25 полезных советов родителям, желающим научить 5-месячного ребенка ползанию! - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

25 полезных советов родителям, желающим научить 5-месячного ребенка ползанию!

Как научить ползать малыша?

Как Вы учите или научили своих малышей ползать?

Я подпираю обе ножки когда сынулик лежит на животике.

Как научить ползать грудничка

http://novorozhdennyj.ru/yxod_6_9_mes/kak-pomoch-rebenku-polzat/ в развитии ребенка. Многие родители не придают значения этому навыку, считая, что главное для ребенка – это научиться ходить. Но врачи-педиатры и невропатологи бьют тревогу, когда малыш не ползая, сразу начинает ходить. Дело в том, что ползание не только укрепляет мышцы ног, рук, спины, но и развивает координацию движений, способствует развитию мозговой деятельности. Известно множество случаев, когда детки в период ползания излечивались от неврологических проблем. Ведь правильное чередование рук и ног требует сложной работы мозга. В тоже время ползание может выявить дефекты развития нервной системы, которые могли бы проявить себя только уже, когда малыш пошел бы в школу, и тогда они бы сложнее поддавались исправлению. Ползание стимулирует двигательную, познавательную активность ребенка.

Конечно, все дети рано или поздно начинают ползать и ходить, даже если с ними не заниматься, но все же будет лучше, если родители помогут http://novorozhdennyj.ru/category/razvitie_detei_pervogo_goda/http://novorozhdennyj.ru/category/razvitie_detei_pervogo_goda/ и предпримут попытки обучить кроху ползать, а затем ходить. Для этого нужно уже с первых месяцев жизни каждый день заниматься с ребенком гимнастикой, делать ему массаж. Конечно, специальный массаж вам сделает только профессиональный массажист, но поглаживающий http://novorozhdennyj.ru/yxod_6_9_mes/massazh-gimnastika-dlja-detej-ot-6-do-9-mes/ вы можете запросто освоить дома сами, польза от таких ежедневных занятий не менее значительна. Если ваш малыш к 8 месяцам не ползает, сам не сидит, не стоит и не делает попыток к самостоятельному передвижению, то нужно непременно обратиться к врачу, который назначит курс специального массажа, укрепляющего и развивающего мышцы.

Мы уже говорили о том, что замкнутое пространство кроватки или манежа мешают ребенку начать ползать, для освоения этого навыка ему нужно достаточно много места на горизонтальной твердой поверхности, потому уже с 4-http://novorozhdennyj.ru/yxod_4_6_mes/rebenku-5-mesyacev/ выкладывайте кроху на пол, стимулируйте его двигаться. Для этого учите его переворачиваться с живота на спинку и со спинки на животик в обе стороны. Для того чтобы малыш сам старался двигаться, можно на расстоянии немного большем, чем длина его вытянутой руки, класть любимые или новые игрушки. Кроха будет видеть, что предмет близко и до него можно дотянуться, но сделать это в той же позе рукой невозможно, придется переворачиваться, отталкиваться ножкой, тянуться ручкой из состояния, лежа на спине, потом на животе, потом приподнявшись на руках и т.д. Когда малыш добьется цели – похвалите его.

Существует также несколько упражнений, которые будут обучать ребенка ползать на четвереньках:

1. «Тачка». Когда малыш, лежа на животике, упрется ручками в пол и подымет верхнюю часть туловища, подымите его ножки, пусть он сделает несколько шажков на руках.

2. «Работа с валиком». Скрутите из куска поролона или используйте готовый валик, который вы подложите под грудку ребенка. Сначала валик должен быть небольшой, затем увеличивайте его диаметр, чтобы грудь ребенка находилась все выше. Показывайте ему игрушки, меняйте их высоту над полом, чтобы малыш учился вертеть головой, тянуться к ним, это хорошо укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса.

3. Теперь подкладываем ребенку подушечку под животик, чтобы он поднял не только грудку, но и попку. Стимулируйте игрушкой передвижение в новом для ребенка положении.

4. Покачивание на вожжах или простыне. Под грудь и живот помещаем кусок ткани (простынь) или детские вожжи. Приподымаем малыша так, чтобы он упирался руками в пол, и попа тоже была приподнята, можно помочь малышу встать на коленки, теперь покачиваем его тело с помощью простыни.

