25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Развитие у ребенка навыка быстрого и правильного чтения

Совершенно нормально, когда родителей волнует ответ на вопрос, как научить ребёнка быстро читать ещё в дошкольном возрасте. Мамы и папы справедливо считают, что подобные навыки существенно облегчат жизнь школьнику в первые годы обучения, помогут ему достичь определённых успехов.

И действительно, дети, обучению которых взрослые уделяли время в дошкольном возрасте, поступая в первый класс, лучше справляются с заданиями, радуют педагогов умением читать не только быстро, но и грамотно. Правильная техника чтения осваивается малышами в раннем возрасте, в результате по мере роста и взросления их результаты в чтении только улучшаются.

Неправильная техника чтения в дошкольном и младшем школьном возрасте без участия в процессе взрослых в итоге приводит к проблемам в обучении в старших классах из-за неспособности детей справляться с внушительными объёмами информации.

Когда пора учиться читать

Естественно, что не все родители точно знают, когда пора начинать заниматься с ребёнком чтением, поэтому стараются включить в его жизнь занятия такого рода как можно раньше. Слишком ответственные мамы и папы начинают учить с детьми буквы чуть ли не с года, считая, что чем раньше малыши научатся их узнавать и соединять, тем больших успехов смогут добиться в будущем.

На самом деле раннее обучение малыша чтению не даст результатов, на которые рассчитывают взрослые. Специалисты уверяют, что самый подходящий возраст для начала занятий по чтению — это 5-6 лет. Дело в том, что только в этом возрасте отдельные участки мозга и нервная система ребёнка достаточно сформированы для того, чтобы усвоить основные правила грамматики и чтения.

Слишком раннее обучению быстрому и правильному чтению часто даёт противоположный эффект: вместо вундеркинда и отличника родители получают ребёнка с заниженной самооценкой и плохой успеваемостью.

Важно, чтобы ребёнок действительно проявлял интерес к чтению и получал удовольствие от процесса изучения букв. Постоянная мотивация послужит доказательством того, что мозговые структуры малыша созрели для обучения.

Определённая роль также отводится умению ребёнка воспринимать звуки. Необходимо, чтобы малыш на слух справлялся с выделением звуков в речи, поэтому родители даже на начальном этапе обучения должны обратить его внимание на различие между буквами и звуками, обучить кроху разделять слово на звуки.

Для чего уметь читать быстро

Огромные объёмы информации в наше время подразумевают собой определенную подготовку человека в отношении чтения. Чем лучше развит навык скорочтения, тем больше информации получится усвоить за определенный промежуток времени. В среднем человек способен читать до 300 знаков в минуту. Это немного, поэтому были разработаны специальные методики, способствующие усовершенствованию навыка и ускорению чтения.

Если начать работать с малышом по обучению чтению по этим методикам с раннего детства, можно повлиять на улучшение внимания и памяти, на будущую учебу не только в школе, но и в ВУЗе.

Правильно, когда техника чтения по мере взросления ребёнка улучшается. В реальности же выходит так, что дошкольник запоминает буквы и постепенно учится соединять их в слоги и слова без дальнейшего совершенствования.

Особенности методики скорочтения

Быстрое чтение напрямую связано с вниманием и памятью, а также мышлением и эмоциональным состоянием. Ребёнок, который умеет быстро и правильно читать, будет более уверенно чувствовать себя в школе, сможет повысить уровень успеваемости. У таких детей не будет проблем с усвоением информации, а также способностью выделять главное из прочитанного с концентрацией на нём внимания.

Почему дети медленно читают

Независимо от того, что в дошкольном возрасте малыши учатся читать по примерно одинаковым методикам, выходит так, что некоторые из них легко прогрессируют в скорочтении, а некоторые не могут научиться читать быстро и правильно, несмотря на усилия со стороны родителей и учителей.

Почему малыши медленно читают? На это есть несколько причин.

  1. Невысокий уровень памяти и внимания. Во время чтения длинного предложения ребёнок забывает его начало, теряет смысл прочитанного. Нужно понимать, что для того, чтобы научить малыша читать правильно и быстро, нужно поработать над развитием его внимания и концентрации на материале во время чтения.
  2. Сниженный уровень оперативного поля зрения. Речь идёт о неспособности ребенка увидеть взглядом слово целиком.
  3. Скудный словарный запас.
  4. Регрессия — возвращение к началу слова несколько раз на автоматизме без контроля над ситуацией.
  5. Плохо развитый артикуляционный аппарат.
  6. Слишком сложные, не соответствующие возрасту произведения для чтения.

