Биография островского – личная жизнь и фото - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Биография островского – личная жизнь и фото

Александр Островский

Биография

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.

Александр Островский

Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Александр Островский в молодости

Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

Портрет Александра Островского

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Книги Александра Островского

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

Памятник Александру Островскому в Москве

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Могила Александра Островского

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Библиография

  • 1846 — «Семейная картина»
  • 1847 — «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 — «Бедная невеста»
  • 1856 — «Доходное место»
  • 1859 — «Гроза»
  • 1864 — «Шутники»
  • 1861 — «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 — «На бойком месте»
  • 1868 — «Горячее сердце»
  • 1868 — «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 — «Лес»
  • 1873 — «Снегурочка»
  • 1873 — «Поздняя любовь»
  • 1875 — «Волки и овцы»
  • 1877 — «Последняя жертва»

Цитаты

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.

Да ведь ревнивые люди ревнут без всякого повода.

Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена.

Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.

Биография — Островский Александр Николаевич

Величайший русский драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Начало пути

Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

Читайте также:  ТОП-15 советов по обучению игре на синтезаторе

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творческие успехи


Портрет А.Н.Островского, кисти Василия Перова.

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя – Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

Часть отчётов позднее было опубликовано, но большинство – не известно широкой публике и в наше время.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

Обращение к истории


Дом-музей: А.Н.Островского.

В 60-е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.

Не прекращает создание бытовых комедий и драм («Тяжёлые дни»-1863, «Пучина»-1865 и др.), а также пьес сатирической направленности о жизни дворянства («На всякого мудреца довольно простоты»-1868, «Бешеные деньги»-1869, «Волки и овцы» и др.).

В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Следующий год радует его рождением первого сына – Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.

С 1865-1866 года (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным – в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Л.Н.Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.

В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.

С театром – до конца

В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет комедии, но больше – глубокие социально-психологические драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет « Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.пьесы.

В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.

С 1883года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича – пьеса «Без вины виноватые» — классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч.античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается.

2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Похороны осуществлялись на средства, предоставленные Александром III. Вдове с детьми была назначена пенсия.

Интересные факты об Островском:

— С детства драматург знал греческий, французский и немецкие языки. Позднее выучил английский, итальянский и испанский.

— Пьесу «Гроза» цензура пропустила не сразу. Но она понравилась императрице, и цензор пошёл автору на уступки.

Новые оценки произведений

5Христос в гостях у мужика
5Левша
5Кусака
3История одного города
5Герой нашего времени
5Цветок
3Сиерра-Морена
5Василий Шибанов
5Левша
5Левша

© lit-classic.ru — Русская классическая литература.

С удовольствием представляем на нашем литературном портале лучшие классические произведения русской литературы. Мы собрали не только самые известные творения поэтов и писателей XVII-XX веков, но и малоизвестные произведения великих авторов. Многих из них вы откроете для себя по-новому, прочитав не только то, что читают по русской классике большинство, но и незаслуженно забытые небольшие литературные шедевры гениев российского литературного слова. Все произведения представлены в полном варианте – для серьёзного, глубокого прочтения. Рейтинг популярности авторов, возможно, подскажет вам, с чего предпочитают начинать знакомство с русской классикой большинство наших читателей.

Интересные факты об Александре Островском

Александр Николаевич Островский — выдающийся русский драматург, оставивший после себя огромное литературное наследие. Кто знает, как бы выглядел российский театр, если бы не вклад Александра Николаевича. К сожалению, жизнь и судьбу этого человека нельзя назвать простыми. Мы расскажем интересные факты про жизнь и творчество великого русского писателя А.Н. Островского.

Александр Островский: интересные факты из биографии

1. Александр Островский появился на свет в Москве 31 марта 1823 года. Помимо будущего драматурга в семье было еще трое детей, а четверо братьев и сестер будущего драматурга скончались еще во младенчестве.

2. Отец и мать Островского были детьми служителей православной Церкви. Вот только по стопам родителей они не пошли: Николай Федорович Островский начал карьеру как судебный стряпчий и дослужился до должности коллежского асессора, а Любовь Ивановна Островская занималась домом и детьми вплоть до своей смерти в 1831 году.

