12 советов по выбору развивающих игрушек деткам 3 лет - Oxford44.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

12 советов по выбору развивающих игрушек деткам 3 лет

10 лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет

Характеристика в рейтинге

1Спортивные игрушкиСпособствуют физическому развитию
2Мольберт для рисованияИдеален для контроля психо — эмоционального состояния
3Развивающий плакатЛучшая функциональность
4Наборы для лепкиУлучшают тактильные ощущения
5КонструкторОтличное развитие мелкой моторики
6Объемный пазлРазвивает пространственное мышление
7Пальчиковый лабиринтЛучшая игрушка для интеллектуального развития
8Книги и журналы с многоразовыми наклейкамиЛучшая безопасная игрушка
9Тематические наборыОтличная игрушка для социальной адаптации
10Профессиональные наборыСпособствуют социализации

Трехлетний ребенок представляет собой маленькую индивидуальность, которая динамично изучает мир. Он уже умеет ходить, бегать и общаться. На данном этапе очень важно обеспечить ему не только умственное и физиологическое развитие, но и эмоционально — психическое. В этом деле хорошими помощниками являются игрушки.

Подбирать забавы для мальчиков и девочек 3-ех лет необходимо тщательно. Они должны обеспечивать формирование гармоничной личности путем разностороннего развития и гарантировать ее успешное вхождение в социум. Рассмотрим основополагающие требования, предъявляемые к игрушкам 3-ех годовалого малыша. Необходимо, чтобы они:

  1. Развивали мелкую моторику, и, соответственно, речь с интеллектом.
  2. Совершенствовали двигательную активность и физическое становление.
  3. Способствовали умственному и творческому развитию.
  4. Воспитывали внимательность, усидчивость, старательность. Важно, чтобы многообразие забав включало успокаивающие игрушки.
  5. Проецировали реальный взрослый мир в игру, чтобы у ребенка накапливался социальный опыт.

Ниже мы разместили рейтинг лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет. Составить его помогли отзывы родителей и мнения педагогов-психологов.

ТОП – 10 развивающих игрушек для детей от 3 лет

10 Профессиональные наборы

Взрослея, дети начинают копировать поведение взрослых. Для них становится важным взаимодействие друг с другом. Часто они придумывают профессиональные игры, например, в доктора или пожарного. В современных магазинах можно отыскать множество таких наборов. В основном они делятся по половому признаку. Для мальчиков разрабатываются комплекты полицейского, пожарного, строителя. Главное, приобретать наборы разных профессий, чтобы ребенок получил как можно больше разносторонних знаний.

Самой востребованной игрушкой для девочек является набор доктора, который содержит медицинские принадлежности, чепчик и лекарства. Карапузам очень нравится играть как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом у них развивается эмоциональная сфера, интеллект, воображение, они получают социальные навыки и знания. Как показывает практика, многие дети перестали бояться походов к врачу.

9 Тематические наборы

Одними из лучших развивающих игрушек для детей в возрасте 3 лет являются предметы, позволяющие копировать жизнь и поведение взрослых. Сюда относятся пупсы с кроваткой и коляской, наборы посуды, столовые сервизы, макеты продуктов, постельные принадлежности и многое другое. С помощью них дети набираются опыта, важного для их дальнейшей жизни.

Для мальчиков существуют целые мастерские с рабочими инструментами. Многие предпочитают набор Суперагента, в арсенале которого есть очки, костюм, детекторы и телескопы. Для девочек часто покупают игрушечные магазины, комплекты бытовой техники, пластмассовые продукты, из которых можно что-то приготовить. Такие игры очень привлекательны для детей. Сами того не подозревая, они получают бесценный социальный опыт.

8 Книги и журналы с многоразовыми наклейками

Детей в 3 года начинают особенно интересовать книги и журналы. Не удивительно, ведь они способны дольше сохранять концентрацию внимания, слушая рассказы и придумывая свои истории. На помощь в этом случае приходят наклейки, которые позволяют каждый раз проигрывать новое развитие событий. После нескольких занятий со взрослыми, малыш станет самостоятельно изучать книги.