Несмотря на все вышеописанные причины, ребёнка можно и нужно учить читать быстро и правильно, начиная со старшего дошкольного возраста и продолжая совершенствовать навыки его чтения во время обучения в школе. Для этого есть целый ряд эффективных методов, о которых ниже.

Чтение как часть жизни

Читая малышу книжки, делайте паузы на самых интересных моментах, ссылаясь на усталость, например. Путь ребёнок самостоятельно прочтёт отрывок, после чего расскажет, о чём он и что ему в нём больше всего запомнилось. Если какие-либо слова в отрывке малышу были не понятными, их нужно будет объяснить. В таких случаях ребёнок обязательно вникнет в смысл прочитанного и будет рад оказать помощь взрослому, взяв на себя ответственность за продолжение чтения, стараясь поддерживать его ритм.

Здорово, когда в семье практикуется общение с помощью записок. Уходя из дома, родители могут всегда оставлять ребёнку записки с просьбой сделать что-то или позвонить. Также можно привлекать малыша к составлению списка покупок перед каждым походом в магазин, заполнению открыток или разработке праздничных плакатов для близких и друзей.

Достойный способ улучшить скорость чтения — регулярно просматривать с малышом диафильмы. Ребёнку, который растет в мире новых технологий, такой вариант времяпрепровождения доставит особое удовольствие, ведь диафильмы — это нечто особенное, из прошлого и уж точно не скучное.

Смена кадров с подписями под каждым из них и контроль над процессом положительным образом повлияют на улучшение техники чтения у детей.

Чтение в рамках определённой методики

Одна из эффективных методик для улучшения скорости и правильности чтения — это использование двух одинаковых текстов. Ребёнку дают возможность читать параллельно со взрослым один и тот же текст, при этом делают акцент на правильности и скорости чтения. В процессе параллельного чтения можно и нужно экспериментировать со скоростью, то замедляя её, то ускоряя, обращая на это внимание ребёнка.

Ещё одна методика для увеличения скорости — чтение на время, часто практикуемое в младших классах. Начинать тренироваться по ней можно и в старшем дошкольном возрасте, как только малыш научится бегло читать, делая минимум ошибок и правильно выставляя ударения.

Для тренировки в рамках этой методики нужно будет подобрать простой тест, дать малышу возможность прочитать столько, сколько он успеет за определённый промежуток времени, после чего подсчитать количество прочитанных слов. Этот же текст можно будет прочитать ещё несколько раз, стараясь улучшить результат. Постепенно ознакомившись с текстом, ребёнок сможет с лёгкостью прочитать его быстро и правильно, что вселит в него веру в собственные силы.

Очень важно, чтобы на этапе обучения быстрому и правильному чтению ребёнок учился читать про себя. Читая вслух, малыш теряет скорость, тогда как во время чтения про себя глаза его смогут забегать вперёд, а смысл прочитанного не будет утерян.

Игры во время чтения

Увлечь ребёнка чтением можно с помощью забавных игр. Так, например, можно предложить крохе поиграть с ударением, выставляя его на разные слоги слова. Малышу в таких случаях будет проще научиться интуитивно подбирать правильные варианты.

Обязательное упражнение-игра — с преодолением нескольких согласных, следующих друг за другом. Обычно у детей возникают сложности с прочтением слов, где несколько согласных идут друг за дружкой. Если поиграть с ребёнком в такую игру, предложив почитать слова с таким строением на время, то малыш, встретив их в тексте в следующий раз, будет чувствовать себя более уверенно и уже не допустит ошибок.

Обязательно для улучшения техники и скорости чтения заниматься развитием зоркости у детей. Для этого хорошо подойдет упражнение с рядом гласных букв, среди которых малышу нужно будет найти лишнюю, например, согласную.

Также отличный вариант упражнения из этой серии — парные слова с одной отличающейся буквой в составе, например: шар — шаг, лес — вес, лот — кот и пр. Малыш должен прочитать слова и найти в них отличия.

Артикуляционная гимнастика для улучшения техники чтения

Проверенный вариант для старших дошкольников и младших школьников, которые осваивают и совершенствуют технику чтения, работая над повышением скорости и качества — артикуляционная гимнастика.

В процессе упражнений дети получают возможность улучшить произношение, дыхание, сделать речь более чёткой и правильной. В рамках занятий можно читать с малышом скороговорки, экспериментируя с громкостью, скоростью, обязательно чётко проговаривая каждое слово.

Читайте также:  Николай носов – биография, личная жизнь, фото

Развиваем поле зрения

Для улучшения скорости чтения также нужно будет поработать над развитием поля зрения. Для этого малышу предлагают назвать буквы, вписанные в клетки начерченной таблицы, стараясь сделать это быстро. Из букв в таблице малышу нужно будет составлять сначала слоги, а потом и простые слова.

Смысловая догадка

Важно научить детей использовать смысловую догадку в процессе чтения. Читая, малыш должен стараться боковым зрением уловить контур следующего слова, подготовившись к его прочтению.

Развивать этот навык можно, работая со словами, где пропущены одна или несколько букв.

Дополнительные методы

На скорость и правильность чтения в дошкольном и младшем школьном возрасте также повлияет использование закладок во время чтения. Малыш будет двигать закладку от слова к слову, постепенно ускоряя таким образом темп и избегая возможности вернуться к уже прочитанным словам.

Отличный эффект имеет чтение текстов, написанных разными шрифтами. Также интересной будет игра по увеличению слов, написанных столбиком, за счёт дополнительных букв. Например: лес, лесок, лесочек или кот, котёнок, котёночек.

Также можно заниматься с ребёнком чтением, добавляя музыкальное сопровождение или отстукивая ритм с помощью карандаша.

Положительно на скорость и правильность чтения повлияет выразительное ролевое чтение. Дети с большим удовольствием озвучивают животных, сказочных героев, пытаясь передать их эмоции интонациями.

С ребятами, которые уже достаточно уверенно и легко читают, можно поработать над освоением перевёрнутых текстов, чтение которых позволит научиться запоминать целостные эталоны букв.

Интересный вариант для обучения детей скорости и технике чтения — это специальные таблицы Шульте. Речь идет о числах, расположенных в случайном порядке в графах таблицы (25 на 25 см), которые ребёнку нужно будет быстро найти и расположить по порядку, расширяя таким образом поле зрения. Искать числа нужно будет про себя, быстро обводя найденные карандашом. До начала упражнения малышу нужно будет некоторое время смотреть в центр таблицы для того, чтобы полностью охватить её взглядом. Двигать глазами по таблице запрещено.

В рамках работы над чтением по вышеуказанным методикам важно следить за систематичностью проведения занятий и обязательно поддерживать у ребёнка позитивный настрой и мотивацию к обучению.

В заключение отметим, что прививать малышу умение быстро и правильно читать нужно только после 5 лет, когда он будет полностью готов к обучению без какого-либо на него давления. В противном случае возможно возникновение проблем в социальном развитии и закрепление «машинного» чтения без способности понимать содержание.

Как научить ребенка школьника быстрому чтению?

Как научить ребенка быстро читать? Чтение – одно из занятий в школе, которое ребенок изучает в первом классе. Для ребенка открывается мир книг и рассказов. Если раньше мама читала сыну сказку на ночь, то сейчас он может сам перечитать любимое произведение сам, столько раз, сколько хочешь. Первоклассник должен читать не только быстро проговаривая слова, но и понимать читаемый материал.

Техника чтения

При чтении ученик должен воспринимать и запоминать текст, правильно проговаривать слова и выразительно излагать читаемый материал. Одновременно при беглом чтении школьник выполняет две функции – смысловая и техническая.

В первом классе изучаются основы правильного чтения:

  • Слоги и слова;
  • Скорость;
  • Правильное произношение слов и окончаний, четкое проговаривание каждого слова, без искажений и замены;
  • Ребенок должен понимать, что он прочитал и быстро ответить на вопрос по тексту;
  • Интонация, соответствующая знакам препинания;
  • Паузы, в конце предложения.

С 1 по 4 класс у учеников проверяют технику чтения. В течении одной минуты школьник читает текст. Нормативы:

  • К концу 1-го класса ребенок должен читать более 30 слов в минуту;
  • К концу 2-го класса более 50 слов в минуту;
  • К концу 3-го класса более 70 слов в минуту;
  • К концу 4-го класса более 100 слов в минуту.