5. Теперь учим кроху, самостоятельно вставать на коленки. Первые движения рук и ног можете помочь сделать ему вы, кроха быстро освоится и поползет сам.

6. Никто не научит ползать так хорошо, как другой малыш. Если у вас пока еще нет старших братиков и сестричек, пригласите в гости друзей с ребенком, который покажет вашему малышу, как нужно ползать. Можете и сами с папой встать на четвереньки и поползать вместе с сыном или дочкой, это будет забавно ребенку, и он тоже постарается повторить за вами движения.

Посвящайте таким играм и упражнениям 1 час в день (несколько занятий по 15-20 минут), и ваш кроха уже через несколько недель научится сам ползать.

Как же научить ребёнка ползать: план действий

Чтобы научить ребёнка ползать, в первую очередь, надо вызвать у малыша желание исследовать какой-либо предмет, необходимо сделать так, чтобы у него была такая возможность. Окружите малыша разнообразными интересными игрушками и предметами (например, крышка от кастрюльки тоже весьма занимательная вещь), а также предоставить ему некоторую свободу передвижения за пределами кроватки или манежа. Наиболее эффективный способ расшевелить ребенка, это не показывать, как надо двигаться, а предлагать ему интересные стимулы.

Ползать дети начинают в среднем в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу следует заранее. Ниже приведен примерный «план действий» чтобы научить ребёнка ползать:

  1. Если в 3 месяца малыш еще не научился самостоятельно держать голову,следует почаще класть его на животик и класть перед ним интересные предметы, подносить ребенка к различным вещам в квартире, чтобы он разглядывал их. Не помешает и курс оздоровительного массажа для симуляции двигательного развития (особенно в случае мышечного гипер- или гипотонуса), укрепления мышечной системы. Врач-остеопат при необходимости снимет мышечные зажимы, препятствующие свободе движений малыша. Кроме того, в месяц, три месяца и полгода следует посетить невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка.
  2. В4 месяца предлагайте ребенку побольше удобных для захвата предметов; в этом возрасте малыш интересуется своими ножками – попробуйте научить его хватать себя за ножки и даже дотянуть их до рта – это занятие обычно нравится крохам.
  3. В 5 месяцев ребенок начинает перемещать себя в пространстве. Для начала попробуйтенаучить малыша повернуться на бочок за интересной игрушкой, используйте звучание погремушки, чтобы малыш начал двигаться в нужном направлении. Чтобы помочь ребенку перевернуться на бочок, можно из положения на спине, заводить ему коленку на бок, чтобы он сам смог довершить поворот корпуса.
  4. В6 месяцев продолжайте заниматься вращениями и различными поворотами. Если малыш еще не сел сам (в норме от 6 до 8 месяцев), помогайте ему это сделать, но не тяните вперед за руки, а через бочок, перебирая его ручками.
  5. В 6-7 месяцевмалыши начинают каким-либо способом ползать: на четвереньках, по-пластунски, на попе (особенно если у вас паркет или линолеум, то передвигаться сидя на попе куда веселее:)) и т.д. Перед тем, как начать ползти в классическом восприятии (на четвереньках), малыш несколько недель тренируется встать на четвереньки, смешно раскачивается всем телом и т.д. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животе ребенка игрушками и бытовыми предметами, которые так нравятся детям. Играйте с ребенком в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), топотушки, читайте ритмичные стихотворения и слушайте вместе с ребенком детские песенки, под которые хорошо двигаться. Можно сделать туннель или препятствие, чтобы малыш начал ползти на четвереньках или по-пластунски. Детки очень любят переползать через маму или папу, а также ползти от мамы к папе и обратно, так что присутствие значимого взрослого – сам по себе отличный стимул для передвижения.

Если ваш малыш пополз в 6-7 месяцев, то восемь месяцеввремя самозабвенного ползания и попыток вставать с опорой. Если в этом возрасте ребенок избегает активных движений, а пытается с помощью крика добиваться желаемого – это может быть как проявление характера, так и следствие двигательных затруднений. Продолжайте учить малыша доставать предметы самостоятельно. Не будет лишним и повторный курс оздоровительного массажа.

