Апеллес и сапожник интересные факты - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Апеллес и сапожник интересные факты

Апеллес

древнегреческий живописец, друг Александра Великого

Апеллес, Апелл (др.-греч. , лат. Apelles, примерно 370 — 306 гг. до н. э.) — древнегреческий живописец, друг Александра Великого.

Апеллес, сын Пифия, был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода. Древние источники сообщают, что он происходил с Коса или из Эфеса, но считается вероятным, что он родился в древнем городе Ионии Колофоне, к северу от Эфеса. Большая часть информации о жизни и работах художника взяты из 35-й книги естественной истории (греч. , лат. Naturalis Historia), написанной Плинием Старшим (23—79 н. э.), в соответствии с которой Апеллес был на пике славы в годы 112-й Олимпиады (332—329 до н. э.).

Биография

Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, отличавшейся мягкостью рисунка и нежностью колорита; впоследствии он отправился в Сикион, там же поступил в школу Памфила, где изучал особенности и живописные приёмы характерные для сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. Таким образом, соединив в своём творчестве лучшие традиции двух выдающихся художественных школ — ионической и сикионской, — Апеллес достиг высочайшей ступени мастерства в изобразительном искусстве. Отличительной особенностью живописного почерка художника является грациозность изображаемых объектов.

Во времена Филиппа II он поселился в столице Древней Македонии в Пелле, и, вероятнее всего, именно здесь зарождаются близкие дружеские отношения между ним и Александром Великим. Существует предположение, что его учитель Памфил, македонец по происхождению, оказал поддержку и помог Апеллесу занять место художника в свите македонского царя Филиппа, где он завоевал такой авторитет, что преемник Филиппа Александр Великий издал указ, запрещающий кому-либо рисовать портреты Александра кроме как Апеллесу. По всей видимости, Апеллес сопровождал какое-то время Александра в походе на персов. В эпоху диадохов художник рисует портреты новоявленных царей.

Его своеобразный гений особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты. Самые знаменитые его работы — это «Афродита Анадиомена», на которой изображена выходящая из морской воды и выжимающая влажные волосы богиня, и изображение Артемиды в окружении охотничьей свиты. Однако, и в изображениях героев Апеллес достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Одна из картин подобного рода хранилась в храме Дианы в Эфесе — на ней был изображён Александр Македонский с молнией в руках. Именно к этой картине относятся слова Александра, сказавшего, что существуют только два Александра: один — сын Филиппа, другой — Апеллеса; первый непобедим, второй неподражаем. Скончался Апеллес будучи признанным современниками — великим и первым художником Эллады, однако, как сообщает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, где он умер, в этом ли городе (имеется в виду Колофон) или же на острове Кос, достоверно определить нельзя.

Античные писатели донесли до нас отрывочные сведения из жизни художника, обращая внимание в основном на занимательные анекдоты и творчество Апеллеса. Приблизительные годы жизни художника можно определить из следующих фактов: при дворе Филиппа II Апеллес оказался, видимо, после смерти Памфила (ок. 350 до н. э.), то есть должен был родиться до 370 до н. э., чтобы стать признанным мастером к тому времени. затем, отмечен факт его пребывания при царе Птолемее, то есть в районе 306 до н. э.. Этот промежуток времени принято считать годами жизни художника.

Анекдоты из жизни Апеллеса

Приведенные истории переданы Плинием в его «Естественной истории».

  • Дар Александра Великого . Наиболее известная история о любви художника к своей модели вдохновила поздних живописцев на создание многих полотен. Этот случай изложен в статье про Кампаспу.
  • Состязание с Протогеном. Прибыв на Родос, Апеллес посетил мастерскую известного художника Протогена. Того не оказалось дома. Апеллес велел служанке известить хозяина о своем визите, не называясь, но вместо этого провёл изящную линию вдоль полотна, приготовленного для рисования. По возвращении Протоген сразу же признал неназванного гостя по совершенству исполнения одной лишь линии, а затем нанёс тонкий штрих другого цвета поверх линии Апеллеса. Когда Апеллес вернулся, то раздосадованный мастерством соперника сделал следующее (зависит от трактовки перевода Плиния): другим цветом расщепил линию Протогена, не оставив никакой возможности для дальнейшего соревнования, так как линия почти растворялась в воздухе. Эта картина позднее была перевезена в Рим, где вызывала наибольшее удивление зрителей среди всех творений искусства из Греции, пока не погибла при пожаре во дворце Цезаря.
  • Башмачник. Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил дефект. Когда вновь объявившийся башмачник стал критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул башмачнику, чтобы тот не высказывал мнения, не имеющего отношение к сандалиям. Плиний приписывает именно Апеллесу рождение римской поговорки: Ne sutor ultra crep >