Нормативы в разных учебных заведениях значительно отличаются.

Причины плохого чтения

Школьник должен уметь читать также быстро, как и разговаривать. В среднем, здоровый ребенок говорит от 130 слов в минуту при разговоре со сверстником или взрослым. Если школьник плохо читает, то его успеваемость снижается, он не сможет воспринимать учебный материал, который увеличивается из года в год. При хорошей скорости прочтения текста у школьника развивается память, фантазия и внимание.

Причины, по которым ребенок плохо читает:

  • Родители мало занимались малышом в дошкольном возрасте, не развивали память и не играли с ним в логические игры;
  • Ребенок неспокоен, часто нервничает;
  • Школьник слишком мало читает;
  • Ограниченный словарный запас;
  • Проблемы с речевым аппаратом, необходима консультация логопеда;
  • Заболевания глаз;
  • Ребенок частично усвоил технику чтения;
  • Школьнику абсолютно не интересно учиться.

Проблемы с оперативной памятью. Плохая память у школьника приведет к проблемам с учебой. Ученик читает середину текста и уже не помнит его начало. В течении одного месяца ребенку предлагают писать диктанты. Его суть состоит в следующем, он читает первое предложение, запоминает его и записывает. Так прорабатывается весь текст.

  • Для детей дошкольного возраста будут актуальны карточки Домана

Проблемы с концентрацией внимания. Неусидчивого школьника нужно заинтересовать, даже если придется изменить форму обучения.

Какой бы не была причина плохого чтения у школьника, учитель подбирает методику для его обучения.

Способы обучения

Советуют провести ряд упражнений:

  • Сначала текст читает родитель, затем под контролем взрослого – ребенок, четко проговаривая слова;
  • Родители каждый день пишут сыну или дочери на листочках пожелания, признания в любви или поручения;
  • Практикуется «жужжащее» чтение, взрослый и ребенок читают вполголоса разные тексты, каждый со своей скоростью;
  • Посмотрите с ребенком диафильмы;
  • Загадайте для ребенка слова или словосочетания, написанные в книге, и попросите его найти их;
  • Параллельное чтение. Возьмите два одинаковых текста и попросите ребенка, чтобы он внимательно следил за скоростью прочтения текста.

Результат будет зависеть не от длительности занятий, а от их количества. Позаниматься чтением в течении дня можете в несколько подходов, чтобы ребенок не устал быстро и ему было интересно.

Оперативное зрение

Внимание ребенка можно потренировать по таблице Шульте. Для этого потребуется лист бумаги, нарисуйте квадрат 25*25 см, расчертите на ячейки и пронумеруйте их. Предложите ребенку найти нужные цифры. Более сложный вариант будет с буквами, в середине каждой ячейки нарисована точка, от которой нельзя отрывать взгляд и при этом искать нужные буквы.

Словарный запас

Родители могут предотвратить отставание в развитии, соблюдая при этом одно главное правило – разговаривайте с ребенком. Нужно читать книги, отвечать на вопросы сына или дочери в развернутом виде и уделять больше времени малышу, например, поиграть с ним в игру.

Регрессия

Если при чтении школьник перескакивает строки и перечитывает текст заново, скорочтение на время прекращают. Взрослый помогает ребенку с помощью закладок читать медленнее, закрывают лишние строки. Как только перескакивания между строк прекращаются, скорость постепенно увеличивают.

Дикция

Проблемы с дикцией можно решить с помощью скороговорок и пословиц, которые проговаривают сначала медленно, затем быстрее, обращая внимание на правильность произношения.

Дислексия

В начале обучения у детей возникают некоторые трудности с чтением, если родители вовремя замечают отклонения и сразу обращаются к специалистам, то со временем малыш перестанет совершать ошибки. Проблема с дислексией решается с помощью логопеда. Детям в дошкольном возрасте стоит посетить врача, если:

  • Плохо говорит и различает звуки;
  • Трудно запоминает даже короткие стихотворения;
  • Постоянно путает дни недели и время года;
  • Школьник плохо считает, путает право/лево, страдает мелкая моторика;
  • У ребенка не получается составить рассказ по картинкам.

Проблемы могут быть у детей с рабочей левой рукой или тех, кто умеет писать обеими. Также дислексия может наблюдаться у детей, которые воспринимают информацию на слух, у гиперактивных ребят, и конечно, у малышей с задержкой речи.