В 9 месяцев почти все детки проявляют желание принять вертикальное положение (встать на ножки), насильно поднимать ребенка не надо, но помочь, если кроха пытается встать, можно. Если малыш еще пока только ползает – это тоже нормально. Важно предоставить ему в этом возрасте побольше пространства для передвижения, и давать занимательные предметы и вещи, которые хочется схватить.

Около года уже почти все детки умеют стоять сами, но первые шаги каждый делает в свой срок, поэтому не стоит торопить малыша, всё придет в свое время.

Читайте также:  Мифические существа – список с картинками

Что делать, если ребёнок не ползает

Но что делать, если попытки привлечь внимания крохи оказались безрезультатными и ребёнокне ползает ни в 6, ни в 7, ни в 8 ни даже в 9 месяцев? Конечно, ваш малыш может перескочить этап ползанья и сразу около года встать на ножки и пойти, но медики зачастую всё же советуют обратиться в этом случае к ортопеду, поделать массаж и упражнения, которые помогут ребёнку поползти.

Что делать, если ребёнок не ползает, но никаких нарушений ортопед не выявил? Вы ему можете помочь:

Развитие ребенка в 5 месяцев: еще немного — и поползем, еще чуть-чуть — и заговорим

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Нормы веса и роста пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см — то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками — забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении — в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления — малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже спят всю ночь напролет. Но все же не все. Чтобы приучить малыша к нормальному режиму сна, организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета — красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками — распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают — смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться — ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы.

Полезные советы

  • 1 Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  • 2 Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это — мячик», «Это — кролик», «Это — твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  • 3 Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  • 4 К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия — достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  • 5 Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка — это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев:

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже — и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова — еще впереди.

Как научить ребенка ползать? Все, что нужно знать родителям

Новорожденный малыш полностью зависит от мамы, но стоит ему чуть-чуть подрасти, как он старается обрести свободу передвижения. Сначала он учится переворачиваться со спины на живот и обратно, а потом осваивает и гораздо более серьезную «науку» ползание.

Этот этап развития младенца очень важный, ведь он подготавливает мускулатуру и опорно-двигательную систему к полноценной ходьбе на двух ногах. Поэтому родители малышей, которые не желают самостоятельных попыток передвигаться на четвереньках, задаются вопросом, как правильно научить ребенка ползать.

Нужно ли ползание?

Обязательно ли учить ребенка ползать? Ведь многие малыши прекрасно обходятся без этого навыка, а в положенное время обучаются ходить. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нельзя сказать, что если ребенок не научиться ползать, то он многое потеряет в развитии. Но и ограничивать малыша, который стремится научиться передвигаться доступным для него способом не стоит.

Доктор Комаровский рекомендует к каждому ребенку подходить индивидуально. Детки развиваются по-разному, они от рождения имеют свои темперамент и характер. Если ребенок флегматик, то, скорее всего, он начнет ползать позднее или совсем не будет «осваивать» этот способ передвижения. Поэтому родителям не стоит быть чрезмерно настойчивыми в процессах обучения.

Читайте также:  Лучшие фото федора бондарчука

Если же малыш стремится ползать, но в силу возраста у него не получается, то ему обязательно нужно помочь. Для этого следует использовать специальные упражнения.

Когда нужно начинать учиться?

Побуждать младенца к активности нужно с самого раннего возраста. Уже в месячном возрасте нужно регулярно выкладывать ребенка на животик, чтобы он учился сначала держать головку, а потом опираться на ручки. Чтобы побуждать его к этим действиям, необходимо заинтересовывать младенца яркими игрушками и прочими интересными вещами.

Примерно в 3-4 месяца в жизни ребенка случается знаменательное событие, он обретает возможность самостоятельно изменять положение тела, то есть переворачиваться. Этот навык позволяет ребенку значительно увеличить угол обзора и получить массу новой информации об окружающем его мире.