Апеллес

Апеллес
Дата рождения370 до н. э.
Место рождения
  • Колофон , Измир , Турция
Дата смерти306 до н. э.
Место смерти
  • Кос , периферийная единица Кос[d] , Южные Эгейские острова , Греция[1]
Медиафайлы на Викискладе

Апелле́с, Апелл (др.-греч. Ἀπελλῆς , лат. Apelles , примерно 370 — 306 гг. до н. э.) — древнегреческий живописец, друг Александра Великого.

Апеллес, сын Пифия [2] , был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода. Древние источники сообщают, что он происходил с Коса [3] или из Эфеса [4] , но считается вероятным, что он родился в древнем городе Ионии Колофоне [5] [6] , к северу от Эфеса. Большая часть информации о жизни и работах художника взяты из 35-й книги естественной истории (греч. Φυσικής Ιστορίας , лат. Naturalis Historia ), написанной Плинием Старшим (23—79 н. э.), в соответствии с которой Апеллес был на пике славы в годы 112-й Олимпиады (332—329 до н. э.).

Содержание

Биография [ | ]

Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, отличавшейся мягкостью рисунка и нежностью колорита; впоследствии он отправился в Сикион, там же поступил в школу Памфила, где изучал особенности и живописные приёмы характерные для сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. Таким образом, соединив в своём творчестве лучшие традиции двух выдающихся художественных школ — ионической и сикионской, — Апеллес достиг высочайшей ступени мастерства в изобразительном искусстве. Отличительной особенностью живописного почерка художника является грациозность изображаемых объектов.

Во времена Филиппа II он поселился в столице Древней Македонии в Пелле, и, вероятнее всего, именно здесь зарождаются близкие дружеские отношения между ним и Александром Великим [2] . Существует предположение, что его учитель Памфил, македонец по происхождению, оказал поддержку и помог Апеллесу занять место художника в свите македонского царя Филиппа, где он завоевал такой авторитет, что преемник Филиппа Александр Великий издал указ, запрещающий кому-либо рисовать портреты Александра кроме как Апеллесу. По всей видимости, Апеллес сопровождал какое-то время Александра в походе на персов. В эпоху диадохов художник рисует портреты новоявленных царей.

Его своеобразный гений особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты. Самые знаменитые его работы — это «Афродита Анадиомена», на которой изображена выходящая из морской воды и выжимающая влажные волосы богиня, и изображение Артемиды в окружении охотничьей свиты. Однако, и в изображениях героев Апеллес достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Одна из картин подобного рода хранилась в храме Дианы в Эфесе — на ней был изображён Александр Македонский с молнией в руках. Именно к этой картине относятся слова Александра, сказавшего, что существуют только два Александра: один — сын Филиппа, другой — Апеллеса; первый непобедим, второй неподражаем [2] .
Скончался Апеллес будучи признанным современниками — великим и первым художником Эллады, однако, как сообщает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, где он умер, в этом ли городе (имеется в виду Колофон) или же на острове Кос, достоверно определить нельзя.

Античные писатели [7] донесли до нас отрывочные сведения из жизни художника, обращая внимание в основном на занимательные анекдоты и творчество Апеллеса. Приблизительные годы жизни художника можно определить из следующих фактов: при дворе Филиппа II Апеллес оказался, видимо, после смерти Памфила (ок. 350 до н. э.), то есть должен был родиться до 370 до н. э., чтобы стать признанным мастером к тому времени. Затем, отмечен факт его пребывания при царе Птолемее, то есть в районе 306 до н. э.. [8] Этот промежуток времени принято считать годами жизни художника.

Анекдоты из жизни Апеллеса [ | ]

Приведенные истории переданы Плинием в его «Естественной истории».