Основные этапы в обучении

  1. Школьника нужно подготовить к чтению. Понятно объяснить, что такое слово, предложение и словосочетание. Можно поиграть в интересную игру – хлопать в ладоши столько раз, сколько слов было сказано в предложении. Эту же игру с подсчетом слов можно заменить на «Посчитай на пальчиках, сколько слов в предложении». Научите ребенка считать звуки в словах. После того, как ребенок поймет основные понятия, то можно смело приступать к следующему этапу.
  2. Вниманию уделяют буквам, которые произносят только по звукам. Объясните, что многие буквы имеют другой звук, нежели как он есть в алфавите. Разберите внимательно каждую букву. Для такого обучения идеально подойдет магнитная доска. Начинайте разбирать буквы, как советуют логопеды, с самых легких, чтобы не напрягать речевые рецепторы детей с дефектами речи.
  3. На данном этапе детей учат произносить слог слитно. Звуки тянут до тех пор, пока он не скажет слог, по отдельности буквы произносить нельзя, техника будет нарушена. Родители рисуют дуги между буквами, чтобы малыш уделял внимание только данному слогу.
  4. Этап – чтобы научить ребенка быстро читать тренируйте произношение слогов, постоянно перечитывайте их, РА, РО, МА, и наоборот АР, ОР, АМ. От простых слогов переходите к более сложным. Родители неправильно говорят: П и А, будет ПА. Будет правильнее тянуть слог и проговаривать это с ребенком ПППППА-ПППППА, МММММА-МММА.

Когда ребенок сможет читать слоги уже достаточно быстро, попробуйте читать короткие слова с одинаковым началом. Напишите слова столбиком, чтобы малышу было проще сориентироваться.

Основные ошибки при чтении:

  • Ребенок неправильно произносит окончание слова, взрослый помогает ему, поправляет.
  • Буквы, схожие по звучанию, сливаются при произношении.
Читайте также:  Змеиный остров – самое опасное место

Огромную помощь при чтении выполняют дуги, которые объединяют слоги, многие дети запоминают его, как «домик для букв».

Родитеям на заметку

Частая ошибка многих родителей – научить ребенка читать как можно раньше. Только к шести годам ребенок более всего готов к чтению. До 6 лет мамам и папам лучше заняться общим развитием малыша, больше играйте в подвижные игры, рисуйте, лепите, тренируйте мелкую моторику.

Когда родители серьезно заняты тем, чтобы научить читать сына или дочь совершают еще одну ошибку – малыша усаживают за стол и насильно заставляют заниматься, при этом прикрикивая на него. Такие занятия могут привести к тому, что сын или дочь будут стараться их избегать, у них может произойти истерика или отвращение к учебе.

Совет родителям – соберите всю волю в кулак и проведите занятие, как игру. Вспомните, что когда-то вы сами были маленькими детьми и тоже не умели читать и не знали букв. Будьте волшебниками и помогите ребенку попасть в страну книг. Объясните маленькому человеку, что учеба пригодиться ему стать во взрослой жизни, и он сможет прочитать любимую сказку столько раз, сколько захочет.

Как проявить интерес к книге?

Любовь к книгам у малышей формируется еще с детского сада. Родители должны читать сказки с яркими красочными рисунками, которые очень привлекают внимание детей. Чем дольше мама или папа читают детям сказки, тем больше интереса в будущем они будут проявлять к книгам и проще научить ребенка читать.

Полки книжных магазинов просто перенасыщены логопедическими пособиями по скоростному чтению. Большинство книг не соответствуют нормативным показателям. Обучать детей по школьному букварю лучше не стоит, это отобьет желание сына или дочери учиться в первом классе.

Если малыш еще в детском саду проявляет интерес к книге, родители обращают внимание на литературу, написанную специалистами по логопедии, с правильным произношением букв. По таким пособиям ребенок лучше освоит материал, и в дальнейшем не будет совершать речевых ошибок.

Основная ошибка современных родителей – гаджеты. Ускорить процесс по обучению, как думают родители, легко помогут всевозможные программы со встроенным компьютерным голосом, который будет разговаривать с ребенком. Только живое общение, настоящие книги с иллюстрациями и карточки дадут хороший результат в обучении.