Примерно в 4-5 месяцев малыш овладевает умением в положении на животе приподниматься на руках, а чуть позднее, удерживая вес на одной руке, второй брать заинтересовавшие его вещи. Но что делать, если та «замечательная штучка» находится далеко и взять ее не получается. Конечно, можно пойти по простому пути и, привлекая внимание мамы криком, «потребовать» поднести вещь поближе. Но если мама «не понимает», приходится действовать самостоятельно. Стараясь дотянуться до заинтересовавшей его вещи, ребенок учится передвигаться тем способом, который для него удобнее, то есть, обучается ползать.

В каком возрасте это происходит? Ответ во многом зависит от характера ребенка. Любознательные малыши нередко начинают ползать уже в 5-6 месяцев. Детки, которые отличаются врожденной осторожностью, нередко осваивают этот навык только в 8 месяцев. И это совершенно нормально! Не нужно считать, что те младенцы, которые в 7 месяцев не делают попыток ползать, отстают в развитии. Просто они развиваются по своему индивидуальному «плану».

На темпы развития могут повлиять и внешние факторы. Например, если малыш болезненный или он перенес нервный стресс, то он может несколько позже сверстников осваивать те или иные навыки. Но со временем все детки «выравниваются», так что особо переживать не стоит.

Как действовать?

Не стоит стремиться быстро научить ребенка ползать, как и при освоении других навыков, лучше действовать постепенно. Но начинать нужно с самого раннего возраста младенца.

Вот примерный «план действий»:

  • Уже в возрасте 1-2 месяца, необходимо регулярно делать с малышом гимнастику, проводить сеансы массажа. Если у ребенка будет выявлен гипернтонус мышц, необходимо будет обратиться к специалистам, чтобы убрать «зажимы».
  • Не стоит пренебрегать плановыми осмотрами у невропатолога, при выявлении каких-то отклонений, необходимо пройти назначенное специалистом лечение.
  • Нужно почаще выкладывать ребенка на живот, это развивает мышцы плечевого пояса, шеи, рук.
  • После того, как ребенок научится хорошо удерживать голову, ему нужно предлагать различные предметы, которые удобно захватывать рукой.
  • Показывая интересную игрушку, можно побудить младенца переворачиваться сначала на бочок, а затем на животик и обратно.
  • Затем нужно научить малыша вставать на четвереньки. Для этого нужно будет аккуратно подводить его ножки, согнутые в коленях, под его животик. Этот этап обучения может занять несколько недель, но он очень важен. Без его прохождения невозможно будет решить вопрос, как научить ребенка ползать на четвереньках.

Чтобы побудить младенца к ползанью, необходимо показывать ему яркие игрушки, установив их так, чтобы до них нельзя было дотянуться с места. Для ускорения процесса, нужно будет заниматься и общим развитием малыша: играть в пальчиковые игры и «топотушки», читать ему ритмичные детские стишки и петь песенки.

Как побудить ребенка ползать?

Как поступить, если, несмотря на усилия, ребенок не делает попыток ползти? При отсутствии проблем со здоровьем, можно попробовать прибегнуть к следующим приемам:

  • Сила примера. Если есть возможность, стоит пригласить к себе в гости семью, в которой ребенок ползает. Малыш, увидев, как его сверстник, свободно передвигается и берет вещи, которые ему интересны, может сам захотеть попробовать. Если знакомых детей подходящего возраста нет, мама или папа на собственном примере могут попробовать показать, как нужно двигаться.
  • Создайте условия. Ребенок может не хотеть ползать, потому что ему некомфортно. Постелите на полу мягкое одеяло, позаботьтесь о том, чтобы одежда малыша не мешала ему двигаться.
  • Не стоит спешить использовать ходунки и прочие приспособления, в которых легче двигаться. Использование этих приспособлений отбивает охоту двигаться самостоятельно.

Специальные упражнения

Ниже приведен комплекс упражнений, которые позволят младенцу быстрее освоить навык ползания. Прежде чем начинать заниматься по предложенной программе, необходимо проконсультироваться с педиатром, наблюдающим за развитием младенца, а также, с ортопедом и невропатологом.

Дело в том, что при некоторых состояниях (например, при повышенном или пониженном тонусе мышц или каких-то нарушениях опорно-двигательной системы), приведенная ниже гимнастика противопоказана. Более того, занятия могут даже ухудшить состояние малыша. Поэтому рисковать нельзя! Но если врачи подтвердят, что ребенок здоров, можно будет приступать к регулярным занятиям.