Как правило, такие журналы содержат небольшие задания. За счет многоразовости наклеек, можно исправлять допущенные ошибки, если таковые имеются. Игрушка развивает память, усидчивость, концентрацию, внимательность, аккуратность. Яркие рисунки способствуют лучшему запоминанию информации. Большой выбор тем позволяет знакомить детей с окружающим миром.

7 Пальчиковый лабиринт

Очень интересная и полезная игрушка. Учит ребенка находить правильное решение задач. С ее помощью развивается моторика, логическое мышление, ловкость и умение предусматривать возможные выходы из сложившейся ситуации. Для ребенка в 3 года особенно интересен лабиринт в виде города, в котором можно крутить, перебирать, двигать машинки, животных и другие фигуры.

Сейчас существует множество вариантов пальчиковых лабиринтов. Наиболее популярными являются игрушки с расширенным функционалом. Производятся они из дерева и содержат разнообразные подвижные элементы. Например, в них можно открывать замки, двери, крутить картинки и часовые стрелки, проходить препятствия. Такая забава позволяет выстраивать логические цепочки в уме и подкреплять ее определенной последовательностью действий.

6 Объемный пазл

Отличие объемных пазлов от плоских в том, что конечное изображение получается в трехмерном формате. Например, с помощью них можно собрать объемную машину, замок или животное. Чаще всего материал, из которого они изготавливаются, – это дерево, пластик и ламинированный картон. Игрушка является отличным развивающим пособием для знакомства с окружающим миром.

У детей 3 лет формируется пространственное мышление, логика, навыки группирования, фантазия и творческие способности. Ребенок лучше концентрируется, становится усидчивым. Развивается мелкая моторика, которая в последствии влияет на становление речи. По словам родителей, дети способны довольно долго заниматься собиранием пазлов. Это увлекательно и весело, к тому же, полезно.

5 Конструктор

Одна из лучших универсальных игрушек, в которую играют дети разных возрастов, начиная от года. Если в этот период конструктор состоит из нескольких деталей крупного размера, то теперь, когда ребенку исполнилось 3 года, он нуждается в более сложных конструкциях. Поэтому самым подходящим вариантом станет набор из множества деталей среднего размера, причем не обязательно с закругленными углами.

Теперь малышу интересны сюжетные наборы, с помощью которых можно построить автомобильную дорогу с тоннелем, зоопарк, дом с жителями, ферму с животными. К конструкторам можно отнести также железную дорогу, всевозможные треки и магнитные аксессуары. «Строительство» развивает концентрацию внимания, ориентирование в пространстве, усидчивость, воображение и мелкую моторику. Обогащает знаниями о свойствах и предназначении предметов, расширяет кругозор.

4 Наборы для лепки

Так называемая «моторная ловкость» у малышей начинает появляется в возрасте 3 лет. На этом этапе главное не забрасывать дальнейшее развитие моторики и тактильных ощущений. Наборы для лепки легко справятся с этой задачей. Дети не только познают свойства различных материалов, но и создают с их помощью маленькие шедевры. Лепить можно из пластилина, теста, песка.

Современные комплекты включают целые сюжеты с разными формами. Можно создавать заправочные станции, стройки, дома с мебелью. Тесто является самым лучшим материалом и, вместе с тем, самым безопасным и востребованным. Он приятный и эластичный, не прилипает к рукам. Детям нравится заниматься лепкой, так как в результате они получают готовый продукт, созданный своими руками.

3 Развивающий плакат

Среди родителей развивающий плакат стоит на втором месте по «полезности». Обладает большим функционалом, тем самым обеспечивает многостороннее формирование личности 3-ех летнего ребенка. Имеет несколько режимов, позволяющих изучать, тренироваться и проверять полученные знания. Оснащен звуковым сопровождением, а значит, малыш может заниматься с ним самостоятельно.

Плакат можно назвать целым обучающим центром. Разнообразие тем дает возможность познавать слова, слоги, алфавит, цифры. Дети не только визуально запоминают написание, но и правильное произношение. Главные достоинства – это безопасность и приучение 3-ех летних мальчиков и девочек к самостоятельности.

2 Мольберт для рисования

Рисование – лучший инструмент для творческого становления. Конечно, для занятий можно использовать простой лист бумаги, но мольберт позволяет ребенку почувствовать себя юным дарованием, ведь для него так важно быть «взрослым». Да и по части удобства он выигрывает. Для нанесения рисунка можно использовать фломастеры и мелки. Стирать специальной губкой. К тому же его можно использовать в качестве магнитной доски, чтобы крепить цифры и буквы.

Преимуществ у мольберта много. Во-первых, он способствует творческому самовыражению малыша. Во-вторых, успокаивает психо — эмоциональное состояние. То, что ребенок не может высказать, он может выплеснуть на «холсте». В-третьих, развиваются кисти рук и пальцы. Они становятся более гибкими и послушными. В-четвертых, у мальчиков и девочек вырабатывается эстетический вкус. В-пятых, исключается появление неправильной осанки. Как видим, игрушка помогает маленькой личности развиваться гармонично.

Читайте также:  16 советов для желающих научиться езде на лыжах!

1 Спортивные игрушки

Физическое развитие в 3 года является очень важным аспектом. Спортивные игрушки малышам приносят особое удовольствие. В этот период полезными будут мячи, обручи, надувные аксессуары для плавания, имеющие яркую расцветку, упругую форму и средние размеры. Самым распространенным и недорогим вариантом является мяч. Он помогает развить координацию, ловкость, скорость реакции, глазомер, смекалку.

Ребенок может придумывать различные манипуляции: катать мяч по полу, подкидывать, пинать, выбивать предметы. Со временем игры будут носить разносторонний характер. Дополнительно можно приобрести кегли и кольца. Если с мячом лучше заниматься на открытой местности, то последними двумя развлечениями – в доме. Немаловажным приобретением станет велосипед. Это уже более серьезная игрушка, которая считается едва ли не самой лучшей в период развития двигательной активности.

Рейтинг самых полезных игрушек. Выбор психологов

Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».

— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Взгляд из колыбели

— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.

2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.

3. Большая неваляшка — с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.

Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.

Первые шаги — первые умения

— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Скоро в школу!

— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.

Основные типы игрушек для дошкольников:

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.

Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.

Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.

Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.

Детство или отрочество

— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.

Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:

1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.

Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.

2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.

Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.

3. Партнерские игры — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.

Читайте также:  ТОП-30 обучающих игр для детей в возрасте от 4 до 5 лет!

Топ-8 обучающих игрушек для детей от 3 лет

Сегодня полки детских магазинов переполнены товарами на любой цвет и вкус. С каждым днем становится все сложнее сориентироваться, какие игрушки действительно полезные и развивающие для детей 3 лет, а какие нет. Мнение психологов на этот счет однозначно: при выборе предметов для игр важно руководствоваться не дороговизной, популярностью или наличием «крутых» функций, а здравым смыслом. Нужно задать себе вопросы: «Какие качества будут развиваться у малыша? Насколько позитивным будет его представление о внешнем мире? Соответствует ли игрушка возрасту?».

Особенности развития в 3 года

Трехлетний малыш продолжает активно развиваться, совершенствуется работа его нервной системы, формируется опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте повышается выносливость и концентрация внимания. Ребенок начинает проявлять терпение. Он стремиться сделать все сам.

В 3 года дети начинают задавать сотни вопросов: «А это зачем? Почему? Как?». Таким образом формируется представление о внешнем мире. Позже они научатся оперировать полученными знаниями, подвергать их глубокому анализу.

По-прежнему основной деятельностью малыша остается игра. Теперь в ней появляется сюжет, состоящий из нескольких событий: машина выезжает из гаража и перевозит груз, кукла просыпается и идет кушать.

Развивается воображение, к концу 3 года малыш примеряет на себя разные роли: доктора, пожарного, полицейского, своих родителей. Примерно к этому же времени появляется способность к анализу. Ребенок может выделить лишний предмет по определенному признаку, найти отличия на картинке. При решении задачи он все меньше действует экспериментальным путем, больше обдумывает свои действия. К примеру, строит из конструктора дом, оставляя место для двери, окна, соизмеряет проем с размером игрушки, которая будет в нем жить.

Актуальные игрушки

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с двигательной активностью. Чем подвижнее малыш, тем выше его мыслительные способности. Поэтому в возрасте 3 лет особенно актуальны игрушки, которые требуют подвижности: мячи, велосипед, беговел, детский спортивный уголок и т. д.

Кроме того, 3 года – возраст накопления представлений о внешнем мире. Ребенок активно усваивает названия предметов, учится правильно произносить их. Важно рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг, и при этом называть вещи своими именами (например, птица голубь, птица ворона, легковая машина, грузовая машина). Из игрушек будут полезны развивающие карточки, книги со сказками, детские энциклопедии, обучающие плакаты, планшеты, магнитная азбука.

Другие актуальные сферы развития:

  • концентрация внимания;
  • память;
  • ориентация в пространстве и времени;
  • наглядно-образное мышление;
  • воображение;
  • мелкая моторика;
  • речь.

Топ-8 игрушек для детей 3 лет

Психологи считают, что для детей в большей мере полезны игрушки, в игре с которыми задействуется воображение. То есть, выбирая между говорящей куклой и обычной, стоит отдать предпочтение второму варианту. Лучше будет, если ребенок сам придумает диалог, сможет менять его в зависимости от игрового сюжета.

Конечно, музыкальные игрушки имеют место быть. Различные летающие экземпляры, машины на радиоуправлении интересны и вызывают восторг у детей. Но по большей части они подходят для развлечения, а не для развития. Читайте далее список актуальных развивающих игрушек для детей 3 лет.

Конструкторы и мозаика

Такие игрушки однозначно полезные. Они тренируют мелкую моторику, усидчивость, ориентацию в пространстве, положительно влияют на речь, воображение и мышление малыша. Тем более что вариаций конструкторов существует множество:

  • магнитные;
  • блочные;
  • кубики;
  • на присосках;
  • в виде липучек;
  • в виде сот;
  • с болтами и гайками.

Фигурки людей, животных, сказочных существ

С помощью таких игрушек можно учить названия или разыгрывать различные сюжеты, развивающие воображение и знакомящие малыша с нормами поведения в социуме.

Для возраста 3 лет актуальны такие персонажи:

  • домашние и дикие животные;
  • пупсы;
  • куклы женского и мужского пола;
  • любимые персонажи сказок, мультфильмов.

Причем неправильно полагать, что куклы – лишняя игрушка для мальчиков. Одна или две принцессы найдут применение в игре, где малыш будет рыцарем. Через игру в куклы проще объяснить, как правильно вести себя с девочками, что они слабее, почему им нужно уступать и помогать.

Головоломки

В 3 года становятся актуальными логические игры. Они тренируют смекалку, речь, все виды мышления.

Вот перечень самых популярных игрушек-головоломок:

  • журнал с наклейками, которые нужно приклеить на определенные места;
  • пазлы с 8–16 элементами: деревянные, кубиками, картонные, 3D;
  • матрешка;
  • сортеры;
  • шнуровки;
  • детское лото, домино, другие настольные игры;
  • лабиринты.

Транспортные средства

Подобные игрушки развивают логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук. Они учат пространственной ориентации, а у мальчиков пробуждают интерес к механике.

Детям 3 лет интересны такие транспортные средства:

  • коляски для кукол (для девочек);
  • гоночные машины, трек, паркинг (для мальчиков);
  • поезд с железной дорогой;
  • строительная техника;
  • спецмашины: пожарная, полицейская, скорая.

Игрушки для улицы

Для трехлетнего ребенка важно много времени проводить на свежем воздухе. Поэтому у него должно быть достаточно игрушек для улицы. Какие из них лучшие?

  • Мячи.
  • Велосипед.
  • Трехколесный самокат.
  • Беговел.
  • Набор для песочницы.
  • Мыльные пузыри.
  • Цветные мелки.

Игрушки для творчества

Занятия творчеством не только тренируют фантазию. Они способствуют лучшей концентрации внимания, улучшают память, совершенствуют мелкую моторику и речь малыша.

Для трехлетки особенно интересными покажутся:

  • раскраски;
  • альбом и цветные карандаши, фломастеры;
  • цветная бумага и клей;
  • кисточка и краски (гуашь, акварель медовая, пальчиковые);
  • пластилин и тесто для лепки;
  • тематические наборы (например, для раскрашивания фигурки из гипса).

Обучающие игрушки

В 3 года ребенка можно знакомить с буквами, счетом, геометрическими фигурами, оттенками цвета.

Для интеллектуального развития подойдут следующие игрушки:

  • детские планшеты и плакаты с азбукой;
  • обучающий телефон, ноутбук;
  • карточки и детские энциклопедии;
  • магнитная доска с алфавитом.

Важные характеристики

Актуальность и развивающая польза игрушки – далеко не единственные качества, которыми должны руководствоваться родители при покупке. Важно обратить внимание на такие характеристики и особенности:

  • Безопасность. В 3 года ребенок все еще может пробовать предметы на вкус. Важно, чтобы игрушка была сделана из нетоксичных материалов, не имела неприятного запаха, не содержала слишком мелких деталей.
  • Соответствие возрасту. В жизни часто происходит так, что ребенок интересуется игрушками младших или старших детей. Не нужно запрещать ему это делать. Например, в 3 года вполне можно познакомить малыша с домино или шашками, дать погреметь погремушкой. Но целенаправленно выбирать лучше те варианты, которые соответствуют развитию. Например, то же домино, но детское, или вместо погремушки – маракасы или другой музыкальный инструмент.
  • Влияние на развитие. Прежде чем приобрести ту или иную игрушку, важно задуматься, какие качества у ребенка она будет формировать. Конечно, не все экземпляры должны быть полезными, нужны также интересные и развлекательные. Но их доля должна быть небольшой, до ⅓ от общей массы.
  • Влияние на психику. Родители также должны обращать внимание, какое представление о мире формирует та или иная игрушка. Для психического здоровья важно, чтобы ребенка окружали добрые персонажи, реалистичные животные. Сказочные существа тоже нужны, но их доля должна быт разумной. Если малыш будет играть сплошными монстрами, роботами, собаками фиолетового цвета или пушистыми розовыми слонами, то это не лучшим образом скажется на его восприятии реальности.
  • Здравомыслие. На одной международной выставке игрушек был представлен экземпляр, который нужно было разрезать, после чего из него выпадали внутренности: сердце, печень, легкие. Или взять те же куклы с детальным изображением половых органов. Подходят ли они для игр и во что с ними можно поиграть? Руководствуясь здравым смыслом, лучше оставить их в магазине.

И самое главное: при выборе игрушек в 3 года стоит учитывать наличие интереса к ним у ребенка. Не стоит навязывать свое мнение, руководствуясь только пользой выбранного экземпляра и стремлением развить малыша. У детей в этом возрасте уже есть свой характер, предпочтения, определенные наклонности. Также стоит учитывать, что для ребенка все еще важно участие родителя в игре. Нужно показывать, как обращаться с игрушкой, что делать, чтобы выполнить задание. Обязательно хвалите труды малыша, его смекалку, воображение, ум.

Читайте также:  Что такое дихотомия – значение и примеры

Топ-8 обучающих игрушек для детей от 3 лет

Сегодня полки детских магазинов переполнены товарами на любой цвет и вкус. С каждым днем становится все сложнее сориентироваться, какие игрушки действительно полезные и развивающие для детей 3 лет, а какие нет. Мнение психологов на этот счет однозначно: при выборе предметов для игр важно руководствоваться не дороговизной, популярностью или наличием «крутых» функций, а здравым смыслом. Нужно задать себе вопросы: «Какие качества будут развиваться у малыша? Насколько позитивным будет его представление о внешнем мире? Соответствует ли игрушка возрасту?».

Особенности развития в 3 года

Трехлетний малыш продолжает активно развиваться, совершенствуется работа его нервной системы, формируется опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте повышается выносливость и концентрация внимания. Ребенок начинает проявлять терпение. Он стремиться сделать все сам.

В 3 года дети начинают задавать сотни вопросов: «А это зачем? Почему? Как?». Таким образом формируется представление о внешнем мире. Позже они научатся оперировать полученными знаниями, подвергать их глубокому анализу.

По-прежнему основной деятельностью малыша остается игра. Теперь в ней появляется сюжет, состоящий из нескольких событий: машина выезжает из гаража и перевозит груз, кукла просыпается и идет кушать.

Развивается воображение, к концу 3 года малыш примеряет на себя разные роли: доктора, пожарного, полицейского, своих родителей. Примерно к этому же времени появляется способность к анализу. Ребенок может выделить лишний предмет по определенному признаку, найти отличия на картинке. При решении задачи он все меньше действует экспериментальным путем, больше обдумывает свои действия. К примеру, строит из конструктора дом, оставляя место для двери, окна, соизмеряет проем с размером игрушки, которая будет в нем жить.

Актуальные игрушки

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с двигательной активностью. Чем подвижнее малыш, тем выше его мыслительные способности. Поэтому в возрасте 3 лет особенно актуальны игрушки, которые требуют подвижности: мячи, велосипед, беговел, детский спортивный уголок и т. д.

Кроме того, 3 года – возраст накопления представлений о внешнем мире. Ребенок активно усваивает названия предметов, учится правильно произносить их. Важно рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг, и при этом называть вещи своими именами (например, птица голубь, птица ворона, легковая машина, грузовая машина). Из игрушек будут полезны развивающие карточки, книги со сказками, детские энциклопедии, обучающие плакаты, планшеты, магнитная азбука.

Другие актуальные сферы развития:

  • концентрация внимания;
  • память;
  • ориентация в пространстве и времени;
  • наглядно-образное мышление;
  • воображение;
  • мелкая моторика;
  • речь.

Топ-8 игрушек для детей 3 лет

Психологи считают, что для детей в большей мере полезны игрушки, в игре с которыми задействуется воображение. То есть, выбирая между говорящей куклой и обычной, стоит отдать предпочтение второму варианту. Лучше будет, если ребенок сам придумает диалог, сможет менять его в зависимости от игрового сюжета.

Конечно, музыкальные игрушки имеют место быть. Различные летающие экземпляры, машины на радиоуправлении интересны и вызывают восторг у детей. Но по большей части они подходят для развлечения, а не для развития. Читайте далее список актуальных развивающих игрушек для детей 3 лет.

Конструкторы и мозаика

Такие игрушки однозначно полезные. Они тренируют мелкую моторику, усидчивость, ориентацию в пространстве, положительно влияют на речь, воображение и мышление малыша. Тем более что вариаций конструкторов существует множество:

  • магнитные;
  • блочные;
  • кубики;
  • на присосках;
  • в виде липучек;
  • в виде сот;
  • с болтами и гайками.

Фигурки людей, животных, сказочных существ

С помощью таких игрушек можно учить названия или разыгрывать различные сюжеты, развивающие воображение и знакомящие малыша с нормами поведения в социуме.

Для возраста 3 лет актуальны такие персонажи:

  • домашние и дикие животные;
  • пупсы;
  • куклы женского и мужского пола;
  • любимые персонажи сказок, мультфильмов.

Причем неправильно полагать, что куклы – лишняя игрушка для мальчиков. Одна или две принцессы найдут применение в игре, где малыш будет рыцарем. Через игру в куклы проще объяснить, как правильно вести себя с девочками, что они слабее, почему им нужно уступать и помогать.

Головоломки

В 3 года становятся актуальными логические игры. Они тренируют смекалку, речь, все виды мышления.

Вот перечень самых популярных игрушек-головоломок:

  • журнал с наклейками, которые нужно приклеить на определенные места;
  • пазлы с 8–16 элементами: деревянные, кубиками, картонные, 3D;
  • матрешка;
  • сортеры;
  • шнуровки;
  • детское лото, домино, другие настольные игры;
  • лабиринты.

Транспортные средства

Подобные игрушки развивают логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук. Они учат пространственной ориентации, а у мальчиков пробуждают интерес к механике.

Детям 3 лет интересны такие транспортные средства:

  • коляски для кукол (для девочек);
  • гоночные машины, трек, паркинг (для мальчиков);
  • поезд с железной дорогой;
  • строительная техника;
  • спецмашины: пожарная, полицейская, скорая.

Игрушки для улицы

Для трехлетнего ребенка важно много времени проводить на свежем воздухе. Поэтому у него должно быть достаточно игрушек для улицы. Какие из них лучшие?

  • Мячи.
  • Велосипед.
  • Трехколесный самокат.
  • Беговел.
  • Набор для песочницы.
  • Мыльные пузыри.
  • Цветные мелки.

Игрушки для творчества

Занятия творчеством не только тренируют фантазию. Они способствуют лучшей концентрации внимания, улучшают память, совершенствуют мелкую моторику и речь малыша.

Для трехлетки особенно интересными покажутся:

  • раскраски;
  • альбом и цветные карандаши, фломастеры;
  • цветная бумага и клей;
  • кисточка и краски (гуашь, акварель медовая, пальчиковые);
  • пластилин и тесто для лепки;
  • тематические наборы (например, для раскрашивания фигурки из гипса).

Обучающие игрушки

В 3 года ребенка можно знакомить с буквами, счетом, геометрическими фигурами, оттенками цвета.

Для интеллектуального развития подойдут следующие игрушки:

  • детские планшеты и плакаты с азбукой;
  • обучающий телефон, ноутбук;
  • карточки и детские энциклопедии;
  • магнитная доска с алфавитом.

Важные характеристики

Актуальность и развивающая польза игрушки – далеко не единственные качества, которыми должны руководствоваться родители при покупке. Важно обратить внимание на такие характеристики и особенности:

  • Безопасность. В 3 года ребенок все еще может пробовать предметы на вкус. Важно, чтобы игрушка была сделана из нетоксичных материалов, не имела неприятного запаха, не содержала слишком мелких деталей.
  • Соответствие возрасту. В жизни часто происходит так, что ребенок интересуется игрушками младших или старших детей. Не нужно запрещать ему это делать. Например, в 3 года вполне можно познакомить малыша с домино или шашками, дать погреметь погремушкой. Но целенаправленно выбирать лучше те варианты, которые соответствуют развитию. Например, то же домино, но детское, или вместо погремушки – маракасы или другой музыкальный инструмент.
  • Влияние на развитие. Прежде чем приобрести ту или иную игрушку, важно задуматься, какие качества у ребенка она будет формировать. Конечно, не все экземпляры должны быть полезными, нужны также интересные и развлекательные. Но их доля должна быть небольшой, до ⅓ от общей массы.
  • Влияние на психику. Родители также должны обращать внимание, какое представление о мире формирует та или иная игрушка. Для психического здоровья важно, чтобы ребенка окружали добрые персонажи, реалистичные животные. Сказочные существа тоже нужны, но их доля должна быт разумной. Если малыш будет играть сплошными монстрами, роботами, собаками фиолетового цвета или пушистыми розовыми слонами, то это не лучшим образом скажется на его восприятии реальности.
  • Здравомыслие. На одной международной выставке игрушек был представлен экземпляр, который нужно было разрезать, после чего из него выпадали внутренности: сердце, печень, легкие. Или взять те же куклы с детальным изображением половых органов. Подходят ли они для игр и во что с ними можно поиграть? Руководствуясь здравым смыслом, лучше оставить их в магазине.

И самое главное: при выборе игрушек в 3 года стоит учитывать наличие интереса к ним у ребенка. Не стоит навязывать свое мнение, руководствуясь только пользой выбранного экземпляра и стремлением развить малыша. У детей в этом возрасте уже есть свой характер, предпочтения, определенные наклонности. Также стоит учитывать, что для ребенка все еще важно участие родителя в игре. Нужно показывать, как обращаться с игрушкой, что делать, чтобы выполнить задание. Обязательно хвалите труды малыша, его смекалку, воображение, ум.

Ссылка на основную публикацию