  • Дар Александра Великого . Наиболее известная история о любви художника к своей модели вдохновила поздних живописцев на создание многих полотен. Этот случай изложен в статье про Кампаспу.
  • Состязание с Протогеном. Прибыв на Родос, Апеллес посетил мастерскую известного художника Протогена. Того не оказалось дома. Апеллес велел служанке известить хозяина о своем визите, не называясь, но вместо этого провёл изящную линию вдоль полотна, приготовленного для рисования. По возвращении Протоген сразу же признал неназванного гостя по совершенству исполнения одной лишь линии, а затем нанёс тонкий штрих другого цвета поверх линии Апеллеса. Когда Апеллес вернулся, то раздосадованный мастерством соперника сделал следующее (зависит от трактовки перевода Плиния): другим цветом расщепил линию Протогена, не оставив никакой возможности для дальнейшего соревнования, так как линия почти растворялась в воздухе. Эта картина позднее была перевезена в Рим, где вызывала наибольшее удивление зрителей среди всех творений искусства из Греции, пока не погибла при пожаре во дворце Цезаря.
  • Башмачник. Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил дефект. Когда вновь объявившийся башмачник стал критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул башмачнику, чтобы тот не высказывал мнения, не имеющего отношение к сандалиям. Плиний приписывает именно Апеллесу рождение римской поговорки: Ne sutor ultra crep >

  • Царь Птолемей. Буря занесла Апеллеса в египетскую Александрию, где правил Птолемей, имевший с художником какие-то давние счеты. Один шутник из свиты царя пригласил Апеллеса на пир, и там удивленный царь возмутился. Птолемей выстроил перед художником челядь, потребовав указать пальцем на виновника неуместной шутки. Вместо этого Апеллес схватил уголек и набросал лицо того человека, которого царь сразу же признал. Лукиан изложил другую историю о пребывании Апеллеса у Птолемея. Некий завистник Антифил обвинил художника в соучастии в заговоре против царя. Разобравшись с делом, Птолемей выдал невиновному Апеллесу огромную сумму в 100 талантов, и самого Антифила в рабы Апеллесу.

Творчество [ | ]

Апеллес упражнялся каждый день, рисуя линии. Сам он сильной стороной своего творчества называл харизму (буквально этим греческим словом), то есть умение воодушевлять зрителя изобразительными образами. Картины, восхищавшие зрителей веками, были созданы, по мнению Плиния, всего четырьмя цветами, зато с помощью покрытия тонким слоем глазури оттенки становились живее, лучше передавали цветовую гамму. Наиболее известные полотна художника (по описаниям античных авторов):

  • «Афродита Анадиомена», то есть Афродита, рождённая из моря. Богиня выжимает волосы, и падающие капли воды вуалью серебрятся вокруг её тела. За творение для храма Эскулапия на Косе по слухам заплачено 100 талантов. Позднее император Август перевез его в Рим. Картина начала разрушаться, и император Нерон заменил её копией художника Дорофея. Для Афродиты позировала Кампаспа, подаренная Александром Великим художнику. Древнеримский поэт Овидий восклицал:

Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям —
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине. [9]

По другим сведениям моделью была известная гетера Фрина (возлюбленным которой в её молодые годы был Пракситель, изобразивший Фрину в образе Афродиты Книдской, а в конце её жизни — Апеллес), чей бюст был настолько совершенен, что считался даром богов. Афиней так рассказал о рождении картины:

«Но ещё более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть её обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены.» [10]

  • «Александр Великий», подобно Зевсу, мечет молнию. По этому поводу говорили, что есть два Александра, один, сын Филиппа — непобедим, другой, созданный Апеллесом — неподражаем. За картину царя художник получил царскую плату, 20 талантов в золоте, причём плату отмеряли по весу картины.
  • «Афродита» для жителей Коса осталась незавершённой из-за смерти Апеллеса. Но даже одна голова и контуры тела заставляли зрителей верить, что это было бы самым великим творением художника.
  • «Клевета» — несохранившаяся картина [11] , которую попытался восстановить Боттичелли.

Не известно ни одной дошедшей до наших дней работы Апеллеса, но существует реальная вероятность найти гробницу Александра Великого в Александрии, которую — подобно изученным в XX веке гробницам царей в Македонии — должен был расписывать Апеллес как ведущий художник при дворе Александра, а затем — при дворе Птолемея, осуществившего захоронение тела Александра в Египте.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

История моды писалась веками. Обувь, как и другие предметы имиджа, отражала эпоху. Высокий каблук завоевал своих почитательниц несколько сот лет назад, продолжая радовать модниц новыми формами. Жизнь «на шпильке» диктует новый образ, делая женский силуэт изящнее. Каблук веками претерпевает превращения, сегодня женскую обувь без этой неотъемлемой части представить трудно. Семьдесят процентов мужчин, согласно социологическим опросам, предпочитают женщин, носящих высокий каблук.