Упражнение первое – укрепляем руки. Чтобы хорошо ползать, нужно иметь развитые мышцы рук, поэтому их укреплению нужно уделить особое внимание. Для выполнения упражнения младенца укладывают на живот и начинают привлекать его внимание музыкальной или просто яркой игрушкой, располагая ее чуть выше его головы. Чтобы рассмотреть интересный объект, ребенок будет вынужден приподниматься на руках.

Второе упражнение – вырабатывает захват. Это занятие направлено на то, чтобы научить ребенка брать в руки предметы, находясь в положении на животе. Для начала нужно подкладывать под грудь ребенка мягкий валик так, чтобы его руки оставались свободными, а верхняя часть тела приподнятой. В этом положении подавать ребенку различные игрушки, чтобы он мог брать их руками. Впоследствии от валика нужно будет отказаться, нужно научить ребенка удерживаться на одной руке, а второй брать заинтересовавшие его предметы.

Третье упражнение– обучение положению «на четвереньках». Чтобы ребенок пополз, важно научить его стоять, опираясь на четыре точки – ладони и колени. Для обучения можно использовать мягкий валик (подушку), который подкладывают под грудь и живот так, чтобы руки и ноги были свободны. Чтобы обрести опору, ребенок вынуждено встает в нужную позу. Позднее можно будет убрать подушку, приподнимая малыша под грудку рукой. Второй рукой можно будет помочь ему поставить ноги в нужное положение.

Следующий этап приобретения навыка: научить младенца переставлять согнутые в коленях ноги. Для этого нужно уложить малыша на высокую подушку так, чтобы руки и верхняя часть тела находилась на полу, а ноги, согнутые в коленях – на полу. Теперь нужно потихоньку тянуть подушку на себя, следя, чтобы ребенок не соскользнул с нее. При этом малышу придется передвигать ногами, чтобы успевать за опорой.

Далее нужно научить младенца перебирать руками, чтобы двигаться вперед. Поставить ребенка на четвереньки и, поддерживая рукой под грудь, слегка подталкивать его вперед, побуждая перебирать руками. Для дополнительной стимуляции, стоит поставить впереди яркую игрушку.

После того, как все движения будут освоены, останется только научить ребенка ползать вперед. Для выполнения этого упражнения потребуется помощник (папа, бабушка, старший ребенок и пр.). Нужно поставить малыша на четвереньки на одеяло, и начинать его «перемещать». При этом, к примеру, мама «отвечает за движение рук, передвигая их поочередно, а папа – за движение ног. Выглядит это так: мама перемещает правую руку ребенка вперед, а папа в это время чуть-чуть подталкивает левую ножку.

Итак, ползание – это весьма важный этап развития младенца, поэтому, если сам ребенок не проявляет интереса, ему нужно немного помочь. Но не стоит сильно форсировать события или сравнивать своего малыша со сверстниками. Нужно помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность.

Как научить ребенка ползать? Все, что нужно знать родителям

Новорожденный малыш полностью зависит от мамы, но стоит ему чуть-чуть подрасти, как он старается обрести свободу передвижения. Сначала он учится переворачиваться со спины на живот и обратно, а потом осваивает и гораздо более серьезную «науку» ползание.

Этот этап развития младенца очень важный, ведь он подготавливает мускулатуру и опорно-двигательную систему к полноценной ходьбе на двух ногах. Поэтому родители малышей, которые не желают самостоятельных попыток передвигаться на четвереньках, задаются вопросом, как правильно научить ребенка ползать.

Читайте также:  Александр мартынов – биография, факты, фото

Нужно ли ползание?

Обязательно ли учить ребенка ползать? Ведь многие малыши прекрасно обходятся без этого навыка, а в положенное время обучаются ходить. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нельзя сказать, что если ребенок не научиться ползать, то он многое потеряет в развитии. Но и ограничивать малыша, который стремится научиться передвигаться доступным для него способом не стоит.

