правилах всё подробно и понятным языком расписано.

Также там описаны 3 варианта игры.

ЦЕЛЬ ИГРЫ — назвать как можно больше слов.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ — ИГРА —

Играем мы втроём.

Я кладу перед нами игровое поле, три кубика и штрафные фишки —

Затем, начиная с младшей дочки, бросаем кубики —

Пример —

Дочка определяет, какая буква будет соответствовать этим цифрам — здесь соответствует БУКВЕ «М».

На эту букву дочка называет ИМЯ (т.к. на белом кубике выпала грань «ИМЯ»), называет имя — МАРИНА.

Пример —

Дочка определяет, какая буква будет соответствовать этим цифрам — здесь соответствует БУКВЕ «К». На эту букву дочка называет РАСТЕНИЕ (т.к. на белом кубике выпала грань «ДЕРЕВО»), называет растение — КАКТУС.

Пример —

Дочка определяет, какая буква будет соответствовать этим цифрам — здесь соответствует БУКВЕ «Ж». На эту букву дочка называет ЖИВОТНОЕ (т.к. на белом кубике выпала грань «ЛОСЬ»), называет животное — ЖИРАФ.

Штрафные фишки мы не используем, как штраф за неправильное слово — мы их используем, как поощрение за правильное слово.

ВЫВОДЫ —

Нам эта игра нравится — играть в неё легко и интересно.

Игра заставляет думать, вспоминать, придумывать страны, растения, животных.

Хорошая игра для развития словарного запаса.

Всем спасибо за внимание!

Речевая игра как средство расширения словарного запаса

Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильной речи ребёнка. Правильная речь рассматривается как:

— понимание смысловых значений;

— произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями языка;

— умение изменять и согласовывать слова в предложении.

Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарём и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать речевые игры. Речевые игры расширяют лексикон и речевые навыки детей. Игры необходимо проводить непринуждённо, с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.

Некоторые примеры игровых речевых упражнений:

1. Вставка детьми пропущенных слов.

Цель: расширить и обогатить словарь ребёнка, уточнять смысловое использование слов.

Игра “Закончи предложение”

Предложение: Под деревом сидел и мяукал маленький и пушистый. (Кто?)

Ответ: Под деревом сидел и мяукал маленький и пушистый котёнок. ( И т.д.)

2. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Цель: учить изменять существительные по падежу и числу.

Игра “Чего нет у Маши”

Вопрос: Собралась Маша на прогулку, а приготовила только шапку. Чего ей не хватает?

Ответ: платья, носков, сапог, штанов..

Вопрос: У меня одна книга, а у тебя много (чего?)

Ответ: У меня много книг.

3. Подбери действие к предмету.

Цель: расширить и совершенствовать использование глаголов в речи ребёнка, учить правильно отвечать на вопрос ”Что делает?”

Вопрос: Что делает солнце?

Солнце днём светит, летом греет, утром всходит, вечером заходит.

Вопрос: Что делает дождь? Собака девочка? и т. д

4. Подбери предмет к действию.

Цель: обогатить глагольный словарь, расширить и совершенствовать использование глаголов в речи ребёнка. Внимательно слушать вопрос и правильно отвечать на вопрос ”Что делает?”, определять предмет по нескольким критериям.

Игра “Угадай что (кто) это?”

Вопрос: Кто воет, лает, дом охраняет, хозяина обожает?

Вопрос: Что воет, пыль поднимает, паруса надувает?

5. Подбор объектов к действию.

Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевленные предметы к одному и тому же действию.

Вопрос: Кто и что греет?

Ответ: Мама и солнце.

Вопрос: Кто и что рисует? Кто и что летает? Кто и что ходит? и т. д

6. Подбор предмета к прилагательному.

Цель: расширить и обогатить словарь ребёнка прилагательными.

Игры “Кто это? Что это?”

Вопрос: Белый, пушистый, холодный?

7. Составные части целого.

Цель: учить ребёнка подбирать части по известному целому.

Игра ”Из чего состоит?”

Ответ: Кабина, кузов, колёса.

8. Классификация слов.

Цель: Учить обобщающим словам.

Игра “Назови одним словом”, “Четвёртый лишний”.

Вопрос :кастрюля, чашка, тарелка.

Используются разные приёмы работы:

1. Показ и проговаривание нового предмета или действия.

2. Объяснение происхождения данного слова.

3. Составление предложений по опорным словам, картинкам и т.д.

4. Употребление расширенного значения словосочетаний.

5. Постановка разных по форме вопросов.

Важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения. Если родители, педагоги говорят правильно, дети быстрее и легче начинают без ошибок говорить.

Ссылка на основную публикацию