Однако знают ли нынешние красавицы, что сначала каблуки имели совсем другую функцию? В древнем Египте земледельцы обували ботинки с каблуком, когда шли в поле — каблук создавал упор, и крестьянам было удобнее двигаться по пахотной земле Вот его и можно считать прапрадедом каблуков.

Точную дату рождения каблука история для потомков не сохранила. Поэтому первенство Египта оспаривает и Греция. Упоминания о прообразе высокой платформы можно найти у древних греков: актеры театра использовали такую обувь (котурны) для зрительного увеличения роста. Подошвы делались из дерева или пробки. Чем выше были котурны, тем более знатного и значительного персонажа изображал актер.

Слово «каблук» заимствовано от тюркского «kabluk», которое, в свою очередь, происходит от арабского «kab», что означает «пята, пятка». В русском языке это слово встречается в письменных источниках в 1509 году. Существует много версий происхождения каблука. По одной из них впервые его прикрепили к сапогам для верховой езды, чтобы обувь не проваливалась в стремя.

Однако считается, что современный каблук ведет свою историю с эпохи Барокко. А придумали его мужчины. По одной версии это был французский офицер, носивший ботфорты — тяжелые высокие кожаные сапоги, обязательный элемент которых — наборный каблук. Нужен он был, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени. По другой — первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви.

Высокие военные ботфорты медленно завоевывали почитателей в мирной жизни.

Моду на красивые экзотичные чопины – обувь на цилиндрической платформе – ввели венецианские куртизанки. Ходить самостоятельно на платформе высотой от 15 до 42 см они могли только с помощью слуг или поклонников. В 1430 году чопины были вне закона. Но запрет властей уже не могли сдержать модное поветрие.

Кстати, любопытно, что турецких одалисок обували в обувь на высокой платформе, вероятно, чтобы они не могли сбежать из гарема, и жрицы любви в Китае и Японии тоже носили подобную обувь.

Хотя в Японии своя история: «гета», сандалии на деревянной подошве на двух перегородках появились там еще в конце 8 века нашей эры. Такая обувь защищала кимоно от грязи. Обычно гета возвышались над землей на 4-5 сантиметров, некоторые суши-шефы использовали 17-сантиметровые сандалии, а для дождя были специальные гета с 10-сантиметровой подошвой.

В 1533 году произошло важное событие: Катерина Медичи, особа маленького роста, надела туфли на каблуках на свадьбу с французским принцем Генрихом де Валуа, будущим королем Франции Генриха II. Высота каблука равнялась примерно пяти сантиметрам. Туфли, подобные тем, что сделали для нее в Италии, стали носить при французском дворе, королева Англии Мария Тюдор, тоже невысокая, ввела моду на обувь c каблуком для мужчин и женщин.

В 1660 году сапожник Николас Лестаж сделал для короля Людовика XV роскошные туфли с вышивкой, изображающей батальные сцены, с 10-сантиметровыми каблуками. Вслед за королем такие туфли надела Маркиза де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV, поскольку была очень маленького роста.

В XVII веке модными были не только военные сапоги, но и светские. А на каблуках ходят как мужчины, так и женщины. Каблук мужских туфель мог быть даже 7-сантиметровым. Считается, что моду на такие каблуки начал невысокий Людовик XIV, который стеснялся своего роста. Где-то в конце века вместе с облегающими трикотажными чулками появляются сапожки, напоминающие нынешние мужские туфли. Иногда их украшали больше, чем женские туфли. Тогда же и возник известный красный каблук, которой разрешалось носить только дворянам.

А вот женщины носили туфли из цветной кожи, парчи на изогнутом каблуке с заостренной носовой частью. Их украшали бантами, пряжками, розетками. Иногда каблуки были такими высокими и тонкими, что женщины могли ходить на них только с помощью палки. Ввиду такой восторга императоры должны были выдавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по состоянию. Понятно, что высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Наверное, крестьяне не очень то и обижались, а как говорят, специалисты ходить на таких каблуках было не удобно, ведь не было супинаторов.

Кстати, до этого века не было разницы между ботинком на правую и левую ноги — колодки делали одинаковыми. И именно благодаря каблукам, которые требовали устойчивости, обувь стали делать на разные ноги.

В это время короли начали издавать специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям: самые высокие каблуки были привилегией знати, двора и членов королевских семей.