Доктор Комаровский рекомендует к каждому ребенку подходить индивидуально. Детки развиваются по-разному, они от рождения имеют свои темперамент и характер. Если ребенок флегматик, то, скорее всего, он начнет ползать позднее или совсем не будет «осваивать» этот способ передвижения. Поэтому родителям не стоит быть чрезмерно настойчивыми в процессах обучения.

Если же малыш стремится ползать, но в силу возраста у него не получается, то ему обязательно нужно помочь. Для этого следует использовать специальные упражнения.

Когда нужно начинать учиться?

Побуждать младенца к активности нужно с самого раннего возраста. Уже в месячном возрасте нужно регулярно выкладывать ребенка на животик, чтобы он учился сначала держать головку, а потом опираться на ручки. Чтобы побуждать его к этим действиям, необходимо заинтересовывать младенца яркими игрушками и прочими интересными вещами.

Примерно в 3-4 месяца в жизни ребенка случается знаменательное событие, он обретает возможность самостоятельно изменять положение тела, то есть переворачиваться. Этот навык позволяет ребенку значительно увеличить угол обзора и получить массу новой информации об окружающем его мире.

Примерно в 4-5 месяцев малыш овладевает умением в положении на животе приподниматься на руках, а чуть позднее, удерживая вес на одной руке, второй брать заинтересовавшие его вещи. Но что делать, если та «замечательная штучка» находится далеко и взять ее не получается. Конечно, можно пойти по простому пути и, привлекая внимание мамы криком, «потребовать» поднести вещь поближе. Но если мама «не понимает», приходится действовать самостоятельно. Стараясь дотянуться до заинтересовавшей его вещи, ребенок учится передвигаться тем способом, который для него удобнее, то есть, обучается ползать.

В каком возрасте это происходит? Ответ во многом зависит от характера ребенка. Любознательные малыши нередко начинают ползать уже в 5-6 месяцев. Детки, которые отличаются врожденной осторожностью, нередко осваивают этот навык только в 8 месяцев. И это совершенно нормально! Не нужно считать, что те младенцы, которые в 7 месяцев не делают попыток ползать, отстают в развитии. Просто они развиваются по своему индивидуальному «плану».

На темпы развития могут повлиять и внешние факторы. Например, если малыш болезненный или он перенес нервный стресс, то он может несколько позже сверстников осваивать те или иные навыки. Но со временем все детки «выравниваются», так что особо переживать не стоит.

Как действовать?

Не стоит стремиться быстро научить ребенка ползать, как и при освоении других навыков, лучше действовать постепенно. Но начинать нужно с самого раннего возраста младенца.

Вот примерный «план действий»:

  • Уже в возрасте 1-2 месяца, необходимо регулярно делать с малышом гимнастику, проводить сеансы массажа. Если у ребенка будет выявлен гипернтонус мышц, необходимо будет обратиться к специалистам, чтобы убрать «зажимы».
  • Не стоит пренебрегать плановыми осмотрами у невропатолога, при выявлении каких-то отклонений, необходимо пройти назначенное специалистом лечение.
  • Нужно почаще выкладывать ребенка на живот, это развивает мышцы плечевого пояса, шеи, рук.
  • После того, как ребенок научится хорошо удерживать голову, ему нужно предлагать различные предметы, которые удобно захватывать рукой.
  • Показывая интересную игрушку, можно побудить младенца переворачиваться сначала на бочок, а затем на животик и обратно.
  • Затем нужно научить малыша вставать на четвереньки. Для этого нужно будет аккуратно подводить его ножки, согнутые в коленях, под его животик. Этот этап обучения может занять несколько недель, но он очень важен. Без его прохождения невозможно будет решить вопрос, как научить ребенка ползать на четвереньках.

Чтобы побудить младенца к ползанью, необходимо показывать ему яркие игрушки, установив их так, чтобы до них нельзя было дотянуться с места. Для ускорения процесса, нужно будет заниматься и общим развитием малыша: играть в пальчиковые игры и «топотушки», читать ему ритмичные детские стишки и петь песенки.

Как побудить ребенка ползать?