3. Островский и его братья с сестрами воспитывались мачехой после смерти матери. Отец семейства женился повторно через 5 лет после того, как овдовел. Его избранницей стала дочь шведского дворянина Эмили Андреевна фон Тессин. К слову, мачеха добросовестно занималась воспитанием детей, а также дарила им заботу и любовь, как настоящая мать.

Читайте также:  32 лучших совета по самостоятельному обучению езде на коньках!

4. У отца Островского была большая домашняя библиотека, благодаря чему будущий драматург приобрел любовь к литературе. С самых ранних лет он начал задумываться о ремесле писателя, хоть отец и настаивал на карьере юриста.

5. Александр Островский по наущению отца отправился учиться на юриста в Московский университет. Но образование он так и не получил: пришлось отчислиться на третьем курсе, так как Островский не осилил экзамен по римскому праву.

6. Несмотря на то, что с юриспруденцией драматургу не повезло, Островский отличался исключительными способностями к изучению языков. Он хорошо говорил на французском, английском, испанском, итальянском и немецком языках. А также знал древнегреческий и латынь. Островский часто занимался переводами: он отлично адаптировал произведения иностранных авторов и переводил свои пьесы на другие языки.

7. Кроме писательства Островский обожал рыбалку. Редко когда он ехал в путешествие без набора удочек и снастей.

8. У Островского было много талантов, одним из которых были способности к рукоделию. Интересно, что будущий драматург в детстве любил проводить время в компании своей младшей сестры и её подруг. Именно они научили его рукоделию. Драматург мог сам шить одежду себе и домочадцам, чем иногда и занимался.

9. После ухода из университета Островский устроился работать в суд служащим канцелярии.

10. Публикация комедии «Свои люди — сочтемся!» принесла драматургу одновременно известность и проблемы. Пьеса понравилась именитым писателями, например Н.В. Гоголю и И.А. Гончарову. А вот купечество, которое сатирически было изображено в пьесе, произведение совсем не оценило. Представители сословия нажаловались властям, а те, в свою очередь, позаботились о том, чтобы Островского уволили со службы, а его комедию нигде не ставили. Надзор полиции за автором продолжался вплоть до прихода к власти нового государя — Александра II.

11. В 1856 году Островского пригласили поучаствовать в литературно-этнографическом путешествии. Драматург с радостью согласился. Поездка к верховьям Волги очень впечатлила автора и дала ему множество идей для произведений.

12. В 1874 году было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Островский вплоть до самой своей кончины оставался председателем этой организации. Также драматург сделал очень многое для улучшения положения артистов.

13. До самых последних дней своей жизни Островский продолжал вести бурную общественную и творческую деятельность. Однако, драматургу катастрофически не хватало денег: ему была назначена весьма небольшая для человека с такими заслугами пенсия — 3 тысячи рублей.

14. Александр Островский ушел из жизни 2 июня 1886 года. Причиной смерти называют стенокардию. Драматург был похоронен на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Интересные факты из личной жизни Островского

1. Со своей первой избранницей Островский познакомился в 1847 году. Это была простолюдинка по имени Агафья Ивановна. Драматург сожительствовал с этой женщиной 20 лет. Так как у Агафьи не было знатного происхождения, отец Островского был категорически против этой связи. К сожалению, все дети четы умерли еще в раннем возрасте.

2. Интересные факты о личности сожительницы Островского Агафье: она была очень мудрой и верной женщиной. Друзьям драматурга она нравилась за гостеприимство, а сам Островский любил Агафью за сердечность и понимание. Писатель часто читал ей свои произведения и спрашивал совета, работая над новой пьесой.

3. Островского нельзя назвать верным мужем: у него был краткосрочный роман с исполнительницей роли Катерины в его пьесе «Гроза». Актрису звали Любовь Косицкая-Никулина. После небольшой интрижки она отвергла драматурга и вышла замуж за обеспеченного купца.

4. После смерти Агафьи Островский официально женился на Марии Бахметьевой. В этом браке у четы родилось шестеро детей.

Интересные факты о творчестве Александра Островского

1. Первой публикацией Островского стала пьеса «Картина семейной жизни». Она попала в номер журнала «Московский городской листок» в 1847 году.

2. В этом же журнале было опубликовано короткое произведение под названием «Несостоятельный должник». Именно из него позже вырастет та самая пьеса, благодаря которой Островский стал узнаваемым драматургом: «Свои люди — сочтемся!»