Положительный результат

Каждый ребенок любит, когда его хвалят и поощряют. Нарисуйте график успехов вашего малыша, где будете помечать его успеваемость, количество слов, которые он прочитал. Можно нарисовать и вырезать солнышко и тучку, которые будете приклеивать в таблицу «Успехи». Ребенок будет стараться получить больше «солнышек» и обучение пройдет еще интереснее. Иногда для ребенка очень мало услышать от родителей просто «Молодец!».

Научить ребенка чтению это кропотливая работа трех сторон – самого школьника, учителя и родителей. Без желания ребенка не добиться нужного результата, он должен понимать, что чтение поможет лучше усваивать материал и лучше учиться в школе. Педагог вкладывает все свои знания в обучении ребенка на уроке. Не меньший труд вкладывают родители, проблемы с быстрым чтением они должны заметить в начале обучения, а в дошкольном возрасте посетить логопеда вместе с ребенком.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.

На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать, и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.

Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память, внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Методики обучения быстрому чтению

Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.

Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.

Читайте также:  Федор достоевский – биография, семья, фото

Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.

Упражнения для развития быстроты чтения

Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.

  1. Упражнения для подавления внешней артикуляции.
    На скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «про себя». Но у многих детей и те, и другие результаты, как правило, одинаковы. Это происходит из-за того, что во время чтения «про себя» они мысленно проговаривают слова.
    При выполнении упражнения для подавления внешней артикуляции ребенку рекомендуют читать, держа в зубах карандаш. При выполнении второго упражнения ребенок прикладывает к губам палец и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец убирается. Если ребенок сам или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
  2. Упражнения для подавления внутренней артикуляции.
    Они рекомендованы подросткам, которые при чтении проговаривают слова мысленно:

  • Чтение плюс счет. Выполняя это упражнение нужно читать и мысленно считать «про себя». В начале, конечно, ребенок не сможет запоминать то, о чем он прочитал, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут разграничивать чтение и счет. Занимаясь над повышением техники чтения необходимо все упражнения доводить до автоматизма. Мгновенного результата не получится, заниматься следует систематически.
  • Чтение плюс пение. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: при чтении нужно стараться мысленно пропевать какую-то песню или читать стих. Если делать это сложно, можно читая, напевать какой-то мотив вслух. Это также способствует подавлению внутренней артикуляции.
  • Чтение плюс стук. Так как речь очень ритмична, при чтении необходимо выстукивать аритмичный рисунок. Выполняя упражнение важно не сбиваться с ритма. Лучше всего, начиная заниматься по предложенным упражнениям, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда при чтении стук уйдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, умение переключаться с одной информации на другую и выполнение одновременно несколько действий.
  • Упражнение для тренировки чтения вслух – «буксир». Упражнение выполняется вместе с одним из родителей. Темп и ритм чтению задает родитель и требует от ребенка не отставать от него. Сам процесс чтения напоминает внешне чтение хором с хорошим темпом.
  • Ищем лишнее. Это упражнение направлено на поиск необходимых букв в тексте, без его прочтения. Продвигаясь от слова к слову, необходимо зачеркивать, подчеркивать или еще как-то выделять определенные буквы, причем делать это нужно с достаточной скоростью.
    Выполняя упражнение, ребенок тренирует память, держа в уме информацию, какую букву и как нужно отметить в тексте, т.е. он учится концентрироваться на определенной информации. На начальных этапах, можно совсем отказаться от выполнения упражнения на скорость, чтобы ребенок концентрировался только на качестве результата, и усложнять требования постепенно.
  • Ищем нужное. Выполняя это упражнение, необходимо бегло просматривать текст и искать нужное слово, выделяя его каким-либо образом (подчеркивание, зачеркивание и прочее).
  • Упражнениедля расширения поля зрения. Берется числовая таблица с 15-ю ячейками и с числами от 1 до 20 (т.е. 5 из них пропущено).
    Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить каких именно чисел в таблице не хватает. Постепенно число ячеек можно увеличивать. Упражнение также тренирует внимание и память, так как ребенку нужно не только удерживать перед глазами таблицу, но и помнить, какие цифры он уже нашел, а какие еще нужно найти.
  • Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором в ячейках таблицы зашифрованы слова, т.е. буквы переставлены местами. Оно тренирует быстроту восприятия, скорость мышления и развитие логики.
  • Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.

    Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.