Одержимость красотой женщин, носящих каблуки, дошла до опасного предела. Английский парламент постановил казнить как ведьм женщин, которые носят каблуки. Причина? Оказывается, туфли на каблуках – колдовское средство, заставляющее мужчин жениться помимо их воли, которые повинуются слепому инстинкту. Что ж, на мужчин каблуки, похоже, и вправду, действуют безотказно. Недаром в своей автобиографии знаменитый ловелас Джованни Казанова блаженно описывал красоту женских ног, обутых в туфли на каблуках…

В XVIII веке каблуки становятся исключительно женским. И в моде опять же высокий каблук — 10-12 см. Меняется его форма и толщина, его обтягивают бархатом и инкрустируют драгоценными камнями. Обувь становится произведением искусства. Относительно высоты каблуков, то известный любимчик женщин Казанова говорил, что придворные дамы «как изогнутые кенгуру передвигаются по комнате вприпрыжку, рискуя потерять равновесие и сломать себе шею».

Также нездоровое увлечение «высокой модой» осуждала православная церковь. А во время французской революции врачи и философы выступали против узких туфель на высоких каблуках — их считали вредными для здоровья. Поэтому модными стали туфли-тапочки на тонкой подошве, в которых было удобно танцевать.

В России к концу этого века каблуки тоже стали «модой вчерашнего дня», уступив место узким тапочкам без каблука с приподнятым носком, которые называли стерлядка.

Каждый век изменяло и дополняло как именно обувь, так и каблук. По ботинкам можно понять куда направляется их владелец. На прием и парады надевали черную обувь, на охоту и прогулки — коричневого цвета. Также по обуви определяли к какому сословию принадлежит человек.

У словянских народов в частности праздничными считались сапожки (бархатцы), которые шили из сафьяна красного, зеленого, желтого цветов, с несколько задранными вверх носами, невысокими голенищами и высокими, чем в мужских сапогах, каблуками. Однако в них могли ходить только состоятельные люди.

Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась.

Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

С середины XIX века шелковые туфли придворных дам заменяют кожаные Полуботки. Тогда и придумываю каблук-»рюмочку», который был популярен почти 50 лет подряд.

И только в XX веке форма обуви начинает напоминать форму стопы, стельки становятся асимметричными. Туфли видозминююся с неприличной скоростью. Каблуки делали то высокими, то низкими. Иногда тонкими как гвоздь, а иногда широкими, как мебельные ножки, а иногда выгибали так, что складывалось враг словно он хотел сбежать из-под пятки своей хозяйки. А модной обувью в начале века считались лакированные или шнурованные сапоги со светлым верхом и черными лакированными каблуками.

Знаменитая изящная шпилька появилась лишь в 1950 году: итальянский модельер Сальваторе Феррагамо после серии удачных экспериментов с обувью на платформе, выпускает в свет свое изобретение – высокий тонкий каблук.

Именно в 50-х годах этого века Дом моды Диор создает современные шпильки. Это стало фурором в мире моды. Сейчас каждая женщина имеет в своем гардеробе хотя бы одни туфли на шпильке, ведь считается что они модные всегда.

«Я никогда их не надену, они ужасны!» — Так 1936 ответила одна барышня на предложение сапожника — итальянца Сальваторе Феррагамо — померить босоножки на танкетке. Придумал их мастер случайно — из-за недостатка высококачественной стали, из которой изготовляли супинаторы. Чтобы не ремонтировать постоянно туфли Фррегамо решил заполнить пространство между пяткой и носочные частью пробковым деревом. И несмотря на такую ​​реакцию первого клиентки мастера, танкетка стала сенсацией, мода на нее обошла весь мир. Ведь создавая эффект высоких каблуков, танкетку значительно удобнее носить.

Полюбоваться обувным произведением модного дома Феррагамо можно в знаменитом кинофильме Билли Уайлдера «Зуд седьмого года», где легендарная Мэрилин Монро кокетливо опускает белую юбку, развевающуюся от ветра.

Сейчас, так же, как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы зрительно удлинить ноги, подчеркнуть свое изящество. История моды на каблуки еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

Ну и в завершении:

Может у нас было в обсуждении еще что то из мира моды ? Давайте вспомним что нибудь Из истории ходуль, а вот например кому интересно Каким был утюг ? или может быть История Сваровски (Swarovski) кого то заинтересует ?

Читайте также:  Мышление человека – виды, формы, нарушения
Ссылка на основную публикацию