3. Первая пьеса, удостоившаяся чести попасть на театральные подмостки — это «Не в свои сани не садись».

4. Островский проявил себя не только, как талантливый прозаик, но и как поэт. Его стихотворная пьеса «Снегурочка» была очень высоко оценена и даже поставлена на сцене Большого театра. Музыку к ней писал сам П.И. Чайковский.

5. Позднее на ту же «Снегурочку» Н.А. Римским-Корсаковым была написана опера. Александр Островский был в восторге от музыки, сочиненной знаменитым композитором.

6. Всего драматург написал 49 пьес за всю свою жизнь. 50-е произведение Островский закончить так и не успел из-за внезапной смерти от сердечной болезни.

Николай Алексеевич Островский

Фото Все

Видео Все

Загадочная жизнь Николая Островского | Телеканал «История»

75-летие писателя Н.Островского. Время. Эфир 29.09.1979

Н.А. Островский. «Как закалялась сталь» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура

Николай Островский — биография

Николай Островский – известный советский писатель. Его перу принадлежит роман «Как закалялась сталь».

Сложно сказать, сколько поколений советских людей воспитывалось на книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Для скольких слова главного героя о жизни и месте человека в ней стали не просто крылатым выражением, а настоящим руководством в судьбе. Он смог подобрать такие слова, которые «цепляли» за живое, заставляли по-новому оценивать свои мысли и поступки. Но мало кому известно, каким испытанием стало для автора создание этого произведения, он сам страдал от невыносимой боли, которую ему приходилось выносить ежедневно. Островский прожил очень мало, но за этот короткий отрезок времени сделал больше, чем некоторые за долгую и сытую жизнь.

Детство

Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в деревне Вилия Острожского уезда Волынской губернии. В настоящее время территориально относится к Украине, а тогда эта местность принадлежала Российской империи. Его отец – Алексей Островский, был унтер-офицером и акцизным чиновником. Участник русско-турецкой войны, кавалер двух Георгиевских крестов. После войны устроился на винокуренный завод в качестве солодовщика. Мама Ольга Островская работала кухаркой.

Николай Островский в детстве

Кроме Николая в семье подрастали две старших дочери и старший сын, после него родились еще две девочки, но они умерли еще младенцами. Семья Островских была бедной, заработков матери и отца не хватало на все необходимое. По этой причине дети рано начинали трудиться, чтобы внести посильный вклад в семейный бюджет. Коля только пошел в первый класс церковно-приходской школы, а старшие дочери уже трудились учительницами. Николай отличался от других незаурядными способностями к обучению, ему легко давался любой материал. К девяти годам он уже окончил эту школу с похвальным листом и блестящими отметками в аттестате.

В это время Островские переезжают в Шепетовку, где мальчик смог продолжить обучение в училище. В 1915 году он вышел из его стен с дипломом и начал свою трудовую биографию. Сразу он устроился помощником на кухню, потом был кочегаром, кубовщиком, в общем, брался за любой труд, чтобы хоть как-то пополнить семейный бюджет. Но при этом мечтал продолжить образование, поэтому в 1918-м стал студентом Высшего начального училища.

Именно в училище он познакомился с большевиками, их идеи захватили молодого человека целиком. Он принимал активное участие в работе подпольной организации, служил связным и распространителем листовок.

Островский все больше вливался в революционное движение, в 1919 году он вступил в комсомольскую организацию. В это же время неугомонный комсомолец оказывается на фронте, сражается смело и неистово, не заботясь о своей безопасности. В одном из сражений получает серьезное ранение головы и живота, потом было падение с лошади и тяжелая травма позвоночника. После таких ранений он не мог больше оставаться в действующей армии, и по решению медиков был комиссован.

Николай Островский в юности

Но это абсолютно не выбило юношу из седла. После демобилизации он сотрудничает с ВЧК, потом переезжает в Киев, где устраивается на работу помощником электромонтера. Параллельно с работой Островский продолжает обучение в электротехникуме.

Однако это были еще не все испытания, которые заготовила для него судьба. В 1922-м, во время лесосплава Николай попал в ледяную воду, где ему пришлось провести несколько часов.

Подорванное ранениями здоровье дало о себе знать буквально на следующий день. У него началась лихорадка, потом развился ревматизм. Затем Островскому предстояло вынести еще одно испытание – тиф, который чуть не стал причиной смерти пламенного революционера.

Несмотря на слабый иммунитет, организм Островского все-таки справился с лихорадкой и тифом, но они стали последней каплей, окончательно подкосившей его здоровье. Николай начал страдать от развивающегося паралича мышц и болезни суставов. Каждое передвижение давалось ему с большим трудом, а доктора только бессильно разводили руками.

Литература

Николай Островский уже был прикован к постели, но по-прежнему не хотел сдаваться на милость судьбы. Он всегда любил читать, его любимыми авторами были Жюль Верн, Фенимор Купер, Вальтер Скотт, Николай буквально глотал их произведения. Потом он зачитывался «Оводом» и «Спартаком», и постепенно пришел к мысли о том, чтобы самому попробовать писать. Он начал с коротких пьес и рассказов, точно так же, как и его именитый однофамилец – писатель Александр Островский. Творческий процесс отвлекал Николая от грустных мыслей, помогал хоть на время забыть о нестерпимой боли, которую вызывала болезнь.

Читайте также:  Шаровая молния – неразгаданная тайна природы

В 1927 году Островскому поставили неутешительный диагноз – заболевание Бехтерева и полиартрит. Это означало, что в скором времени он может стать полностью неподвижным, а пока он уже не мог самостоятельно передвигаться. Николаю сделали несколько операций, однако облегчения это не принесло. Теперь уже точно стало понятно, что улучшений ждать не приходится. А он ведь был всего лишь 23-летним юношей.

Болезнь Николая Островского

Островский и дальше проявляет силу духа и поступает на учебу в Свердловский университет. Он стал студентом заочного отделения и продолжил усиленно писать. В этот период он создает рукопись «Рожденные бурей», которая потом стала основой его самого знаменитого произведения – романа «Как закалялась сталь». Островский трудился над ней на протяжении шести месяцев, но рукопись бесследно исчезла во время очередной пересылки.

Нужно было начинать все сначала, но теперь писатель столкнулся с новыми трудностями – он стремительно теряет зрение. Это стало последней каплей, Николай начал сдаваться, все чаще его посещают мысли о самоубийстве. Однако прозаик сумел собрать в кулак стальную волю, и продолжил работать над книгой. Вначале он работал вслепую, под его диктовку текст записывали родственники или жена, находившиеся при нем неотлучно. Потом он сам разработал трафарет, и дело пошло быстрее.

Жена Николая Островского печатает книгу под его диктовку

После окончания работы над книгой Николай отправил ее ленинградскому издательству, которое даже не соизволило ответить автору. Тогда Островский отправил рукопись «Молодой гвардии», и это издательство ему отказало, мотивировав «нереальностью персонажей».

Писатель решил не сдаваться, он добивается повторного рецензирования своей работы. Теперь его воля и настойчивость привели к успеху, рукопись попала в печать, хотя перед этим исходный текст был переписан в нескольких местах.

Для Островского наступает новый этап борьбы за свое произведение, он сражался за каждый абзац. Первую часть романа под названием «Как закалялась сталь» напечатали в 1932-м, а через некоторое время вышло и его окончание.

Успех романа был невероятным. Книга попала в библиотеки, где ее невозможно было взять, приходилось выстаивать целую очередь. Иногда один человек брал ее прочесть, и вокруг него собиралась целая группа людей – роман читали вслух.

Еще при жизни писателя роман переиздавали более сорока раз. Николай решил написать его продолжение, и кроме него создать рассказ «Детство Павки» для детской аудитории. Островский начал работать над новой книгой, которую тоже назвал «Рожденные бурей», но окончить ее ему не удалось.

Личная жизнь

Судьба, наверное, пыталась компенсировать Островскому все трудности, которые уготовила ему на жизненном пути. Она послала ему счастье в личной жизни, которое писатель нашел в браке с Раисой Мацюк.

Николай Островский с Раисой Мацюк

Супруга всегда была рядом, она не позволяла ему отчаяться, помогала в написании рукописи. После того, как Островский умер, она стала директором музея его имени в столице, сумела сохранить документы и редкие снимки, касающиеся биографии писателя. Детей у Островских не было.

Смерть

За месяц до смерти Николай начал работу над новым романом. Он практически не спал, день и ночь трудился над правками, писал и снова переписывал новые главы произведения. Однако, несмотря на усиленные темпы написания книги, она так и осталась неоконченной. Островский умер 22 декабря 1936 года. Ему было всего 32. По мнению современных медиков, писатель умер от рассеянного склероза и прогрессирующей болезни Бехтерева.

Николай Островский на смертном одре

Теперь типографии сработали с рекордной скоростью – неоконченную книгу Островского издали уже через 4 дня после его смерти, в день погребения 26 декабря.

Местом упокоения убежденного революционера и писателя стало Новодевичье кладбище. Память о нем осталась в монументах, установленных писателю в нескольких городах, в музеях писателя, которые работают в Шепетовке, Сочи и Москве. О жизни Николая Островского впоследствии сняли документальный проект, получивший название «Загадочная жизнь Николая Островского».

Труды

  • «Как закалялась сталь»
  • «Рождённые бурей»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Островского Александра Николаевича

Островский Александр Николаевич(1823–1886), русский драматург. Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.

А.Н.Островский родился 31 марта (12 апреля) в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.

Писать начал рано. Первая из его опубликованных пьес Свои люди – сочтемся! (Банкрут), напечатанная в 1850, произвела сильное впечатление на читающую публику. Неожиданным здесь было почти все – купеческая семья, в которой развивается действие, яркий, богатый, как будто подслушанный в жизни язык героев. И, конечно же, сюжет – история купца Самсона Силыча Большова, решившего обмануть своих кредиторов и объявить себя банкротом, а в результаты оказавшегося обманутым и отправленным в долговую тюрьму бессовестной дочерью Липочкой и ее мужем, приказчиком Подхалюзиным.

Публикация Банкрута сделала Островского знаменитым, но в то же время сильно осложнила ему жизнь. Пьеса была запрещена к постановке, а сам драматург отдан под надзор полиции. Его обвинили в неблагонадежности, так как жизнь и характеры, изображенные в комедии, показались властям клеветой на российскую действительность. Многие читатели также не сразу приняли новаторство Островского. Его воспринимали как «грязного» драматурга, выводящего на сцену недостаточно высокие характеры, пишущего чрезмерно простонародным языком и не видящего ничего светлого в окружающей его жизни.

Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе. В 50-е годы работал в редакции журнала «Москвитянин» вместе с Ап.Григорьевым, Т.Филипповым и другими сотрудниками, близкими ему как по-человечески, так и по своим взглядам. В 1850-е исповедовал почвеннические идеи, восхищаясь русской жизнью и широтой русской души и противопоставляя их рассудочной сухости Запада. Во многом под влиянием почвенничества взгляд драматурга на мир в это время стал менее мрачным, в его пьесах, в отличие от более ранних, появились персонажи, несущие свет и любовь.

Одна из самых ярких пьес этого периода – комедия Бедность не порок, написанная в 1853 и напечатанная в 1854. История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, хорошим человеком. Характерно, что комедия, как и большинство пьес этого времени, завершается счастливым соединением влюбленных и победой добра над злом.

Постановка Бедности не порок в 1854 в Малом театре вызвала горячие споры. Так,Аполлон Григорьев опубликовал в «Москвитянине» стихотворную рецензию, в которой превознес пьесу до небес и объявил ее появление началом новой эпохи в русском театре. Это мнение разделяли многие. Как воскликнул один из зрителей после спектакля, «воплощенная правда выступила на сцену». Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли Любима Торцова знаменитым актером Провом Садовским. В то же время, как среди читателей, так и среди зрителей и даже среди актеров находились люди, которых шокировала и отталкивала излишняя жизненность творчества драматурга. Великий актер М.С.Щепкин, хотя и высоко ценил талант Островского, но возражал против постановки пьесы в Малом театре, считая, в частности, роль пьяницы и забулдыги Любима Торцова слишком «грязной». Многие присоединялись к этому мнению, полагая, что мир купцов и приказчиков, крючкотворов и пьяниц не достоин сценического воплощения, даже самого талантливого.

Против Островского выступила и редакция одного из самых авторитетных в то время журналов – «Современника». Чернышевский и Добролюбов считали Бедность не порокслабой пьесой, а ее счастливый конец – не воспеванием народной широты и доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности.

Однако популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.

Ссылка на основную публикацию