    • Упражнение «Шторки», основано на методе предугадывание, предвосхищения событий. Из листа формата А5 (по формату книги), нужно вырезать большой усеченный треугольник. Этот лист наложить на печатную страницу так, чтобы края строчек были закрыты, и попытаться прочитать ее так, насколько позволяет получившийся трафарет. Затем нужно попробовать пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько получилось уловить смысл прочитанного, ну а в конце, сравнить с оригиналом. Такое упражнение позволит тренировать внимание, память, логику и мышление.
    • Упражнение для подростков «Чтение на горизонтали». Здесь необходимо уходить от чтения по словам, а стараться воспринимать по 2-3 слова одновременно. Для этого берется текст и простым карандашом по нему прочерчиваются вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Читать текст нужно фрагментами, пытаясь понять одновременно смысл нескольких слов.
    • Упражнение для подростков «Чтение на вертикали». Выполняется аналогично предыдущему, с отличием того, что линии нужно проводить горизонтальные. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы подросток учился воспринимать всю строчку целиком, не водя глазами вправо и влево.

    Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.

    Вместо заключения

    Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.

    Как научить ребенка быстро читать: 5 советов для развития скорочтения

    Родителям известно, как сложно научить ребенка читать, а тем более — читать быстро и правильно, при этом улавливая суть прочитанного. Предлагаем несколько дельных советов, которые помогут малышу быстро усвоить методику скорочтения!

    Как научить ребенка читать быстро и правильно? Берите на вооружение методику скорочтения!

    Учить малыша скорочтению можно с 6 лет, когда ребенок может самостоятельно читать хотя бы 30 слов в минуту.

    Быстрое чтение можете вашему ребенку преуспеть в школе и быстрее обрабатывать огромные массивы информации, которые к нему попадают.

    Развивать концентрацию внимания

    Умение ребенка концентрировать свое внимание на тексте на протяжении длительного времени, очень важно для развития скорочтения.

    Этот навык можно тренировать с помощью различных лабиринтов на бумаге, из которого малышу нужно найти выход с помощью взгляда или ручки.

    Развивать образное поле зрения

    Поскольку процесс чтения основан на образах, ребенок с легкостью может видеть и воспринимать одновременно пару слов.

    Например:

    Если читать фразу «Саша съел конфету» по словам, то у ребенка в голове сначала появляется образ мальчика Саши, затем то, как он ест, и только потом он представляет конфету. Если же малыш будет видеть одновременно все 3 слова, то образ, который у него возникнет, будет один, цельный и общий : как мальчик ест конфету.

    Чтобы натренировать такой навык, нужно расширять поле зрения ребенка. Предложите ему упражнение с «клиновидными таблицами» ( см. рис.)

    Малышу нужно сосредоточиться на центральном столбике и опускать взгляд вниз, при этом вслух называть цифры с соседних столбцов. Необходимо дойти до самого низа таблицы и видеть одновременно числа, которые находятся слева и справа от центрального столбика.

    Научиться не проговаривать слова

    Когда во время чтения малыш проговаривает вслух каждое слово, это очень замедляет процесс. Кроме того, звук слов отвлекает ребенка от восприятия информации, поэтому запоминать текст он будет хуже.

    Учите ребенка постепенно отказаться от этой привычки, проговаривая слова про себя.

    Не возвращаться глазами к прочитанному

    Дети часто грешат привычкой возвращается глазами к уже прочитанному тексту. Это негативно влияет на понимание прочитанного и снижает скорость чтения, поскольку малыш перечитывает одну и ту же информацию по несколько раз.

    Чтобы избавиться от этого, ребенку нужно водить пальчиком вдоль строки. А когда он научиться это делать быстро, то и скорость чтения возрастет в разы.

    Учиться выделять в тексте главную мысль

    Один из главных навыков в скорочтении для детей — выделять в тексте главную мысль.

    Чтобы тренироваться, дайте ребенку цветной маркер и попросите выделять им те предложения, которые он считает самыми важными в рассказе. Также можно попросить малыша пересказать текст в нескольких предложениях, когда он закончит его читать.

    Если вы хотите научить ребенка быстро читать, тренируйте с ним эти полезные навыки и результат не заставит себя ждать!

    Больше полезных приемов для развития скорочтения у ребенка читайте в книге Дениса Черепанова «Скорочтение для занятых детей»!

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    Ссылка на основную публикацию