Как поступить, если, несмотря на усилия, ребенок не делает попыток ползти? При отсутствии проблем со здоровьем, можно попробовать прибегнуть к следующим приемам:

  • Сила примера. Если есть возможность, стоит пригласить к себе в гости семью, в которой ребенок ползает. Малыш, увидев, как его сверстник, свободно передвигается и берет вещи, которые ему интересны, может сам захотеть попробовать. Если знакомых детей подходящего возраста нет, мама или папа на собственном примере могут попробовать показать, как нужно двигаться.
  • Создайте условия. Ребенок может не хотеть ползать, потому что ему некомфортно. Постелите на полу мягкое одеяло, позаботьтесь о том, чтобы одежда малыша не мешала ему двигаться.
  • Не стоит спешить использовать ходунки и прочие приспособления, в которых легче двигаться. Использование этих приспособлений отбивает охоту двигаться самостоятельно.

Специальные упражнения

Ниже приведен комплекс упражнений, которые позволят младенцу быстрее освоить навык ползания. Прежде чем начинать заниматься по предложенной программе, необходимо проконсультироваться с педиатром, наблюдающим за развитием младенца, а также, с ортопедом и невропатологом.

Дело в том, что при некоторых состояниях (например, при повышенном или пониженном тонусе мышц или каких-то нарушениях опорно-двигательной системы), приведенная ниже гимнастика противопоказана. Более того, занятия могут даже ухудшить состояние малыша. Поэтому рисковать нельзя! Но если врачи подтвердят, что ребенок здоров, можно будет приступать к регулярным занятиям.

Упражнение первое – укрепляем руки. Чтобы хорошо ползать, нужно иметь развитые мышцы рук, поэтому их укреплению нужно уделить особое внимание. Для выполнения упражнения младенца укладывают на живот и начинают привлекать его внимание музыкальной или просто яркой игрушкой, располагая ее чуть выше его головы. Чтобы рассмотреть интересный объект, ребенок будет вынужден приподниматься на руках.

Второе упражнение – вырабатывает захват. Это занятие направлено на то, чтобы научить ребенка брать в руки предметы, находясь в положении на животе. Для начала нужно подкладывать под грудь ребенка мягкий валик так, чтобы его руки оставались свободными, а верхняя часть тела приподнятой. В этом положении подавать ребенку различные игрушки, чтобы он мог брать их руками. Впоследствии от валика нужно будет отказаться, нужно научить ребенка удерживаться на одной руке, а второй брать заинтересовавшие его предметы.

Третье упражнение– обучение положению «на четвереньках». Чтобы ребенок пополз, важно научить его стоять, опираясь на четыре точки – ладони и колени. Для обучения можно использовать мягкий валик (подушку), который подкладывают под грудь и живот так, чтобы руки и ноги были свободны. Чтобы обрести опору, ребенок вынуждено встает в нужную позу. Позднее можно будет убрать подушку, приподнимая малыша под грудку рукой. Второй рукой можно будет помочь ему поставить ноги в нужное положение.

Следующий этап приобретения навыка: научить младенца переставлять согнутые в коленях ноги. Для этого нужно уложить малыша на высокую подушку так, чтобы руки и верхняя часть тела находилась на полу, а ноги, согнутые в коленях – на полу. Теперь нужно потихоньку тянуть подушку на себя, следя, чтобы ребенок не соскользнул с нее. При этом малышу придется передвигать ногами, чтобы успевать за опорой.

Далее нужно научить младенца перебирать руками, чтобы двигаться вперед. Поставить ребенка на четвереньки и, поддерживая рукой под грудь, слегка подталкивать его вперед, побуждая перебирать руками. Для дополнительной стимуляции, стоит поставить впереди яркую игрушку.

После того, как все движения будут освоены, останется только научить ребенка ползать вперед. Для выполнения этого упражнения потребуется помощник (папа, бабушка, старший ребенок и пр.). Нужно поставить малыша на четвереньки на одеяло, и начинать его «перемещать». При этом, к примеру, мама «отвечает за движение рук, передвигая их поочередно, а папа – за движение ног. Выглядит это так: мама перемещает правую руку ребенка вперед, а папа в это время чуть-чуть подталкивает левую ножку.

Итак, ползание – это весьма важный этап развития младенца, поэтому, если сам ребенок не проявляет интереса, ему нужно немного помочь. Но не стоит сильно форсировать события или сравнивать своего малыша со сверстниками. Нужно помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию